Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями.
На длинной, вытянутой по вертикали картине изображена притча об алчности. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста.
Каковы истоки темного начала в мироздании с точки зрения Босха и Средневековой культуры. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с четками в руках. Что ожидает мытарей. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XVв. Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом— то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками.
Ее он больше никогда не обретет. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.
Крылатый карлик на первом плане у барьера – своеобразная подпись Босха. Триптих Искушение Святого Антония изображает полеты рыб, хромых полулюдей-полуживотных, синтезы человека-растения, отрезанные конечности, странных существ, на триптихе «Сад земных наслаждений» мы видим эротическую чувственность, неприкрытую наготу, буйство естества.
Именно такой власти лишается человек на смертном одре. Справа в шатре сидят любовники.
Здесь угадывается аллегория на тщетность скупости. Крылатый карлик на первом плане у барьера — своеобразная подпись Босха. Св.
На длинной, вытянутой по вертикали картине изображена притча об алчности. Мы будем исследовать знаменитого, загадочного, тайного Иеронима Босха.
Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Но это не его деньги, это золото, которое умирающему протягивает сам бес. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
«Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Важно отметить, что схожей была также и тематика триптиха.
Иероним Босх— художник, вновь открытый ХХвеком. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Меня зовут Лубберт Дас».
Откуда взялись Средневековые монстры и мутанты. Они пьют вино. Здесь угадывается аллегория на тщетность скупости. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Все изображения повествовали о грехах человека, о его настоящей сущности.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Датируемая 1490-1500 годами картина «Смерть и скупец», принадлежащая кисти зрелого Босха, является, по всей видимости, частью более крупного произведения. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Не исключено, что у Босха был замысел самостоятельного морализирующего произведения. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга – с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов».
Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Босх, кто ты. Обсудим темную сторону эстетики Босха, обратимся к инфернальному и топографии ада. Об этом можно судить на основании узкого формата и резкой перспективы. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда».
Действие происходит постепенно, снизу вверх. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха.
По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Он уже радостно выглядывает из-под пола. Возможно, это автопортрет мастера, который с улыбкой размышляет о богатстве и смерти. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Картина «Смерть и скупец» написана на сюжет, возможно, навеянный хорошо известным в Нидерландах назидательным текстом «Ars moriendi» («Искусство умирать»), где описана борьба чертей и ангелов за душу умирающего. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
В руке у богача – четки, на поясе висит ключ от сундука. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Возможно, это автопортрет мастера, который с улыбкой размышляет о богатстве и смерти. На переднем плане изображены символы рыцарства: сброшенный плащ, щит, рыцарский шлем, перчатка и копье – это по видимому указание на отброшенные скупцом ценности морали и верности христианскому долгу, что символизирует собой рыцарство.
Действие происходит постепенно, снизу вверх. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. «Корабль дураков», «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», «Смерть скупца», триптих «Воз сена», «Коробейник» и т. д., – в каждом произведении Босха очевидно специфическое присутствие зла искушения, порока.
Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, совершенно современно.
Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Каковы истоки извращенных форм, странных и причудливых тел героев его произведений. Апокалиптическое мироощущение художника конца средневековой эпохи было прочувствовано современником кризисов, войн и революций ХХ века.
В руке у богача — четки, на поясе висит ключ от сундука. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.
Иероним Босх – великий нидерландский художник. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Картина хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Св.
Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Смерть пересекает порог комнаты, ангел взывает к образу распятого Спасителя, а дьявол пытается овладеть душой умирающего скряги. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Эту иллюстрацию в то время можно было встретить в книге «Искусство умирать», которая не единожды перепечатывалась и переиздавалась не только в Нидерландах, но и в соседней Германии. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера.
По внешнему кругу разворачиваются сцены Страстей, завершающиеся наверху кульминацией распятия. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Как и в «Семи смертных грехах», здесь Босх запечатлевает кульминационный момент. Интересно, что в самом сундуке умирающего, где лежат его деньги, уже толпятся бесы.
12:1). Об этом можно судить на основании узкого формата и резкой перспективы. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).
Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос – Den Bosch. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. А какими могут быть его проблемы. Он продолжает тянуться к мешку с драгоценными и так горячо любимыми накоплениями.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».
Хотя широта интерпретаций его творчества необъятна (от алхимических до психоаналитических концепций), на лекции мы окунемся в мир визионера-художника и культуру Средневековья, обратимся к анализу идей, окружавших Босха и разделяемых им, попробуем разгадать те загадки, которые его современники прочитывали в знаменитых ныне триптихах. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Однако смирённое зло берёт реванш на оборотной, внешней стороне доски, где написанный в технике гризайли поток бесов и монстров, фосфоресцируя подобно глубоководной рыбе, льётся по двойному кругу диаметром 39 см. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера.
.