Художник рисовал для себя. (Jean-Paul Marat, 1744-1793) — французский революционер родился в Швейцарии, получил хорошее образование в доме отца, довольно известного врача. С началом Революции (июль 1789) перешел с умеренно-либеральных на радикальные позиции. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства.
Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). Вполне понятно, что Шарлотта с огромным интересом отнеслась ко всем этим событиям. Избранный в конвент от Парижа, сделался главой монтаньяров и главной мишенью жирондистских ораторов.
Приобрел авторитет среди европейских ученых. Он велел пустить к нему составительницу письма. Во время реставрации Бурбонов её начали почитать как национальную героиню. Его трактат «О человеке» – нагромождение физиологических и моральных мест, отрывков плохо воспринятых и непонятых сочинений, взятых наудачу имен, ни на чем не основанных, нелепых предположений, в котором соединяются учения семнадцатого и восемнадцатого столетия и порождают одни только пустые фразы. 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. Благодаря необычайной силе передачи, превратившей это произведение в шедевр Давида, в одно из чудес современного искусства, в нем нет ничего тривиального, низменного.
Именно вот таким образом он принимал посетителей (в том числе и Шарлотту Корде), сидя в целебной ванне. Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. Марат был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти столичные убийства оправдывались и народ призывали повторить их в провинции (потом Марат отрицал свое участие в этом и называл сентябрьские события несчастными). Какая нелепость хвалить отвагу и бескорыстие Лафайета.
Исходя из «физической необходимости прав человека», Марат приходит к заключению, «что общество должно обеспечить поддержку тем из своих членов, которые не имеют никакой собственности и которые едва могут удовлетворить свои потребности трудом. Переворот десятого августа 1792 принёс ему власть и влияние. Несмотря на протесты Дантона, Марата 14 апреля 1793 привлекли к суду за проповедь роспуска собрания и призывы к убийству и грабежам. Александр Пушкин сравнил эту женщину с богиней мщения.
Этот трактат не принес ему успеха, в отличие от изданного в декабре 1774 на английском языке его первого политологического сочинения Цепи рабства (The Chains of Slavery) в нем автор выдвинул тезис о губительности деспотической власти для общественного блага и о естественном праве и священном долге народа бороться против нее, а также представил свою модель идеального эгалитарного общества. Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. Но в столицу необходимо было прибыть под благовидным предлогом.
А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. Неслучайно картина экспонировалась в Лувре в некоем подобии алтаря (в саркофаге-крипте) под пение заупокойного гимна, где герой сравнивался с Иисусом. Повторяю еще раз, что другого средства кроме народной расправы не существует». По мнению Марата, ученые, не пожелавшие восхищаться им – дураки, шарлатаны и плагиаторы.
13 июля 1793 дворянка-жирондистка Шарлотта Кордэ (принадлежавшая к роду потомков великого драматурга Корнеля) пришла в дом Марата якобы с целью сообщить ему список «врагов народа». Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». И тот черканул несколько слов депутату Конвента Клоду Ромену Лоз-Дюперре.
С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. Давид был близким другом Марата и хорошо знал его быт, но, несмотря на документальность сюжета, картина «Смерть Марата», законченная 14 октября 1793 года, не фотография с «места происшествия». Лаплас и Монж, простые автоматы, являются только счетными машинами Лавуазье, «мнимый автор всех наделавших шуму изобретении, не имеет ни одной оригинальной мысли», он грабит других, не понимая их и «меняет системы как рубашки». Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Никогда человек после такой разнообразной культуры не имел столь неисцелимо ложного ума.
В самом начале достаточно было незначительного количества жизней, «нужно было отрубить 500 голов после взятия Бастилии и тогда все было бы хорошо». Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. «Если бы я был народным трибуном и меня поддерживало несколько тысяч решительных людей, я ручаюсь за то, что через шесть недель конституция была бы совершенна, что политическая машина работала бы вполне исправно, что нация была бы свободна и счастлива, что менее чем через год страна была бы в цветущем состоянии и внушала бы уважение своим врагам и что все это было бы до тех пор, пока бы я был в живых». Никогда человек не имел и не сохранял столь высокого представления о самом себе.
До меня настоящие, первоначальные цвета были неизвестны». Одержимый тон газеты вызвал против Марата преследования. В конце 1791 Марат переселился в Лондон, где стал писать книгу: «Школа гражданина», но в апреле 1792 г. вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за свою газету. Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах.
В конце 1760-х опубликовал свое первое сочинение о глазных болезнях. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого публициста (что, в принципе, Давид и сам хотел сделать -), но и организовать церемонию его похорон.
Оно голодало. И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. Пока Марат записывал имена вымышленных «заговорщиков против республики», обещая вскоре отправить их всех на гильотину, Корде нанесла ему смертельный удар кинжалом.
Трижды под предлогом, что хочет предупредить о готовящемся заговоре, она пыталась проникнуть к Марату. Теперь Марат задался планом уничтожить жирондистов он был одним из главных вдохновителей их проскрипции.
Однако когда Марат пробует что-либо сочинять, он подражает или же впадает в ошибки. Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. Вот таким образом дайте Марату в руки общественный ланцет, чтобы он мог произвести гуманитарное кровопускание. «О, Франция. Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Но болезнь уже сложилась, отныне в мозгу Марата существуют самые нелепые, даже физически и математически невозможные представления. Некоторые детали (пистолеты и карту Франции, которые висели на стене) Давид не стал изображать, дабы подчеркнуть аскетизм Марата.
В 1779 опубликовал Открытия Марата, доктора медицины и врача лейб-гвардии графа дАртуа, об огне, электричестве и свете (Dcouvertes de Marat, docteur en mdecine et mdecin des Gardes-du-corps du M. le comte dArtois sur le feu, llectricit et la lumire), в 1780 – О физических свойствах огня (Recherches physiques sur le feu), в 1782 – О физических свойствах электричества (Recherches physiques sur llectricit), в 1784 – Элементарные понятия оптики (Notions lmentaires doptique) и Записка о применении электричества в медицине (Mmoire sur llectricit mdicale), в 1788 – Академические записки или новые открытия в области света, связанные с важнейшими вопросами оптики (Mmoires acadmiques, ou nouvelles dcouvertes sur la lumire, relatives aux points les plus importants de loptique). «Друг народа» сильно помог распространению среди народа, особенно парижан, крайнего радикального революционного фанатизма популярность его выразилась и во многих подделках под него.
В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости». В сентябре избран членом Конвента и стал одним из лидеров левого крыла якобинцев. Если бы Друг народа Марат мог найти две тысячи решительных людей, «он для спасения родины вырвал бы сердце у дьявольского Мотье, окруженного своими батальонами, он сжег бы в его дворце монарха и его клевретов, он умертвил бы депутатов в зале заседаний и их тела были бы погребены под пылающими развалинами их вертепа». Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. Та выехала из Франции и сильно бедствовала. Вода в ванне и простыни окрашены кровью. В 1762 перебрался в Париж.
«Декарт, Гельвеций, Галлер, Лекст, Юм, Вольтер, Бонне, делали из этого непроницаемый секрет, тайну». Я жду вашего ответа».
Последние пять месяцев Марат был весь покрыт лишаями и чувствовал зуд во всем теле. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право на вашу благожелательность», скорее всего было вымышлено самим художником, чтобы подчеркнуть благородство «друга народа» и низость его убийцы. По словам Марата, сначала против него составился заговор философов: когда его трактат «О человеке» был выслан из Амстердама в Париж, «они почувствовали, какой удар я наношу их принципам и добились того, что книгу задержали в таможне». Да, Давид действительно был документально точен, вот таким образом на его картине все изображено, как было: и ванна и смертельно раненный Марат и листок в его руке и деревянный чурбан и чернильница и бумаги. Наша героиня попросила Барбару написать ей рекомендательное письмо.
Он великий политический врач. Это – честолюбивый бред, хорошо известный в домах для сумасшедших. Требовал созыва Конвента и суда над Людовиком XVI и его министрами. Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде. История свидетельствует, что Корде проникла к Марату под предлогом доноса. Ассигнация лежит тут же рядом. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу.
Давид точно воспроизвел то, что увидели люди, вошедшие к Марату сразу после убийства. Жирондисты требовали привлечь его к суду за подстрекательство к убийствам. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. «Друг народа» лежит в ванне (из-за серьезной кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей), голова убитого свешивается набок, одна рука бессильно упала, другая еще держит бумагу. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями.
Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Вернулся во Францию в апреле 1792. «Должностные лица, – советует Марат, – должны быть настолько предусмотрительны, чтобы позаботиться о беспрерывном изготовлении громадного количества очень крепких ножей, с коротким лезвием, острым с обеих сторон подобным ножом должен быть вооружен всякий гражданин известный за друга родины.
Не случайно французский поэт Шарль Бодлер писал впоследствии: "Перед нами драма во всем ее ужасе. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. На верхнем, лежащем на ящике, листе бумаги написаны последние слова Марата: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу». Картина лаконична. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти.
Приветствовал поход парижан на Версаль 5–6 октября 1789. Все они мошенники: «Я, – заявляет Марат, – мог бы привести сто случаев подлости господ академиков Парижа, сто растрат доверенных сумм». На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше1.
Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа».
Байи тоже вор, а Малуэ – паяц. 31 мая 1793 года был объявлен врагом Республики. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата».
Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Некоторое время она колебалась: Робеспьер или Марат. Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти. Им было доверено 12. 000 франков для изыскания средства управления воздушными шарами, «а они поделили их между собой и промотали их в Рапе, в Опере и у девок».
В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный. Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Ее взяли на месте преступления. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Если существуют неудачи, то только потому, что не слушались советов Марата. А еще ему хотелось любовно передать величественный облик гражданина, смерть которого оплакивала вся Франция. Если вы неспособны меня понимать, тем хуже для вас». Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро.
Наконец против Марата якобы возник заговор академиков. «Смерть Марата» – посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века. Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. Смерть, смерть – таково должно быть наказание изменников, упорно старающихся вас погубить, одно только это наказание наполняет их души ледяным ужасом. Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох.
В феврале 1789 выпустил в свет брошюру Дар Отечеству (Offrande la Patrie), а в апреле того же года – Добавление (Supplment), в которых защищал идею народного суверенитета, конституционной монархии, разделения властей и призывал к сплочению Третьего сословия в борьбе с абсолютизмом. В течение тридцати лет Марат блуждал по Европе или прозябал в Париже. На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства.
Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. «Патриотическая контрибуция, – говорит он, – должна дать 4860 миллионов и, может быть, вдвое больше с этой суммой Неккер может вооружить 500000 человек и он рассчитывает на это, чтобы подчинить себе Францию». Активно боролся против жирондистов, особенно яростно обрушивался на их лидера Ж. П. Бриссо. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением.
Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789). Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. «Душа и тело, – пишет там Марат, – являются различными субстанциями, не имеющими между собою никакой необходимой связи и соединенными между собою одним только нервным током».
Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания. В высших науках о природе или человеческом обществе, утверждает Марат, он дошел до конца. МАРАТ, ЖАН-ПОЛЬ (Marat, Jean-Paul) (1743–1793), деятель Великой французской революции. Так происходили похороны.
Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность». Требовал чистки Конвента от «предателей» (т. е.
Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление.
Особо следует сказать о живописном строе картины. До его трактата о человеке отношения, существовавшие между физикой и моралью, были непонятны. Точным глазомером хирурга Марат определяет размеры зла. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу.
Когда безумец, вроде Марата, видит везде вокруг себя, на полу, на стенах, на потолке, скорпионов, пауков, когда он видит, как кишат вонючие и ядовитые паразиты, он только и думает о том, чтобы их раздавить и тогда у людей типа Марата наступает последний период умственного расстройства: после бреда честолюбия, мании преследования и постоянного кошмара наступает мономания убийства. Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину».
Вновь подвергся преследованиям ушел в подполье, а в декабре 1791 эмигрировал в Англию. Прибыв в Париж 11 июля 1793 года, Шарлотта Корде стала искать встречи с Маратом. На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше. Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат.
Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Но Жан Поль сам подписал себе смертный приговор, когда опубликовал на страницах своей газеты «Друг народа» призыв принести в жертву революции еще 260 000 голов монархистов, будто бы готовивших очередной контрреволюционный заговор. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:. Лицо Марата — портрет, но тело писалось с натурщика. Неккер, по словам Марата, задумал «ужасное дело – извести голодом и отравить народ, он навсегда навлек на себя проклятие французов и презрение человеческого рода».
Тело Марата и окружающие его предметы написаны плотными мазками и залиты идущим сверху светом. Вот таким образом Марат представлен на картине Давида еще и как античный герой (белая простыня прочитывалась современниками не только как саван, но и как римская тога), подобный братьям Гракхам — Гаю и Тиберию, погибшим от рук убийц. Естественно вот таким образом, что Марата преследуют, что он должен бежать и жить по месяцам подобно летучей мыши «в погребе, в подземелья и в темном тайнике». До него «не знали, какое место занимает в природе электрический ток.
Со времени взятия Бастилии, «растраты одного только муниципалитета превышают 200 миллионов, считают, что Байи положил себе в карман более двух миллионов, а то, что в течение двух лет положил себе в карман Лафайет, не поддается учету». Для обеспечения своего счастья он имеет право решаться на все». Был одним из вдохновителей «сентябрьских убийств» (резня политических заключенных в парижских тюрьмах 2-3 сентября 1792). Она в нем говорит, что очень несчастна. При свечах художник быстро делал наброски.
Лаконичная надпись — «Марату Давид. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол.
Она не отпиралась на суде. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. По мысли Марата, при первом пушечном выстреле на границе, «нужно, чтобы народ закрыл ворота всех городов и чтобы он тотчас же освободился от всех мятежных священников, антиреволюционных чиновников, заведомых махинаторов и их сообщников».
Из них трех Марат чудовищнее всех. В 1776 вернулся в Париж и вскоре завоевал репутацию опытного врача. В 1770–1771 написал политико-философский роман Польские письма (Lettres polonaises), но не решился на его издание. Жан Луи Давид изобразил Марата в следующий после убийства момент, в скудной освещенной ванной комнате, с повязанной полотенцем головой.
Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями". Он нередко целые часы проводил в ванне, даже работал в ней, так как вода несколько смягчала его боль. В апреле 1793 под давлением жирондистов был предан суду за «призывы к мятежу и посягательство на народный суверенитет», но оправдан Революционным трибуналом.
Когда шесть недель спустя общественный нарыв становится гораздо больше, число возрастает соответственно, теперь Марат уже требует 270. 000 голов, все из человечности, «чтобы обеспечить общественное спокойствие», при том условии, чтобы лично ему, Марату, поручить произвести эту операцию, одну только эту операцию, в качестве мстителя. Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». В 1789 Марат написал «Дар отечеству», «Перечень пороков английской конституции», составил проект установления конституционной монархии, а с началом великой французской революции стал издавать знаменитую газету «Друг народа», выходившую с 12 сентября 1789 по самый день смерти Марата, под разными названиями. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление. С такими чувствами видел Давид смерть Марата.
В 1773 опубликовал на английском языке двухтомный труд Философский опыт о человеке (A Philosophical Essay on Man), в котором попытался решить вопрос о соотношении души и тела в духе французских материалистов. Но это не единственный смысловой пласт картины. За заслуги в борьбе с эпидемиями удостоен звания почетного гражданина Ньюкасла. Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу.
На ванне лежала доска, которая служила ему столом. На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат. Французы в XXI веке сняли фильм «Шарлотта Корде». Композиция проста и смела. 13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру.
Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. В 1759, после окончания школы в Невшателе, уехал в Бордо (Франция) в 1759–1761 работал воспитателем в доме одного бордосского судовладельца. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. В октябре 1789 в связи с приказом о его аресте перешел на нелегальное положение.
Это такая своеобразная эпитафия. Лучшие принципы революционного классицизма, как художественного метода использовал здесь Давид в строгих, обобщенных формах и в лаконичном отборе деталей. Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. вождей Жиронды).
Погрузился в научные исследования, преимущественно в области физики. С сентября 1789 стал издавать газету Друг народа (Ami du peuple), на страницах которой выступал за продолжение Революции и за беспощадный террор против ее врагов (аристократов и священников) апеллировал к плебейским массам. Впоследствии Шарлотта Корде получила статус ярой противницы Великой французской революции. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. «Из одних только потребностей человека, – пишет Марат, – проистекают все его права. Только после Вареннского кризиса (июнь-июль 1791), вызванного провалившейся попыткой бегства короля, стал исповедовать республиканские взгляды призывал к низложению Людовика XVI и установлению революционной диктатуры. Вторая рука лежит на доске.
Одно время ему пришлось скрываться в подвалах. Марат уверен, что нужно без всякого промедления пользоваться этими ножами, так как «какое же средство остается у нас для того, чтобы положить конец подавляющему нас злу. Сумбурное и хаотичное убийство тщательноредактируется художником и походит на мученичество. Здесь явно сказывается желание создать светскую икону. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. Он делает предсказания и притом абсолютно верные, средним числом два раза в неделю: в первые дни Конвента Марат уже считает за собой «триста предсказаний главных событий Революции, вполне оправдавшихся фактами».
Никогда рассудительное безумие не проявлялось более резко. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. С началом антиякобинского федералистского мятежа в июне 1793 призвал к усилению террора. Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна.
Марат «слышит», «как двадцать миллионов кричат в один голос: Если черные и пораженные гангреной министерские приверженцы будут настолько дерзки, что проведут проект роспуска и воссоздания армии, постройте, граждане, восемьсот виселиц в Тюильрийском саду и повесьте на них всех изменников, с гнусным Рикети, графом Мирабо во главе и устройте в середине бассейна громадный костер, чтобы сжечь на нем министров и их сообщников». – «К чему полумеры. И художник принял оба предложения. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо.
«Нам нужна не отставка министров, нам нужны их головы, головы всех сторонников министерства в Собрании, головы вашего мэра, вашего генерала, почти всего генерального штаба, большей части муниципальных советников, главных агентов исполнительной власти в королевстве». В 1779–1787 Марат был врачом графа Артуа. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно.
В 1765–1775 жил в Англии приобрел известность как практикующий врач. Работа над полотном была закончена меньше чем за три месяца, но, несмотря на такую необыкновенную скорость, считается подлинным шедевром мастера. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. В честь Марата на некоторое время были переименованы Монмартр и город Гавр. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови.
«Я полагаю, что исчерпал почти все комбинации человеческого ума по вопросам морали, философии и политики». Участвовал в организации восстания 31 мая – 2 июня 1793, приведшего к власти якобинцев. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота.
Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». Я жду Вашего совета».
Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. Девушка осознавала, что уцелеть самой после покушения ей не удастся, вот таким образом написала несколько прощальных писем, а также «Обращение к французам, друзьям законов и мира», в котором объясняла мотивы своего поступка. Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника.
13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. Я понимаю коечто в военном искусстве и я мог бы без самохвальства отвечать за успех». В картине нет ни одной лишней детали, каждая имеет свой смысл: нож на полу – указание на мученическую смерть Марата, перо в руке убитого и чернильница – свидетельства его неустанного труда до последнего момента, залатанная простыня и деревянный ящик являются указанием на скромный образ жизни Очень важны для Давида «документальные» детали – зажатое в руке окровавленное письмо с просьбой о помощи, деньги, лежащие рядом с чернильницей. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью.
Марат не постеснялся принять Шарлотту, сидя в ванне. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ". В то же время отошел от социально-политической проблематики лишь в 1780 выпустил трактат План уголовного законодательства (Plan de legislation criminelle), где развил ряд положений Цепей рабства (насильственный характер государства, право бедных на восстание и на нарушение законов, условность право собственности, критика абсолютизма).
Для того же, чтобы она хорошо действовала, он сам должен ее применить. Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. 15 ноября 1791 года Марат утверждает, что скопище эмигрантов заключает в себе «не менее 120. 000 бывших дворян и партизан и дисциплинированных солдат, не считая сил немецких князей, которые должны присоединиться, к ним».
Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление. В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели.
Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. В 1773 году Марат издал книгу: «О человеке или принципы влияния души на тело и тела на душу», вовлекшую его в полемику с Вольтером, а затем – революционную брошюру «Цепи рабства».
Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии. Но казнь короля не привела к достатку населения. Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали.
Жестко критиковал деятельность Законодательного собрания. Естественно, что мнимый угнетаемый Марат защищается, то есть нападает. То же относится и к изображению денежных ассигнаций в 50 су и записке: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества».
По словам Марата, достаточно будет ему только видеть два раза, каким образом сражаются вандейцы, чтобы найти средство кончить войну «после первой же схватки». На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона. Бежал в Кан, где и встретился с Шарлоттой Корде. За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции. Убийство произошло 13 июля 1793 года.
Но главную роль в ней сыграла не французская, а бельгийская актриса Эмили Декьенн. Голова, повернутая набок, залито мягким светом. Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. Картина даже не была никем заказана.
В тот же период проявил себя и как литератор, философ и политолог. Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен. Однако 24 апреля 1793 революционный трибунал единогласно оправдал его и Марат с триумфом вернулся в конвент.
«Оптика» Марата – полное отрицание великой истины найденной Ньютоном столетие назад и проверенной столетием опытов и вычислений. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. И в то же время зрелищу присуща некая торжественность, монументальность.
Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. Родился 24 мая 1743 в небольшом селении Будри в кантоне Невшатель (Швейцария) в многодетной семье чертежника и учителя иностранных языков, эмигрировавшего с о. Сардиния. Во время процесса над королем (декабрь 1792 – январь 1793) решительно выступал за вынесение смертного приговора.
13 июля 1793 г., через полтора месяца после якобинского переворота, подосланной жирондистами Шарлоттой Корде был убит один из его вождей и вдохновителей, «друг народа» Жан Поль Марат, которым Давид искренне восхищался и которого высоко ценил (молва приписывает ему слова: «Если тебе придется выпить отвар цикуты, я выпью его вместе с тобой»). К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. Ее казнили.
Приобрел большую популярность среди парижских низов. В 1775 Эдинбургский университет Св. Андрея присудил ему степень доктора медицины. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Он – Ньютон и даже больше того.
В холодном воздухе этой комнаты, на этих холодных стенах, вокруг этой холодной и зловещей ванны чувствуется веяние души». Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «. При всем своем радикализме оставался монархистом и противником уравнения собственности. Само полотно художник создал в течение трех месяцев. В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье. Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу). В «Обращении к французам, друзьям законов и мира», написанном перед покушением, Корде специально подчеркивала, что действовала исключительно по собственной инициативе и вознамерилась «убить чудовище», не вступая ни с кем в сговор.
В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. – вопрошает Марат. Прославился своей непримиримостью к инакомыслящим.
В самом Конвенте не было единства. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти.
– Ваша месть должна быть обдуманна. В 1780 он представил на конкурс свой «План уголовного законодательства». Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния. Надпись на деревянной тумбе— авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. В 1777–1784 служил врачом лейб-гвардии графа дАртуа, младшего брата короля.
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». Отсюда вполне ясны последствия. В случае необходимости он может быть генералом и притом победоносным. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц.
Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. Высказываясь в духе просветителей о правах низших классов, Марат в том числе проводит и мысль, что «никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающиеся в насущном». Я открыл его и указал на его роль, так что теперь никаких сомнений быть не может».
Его сильно потрясла смерть Марата.