Крупнейшие представители скульптуры барокко -- Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др. ). Цель данных методических указаний – способствовать формированию базы необходимых систематических знаний по теме Скульптура барокко, дающих представление о возникновении, особенностях, распространении стиля, его месте и значении в истории. Как и архитектура, скульптура в стиле европейского барокко представлена в основном работами великого Л. Бернини. В скульптуре стиль барокко проявил себя в полной мере.
Цель данных методических указаний – способствовать формированию базы необходимых систематических знаний по теме «Скульптура барокко», дающих представление о возникновении, особенностях, распространении стиля, его месте и значении в истории. В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды. В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.
На фото изображена скульптура в стиле барокко, выполненная из дерева.
1694 -1749 гг. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература».
До Людовика XIII были популярны сапоги (ботфорты).
Постепенно Канова отходит от стиля барокко и лучшие его работы принадлежат к классицизму. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Особенно ярко этот стиль проявился в архитектуре сооружений того периода. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались.
Затем он прославился своим проектом главного алтаря в соборе Св. Естественней было бы перейти к написанию портретов своих современников, а не скрывать портрет в библейском образе.
Купола церквей становятся сложной многоярусной формы. Тяга к необычным формам и прихотливым изгибам привела к появлению целого ряда лепных орнаментов, характерных стилю барокко: ролльверк – полуразвернутый рулон пергамента с надрезанными краями ормушль – мотив, похожий на ушную раковину, сочетающий гротеск, картуш и ленточное переплетение, бандельверк – орнамент в виде переплетающихся лент. Петра в Риме. Выражение лица нимфы – это трагедия. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
С поразительной остротой передавал он характеры портретируемых. Стержень их композиционного замысла -- движение воды. Слишком долгое господство средневековой музыки сказалось на вкусе публики. В Австрии расцвет барокко наступил после победы над турецкими войсками (1683 г. ) В Вене был построен Шёнбрунн (Schlo Schnbrunn.
В очертаниях фасадов, в планах построек преобладают причудливые, волнообразные линии. Зрелые произведения К. (1599--1606) -- это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»). Кровати – обязательно с балдахинами и покрывалами. архитектор Андреас Шлютер), в Вюрцбурге – епископская резиденция (Wrzburger Residenz.
Тогда в колорите появляется нечто от той яркости и праздничности, которые в народном представлении неотделимы от цвета. («Поклонение пастухов» и «Поклонение волхвов»). Чаще над входной дверью, аркой, окнами. Не было барокко в классическом понимании и в Англии. В каждом регионе немецкое барокко получило характерный акцент, в зависимости от национальных традиций, а также мастеров, которые возводили сооружения.
Стиль сооружения долгий период являлся предметом споров искусствоведов. Однако, наблюдая распространение протестантизма в Европе, наиболее дальновидные деятели Церкви призывали защищать позиции католицизма, не преследуя протестантов, а создавая новую систему духовного воспитания человека. Строгие античные пропорции уже не устраивали живописцев и зодчих, которые стремились «выйти за рамки», установленные Ренессансом. Рассказывая о культуре, нельзя не упоминать и о музыке.
Характернейшими образами живописного стиля Сурбана могут служить «Чудо св. В Рейнской области замки немецкого барокко с «французским акцентом» строили французы. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная», Полоцкий написал множество стихотворений, составивших сборник «Рифмологион», в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный».
Художники идут по пути формальных приемов достижения этих целей. Богатая внутренняя отделка: золото, полудрагоценные камни. Паркетные полы из моды не выходят. Скульптура и вода образуют одно целое. Скульптура в стиле барокко была поднята этим гением на необычайную высоту.
Тереза не видит ангела, но ощущает его присутствие всем существом. 1. 2), например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело.
Он был знаком просвещенным итальянцам по «Метаморфозам» Овидия. Украшаются здания интерьеры, предметы искусств, одежда. В предыдущую эпоху, при Людовике XIII, были популярны сапоги (ботфорты).
Благодаря виртуозной реставрации на зданиях появляются барельефы и росписи. Именно он первым придал скульптуре натуралистическую экспрессивность. По своему предназначению барочная скульптура разделяется на культовую и светскую. Потолок должен был служить продолжением стены, на стыке акцента не делали. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях.
Тем не менее, художники предпочитают писать образы Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя, апостолов или изображать эпизоды евангельской истории (например, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи). Искусство барокко внесло в украшения новую жизнь. 1881-1950 гг. ) в своей работе «Образы Италии» писал о Риме, как о городе, олицетворяющем барокко. 1850 – 1932 гг. ) в работе «История немецкого искусства» писал: «Цвингер находится за пределами принятой «историко-стилевой номенклатуры». Погребение графа. Вевангелии рассказывается о том, что Христос призвал сборщика податей, мытаря Матфея – человека, которого все ненавидели и презирали, – стать его учеником и последователем. «Хромоножка» изображен мальчик- калека, просящий подаяние, – уродливый жалкий, простодушно – лукавый и неунывающий.
Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. В поздний период творчества Бернини закончил оформление часовни собора Св. Точно так же выявляется пропорциональная закономерность человеческого лица и тела. «Мученичество св. Архитектуру барокко невозможно представить себе без скульптурного оформления. Зарубежная мода не обошла стороной и прически.
Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVIIв. архитектор де Котт). Из павильонов Цвингера, связанных между собой галереями, наиболее красивы овальные строения, где находились трибуны королевского двора, а также знаменитый павильон «Ворота под короной» (Кронентор), сочетающий двухъярусную арку и надвратную башню. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. де Кеведо, П. Кальдерон). новый стиль в живописи6.
В павильоне находилась королевская ложа. Каталония знаменита великолепным декором алтарей. Искусствовед П. П. 1. 5) – последняя работа мастера.
Кроме кружев, на одежде было много бантов. Порой на них ходили даже мужчины низкого роста. В Австрии это Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (они авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе), в Чехии – Франческо Каратти (автор Чернинского дворца), в России – Ухтомский Дмитрий Васильевич (1719-1774). Колорит построен на грациях золотисто-коричневых тонов, обогащенных оттенками серого, палевого, розового. Как и любой новый стиль, барокко привнес нечто свое.
По своему предназначению барочная скульптура разделяется на культовую и светскую. Барокко – стиль подвижный, здесь всё создает иллюзию движения: разные расстояния между колоннами, «скользящая» скульптура (динамичные позы). Но это не так. На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства.
ФРАНСИСКО СУРБАРАН его религиозная живопись.
Ко времени триумфального восшествия барокко на престол европейской культуры мастера пластики уже достигли всего, что сделало скульптуру XVII века одним из действеннейших инструментов власти. Эль Греко. Необычно смело написана богоматерь. Главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен изображавших определенный момент какого-то действия. 2) Направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. Именно барокко открыло пейзажную, парковую эру светской скульптуры.
был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. Из общего ряда можно выделить наиболее ярких архитекторов того времени. Грабарь так пишет о римской архитектуре эпохи барокко: «Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн и их, где только можно, заменяют парными недостаточно выразительным кажется один фронтон и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. Зато особенно интенсивное развитие стиль барокко получил в Испании и странах Латинской Америки (так называемое ультрабарокко)1.
Он используется широко и разнообразно, его формы всегда объемны, пластичны и фактурны. Характерно, что живописность мыслится как идеал пластики. Стиль барокко от маньеризма унаследовал тенденцию поражать воображение. Кроме того, в отличие от «универсальных гениев» Возрождения многие мастера XVII столетия сознательно замыкались в рамках одного жанра. Жюстокор – тип кафтана, длиной до колен, его носили застегнутым, поверх него – пояс. Это— полевой вид обуви их носило обычно военное сословие.
Сюда же надо отнести и прием групповых пилястр, когда пилястры получают по сторонам ещё полупилястры, а также прием плоских рам, обрамляющих междупилястровые интервалы». Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. 1. 5) – последняя работа мастера. В Дрездене (Саксония) в период властвования Августа Сильного архитектор Кьявери строит церковь Хофкирхе (1738-1756 гг. ), ее стиль – римско-барочный, однако чувствуется влияние французского Версаля. Зачастую именно архитектор и занимался оформлением убранства комнат. Петра.
В портрете кардинала Боргезе (1632, Рим, галерея Боргезе) он воссоздал многогранный образ самоуверенного, надменного, умного и властолюбивого человека. «Успение Марии» – один из шедевров Караваджо – поражает и оригинальным решением традиционной евангельской темы и глубоким человеческим содержанием. Свойственная барокко грандиозность и пышность, подчеркнутая эффектность, парадность с особой силой проявилась в архитектуре.
Дробность массы здания 2. здесь присутствуют черты классицизма и готики. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Работы этого великого скульптора считаются эталонными для всей барочной эпохи. В Италии это Франческо Борромини (1599-1677), который начинал свою деятельность как каменщик в соборе Св. Петра, но впоследствии стал помощником Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) Микеланджело Буонаротти и Пьетро да Кортона. Он был низок ростом, вот таким образом носил высокие каблуки. Замыслы скульпторов рассчитаны на восприятие нежнейших переходов света и тени на человеческом теле, вот таким образом воздушное пространство, окружающее фигуры играет очень важную роль в искусстве барокко.
Здесь всё располагает к сокровенному общению человека с Богом. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике— к baroco. Барочный дворец Аугустусбург (Augustusburg) и охотничий дворец Фалькенлюст (Falkenlust) в Брюле (Brhl) строил придворный баварский зодчий француз Кювийе. В моду входят длинные сережки, но не легкие и ажурные, а массивные.
Нередко можно было встретить развернутые колоннады значительных масштабов. Петра – Сантиссимо Сакраменто (1673-1674), в котором противопоставил архитектуре бронзового купола мягкие профили небесных ангелов. Скульптура «Аполлон и Дафна» Бернини изображает именно тот момент, когда ноги нимфы превращаются в корни, а пальцы рук – в ветви с листвой. Личность соизмеряет себя с творческими силами Космоса. Эта скульптура иллюстрирует напрасную любовь.
По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». Петра (1624-1633), созданным совместно Франческо Борромини, расположенного в центре огромного внутреннего пространства собора, под куполом, созданным Микеланджело. Баварский курфюст Максимилиан II Эммануэль (он жил в изгнании во Франции с 1706 г. ) для строительства приглашал итальянских архитекторов.
Петра», украшающей главный неф. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Фасад церкви разделен на два горизонтальных яруса, каждый из которых оформлен орденом. Этому эффекту помогают световые блики играющие на поверхности скульптур. Драпировки были также и по краю декольте. новый стиль в живописи.
Для архитектуры барокко (Л. Гигантские шкафы из дерева украшались резными гравировками и однотонными рисунками. Одарённый мастер, он вёл странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешенным человеком, нередко дрался на дуэли. «Мадонна ди Лорето». богоматерь участливо и ласково встречает паломников на пороге своего дом: выслушивает их мольбу благожелательно и понимающе, с добротой и сочуствием. Изящество в сочетании с математическим расчетом 2. Стены галерей стали украшаться полотнами известных живописцев.
Гуго Гренобольского» и «Посещение св. Бонавертуры Фомой Аквинским». Следует отметить Джованни Лоренцо Бернине (1598-1680), которого считают величайшим мастером всего итальянского барокко. Все соединено в сложном, как бы случайном ансамбле -- порождении природной стихии.
Все вместе дает ощущение неукротимой жизни природы. Он замышлялся как монументальный навес над могилой Св. Она основывалась также на греческом мифе. 1. 9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Это время абсолютизма. 1. 4), выполненные на темы древнеримской мифологии, «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674 г. ) (Рис.
Эпоха расцвета барокко определяется двумя веками – между концом XVI и концом XVIII веков. Её фигура почти не угадывается за крупными, выразительно вылепленными складками одежды кажется, что в их волнах рождаются новое тело и новая душа, а за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигантское движение духа. Франциска Ксавьера (1619), а в творчестве второго — оформление алтаря в соборе Севильи (1670—1672). Скульптуры ансамбля созданы Б. Пермозером. Позже его сменило жабо. Новой идеологии должны были соответствовать и новые формы искусства.
Достижением художественной культуры Ренессанса является также правильная геометрическая конструкция картины: изображение в буквальном смысле строится (а не рисуется) при помощи тщательно разработанных точных приемов. В интерьере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и легкими. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Роль геометрических построений приводит к новому подходу к пространству изображения. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. В Бенсберге замок (Schloss Bensberg.
«Евангелист Матфей с ангелом» апостол похож на грубоватого немолодого крестьянина нежный ангел водит его натруженную, узловатую руку по страницам священной книги и от напряженного внимания лоб Матфея собрался морщинами. Таков был Леонардо -- один из величайших деятелей Возрождения. В качестве лепного декора используются лепка в виде орнамента в традиционно русском стиле. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. В центре группы -- Платон и Аристотель.
Одна из пьес П. Кальдерона так и называется: «Жизнь есть сон». Б. Пиранези. Часто в украшении потолков использовались фрески.
1. 9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. В подготовленном по его указанию сборнике «Юности честное зерцало» вторая его часть полностью посвящена правилам поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра, особенным успехом пользовалась «Комедия притчи о Блудном сыне». Характерные детали барокко— теламон (атлант), кариатида, маскарон.
По форме скульптура была более близка к классицизму, а по содержанию — к барокко. Такое оформление в дальнейшем стало типичным для церквей в стиле барокко. Особенно характерна его известная скульптурная композиция «Экстаз Св. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце» искусный наездник, танцор, стрелок.
Сурбан строит цветовую гамму то на сопоставлении оттенков немногоих тонов- серебристо-серых, белых, бледно-голубоватых («Посещение св. Бонавертуры Фомой Аквинским»), то на гармонии тонов, насыщенных и звучных. архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах), венский Бельведер (Belvedere. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. В своих лучших портретах он наименее театрален. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599--1600, церковь Сан – Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600--01, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603--06, церковь Сант-Агостино, -- все в Риме «Положение во гроб», 1602--04 (см.
Характерным примером является Пьета (1617 Национальный музей скульптуры, Вальядолид). Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. Гений Бернини превратил поэзию в реальность. Ещё раньше шпаги носили на портупее, тонком ремешке, пристегнутом к поясному ремню.
Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Нежное тело девушки крепко и нежно держат изящные пальцы бога. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы.
Как и другие стили, барокко в России приобрел некую самобытность, в связи с этим появился такой термин как «русское барокко» и отличался от европейского более простой структурой архитектурных композиций. Пеппельмана, построившего ее по заказу саксонского курфюста Августа Сильного (с 1694 года – курфюрст саксонский). Они готовы лицезреть любое искусство, даже иллюзорное. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.
Мощное тело Плутона с напряженными бицепсами и тщательно вырезанными икроножными мышцами, вздутыми венами и связками очень устойчиво благодаря широко расставленным ногам и выдвинутому вперед колену. Вот таким образом в его алтарных образах языком барочной пластики всегда чётко выражена определенная религиозная идея. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта «Погребение св.
Одним из главных достижений маньеризма (от итальянского maniera, манера) в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. Принципы классицизма, заново осмысленные в эпоху Просвещения, сыграли важную роль в развитии западно-европейской скульптуры 2-й половины 18 – 1-й трети 19 вв., в которой наряду с историческими, мифологическими и аллегорическими темами большое значение приобрели портретные задачи.
Своими бедрами и всем телом юная отроковица отталкивается от грозного бога. Контрасты масштабов игра света и тени интенсивные глубокие цвета (золотистый, розовый, голубой) – все это создает ощущение иллюзорности и постоянной изменчивости окружающего мира. Вот таким образом барокко— это ещё век Разума и Просвещения. К отличительным чертам также относится использование кариатид, атлантов и маскарон. К концу 1590-х гг.
Ничего парадного, ничего броского нет в его вдохновенном портретеь. «Небесный мир» и «земной мир», «рай» и «ад», «грехопадение», «искушение», «воскресение духа и тела» -- эти и иные категории зримо и незримо присутствуют в картинах Возрождения. Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Карл Линнец публикует в 1735-м году известную работу по систематизации биологии «Система природы». Множество образцов барокко на территории нынешних Польши и Украины (тогдашней Речи Посполитой). Ее наряд, спадая с плеча, превращается в кору, руки – в ветви.
При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже в военных походах. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606--10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Созданный Бернини пышный репрезентативный портрет Людовика XIV — французского «короля-солнца» (1665, Версаль) послужил образцом для подражания барочным скульпторам. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой.
Бонавертуры»). «Распятие апостола Петра» чтобы усилить впечатление реальности Караваджо акцентирует физическую сторону события: старческое тело Петра и морщины его налитого кровью лица драматизируют обстановку, также еще преувеличивая в размерах фигуры палачей. Baltasar Neumann. Это высокая прическа из множества локонов.
К тому же следует добавить, что волосы на голове бога как будто взметнул ветер и выглядят они чрезвычайно естественно. Все чаще при убранстве используются геральдические гербы, амуры и виноградные лозы. Арки и ниши применяются редко.
Душевное движение передано с невиданной ранее убедительностью. Первоначально психологический момент живописных персонажей выражен не очень ярко. Трезвость и беспристрастность видения вообще свойственны испанскому искусству. П. П.
От этого ещё острее чувствуется его беспомощность. В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора.
Свои знания в области создания искусственной перспективы и зрительного обмана архитектор итальянского барокко Бернини применил и при возведении Королевской лестницы (Скала реджа, 1663 – 1666 гг. ) Она соединяет папский дворец и собор Святого Петра. Мастера гордятся своим умением уподобить скульптуру живописи. Однако Возрождение прямо или косвенно подготовляет последующую эпоху. В 1555 г. Папа Римский Павел IV объявил, что основные догматы (положения) христианства человеческое сознание способно воспринять только через мистическое (сверхъестественное) озарение, которое Бог дарует далеко не каждому.
ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVII ВЕКА. Использовали керамическую плитку, но и дерево применяли довольно часто. Отсюда монументальный и героический дух композиции, столь полно выявленный в самой ее изобразительной структуре, отмеченный подлинно классической ясностью и концентрированностью, – в скульптурной монолитности группы, в торжественно скорбном ритме склоняющихся фигур, который завершает бессильно повисшая над могилой рука мертвого Христа. Для архитектуры барокко (Л. «Положение в гроб». Б. Караччоло.
Так в чем же сегодня проявляется стиль барокко. Фигура Прозерпины извивается в его руках. volute— завиток) и словно перетекает вниз.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно— тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Стилеобразующее и объединяющее начало в интерьере барокко всецело принадлежит лепному декору. «Мария Магдалина» – это крестьянская девушка с трогательной искренностью переживающая свои прошлые заблуждения ни в образе, ни в композиции нет никакой внешней патетики или театральной демонстративности. архитектор Иоганн Лука Гильдебранд). Она и ее мать не знали, что могущественный Зевс решил сделать ее женой властителя подземного царства Плутона.
Показательно, что Караваджо не пользовался фреской, чтобы избежать той манеры условности, которая диктуется самой техникой. Раньше послушать музыку можно было только в церкви, опере и в театре. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). «Давид» Бернини – это бунтарь, в нём нет ясности и простоты образов Кватроченто, классической гармонии образов Высокого Ренессанса. Картина наполнена светом, смягчающим краскам трепетную вибрацию. Характерные детали барокко— теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Она стремилась уподобиться живописи благодаря искусным переходам света и тени. Дематериализация каменных масс 3.
Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы «Похищение Прозерпины» (1621-1622 гг. ) (Рис. выше). Интерьеры украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. Конечно, в искусстве интерьера.
Широко известно его утверждение: Я сделал мрамор гибким, как воск. Среди них -- знаменитые работы Бернини -- фонтан «Тритон» на площади Барберини в Риме, фонтан «Четырех рек» на площади Навона и др. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства.
Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. Церковь Сайта Мария делла Виттория экстаз св. Но в то время были часты войны и в сапогах ходили повсюду, даже на балах. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков».
Первой архитектурной работой Бернини стала перестройка римской церкви Санта-Бибиана (1624) совместно с Пьеро да Кортона. Архитектура барокко в России пользуется популярностью. Учился в Милане (1584--88) у С. Петерцано. И это ему удалось. Только Гелиос с небес видел, как схватил и забрал под землю красавицу могущественный бог.
Это происходит потому, что материал полностью подчинен художественной идее. Возрождение не ставит этих задач. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии. «Христос и богоматерь в Назарете» В образах сливаются истовость простодушной веры и яркое, глубокое ощущение реальной жизни, – он изображает, естественно причастному земному, человеческому существованию.
Мастером была создана статуя «Святой Цецилии». Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем -- в Неаполе (1607 и 1609--10), на острове Мальта и в Сицилии (1608--09). В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Наглядным примером в этом отношении может служить полотно Рафаэля «Афинская школа».
Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная. Он поцеловал кору, скрывшую тело нимфы и на свою голову надел венок из ветвей лавра. Г. Дехио (Георг Дехио. В самом наименовании стиля барокко сокрыты особенности его природы.
Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. На западе в области романа выдающийся представитель— Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы— П. Кальдерон (Испания). Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил и памятники барокко считались памятниками классицизма. 1. 2), к примеру, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. Искусство XVII в. развивалось в тесной связи с идеями и традициями эпохи Возрождения (см.
Но его образ Давида (Рис. В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники. И одновременно, что земная человеческая личность достойна, быть причастной к божественному.
Крупнейшие представители скульптуры барокко – Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др. ). Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. «Обращение Савла» чудо преображения Савла- свирепого гонителя христиан, как материализовано в светлом пятне, необычайном по своему эмоциональному заряду, по концентрированной в нем духовной энергии, словно обладающей способностью активного физического действия. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. Немецкое барокко наиболее ярко представлено дрезденской резиденцией Цвингер (Zwinger) архитектора М. Д. Петр I впервые стал широко распространять европейскую одежду. Его произведениям были свойственны совершенство пластической моделировки, динамизм и экспрессивность образов.
Такова, к примеру, одна из лучших его композиций – Экстаз Святой Терезы (1645-1652 г. ) (Рис. Новаторство Бернини проявилось и в многочисленных портретах, скульптурных бюстах.
Зато клавесин пользовался популярностью. Именно в XVIII в. в женскую моду вошли высокие каблуки. Отсюда впечатление какого- то движения, непрырывного бега линий и потока форм. Причем как в прямом, так и в переносном смысле слова. В качестве самого яркого образца можно привести пример скульптурной композиции Джованни Бернини «Экстаз святой Терезы».
Лаврентий и др. Главными заказчиками Сурбана были монастыри, храмы, религиозные братства. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм.
Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). В плане по периметру центральную площадь ансамбля обрамляют арочные галереи (здесь находятся оранжереи) с плоскими крышами. Скульптурную композицию «Похищение Прозерпины» заказал молодому талантливому ваятелю Л. Бернини (1621-1622 гг. ) кардинал Сципион Боргезе. Голова неестественно подвернута назад, рука бессильно вытянута». Частное индивидуальное получает характер и значение всеобщего и вневременного.
Петра, значение одной из основных архитектурных тем. Для их оформления используется лепнина, деревянные балки, тканые обои. Петра и палаццо Барберини. Бернини создал колоннаду и площадь перед собором Св. Светская скульптура барокко представлена монументами разного типа и назначения: парадные статуи монархов, портреты знати, скульптуры для городских фонтанов и садово-парковая пластика. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Вот таким образом эпоху барокко иногда интерпретируют, вслед за теорией О. Шпенглера, в качестве начала триумфального шествия «западной цивилизации». Это усложнило политические и культурные взаимоотношения между государствами. В. Н. Гращенков пишет об этом следующее: «В «Св.
что ты гонишь Меня. Констанции Буонарелли – женщины, которую он любил. Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Первая— светлая, вторая— более темная.
Он был мал ростом и очень красив. Статуи Бернини все на этом построены, начиная от его юношеских произведений «Давид», «Аполлон и Дафна». В отличие от «Давидов» работы Донателло, Верроккьо, Микеланджело, победитель Голиафа у Бернини представлен не после и не до абсолютного подвига, а в самом его разгаре — он запускает камень в противника: быстрый момент между подниманием камня и его броском. Ярким примером является работа Бернини «Похищение Прозерпины», реалистичными кажутся не только главные персонажи, но даже цербер, стоящий рядом.
Художником, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Вот таким образом несколько видоизменившаяся пластика прекрасно гармонировала с барочным убранством. Как-то во время прогулки ей приглянулся цветок. Наряд был подобен архитектуре в стиле барокко. Барокко (что в переводе с итальянского буквально означает причудливый, странный) был зарожден в Италии и вскоре охватил большинство стран Европы и Америки (преимущественно Центральной и Южной).
Примером может служить римская церковь Сант-Аньезе на площади Навона. Первоначально жаргонным выражением «perola barroca» португальские моряки называли бракованные жемчужины неправильной формы, а в разговорном итальянском языке середины XVI века слово «barocco» использовалось как синоним всего неуклюжего, грубого и фальшивого. Сегодня в искусстве наблюдается возврат к прошлому. Вначале этот термин приобрел негативный смысл. Барокко в польской литературе представлено поэзией героического и эпического направления Збигнева Морштына, Вацлава Потоцкого, Веспасиана Коховского (тематика поэзии которых во многом обусловлена богатой событиями военной биографией всех троих), придворного (так называемый макаронический стиль, популярный в конце 17 века) Яна Анджея Морштына, философского Станислава Гераклиуша Любомирского в прозе— преимущественно мемуарной литературой (наиболее значимое произведение— «Мемуары» Яна Хризостома Пасека). По сторонам юбку украшали драпировки.
Особое место в развитии живописи XVII-XVIII вв. В творчестве первого интерес представляют образы Св.
Сверху помещены шар и крест, поддерживаемые четырьмя ангелами. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Скульптура— неотъемлемая часть стиля барокко. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля. На рельефах боковых стен изображения заказчиков, созерцающих этот спектакль.
На картине удивительным образом передана динамика движения. Кафтан и камзол через 200 лет превратятся в пиджак и жилет. Бонавертуре, Св.
Караваджо добивается максимальной убедительности живописного изображения. Одновременно она ощущает внутренний надлом, постоянную неудовлетворенность. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении.
Этот термин отражал некую театральность в пластике (и не только в ней) того периода. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. С приходом в Европу барокко появился термин «маньеризм» (от итальянского maniera, т. е., манера). Но его образ Давида (Рис.
Материальность, вещественность живописи Сурбана, связанная с необычайной конкретностью видения, свойственной художнику, одухотворена аристократизмом мастера, богатством и красотой колорита. Ему принадлежит оформление площади собора Св. В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы. Большой популярностью пользовалась деревянная скульптура, которая затем раскрашивалась.
Барокко противостояло классицизму и рационализму. По сторонам юбку украшали драпировки. Собор св. Динамичная композиция «Похищение Прозерпины» хорошо сбалансирована и симметрична.
«Экстаз святой Терезы» связан с непростой жизненной судьбой Бернини, которая является хорошим примером образа жизни человека эпохи барокко. Венчает сооружение атлант, который держит земной шар. был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в картине Обращение Савла, повествующей о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: Савл, Савл.
Петра в Риме. В переводе с итальянского языка, barocco — «странный, удивительный, причудливый». Барокко (итал. barocco— «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 1592--93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи -- натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). На фоне величественной архитектуры и уходящей вглубь перспективы арочных сводов изображены античные мыслители.
На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVIв. Все тело Давида находится в резком контрапостном движении, очень далеком от гармонической сбалансированности античного «Дискобола». Позже они стали намного пышнее. Строение венчает изображение королевской короны и геральдические орлы. В России расцвет стиля барокко приходится на вторую половину XVIII века, в то время как в Европе уже происходит переход к классицизму. У скульптур и лепнины было и ещё одно предназначение в этом смысле.
В России предпосылки стиля барокко появляются в XVII веке. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. 3. Вот так тяжело приживалась европейская мода (в данном случае стиль барокко) в России.
Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Каждый стиль вносит в искусство что-то новое. Но барокко заключало в себе возможность выходов и в иные сферы. Бернини выстраивает интерьер часовни Корнаро вокруг своей скульптурной группы со Св.
Золотом отделывалось всё, что можно было украсить в интерьере и экстерьере. Потолки с настоящими картинами и фресками. Большое количество зеркал в богатых позолоченных рамах, с лепниной и скульптурами. Мебель обивалась дорогой тканью. Шкафы гигантских размеров из чёрного дерева. В украшении стен применялись деревянные резные панели со вставленными в них картинами. Пол являлся отражением потолка, он оформлялся мрамором и майоликовыми плитами. Интерьер считался как бы продолжением архитектуры. Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. Драпировки были также и по краю декольте.
Цикл сюжеты легенды о св. Его работы отличаются монументальностью, необычностью, вычурностью, динамикой ракурсов, общедраматическим звучанием (Орфей, Геркулес и Лихас). При этом особенно ценятся художественный вкус и чувство меры. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов.
Титанизм проявляется (как уже отмечалось) в страстном порыве к самоутверждению личности. Терезой. Впрочем, такие детали присутствовали и на фасадах зданий. Основных факторов, определивших формирование культуры барокко в странах Западной Европы, было три: стремительные изменения естественно-научных и географических представлений о мире имплицитные закономерности развития и усложнения ордерной системы в архитектуре, движение контрреформации католической церкви.
Мастеру было всего 23 года. Мягкие гарнитуры (диваны, кресла с деревянными ножками, стулья) обивались дорогостоящими материалами насыщенных оттенков. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. 1660 – 1714 гг. ) построен королевский замок (1698 – 1706 гг. ) Потсдамский дворец Сан-Суси, создан архитектором Кнобельдорфом по образцу палаццо Барберини в Риме, работы Палладио.
Овальное в плане здание перекрыто куполом. В этот же период немец Пёппельман возвел Цвингер (1709-1716 гг. ) с элементами итальянского барокко. А его мимика – как он закусил губы в своем мгновенном напряжении. Микеланджело да Караваджо (1573 -1610) Судьба Микеланджело да Караваджо (настоящая фамилия Меризи) сложилась трагически. Перевязь была прежде кожаной, теперь её делали также из муара. Их последовательно прививали архитектуре итальянцы Микеланджело Буонаротти (в свой поздний период) и Виньола.
Караваджо (Caravaggio собственно Мерзи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28. 9. 1573, Караваджо, Ломбардия, -- 18. 7. 1610, Порто-Эрколе, Тоскана) итальянский художник. 1687 – 1753 гг. ), Шлаун (Иоганн Конрад Шлаун. Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось «призрачное ощущение». Характерно, что фигура написана в рост и взята с точки зрения снизу, что придает изображению определенность, – композиция картины воспринимается как своего рода парафра за парадного портрета«Святая Инеса» вдохновлена легендой о юной римлянке, принявшей христианство. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами.
В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Особенно популярно изображение Богородицы с младенцем (Христом). Вот таким образом правильнее говорить нарышкинский стиль9. В то же время Караваджо не низводит сцену до уровня жанрового, бытового эпизода. В период, предшествующий взлету рококо, в Мурсии активно работал Франциско Салсильо.
Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. 1. 4), выполненные на темы древнеримской мифологии, Блаженная Лодовика Альбертони (1674. ) (Рис. Из материалов применяется травертин, доломит, мрамор, базальт.
При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Талия— узкая, под платьем носили корсет. Мастера отливали их из гипса или делали из камня.
Она вся – порыв вверх, на волю. Терезы Тут всего две фигуры — святая Тереза и ангел, направляющий ей в сердце стрелу. 1719 – 1744 гг., архитектор Иоганн Бальтазар Нейман). Хосе Рисуэньо — лучший представитель позднего барокко. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.
была провозглашена парламентская республика. Ансамбль Цвингер сам Пепельман называл «римским творением». Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Например, в области Венето, Тоскане, Умбрии, в Венеции, во Флоренции, Падуе, Пизе, Сиене. Использование оптических эффектов. Она разбросана, направляет свои титанические усилия то в одну, то в другую сторону ни в чем она не находит утоления жажды самоутверждения, хотя всюду достигает результатов, невиданных ранее, -- результатов, часто не доведенных до завершения.
В чем здесь дело. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). Рибера создает обобщающий образ большой художественной силы. Характерное произведение эпохи итальянского барокко, созданное Джованни Лоренцо Бернини.
Исследователи говорят о том, что в Англии не осталось памятников архитектуры, которые можно было бы однозначно определить как барочные. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. 6. Но вот с ювелирными изделиями такого никогда и не происходило, по крайней мере, в России. Она якобы удостоилась видения: к ней спустился ангел, когда она лежала в постели и пронзил ей живот золотой стрелой, отчего она испытала «сладостную муку».
Полный женский костюм состоял из двух юбок: нижней (фрипон, светлой) и верхней (модест, более тёмной). Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. Испанское барокко или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре»— геометрической правильности построений на плацу. Итальянское барокко стало образцом для всей Европы.
Во Франции – Франсуа Мансар (1598-1666) и Луи Лево (1612-1648), работавшие на Людовика XIV, в Австрии – Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе). портреты. Искусство Испании XVII века. В то же время скульпторы этого периода усилили в своих композициях элемент театрализации. Портрет Констанции Буонарелли. Georg Dehio.
Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. Бернини также архитектор.
Феб не потерял к ней любви. Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями — волютами (итал. Вот таким захватывающим может быть искусство.
Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Стоит только вспомнить, сколько сил прилагал Пётр I, чтобы «облагородить» русское общество того времени. Венчают колоннаду 96 скульптур. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусные, как у собора Св. Муратов (Павел Павлович Муратов.
Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др. ). ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ (1599 -1667) Это был занудный эксцентричный холостяк с невротическим характером – полная противоположность Бернини. Они были прообразом дворянского бала. В данных методических указаниях содержится краткая характеристика скульптуры барокко Италии, Испании, Франции и Германии, представленная в соответствующих разделах и выявляющая общие стилевые черты и национальные особенности, а так же краткая характеристика интерьера дворцов и частных особняков барокко. Личность активна, как никогда раньше.
С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). Ведь она всегда шла рука об руку с театральным искусством.
В 1629 г. Бернини был назначен главным архитектором собора Св. Недовольство вызывало и участие в увеселениях женщин. Зачинателем барочной пластики считается скульптор Стефано Мадерна (1576 – 1636).
Они проводились во все времена года, летом – на открытом воздухе. Впрочем, отход пластических форм от идеалов античности и Возрождения не создает дисгармонию между скульптурой и дворцовым стилем в убранстве, если «приоритеты» отданы, предположим, античности или ампиру (равно как и другим стилям, объединенным понятием «дворцовый»). Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Бернини был выдающимся скульптором своего времени. Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур). Овальное в плане здание перекрыто куполом. Их тела образуют устойчивую X-образную композицию.
Мастера того времени искали вдохновения не в природе, а в своем воображении. Однако согласно работам Б. Р. Виппера и по относительно недавним исследованиям О. М. Иоаннисяна так называемое «нарышкинское барокко» не является барокко в полном смысле этого слова, как и «голицынское барокко», за исключением безусловно барочной церкви Знамения в Дубровицах (1690-1703). Мастерская работа с фактурой камня 3.
Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Ярким примером архитектуры барокко является его церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634 -1667 гг. ) Для церкви был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц. 1716-1730 гг. В политической жизни Европы в XVII в. тоже произошли существенные изменения.
гармонично сочетается с площадью.
В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). Барокко в Англии не получило такой размах как в других странах Европы. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника.
Его фасад естественно и обращенных к апостолу Петру: И дам тебе ключи Царства Небесного. МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО. Сущность художественной реформы Караваджо. У Караваджо сутью художественного образа становится отдельное явление, жизненно-конкретный, частный мотив, – этим как раз и поражают ранние произведения художника. Наиболее впечатляющие религиозно-художественные декорации, выполненные Бернини – Трон Святого Петра (1657-1666) – позолоченное бронзовое покрытие средневекового деревфнного трона (кафедры) понтифика. Там он быстро приобрел известность под покровительством кардинала Сипионе Боргезе.
Архитектуру барокко невозможно представить себе без скульптурного оформления. Карло алле квадро фонтане в Риме. Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы (они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки или чепчики.
Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. Библейские сюжеты он трактовал очень необычно. «Натюрморт с лимонами и апельсинами» предметы расставлены симметрично, так, что ни один из них не закрывает другого и между ними выдержаны равные пространственные интервалы. Композиция получает спокойный, музыкально-выверенный ритм, а каждая вещь как бы утверждается в своем пластическом совешенстве, своеобразии и красоте формы, цвета, фактуры. Исаак Ньютон в 1689 году создает труд под названием «Математические начала натуральной философии», а также открывает «Закон всемирного тяготения».
Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Краски прозрачны, положены жидким слоем, мазок свободен и гибок, легки и прозрачны тени. Позже в моду вошла прическа фонтанж (не следует путать с чепчиком «фонтанж»), по имени одной из любовниц короля. В сапогах ходили даже на балах.
Она оставила записки, где рассказала, как к ней однажды во сне явился ангел «в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Декора становится много и он используется повсеместно. Особенно у Дафны. Так остается человек только наедине с собой и таким его могут видеть глаза близких людей.
В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. Интересен также контраст гладких, с мягкими округлостями тел с мохнатой шерстью цербера. У героев Караваджо часто грубоватый внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы.
Политические события, которые повлияли на жизнь общества изменили и его мировоззрение. Основателем нового стиля считают Микеланджело. Наиболее яркими представителями итальянского барокко были архитекторы: Франческо Борромини (Francesco Borromini), Франческо Кастелли (Francesco Castelli, 1599 – 1667гг. ) и Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini, 1598 – 1680 гг), Джироламо Райнальди (1570 – 1655 гг. ) Известность получили зодчие, создавшие образ архитектуры итальянского барокко: Карло Мадерно (Maderno 1556 – 1629гг) (Борромини был его последователем), Д. Фонтана (Domenico Fontana, 1543 – 1607 гг. ).
Савл показан в сложном ракурсе, так что его тело кажется выступает из пространства холста и прорывет переднюю плоскость изолирующую изображение от зрителя. Скульптурные изваяния людей находятся в движении и при этом испытывают какие-либо эмоции. Стиль зарождается в Италии, где люди остро чувствуют нехватку прекрасного. Среди самых известных его скульптур— мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей.
Немецкое барокко характеризовалось разделением на южное стилистическое направление (на юге Германии властвовал католицизм) и северное (на севере, в основном, жили протестанты). На светлосеребристом фоне неба торжественно и мощно звучит глубокий малиново-красный цвет расшитого золотого стихаря. В XVIII в. украшательство в любой форме считается необходимым. Но в сочетании с любым другим стилем, барочная скульптура «теряется» и дисгармония видна невооруженным глазом. Красота требовала жертв. Давид.
1. 3) и «Аполлон и Дафна» (1622-1624гг. ) (Рис. Пугать население «божьей карой» и обещать послушным рабам «царство небесное» уже не было смысла и церкви нужно было изобрести что-то, что могло бы поразить людей и вернуть церкви былой авторитет. Прозерпина успела только вскрикнуть. «Обручение св. Екатерины» – уравновешенность построения, величавый композиционный ритм, пластическое обобщение форм, ясное, спокойно-созерцательное настроение, господствующее в картине, придают сцене, столь покоряющее реальной и возвышенной одновременно, монументальность и торжественную полноту звучания, близкую образам классического искусства.
По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Изменилась не только форма, но и содержание. Ничего от нее не осталось, кроме сияющей прелести. Фактически, это первый в России учебник этикета. Герой приготовился с помощью пращи метнуть камень в своего врага. Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). Плодами их труда до сих пор вдохновляются все творческие личности.
Возведение Цвингера началось в 1711 году. Прозерпина сорвала его.
Барочная скульптура (согласно источнику), «включенная в архитектурно-пространственный ансамбль, теряет свою самостоятельность, ее трудно представить вне стен, ниш, портиков, карнизов, вне зелени и воды парков». Отсюда грандиозность и нарочитая монументальность построек этой эпохи. Сперва, когда он был ещё ребёнком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами.
По ее лицу текут слезы. После периода Возрождения, которое обратило взоры архитекторов и художников к культурным и художественным традициям Древнего Рима, наступил период пересмотра взглядов на искусство. Ренессанс стремится не принизить божественное, а наоборот, возвысить земное до божественного.
В России 18 век породил целую плеяду талантливых художников, скульпторов и живописцев. Такова, например, одна из лучших его композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1645-1652 гг. ) (Рис. Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а плафоны (расписные потолки) создавали эффект прорыва в открытое небо.
Для барокко характерна идея спящего бога— деизм. 1674) в Риме. В барочных скульптурах мы видим подчинение материала художественной идее. Не случайно принято говорить о титанах и титанизме Возрождения.
Интерьерный стиль барокко в России характеризуется богатым убранством стен. статью «Искусство Возрождения в Италии» тома «Искусство», часть 1, «Энциклопедии для детей»). Стулья, диваны и кресла обивались дорогой тканью. Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия. Творчество ваятеля барокко, скульптура в особенности, входит в контакт с окружающей средой, с воздушным пространством вокруг нее. Из великих композиторов того времени стоит отметить Иоганна Себастьяна Баха и Вивальди.
1714-1722 гг. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Превращения, переходы из одного состояния в другое, от одной фазы движения к другой. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Под кафтан надевали камзол без рукавов. В России в XVIII в. стали пользоваться популярностью французские платья.
Заметна тяга к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения. Самым талантливым скульптором этой эпохи был Лоренцо Бернини. В скульптуре барокко главным была не целостная форма или содержание, а ее отделка.
Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Архитектор завершал строительство собора Святого Петра и соборной площади (1656 – 1667 гг. ) Четырехрядная колоннада из 284 колонн высотой 19 метров, которую создал мастер, расходится от фасада и образует трапециевидную форму площади, а затем создают овал, что дает ощущение динамичности пространства, чувство подвижности колонн, раскрытие архитектурного пространства сооружения. Он родился в Неаполе, но отец-скульптор отвез талантливого подростка в Рим. Зачастую лепнина с горизонтальной плоскости переходила на вертикальную.
Костюм был подчинен этикету. Таким изобретением и стало барочное искусство в целом и скульптура в особенности. Свет выступает как принципиально важный элемент барочного пространства, попадая в церкви через нефы. Самая большая из последних работ – часовня Альтиери в Сан Франческо Рипа (ок.
(маньеризму и академизму). В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы игры и беседы. Бернини всегда старался создать в своих произведениях целый синтез искусств.
«Корзина с фруктами». Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов. Мебель воспринималась предметом искусства, украшением интерьера. Художники вновь обратились к античности (истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима).
Ранние произведения Караваджо (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы Похищение Прозерпины (1621-1622 г. ) (Рис. Костюм был подчинен этикету.
Главными чертами этого стиля стали напряженность, гигантизм и эмоциональная насыщенность. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. Интересна его работа «Пьета» (1617) для монастыря августинцев в Вальядолиде.
В известном смысле творческий гений художника ставится выше чисто природной красоты. Женщины носили пышные юбки с подъёмником из китового уса. «Призвание Матфея» (из цикла для Капеллы Контарелли) Караваджо показывает явление возвышенно- духовного в мир низкой обыденности. В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини— так называемое «петровское барокко» (более сдержанное) и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли. В стиле луврского проекта Бернини в Берлине архитектором Шлютером (Schlter Andreas. произведения.
Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы. В истории костюма прическу также именуют куафюра. Это высокая прическа из множества локонов. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом7, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Вторая – через правую ногу Прозерпины, корпус и голову бога.
Такому Богу бесполезно молиться— у Него можно только учиться. В композициях на евангельские сюжеты он использует интересный живописный прием. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVIв. Испанское барокко или по-местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Украшают сооружение многоярусные колонны, расположенные по сторонам от купола. Без меры использовалась косметика.
Иррациональное переводится в план эмоциональный – в сцене господствует стихия чувств. В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь. Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён.
Часть из них строилась итальянскими архитекторами по образцу римской церкви Иль Джезу. Лаврентий держащий решетку – орудие своей пытки. Материалы того времени: шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
В соборе святого Петра находятся виртуозно исполненные скульптурные произведения Бернини — алтарная кафедра апостола Петра (1657—1666) с фигурами отцов церкви, святых и ангелов, сверкающая позолотой, привлекающая бурной динамикой и масштабностью. Подчас придворные дамы, стараясь выглядеть красиво, надевали на себя все лучшее сразу. Характерный для барокко эффект затягивания в глубину архитектурного пространства. Иеронима (1600) и Св. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко.
Люди соскучились по красоте им надоели четкие линии и вездесущая симметрия. Невозможно достичь большей аналогии с театром. Ему принадлежит типичнейшее создание барокко – ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень-киворий в соборе Святого Петра (1657-1666) (Рис. Россия, вообще, медленно поддавалась каким-либо влияниям.
В искусстве преобладает идея гуманизма, которая переосмыслена в национальном духе. Он получил широкое применение в области изобразительного искусства, скульптуры, музыки и архитектуры. Динамизм решений 4. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета -- непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции— Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения— классицизма. Они призваны показать, что глубины библейского сюжета вполне доступны всякому человеку. Характер его новаторских исканий ясно ощутим в страстно патетической статуе «Давид» (1623, Рим, галерея Боргезе).
А. К. ). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Та же тема прослеживается и в колье. Оргаса, религиозные картины, Лаокоон, Толедо в грозу. Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина).
Закон сохранения энергии, совершенность пространства и времени гарантированы словом бога. Распространены сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы (любовно-лирическое музыкально-поэтическое произведение). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними – обелиск. По замыслу Цвингер должен был стать сооружением для зрелищ.
Эстетика эпохи барокко кардинальным образом изменила существовавшую ранее систему ценностей, возведя всё «неправильное», «странное» и «причудливое» в ранг достоинств. Работу «Похищение Прозерпины» следует обходить по кругу, тогда выявится, что с минимальным количеством деталей мастер создал шедевр с абсолютно беспомощной девушкой и непоколебимым в своем стремлении Плутоном. В моду также вошли зонтики, у женщин— муфты, веера. Галилей доказывает предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Особенностью ансамбля является сочетание идей барокко с национальными традициями, например, характерным для немецкого искусства небольшим пластичным формам: павильон с королевской ложей декорирован скульптурами маленького размера, что еще больше подчеркивает крупные габариты навершия над «Воротами». Значит, вот какого рода открытия делало барокко — открытия мира в состояниях становления.
Вначале этот термин приобрел негативный смысл. Их основная тема – изображение персонажей Священного Писания, сцен чудес и мученичества. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм). Персонажи реальны по своему облику и одеты в современные костюмы.
Его главное творение— фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603год). Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. Организация пространства картины призвана особым образом воздействовать на зрителя. Они должны были быть украшены натуральными камнями и иметь волнообразные края.
Последняя удачно воспользовалась идеями барокко, сделав из искусства роскошную раму католицизма. Скульптура напоминает живопись, живопись – скульптуру. В картине «Воспитание богоматери»все дышит тишиной и миром домашнего очага, где трогательно нежны друг к другу старики родители и девочка Мария- легенда Священного писания.
В эпоху барокко впервые появляется понятие «гарнитур» – комплект гармонирующей друг с другом мебели. Отражающие свойства хрусталя использовались для многократного усиления света и блеска в интерьерах барокко. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Обшие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращенных к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Шрства Небесного». Он живописно сочетал различные материалы используя росписи, позолоту, мрамор. Их основная тема -- изображение персонажей Священного Писания, сцен чудес и мученичества.
1. 1), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора. Но такова была эстетика барокко: утверждая царство метафоры, она утверждала и принцип всеобщей превратимости, всемогущей иллюзии. Стиль барокко зародился в период становления монархического строя правления в Италии. В Гранаде творчество Алонсо Кано развивалось от барокко к классицизму, что хорошо видно на примере «Непорочной» из ризницы собора в Гранаде (1655 г. ). Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)Сюжетом этой картины Рубенса является миф о братьях Касторе и Поллуксе (сыновьях Зевса и Леды), которые похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. С точки зрения Возрождения в этом не было бы ничего привлекательного.
Отсюда сильно выраженная в религиозной живописи Испании национальная, народная стихия. занимает Караваджо и караваджизм. Полноправным носителем высоких моральных идеалов стал представитель народа.
prola barroca (дословно «жемчужина с пороком») существуют и другие предположения о происхождении этого слова)— характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. В застройках Рейнской области участвовали также немецкие архитекторы Нейман (Иоганн Бальтазар Нейман. Вообще, в скульптуре существовала следующая тенденция: человеческая фигура на фоне здания уподобляется концерту для голоса и оркестра. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а чёрная мушка создавала контраст. Эта скульптурная группа, выполненная Григорио Фернандесом, пронизана глубокой патетикой.
В XVI в. на смену ренессансу приходит барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680). Бог с бесконечной надеждой смотрит на нее и не верит, что она изменится.
К востоку от Бонна был возведен Поппельсдорф (Schloss Poppelsdorf. ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ 1598 – 1680 скульптор, архитектор, художник и поэт. Наиболее популярный памятник его— Собор Святого Иакова, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. Чтобы добиться большего эффекта, пол в комнатах делали под мрамор.
Как мужчины, так и женщины, носили трости. Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1б45 – 1б52 гг. ) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Фигуры даны в быстрых и резких движениях их лица искажены гримасами боли, горя, радости. Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт.
Учитывая местные особенности, принято различать несколько школ. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Пластика барокко достаточно «зависима» от окружающего пространства.
Н. де Ларжильер «Портрет Людовика XIV с семьёй»Поскольку Людовика короновали в возрасте 5 лет, то в моду вошли короткие курточки (брасьер), украшенные кружевами, штаны (ренгравы), похожие на юбку, тоже обильно украшенные кружевами. Скульптура создает впечатление, что они сделаны из разного материала.
До 1670 г. они украшались пряжками, а затем бантами. В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Религиозная картина получает у него новую интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). Кроме того, очень модно было использовать скульптуры и различные изысканные вазы при украшении внутреннего убранства дворцов. Гобелены, зеркала, расписанные потолки – все это характеризует стиль барокко в интерьере.
Но в странах с крепкими традициями крестьянского ремесла (Бавария, Австрия, Польша, Прибалтика) дерево переживает блестящее возрождение в декоративных ансамблях церковного убранства. Парики вошли в обиход при Людовике XIII, который был лыс. Возрождение исключительно богато творческими личностями.
В поэзии – вычурность использование сложных метафор. Широко известно его утверждение: «Я сделал мрамор гибким, как воск». Сложно украшенные пряжки называли аграф. 1. 3) и Аполлон и Дафна (1622-1624г. ) (Рис. Они действительно имеют некоторые черты классицизма.
Историк немецкой культуры. ок. В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм (Италия), гонгоризм (культеранизм) и консептизм (Испания), эвфуизм и метафизическая школа (Англия), прециозная литература (Франция), макаронизм, то есть смешанное польско-латинское стихосложение (Польша).
св. Европейское барокко сформировалось во времена ослабления влияния католицизма и усиления светского общества. Самыми главными чертами барокко являются его стремление к пышности и величию.
Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). Перевязь (бандульера), на которой носили шпаги, вошла в моду ещё в предыдущую эпоху. Благодаря новой тенденции итальянцы смогли быстро и дешево преобразить свои города. Характер композиций, вкоторых статичные фигуры, тонущие в широких складках одеяния, даны в рост лицом к зрителю и рельефно выделяются на темном фоне стены, лаконизм пластического выражения, четкость мазка подчеркивают присущий этим портретным изображениям своеобразный оттенок «надличного». Петра -- самый крупный архитектурный ансамбль Италии XVII века. В первую очередь – это динамика.
Произведения можно рассматривать со всех сторон и всякий раз они будут совершенны. Начало строительства 1711 г. ) строит венецианец.
Внутреннее убранство дворца должно было гармонировать с его наружностью. Одним из таких титанов был, несомненно, Леонардо да Винчи (1452--1519). Статуя, скульптурная группа или рельеф обогащаются искусно используемым освещением их эффектно оттеняют разноцветные мраморы и обильная позолота архитектурного обрамления». И затем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил моё сердце и проник до самых моих внутренностей, а когда он извлёк стрелу, показалось мне, что он взял с нею моё сердце и он оставил меня воспламенённой великой любовью к Богу». Разделы содержат контрольные вопросы по рассматриваемой теме, акцентирующие внимание на задачах изучения и повышающие уровень самоконтроля студентов. Петра (Ватикан)И.
Декольте было широким, открывало плечи. Под кафтан надевали камзол, без рукавов. Динамику образов и напряженность создал в своих работах Лоренцо Бернини. К началу XVII в. Европа оказалась поделённой на две части: протестантскую и католическую. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Например: церковь Св. Он показал динамизм действий и изменений.
Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен. Силуэты фигур очень сложны. илл. ), Пинакотека, Ватикан «Смерть Марии», около 1605--06, Лувр, Париж).