«смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat)— картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата.
Сейчас лозунг «возвращения к природе», «естественности» кажется странным в устах классицистов, так как их произведения несколько надуманны. В середине стоит отец семейства, слеваот него — готовые к сражению сыновья, справа — оцепеневшие от горя и страхаженщины с детьми. 13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру.
Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Бланш полагает, что эта техника и есть искусство: «искусство непосредственное, вопреки кажущейся его напряженности, реалистическое искусное ремесло добросовестного работника нечто хорошо сделанное, скромное, но прибегающее к грубым эффектам» В Салоне 1789 года, открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения, внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). Королевский музей изящных искусств. Само полотно художник создал в течение трех месяцев.
Фигура убитого Лепелетье напоминает мертвого Гектора, написанного Давидом в 1783 году («Андромаха, оплакивающая Гектора»), а фигура Барра перекликается с изображениями Нарцисса с сентиментально-романтическим Эндимионом Жироде. Она ненавидела его за это. Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями".
Желая смягчить строптивую жену, Менелай одаривал ее подарками, но это помогало ненадолго. Давид отходит от политики и сосредотачивается на частной жизни, набирает учеников. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный. Он велел пустить к нему составительницу письма.
На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. На нем император изображен у стола, на котором размещены бумаги государственного значения. Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа».
Давид хотел показать революционный порыв народа. Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30. Его сильно потрясла смерть Марата. Не случайно французский поэт Шарль Бодлер писал впоследствии: «Перед нами Драма во всем ее ужасе.
Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789). Значение этой картины раскрывает сам Давид в речи, произнесенной в Конвенте 29 марта 1793 года при поднесении картины: «Истинный патриот должен со всем старанием пользоваться всеми средствами для просвещения своих соотечественников и постоянно показывать им проявления высокого героизма и добродетели» Давид изобразил Марата так, как он представлял его в момент смерти: сохранено ощущение, что Марат вот только что погиб, только что завершилась непоправимая горчайшая несправедливость, еще не разжалась рука, держащая перо и на лице не разгладилась страдальческая складка, а вместе с тем картина звучит как реквием и фигура убитого – как памятник ему. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ". Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление.
Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. Все художники, более или менее ценимые Наполеоном, приносили жертвы богу практицизма: им отказывали «в праве и даже в возможности находить удовлетворение в абстрактной сфере красоты» и возложили на них «обязанность делать вещи, которые могли бы получить полезное применение в соответствии с положительными интересами и практическими установлениями нации.
Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Против этого нового искусства возражал Давид: «Я не хочу ни проникнутого страстью движения, ни страстной экспрессии. » Таким образом, все творчество периода революции художника можно назвать идеалистическим, поскольку прославление политических ценностей и гражданского долга по отношению к своей Родине достигает неимоверных вершин. Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания. 165 x 128 см.
В том же 1795 году он задумывает картину «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (Лувр 1799), которой он хотел показать возможность примирения партий, стоящих на различных политических платформах. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье. Почтительный к старшим, Давид доброжелательно объяснял поступок профессора так: «Я думаю, что Вьен говорил так для моей пользы, по крайней мере я не могу предположить никакой другой цели со стороны учителя» Таким образом, лишь в 1775 г. осуществляется поездка в Италию, куда он отправляется как стипендиат Академии вместе с Вьенном. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар.
Он был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-1794 гг. ), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, друг мой. ), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). Марата, члена Конвента Лепелетье де Сен-Фаржо и юного героя Барру он изобразил так как в средневековье изображали святых: «с их атрибутами и орудиями истязания» (Розенталь).
Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Вслед за письмом раздался звонок и Марат услышал звуки женских голосов, споривших между собой. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:.
Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. Давид Поместил над телом Лепелетье обнаженный меч, прокалывающей листок бумаги со словами: «Я голосую за смерть тиранов».
По егословам, он хотел «изобразить античныенравы с такой точностью, чтобы греки иримляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям». они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». Раскрывая биографические подробности жизни и творчества художника, автор с восхищеньем отзывается о Давиде не только как о прекрасном художнике в политическом аспекте, но в большей степени как о мастере, оставившем нам также и образы малой «человеческой комедии» в портретах своих близких, в портретах разбогатевших чиновников импозантных военных, дипломатов, политических изгнанников, многие из которых не окончены. Аскетическая сдержанность колорита подчеркивает пуританскую простоту образа Марата. Именно вот таким образом произведения художников эпохи французской революции ей кажутся «искусственными».
Композиция проста и смела. Говоря о революционном классицизме, она упоминает теорию Руссо о близости к природе. И, наоборот, в автопортрете (1794 Лувр), написанном также в тюрьме и так и оставшемся незаконченным, царит совсем другое настроение.
1793 г. Париж, Национальная библиотека илл. Лаконичная надпись — «Марату Давид. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции.
Депрессия следует за крайним возбуждением. Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде. Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник.
Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. илл. Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно.
Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». Эти Две стороны его творчества остаются разобщенными вплоть до революции. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. Пушкина). Путешествие было для Давида началом нового периода его ученичества.
Учился у Буше, начинал работать в стиле рококо, но после учёбы в Риме (1775-1780 гг. ) и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. Так происходили похороны. Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов). В отличии от поздних многофигурных исторических полотен Давида, бездушных и скучных, в «Смерти Марата» он сумел чувство глубокой скорби выразить благородно простыми средствами. Ассигнация лежит тут же рядом. Не случайно французский поэт Шарль Бодлер писал впоследствии: "Перед нами драма во всем ее ужасе.
Если в «Клятве Горациев» художник дает идеализированные, несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат.
Она в нем говорит, что очень несчастна. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность». На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства. И когда Марат читал это письмо, женщина убила его ножом. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу.
Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. Аскетическая сдержанность колорита подчеркивает пуританскую простоту образа Марата. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства.
Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. Но техника Давида имела решающее значение. 5 Несколько картин революционного содержания было выставлено в Салоне 1793 г. Так, Пурселли выставил картину «Торжество санкюлотов на развалинах Бастилии», Бальзак—«Гора и болото», Дефон—«Осада Тюильри храбрыми санкюлотами», Дюплесси-Берто—«Взятие Бастилии» (последняя картина находится в Музее Версаля). Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия.
Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии. Ее казнили.
В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. Депутаты молча смотрели на холст, который неожиданно оказался простым и холодным, но они были восхищены: никто еще не видел такого Марата — мертвого и одновременно живого. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением. важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида — портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей). За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции. Голова, повернутая набок, залито мягким светом. Гладкий фон картины, написанный в желтовато-коричневатой тональности, замечателен и по цветовому контрасту к нижней части композиции и тем, что он состоит из множества быстрых неровных мазков, которые как своеобразный вихрь реют над умирающим, сгущаясь и в тоне и в плотности наложения красок около головы Марата, подобно приближающемуся к нему могильному мраку смерти.
Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». В «Клятве Горациев» Давид заимствует сюжет из античной истории, для того чтобы воплотить передовые идеи своего времени, а именно: идею патриотизма идею гражданственности. «Трагедия полная боли и ужаса» – так отозвался о его работе Ш. Бодлер В революционные годы Давид создает ряд замечательных портретов, в которых хочет как бы рассказать о своих раздумьях и думах своих современников. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане.
Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Ведь люди сами являются частью природы и, даже не желая ей подражать, все-таки это делают. И уже около 1780 года уверенно возглавил «большой стиль», объединив политику и искусство: «Свидетель своей эпохи, Давид запечатлел ее в своих произведениях, привнеся в ее отображение упорядоченность, определенный стиль. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями.
«Смерть Марата» – посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века. Портрет Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. Давид в своих портретах представляет то, что непосредственно наблюдает в действительности и, может быть, даже не желая этого, создает образы людей, которые довольны собой, своим богатством и охотно выставляют его напоказ» Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788 Нью-Йорк, Институт Рокфеллера).
Здесь явно сказывается желание создать светскую икону. Это «документальное»воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам:на самом деле Корде проникла к нему подпредлогом доноса. Давид Жак Луи (David, Jacques-Louis) (1748-1825 гг. ), французский художник, выдающийся представитель неоклассицизма. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата.
Полотно представляет собой огромный холст. Справа на стене деревянного ящика, можно прочесть сформулированную с лаконизмом эпитафии надпись: «Марату – Давид». Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки.
Сославшись на необходимость передать Марату секретную информацию, женщина настояла, чтобы он принял ее лично. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. Ее отправили на гильотину. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Спокойствие разлито по всему пейзажу.
Картина Давида настолько полно выражала всеобщие чувства, что Конвент вынес особое постановление о воспроизведении этого произведения в гравюре, отчего оно стало еще более известным. Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. Я жду Вашего совета».
Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 года, когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства» (Лувр). Вода в ванне и простыни окрашены кровью. И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»».
Картина даже не была никем заказана. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой. В 1806 г. Энгр наконецсмог отправиться в Италию. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. На ванне лежала доска, которая служила ему столом.
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Свое обращение к античности Давид любил связывать с именем Рафаэля: «О, Рафаэль, божественный человек, ты, поднявший меня постепенно до античности Ты же дал мне возможность понять, что античность еще выше тебя» Однако важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида – портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей). 4 В Салоне 1789 г., открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения (на выставке охрану несли сами художники и ученики, одетые в национальные мундиры), внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр).
13 июля1793 г., спустя полтора месяца послеякобинского переворота, один из еговдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743—1793) был заколот в своей квартиредворянкой по имени Шарлотта Корде. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого публициста (что, в принципе, Давид и сам хотел сделать -), но и организовать церемонию его похорон. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния. В картине «Переход Бонапарта черезперевал Сен-Бернар» (1800 г. ) художникизобразил своего нового героявозвращающимся из победоносногопохода в Италию. Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя.
Холст, масло. Франция. Наполеон понимал важность пропаганды, а Давид мог воплотить хорошую пропаганду. Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ), Давид не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, Леонид и спартанцы у Фермопил — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). Ванна напоминаетсаркофаг ящик, на котором, как напьедестале, начертано посвящение:«Марату — Давид», — выразительныйрубеж, разделяющий погибшего и зрителейпустое сумеречное пространство фона —образ вечности, где пребывает павшийгерой.
Однако Марат не привык тратить время назад ставил возле ванны доску, служившую ему столом. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Таким образом, по его мнению, «он подготовляет путь для Курбе, но не оказывает никакого влияния на двух самых крупных художников первой половины века – Коро и Домье».
Говоря же непосредственно о творчестве Давида, автор отмечает, что «личный вклад Давида в развитие художественного вкуса заключается в строгости решения, уверенности, точности графической техники, в отрицании независимости искусства, в сознательном превращении искусства в политическое и социальное орудие». Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. Брюссель. Давид был также активным участником революционных событий. Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид».
При свечах художник быстро делал наброски. 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. В самом Конвенте не было единства.
Париж, Лувр. Если в «Клятве Горациев», несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах Убитый Лепелетье (1793, картина не сохранилась известна по гравюрам Тардье) и особенно Смерть Марата (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм. Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу). Когдаистёк четырёхлетний срок стажировки, он остался за границей на свой страх ириск. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. Картина, посвященная этому событию, увековечила Марата как мученика и народного героя, что достигалось путем использования приемов, характерных для религиозных работ.
Вторая рука лежит на доске. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. И как впоследствии скажет Э. Делакруа, «Вместо того, чтобы проникнуть в дух античности и соединить ее изучение с изучением природы, Давид явно стал отзвуком эпохи, для которой античность была лишь фантазией» В период революции творчество Давида воодушевляют передовые идеи его времени, сыгравшие большую политическую роль в истории Франции. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства.
В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. Это такая своеобразная эпитафия. Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась).
Картина лаконична. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Власти прибегалик более гибким методам художественнойполитики: распределение крупных заказовна украшение общественных зданийприобрело особенный размах в правлениеНаполеона Iи Луи Филиппа (1830—1848). Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия.
Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен. А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись.
Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Давид увековечил помять жертв французской революции 1798 года в трех произведениях. К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. В 1804 г. Наполеон назначил Давида "первым художником". Понятие «верности природе» в искусстве вообще, по ее мнению – многозначное и растяжимое понятие, его никогда не следует понимать слишком буквально. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет.
— Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право на вашу благожелательность. » Скорее всего, Давид сам придумал эту фразу, чтобы тщательно выписанные слова, легко читаемые зрителем, помогали полнее раскрыть все этапы происшедшей драмы. Однако огромная, перегруженная фигурами картинавызвала у зрителей лишь насмешки. Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста. В некоторых же отношениях, классицизм отступил от «природы» даже по сравнению с рококо хотя бы в том, что отверг живописное видение, а вместе с ним и богатую культуру цвета в живописи, заменив ее раскраской.
Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Марат страдал от болезни кожи, через которую вынужден был принимать медицинские ванны. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона. Она не отпиралась на суде. С такими чувствами видел Давид смерть Марата.
Если в картине «Убитый Лепелетье» Давид запрокинул голову изображенного, что скрыло от зрителя характерность некрасивого профиля, то в скорбном лице Марата каждый мог узнать черты «друга народа». Давид был придворным художником Наполеона. Барра, еще попочти ребенок и в смерти не расстаются с кокардой. 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. Славу Давиду принесла картина "Клятва Горациев" (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Фигура убитого Лепелетье напоминает мертвого Гектора, написанного Давидом в 1783 году («Андромаха, оплакивающая Гектора»), а фигура Барра перекликается с изображениями Нарцисса с сентиментально-романтическим Эндимионом Жироде. Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) былазакончена художником меньше чем затри месяца и повешена в зале заседанийКонвента. 1790 — 1791 гг. Ее взяли на месте преступления.
Воевать на стороне Наполеона ради имперской цели отказался генерал Тадеуш Костюшко и др. ). Ее отправили на гильотину. Шарлотту казнили через пять дней после убийства.
Как только художник узнал об убийстве, он сразу кинулся на улицу Кордильеров, на которой жил Марат. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти. Его интересуют самые различные психологические состояния. Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Спартанская царевна Елена была самой красивой смертной женщиной Ойкумены.
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. Оно голодало. Убийство произошло 13 июля 1793 года. Но казнь короля не привела к достатку населения. Марат страдал кожным заболеванием и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету.
Плавные очертанияженской группы противопоставленычеканным линиям фигур воинов. Художник рисовал для себя. В 1814 году Давид заканчивает картину «Леонид при Фермопилах» (Лувр), начатую еще в 1800 году. В 1793 г. Давид откликается на трагическое событие своей эпохи. Не окончен.
Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Островыразителен упомянутый портрет Лепелетье и карандашный рисунок — портрет Марии Антуанетты (Лувр), О данном мастере написано достаточное количество литературы, но, объективно говоря исследователи его творчества расходятся во мнении, насколько действительно уникален его вклад в мировое искусство. Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его.
Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Я жду вашего ответа». И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. Эта картина с ее призывом к борьбе, к свершению гражданского подвига — одно из ярких проявлений революционного классицизма со всеми его стилистическими особенностями (стремление к простоте, лаконизму, прямолинейному воплощению идеи), что сказалось как в композиционном решении, в скульптурной трактовке форм, в монохромности колористической гаммы, так и в схематичной обрисовке образов.
Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах. Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление. В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели. Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата. Обрубок, на котором пишет Марат, наводит на мысль о его нетребовательности в личной жизни и скудости средств, для которых, если они появлялись, он находил другое употребление. С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал.
А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Особо следует сказать о живописном строе картины. Тем не менее художник вновь избралсюжет, созвучный современности:сказание о женщинах, прекратившихвойну между римлянами (их мужьями) исабинянами (их отцами и братьями), звучалов тогдашней Франции как призыв кгражданскому миру.
Во время одной из них, 13 июля 1793 г., когда он просматривал корректуру последнего своего журнала, к нему пришла под видом просительницы дворянка Шарлотта Корде, которую он принял прямо в ванной. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Шарлотту казнили через пять дней после убийства. На втором плане— трёхпролётная аркада в каждую изарок вписана одна или несколько фигур.
Хотя убитый Марат изображен в повседневной обстановке, его фигура напоминает фигуру Христа композиции типа «снятые с креста». На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал. Хотя убитый Марат изображен в повседневной обстановке, его фигура напоминает фигуру Христа композиции типа «снятые с креста». Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на Ваше расположение». И художник принял оба предложения.
Та внутренняя выразительность, мощная энергия, которая слышится в «Скорбном марше» Госсека, ощутима и в картине «Смерть Марата». Тревожные настроения вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Политикам не было дела до них, а им не было дела до политиков.
Ок. В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости». Он отступил от действительности только в незначительных мелочах, да и то во имя большей полноты содержания образа. Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом.
Жак Луи Давид. На верхнем, лежащем на ящике, листе бумаги написаны последние слова Марата: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу». Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида.
Предводитель спартанцев Леонид гибнет вместе с 300-ю спартанцами, окруженные неприятелями. После смерти отца Елены Менелай стал вместо него царем. Энгр пытался передать в живописидекоративные возможности различныхвидов старого искусства: выразительностьсилуэтов древнегреческой вазописи— в полотнах «Эдип и Сфинкс» (1808 г. ) и«Юпитер и Фетида» (1811 г. ) пластикускульптурного рельефа — в работах«Сон Оссиана» (1813 г. ), «Вергилий, читающийЭнеиду семье императора Августа» (1819 г. ) насыщенные краски готическойминиатюры — в картине «Паоло и Франческа» (1819 г. ).
Классицизм. Давид увековечил помять жертв французской революции 1798 года в трех произведениях. Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. Картина «Убитый Лепелетье» не сохранилась, она известна лишь по гравюре Тардьё и рисунку Ф. Девожа. В отличии от поздних многофигурных исторических полотен Давида, бездушных и скучных, в «Смерти Марата» он сумел чувство глубокой скорби выразить благородно простыми средствами.
И как бы мастер не стремился, но «первый художник императора» так никогда и не смог сравняться с «первым живописцем революции». Справа на стене деревянного ящика, можно прочесть сформулированную с лаконизмом эпитафии надпись: «Марату – Давид». По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, Похищение сабинянок (более верное название этой картины — Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами). Они были инвентаризированы после его смерти на квартире художника Антуана Жана Гро, одного из лучших учеников Давида, бывшего также официальным реквизитором произведений искусства, предназначенных для собрания Наполеона.