«смерть Марата» – это сильное, мощное произведение искусства, написанное кистью Жака Луи Давида. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat)— картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. «смерть Марата» названа вершиной творчества Давида. И все-таки именно в картинах революционных лет, включая «Смерть Марата», Жан Луи Давид выступает как один из величайших реалистов в живописи нового времени. А картина Давида просто носила пропагандистский характер и должна была увековечить смерть Марата.
Картина написана в 1793 году, сразу после смерти пылкого революционера Марата. Сама картина «Смерть Марата» тоже была написана по горячим следам, это почти полароидный снимок, но между посмертной маской от Тюссо и картиной Давида есть большая разница. Несмотря на приглашений, он уже никогда не возвращался во Францию, а после его смерти «Смерть Марата» потеряла свою былую популярность и была «вновь открыта» искусствоведами лишь 20 лет спустя.
«смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. Его трактат «О человеке» – нагромождение физиологических и моральных мест, отрывков плохо воспринятых и непонятых сочинений, взятых наудачу имен, ни на чем не основанных, нелепых предположений, в котором соединяются учения семнадцатого и восемнадцатого столетия и порождают одни только пустые фразы. Марат отвечал им страшной ненавистью, тем более, что опять его печатные станки стали уничтожать и опять ему пришлось прятаться по подвалам. Ее казнили.
За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции. Он великий политический врач. Он многое, очень многое делал для того, чтобы его мечта исполнилась. Это «документальное» воспроизведение его милосердия, которым коварно воспользовалась убийца, не соответствует историческим фактам: на самом деле Корде проникла к нему под предлогом доноса.
Марат не постеснялся принять Шарлотту, сидя в ванне. Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Но казнь короля не привела к достатку населения. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде.
Классицизм. Голова, повернутая набок, залито мягким светом. Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. Я жду вашего ответа».
В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. Марат страдал кожным заболеванием и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. Марат «слышит», «как двадцать миллионов кричат в один голос: Если черные и пораженные гангреной министерские приверженцы будут настолько дерзки, что проведут проект роспуска и воссоздания армии, постройте, граждане, восемьсот виселиц в Тюильрийском саду и повесьте на них всех изменников, с гнусным Рикети, графом Мирабо во главе и устройте в середине бассейна громадный костер, чтобы сжечь на нем министров и их сообщников». Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде.
Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. До него «не знали, какое место занимает в природе электрический ток. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». «Нам нужна не отставка министров, нам нужны их головы, головы всех сторонников министерства в Собрании, головы вашего мэра, вашего генерала, почти всего генерального штаба, большей части муниципальных советников, главных агентов исполнительной власти в королевстве». – вопрошает Марат. Ее взяли на месте преступления.
Наконец против Марата якобы возник заговор академиков. В политике, где прения являются схватками, дело обстоит еще хуже: друг народа Марат может иметь противниками только злодеев. С физической стороны он недоносок, а с нравственной, человек претендующий играть выдающуюся роль.
Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде— гражданину Марату. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии.
«Декарт, Гельвеций, Галлер, Лекст, Юм, Вольтер, Бонне, делали из этого непроницаемый секрет, тайну». Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Между якобинцами три человека, Марат, Дантон, Робеспьер, приобрели первенствующее положение и власть. На верхнем, лежащем на ящике, листе бумаги написаны последние слова Марата: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу».
Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». Убийство произошло 13 июля 1793 года. Рассказывая о событии, Давид ограничился лишь самыми необходимыми деталями: безвольно поникшее тело, кровоточащая рана, орудие убийства и письмо, которым воспользовался убийца, чтобы его впустили в дом. «Я полагаю, что исчерпал почти все комбинации человеческого ума по вопросам морали, философии и политики».
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Историческая достоверность картины сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа от непосредственного впечатления той обстановки, в которой художник видел последний раз «друга народа». Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением. Последние пять месяцев Марат был весь покрыт лишаями и чувствовал зуд во всем теле. На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину».
они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Шарлотта была сторонницей демократии, политика насилия, зверских убийств, проводимых Маратом, противоречили ее убеждениям. И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. «Я писал ее сердцем», – говорил о своем шедевре Давид. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар.
Композиция проста и смела. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. Она в нем говорит, что очень несчастна.
Оно голодало. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. 13 июля 1793 дворянка-жирондистка Шарлотта Кордэ (принадлежавшая к роду потомков великого драматурга Корнеля) пришла в дом Марата якобы с целью сообщить ему список «врагов народа». Она ненавидела его за это. Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния. Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана».
Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. Если вы неспособны меня понимать, тем хуже для вас».
Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Но написанное гениальной кистью, все было согрето таким теплым и добрым чувством, что это полотно никого не могло оставить равнодушным.
Ассигнация лежит тут же рядом. В течение тридцати лет Марат блуждал по Европе или прозябал в Париже. С самого начала Революции диагноз Марата был всегда верен, его предсказания были безошибочны, его терапевтика была действительно человечна и спасительна.
Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа».
(Jean-Paul Marat, 1744-1793) — французский революционер родился в Швейцарии, получил хорошее образование в доме отца, довольно известного врача. Пока Марат записывал имена вымышленных «заговорщиков против республики», обещая вскоре отправить их всех на гильотину, Корде нанесла ему смертельный удар кинжалом. Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. «Когда мне было пять лет, – говорит Марат, – я стремился быть школьным учителем, в пятнадцать лет профессором, в восемнадцать – писателем, гениемтворцом в двадцать лет, а затем и до конца жизни апостолом и мучеником человечества. Точным глазомером хирурга Марат определяет размеры зла.
В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Картина «Смерть Марата» — политический миф, созданный Давидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается с вымыслом. «Из одних только потребностей человека, – пишет Марат, – проистекают все его права. Год второй» — в сущности содержит в себе более развернутую мысль художника: сделано все, что позволил талант, чтобы увековечить образ любимого вождя революции.
В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный. Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. – Ваша месть должна быть обдуманна. Одно время ему пришлось скрываться в подвалах. В высших науках о природе или человеческом обществе, утверждает Марат, он дошел до конца. Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. Так происходили похороны.
Отсюда вполне ясны последствия. Давид родился в Париже в зажиточной буржуазной семье. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, друг мой. ), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции.
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:. Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала.
Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал. Единственное, что облегчало его страдания, были теплые целебные ванны, длившиеся иногда по несколько часов. Я жду Вашего совета». они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями".
Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. 13 июля 1793 года, спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743 – 1793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде, нормандской аристократкой, правнучкой знаменитого драматурга Пьера Корнеля. Вода в ванне и простыни окрашены кровью.
Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. То же относится и к изображению денежных ассигнаций в 50 су и записке: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества».
В самом Конвенте не было единства. Если бы Друг народа Марат мог найти две тысячи решительных людей, «он для спасения родины вырвал бы сердце у дьявольского Мотье, окруженного своими батальонами, он сжег бы в его дворце монарха и его клевретов, он умертвил бы депутатов в зале заседаний и их тела были бы погребены под пылающими развалинами их вертепа». Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен.
По словам Марата, сначала против него составился заговор философов: когда его трактат «О человеке» был выслан из Амстердама в Париж, «они почувствовали, какой удар я наношу их принципам и добились того, что книгу задержали в таможне». «Друг народа» лежит в ванне (из-за серьезной кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей), голова убитого свешивается набок, одна рука бессильно упала, другая еще держит бумагу. Высказываясь в духе просветителей о правах низших классов, Марат в том числе проводит и мысль, что «никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающиеся в насущном». «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет. Педагогическая система его учителя – известного живописца Ж. М. Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах.
Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью.
Какая нелепость хвалить отвагу и бескорыстие Лафайета. На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше. Само полотно художник создал в течение трех месяцев.
В случае необходимости он может быть генералом и притом победоносным. Вьена – основывалась на требовании достижения «правда и величия» на основе излучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Его сильно потрясла смерть Марата. Он многим помогал, многих научил, многих просветил. Давид руководил также организацией национальных празднеств в его задачи входило и прославление погибших революционеров, официально объявленных «мучениками свободы». Если существуют неудачи, то только потому, что не слушались советов Марата.
Выступая в Конвенте, Левассер воскликнул: «Над нами занесен убийцами кинжал. Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. Я понимаю коечто в военном искусстве и я мог бы без самохвальства отвечать за успех». Простота обстановки придаёт зрелищу особую трагическую торжественность.
Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789). Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Этот художник был связан с передовыми идеями и революционной борьбой масс. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Что касается автора картины, то после 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, он был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории.
Он – Ньютон и даже больше того. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность». Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки. В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости». Суровая в своей простоте композиция, чеканные скульптурные формы, подчеркнутый контраст света и тени, строгий колорит и темное пространство фона, на котором выделяется бессильно поникшее тело Марата, – все это делает картину похожей на надгробный памятник.
Когда безумец, вроде Марата, видит везде вокруг себя, на полу, на стенах, на потолке, скорпионов, пауков, когда он видит, как кишат вонючие и ядовитые паразиты, он только и думает о том, чтобы их раздавить и тогда у людей типа Марата наступает последний период умственного расстройства: после бреда честолюбия, мании преследования и постоянного кошмара наступает мономания убийства. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». Байи тоже вор, а Малуэ – паяц. Но как изобразить страшную минуту смерти Марата.
В то же время это абстрактное темное пространство наводит на мысли о загробном мире, куда отправился погибший герой. Из них трех Марат чудовищнее всех. Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30.
«Душа и тело, – пишет там Марат, – являются различными субстанциями, не имеющими между собою никакой необходимой связи и соединенными между собою одним только нервным током». Всем сердцем, всей душой он принимал в себя Россию. Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм.
На ванне лежала доска, которая служила ему столом. В картине нет ни одной лишней детали, каждая имеет свой смысл: нож на полу – указание на мученическую смерть Марата, перо в руке убитого и чернильница – свидетельства его неустанного труда до последнего момента, залатанная простыня и деревянный ящик являются указанием на скромный образ жизни Очень важны для Давида «документальные» детали – зажатое в руке окровавленное письмо с просьбой о помощи, деньги, лежащие рядом с чернильницей. Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее.
Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину. Картина даже не была никем заказана. Давид был также активным участником революционных событий.
История свидетельствует, что Корде проникла к Марату под предлогом доноса. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Я открыл его и указал на его роль, так что теперь никаких сомнений быть не может». Жирондисты требовали привлечь его к суду за подстрекательство к убийствам. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции. «Смерть Марата» – посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века.
В самом начале достаточно было незначительного количества жизней, «нужно было отрубить 500 голов после взятия Бастилии и тогда все было бы хорошо». Повторяю еще раз, что другого средства кроме народной расправы не существует». Брюссель. До меня настоящие, первоначальные цвета были неизвестны».
Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата. По мнению Марата, ученые, не пожелавшие восхищаться им – дураки, шарлатаны и плагиаторы. В 1779–1787 Марат был врачом графа Артуа. – «Если бы я мог переносить путевые лишения, я предложил бы себя для осуществления моих планов во главе маленького отряда надежных войск легко уничтожить в один день всех мятежников до одного. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, – надгробием с надписью: «Марату – Давид». Для обеспечения своего счастья он имеет право решаться на все».
Художник рисовал для себя. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции – времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, – он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Исходя из «физической необходимости прав человека», Марат приходит к заключению, «что общество должно обеспечить поддержку тем из своих членов, которые не имеют никакой собственности и которые едва могут удовлетворить свои потребности трудом. Ведь очевидные и доказанные истины, которые возвещает Марат, должны были бы сразу быть понятыми всеми если этого не случается и они глохнут, это значит, что против него шли враги его или завистники очевидно против него устраивали все время заговоры.
Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. И художник принял оба предложения. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Однако 24 апреля 1793 революционный трибунал единогласно оправдал его и Марат с триумфом вернулся в конвент.
Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож. При свечах художник быстро делал наброски. Раз он даже бежал в Англию — но эти гонения лишь сделали его ещё свирепее: он стал говорить о необходимости обновления общества казнями тысяч и сотен тысяч изменников. В конце 1791 Марат переселился в Лондон, где стал писать книгу: «Школа гражданина», но в апреле 1792 г. вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за свою газету. Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров.
Все они мошенники: «Я, – заявляет Марат, – мог бы привести сто случаев подлости господ академиков Парижа, сто растрат доверенных сумм». Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление. Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»). Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде. После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота.
Им было доверено 12. 000 франков для изыскания средства управления воздушными шарами, «а они поделили их между собой и промотали их в Рапе, в Опере и у девок». Черты убитого носят портретный характер, хотя изменены выражением скорби и сострадания, но тело писалось с натурщика, так как требовалась героизация революционера, который под кистью художника превратился в благородного античного атлета. К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана.
Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. Надпись на деревянной тумбе— авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». Марат был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти столичные убийства оправдывались и народ призывали повторить их в провинции (потом Марат отрицал свое участие в этом и называл сентябрьские события несчастными).
В 1780 он представил на конкурс свой «План уголовного законодательства». На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат.
Последнее, что написал сам герой, лежит рядом. 13 июля 1793 г., спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1 743—1 793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлотта Корде. Но написанные по заказу полотна – «Наполеон при переходе через Сен-Бернар», «Коронация» и другие – при всех их художественных достоинствах все же уступали картинам революционных лет.
Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Всякая власть, оказывающая ему сопротивление, является властью тиранической и судья присуждающей его к смерти – подлый убийца». Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах.
Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства. 13 июля 1793 г., через полтора месяца после якобинского переворота, подосланной жирондистами Шарлоттой Корде был убит один из его вождей и вдохновителей, «друг народа» Жан Поль Марат, которым Давид искренне восхищался и которого высоко ценил (молва приписывает ему слова: «Если тебе придется выпить отвар цикуты, я выпью его вместе с тобой»).
Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. А еще ему хотелось любовно передать величественный облик гражданина, смерть которого оплакивала вся Франция. Лаплас и Монж, простые автоматы, являются только счетными машинами Лавуазье, «мнимый автор всех наделавших шуму изобретении, не имеет ни одной оригинальной мысли», он грабит других, не понимая их и «меняет системы как рубашки». Для того же, чтобы она хорошо действовала, он сам должен ее применить. В 1789 Марат написал «Дар отечеству», «Перечень пороков английской конституции», составил проект установления конституционной монархии, а с началом великой французской революции стал издавать знаменитую газету «Друг народа», выходившую с 12 сентября 1789 по самый день смерти Марата, под разными названиями.
Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление. Королевский музей изящных искусств. Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. Искусство Давида утратило революционную героику, оно стало холодным, парадным. Естественно вот таким образом, что Марата преследуют, что он должен бежать и жить по месяцам подобно летучей мыши «в погребе, в подземелья и в темном тайнике». С такими чувствами видел Давид смерть Марата.
Когда шесть недель спустя общественный нарыв становится гораздо больше, число возрастает соответственно, теперь Марат уже требует 270. 000 голов, все из человечности, «чтобы обеспечить общественное спокойствие», при том условии, чтобы лично ему, Марату, поручить произвести эту операцию, одну только эту операцию, в качестве мстителя. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. «Если бы я был народным трибуном и меня поддерживало несколько тысяч решительных людей, я ручаюсь за то, что через шесть недель конституция была бы совершенна, что политическая машина работала бы вполне исправно, что нация была бы свободна и счастлива, что менее чем через год страна была бы в цветущем состоянии и внушала бы уважение своим врагам и что все это было бы до тех пор, пока бы я был в живых». Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Шарлотту казнили через пять дней после убийства.
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ". Марат заболел кожной болезнью экземой и регулярно принимал ванны, так как они облегчали его страдания. Холст, масло. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера.
А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого публициста (что, в принципе, Давид и сам хотел сделать -), но и организовать церемонию его похорон. Никогда рассудительное безумие не проявлялось более резко. Это – честолюбивый бред, хорошо известный в домах для сумасшедших. Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу). Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти.
В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». Картина лаконична.
А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. «Патриотическая контрибуция, – говорит он, – должна дать 4860 миллионов и, может быть, вдвое больше с этой суммой Неккер может вооружить 500000 человек и он рассчитывает на это, чтобы подчинить себе Францию». Никогда человек не имел и не сохранял столь высокого представления о самом себе. Со времени взятия Бастилии, «растраты одного только муниципалитета превышают 200 миллионов, считают, что Байи положил себе в карман более двух миллионов, а то, что в течение двух лет положил себе в карман Лафайет, не поддается учету». Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу.
Переворот десятого августа 1792 принёс ему власть и влияние. Она не отпиралась на суде. Давид точно воспроизвел то, что увидели люди, вошедшие к Марату сразу после убийства. «Друг народа» сильно помог распространению среди народа, особенно парижан, крайнего радикального революционного фанатизма популярность его выразилась и во многих подделках под него. Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право на вашу благожелательность», скорее всего было вымышлено самим художником, чтобы подчеркнуть благородство «друга народа» и низость его убийцы.
За исключением последнего пункта все остальное ему предоставлено досадно, что Марат не мог видеть своими глазами полного выполнения своей программы, массовые смертные казни, вынесенные революционным трибуналом в Париже избиения в Лионе и Тулоне, массовые потопления в Нанте. Неккер, по словам Марата, задумал «ужасное дело – извести голодом и отравить народ, он навсегда навлек на себя проклятие французов и презрение человеческого рода». На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше1. Особо следует сказать о живописном строе картины.
Родители его были абсолютно противоположных рас, отец Марата был испанского происхождения, а мать швейцарка. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона. Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. И в то же время зрелищу присуща некая торжественность, монументальность. Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества».
Лаконичная надпись — «Марату Давид. Естественно, что мнимый угнетаемый Марат защищается, то есть нападает. 15 ноября 1791 года Марат утверждает, что скопище эмигрантов заключает в себе «не менее 120. 000 бывших дворян и партизан и дисциплинированных солдат, не считая сил немецких князей, которые должны присоединиться, к ним». Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане.
Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. Так, письмо Корде со словами: «13 июля 1793 г., Мари-Анна Шарлотта Корде гражданину Марату. По мысли Марата, при первом пушечном выстреле на границе, «нужно, чтобы народ закрыл ворота всех городов и чтобы он тотчас же освободился от всех мятежных священников, антиреволюционных чиновников, заведомых махинаторов и их сообщников». Ванна напоминает саркофаг ящик, на котором, как на пьедестале, начертано посвящение: «Марату — Давид», — выразительный рубеж, разделяющий погибшего и зрителей пустое сумеречное пространство фона — образ вечности, где пребывает павший герой.
Никогда человек после такой разнообразной культуры не имел столь неисцелимо ложного ума. Однако когда Марат пробует что-либо сочинять, он подражает или же впадает в ошибки. Это такая своеобразная эпитафия. Он делает предсказания и притом абсолютно верные, средним числом два раза в неделю: в первые дни Конвента Марат уже считает за собой «триста предсказаний главных событий Революции, вполне оправдавшихся фактами».
Франция. Он велел пустить к нему составительницу письма. В 1773 году Марат издал книгу: «О человеке или принципы влияния души на тело и тела на душу», вовлекшую его в полемику с Вольтером, а затем – революционную брошюру «Цепи рабства». Ее отправили на гильотину. 165 x 128 см.
13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. – «К чему полумеры. Одержимый тон газеты вызвал против Марата преследования. «Академия наук не прекращала против меня в течение десяти лет недостойных преследований, после того как она убедилась, что мои открытия в области света уничтожали все её вековые исследования и что я вовсе и не думал стать её членом. По словам Марата, достаточно будет ему только видеть два раза, каким образом сражаются вандейцы, чтобы найти средство кончить войну «после первой же схватки».
Вторая рука лежит на доске. «Оптика» Марата – полное отрицание великой истины найденной Ньютоном столетие назад и проверенной столетием опытов и вычислений. Шедевр Давида тех лет – «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель).