Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. Но тем не менее, она легко заводит новых друзей, пусть иногда и довольно странным образом. Благодаря этому и фигура молочницы оказывается погруженной в световую среду, которая как бы обтекает ее со всех сторон. Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. Подобные пейзажи пользовались большимспросом и подмастерья Берхема занимались обыкновенно лишь тем, что копировали произведения учителя или создавали вариации на заданные им темы. их сильно сблизила погоня семейки Гавс за ними.
Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Как и с другими братьями, Поночка дорожит дружбой с Вилли и считает его наравне с Дилли и Билли, лучшим другом.
Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре. Барокко. нЕФПДЩ, ФЕИОЙЛБ: ИПМУФ, НБУМП 53 И 42УН. Он умер в долгах в возрас- те сорока трех лет, оставив вдову с одиннадцатью детьми. В 60-е годы XX века утвердилась абсолютно иная точка зрения и теперь акценты были смещены, наоборот, от «чистой живописи» к «живописи идей».
Мы лишь постепенно осознаем цветовое богатство и тщательную про- думанность колорита. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. М. Фридлендер называл его «мастером натюрморта», а английский искусствовед А. Хэвард отзывался о вермееровских персонажах так: «Если они и играют какую-то роль в этих мелодичных красочных симфониях, то лишь создавая то или иное красочное пятно, а не выражая идею». О жизни Вермеера известно очень мало.
Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное. Предполагается, что это были комнаты его родного дома. За его полотна платились большие деньги, в частности, картина Вермеера «Молочница» была куплена за огромную сумму в 175 гульденов. В данной работе проявился весь живописный талант Вермера. В играх Поночка может увлечься даже быть довольно жёсткой, как в эпизоде Daytrip of Doom.
Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. зПДЩ УПЪДБОЙС: РПУМЕ 1660.
Художник никогда не дает в интерьерах просветов в другую комнату, никогда не изображает подернутую дымкой линию горизонта. Здесь же художник написал свои лучшие работы. Творчество художника было полностью забыто вплоть до се- редины XIX века. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации.
В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность». По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам.
Но это мало что меняет. Завершающей стадией работы над картиной Служанка с кувшином молока (впрочем, как и над некоторыми ранними произведениями) было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти.
Поночка веселая и чрезмерно любознательная, возможно потому, что бабушка слишком сильно опекала ее, даже не разрешая выходить из особняка МакДака. Закончив «лепку» (позднее художника называли «гениальным гончаром»), он наносил на картину маленькие единичные мазки, точнее, светлые точки, в данном случае они видны на посуде, хлебе, женской кофте, отчего поверхность предметов выглядит светоносной. Небольшой капитал, скопленный им за годы службы у де ла Гранже, он употребил на то, чтобы перевезти семью на новое место и обзавестись новым хозяйством. «Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха. Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения.
В. Лазарев, говоря об интерьерах Хоха 1658-62 годов, отмечал: «Первое, что выделяет интерьеры де Хоха среда всех голландских мастеров – полное гармоническое созвучие между человеком, пространствам и светом. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку.
Несчастья пошатнули здоровье художника. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении. Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. Картина Вермеера «Молочница» – это очень небольшая по размеру картина – 45х41 см. В работах мастера нет торжества материального мира. В Амстердаме Хох имел возможность познакомиться с новыми колористическими и световыми приемами мастеров крута Рембрандта, в Лейдене, его внимание должны были привлечь полотна Геррита Доу, жанровые сцены которого изображались при искусственном освещении.
В них Хох достиг наивысшего мастерства и они составили славу жанровой живописи Нидерландов. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. Круг тем Хоха очень узок.
Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой. Когда Лину похитили Клоуны-Братья Гавс, Понка очень расстроилась, ведь она подумала, что Лина просто сбежала, а она так хотела стать её подругой. В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х. Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века.
Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. «Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. С 1645 по 1647 годы он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме. Позже Вилли и Понка объеденяют усилия в поиске информации о Делле Дак. уточка ловко и довольно легко обводит братьев Гавс вокруг пальца. Действительно, долгое время в художнике подчеркивали прежде всего прекраснодушные черты «чистого живописца».
Также, как показано в сериях Daytrip of Doom. Поэтичность его видения и блестящее умение передать прозрачный льющийся свет приводят на память работы его соотечественника Яна ван Эйка. В 1650 году де Хох присоединился к купцу Юстусу де ла Гранжу, вместе с которым ездил в Лейден, Гаагу и Дельфт, где он поселился в 1652 году.
Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика. Она поистине удивительна по замыслу и воплощению. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера.
Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. О развитии художественных способностей речи не шло.
Меняя форму, размер и цвет мазка, Вермеер передавал и фактуру каждого предмета: блеск и твердость глазури, зернистость и рыхлость золотистых хлебцев, удлиненность прутьев плетеной корзинки. На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка. После окончания своей учёбы в 1896 году художник уезжает вместе со своей семьёй в курортное местечко Клаузен в Южном Тироле, которое он впервые посетил «на пленэре» еще в 1891 году. Неизвестно, когда в точности была написана картина. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ).
лБТФЙОБ ПФОПУЙФУС ЛП ЧТЕНЕОЙ РПМОПЗП ТБУГЧЕФБ ФБМБОФБ ИХДПЦОЙЛБ. Нидерланды (Голландия). Национальная галерея. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его.
Специальностью де ла Гранже было сукно, а любимым занятием, которому он посвящал все свободное от основной работы время, — коллекционирование картин. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Эта небольшая картина сегодня имеет безусловный статус шедевра мирового значения, сопоставимый с творениями Рафаэля и Леонардо, Рембрандта и Веласкеса. Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы.
Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Этот уникальный прием обогащал возможности передачи взаимодействия света и формы, в «каплях» пигмента словно дробятся и сверкают световые лучи. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Недаром французский критик Т. Торе-Бюрже назвал художника «дельфтским сфинксом».
Взгляд зрителя не упирается в глухую стену. Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. Картина «Молочница» поражает зрителя прежде всего своей композиционной простотой и практически не имеет прецедентов в голландском искусстве. Хотя он и вступил в Гильдию святого Луки в 1653 году, то есть двумя годами раньше Хоха, он еще не развился в того великолепного мастерабытового жанра, каким знает его весь мир.
Можно рассмотреть даже белый контур, отделяющий главного персонажа от фона. Рассудок его начал мутиться. Работу отличают цельность и ценность деталей. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции.
Холст, масло. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику.
В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха. Лондон. В каталоге аукциона предметов искусства 1719 года этой картине была дана следующая характеристика: «знаменитая картина кисти Вермеера Делфтского, подлинное произведение искусства». То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. и Woo-oo. В работе «Хозяйка и служанка» художник пишет в бытовавшем тогда дельфтском стиле сценку из будничной жизни горожан.
Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре. При этом считается, что одной из причин его ранней смерти была нищета. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться.
Французский писатель М. Пруст в своем романном цикле «В поисках утраченного времени» вплел в ткань повествования популярную в его время традицию понимания искусства Вермеера Дельфтского: его живопись реализует тот идеал Искусства, которое отрешено от жизни в созерцательной, почти сакральной тишине. Ничем не примечательные действия двух женщин окутаны мирным спокойствием, размеренностью и довольством жизни.
Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам. Французский путешественник Б. де Монкони, посетивший Дельфт, отмечал в своем дневнике: «В Дельфте я видел художника Вермеера, который не имел ни одной своей работы. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется.
ч УЧПЕН РПМПФОЕ иПЪСКЛБ Й УМХЦБОЛБ ИХДПЦОЙЛ ЪБРЕЮБФМЕМ ФЙРЙЮОХА ДМС зПММБОДЙЙ УГЕОХ. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов.
Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды.
Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха. Так и «Служанка с кувшином молока» представляет собой самодовлеющий мир. Формой мазка он дает даже возможность почувствовать ту замедленность, с которой льется из кувшина струйка густого молока. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху.
В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей. Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. Единственное, в чем его укоряли заказчики – медлительность в работе. М. Фридлендер называл его мастером натюрморта, а английский искусствовед А. Хэвард отзывался о вермееровских персонажах так: Если они и играют какую-то роль в этих мелодичных красочных симфониях, то лишь создавая то или иное красочное пятно, а не выражая идею. С. 58—60). На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома.
Лина и Понка, на данный момент, являются очень хорошими подругами. В обстановке царит благополучие и чистота. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле».
Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность». Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета.
Чувство пространства главенствует в этом холсте, создавая ощущение бесконечно длящегося духовного бытия. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Как обычно и бывает с явлениями искусства такого уровня, картина Вермеера «Молочница» за три с лишним века своего существования сохранила, возможность уникального свежего субъективного восприятия для любого, увидевшего её впервые и простор для нового толкования исследователями новых поколений. Такое заботливое отношение к собственному творчеству тем более видится зрителю, когда он принимает произведение в себя, может дышать тем воздухом, видеть в изображённых людях некогда существовавших людей, которые остались в истории навсегда только при помощи живописи Питера де Хоха.
Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком. Фигура служанки как раз и вырисовывается на фоне такой стены, пористая поверхность которой как бы впитывает в себя свет. она совершенно не умеет врать, хотя в эпизоде The Beagle Birthday Massacre.
Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги. «Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Предполагается, что это были комнаты его родного дома. 51, 5 x 45, 5 см. Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы.
Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса. Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала. Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. бЧФПТ: иПИ рЙФЕТ ДЕ 1629-РПУМЕ 1684.
В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась.
Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок. На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство.
О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. Одним из вариантов скрытого автопортрета считается веселый господин, расположенный на левой стороне картины «Сводница». В серии The Beagle Birthday Massacre. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. И тем не менее произведения Яна Вермеера особо ценились знатоками искусства, которые давали за них большие деньги.
Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе. В 1889 году художник много путешествует, его картины изображают виды Голландии. Однако в этом деле все было не так. Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. 4. Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко».
Завершающей стадией работы над картиной «Служанка с кувшином молока» (впрочем, как и над некоторыми ранними произведениями) было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти. Верх платья – по скромному черный. Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги.
ГероиХоханачала 1660-х годов еще не перешагнули из состояния достатка, обеспечивающего комфорт – в богатство, подталкивающее к роскоши. Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века. Сила непосредственного воздействия этого полотна на зрителей во многом объясняется тем, что Вермеер очерчивает силуэт женщины на фоне голой серовато-белой стены.
Он как бы сознательно избегает всего неопределенного, смутного, неосознанного.