Давид изобразил Марата так, как он представлял его в момент смерти. «смерть Марата» названа вершиной творчества Давида. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat)— картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. «смерть Марата» – это сильное, мощное произведение искусства, написанное кистью Жака Луи Давида. И все-таки именно в картинах революционных лет, включая «Смерть Марата», Жан Луи Давид выступает как один из величайших реалистов в живописи нового времени.
Картина «СмертьМарата» — политический миф, созданныйДавидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается свымыслом. Сама картина «Смерть Марата» тоже была написана по горячим следам, это почти полароидный снимок, но между посмертной маской от Тюссо и картиной Давида есть большая разница.
Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. Оно голодало. Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление.
По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, Похищение сабинянок (более верное название этой картины — Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами). Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный. Художник рисовал для себя.
Подле ванны – прямоугольный деревянный чурбан, на котором перо, чернильница, листы письма. Шарлотту казнили через пять дней после убийства. Если в «Клятве Горациев», несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации.
За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Лаконичная надпись — «Марату Давид. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789).
Тревожные настроения вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов. Надпись на деревянной тумбе— авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. И уже около 1780 года уверенно возглавил «большой стиль», объединив политику и искусство: «Свидетель своей эпохи, Давид запечатлел ее в своих произведениях, привнеся в ее отображение упорядоченность, определенный стиль.
Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. Франция. Против этого нового искусства возражал Давид: «Я не хочу ни проникнутого страстью движения, ни страстной экспрессии. » Таким образом, все творчество периода революции художника можно назвать идеалистическим, поскольку прославление политических ценностей и гражданского долга по отношению к своей Родине достигает неимоверных вершин. Композиция проста и смела.
Отсюда обвинение Давида в отсутствии у него любви к людям, которое неоднократно повторялось и в дальнейшем. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями". В том же 1795 году он задумывает картину «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (Лувр 1799), которой он хотел показать возможность примирения партий, стоящих на различных политических платформах. Эта картина с ее призывом к борьбе, к свершению гражданского подвига — одно из ярких проявлений революционного классицизма со всеми его стилистическими особенностями (стремление к простоте, лаконизму, прямолинейному воплощению идеи), что сказалось как в композиционном решении, в скульптурной трактовке форм, в монохромности колористической гаммы, так и в схематичной обрисовке образов.
Но казнь короля не привела к достатку населения. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо.
Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. 13 июля 1793 г., спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1 743—1 793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлотта Корде. Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде.
И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. Это «документальное»воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам:на самом деле Корде проникла к нему подпредлогом доноса. На нем император изображен у стола, на котором размещены бумаги государственного значения. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. Ванна напоминаетсаркофаг ящик, на котором, как напьедестале, начертано посвящение:«Марату — Давид», — выразительныйрубеж, разделяющий погибшего и зрителейпустое сумеречное пространство фона —образ вечности, где пребывает павшийгерой.
Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Островыразителен упомянутый портрет Лепелетье и карандашный рисунок — портрет Марии Антуанетты (Лувр), О данном мастере написано достаточное количество литературы, но, объективно говоря исследователи его творчества расходятся во мнении, насколько действительно уникален его вклад в мировое искусство. Понятие «верности природе» в искусстве вообще, по ее мнению – многозначное и растяжимое понятие, его никогда не следует понимать слишком буквально. Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа».
В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. Давид родился в Париже в зажиточной буржуазной семье. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти.
важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида — портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей). Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Простота обстановки придаёт зрелищу особую трагическую торжественность. Справа на стене деревянного ящика, можно прочесть сформулированную с лаконизмом эпитафии надпись: «Марату – Давид». Давид в своих портретах представляет то, что непосредственно наблюдает в действительности и, может быть, даже не желая этого, создает образы людей, которые довольны собой, своим богатством и охотно выставляют его напоказ» Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788 Нью-Йорк, Институт Рокфеллера).
1793 г. Париж, Национальная библиотека илл. Париж, Лувр. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах.
А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Если в «Клятве Горациев» художник дает идеализированные, несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. Ее казнили. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож.
И как впоследствии скажет Э. Делакруа, «Вместо того, чтобы проникнуть в дух античности и соединить ее изучение с изучением природы, Давид явно стал отзвуком эпохи, для которой античность была лишь фантазией» В период революции творчество Давида воодушевляют передовые идеи его времени, сыгравшие большую политическую роль в истории Франции. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. «Давид. 1790 — 1791 гг. Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния.
Власти прибегалик более гибким методам художественнойполитики: распределение крупных заказовна украшение общественных зданийприобрело особенный размах в правлениеНаполеона Iи Луи Филиппа (1830—1848). Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата.
Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Если в картине «Убитый Лепелетье» Давид запрокинул голову изображенного, что скрыло от зрителя характерность некрасивого профиля, то в скорбном лице Марата каждый мог узнать черты «друга народа». Марат страдал от болезни кожи, через которую вынужден был принимать медицинские ванны. Воевать на стороне Наполеона ради имперской цели отказался генерал Тадеуш Костюшко и др. ).
Картина, посвященная этому событию, увековечила Марата как мученика и народного героя, что достигалось путем использования приемов, характерных для религиозных работ. В самом Конвенте не было единства. Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. Сейчас лозунг «возвращения к природе», «естественности» кажется странным в устах классицистов, так как их произведения несколько надуманны. Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление.
Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Оно голодало. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением.
Таким образом, эмоциональное воздействие картины дано не в узколичном человеческом плане, а социально осмысленно и в этом огромная идейно-политическая сила произведения. На ванне лежала доска, которая служила ему столом. Та внутренняя выразительность, мощная энергия, которая слышится в «Скорбном марше» Госсека, ощутима и в картине «Смерть Марата». В «Клятве Горациев» Давид заимствует сюжет из античной истории, для того чтобы воплотить передовые идеи своего времени, а именно: идею патриотизма идею гражданственности.
Давид хотел показать революционный порыв народа. Выступая в Конвенте, Левассер воскликнул: «Над нами занесен убийцами кинжал.
На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Она в нем говорит, что очень несчастна. Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». Так происходили похороны. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Она не отпиралась на суде.
Все здесь схвачено с достоверностью только что остановленного мгновения: так выглядел убитый «Друг народа» вскоре после рокового удара кинжалом. На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат. А еще ему хотелось любовно передать величественный облик гражданина, смерть которого оплакивала вся Франция. В прежних картинах Жан Луи Давида было еще много условностей, которые мешали видеть главное. Ванна напоминает саркофаг ящик, на котором, как на пьедестале, начертано посвящение: «Марату — Давид», — выразительный рубеж, разделяющий погибшего и зрителей пустое сумеречное пространство фона — образ вечности, где пребывает павший герой.
Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. 13 июля1793 г., спустя полтора месяца послеякобинского переворота, один из еговдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743—1793) был заколот в своей квартиредворянкой по имени Шарлотта Корде. Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента.
Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Ничто не должно нарушать этого бесконечно длящегося безмолвия. Историческая достоверность картины сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа от непосредственного впечатления той обстановки, в которой художник видел последний раз «друга народа». Шарлотту казнили через пять дней после убийства.
Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата. Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. Она в нем говорит, что очень несчастна.
Раскрывая биографические подробности жизни и творчества художника, автор с восхищеньем отзывается о Давиде не только как о прекрасном художнике в политическом аспекте, но в большей степени как о мастере, оставившем нам также и образы малой «человеческой комедии» в портретах своих близких, в портретах разбогатевших чиновников импозантных военных, дипломатов, политических изгнанников, многие из которых не окончены. Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. На сцене остался лишь мертвый герой. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. В 1806 г. Энгр наконецсмог отправиться в Италию.
Марат страдал кожным заболеванием и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти. Драма уже окончилась.
Хотя убитый Марат изображен в повседневной обстановке, его фигура напоминает фигуру Христа композиции типа «снятые с креста». Полотно представляет собой огромный холст. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи.
Аскетическая сдержанность колорита подчеркивает пуританскую простоту образа Марата. Пушкина). Его сильно потрясла смерть Марата. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:.
Спокойствие разлито по всему пейзажу. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции – времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, – он был не только художником, но и известным общественным деятелем. 5 Несколько картин революционного содержания было выставлено в Салоне 1793 г. Так, Пурселли выставил картину «Торжество санкюлотов на развалинах Бастилии», Бальзак—«Гора и болото», Дефон—«Осада Тюильри храбрыми санкюлотами», Дюплесси-Берто—«Взятие Бастилии» (последняя картина находится в Музее Версаля).
В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность». Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его.
Завершающий аккорд дает лаконичная надпись, начертанная художником на деревянном обрубке справа: «Марату – Давид». Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «.
Так происходили похороны. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев).
Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Привратнице она сказала, что ей необходимо повидать Марата, так как она пришла по важному и срочному делу. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства.
Картина «Смерть Марата» — политический миф, созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается с вымыслом. Когдаистёк четырёхлетний срок стажировки, он остался за границей на свой страх ириск. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. Я услышал голос народа и повиновался ему». Наклон головы и бессильно свесившаяся рука так естественны, приближение смерти столь ощутимо, что вызывает у зрителя непосредственное чувство сострадания, рождая одновременно гнев к тем, кто совершил это преступление. Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах.
Вторая рука лежит на доске. И когда Марат читал это письмо, женщина убила его ножом. Ее казнили. Политикам не было дела до них, а им не было дела до политиков. Теперь следовало забыть все внешнее и показное, найти линии и краски, единственно достойные происшедшей трагедии.
Все художники, более или менее ценимые Наполеоном, приносили жертвы богу практицизма: им отказывали «в праве и даже в возможности находить удовлетворение в абстрактной сфере красоты» и возложили на них «обязанность делать вещи, которые могли бы получить полезное применение в соответствии с положительными интересами и практическими установлениями нации. Не окончен. Этот художник был связан с передовыми идеями и революционной борьбой масс.
Но казнь короля не привела к достатку населения. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, – надгробием с надписью: «Марату – Давид». «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). Давид увековечил помять жертв французской революции 1798 года в трех произведениях. Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида.
Но написанные по заказу полотна – «Наполеон при переходе через Сен-Бернар», «Коронация» и другие – при всех их художественных достоинствах все же уступали картинам революционных лет. В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Само полотно художник создал в течение трех месяцев. Королевский музей изящных искусств. Фигура убитого Лепелетье напоминает мертвого Гектора, написанного Давидом в 1783 году («Андромаха, оплакивающая Гектора»), а фигура Барра перекликается с изображениями Нарцисса с сентиментально-романтическим Эндимионом Жироде. Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц.
Ассигнация лежит тут же рядом. Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Давид был придворным художником Наполеона. Холст, масло.
Говоря о революционном классицизме, она упоминает теорию Руссо о близости к природе. Художник рисовал для себя. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента.
Тем не менее художник вновь избралсюжет, созвучный современности:сказание о женщинах, прекратившихвойну между римлянами (их мужьями) исабинянами (их отцами и братьями), звучалов тогдашней Франции как призыв кгражданскому миру. Картина лаконична. Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания.
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ". Нужно действительно отдать должное художнику. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». Брюссель. «Трагедия полная боли и ужаса» – так отозвался о его работе Ш. Бодлер В революционные годы Давид создает ряд замечательных портретов, в которых хочет как бы рассказать о своих раздумьях и думах своих современников. Наполеон понимал важность пропаганды, а Давид мог воплотить хорошую пропаганду. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его.
Картина воспроизводит ситуацию с документальной точностью. 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. «Смерть Марата» – посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века.
Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Ок. Черты лица Марата воспроизведены с портретной точностью они лишь слегка тронуты чуть заметной гримасой страдания. Голова, повернутая набок, залито мягким светом.
На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину». На гребне революционных битв Давид сумел создать монументальное полотно, где самая неприкрашенная правда органически слилась с подлинной, не наигранной возвышенностью настоящего «большого стиля». А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата.
Время, кажется, замерло перед этим зрелищем неотвратимо наступившей смерти. Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Ее взяли на месте преступления. Картина даже не была никем заказана.
13 июля 1793 года, спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743 – 1793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде, нормандской аристократкой, правнучкой знаменитого драматурга Пьера Корнеля. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. Давид руководил также организацией национальных празднеств в его задачи входило и прославление погибших революционеров, официально объявленных «мучениками свободы». Она не отпиралась на суде. На втором плане— трёхпролётная аркада в каждую изарок вписана одна или несколько фигур.
При свечах художник быстро делал наброски. Это «документальное» воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам: на самом деле Корде проникла к нему под предлогом доноса. Ее взяли на месте преступления.
В искусстве этот стиль воплотился в отвлеченно-благородных формах классицизма. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. Черты портрета и исторической картины совмещены в картинах Убитый Лепелетье (1793, картина не сохранилась известна по гравюрам Тардье) и особенно Смерть Марата (1793, Королевский музей, Брюссель) с их трагическим звучанием, простотой и лаконизмом композиции, суровой сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Трижды под предлогом, что хочет предупредить о готовящемся заговоре, она пыталась проникнуть к Марату. С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал.
Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Эти Две стороны его творчества остаются разобщенными вплоть до революции. Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно.
Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Воодушевленный событиями Великой французской революции, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, картина не закончена, центральная часть в Национальном музее Версаля и Трианонов). По егословам, он хотел «изобразить античныенравы с такой точностью, чтобы греки иримляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям». Это такая своеобразная эпитафия. Однако Марат не привык тратить время назад ставил возле ванны доску, служившую ему столом.
Жак Луи Давид. Он отбросил иносказания и обратился к непосредственному изображению действительности, запечатлел черты людей, отдавших свою жизнь за революцию. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны.
Картина даже не была никем заказана. Истинный патриот должен служить ей охотно, всеми средствами просвещая сограждан и призывая их к возвышенным подвигам и добродетели» – это высказывание Давида. Спартанская царевна Елена была самой красивой смертной женщиной Ойкумены.
Передовой мыслящей части Франции было вполне ясно в эти годы, что монархия Бурбонов окончательно разваливается. Свое обращение к античности Давид любил связывать с именем Рафаэля: «О, Рафаэль, божественный человек, ты, поднявший меня постепенно до античности Ты же дал мне возможность понять, что античность еще выше тебя» Однако важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида – портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей). 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. Вьена – основывалась на требовании достижения «правда и величия» на основе излучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. 165 x 128 см.
Убийство произошло 13 июля 1793 года. Его сильно потрясла смерть Марата. Но техника Давида имела решающее значение. В самом Конвенте не было единства. В конце концов Марат, болевший экземой и страдавший от невыносимого зуда, принял ее в ванной, где он в последние месяцы всегда работал. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, друг мой. ), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате.
они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». Говоря же непосредственно о творчестве Давида, автор отмечает, что «личный вклад Давида в развитие художественного вкуса заключается в строгости решения, уверенности, точности графической техники, в отрицании независимости искусства, в сознательном превращении искусства в политическое и социальное орудие». Я жду вашего ответа». Вторая рука лежит на доске. Что касается автора картины, то после 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, он был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории.
В 1814 году Давид заканчивает картину «Леонид при Фермопилах» (Лувр), начатую еще в 1800 году. Предводитель спартанцев Леонид гибнет вместе с 300-ю спартанцами, окруженные неприятелями. Таким образом, по его мнению, «он подготовляет путь для Курбе, но не оказывает никакого влияния на двух самых крупных художников первой половины века – Коро и Домье».
Ведь люди сами являются частью природы и, даже не желая ей подражать, все-таки это делают. На темном фоне стены пучком света выделено упавшее на бортик ванны светлое с кровавой раной тело революционера и белые простыни. Искусство Давида утратило революционную героику, оно стало холодным, парадным. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Смерть МаратаЖак Луи ДавидЖан Поль Марат- один из предводителей Великой Французской Революции, радикальный журналист, лидер якобинцев.
Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии. Его интересуют самые различные психологические состояния. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим.
Это такая своеобразная эпитафия. Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на Ваше расположение». Я жду Вашего совета». Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Марату нанесли смертельный удар ножом в его собственной ванне и яркий образ, созданный художником, служит напоминанием об этом убийстве. И, наоборот, в автопортрете (1794 Лувр), написанном также в тюрьме и так и оставшемся незаконченным, царит совсем другое настроение. Картина лаконична.
Почтительный к старшим, Давид доброжелательно объяснял поступок профессора так: «Я думаю, что Вьен говорил так для моей пользы, по крайней мере я не могу предположить никакой другой цели со стороны учителя» Таким образом, лишь в 1775 г. осуществляется поездка в Италию, куда он отправляется как стипендиат Академии вместе с Вьенном. Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». «Я писал ее сердцем», – говорил о своем шедевре Давид. При свечах художник быстро делал наброски.
Однако огромная, перегруженная фигурами картинавызвала у зрителей лишь насмешки. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Давид в день убийства побывал в доме Марата и сделал зарисовки с натуры. Именно вот таким образом произведения художников эпохи французской революции ей кажутся «искусственными».
Через четыре месяца – 16 октября Давид показал готовую картину в Конвенте. Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. Вода в ванне и простыни окрашены кровью. илл. Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна.
Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. С такими чувствами видел Давид смерть Марата. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Под левой рукой лежат листы бумаги, показывающие, что Марат только начал, но не закончил свою работу. Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата.
В 1793 г. Давид откликается на трагическое событие своей эпохи. В некоторых же отношениях, классицизм отступил от «природы» даже по сравнению с рококо хотя бы в том, что отверг живописное видение, а вместе с ним и богатую культуру цвета в живописи, заменив ее раскраской. Плавные очертанияженской группы противопоставленычеканным линиям фигур воинов. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти.
На ванне лежала доска, которая служила ему столом. Он безошибочно выбралталантливейшего мастера своего времении одного из лучших в историихудожников-пропагандистов. В отличии от поздних многофигурных исторических полотен Давида, бездушных и скучных, в «Смерти Марата» он сумел чувство глубокой скорби выразить благородно простыми средствами. За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции. Давид был также активным участником революционных событий.
13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. Почти квадратный формат полотна определяет сдержанно-четкие ритмы композиции. Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен. Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) былазакончена художником меньше чем затри месяца и повешена в зале заседанийКонвента.
Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». Давид сумел возвысить свой образ до степени вечного реквиема по погибшему. Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». Бланш полагает, что эта техника и есть искусство: «искусство непосредственное, вопреки кажущейся его напряженности, реалистическое искусное ремесло добросовестного работника нечто хорошо сделанное, скромное, но прибегающее к грубым эффектам» В Салоне 1789 года, открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения, внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. И как бы мастер не стремился, но «первый художник императора» так никогда и не смог сравняться с «первым живописцем революции».
Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Ничего больше не происходит здесь, на месте совершившейся трагедии. Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. Только что совершилось убийство.
Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции.
Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ), Давид не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, Леонид и спартанцы у Фермопил — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). 4 В Салоне 1789 г., открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения (на выставке охрану несли сами художники и ученики, одетые в национальные мундиры), внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). Значение этой картины раскрывает сам Давид в речи, произнесенной в Конвенте 29 марта 1793 года при поднесении картины: «Истинный патриот должен со всем старанием пользоваться всеми средствами для просвещения своих соотечественников и постоянно показывать им проявления высокого героизма и добродетели» Давид изобразил Марата так, как он представлял его в момент смерти: сохранено ощущение, что Марат вот только что погиб, только что завершилась непоправимая горчайшая несправедливость, еще не разжалась рука, держащая перо и на лице не разгладилась страдальческая складка, а вместе с тем картина звучит как реквием и фигура убитого – как памятник ему. Шедевр Давида тех лет – «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель). И ванна Марата видится теперь погребальным саркофагом и простыни – пеленами. Давид отходит от политики и сосредотачивается на частной жизни, набирает учеников.
Энгр пытался передать в живописидекоративные возможности различныхвидов старого искусства: выразительностьсилуэтов древнегреческой вазописи— в полотнах «Эдип и Сфинкс» (1808 г. ) и«Юпитер и Фетида» (1811 г. ) пластикускульптурного рельефа — в работах«Сон Оссиана» (1813 г. ), «Вергилий, читающийЭнеиду семье императора Августа» (1819 г. ) насыщенные краски готическойминиатюры — в картине «Паоло и Франческа» (1819 г. ). В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. Он велел пустить к нему составительницу письма. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота. Композиция проста и смела.
Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. Желая смягчить строптивую жену, Менелай одаривал ее подарками, но это помогало ненадолго. Сумбурное и хаотичное убийство тщательноредактируется художником и походит на мученичество. Вода в ванне и простыни окрашены кровью. Портрет Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо. К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана.
Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 года, когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства» (Лувр). В картине «Переход Бонапарта черезперевал Сен-Бернар» (1800 г. ) художникизобразил своего нового героявозвращающимся из победоносногопохода в Италию. Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. Путешествие было для Давида началом нового периода его ученичества.
Она ненавидела его за это. Особо следует сказать о живописном строе картины. Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. Жан Поль Марат, один из наиболее фанатических лидеров французской революции, был близким другом Давида. Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника.
Все построено на подчеркнутом сопоставлении горизонтальных и вертикальных линий. Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. После смерти отца Елены Менелай стал вместо него царем. Педагогическая система его учителя – известного живописца Ж. М.
Ассигнация лежит тут же рядом. Взяв на себя задачу увековечить образ Марата, Давид оказался перед немалыми трудностями. Ее отправили на гильотину. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал. Классицизм.
Ее отправили на гильотину. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой. В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели. Само полотно художник создал в течение трех месяцев.