Осложнения при родах повлекли смерть Лукреции десять дней спустя. На сюжет о мести за смерть Лукреции создал картину Луи Давид «Клятва Горациев» (1784). Через некоторое время после смертиАлександра VIДжованни переехал к Лукреции вФеррару, где был принят в качестве единокровного брата своей матери. Через некоторое время после смерти Александра VI Джованни переехал к Лукреции в Феррару, где был принят в качестве единокровного брата своей матери.
Через некоторое время после смерти Александра VI Джованни переехал к Лукреции в Феррару, где был принят в качестве единокровного брата своей матери4.
Камергер сумел убежать, но через несколько дней его тело с камнем на шее выловили из Тибра. 47. Вот таким образом исследователь полагает, что, вероятно, подлинная в основном история Лукреции была обработана на манер греческой трагедии37.
Более драматическая версия этих последних сцен излагается Ливием (I. VI. Линия, продлевающая кинжал, цепи, веревки и складки одежды пересекаются в месте смертельной раны.
То, что происходило за пределами Феррары, Лукрецию не волновало. Победа в этом состязании жен была за Лукрецией. Вступив в брак с Гордием, девушка-жрица именно его отметила как божественного избранника. Родство мужа Лукреции с ее насильником приводит на память древний мифологический сюжет взаимоотношений двух мужчин и женщины. Это, согласно средневековому праву, было достаточным поводом для развода.
«Ну конечно. » – заявили все. Именно в Церэ засвидетельствованы эпиграфические следы семейства Tarchna (CIL. К числу этих данных относятся легенды о поселении Целеса Вибенны на Целии, некоего царя Ола (Авла Вибенны —. ) на Капитолии, приход Лукумона, чтобы стать царем Тарквинием, версия о этрусском командире Мастарне, принявшем имя Сервия Туллия, версия о поселении царя Порсенны из Клузия на Яникуле, откуда он управлял Римом.
66. Идея Магделена принимается ныне большинством исследователей57. Лукреция жила во времена Тарквиния Гордого — тирана на троне.
- Виктор Гюго написал пьесу «Лукреция Борджиа» (1833), в которой описывается жизнь выдуманного им Дженнаро, сына Лукреции. до н. э. заставляет считать первого консула фиктивной фигурой. Вскоре Родриго становится Папой Римским.
В июне 1497 года наемные убийцы перерезали Джованни горло. Лукреция и Тарквиний. Симон Вуэ (1590 – 1649). В 509 до н. э. во время осады Ардей на пиру у старшего сына царя Секста Тарквиния вышел спор о достоинствах жен пирующих. Согласно книге истории Ливии в Риме, после самоубийства женщины, была свергнута монархия. Лукреция тут же послала за мужем и отцом, прося их приехать с двумя друзьями.
virt. Только с начала I в. до н. э. претор стал различать абсолютное по доброй воле (voluntate) и из-за угрозы применения насилия (metus causa) и давать помощь против невыгодных действий, вызванных насилием или принуждением41. Идея «состязания жен»— эллинистическая по духу и неоднократно встречалась в греческой литературе а примерное поведение Лукреции (прядение шерсти) явно соответствует политике императора Августа, во время которого был опубликован текст Тита Ливия. В его отсутствие обряды проводились под контролем замещавшего царя Лукреция Триципитина. «Девственница»— гласило заключение комиссии. По доводам Александра VI их брак не был консуммирован (между супругами не было сексуальных отношений) что, согласно средневековому праву, было достаточной причиной для развода.
Ее темные глаза наполнены печалью, а бледное лицо свидетельствует о приближающейся смерти. Правда, молодому мужу довелось обладать Лукрецием только раз. По легендам, сам Аполлон направлял руку Париса и вложил в нее отравленную стрелу. 851—854). Вернемся к героям римской традиции, связанной с переходом от монархии к республике. 47. Древние считали амарант символом бессмертия.
Ритуальные истоки этого мотива известного уже Эннию, видимо, были глубже, чем полагает Фельдхер. Содержание истории у Ливия показывает, что как в обществе, так и в праве различалось отношение к женщине, обесчещенной силой (per vim stuprum, raptus) и той, которая добровольно позволила вовлечь себя в бесчестие (stuprum). Она щедро поощряла деятелей искусства, особенно художников, отдавая предпочтение религиозным темам, основала в Ферраре благотворительную организацию для помощи бедным и женский монастырь, вступила в организацию мирян при францисканском монастыре. Этим автором, писавшим в 270—260-х годах, мог быть Тимей из Тавромения. Автор использовавший образ Лукреции в качестве «приза» для участников весенней новогодней конной скачки, мог ориентироваться как на этрусскую традицию с. 196 участия жрицы богини в обрядах смены годового цикла, так и на традицию, распространенную в Восточном Средиземноморье87.
Одна только Лукреция, жена Коллатина, сидела дома у очага и пряла. 70—71).
Реконструкция Холлемана исходит из представления, что ритуал Регифугия в царскую эпоху исполнялся царем, который совмещал полномочия священного и военного правителя Рима. 2)84. Как писал церемониймейстер Ватикана Буркард, он «утешился в объятиях Лукреции».
Самое смешное, говорила она это, будучи на сносях. У Павсания (VIII.
58. Пребывая в таком замужестве, Лукреция вела абсолютно свободную и беззаботную жизнь. Другие историки склоняются к тому мнению, что если сама героиня и была вымышленной, то какое-то историческое ядро в событиях 509 г. до н. э. все же имеется5.
И, похоже, что страшная слава, витавшая над кланом Борджиа и самой Лукрецией, пугала немногих— в её доме бывали великий итальянский художник эпохи Ренессанса Лоренцо Лотто (кстати, создавший прекрасный портрет хозяйки) известные поэты того времени Никколо да Корреджо и Пьетро Бембо (с которым, по всей вероятности у неё был роман). Кристина Пизанская использовала ее образ так же, как Августин. Другая история (II. Точно такой же выбор поставил перед Лукрецией проникший к ней ночью Секст Тарквиний — или быть убитой вместе с каким-либо рабом и тем быть опозоренной (не имея возможности оправдаться) или уступить царскому сыну и затем, когда он унаследует трон, стать царицей. Согласно Помпонию, он был вторым лицом в архаическом Риме.
Каждый жалуется на царское злодеяние и насилие. Приглашённый вРимна устроенныйпапой Александромпышный Юбилей 1500-летия Иисуса Христа, в ночь на2 января1500 года, наплощади Св. Это действительно семейный совет.
угадывают этрусскую версию этого сюжета— и в трактовке другого народа Лукреция оказывается соблазненной Тарквинием, а с собой она кончает, когда любовник ее бросил. Лукреция целый месяц преданно выхаживает и охраняет раненного мужа. «Вы решите, чему он повинен, – сказала она. – Я же, не признавая за собой греха, не освобождаю себя от казни иникакая распутница, нарушившая целомудрие, не будет жить, ссылаясь на пример Лукреции».
Она выходит замуж за Альфонсо дЭсте, принца Феррары. Они были разгорячены вином. В любом случае, кубок был знаком смерти. Рассказ Дионисия прост и безыскусен. Но появление латиноязычной историографии во II в. до н. э., возможно, породило стремление «прочесть» греческие образцы сквозь призму исконно римских обычаев.
Когда все собрались туда, глашатай созвал народ к трибуну «быстрых», в каковой должности тогда случайно состоял Брут. Центральным актом ритуала, осуществлявшегося в конце годового цикла, было соревнование — конная скачка знатных юношей, призом в которой было звание «Марса». Подняв народ в Коллации восставшие устремляются в Рим. Согласно архаичному праву, ее поведение могло бы быть квалифицировано как прелюбодеяние (adulterium) и вот таким образом она должна была умереть. Этот вариант выбора был, возможно, обусловлен тем, что Ливий, как автор истории, был связан в своих предпочтениях требованием сюжета, видевшего в Лукреции не просто пострадавшую женщину, а жертву тирана, которая должна быть отомщена его изгнанием из Рима. Две буллы противоречат друг другу. Мидаса поставили царем.
Это только укрепило подозрения, что он или Чезаре и впрямь причастны к рождению младенца. II. В изложении Ливия (I.
У Дионисия (IV. Затем она постепенно сблизилась с Франческо Гонзагой, маркизом Мантуи: то ли для того, чтобы насолить его жене Изабелле, сестре Альфонсо (которая презирала Лукрецию как выскочку), то ли потому, что надеялась, что Франческо сумеет помочь потерявшему все её брату Чезаре (и Франческо даже отправил в Испанию посланника с просьбой о его освобождении). Эту же должность занимает и Брут в момент гибели Лукреции. 20, 22, 24, 26), а у Павсания (VIII.
Услышав о скорой смерти, Мария испугалась. Третью трибу возглавлял этрусский предводитель, которого также титуловали претором. Вместо царя государство возглавили два выборных консула, Рим провозгласил себя республикой. Затем он передает нож Коллатину, затем Лукрецию и Валерию, оцепеневшим от удивления, откуда это в Бруте неведомый доселе ум.
Своим самоубийством Лукреция, с одной стороны избавляла родных от этой мучительной (и отжившей свой век) обязанности, а с другой, выражала протест против того жестокого обычая, который сохранился с незапамятной архаики. Отец Лукреции, Спурий Лукреций Триципитин, при царе Тарквинии Гордом состоял в должности «префекта города» (praefectus Urbi), которая оказывалась альтернативной царской в случае отсутствия царя (imperium in urbe Lucretio, praefecto urbis iam ante ab rege instituto, relinquit — Liv.
После смерти Александра VI в 1503 году брак потерял политическое значение, но он не стал пытаться избавиться от жены (требуя от папы Юлия II объявить её развод с Джованни Сфорца незаконным и вернуть её ему), хотя ему намекали на такой вариант. Луций Юний Брут, друг Коллатина и свидетель самоубийства Лукреции, выступил от имени всех: он говорил о надменности царя и его семьи, об оскорблениях и унижениях римских граждан, о том, что с тиранией нужно покончить раз и навсегда. Плутарх рассказывает несколько историй о греческих женщинах, подвергшихся насилию, которые отомстили своему насильнику (Mul. Вместо роскошных нарядов носила искупительную власяницу, проводила много времени в храме. II.
Это соперничество триад напоминает сообщение Дионисия Галикарнасского (II. Джованни отказался от развода и обвинил Лукрецию в отцовском и братском инцесте. Согласно Эннию, Рем дерзко перескочил через низкую еще стену строящегося только Рима и был сразу же убит возмущенным Ромулом, который воскликнул: «Пусть никто не совершит подобного безнаказанно и так же как ты с. 201 заплатит за преступление своей собственной теплой кровью»105. Ритуальный царь (rex sacrorum), который ежегодно покидал Форум, постоянно воспроизводил изгнание Тарквиниев, по крайней мере для тех, кто знал эту историю90. У грека Тимея и писавшего по-гречески Фабия Пиктора самоубийство Лукреции было всего лишь развитием мотива эллинистической литературы.
Он полагает, что в этрусском Риме обязанность ежегодно предоставлять исполнительницу роли богини Уни для участия в ритуале Священного Брака с царем лежала на этрусской семье Luchre (в традиции она известна как gens Lucretia). Предводитель победителей становился царем, а его команда — его священной свитой (целерами). Она произвела тщательную опись имущества и драгоценностей— одних украшений насчитывалось 3770 единиц, — и, дабы отойти от суеты жизни, постриглась в монахини францисканского братства, отписав обширные дары многочисленным церквям и монастырям.
Так Лукреция выиграла это импровизированное «соревнование жен», устроенное их мужьями. 426г. IV. «Содержание истории у Ливия показывает, что как в обществе, так и в праве различалось отношение к женщине, обесчещенной силой (per vim stuprum, raptus) и той, которая добровольно позволила вовлечь себя в бесчестие (stuprum)»1. Два первых выглядят пародией на сына и племянника царя Тарквиния, а третий — аналог Брута. Юний Брут, ставший первым республиканским консулом, был tribunus celerum в правление своего дяди Тарквиния Гордого66. А еще столетием раньше в глазах римского общества Лукреция выглядела женщиной, запятнанной прелюбодеянием, которая должна умереть.
От матери она унаследовала золотые волосы и белую кожу, от отца – неуемный и рано проявившийся интерес к противоположному полу. Самое смешное, говорила она это, будучи на сносях. 21. Свадьба, которая поражала богатством и развратом, длилась 3 дня. Франческо и Чезаре получают по герцогству, а Лукреция. В третьем браке она родила несколько детей и оказалась вполне респектабельной княгиней.
Вместо роскошных нарядов носила искупительную власяницу, проводила много времени в храме. Крах династии Борджиа не повлиял на положении Лукреции. Сначала в мужья дочери он намечал некоего испанского герцога, но потом ему дали отставку ради богатого вдовца Джованни Сфорца – родственника миланского герцога.
Его похоронили почти тайно. По обычаю предков ее убийцей должен стать либо отец (Лукреций), либо муж (Коллатин). Возможно, Акций, написавший трагедию «Брут», вдохновлялся чтением греческих образцов и вот таким образом он «передал» нож из рук Лукреция (обязанного совершить убийство дочери по римским обычаям) в руки Брута103.
Лукреция целый месяц преданно выхаживала мужа. Но греческий автор, создававший историю Тарквиниев (их происхождение от коринфского Демарата представляется свидетельством того, что это был греческий автор), смотрел на вещи проще. Греческая версия этого сюжета, — история Иосифа и жены фараона Потифара, — вероятно, восходит к древнеегипетской «Сказке о двух братьев», которая в свою очередь производна от мифа о богах Анубисе и Бата9.
Идея «состязания жен»— эллинистическая по духу и неоднократно встречалась в греческой литературе а примерное поведение Лукреции (прядение шерсти) явно соответствует политике императора Августа89, во время которого был опубликован текст Тита Ливия. Виктор Гюго написал пьесу «Лукреция Борджиа», в которой описывается жизнь Джованни, сына Лукреции. Ему очень захотелось посмотреть тут повозку Гордия и узел на ярме этой повозки.
Данте помещает Лукрецию в лимбе, предназначенном для римлян и других «добродетельных язычников» («Ад», IV). Это, согласно средневековому праву, было единственно допустимым поводом для развода. 6.
И, похоже, что страшная слава, витавшая над кланом Борджиа и самой Лукрецией, пугала немногих— в ее доме бывали великий итальянский художник эпохи Ренессанса Лоренцо Лотто (кстати, создавший прекрасный портрет хозяйки) известные поэты того времени Никколо де Корреджо и Пьетро Бембо (с которым, по всей вероятности у нее был роман). Греческие авторы были заинтересованы представить Рим как «греческий полис», а не «этрусский город»100. 1 и 64.
В память о покойном герцоге Бисалья у Лукреции остается сын — Родриго Арагонский. Ульпиан ссылался на lex Julia de adulteriis coercendis от 18 г. до н. э., согласно которому муж имел право покарать жену, оказавшуюся в руках врагов, за прелюбодеяние только тогда, когда она не подвергалась насилию, в противном же случае ее не могли обвинить в прелюбодеянии (adulterium) или бесчестии (stuprum)45. На рис. 2. 93 приведена известная картина Тициана «Вознесение Девы Марии (Ассунта)».
Известно, что, покинув Рим, Лукреция вела в Ферраре довольно скромный образ жизни. Историческая же традиция о низвержении Тарквиниев обнаруживает большое сходство с одновременными событиями в Афинах, на что обращал внимание уже Авл Геллий (XVII. Узнав правду, он отказывается принять противоядие и перед смертью убивает свою мать. XI. Пребывание его в должности стало пожизненным, тогда как его преторы (консулы) сохранили древнюю годичность должности.
Как мы начинаем понимать, «античные» авторы, в том числе Тит Ливий, рассматривали этот христианский сюжет как вознесение «римской Лукреции Ларенции». И что сохранила прежнюю красоту. Лукреция и сама это осознает, говоря «тело одно подверглось позору, душа же невинна», но она не видит выхода для женщины, подвергшейся насилию: «Что хорошего остается в женщине с потерею целомудрия. ». Альфонсо был ранен в шею, руку и бедро, но остался в живых— его спасла подоспевшая стража. Народ восстал: добровольцы окружили царский дворец, на Форуме сошлись жители города.
7. Возможно имело место «превращение истории Лукреции из литературного сюжета в псевдоисторический рассказ о падении древней римской монархии», либо «подлинная в основном история Лукреции была обработана на манер греческой трагедии». Однажды, когда он пахал, к нему на ярмо сел орел и сидел, пока он не распряг вола. Древние считали амарант символом бессмертия. Лукреция рассказала обо всём своему мужу и отцу и заколола себя у них на глазах, чтобы не обесчестить семью.
В третьем браке она родила несколько детей и оказалась вполне респектабельной княгиней. Следовательно, можно предполагать, что в III—II вв. Фредерик Блэйв обратил внимание на участие в церемонии Регифугия жрецов бога Марса — салиев58. Ему предложили вступить в половую связь с ней при свидетелях для доказательства своей состоятельности, однако он отказался (возможно, решив что от волнения у него действительно ничего не получится).
III. Ночью, угрожая женщине оружием, он обесчестил её, после чего – скрылся. Тот же мотив повторяется и при основании республики — первый консул Брут в качестве героя мифа основания и непорочная Лукреция в качестве жертвы.
Варрон (LL. до н. э., в частности в «Гробнице принцессы» в Кастель ди Дечима77. 11.
Его положение в качестве мужа Лукреции, центральная роль в сюжете «состязания жен», соперничество с насильником Секстом — все это указывает на Коллатина как на победителя конного состязания. Упомянуто и о возмутительном убиении царя Сервия Туллия и о том, что безбожная дочь проехала в колеснице по телу отца, сделано воззвание и к богам – мстителям за родителей. Об этом использовании остракизма рассказывает Аристотель (Athen.
746—748) «господине» (dominus) можно видеть обоих «господ» (domini) Лукреции, мужа и царя, которые носили одно и то же имя — Луций Тарквиний (Коллатин и Гордый) и, таким образом, могли быть одним и тем же лицом, то есть царем. Лукреция – полулегендарная личность в истории Древнего Рима. Единства мнений о подлинности этой истории среди историков Нового времени нет. Пользуясь этим, Папа приглашал в гости кардиналов и епископов и поил их отравленным вином, после чего «по закону» присваивал их добро. Весть о самоубийстве Лукреции облетела Рим и военный лагерь под Ардеей. Узнав правду, он отказывается принять противоядие и перед смертью убивает свою мать.
Однако эта скачка имеет важное значение в сюжете истории, поскольку заканчивается фатальной встречей Лукреции и Секста Тарквиния, результатом которой стала последовательность событий «исторического» значения: безудержное желание Секста, приведшее к самоубийству Лукреции и, как ни странно изгнанию царя Тарквиния Гордого. Отец обеспечил любимую дочь огромным состоянием, подарил ей собственный дворец в дорогом квартале Рима, Дом Лукреции поражал роскошью. Сестра Альфонсо Изабелла дЭсте весьма прохладно относилась к Лукреции по причине многолетней романтической связи последней с её мужем-бисексуалом Франческо Гонзага, маркизом Мантуи. Лукреция трижды была замужем: Джованни Сфорца (герцог Пезаро), Альфонса Арагонского (Герцог Bisceglie) и Альфонсо дЭсте (Принц Феррарский). И хотя молва снова приписывает «кровавой Лукреции» несколько преступлений— скорее всего, это легенда.
Но этот роман прервался, когда Франческо заболел сифилисом. с. 200 Окровавленный нож в руках Брута и «оцепеневшие» Коллатин, Лукреций и Валерий в сцене смерти Лукреции выглядят так, будто именно Брут был ее убийцей.
А великий поэт Лудовико Ариосто посвящает ей хвалебную октаву в своем «Неистовом Роланде». Лукреция не упоминалась нигде. Именно вот таким образом на протяжении веков римской истории Лукреция была весьма почитаема.
При Августе смерть Лукреции получила новое обоснование. с. 193 Лукреция в этом ритуале, очевидно играла роль жены «священного царя» (regina). Но в этот раз, т. е. около 500 г. до н. э., произошло непредвиденное: очередное исполнение ритуала Священного Брака в этрусском Риме было нарушено из-за абсолютного насилия и это нарушение послужило поводом для уничтожения монархии.
3), что при Ромуле древнюю кавалерию возглавлял Целер (Celerus) и три центуриона (), возглавлявшие центурии Рамнов, Тициев и Луцеров60. 1580) Паоло Веронезе"Трагедия Лукреции», ок.
Нарушение обета целомудрия духовенством уже тогда воспринималось как мелкое прегрешение, однако отец скрывал наличие у него детей (тем более, что итальянская аристократия недолюбливала его как чужака-испанца), официально их называли его племянниками. Схема аргументации, выдвинутая папой-тестем, состояла в том, что брак не былконсуммирован. Итак из всех частей города бегут на форум. Все это безобразие возмущало итальянцев.
На трех погребальных урнах I века дон. э. Архетипичными чертами истории является, в частности, родство между мужем героини и ее насильником (в сказках и мифах мужчины в подобных ситуациях оказываются вообще братьями). Ритуальное состязание было упорядочено — каждая половина города выставляла по 300 всадников72.
Ту же историю повторяет и Овидий (Ovid. В маленькой уютной Ферраре у нее были свои заботы: украшение дворца новыми картинами, строительство храмов и, конечно, воспитание детей. Прибывший муж и Тарквиний были приняты приветливо и победитель-супруг любезно приглашает царских сыновей. Этот феномен интересен тем, что колесницы являются скорее символом высокого положения (возможно, царского) в большей степени, чем приспособлением для войны78. Лукреция рассматривалась как моральный образец для женщин такого рода. Вставка, отличающая версию Ливия и Овидия от рассказа Дионисия, полностью сконструирована из таких стереотипных компонентов, как усталость от длинной осады, скука молодежи из-за безделья, женская тема в разговорах мужской компании изобретенное соревнование как выражение агонального духа, свобода этрусских женщин в развлечениях, в отличие от патриархальной модели поведения римской матроны.
У него же (II. Шекспир посвятил этой истории целую поэму (которая считается слабой) и упоминает Лукрецию в нескольких пьесах. Однако вероятнее иное объяснение. с. 194 Холлеман обратил внимание на факт прядения Лукрецией шерсти для изготовления плаща своему «господину» Луцию Тарквинию и сравнивает это с другими случаями изготовления женщинами военных плащей своим мужьям или женихам, например Аретузой для Ликоты у Проперция (IV.
Если Ливий писал первую книгу «Истории» между 27 и 25 гг. Во время Троянской войны, Троил и Поликсена попали в засаду, устроенную греками. Впрочем известно, что у убитого были и другие враги среди римских баронов. Пятнадцатилетняя Лукреция остается «соломенной вдовой», продолжая связь и с отцом, который щедро расплачивается с ней и обоими братьями. 2 12. Пока те плакали, Брут, держа перед собою извлеченный из раны Лукреции меч, обагренный кровью, сказал: «Этой непорочной до царской обиды кровью я клянусь и вас, боги, призываю в свидетели, что буду преследовать Луция Тарквиния Гордого с его преступной женой и всеми потомками мечом, огнем и чем только буду в состоянии и не позволю ни им, ни кому-либо другому царствовать в Риме». Один из них получал титул «священного царя» (rex sacrorum)73, а два других в ранге преторов возглавляли две трибы. Каждая из них описывает не реальное историческое событие, а ритуализированное представление, воспроизводящее бесконечную серию идентичных ритуалов, простирающихся в прошлое сквозь эпохи.
VI. Вот их-то вождем и простатом был Гиппарх» (перев. Эту историю рассказывает Арриан (Anab. Она выглядит так, будто перед нами некий римский ритуал, в соответствии с которым жрец осуществлял жертвоприношение и давал клятву подвернуть изгнанию прежнего «царя» и никогда не позволить ему вернуться. Народ был недоволен, роптал, но терпел. Считается, что Тициан совместил здесь два мотива: Успения Марии и Непорочного зачатия.
Поликсена предпочла смерть на могиле Ахилла рабству. 3. 54—59). Женщина играла важную роль в этой мифологической сцене, она разгадывает предзнаменование и тем самым приносит царский титул своему спутнику25. Святой Августин использует фигуру Лукреции в своем труде «О граде Божьем» (ок.
20. Античные авторы явно воспроизводили один и тот же образец. Правила явно вдохновлялись брачной политикой Августа. Его хоронят тайно, без мессы и отпевания. Однако знаменитый основатель республики, которого традиция причисляет к патрициям, не оставил потомства, достойного стать высшими магистратами в течение следующих 200 лет.
58. VI. Количество бегущих порой зашкаливало за 7000 (именно столько было в Риме проституток).
Некоторые детали в античной традиции указывают на ее «царский» статус. У него же (II. В этой истории право Гордия на царскую власть в Фригии переписано на его сына Мидаса.
Его хоронят тайно, без мессы и отпевания. 3) передают рассказ о приезде в Рим этрусского Лукумона, который потом стал царем под именем Тарквиния. Поздний источник называет Брута дядей Лукреции по матери (avunculus)81. Вот таким образом в контексте истории перехода от монархии к республике изменение прежнего сюжета, в котором женщина выбирала себе партнера — любовника, царя и героя (как, например, в истории Гигеса и Кандавла у Геродота), было осуществлено достаточно естественно. Но этот роман прервался, когда Франческо заболел сифилисом. Говорили, что Лукреция предупредила Джованни о том, что его хотят убить.
10)27. Именно вот таким образом Лукреция спешила закончить изготовление плаща (gaunacum). Как известно, при подготовке и после издания законов Августа среди римских юристов, а следовательно и в обществе, обсуждалась проблема соотношения прелюбодеяния (adulterium) и насилия (raptus) и отношения к ним права. 20.
Победившие в скачке царские племянники получили назначение на должности преторов — Коллатин (rex sacrorum), Брут и Валерий (по традиции — консулы). «Осквернено мое тело, но сердце мое не знает за собой вины. Впрочем, злопыхатели говорили о нем и не такое. Геродот (III. Лукреция целый месяц преданно выхаживает и охраняет раненного мужа. А великий поэт Лудовико Ариосто посвящает ей хвалебную октаву в своем «Неистовом Роланде».
2. И, наконец, нет каких-либо определенных данных о ритуале Священного Брака в раннем Риме. свободу.
В архаическом праве мужчина, совершавший насилие над чужой женой или дочерью, приговаривался к смерти39. XLVIII. 26. В 1516 году она неожиданно сменила роскошные одежды на грубую власяницу. Возможно, брак с девушкой-жрицей (с Танаквиль в римской истории) был связан с получением царского титула26. 59. Он предполагает, что в упомянутом Овидием (Fasti.
И это соответствие римского сюжета афинскому не просто совпадение этот несчастный Коллатин происходил из города Коллации (Collatia), а родным демом Гиппарха, сына Харма, был Колит (). По мнению историков, анализ легенды с этой точки зрения показывает, что победителем скачки стал Коллатин, а Секст Тарквиний попытался узурпировать его победу. В науке нет единства мнений о подлинности этой истории. Если проверка верности в отсутствии мужа, скромность в поведении и одежде, прядение и намеки на смерть и «отсутствие вины» обыгрывались Теренцием в середине II в. до н. э., то история Лукреции явно была знакома ему и причем в качестве принятого в обществе образца добродетели. В период республики главным ритуалом Регифугия было жертвоприношение на Комиции, совершавшееся «священным царем» (rex sacrorum), вслед за которым следовало его бегство в неизвестном направлении. Вынеся тело Лукреции из дому, они идут с ним на форум и возбуждают население, дивящееся, как и следовало ожидать, небывалому делу и негодующее.
Папа убедил дядю Джованни, кардиналаАсканио Сфорца, в необходимости согласия на развод. Но пока что с ночной юношеской прогулки они возвращаются в лагерь. 3626 3627), которые в период формирования исторической традиции о раннем Риме (Тимей, Фабий, Цинций) послужили прообразом римских Тарквиниев. Единства мнений о подлинности этой истории среди историков Нового времени нет.
Проигравшие царские сыновья в соответствии с обычаем удалились из Рима. Культ этой богини в этрусском Церэ имел ближневосточные черты, в том числе и ритуал Священного Брака, справлявшийся весной перед началом нового года. Александр VI убедил дядю Джованни, кардинала Асканио Сфорца в необходимости согласия Джованни на развод. В дом мужа Лукреции прибывают сам Коллатин и ее отец с самыми верными друзьями. В марте 1497 года Джованни в спешке покинул Рим. Свидетельством этому будет моя смерть. » Тщетно ее утешали и уговаривали. 1.
Достоверно известно, что к новому мужу она была безразлична и что сохранила свою красоту. Приближенные Альфонсо узнали, что виновник покушения Чезаре и решили отомстить ему, подстрелив изарбалета, однако этопокушениепрошло безуспешно. Ночью он является к Лукреции и угрозами принуждает ее удовлетворить его страсть. Напомним, что, согласно некоторым западноевропейским изображениям, Мария Магдалина тоже была взята на небо, см. «Девственница»— гласило заключение комиссии.
По другой версии, Рема убил сам Ромул. AR. Вполне вероятно, что именно благодаря поддержке Церэ Рим одержал эту победу. 1—6, перев.
Пока остальные участники домашнего совета предавались скорби, ошеломленные ее поступком, Брут, держа пред собою вытащенный из тела Лукреции окровавленный нож, говорит: «Этой чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь — и вас, боги, беру в свидетели, — что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». Вот таким образом логично предположить, что Терминалии завершали 360-дневный солнечный цикл54. Муж и отец вскрикнули.
Древние считали амарант символом бессмертия. Поза Лукреции и ее выражение лица поразительно напоминает работу «Давид с головой Голиафа», авторства Караваджо.
Высказывалось предположение, что роль Брута получила развитие в римской исторической традиции только с конца II в. до н. э. Возможным источником его возвышения называют трагедию Л. Акция (Accius, Attius) «Брут»93, которая оказала большое влияние на творчество Л. Кальпурния Пизона94. Эти слова напоминают клятву, сопровождающую ритуал106. 12)80. IV.
Прибавлено было и о гордости самого царя и о страданиях и трудах народа, принужденного копать рвы и клоаки римские граждане, победители всех соседних народов из воинов превращены в ремесленников и каменщиков. Ричард Бауман обратил внимание, что не только в архаическую эпоху, но даже в III—II вв. до н. э. ).
«К главным участникам состязания следует отнести царских сыновей, Тита, Аррунта и Секста, царских племянников— Тарквиния Коллатина и Юния Брута и, вероятно, Валерия Попликолу, степень родства которого с Тарквиниями неизвестна. Союз с ослабленным неаполитанским королевским домом оказался уже не нужен Чезаре. В конце концов неизвестным все же удается задушить герцога в его собственной постели. Разные записанные версии истории могут зависеть от того, что при подготовке и после издания законов Августа обсуждалась проблема соотношения в римском праве прелюбодеяния (adulterium) и насилия (raptus) и, соответственно, наказания— история Лукреции могла использоваться как иллюстрация. Пришпорив коней, они ускакали в Рим. Выслушав ее рассказ, они начинают убеждать ее в невиновности: «Все по порядку клянутся, утешают отчаявшуюся, отводя обвинение от жертвы насилия, обвиняя преступника: грешит мысль, а не тело, у кого не было умысла, на том нет и вины» (I. 22.
22. Чосер пишет о ней в The Legend of Good Women, Джон Гауэр в Confessio Amantis (Книга VII). Борджиа были великими мастерами использования ядов среди их «ноу-хау» был перстень «львиный коготь» с отравленным шипом – достаточно было незаметно царапнуть им в толпе намеченную жертву, чтобы та в муках скончалась. Во время очередной своей отлучки в Рим он навестил Лукрецию в отсутствие ее мужа и попросил разрешения заночевать в ее доме.
По доводам Александра VI, не был консуммирован (между супругами не было сексуальных отношений) что, согласно средневековому праву, было достаточной причиной для развода. 47. Вследствие этого заговора Гиппарх был убит, но тирания просуществовала еще четыре года. Известно, что, покинув Рим, Лукреция вела в Ферраре довольно скромный образ жизни.
В ритуальной сфере, связанной с латинской календарной традицией, высшими полномочиями обладал «священный царь». 34. 5) описывает его сражавшимся в битве у Регильского озера (499 или 496 г. до н. э. ).
Ритуал, справлявшийся на Марсовом Поле, мог стать фольклорно-литературной аналогией описания военной осады вражеского города (Ардеи). Версии Дионисия и Ливия могли быть своего рода иллюстрацией к ним.
Лукреция целый месяц преданно выхаживала мужа. Вероятно, с началом нового года он становился новым «царем священнодействий».
При виде своих она заплакала и на вопрос мужа: «Все ли благополучно. » – отвечала: «Нет. pol.
Ее любимая игра — исполнять должность председателя святой коллегии. В конце концов неизвестным все же удается задушить герцога в его собственной постели. Пишут так: «Триумф Девы Марии и Непорочного зачатия показан здесь в форме вознесения на небеса к Богу Отцу Эта первая общественная работа Тициана имела потрясающий успех», с. 249. Разные записанные версии истории могут зависеть от того, что при подготовке и после издания законов Августа обсуждалась проблема соотношения в римском праве прелюбодеяния (adulterium) и насилия (raptus) и, соответственно, наказания— история Лукреции могла использоваться как иллюстрация.
Основой общественной организации были ритуальные объединения мужчин (курии), выдвигавшие своих представителей в сенат. Они находят печальную Лукрецию сидящей в спальне. Исследователи обратили внимание на сходство между римской триадой (Коллатин, его жена Лукреция и Секст Тарквиний) с. 182 и лидийской триадой (Кандавл, его жена и Гигес), описанной Геродотом28.
3). И хотя молва снова приписывает «кровавой Лукреции» несколько преступлений — скорее всего, это легенда. «Девственница» — гласило заключение комиссии. В этот момент его дочь Лукреция могла рассматриваться как суррогатная «царская дочь»83.
Какое может быть благополучие для женщины, когда она потеряла целомудрие. История Лукреции была популярной морализаторской «сказкой» в позднем средневековье. В память о покойном герцоге Бишелье у Лукреции остается сын— Родриго Арагонский.
По-иному дело представлено у Ливия. рис. 2. 92. В царскую эпоху ритуал обновления царской власти предположительно означал, что «священный царь» ежегодно защищал обладание титулом в конном состязании. Литературная версия этого ритуала сделала его участниками Тарквиниев и их друзей, поместив его в контекст «истории римских Атридов».
Она рассказала им о происшедшем, заклиная отомстить за нее. Достоверно известно, что к новому мужу она была безразлична и что сохранила свою красоту. Вот таким образом она выбирает смерть: «а себя я, хоть в грехе не виню, от кары не освобождаю и пусть никакой распутнице пример Лукреции не сохранит жизни. ». Ливий (I. В Марсе он видит лишь божество войны, вот таким образом Эквиррии (Equirria) 27 февраля, которые он рассматривает с. 189 в связке с Регифугием, трактуются им как подготовка конницы к началу военного сезона.
Многочисленная переписка Лукреции и Франческо подтверждает страстность их отношений. Ахилл доверился ей и поведал ей заветную тайну о уязвимости своей ахилессовой пяты.
Не без основания боясь гнева братьев, Кальдес бросился к папе просить милости, но Чезаре настиг его и ударил кинжалом прямо у трона. Царский сын Секст Тарквиний выглядит проигравшим соревнование неудачником, который решил захватить ускользнувший приз незаконным путем. н. э. ) для оправдания изнасилованных христианок, которые не покончили с собой. Папа, пригласив в гости двоих кардиналов, как обычно подготовил для них отравленное вино. «Содержание истории у Ливия показывает, что как в обществе, так и в праве различалось отношение к женщине, обесчещенной силой (per vim stuprum, raptus) и той, которая добровольно позволила вовлечь себя в бесчестие (stuprum)».
Дженнаро, также приглашенный на пир, становится жертвой отравления. Досталось и Лукреции, мятежный монах назвал ее «отравительницей, безжалостной убийцей, прелюбодейкой исчадием ада, отродьем гремучей змеи». Народ упрекал дочь папы и его самого в крайне непристойном поведении. После изгнания царской семьи Тарквиниев Лукреций становился интеррексом (interrex), который по обычаю вручал царский титул своему преемнику82. Многочисленная переписка Лукреции и Франческо подтверждает страстность их отношений.
Богатства убитых переходили к Папе Римскому — к убийце. Отсутствие Юниев в консульских списках V — большей части IV вв. Fasti. 13. Во многих версиях и римейках этой истории Лукреция символизирует Рим (или, шире, Родину), а насильник Секст Тарквиний — образ тирана (или врага)2.
Но посмотрим на сцену с точки зрения «клятвы консулов», как предлагает Фельдхер. И это ужасное событие произвело не меньшее движение в Риме, чем немного ранее в Коллации. И похоже, что страшная слава, витавшая над кланом Борджиа и самой Лукрецией, пугала немногих — в ее доме бывали великий итальянский художник эпохи Ренессанса Лоренцо Лотто (кстати, создавший прекрасный портрет хозяйки) известные поэты того времени Никколо де Корреджо и Пьетро Бембо (с которым, по всей вероятности у нее был роман). А великий поэт Лудовико Ариосто посвящает ей хвалебную октаву в своем «Неистовом Роланде». Между тем, в этот период Лукреция уже ждала ребёнка. Вторая булла называла отцом самогоАлександра VI. В рассказе Дионисия (IV.
По мнению Гюго, Лукреция, также как ее и отец и братья, пользовалась уникальным фамильным ядом катанея, название которого произошло от фамилии их матери испанской куртизанки Ваноцци деи Катанеи, которая преподнесла этот яд папе. Конное состязание на празднике Эквирии позволило Коллатину отстоять свой титул «священного царя». с. 184 Антонио Гуарино отметил психологическую несовместимость женственности и смиренности Лукреции, с помощью которых она победила в «состязании жен» и которые она продемонстрировала, уступив Сексту Тарквинию и ее упорства и храбрости, проявившихся в героическом самоубийстве на следующий день34. «Пусть и в будущем не найдется женщины, которая захотела бы жить, лишившись своей чести. » Прежде чем Лукреции смогли помешать, она вонзила кинжал в свое сердце. Греческий прототип встречается также и в истории смещения Тарквиниев.
Услышав ревнивые угрозы Чезаре, герцог позорно бежал и от жены и от ее свирепой семейки. Возможно, приказ об убийстве Джованни был лишь слухом, но отношения его с семьей Борджиа сильно испортились ещё раньше, когда он, по некоторым сведениям, пытался шпионить на своих родственников против неаполитанцев в 1494-1495 годах, а в 1496 году сбежал из Рима, чтобы не участвовать в войне Александра VI против Орсини.
Секст Тарквиний решил, что это ей даром не пройдет. рис. 2. 94. 2 февраля 1502 года она с пышной свитой прибыла в Феррару.
II. Но этот роман прервался, когда Франческо заболел сифилисом. Традиция умалчивает о позиции Церэ в войне Рима с другим этрусским соседом — Вейями. В1501годубыли выпущены две папскиебуллыв отношении этого младенца. Иначе говоря, рядом с ритуальным царем (rex sacrorum) теперь появился этрусский монарх, державший в своих руках военное предводительство (magister populi)74.
Но грек Дионисий Галикарнасский (AR. Комедия Макиавелли «La Mandragola» основана на истории Лукреции. В этой сцене, конечно, не было места для Лукреции. Вот таким образом, кажется, логичной выглядит идея, развитая Аттилио Мастрочинкве, что самоубийство Лукреции было воспето поэтом Акцием (последняя треть II в. до н. э. ) в трагедии «Брут», написанной по сюжету «Электры» Еврипида19. 66—67), Коллатин отсутствовал в домашнем разбирательстве (iudicium domesticum) случившегося с Лукрецией, так что она выглядит подчиненной власти своего отца (in patri potestate), а не мужа38.
Итальянские войны) союз Борджиа с семьей миланских Сфорца рухнул. 18) и Горацией для Куриация у Ливия (I. Идея «состязания жен», эллинистическая по духу, неоднократно встречалась в литературе (например, суд Париса или состязание в красоте на Лесбосе)33. Римский народ лишил Тарквиния Гордого власти изгнал его вместе с женой и сыновьями из города и упразднил титул царя на все времена.
Его зять Коллатин был ритуальным царем, а «царская» дочь Лукреция, соответственно, «царицей» (regina). 57. Если же приговоренный отказывался испить, его ждал удар кинжалом. В статье Дайаны Мосес также рассматривается проблема: как относилось право конца республики и начала принципата к бесчестию (stuprum), которому подверглась женщина44. Это имя было известно уже Полибию (III.
Рассказ Ливия более красочен. Эти браки были политическими амбициями семьи Борджиа. Очевидно, что римская история была сконструирована по афинской модели, в сюжете которой уже имелось готовое место для Лукреции (обиженные Гармодий и его сестра)22.
Вот таким образом вряд ли следует переносить их на историческую действительность. Лукреция в этом ритуале, очевидно играла роль жены «священного царя» (regina), тем более, что по матери она была потомком той же царской династии. С. А. Жебелева).
до н. э., то сюжет с Лукрецией, возможно, отражает эту попытку Августа, в программу которого входило наказание женщины за прелюбодеяние и (добровольное) бесчестие. 8) и Дионисий Галиканасский (AR. Согласно Ливию (I. Джованни же отказался от развода и обвинил Лукрецию в отцовском и братскоминцесте. до н. э. восприятие насилия над женщиной греками и римлянами было различным.
Этрусские правители могли распространить его и в Риме. 6—7). 59).
Но дайте руку и слово, что это не пройдет безнаказанно прелюбодею. Можно предположить, что обладатель этого звания (по воле богов как победитель) становился носителем божественного начала (персонификация Марса). Одна называла отцом ребёнкаЧезаре, до его вступления в брак. 21 (20). Сходный ритуал проявляет себя и в традиционной истории убийства Рема неким Целером (Celer). В третьем браке она родила несколько детей и оказалась вполне респектабельной княгиней.
47. 3—4) Брут не присутствовал при самоубийстве Лукреции, так же как и ее муж Коллатин. 20, 22, 24, 26), а у Павсания (VIII.
Плутарх (Mul. Она выходит замуж за Альфонсо дЭсте, принца Феррары.
7—8 и II. В ней были объединены два разных сюжета, требующих клятвы (в одном — мести, а в другом — верности народу). За это Лукреция не уставала благодарить Всевышнего, преклонив колени в дворцовой капелле. Она выходит замуж за Альфонсо дЭсте, принца Феррары.
3. Оба случая «тестирования», которому подверглись жены, закончились трагически для их участников. Лукреция целый месяц выхаживала мужа, но 18 августа он был задушен в своей постели. Вечером 15 июля 1500 года мужу Лукреции нанесли несколько ножевых ранений в Риме у базилики св.
Затем Брут передает нож Коллатину, Лукрецию и Валерию, которые повторяют слова клятвы. Рутулы, народ по тем местам и по тому времени весьма богатый, владели Ардеей. Об этой повозке рассказывают вот еще что тому, кто развяжет узел на ее ярме, предсказано владеть Азией».
Словно в наказание, последний муж оказался жутким ревнивцем и постоянно вел за женой неприкрытую слежку: в герцогском дворце она жила безвыездно, как в почетном заточении. Есть версия, что поэт Акций в несохранившейся трагедии «Брут» (последняя треть II века дон. э. ), написав пьесу как перепев «Электры» Еврипида, воспел там самоубийство Лукреции. Возможно имело место «превращение истории Лукреции из литературного сюжета в псевдоисторический рассказ о падении древней римской монархии», либо «подлинная в основном история Лукреции была обработана на манер греческой трагедии»1.
Это позволяло связывать урбанизацию Рима при этрусках и реформы Тарквиния Древнего (сына Демарата Бакхиада) и Сервия Туллия с греческим влиянием, тогда как «плохая» политика «тирана» Тарквиния Гордого целиком соотносилась с его этрусским происхождением (сын Танаквиль). И тот и другой являются в столицу сидя на повозке вместе со жрицей (одному она мать, а другому жена), а, согласно прорицанию, власть царя-примирителя получит тот, кто приедет с. 181 на повозке вместе с ней. Согласно Еврипиду, знаменитая смерть Поликсены произошла после окончания Троянской войны.
Гордий же попросил ее пойти вместе с ним и объяснить, как приносить жертву. Незадолго до смерти, Лукреция стала очень набожной. Этрусские новогодние ритуалы, которые можно было наблюдать в IV—III вв. Альфонсо был ранен в шею, руку и бедро, но остался в живых— его спасла подоспевшая стража. Не зная о его намерении, его приняли приветливо и после обеда отвели в спальню для гостей пылая страстью и видя, что вокруг безопасно и все спят, обнажив меч, он явился к спящей Лукреции и, схватив ее левой рукой за грудь, сказал: «Молчи, Лукреция, я Секст Тарквиний, в руках у меня меч, если ты издашь хоть звук, то умрешь». Пока они еще рассуждали об этом, в народном собрании появился и стал с повозкой Мидас вместе с отцом и матерью.
На трех погребальных урнах I века дон. э. К Альфонсо подослали убийц, а когда выяснилось, что тот всего лишь ранен, Чезаре ворвался к нему в покои и то ли задушил родственника, то ли заколол кинжалом. virt. Незадолго до смерти, Лукреция стала очень набожной.
Результатом этой связи явилась беременность. Есть версия, что поэт Акций в несохранившейся трагедии «Брут» (последняя треть II века дон. э. ), написав пьесу как перепев «Электры» Еврипида, воспел там самоубийство Лукреции. В массовой культуре распространились разнообразные художественные истории о преступлениях Лукреции: о том, что Лукреция в 11 лет родила ребёнка от брата Джованни, что Лукреция имела набор полых колец, где хранился загадочный яд, которым она незаметно отравляла пищу («перстень Лукреции») или давала своим любовникам ключ к тугому замку её спальни — кавалер в спешке ранил пальцы о шип на ключе и через сутки расставался с жизнью, что в Ферраре она убила множество представителей знатных семей, что она изменяла мужу с его младшими братьями, что муж держал её взаперти или в подземной тюрьме.
Исполнявшийся на следующий день Регифугий начинал пятидневный переходный период между двумя годовыми циклами (24—28 февраля). Вернер Шуберт подробно рассмотрел сходство сюжета и деталей обеих версий29. 67. На это же указывает и орел, севший на ярмо его волов и тот факт, что столицу Фригии назвали его именем — Гордий и то, что именно его повозка была посвящена в храм как символ царской власти. Джоселин Смолл, однако, предполагает, что в ранней, этрусской версии этой истории Секст Тарквиний остался в живых и успешно скрылся из спальни Лукреции с помощью богини Венеры, с. 185 а разочарованная Лукреция покончила с собой40.
Реконструкция Холлемана основана на параллели между образом Лукреции и культом богини Уни (Юноны) в Церэ, где она отождествлялась с Астартой и Левкотеей.
Многочисленная переписка Лукреции и Франческо подтверждает страстность их отношений. Кроме того, в отличие от большинства картин на эту тему, в которых Лукреция изображена обнаженно, что придавало эротический подтекст к работам, Рембрандт «одевает» героиню в богатые дворянские одежды. I. 47. И хотя молва снова приписывает «кровавой Лукреции» несколько преступлений— скорее всего, это легенда.
57—58) и Дионисия Галикарнасского (AR. Парящий в небе орел неожиданно спикировал и сорвал с головы Лукумона его головной убор. Имелись в виду женщины, обозначавшиеся как impudicae. Наиболее храбрые юноши добровольно являются с оружием, за ними следуют и остальные.
Известно, что, покинув Рим, Лукреция вела в Ферраре довольно скромный образ жизни. Достоверно известно, что к новому мужу она была безразлична. IV. 20. Теренций в комедии «Самоистязатель» (269—299) разыгрывает сцену, которая может рассматриваться как пародия на историю Лукреции, выигравшей «состязание жен».
Результатом этой связи явилась беременность. Если почуявший неладное гость отвергал угощение, Папа радушно предлагал ему половинку только что разрезанного яблока, а вторую съедал сам. Но в римском обществе еще господствовали иные нравы. Джованни отказался от развода и обвинил Лукрецию в отцовском и братском инцесте.
64—67) рассказ о Лукреции различается деталями, которые помогают понять характер формирования исторической традиции. Смерть Кандавла открыла Гигесу путь к браку с его женой и к получению царского трона. В конечной версии «жертвоприношение» оказалось сдвинутым с 24 на 27 февраля, с Регифурия на Эквиррии, так что роль его исполнителя перешла от «священного царя» к трибуну целеров. По версии Дионисия (AR. virt. I. 59.
Архетипичными чертами истории является, в частности, родство между мужем героини и ее насильником (в сказках и мифах мужчины в подобных ситуациях оказываются вообще братьями).
Незадолго до смерти, Лукреция стала очень набожной. Hal. Лукреция в этом ритуале, очевидно играла роль жены «священного царя» (regina), тем более, что по матери она была потомком той же царской династии. Дионисий, пересказывая историю, опускает первую встречу Секста с Лукрецией.
9). 3)89. Кстати и очередной муж прекрасной Лукреции был найден в постели задушенным. Вместо роскошных нарядов носила искупительную власяницу, проводила много времени в храме.
II. Гуарино обратил внимание на правовую оценку ситуации, в которой оказалась Лукреция. Позже Бембо принял духовный сан и работал личным секретарем папы Льва X, врага Феррары. Перепуганный Гордий пошел рассказать о божественном знамении телмесским прорицателям. Все это заставляет сомневаться в существовании в Риме единой этрусской династии, хотя некоторые из неизвестных нам царей вполне могли быть связаны родственными узами70.
Сестра Альфонсо Изабелла дЭсте весьма прохладно относилась к Лукреции по причине многолетней романтической связи последней с ее мужем-бисексуалом, Франческо Гонзага, маркизом Мантуи. 5. В 1497 из-за изменения политической ситуации (см.