Одной из выдающихся живописных картин Питера Брейгеля, является знаменитая картина 171Притча о слепых187, которая была написана в 1568 году. «притча о слепых» (нидерл. De parabel der blinden)— картина Питера Брейгеля Старшего. 445 лет назад в 1568 году великий Питер Брейгель-старший (Pieter Bruegel de Oude, ок. 1525-1530 — 1569) написал свою последнюю картину: «Притча о слепых» (Parabel der Blinden) или просто – «Слепые».
И взгляд его завершает путь остальных – жизненный путь всех людей. Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо. Брейгель открывает зрителю цепи вздымающихся гор, безбрежные морские просторы, вереницы плывущих в небе туч.
Вена. Он приостановился. Начавшиеся было бунты и выступления быстро сошли на нет.
Так, еще в Библии встречается притча про слепого Вартимея. Старик благочестив. Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Но в то же время часто незрячий выступает как олицетворение веры (не зря ее часто называют слепой). Это относится и к его картине «Битва Поста и Карнавала», на которой веселятся маленькие, суетные фигурки гуляк, ряженых, монахов, торговок, музыкантов, зрителей игроков, пьяниц.
Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. Вероятно, он происходил из простой крестьянской семьи, а образование получил в Антверпене, где и сформировался его художественный метод. Все это я знаю.
Притча носит не прямой характер, а скорее – аллегорический. Как и весь народ, художника охватило отчаяние и эта безысходность обрела наиболее полное выражение в его картине «Притча о слепых». О жизни Питера Брейгеля Старшего, выдающегося голландского художника известно очень мало. В основу «Слепых» легла библейская притча о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью. Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер).
Источник сюжета – Евангелие от Матфея (15, 12-19). Искусствоведы также обращают внимание на то, что двое (второй и четвёртый) в цепочке не просто слепые— они были ослеплены насильственно. Человек обретает зрение благодаря своей безграничной вере. Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. Письмо подробно и детализировано.
Весь остальной мир спокоен и вечен — чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму.
Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. По существу, Брейгель берет реальный факт. Этот взгляд завершает путь слепцов – жизненный путь людей. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Это люди, однако перед зрителем предстают несимвол и не аллегория, перед ними только реальный факт, но доведенный в существе своем до предела, до трагедии невиданной силы. Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо.
Это заявление не неверно, а не хочу, чтобы это было верным. Питер Брейгель Старший. Картина оставляет довольно гнетущее впечатление. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Начавшиеся было бунты и выступления быстро сошли на нет.
Мир спокоен и вечен. Провал справа выступает как контрапункт возвышенности. Этот взгляд завершает путь слепцов – жизненный путь людей. В пейзаже преобладает сильно приглушенная охра, пыльная зелень.
Единство человека и природы, отчасти присутствовавшее во «Временах года», здесь распалось окончательно. Интересно, что первые его работы были написаны в духе сатирической аллегории, передававшей известные человеческие пороки. Картина «Слепые» была написана в 1568 году. С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок.
После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». По дороге посетил Швейцарию и Францию и написал несколько пейзажей. Человечна природа, а не люди. Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо. «Взгляд» его пустых глазниц обращен к зрителю.
В настоящее время находится в Национальной галерее Неаполя. По существу, Брейгель берет реальный факт. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Ни единого просвета нет между облаками. Светлый и лучезарный мир при-Роды остается как бы вне человеческого недоразумения. В 1963 году семья переезжает в Брюссель, где художник останется до конца своих дней. И взгляд его завершает путь остальных – жизненный путь всех людей.
Народные массы ответили героическим сопротивлением. Композиция картины выстроена по диагонали. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму». Идею и композицию подчеркивает колорит картины. Взгляд зрителя, словно обгоняя их, перескакивая с одной фигуры на другую, улавливает их последовательное изменение – от тупости и животной плотоядности через алчность, хитрость и злобу к стремительно нарастающей осмысленности, а вместе с ней и отвратительному духовному уродству обезображенных лиц. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. Проел — попал — наслаждайся.
Еще ужасней и глубже бездна, в которую человека часто увлекает его собственная глупость. И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер. Жареный поросёнок бегает с кухонным ножом, заткнутым за пояс по траве семенит на маленьких ножках яйцо всмятку с предусмотрительно воткнутой в него ложечкой «кактус» сделан из золотистых булок крыша шалаша покрыта пирогами На пороге шалаша сидит рыцарь с открытым ртом, ожидая, что ему в рот влетит жареный голубь. Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Шесть фигур, пересекая холст по диагонали идут, не подозревая, что их путь ведет в заполненный водой овраг. Уютные домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка.
Он бредет автоматически в привычной безмятежной задумчивости, почти полудреме. Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». В настоящее время находится в Национальной галерее Неаполя.
К этим работам относятся «Калеки», «Крестьянин и разоритель гнезд» и, конечно, «Притча о слепых». Притча носит не прямой характер, а скорее – аллегорический. Конвульсивны и лихорадочны жесты слепцов. Пейзаж статичен и безмятежен, отсутствуют посторонние фигуры людей и животных. Следующий за ним слепой, падает на него.
Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов искали гостеприимства в других землях. Но в то же время часто незрячий выступает как олицетворение веры (не зря ее часто называют слепой). «А исходящее из уст – из сердца исходит сие оскверняет человека. Эти нищие — не крестьяне и не горожане.
А действительность тогда была ужасной. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала.
И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер. Между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. и т. д. Последние идут спокойно ибо еще не ведают о грозящей беде.
Картина описывает притчу прямо и без всяких полунамёков. Мрачные раздумья переполняли сознание художника. Единство человека и природы, отчасти присутствовавшее во «Временах года», здесь распалось окончательно. «Крестьянская свадьба», а затем «Крестьянский танец» написаны Брейгелем с иронией, переходящей местами в грубоватый юмор, однако роль крестьянина в них уже становится значимой.
Брейгель видит духовную красоту лишь в природе. И «взгляд» его завершает путь остальных — жизненный путь всех людей. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску.
Они пребывают в мире и покое. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге. Эти люди беспомощны вместе точно так же, как были бы беспомощны по одиночке. Для мрачного сюжета художник подобрал неяркие приглушенные тона.
Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Чтобы понять, о чем говорит брейгелевская «Притча о слепых», нельзя упускать из виду культурный и исторический контекст, в котором создавалась эта картина. Террор и беззаконие царили в стране. С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок.
С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Убеждение в слепоте не ведающего своей судьбы человечества он выразил в этой картине.
Как и весь народ, художника охватило отчаяние и эта безысходность обрела наиболее полное выражение в его картине «Притча о слепых». В это время и создается картина «Слепые», в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела. Это была принципиально новая концепция эстетической ценности природы, которая (возвеличивая природу) вместе с тем подчеркивала, что человек — величина бесконечно малая и незначительная. В картине мы видим буквальную иллюстрацию этого. Значительное влияние на мировоззрение и творчество Брейгеля оказало путешествие в Италию.
Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Образ слепого прочно утвердился в мифологии как аллегория невежества, нетерпимости к чужому мнению, зашоренного сознания. И все, что сейчас происходит впереди, можно попытаться узнать только пальцами руки.
Нужно отметить, что в изображении людских увечий Питеру Брейгелю Старшему нет равных среди собратьев-художников. По всей видимости, группе людей ничто не угрожает, так как яма заполнена водой и неглубока. В связи с этим вспоминается восходящая к Евангельскому тексту сентенция: «Где кошелек, там и сердце». Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего.
Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Абсолютная и относительная истина. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. На картине, словно обгоняя слепцов, взгляд зрителя перескакивает с одной фигуры на другую, улавливает страшное в своей последовательности изменение выражений их лиц. хуления». Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками.
Те, кто находятся дальше, ещё не подозревают, что ждёт их впереди, но они также упадут в овраг с водой. Единство человека и природы здесь распалось окончательно. Это была принципиально новая концепция эстетической ценности природы, которая (возвеличивая природу) вместе с тем подчеркивала, что человек – величина бесконечно малая и незначительная. Его плащ запахнут. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых».
Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду.
К этим работам относятся «Калеки», «Крестьянин и разоритель гнезд» и, конечно, «Притча о слепых». Споры вокруг личности и творческого наследия Брейгеля Старшего не умолкают до сих пор. Второй слепой по инерции тоже не может удержаться от падения. Кроме того, ощущается значительное влияние церкви на искусство. «А исходящее из уст – из сердца исходит сие оскверняет человека.
Эти нищие — не крестьяне и не горожане. И про теорию струн, про темную материю (что-то).
Это относится не только к знаменитой серии «Времена года», но и к другим полотнам Питера Брейгеля Старшего. Питер Брейгель Старший в своей картине попытался избежать трагического исхода. Отчасти в этом сказался кризис былой веры в человека, но вместе с тем (в результате великих географических открытий) и беспредельное расширение мира и кругозора. Следствием является жуткое, быстрое нарастание падающего движения. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Главным в характере картины он хотел подчеркнуть другое. «Притча о слепых» – картина имеющая другие названия – «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведёт незрячего».
Между этими двумя полюсами и развертывается теперь трагическая судьба. Весь остальной мир спокоен и вечен – чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. И взгляд его завершает путь остальных – жизненный путь всех людей. Питер Брейгель Старший в своей картине попытался избежать трагического исхода. Эти люди беспомощны вместе точно так же, как были бы беспомощны по одиночке. Художник не принимал заказов на портреты известно только одно его произведение в этом жанре – «Голова крестьянки».
Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо. Картина описывает притчу прямо и без всяких полунамёков. На картине, словно обгоняя слепцов, взгляд зрителя перескакивает с одной фигуры на другую, улавливает страшное в своей последовательности изменение выражений их лиц. Глухие плащи двух последних мужчин выполнены в наиболее спокойных и темных оттенках. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества.
Вернувшись на родину, Брейгель становится основоположником истинно национальной живописи.
Немного отличаются от этих картин пейзажи Брейгеля, вошедшие в циклы «Времена года», «Возвращение стад», «Жатва». Кисти Брейгеля приписывают сорок пять картин. Человек обретает зрение благодаря своей безграничной вере. Этот взгляд завершает путь слепцов – жизненный путь людей. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».
Картины, созданные художником в середине 60-х гг. Под предлогом уничтожения еретиков были замучены и убиты тысячи простых людей.
В отличие от Италии, на Севере пока не возникает гуманистического светского мировоззрения. Став слепым, он не перестал быть человеком. Картина «Слепые» была написана в 1568 году. И все искусствоведы отмечают на его картинах пейзаж. Все достигли предела своих желаний: двое спят, третий грезит.
Террор и беззаконие царили в стране. Деревенская церковь, пологие холмы, нежная зелень деревьев у Брейгеля полны тишины и свежести. Они еще не знают, что случилось впереди. Еще ужасней и глубже бездна, в которую человека часто увлекает его собственная глупость.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. «Притча о слепых» – картина имеющая другие названия – «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведет незрячего». Источник сюжета – Евангелие от Матфея (15, 12-19). Невольно задумываешься о том, что привело этих людей к такому состоянию. Художник не принимал заказов на портреты известно только одно его произведение в этом жанре – «Голова крестьянки». Третьи — что его творчество воплощает в себе народные традиции, выделяя в нем создание крестьянского жанра, за что художник и получил прозвище «Мужицкий». Весь остальной мир спокоен и вечен – чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. XVI столетия, свидетельствуют именно о его меняющемся мировоззрении.
Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в «Притче о слепых» (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Произведение Брейгеля, согласно общепринятому толкованию, основано на библейских строках: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других.
Именно эти пороки, которые заставляют людей быть слепыми к истинным ценностям жизни, ведут человека к ямам, каждая из которых становится всё глубже и глубже. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства.
Уильям Карлос Уильямс. Весь остальной мир спокоен и вечен — чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Широко известна древнеиндийская история «Слепые и слон». На полотне наглядно изображена притча из Евангелия от Матфея, где говорится следующее: «если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму».
Так, еще в Библии встречается притча про слепого Вартимея. Революция вызвала ответное движение в высших слоях общества: они готовы были примкнуть к испанцам, лишь бы подавить народное восстание. Сразу было казнено более восьми тысяч человек. В картине мы видим буквальную иллюстрацию этого. 30 лет.
От тупого и животно-плотоядного последнего слепца через других — все более алчных, все более хитрых и злобных — стремительно нарастает осмысленность, а вместе с нею и отвратительное духовное уродство обезображенных лиц. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках. Прямо на зрителя он обращает свое злобное искаженное гримасой лицо, где вместо глаз зияют провалы, заросшие кожей. Эти нищие — не крестьяне и не горожане. В основе картины, написанной в необычной технике — темпера по холсту, лежит евангельская притча о слепце, который идет неведомо куда и не видит близкой погибели: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму» (Мф.
Художественно-исторический музей. хуления». После картины «Притча о слепых» Брейгель исполнил только одну картину – «Сороку на виселице» (1568 Дармштадт, Музей), где сплелись и последние разочарования художника и стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения. Искусство Нидерландов 16-го векаКартина «Притча о слепых». Дерево, масло.
С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Нидерланды (Фландрия). В соответствии с этим наблюдается превращение фигурного мотива от прочного, как глыба, стояния к податливому сдаванию и, наконец, к массе, статически и органически не контролируемой начиная с управляемого или полууправляемого тела вплоть до катящегося камня или, в духовном выражении, «в этих жутко индивидуализированных удивительных головах, — как говорит Ромдаль, — видно ступенчатое нарастание страха» и все это делается еще более страшным и захватывающим в связи с тупой безвыразительностью, свойственной слепым. Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.
Жестокая несправедливость или же их собственные страсти и пороки. Какие взгляды исповедовал, чьим приверженцем и выразителем был этот один из самых независимых умов в истории человечества. У Брейгеля незрячий поводырь слепых калек, падая, увлекает за собой всю цепочку.
Ужас застыл на их лицах. Ранний Брейгель отличался довольно категоричным и холодным взглядом.
Чем дальше, тем неувереннее становятся их судорожные жесты и быстрые движения, а земля уже уходит из-под ног. Слепота же изменяет, калечит и уродует лицо навсегда. Источник сюжета — Евангелие от Матфея (15, 12-19). Художник сумел подчеркнуть цветом динамическую диагональ. Весь остальной мир спокоен и вечен — чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Мир спокоен и вечен.
Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. хуления». В 50-х годах он, подобно многим европейским художникам, совершил «образовательное» путешествие в Италию. И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер.
Только засохший ствол обезображенного дерева словно вторит падению человека. И, наконец, самый последний нищий — падающий. «Притча о слепых» (1568) «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму». БиблияГениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». Такими посохами передается движение от одного слепого к другому. Низкое хмурое небо выполнено в оттенках серого. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду.
Произведение Брейгеля, согласно общепринятому толкованию, основано на библейских строках: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства. «А исходящее из уст – из сердца исходит сие оскверняет человека. Одежда слепых таких же блеклых тонов, как и окружающая природа – все та же палитра серого. Между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует.
Как это ни удивительно, подобные высказывания можно встретить довольно часто. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Какой ответ получит слепой.
После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Он назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». Возрождение. Яркой охрой светится глина у обрыва.
Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Но весь этот веселящийся Вавилон занятен столь же, сколь и ничтожен. Старший Брейгель родился в нидерландском городе Бреда в начале XVI века. Напряжение нарастает вместе с цветом. Апогеем творчества Брейгеля считается картина «Слепые», написанная им в 1568 г. Удивительно, но наивысшего мастерства художник достиг в годы своего разочарования в жизни и людях.
Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. И все искусствоведы отмечают на его картинах пейзаж. И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер.
15:14). Возможно, Брейгель находил в библейском содержании притчи также нечто созвучное своему времени.
Весь остальной мир спокоен и вечен – чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Сингулярная точка, БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ. Художники не обращаются к классическому наследию античности и изучению анатомии для более достоверного изображения человеческого тела. Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными. После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города.
Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо. 114 x 163 см. Главным в характере картины он хотел подчеркнуть другое. В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения.
Пережитые события словно заставили Брейгеля вспомнить кальвинистское учение о трагической слепоте всего человечества, не ведающего своей судьбы и покорного воле предначертанного зрелища. Картина Брейгеля – не единственный сюжет в искусстве на тему незрячих. Возможно, Брейгель находил в библейском содержании притчи также нечто созвучное своему времени. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Широко известна древнеиндийская история «Слепые и слон».
В 1963 году семья переезжает в Брюссель, где художник останется до конца своих дней. Roger Penrose род. Жестокая несправедливость или же их собственные страсти и пороки.
В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Споры вокруг личности и творческого наследия Брейгеля Старшего не умолкают до сих пор. Кисти Брейгеля приписывают сорок пять картин. Его лицо спокойно. Чтобы понять, о чем говорит брейгелевская «Притча о слепых», нельзя упускать из виду культурный и исторический контекст, в котором создавалась эта картина.
Отчасти в этом сказался кризис былой веры в человека, но вместе с тем (в результате великих географических открытий) и беспредельное расширение мира и кругозора. В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Из книги «Картинки по Брейгелю» ПРИТЧА О СЛЕПЫХСтрашно но хорошо сделанаПритча о слепцахбез единого всплеска красногов композиции гдегруппа нищих по диагонали внизведет друг другачерез весь холст, от левого краячтобы свалиться в канавукоторой и обрываютсякартина и композиция возвращаяк слепоте и незрячестиявленной в лицахв грязной щетине изгоевих жалких пожиткахна заднике чуть различимызаводь прачка крестьянскийдомишко шпиль церквилица подняты словно бык свету небесничего лишнего скупостькомпозиции где одинза другим держась за посохуверенно бредут навстречу катастрофеПеревод с английского: Антон НестеровУильям Карлос Уильямс (William Carlos Williams) – один из крупнейших американских поэтов XX века, лауреат Национальной книжной премии (1950, первое присуждение), Пулитцеровской премии (1963, посмертно) и ряда других наград.
И все искусствоведы отмечают на его картинах пейзаж. Под предлогом уничтожения еретиков были замучены и убиты тысячи простых людей.
Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства. Картина Брейгеля – не единственный сюжет в искусстве на тему незрячих. И «взгляд» его завершает путь остальных — жизненный путь всех людей. Для одних исследователей он — философ, отвлеченный мыслитель, витающий где-то высоко над действительностью.
Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других. Туда же с неотвратимой неизбежностью движется и цепочка ведомых им нищих слепцов. Следующий за ним слепой, падает на него. Брейгель с потрясающим мастерством и чутким пониманием передал выражение его лица.