Гиберти, ЛОРЕНЦО (Ghiberti, Lorenzo) (1378–1455) – крупнейший скульптор эпохи Возрождения, живший во Флоренции, один из основоположников скульптуры Ренессанса, открывший новый этап в развитии итальянской скульптуры. Лоренцо Гиберти (Ghiberti, Lorenzo) (1378 – 1455) – крупнейший скульптор эпохи Возрождения, живший во Флоренции, один из основоположников скульптуры Ренессанса, открывший новый этап в развитии итальянской скульптуры.
Жил во Флоренции. Но видно, что внутри он сопереживает ей. Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно.
Этот дворец выполнял одновременно функцию городского зернохранилища и храма. На другой половине--бичевание Христа у колонны. Духа, где поза и положение тех, на кого он нисходит, сделаны с необыкновенной мягкостью. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Все герои изображённые на рельефах, одеты в одежды флорентийцев, его современников. Из представленных на конкурс семи работ на сюжет Жертвоприношение Авраама жюри выделило две работы исполненные Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески (1377–1446). Тут он идет по стопам сиенского живописца Бартоло ди Фреди (фрески в Сан Джиминьяно) и пизанца Пьеро ди Пуччио (фрески в Кампосанто).
Глубина изображённого на этом «рельефе-картине» пространства никоим образом не зависит от их присутствия. Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. Хотя ценили его больше как скульптора.
Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. В его мастерской обучались и работали многие художники того времени (скульпторы Донателло и Микелоццо, художник Паоло Уччелло и др. ). Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело. Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. Рядом--собеседование младенца Христа с учеными во храме.
Те же данные в высоком рельефе фигуры, тот же поставленный под углом подиум. Их заказчиками были богатые цехи Калимала и Камбио. Жил во Флоренции. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. Отец Гиберти был сыном нотариуса, мать — крестьянкой. Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. небесной реальности.
вратами в рай. Делом всей жизни и главным произведением Гиберти стали бронзовые двери — северные (1403—1424) и восточные (1425—1452) — для этого баптистерия. увидя мастерство, вложенное Лоренцо в его работу, отошли в сторону, поговорили между собой и решили, что работу следует поручить Лоренцо". В конце жизни Гиберти написал автобиографию.
За пределами родины он был недолго, так как чума прекратилась и флорентийская Синьория вместе с купеческим цехом решили (ибо в то время искусство скульптуры располагало превосходными мастерами, как флорентийскими, так и чужеземными), что пора приступить, как это уже не раз обсуждалось, к созданию недостающих двух дверей Сан Джованни, древнейшего и главного храма города. Рядом с ним-голова Бартолуччо, его отца. Первый рельеф («Иоанн Креститель перед Иродом») начат был около 1420 года и завершен к 1427-му, ко второму рельефу («Крещение»), законченному к этому же сроку, мастер приступил несколько позднее — около 1424 года. Таким образом, в каждой филенке заключено содержание четырех историй.
На этот раз она вышла отлично. Восточные воротаВоротами восхищался сам Микеланджело: «Они так прекрасны, что годились бы для дверей рая». Для достижения эффекта глубины Гиберти придавал огромное значение изображенным в перспективе архитектурным кулисам (он называет их casa-menti).
Эти тенденции получат в них дальнейшее развитие, как и в Касса ди Сан Дзенобио во флорентийском соборе (1432-1442, главный рельеф с изображением «Чуда с мальчиком из семьи Строцци» был отлит в 1439 г. ). Соображение поистине величайшее по своему смыслу. Тут же Мария Магдалина, которая целует с почтительным благоговением ноги Христовы. Недаром он так прославляет в своих «Комментариях» кельнского мастера Гусмина (умер ок.
Здесь немножко другая история. Гиберти идёт от нижнего левого рельефа к правому верхнему. Истории на этой двери – из Ветхого Завета.
Работа занимает у автора 21 год. После 1430г. Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». Первый раз в жизни колдует Гиберти над такими большими рельефами.
В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е. Работа над ракой совпала с годами работы над рельефами третьих дверей. Скульптурное решение «Райских дверей» отмечено гармоническим совершенством сложных многофигурных композиций с великолепными архитектурными фонами и пейзажными панорамами.
Последний отказался от дальнейшей работы и заказ был передан Г. Созданные им северной двери (1403-1424 годы) полностью повторяют композицию южных дверей А. Пизано (1330-1336 годы): орнаментальные тяги разбивают поверхность дверей на 28 квадратов, в которые вписаны обрамляющие рельефы квадрифолии. Хотя иногда некоторые исследователи об этом пишут, называя его поздние работы немножко ретроградными, возвращающимися к какой-то до-возрожденческой пластике, немножко, может быть, более готическими.
Но в основе их лежит уже новая ордерная система, элементы которой выполнены allantica. Впоследствии Джорджо Вазари напишет: «Каждый принялся за работу со всяческим рвением и старанием, вкладывая в неё всю свою силу и умение, дабы превзойти друг друга в совершенстве и скрывая в тайне то, что они делали, чтобы не было совпадений». В 1445 г. Гиберти — один из самых образованных людей своего времени — приступил к работе над «Комментариями».
Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. Главный рельеф с множеством фигур построен по всем правилам перспективы. И эти памятники начинают множиться. Из представленных на конкурс семи работ на сюжет Жертвоприношение Авраама жюри выделило две работы исполненные Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески (1377 – 1446).
Кроме десяти сложнейших многофигурных композиций, выполненных с ювелирной тщательностью, они включают небольшие статуи пророков и портретные головы (в их числе автопортрет Гиберти), расположенные по сторонам от рельефов. Выделяясь своим тонким, воистину ювелирным изяществом, эти композиции, с их витиеватыми линиями, волнистой динамикой поз и складок одежды, сложными обрамлениями в виде квадрифолиев, всецело отвечают идеалам поздней готики (или «интернационального стиля»), однако и здесь проявляется острый интерес мастера к классической античности. Еще более значительны другие, третьи (восточные) двери баптистерия (1425–1452), т. н. духа». Это Гиберти.
Новые рельефы Лоренцо включают более сложные композиции из архитектуры и фигур. На одной из этих историй он изобразил Крещение Христа, снабдив ее многочисленными фигурами, обнаженными и очень богато одетыми, а на другой – как св. А название её произошло по имени женского монастыря VIII в. «Сан-Микеле в саду», который находился на этом месте.
Антики частью (там было и ложе Поликлета и вообще лучшие вещи) были проданы Джованни Гадди, который в то время был клириком апостольской камеры. Его изображение в виде лысого человека находится на обрамлении главных бронзовых дверей храма Сан Джованни и попадает как раз на середину обрамления, когда двери затворены, рядом с ним Бартолуччо, его отец, а возле них можно прочитать следующие слова: Laurentii Cionis de Ghibertis mira arte fabricatum (Создано чудесным искусством Лоренцо ди Чоне Гиберти). Он – скульптор, который пропускает все через себя.
Он был с почестями погребен в Санта Кроче. Во-первых, другой материал.
В отделке и полировке этой работы после литья многие помогали Лоренцо – тогда молодые, позднее же ставшие превосходными мастерами, а именно ювелиры Филиппо Брунеллеско, Мазолино да Паникале, Никколо Ламберта, а также Парри Спинелли, Антонио Филарете, Паоло Учелло, Антонио дель Поллайоло, бывший в то время совсем еще юношей и многие другие, которые, работая вместе над этим произведением и обсуждая его, как это делают при совместной работе, приносили этим не меньшую пользу самим себе, чем Лоренцо. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо.
Каждый рельеф— это иное пространство, глубокое, живое, наполненное людьми. Сцены следует «читать» слева направо в пределах каждого регистра и затем переходить к вышележащему регистру. Их общая вера в то, что красота является синонимом их понимания античного искусства, затрудняет понимание того, появились ли эти идеи, отраженные в трактате Альберти О живописи, раньше, чем они были воплощены в трех панелях вторых дверей (Исаак, Иосиф и Соломон), которые являются наглядным примеров этих идей. На этот раз она вышла отлично.
Фигуры Ноя и членов его семьи необыкновенно живы и полны движения. У него есть несколько планов в рельефе. отливали эту статую уже другие люди, его ученики.
Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. Среди других произведений Гиберти – статуи Иоанна Крестителя (1412–1416), апостола Матфея (1419–1422) и св.
Более богатым становится декоративное обрамление: растения, зверьки, портреты участников работы, небольшие ниши с фигурами ветхозаветных персонажей. Когда же все они были осмотрены консулами и многими другими горожанами, мнения разошлись. На другой половине—Воскресение из мертвых. Его работы конца 1420 годов (серия панелей) показывают, что он способен сделать пространство доступным для понимания используя неглубокий рельеф, Гиберти отобразил объем тел и глубокого архитектурного пространства. Первый «Комментарий», посвященный истории античного искусства, явно неудачен. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым.
Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. Совсем по-другому решен рельеф с изображением «Крещения».
И все это сразу выливается и в художественную практику. Южные ворота создал Андреа Пизано (ок. И ничто так не пробуждает человеческий дух и не облегчает ему суровые труды обучения, как честь и польза, которыми со временем вознаграждается мастерство, добытое в поте лица ибо благодаря им всякое трудное начинание становится доступным для каждого, чей талант развивается с тем большей стремительностью, чем выше его возносит всенародное признание. В богатый фигурный и растительный декор створок включен и автопортрет Гиберти. 28 небольших рельефов заключены в обрамления готической формы.
Самые знаменитые ворота – восточные. Тающие дали, воздушность игра светотени напоминают эффекты живописи (живописный рельеф).
Сделав и тщательнейшим образом высушив форму в помещении, купленном им насупротив церкви Санта Мариа Нуова, там, где теперь больница ткачей именовавшаяся Айей, он соорудил огромнейшую печь, которую, помнится, мне приходилось видеть и отлил из металла означенную раму. Исключительное значение имеет второй «Комментарий», написанный в 1447—1448гг. Родился в Пелаго близ Флоренции ок.
Микеланджело Буонарроти, остановившийся однажды, чтоб поглядеть эти двери, ответил на чей-то вопросец, как они ему нравятся и неплохи ли они: Они так великолепны, что достойны быть воротами рая, -похвала, поистине заслуженная и от человека, способного ценить эти вещи. Лоренцо совершенствовался в своем искусстве изо дня в день. Судей набралось 34 человека и все они были очень опытными в своем искусстве мастерами.
Необычайно богаты и насыщены мотивами пейзажные и архитектурные фоны – то с прекрасными холмами и деревьями, то с величественными аркадами и храмами. Последний рельеф--Сошествие Св. И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме. Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло.
Ученик своего отчима — золотых дел мастера. Рядом—Тайная вечеря, прекрасно скомпонованная и исполненная. Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики.
Иоанна Крестителя. Рельефы Гиберти спокойнее, отделке деталей он уделил особое внимание изображённые им фигуры взаимосвязаны в композицию, техника работы отмечена совершенством. Южные ворота выполнял Андреа Пизано (жизнь Иоанна Крестителя и аллегории Добродетелей). И, непохожие друг на друга, все изображены очень живо и технически превосходно.
Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Т. е. Тут – люди, лошадки, колесницы и остальные орудия войны. Но не для такой цельной и уравновешенной натуры, как Гиберти.
В работе Франческо ди Вальдамбрина хороши были головы и она была хорошо отполирована, но композиция была спутанная. Реализм понимали в это время как правду земного.
Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид». Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. Искусствовед Б. Р. Виппер отмечает в своей книге: «Андреа Пизано в своём распределении сюжетов придерживался традиций итальянского треченто Гиберти же заимствует вертикальный принцип своего рассказа у северной готики: именно в таком порядке — слева направо и снизу вверх — совершалось чередование сцен в цветных витражах готического собора». И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать. Для начала покажу конкурные работы Брунеллески и Гиберти, которые были выделены жюри конкурса как самые лучшие.
Она, несомненно, навеяна ранними образцами творчества Брунеллески. Он не знал греческого языка (знал лишь латынь) и в области математики, геометрии, оптики и механики бесконечно уступал Брунеллески.
Они предоставили ему полную свободу. Апостолы представлены за длинным столом, половина—внутри помещения, половина—снаружи. Всего их три и ни одно сочинение не окончено. В Третьем поле Лоренцо вылепил Ноя в момент, когда он выходит из ковчега.
Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. Едва намеченная пространственная глубина в «Жертвоприношении Авраама» превращается в «Истории Иакова и Исава» в сложную многоплановую композицию. «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. О значении этого труда говорит М. Ненарокомов:"Он разделил его на три части.
На плаще святого он поместил украшения из двух букв, которыми начертал свое имя. Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Он любил заниматься живописью и витражами.
1425 г. ), появление во Флоренции Альберти, легко усвоившего новые идеи Брунеллески, которые он обобщил в законченном в 1436 году трактате о живописи, быстрые успехи флорентийского гуманизма, увлечение гуманистических кругов античным искусством, создание Донателло около 1417 года первого живописного рельефа — все это не могло не натолкнуть Гиберти на мысль о необходимости как-то откликнуться на эти новшества, но откликнуться так, чтобы не утратить своей индивидуальности и не пожертвовать увлечениями своей молодости. Каждая грань украшена пилястрами, полукруглыми арками. Здесь мы имеем своеобразный манифест нового реалистического искусства.
Работы по изготовлению дверей длились почти 25 лет. Гиберти занимал ведущее место в художественной жизни Флоренции первой половины XVв. Тысячами нитей связанный с родным городом, Гиберти редко его покидал (кратковременные поездки в Пезаро, Венецию, Сиену, Пизу, два посещения Рима в 1416 (. ) г. и ок. явно он апеллирует к античному наследию. духа».
А что он к нему внимательно приглядывался, показывает более ранняя статуя апостола Матфея (1419-1422). С 1401 года занимался преимущественно скульптурой.
Говорят, что среди этих жемчужин шесть были величиной с лесной орех. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике. Это Андреа дель Верроккьо. Тающие дали, воздушность игра светотени напоминают эффекты живописи (живописный рельеф).
Л. Гиберти. Донато и Филиппе решили, что заказ должен быть поручен именно ему.
И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. Лоренцо пробовал свои силы во многих вещах. По мнению Гиберти, кулисы, призванные создать впечатление глубины, определяли те отношения, благодаря которым «истории» (то есть совокупность фигур и объектов) становились соразмерными человеческому глазу («colla ragione die locchio gli misura)366. Может быть, льстивым был человек.
С трех сторон баптистерия располагаются ворота. Т. е. Кроме созданных им вещей Лоренцо оставил своим наследникам много антиков, бронзовых и мраморных, например, ложе Поликлета, представлявшее величайшую редкость, бронзовую ногу натуральной величины, несколько голов, женских и мужских, вазы. Однако, в отличие от Донателло, Гиберти никогда не порывал с прошлым, с традициями «мягкого стиля». Всего их три и ни одно сочинение не окончено.
Далеко не всегда линии сходятся строго в одной точке, нередки случаи оптических деформаций.
Ann. В позах апостолов Лоренцо показал, как поражают взор смертных дела небесные. Третий «Комментарий» важен, в частности, тем, что является одним из первых сочинений, связанных с изобразительными искусствами, в которых сообщаются сведения о теории перспективы (на основе трактатов Ибн ал-Хайсама и Витело).
Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. Третий «Комментарий» важен, в частности, тем, что является одним из первых сочинений, связанных с изобразительными искусствами, в которых сообщаются сведения о теории перспективы (на основе трактатов Ибн ал-Хайсама и Витело). И, непохожие друг на друга, все изображены очень живо и технически превосходно. После долгих обсуждений новый более экономичный в использовании бронзы метод и более лиричный стиль приносят Лоренцо победу и он начинает трудится над второй парой бронзовых дверей (первой в его карьере, но до этого в Баптистерии уже стояли двери исполненные Андреа Пизано).
Т. е. Для флорентийской церкви Орсанмикеле Гиберти исполнил бронзовые статуи Святого Иоанна Крестителя (1413-1414 годы), Святого Матфея (1419-1423 годы), Святого Стефана (1425-1429 годы) создал также 2 рельефа для баптистерия в Сиене (между 1416 и 1427 годами). это действительно только самое начало работы. Наиболее интересна вторая часть Записок, об итальянском искусстве 13–15 вв. Но Брунеллески предельно драматизирует изображение, показывая движения и жесты предельно экспрессивно.
Рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета. 1290 – 1349) и основной их темой были Жизнь Иоанна Крестителя и аллегории Добродетелей. Этот рельеф изобилует различными телодвижениями у апостолов, спасающих лодку, а вера св. Исключительное значение имеет второй «Комментарий», написанный в 1447—1448 гг.
Один из величайших мастеров рельефа. Творческий процесс протекал очень медленно (в среднем выполняли три рельефа в год). Судей набралось 34 человека и все они были очень опытными в своем искусстве мастерами. Лоренцо пробыл вне родного города не очень долго.
И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. После 1430г. Мастера часто, особенно если заказ был большой, а сделать его надо было быстро, привлекали своих учеников к некоторым второстепенным деталям. И большей частью они были живописцами. райские (Они так прекрасны, что достойны стать дверями рая, – сказал о них Микеланджело). Этот рельеф изобилует различными телодвижениями у апостолов, спасающих лодку, а вера св. И решена она тоже очень интересно, оригинально.
Он берет его за основу в образе Давида. Гибертиевская статуя Иоанна Крестителя воспринимается как исторический анахронизм, особенно когда вспоминаешь, что ко времени ее создания «Филипп» Нанни и «Марк» Донателло были уже завершены.
В том же панно он поместил и эпизод со вкушением яблока и сцену изгнания из рая. Воодушевленный тем, что непрерывное изучение делало ему все более легким его искусство, Лоренцо стал пробовать силы на более трудных вещах. Следующий ряд начинается над Крещением. За эту работу папа и лично и через друзей очень благодарил Лоренцо и щедро его наградил.
В 1401-1402 годах Гиберти исполнил бронзовый рельеф «Жертвоприношение Авраама» (Национальный музей Барджелло, Флоренция) для конкурса на оформление вторых (северных) дверей флорентийского баптистерия, разделив победу с Ф. Брунеллески. Но не угасла слава его, которая будет жить века. Сблизился с гуманистами, его увлекли теоретические проблемы искусства.
Следующий сюжет, на другой половине в том же ряду, представляет появление волхвов и поклонение их Христу, сопровождаемое дарами. Свита волхвов, следующая за ними, лошади и все остальные переданы с большим искусством. Обрамление дверного портала украшено орнаментальным рельефом из плодов, листьев и цветов. Среди них копошатся различные птицы и белочки. С трех сторон баптистерия располагаются ворота.
и посвященный истории итальянского искусства. И он же, Донателло их реставрировал. Когда же он совершает жертвоприношение, мы видим радугу – знак примирения Бога с Ноем.
Об этом конкурсе Бартолуччо сообщил Лоренцо, работавшему в Пезаро. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам. Их выполнил Гиберти (сцены из Ветхого Завета). В раку положили названные реликвии и поставили ее в монастыре дельи Анджели во-Флоренции. Основными заказчиками Гиберти были синьория и самые богатые цехи (Калимала, Сэта, Камбио). 1429 г. ). Однако перспективу он понимает более свободно, более «эмпирически», учитывая меняющуюся точку зрения зрителя.
Так, в первом клейме изображены четыре сюжета – создание Адама, создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. С большим трудом и с большим неудовольствием он был отпущен. Лоренцо перенял отцовское мастерство так хорошо, что стал работать значительно лучше его. Постройки в его архитектурных кулисах очень своеобразны.
Все семеро должны были сделать одну контрольную работу — «бронзовую историю», подобную тем, которые ранее исполнил Андреа Пизано для южной двери баптистерия. На другой половине в этом же ряду--въезд на ослята в Иерусалим. И что особенно интересно — вся эта ордерная система вытянута по вертикали. В его мастерской начинали очень многие мастера: и Леонардо да Винчи и Паоло Уччелло и Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино и кто только у него не учился. Наиболее крупные работы Гиберти — врата для флорентийского баптистерия (1404—1424 1425—1452).
Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. Темой сюжета было назначено принесение в жертву Авраамом сына его Исаака.
Матфея той же высоты, что и вышеназванный св. (вплоть до творчества самого Гиберти), являющаяся по сути первым крупным историческим эскизом ренессансного обновления искусства (но без употребления еще самого слова Rinascimento). Иоанна Крестителя. Скульптор и ученый пересказал историю античного искусства по Плинию.
Зиновий воскрешает одного из двух посланных к нему св. Итак, он уехал и благополучно возвратился к себе на родину. Здесь – люди, лошади, колесницы и другие орудия войны.
Статуя св. В конце концов, достигнув шестьдесят четвертого года жизни, он скончался от тяжелой и продолжительной горячки, оставив по себе бессмертную славу в созданных им творениях и написанных о них сочинениях и с почестями был погребен в Санта Кроче. История эта по своей выразительности и обилию изображений почитается среди всех его произведений наиболее удачной, наиболее трудной и наиболее прекрасной. Зазор между небом и землей становится все меньше. Отсюда его приобщение к новым, реалистическим веяниям. Поза последнего, когда он дубиной поражает брата, полна стремительности и свирепства.
Последний отказался от дальнейшей работы и заказ был передан Гиберти. Первый «Комментарий», посвященный истории античного искусства, явно неудачен. Изображённые сцены уподоблены картинам (недаром по отношению к ним часто употребляется термин «живописный рельеф») действие развивается в разных, уходящих в глубину планах и мастер передаёт эту глубину не только перспективным сокращением, но и постепенным понижением самого рельефа (от высокого до почти плоского).
Сначала идет Преображение на горе Фавор. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. Увидев восточные двери, Микеланджело заметил: «Они так прекрасны, что годились бы для дверей рая».
Свита волхвов, следующая за ними, лошади и все остальные переданы с большим искусством. Делает это он весьма тактично, подчиняя античные детали своему замыслу. Он не в силах уйти от действительности. Орсанмикеле (итал. Вероятно, вот таким образом они прозваны «Райскими». В последней филенке изображено Нисхождение Св.
И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. Делом всей жизни и главным произведением Гиберти стали бронзовые двери— северные (1403—1424) и восточные (1425—1452)— для этого баптистерия. Сыны израильские в различных позах устилают землю одеждами, пальмовыми и оливковыми ветвями, а за Спасителем следуют апостолы.
Оценивались эти жемчужины вместе с драгоценными каменьями, вправленными в тиару, в тридцать две тысячи золотых дукатов. В 1445г. Ты найдешь его живым».
Третий «Комментарий» важен, в частности, тем, что является одним из первых сочинений, связанных с изобразительными искусствами, в которых сообщаются сведения о теории перспективы (на основе трактатов Ибн ал-Хайсама и Витело). Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». Наиболее прославленным произведением Гиберти являются вторые, восточные, двери баптистерия, обращенные к входу в храм известные как Райские врата (1425–1452). Лоренцо начал ее с характеристики этого искусства.
Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. Может быть, это мое личное мнение. Вероятно, вот таким образом они прозваны «Райскими».
А так как к чуме этой присоединились всякие гражданские распри и прочие городские бедствия, ему пришлось уехать и в сообществе некоего живописца он отправился в Романью, где в Римини они расписали для синьора Пандольфо Малатесты комнату и тщательно завершили много других работ, к удовлетворению названного синьора, который с юных лет был большим любителем произведений искусства рисунка. После его смерти остался незаконченный большой труд по истории искусства, названный автором «Комментарии». Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Этой статуей остались довольны не менее, чем другими работами, выполненными им раньше. Не в силах он уйти от действительности». Следующий ряд на другой створке начинается с Преображения на горе Фавор, где Лоренцо выразил в позах трех апостолов, как небесные видения ослепляют взоры смертных равным образом божественная природа Христа, стоящего между Ильей и Моисеем, выражена его высоко поднятой головой и широко распростертыми руками.
Мы видим в архитектуре несколько планов. Впоследствии Микеланджело сказал об этих дверях: «Они так прекрасны, что достойны стать вратами рая».
По углам панно Лоренцо поместил в кругах головы женщин, юношей и стариков. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. Ученик своего отчима— золотых дел мастера. Донато и Филиппе решили, что заказ должен быть поручен именно ему. Настал момент, когда нужно было представить работы на конкурс.
Она отведена искусству средних веков. В то время генералом ордена доминиканцев был маэстро Леонардо Дати.
Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы. Есть простор и сразу же хочется усилить впечатление этого простора. Это была трудная задача, способная породить конфликтную ситуацию. Так родился уникальный симбиоз из элементов поздней готики и раннего Возрождения.
В 1400 отправился в Пезаро, где писал фрески при дворе правителя, но быстро вернулся во Флоренцию, узнав про объявленный конкурс на создание бронзовых дверей для баптистерия флорентийского собора (1401). В юности учился у золотых дел мастера, работал как художник. У Лоренцо и у остальных они были закопчены и отданы на суд цеха купцов.
И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Л. Гиберти «Сотворение Адама и Евы». Рядом, продолжая работу, Лоренцо изобразил крушение ладьи апостолов: св. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. С ним озверелая толпа солдат, которые дикими жестами заставляют его идти через силу.
Скульптурное решение «Райских дверей» отмечено гармоническим совершенством сложных многофигурных композиций с великолепными архитектурными фонами и пейзажными панорамами. На другой половине в этом же ряду—въезд на ослята в Иерусалим. Здесь и листья и плоды и колосья.
И он выходит с одной пращой. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. также БАПТИСТЕРИЙ) и его ворота сегодня считаются одним из величайших шедевров итальянского искусства эпохи кватроченто.
Во Флоренцию съехалось много художников из других мест. Лоренцо строит и строит архитектуру в своих рельефах. Но он не был выдающимся мастером. В следующем году вышел победителем в конкурсе на вторые (северные) двери (первые, южные, были исполнены Андреа Пизано еще в 14 в. ), представив на суд комиссии бронзовый рельеф Жертвоприношение Авраама (Национальный музей, Флоренция). Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи.
Иоанном Евангелистом. Финалистами конкурса стали Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Следующий ряд, над Благовещением, начинается с рельефа изображающего Крещение Христа Иоанном в Иордане: позы обоих прекрасно передают благоговение одного и веру другого. В нем счастливо объединились основные черты флорентийского характера.
Еще более значительны другие, третьи (восточные) двери баптистерия (1425–1452), т. н. Внутри здания – бассейн для крещения. С трех сторон здания располагаются ворота.
Он написал «Комментарии» (1447-1448) – книгу об истории итальянского искусства, в которую вошла его автобиография – это была первая автобиография художника Возрождения, которая сопровождалась сведениями об истории искусств, теории пропорций, перспективы. Гиберти занимал ведущее место в художественной жизни Флоренции первой половины XV в. В его мастерской обучались и работали скульпторы Донателло и Микелоццо, художник Паоло Уччелло и др. Умер Гиберти во Флоренции 1 декабря 1455 г. И чтобы понять масштаб этого шага, надо немножко отступить назад, так как романская архитектура Италии, в отличие, скажем, от Франции и даже от Германии, была не столь заполнена скульптурой. С необычайной изобретательностью объединяет Гиберти в одном рельефе различные эпизоды (всего он изобразил тридцать семь эпизодов). Ученик своего отчима — золотых дел мастера. Хотел сохранить лицо ювелира, более всего ценившего изящество и добротность работы и добивавшегося особой мелодичности в композиционных построениях и певучести линий, но хотел и «подражать природе, насколько это было в его силах». Эта несколько вялая статуя наглядно демонстрирует, насколько трудно было Гиберти порвать с «мягким стилем», даже после того, как он отдал дань новому направлению.
И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился. Петра распознается в его движении навстречу Христу. Те же изящные фигуры, те же мелодичные, плавные складки. Церковь была построена в период с 1337 по 1350 гг. Так или иначе, но заказ на изготовление дверей отдали Гиберти.
Представитель Раннего Возрождения. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение.
И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. Стефан (1428). Следуя тречентистским традициям, Гиберти дал в каждом рельефе ряд дополнительных эпизодов (их он называет «effetti»), нарушив тем самым один из основных принципов реалистического искусства — единство места и времени.
но прозванию Бронзовый. Так сглаживались границы между картиной и «живописным рельефом». А на заднем плане скульптор тщательно вылепливает горы. Кроме того, я изготовил бронзовую раку для церкви Санта-Мария дельи Анджели, где молятся монахи-бенедиктинцы в этой раке помещены были мощи трёх мучеников: Прота, Гиацинта и Немезия. Христос изображен во всей своей божественности, с высоко поднятой головой, между Илией и Моисеем. Работа занимает у автора 21 год.
Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. Рядом с этим он изобразил распятого Христа, на земле в позах скорбных и полных отчаяния сидящих Богоматерь и св. Одновременно с работами над вторыми дверями баптистерия Гиберти отлил для Ор Сан Микеле две бронзовые статуи — Иоанна Крестителя (1412-1416) и апостола Матфея (1419-1422). Петра угадывается по тому, как он идет навстречу Христу.
Северные ворота – Лоренцо Гиберти (сцены из Нового Завета, Евангелисты, Учителя церкви). Как ученый Гиберти оставался дилетантом, хотя никогда бы с этим не согласился. Перелицована, если можно так выразиться, на готический лад.
И на том же рельефе-пир, устроенный Иосифом братьям и скрытие кубка в мешке Вениамина и обнаружение его и то, как Иосиф выяснит братьев и обнимает их. 10 больших квадратных рельефов, в которых иногда объединяются несколько эпизодов. Начинается рассказ с «Сотворения неба, светил и человека» и завершается «Встречей царицы Савской с Соломоном»367.
В двух нижних регистрах представлены восседающие евангелисты и четыре отца церкви (Августин, Иероним, Григорий Великий и Амвросий). Рядом с этим рельефом--воскрешение Лазаря. В 1400 отправился в Пезаро, где писал фрески при дворе правителя, но быстро вернулся во Флоренцию, узнав про объявленный конкурс на создание бронзовых дверей для баптистерия флорентийского собора (1401). Сблизился с гуманистами, его увлекли теоретические проблемы искусства. Рядом, продолжая работу, Лоренцо изобразил крушение ладьи апостолов: св. Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо.
Иоанна хватают и ведут к Ироду. Заключал он трактат автобиографией. На другой истории изображено, как другой мальчик умирает под повозкой и как св. Лоренцо пришлось уехать из Флоренции и вместе с другим художником отправиться в Романью. Но он уходит от того, на чем сосредотачиваются другие, от разработок каких-то отдельных деталей, а скорее он начинает обобщенно трактовать форму, свободно давая литься вот таким складкам, давая свободу позе и т. д.
Сроку исполнения работы — один год. Иоанном Евангелистом. При этом ему было указано не думать ни о сроке, ни о расходах.
Вероятно, вот таким образом они прозваны «Райскими». И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». И сверх всего этого – гирлянды, ветви и другой орнамент.
В следующем году вышел победителем в конкурсе на вторые (северные) двери (первые, южные, были исполнены Андреа Пизано еще в 14 в. ), представив на суд комиссии бронзовый рельеф Жертвоприношение Авраама (Национальный музей, Флоренция).
В раке св. Первую часть Гиберти посвятил античности. Сначала идет Преображение на горе Фавор. Жил во Флоренции. Но не угасла слава его, которая будет жить века.
В письме он убеждал сына вернуться во Флоренцию и принять участие в конкурсе. В этом рельефе Лоренцо изобразил круглый храм, взятый в очень трудной перспективе. Отдельные части тела обнаженных фигур вылеплены великолепно. Таким методом пользовались ещё в античном искусстве. Иоанна Крестителя, каковую он начал, да так от нее и не отрывался, пока не закончил.
Стефана их представителя и он завершил и эту статую, покрыв бронзу очень красивым лаком. Духа, где поза и положение тех, на кого он нисходит, сделаны с необыкновенной мягкостью. Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные). Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Лоренцо строит и строит архитектуру в своих рельефах.
Двери эти потребовали от него двадцати семи лет огромного труда. Кроме того, создал для церкви Ор-Сан-Микеле во Флоренции три статуи: Иоанн Креститель (1414), св. Его стихией был богатый художественный опыт, а не его теоретическое обобщение. Рядом Христос на кресте, у подножия которого Богоматерь со св.
И вообще появляется тяга к прославлению воинов, тяга к прославлению кондотьеров, этих героев, вообще героическая тема в Ренессансе очень значительна. Апостолы представлены за длинным столом, половина--внутри помещения, половина--снаружи. Заказчики отдали предпочтение работе Гиберти (см. Т. е. Вторая – наиболее интересная. Следующий ряд начинается над Крещением.
Рядом--Тайная вечеря, прекрасно скомпонованная и исполненная. Петр покидает судно идущее ко дну и Христос его поддерживает. Однако она не получилась.
Ковчег открыт, а в перспективе очень низким рельефом--тела утонувших. И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти.
Самой значительной работой Гиберти стали третьи (восточные) двери баптистерия во Флоренции (1424-1452 годы) своим названием «Райские двери» («Porta del Paradiso») они обязаны восторженной оценке Микеланджело. Он хотел остаться самим собой, но хотел и «не отстать от века». Остались опосля него и торсы статуй и многое другое и все это пошло прахом. Dom. Все семеро должны были сделать одну контрольную работу— «бронзовую историю», подобную тем, которые ранее исполнил Андреа Пизано для южной двери баптистерия. 42-43)- Когда Гиберти над ним работал, ему было лишь двадцать четыре года. Тонкие стройные пилястры невольно вызывают в памяти готические тяги, там, где возможно, Гиберти вводит крестовые нервюр-ные своды («Встреча царицы Савской с Соломоном»).
МатфеяГиберти создал несколько бронзовых гробниц (надгробие Леонардо Дати (1423-1427) в церкви Санта Мария Новелла), бронзовые раки с мощами мучеников, обрамил золотом большую сердоликовую гемму, принадлежавшую прежде императору Нерону изготовил митру из золота, жемчуга и драгоценных камней для папы Евгения IV (1431–1447). Гиберти был одним из самых образованных людей своего времени. Все передано совсем живо и изящно. Однако она не получилась. Фрагмент восточных дверей флорентийского баптистерия. Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем.
Умер он во Флоренции в 1455 году. Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Умер Гиберти во Флоренции 1 декабря 1455.
Свою основную установку Гиберти четко сформулировал в «Commentarii»: «Я задумал в них соблюдать все размеры и пытался подражать природе, насколько это было в моих силах, а также всеми очертаниями, которые я мог из нее почерпнуть, а также отличной и богатой композицией многочисленных фигур»369. Не в силах он уйти от действительности». Зиновия в соборе (1430-е годы все – во Флоренции), а также два рельефа крещальной купели баптистерия сиенского собора (1417–1429).
Так потух род Лоренцо. Только у Гиберти фигуры более стройные, они свободнее развернуты в пространстве, в них больше ощутимости. Большинство голов пророков было выполнено уже после 1415 года. Всего их три и ни одно сочинение не окончено.
Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. А с этого времени развивается археология, развиваются, как мы бы сказали и научные знания, т. е.
Врата Рая, как их позже назвал Микеланджело, получились поистине великолепными. Гиберти— один из самых образованных людей своего времени— приступил к работе над «Комментариями». Исключительное значение имеет второй «Комментарий», написанный в 1447—1448гг. Рядом взятие Христа под стражу и поцелуй Иуды. Затем он изобразил Давида, возвращающегося с головой Голиафа в руке и как народ встречает его с музыкой и пением и все это выражено убедительно и живо. Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят.
Впоследствии Джорджо Вазари напишет: «Каждый принялся за работу со всяческим рвением и старанием, вкладывая в неё всю свою силу и умение, дабы превзойти друг друга в совершенстве и скрывая в тайне то, что они делали, чтобы не было совпадений». Сыны израильские в различных позах устилают землю одеждами, пальмовыми и оливковыми ветвями, а за Спасителем следуют апостолы. Самое раннее из бесспорных произведений Гиберти — конкурсный рельеф от 1402 года. Гаттамелата – это прозвище. По бокам этих полей расположены ниши, в этой части вертикальные, числом двадцать.
Лоренцо таким образом был первым, кто начал изучать произведения древних римлян. К 1415 году большая часть рельефов была отлита, зато их отделка растянулась на девять лет (I4I5-I424)- Фигуры и фон выполнялись отдельно и уже затем соединялись. Азы своей профессии Лоренцо начал приобретать в мастерской. Все передано очень живо и изящно.
Все герои изображенные на рельефах, одеты в одежды флорентийцев, его современников. Завершает этот «Комментарий» подробная автобиография Гиберти, первая известная автобиография художника Возрождения. Ранняя группа рельефов («Благовещение», «Поклонение волхвов», «Крещение», «Моление о чаше»), возникшая около 1404-1407 годов, во многом примьжает к стилю конкурсного рельефа.
Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. И уже наверное достоин похвалы Лоренцо, если однажды и Микеланджело Буонарроти, когда он остановился посмотреть на эту работу и кто-то спросил его, красивы ли, по его мнению, эти двери, ответил: «Они так прекрасны, что достойны были бы стать вратами рая», похвала поистине заслуженная и высказанная тем, кто мог об этом судить. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой. Гиберти принадлежит один из ранних ренессансных теоретических трактатов «Комментарии» (1447 – 1448), в котором Гиберти, один из самых образованных людей своего времени, написал – первую известную нам автобиографию художника Возрождения, которая сопровождалась первым кратким очерком истории итальянского искусства, сведениями о теории пропорций, перспективах.
Выделяясь своим тонким, воистину ювелирным изяществом, эти композиции, с их витиеватыми линиями, волнистой динамикой поз и складок одежды, сложными обрамлениями в виде квадрифолиев, всецело отвечают идеалам поздней готики (или «интернационального стиля»), однако и здесь проявляется острый интерес мастера к классической античности. Антики частью (там было и ложе Поликлета и вообщем фаворитные вещи) были проданы Джованни Гадди, который в то время был клириком апостольской камеры.
Это очень важный момент, так как в период Кватроченто действительно происходит накопление знаний об античности. Завершает этот «Комментарий» подробная автобиография Гиберти, первая известная автобиография художника Возрождения.
В его мастерской обучались и работали многие художники того времени (скульпторы Донателло и Микелоццо, художник Паоло Уччелло и др. ). Сблизился с гуманистами, его увлекли теоретические проблемы искусства. В 1445г. Тут ему пришлось усвоить основы нового перспективного мышления, неотделимые от рождавшегося на его глазах нового, реалистического искусства. Последний рельеф—Сошествие Св. В этом рельефе Лоренцо изобразил круглый храм, взятый в совсем трудной перспективе. Около 1447 мастер завершил Commentarii (Записки), где изложил историю античного искусства (по Плинию Старшему и другим древним авторам), а также собрал сведения по оптике, перспективе и художественному ремеслу из средневековых трактатов.
После долгих обсуждений новый более экономичный в использовании бронзы метод и более лиричный стиль приносят Лоренцо победу и он начинает трудится над второй парой бронзовых дверей (первой в его карьере, но до этого в Баптистерии уже стояли двери исполненные Андреа Пизано). И это должен был хорошо понимать сам Гиберти с его наблюдательным и живым умом. Над Молением о чаше в последнем ряду-- Крестный путь Христа к месту казни. Лоренцо сейчас же принялся за работу и не прекращал ее до тех пор, пока она не была закончена. Возможно, это была первая автобиография художника времен Ренессанса.
Такое свободное обращение с перспективой хорошо вяжется с «журчащим» рассказом Гиберти изобилующим вставными эпизодами. Вот таким образом восточные ворота Гиберти называют «Райскими». Остались после него и торсы статуй и многое другое и все это пошло прахом. На последних хочется остановиться подробнее, так как Гиберти придавал им вообще большое значение, о чем говорят и такие рельефы третьих дверей, как «История Исаака», «История Иосифа», «История Иисуса Навина» и «Встреча царицы Савской с Соломоном»366. В выполненных им северных дверях баптистерия (1403–1424) Гиберти композиционно повторяет работу Пизано.
Иоанна ибо он сделал ее более по-новому. Лоренцо пробовал свои силы во почти всех вещах. Заключительные сцены христологического цикла помещаются в самом верхнем регистре. Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес. Все герои изображённые на рельефах, одеты в одежды флорентийцев, его современников.
Эти фоны разработаны в очень низком, тончайшим образом нюансированном рельефе (так называемом relievo schiacciatto) в них использованы незадолго до того открытые Брунеллески приемы линейной перспективы. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. Среди конкурсантов были Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти.
Было бы неверно характеризовать Гиберти как «консерватора». Архитектура Гиберти совсем особая. Иоанна Евангелиста.
Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура. В 1401-02 Гиберти исполнил бронзовый рельеф «Жертвоприношение Авраама» (Национальный музей Барджелло, Флоренция) для конкурса на оформление вторых (северных) дверей флорентийского баптистерия, разделив победу с Ф. Брунеллески. Именно на исполнение этих ворот в 1401 г. был объявлен конкурс. Азы своей профессии Лоренцо начал приобретать в мастерской Бартолуччо. В богатый фигурный и растительный декор створок включен и автопортрет Гиберти. С ним озверелая толпа солдат, которые дикими жестами заставляют его идти через силу.
Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». Муж многоопытный, он сумел учесть те сдвиги, которые произошли не по его инициативе во флорентийском искусстве второго-третьего десятилетия XV века.
Наверное, так оно и было. Все это привело к быстрому обогащению Гиберти. Сюжеты для рельефов – эпизоды из Библии – выбраны известным гуманистом Леонардо Бруни.
В 1499 году во Флоренцию прибыл папа Евгений, созвавший здесь собор для осуществления унии греческой церкви с римской. Такое расположение символизировало восхождение по ступеням искупления. Возвратимся, однако, к самому Лоренцо. Один из величайших мастеров рельефа. И в статуе Матфея лицу недостает «характера», чем она намного уступает могучим образам Донателло. Над Молением о чаше в последнем ряду— Крестный путь Христа к месту казни. Изображённые сцены уподоблены картинам (недаром по отношению к ним часто употребляется термин «живописный рельеф») действие развивается в разных, уходящих в глубину планах и мастер передаёт эту глубину не только перспективным сокращением, но и постепенным понижением самого рельефа (от высокого до почти плоского). Присущее ему живое изящество сказывается не только в обрисовке персонажей – оно повсюду, в каждой линии, в каждом пластическом оттенке.
Примерами этому являются рельефы в Сиене в гробнице Дати (бронзовый барельеф доминиканского генерала Леонардо Дати) и две усыпальницы во Флоренции, Cassa di S. Zenobius (бронзовый гроб с рельефными панелями изображающими истории из жизни святых) и Усыпальница святых Протуса, Гиацинта и Немезия (бронзовый контейнер для мощей трех мучеников). Зиновием, который, сжалившись над ним, говорит: «Иди, ведь он спит. В двух нижних рядах их заполняют одиночные фигуры пророков и сивилл. Рассказ начинается с «Благовещения» и завершается «Сошествием св. Десять больших квадратных рельефов, в которых иногда объединяются несколько эпизодов.
Таким образом, в одной рамке даны четыре сцены. Стефана (1425–1428) для церкви Орсанмикеле, надгробие Леонардо Дати в церкви Санта Мария Новелла (1423–1427), украшенный рельефами реликварий св.
Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. Тут же Мария Магдалина, которая целует с почтительным благоговением ноги Христовы. Итальянский скульптор флорентийской школы. Есть простор и сразу же хочется усилить впечатление этого простора.
1378 воспитывался во Флоренции, в семье отчима, златокузнеца Бартоло ди Микеле (возможно, Бартоло был настоящим отцом Гиберти, сам художник оставил об этом противоречивые сведения).
Потому на шестом рельефе он изобразил, как братья сажают Иосифа в водоем, как продают его торговцам, как крайние дарят его фараону, которому он истолковывает сон о голоде и рекомендует сделать запасы для борьбы с ним и как за это он осыпан почестями со стороны фараона. Наверное. Затем мы наблюдаем нарастание черт «интернациональной готики», сказывающееся, как и у Лоренцо Монако, в ярко выраженном тяготении к криволинейным изогнутым линиям, нейтрализующим объем фигур («Двенадцатилетний Христос во храме», «Преображение», «Распятие» и др. ). У Лоренцо и у остальных они были закопчены и отданы на суд цеха купцов. Ибо он никогда не отдавался искусству с любовью и со старанием, а был зато очень искусен в расточении состояний и вещей, оставшихся после отца и деда. Так, Лоренцо удостоился величайшего почета со стороны сограждан.
Гиберти как будто осознал, что «Марк» и «Иоанн» Донателло уже факты прошлого и что с ними нельзя не считаться. В двух нижних рядах их заполняют одиночные фигуры пророков и сивилл.
Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. Особенно хороши фигуры евангелистов и отцов церкви, данные в более низком рельефе. Но ученым гуманистом он никогда не стал, даже тогда, когда приступил около 1447 года к писанию трех книг своих «Commentarii», где изложил историю античного искусства итальянского искусства XIII-XIV веков и подготовил цитатный материал из Витрувия, Альхазена, Авиценны, Аверроэса, Витело, Пекама и Бекона для теоретического сочинения361.
Подобное нарушение единства места и времени – прием, восходящий к искусству треченто, не в трактовке фигур и окружающей их среды Гиберти показал себя уже чисто ренессансным мастером. Лоренцо приступил к этой работе, вложив в нее весь огромный опыт, которым владел. Созданные им северные двери (1403-24) полностью повторяют композицию южных дверей А. Пизано (1330-36): орнаментальные тяги разбивают поверхность дверей на 28 квадратов, в которые вписаны обрамляющие рельефы квадрифолии. Он разделил двери на десять полей, по пять на каждой половине. Десять больших квадратных рельефов, в которых иногда объединяются несколько эпизодов.
Гиберти и вышел победителем, хотя оба автора были новаторами в скульптуре (в изображении обнажённого тела, в передаче движения). Последний, кроме собственных произведений, оставил наследникам много древностей из мрамора и бронзы, как, например, ложе Поликлета – вещь весьма редкостную, – бронзовую ногу естественной величины, несколько мужских и женских голов и несколько ваз, выписанных им из Греции за дорогую цену. Лоренцо стал отливать один за другим сюжетные рельефы и, отделав их, вставлял на места. Лоренцо Гиберти родился во Флоренции в 1378.
Практически история искусства как наука рождена Лоренцо Гиберти. Поражает ранняя зрелость мастера362. Первый «Комментарий», посвященный истории античного искусства, явно неудачен. При наводнении 1966 года пять из десяти панелей были оторваны. Двери, над которыми молодой (но быстро завоевавший благодаря этому заказу авторитет) художник работал в 1403–1424, разделены на 28 полей, где представлены сцены из Нового Завета, а также евангелисты и отцы церкви.
На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. На четвертой истории Лоренцо захотелось изобразить явление трех ангелов в долине Мамврийской, сделав их похожими один на другого, преклонение же перед ними святейшего старца очень убедительно и живо выражено в движении его рук и его лица. Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием.
Первый изображает сотворение Адама и Евы. По версии Вазари, Донателло и Брунеллески, ".
И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Дальний план оформлен в виде пейзажа и двух архитектурных комплексов. Здесь он выражает то, что только он мог выразить.
Амвросием монахов из которых один умер в Альпах, другой же горюет о нем перед св. Настал момент, когда нужно было представить работы на конкурс. Эта же фаза в развитии гибертиевского живописного рельефа представлена Касса (рака) деи Санти Прото, Джачинто э Немезио из флорентийской церкви Санта Мария дельи Анджели (1426-1428 теперь хранится в Барджелло). 1290–1349) и основной их темой были Жизнь Иоанна Крестителя и аллегории Добродетелей. Тяжесть тела покоится на левой ноге, правая слегка отставлена.
Весь саркофаг Лоренцо изящно украсил разнообразными затейливыми арабесками. Тем не менее эта работа тоже значительна. Но на этом пути он идет еще дальше. Оно обычно завершается куполом. В каждой из них помещается высокорельефная статуэтка. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно.
Но Брунеллески создал очень эмоциональные изображения, в которых жесты и движения наполнены драматизмом и экспрессией. Среди этих голов встречается немало навеянных античными образцами — римскими саркофагами и римскими портретами (в частности, портретами Сократа и Цезаря). Самой значительной работой Гиберти стали третьи (восточные) двери баптистерия во Флоренции (1424-52) своим названием «Райские двери» («Porta del Paradiso») они обязаны восторженной оценке Микеланджело. На другой половине—бичевание Христа у колонны. Умный, живой и рассудительный, он был необычайно восприимчив к самым различным веяниям своего времени, стремясь их сплавить воедино в совсем особом «гибертиевском» стиле. 1425).
и посвященный истории итальянского искусства. Зиновия, епископа флорентийского, длиною в три с половиной локтя и высотою в два. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. Лоренцо стал отливать один за другим сюжетные рельефы и, отделав их, вставлял на места. Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды.
Сюжеты рельефов заимствованы из Ветхого завета. Первый по порядку изображает Благовещение. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде».
He меньшее значение имели убывающие по степени рельефа планы (piani), которые в наибольшем отдалении выполнялись в rilievo schiac-ciato. В сцене жертвоприношения видна радуга, знак мира между Богом и Ноем. Рядом с этим рельефом—воскрешение Лазаря.
Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. Матфей (1419— 1422), св. За эту работу кроме славы он получил большую награду. Резкий качественный сдвиг в сторону ренессансных художественных принципов обнаруживается в главном произведении Гиберти – в третьих дверях баптистерия (1425 – 1452), которые он сам рассматривал как деяние, обеспечившее ему бессмертие в веках. Когда они были осмотрены консулами и многими другими гражданами, мнения разделились. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д.
Для флорентийской церкви Орсанмикеле Гиберти исполнил бронзовые статуи Святого Иоанна Крестителя (1413-14), Святого Матфея (1419-23), Святого Стефана (1425-29) создал также 2 рельефа для баптистерия в Сиене (между 1416 и 1427). Лоренцо приступил к исполнению заказа, начав с тех дверей, которые находятся против здания, занимаемого попечительством баптистерия. Рядом Христос на кресте, у подножия которого Богоматерь со св.
Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. На самом деле все было не так. Лоренцо Гиберти. Второй «Комментарий» стал важным источником для «Жизнеописаний» Вазари. Гиберти, Лоренцо (ок.
Гиберти— один из самых образованных людей своего времени— приступил к работе над «Комментариями». В число участников вошли тогда почти неизвестные, а в скором будущем великие мастера Возрождения Брунеллески и Донателло. На другой половине--Воскресение из мертвых.
Двери, над которыми молодой (но быстро завоевавший благодаря этому заказу авторитет) художник работал в 1403–1424, разделены на 28 полей, где представлены сцены из Нового Завета, а также евангелисты и отцы церкви. На второй филенке изображены Адам и Ева с родившимися у них маленькими Каином и Авелем и там же изображено, как Авель совершает жертвоприношение из лучших первин, а Каин – из тех, что похуже и в движениях Каина выражается зависть к ближнему, а в Авеле – любовь к Богу. Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют.
Так угас род Лоренцо. Южные ворота создал Андреа Пизано (ок. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. В позах апостолов Лоренцо показал, как поражают взор смертных дела небесные. В общем, очень непонятно.
райские («Они так прекрасны, что достойны стать дверями рая», – сказал о них Микеланджело). А на заднем плане скульптор тщательно вылепливает горы. Гиберти занимал ведущее место в художественной жизни Флоренции первой половины XVв. Финалистами конкурса стали Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески.
Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал. Первый по порядку изображает Благовещение.
Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен. Второй «Комментарий» стал важным источником для «Жизнеописаний» Вазари. Рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета. Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник. За это время мастерская Гиберти стала школой для поколения художников и скульпторов (Паоло Уччелло (1397–1475), Донателло (1386–1466).
и посвященный истории итальянского искусства. Первый раз в жизни колдует Гиберти над такими большими рельефами. Либо «кошка цвета меда». О нем у нас уже шла речь (с.
Вся вещь была доведена до конца прекрасно. Когда Гиберти работал над рельефами вторых дверей баптистерия, во Флоренции процветала «интернациональная готика» и новое ренессансное искусство только делало первые шаги. Это первые робкие шаги Гиберти по усвоению античного наследия.
В этой системе все было построено на учете размера и пропорциональных соотношений. Иоанна Крестителя. Делом всей жизни и главным произведением Гиберти стали бронзовые двери — северные (1403—1424) и восточные (1425—1452) — для этого баптистерия.
По-видимому, последними были скомпонованы такие сцены, как «Предательство Иуды», «Шествие на Голгофу», «Бичевание Христа», «Сошествие св. В 1400 году во Флоренцию пришла чума. Также благодаря мне были исполнены в мраморе гробницы Лодовико дельи Обицци и Бартоломео Валори, похороненных в церкви братьев-миноритов.
В бронзе исполнены и практически все остальные его произведения. Так угас род Лоренцо, но не слава его, которая будет жить вечно. Ему оставалось жить всего два с небольшим года. Не обойду молчанием и того, что он делает вид, будто книга написана другими, а затем, по мере того как ее пишет и будучи человеком, умеющим рисовать, работать резцом и лить из бронзы лучше, чем плести истории, он, повествуя о себе, говорит в первом лице: «Я сделал», «Я сказал», «Я делал и говорил».
В конце концов при папе Павле III он отправился архитектором в Асколи и там однажды ночью был убит слугой с целью ограбления. Поскольку мастер увеличил клейма для рельефов, ему пришлось в каждой из композиций совместить по нескольку сюжетов. Усвоил у Бартоло навыки ювелирного дела обучился также и живописи (однако ни ювелирные, ни живописные его произведения до нас не дошли). 1378—1455) — итальянский скульптор, ювелир историк искусства. Рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета. Но на этом Гиберти не остановился. Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. Представитель Раннего Возрождения.
И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит. Завершает этот «Комментарий» подробная автобиография Гиберти, первая известная автобиография художника Возрождения.
Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. Гораздо более мощным рельефом дано обрамление портала. MCCCC XXVIII (Здесь погребены тела святых христовых мучеников Прота и Гиацинта и Немезия в 1428 году).
Второй «Комментарий» стал важным источником для «Жизнеописаний» Вазари. Он развивался хотя и медленно, зато чрезвычайно последовательно и целеустремленно. В четвертом рельефе Лоренцо решил изобразить появление трех ангелов в Мамврийской долине. Гиберти идёт от нижнего левого рельефа к правому верхнему.
Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. Здесь можно говорить о тождестве стиля, вполне сложившегося стиля живописного рельефа.
Искусствовед Б. Р. Виппер отмечает в своей книге: «Андреа Пизано в своём распределении сюжетов придерживался традиций итальянского треченто Гиберти же заимствует вертикальный принцип своего рассказа у северной готики: именно в таком порядке— слева направо и снизу вверх— совершалось чередование сцен в цветных витражах готического собора». Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Гиберти занимал ведущее место в художественной жизни Флоренции первой половины XV в. В его мастерской обучались и работали многие художники того времени (скульпторы Донателло и Микелоццо, художник Паоло Уччелло и др. ). Усложнилась лишь архитектурная кулиса, в которой дальний план выполнен в низком рельефе.
Каждый рельеф — это иное пространство, глубокое, живое, наполненное людьми. На 20 из них показаны сцены из Нового Завета, на остальных – Евангелисты, Учителя церкви. Увидев восточные двери, Микеланджело заметил: «Они так прекрасны, что годились бы для дверей рая». Но Брунеллески предельно драматизирует изображение, показывая движения и жесты предельно экспрессивно. Петр покидает судно идущее ко дну и Христос его поддерживает.
Сроку исполнения работы— один год. Разнообразие композиционных решений, тонкое чувство ритма, прирождённое дарование декоратора отличают рельефы Гиберти от работ А. Пизано. Когда они были осмотрены консулами и многими другими гражданами, мнения разделились. В бронзе исполнены и практически все остальные его произведения. Петра угадывается по тому, как он идет навстречу Христу. Рядом—собеседование младенца Христа с учеными во храме.
Он обожал заниматься живописью и витражами. также СКУЛЬПТУРА). Это то, что еще не всем удается сделать в живописи, а Донателло уже делает это в скульптуре.
Рядом взятие Христа под стражу и поцелуй Иуды. Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном. Очень интересны два рельефа, выполненные Гиберти для купели сиенского баптистерия. Увидев восточные двери, Микеланджело заметил: «Они так прекрасны, что годились бы для дверей рая».
Лишь в третьих дверях живописный рельеф получит классическую форму выражения. Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия.