Скульптура готических соборов — это удивительный мир, населенный христианскими святыми, персонажами Библии и странными чудовищами, рожденными народной фантазией.
витраж собора в Шартре "Царь Давид" на цветной вклейке). Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Прекрасным образцом линейно-декоративной трактовки человеческой фигуры в духе нового сочетания ритмической красоты и живого многообразия является мемориальный портрет Ульриха Регенсбургского исполненный на его могильной плите углубленным контуром (около 1280 г. ). На первый план выступает декоративное сочетание красивых чистых красок и золота.
Еще в романский период был начат собор в Линкольне. 1411-1416). Развивается жанр портрета. Их образы становятся остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочетается в них с житейским. Готика —период расцвета монументальной скульптуры, в которой возрастает значение статуарной пластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. старые городские стены разрушились или были снесены.
В XIII-XIV вв. Орнамент книжной миниатюры меняет свой характер. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). Готика – это и расцвет французской монументальной живописи, витража.
В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги. Показанное на илл. Но мастера того времени смело использовали многие достижения древнегреческого искусства: они научились делать фигуры «настоящими», достигать пропорции в сложных композициях. Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики.
в Нидерландах). в Толедо, 1227-1493, закончен в XVI в. ). Переплеты окон украшались резными ажурными узорами. XIV век — время угасания искусства витража, превращения его в живопись по стеклу. Главным композиционным центром такого сооружения всегда служит внутренний двор, столь обычный для всех южных построек. Среди различных школ особенно знаменита парижская.
Строился с 1163 по 1345 гг. Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. Скульптура в храме служила не только для украшения. Светлый и солнечный, южный фасад олицетворяет Новый Завет. В период раннего средневековья, в XI-XIIвв., Церковь требовала от скульпторов, чтобы они превозносили лишь религиозные чувства.
Самые торжественные образы не лишены гротескных черт. Портал «Врата Адама» интересен как типичный пример введения готической скульптуры в архитектурные формы зрелого романского стиля. Закутанная в плащ св. Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей.
Таков образ «Христа-странника» (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Фигура Синагоги изогнута и надломлена, подобно древку знамени в ее левой руке. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Несмотря на сопротивление монастырских зодчих, церковь была построена в готическом стиле (пример на фото).
Из нового материала зодчие умели извлекать замечательные декоративные эффекты. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся на ступенях начального и основного общего образованияV Задатки (биол. ) – анатомо-физиологические особенности организма, выступающие условием (или фактором) формирования способностей. цв. Изменяется трактовка традиционных образов.
Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций. К концу XIII в. эта тенденция породила в церковном искусстве новые образы, предназначенные для удовлетворения индивидуальных религиозных потребностей. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Заметим, однако, что в отличие от поздней готики это «кружево» не скрывает конструкцию здания.
Период XIII в. во Франции справедливо считался "золотым веком" витража (см. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью и переживаниями. Они менее связаны с архитектурой, более характерны и своеобычны.
Но мастера того времени уже смело использовали многие достижения древнегреческого искусства: они научились делать фигуры «настоящими», достигать пропорций в сложных композициях. Все улицы расходились от паперти. Это становится возможным потому, что нервюры сходятся в пучки на опорных столбах, на которые теперь концентрируется вся нагрузка перекрытий, в отличие от романского храма, где вся тяжесть перекрытия ложилась на стены (отсюда их толщина и малый размер окон).
На порталах святые ведут неслышную беседу. Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции.
Скульптурная группа «Встреча Марии с Елизаветой» (около 1220) находится справа от центрального входа в Реймский собор. Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров.
продолжает развиваться книжная миниатюра. Бамбергским мастерам принадлежит также одно из первых конных изображений – статуя императора Оттона I на коне, выполненная для площади Магдебурга (сейчас она в городском музее). пели шелкопряды Ивейну, главному герою прославленного средневекового романа Кретьена де Труа « Ивейн или Рыцарь льва».
1410). А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в. Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике. Особенно славилась на всю Францию шартрская мастерская.
Слово «готика» происходит от итал. Собор в Бамберге был начат в 11 веке и освящен в 1237 году. Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. Своеобразие немецкой готики состоит именно в том, что она выражает противоречие между напряженной внутренней жизнью человека и безразличной для средневекового художника, а потому некрасивой иногда наивной или неуклюжей иногда преувеличенно характерной внешностью. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры.
В конце 13-14 вв. Строительство храма начато в 1163 г., завершено в 1208 г. В середине XIII в. были пристроены боковые капеллы и увеличен поперечный неф – трансепт (архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтро), в конце XIII – начале XIV в. были пристроены капеллы хора (архитектор Пьер де Шелль). Об этом говорится в Евангелии от Матфея: «тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф.
1270-1288). Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. — строили чисто для красоты. Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно. Внимание сосредотачивалось на пластической и духовной выразительности лиц.
Дневной свет, проникая через цветные витражи, становится таинственным, мистическим. Энергия общего движения ввысь ослабевает. Главным элементом в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина. Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. Первыми проявлениями готического стиля в скульптуре на немецкой почве были собор в Магдебурге и «Золотые ворота» Фрейбергского собора (Саксония).
Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. и триумфальное знамя. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях. XIV век – время угасания искусства витража, превращения его в живопись по стеклу.
морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. Прекрасным примером такой работы может служить хранящаяся в Государственном Эрмитаже рипида — церковное опахало (12 в. ). Другой особенностью церкви св. В позднеготической немецкой скульптуре, так же как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляются претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего почти совсем не знала французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого "Прекрасного колодца" в Нюрнберге). Под миниатюрой четыре строчки текста с орнаментальным завершением каждой строки.
Здесь предпочитают установку статуй во внутренних помещениях зданий. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) — драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. Готическое искусство целиком граничит с городом. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское.
1325). Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции.
Вот таким образом трудно отнести то или иное сооружение к конкретному периоду готического стиля. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие остроконечные башни иногда покрывают здание подобно лесу. Они отказались от приобщения к истине и потому слепы.
Ранняя готика приходится на начало 12 века и первую четверть 13 века. 27:52 – 53). В конце 12 в. власть германских императоров ослабела, поднялось значение князей, особенно в пограничных марках (где полнота и авторитет княжеской власти обусловливались в очень большой степени военной необходимостью). Около середины 13 в. живопись испытала заметный поворот в сторону светских мотивов, жизненной полноты изображения, реалистического многообразия формы.
Прекрасного колодца в Нюрнберге. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни.
Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Становятся заметными даже движения кисти исчезает пленительная полихромия этой живописи. Справа и слева мы видим статуи Богородицы и Иоанна Крестителя. Следуя в общем замысле и в деталях за сложившимися образцами готической разработки архитектурных форм, он сохраняет также некоторые традиционные черты переходного стиля, например круглую арку портала и высокую башню, увенчивающую средокрестие (верх ее был снесен ураганом в 1631 г. и не возобновлялся).
1270—1288). Старую церковь перестраивали при аббате Сугерии зодчие из Южной Франции. Все возвышенные черты воплощаются в образах Христа, Богоматери и святых.
Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Апостолы обращены к статуе Христа на центральном столбе. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой готической кривой (S-образная поза): средневековое искусство дает свой парафраз греческому хиазму. Часто над входом находится большой фамильный герб, т. к.
Западный фасад в своей конструкции послужилпримером для многих последующих соборов: над тремя перспективными порталами последовательно возвышаются так называемая галерея королей, большие окна с «розой» посередине, две башни. Во Франции в начале 13 в. в т. н. В облике Реймского собора видна тяга к вертикализму всех линий, что усиливает буквально целый «лес» пинаклей и вимпергов (даже «роза» на фасаде имеет стрельчатое завершение). Они полнокровны и просты, пластически более совершенны.
Одним из ярчайших представителей раннегерманской готической пластики является т. н. На рельефах ограды георгиевского хора (около 1230 г. ) апостолы и пророки изображены попарно, в момент страстной дискуссии. Пьета (Оплакивание Христа).
собор в Ульме, 1377 – XVI в., башня достраивалась в XIX в., ее высота 161 м). В экстерьере стали господствовать вертикальные тяги, гладкая поверхность стен скрылась под «каменным кружевом» ибо скульптура стала покрывать весь храм. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе.
Напомним, что готика была полихромной: стены раскрашивали, как и скульптуру. Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. Основная тематика готических витражей – религиозная. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н.
3десь помещен так называемый «календарь готики», в кoтoром каждому из двенадцати знаков зодиака соответствуют характерные сезонные работы и занятия. Блестящий пример зрелой французской готики – собор в Реймсе (1212-1311). Марии там же (1237), украшенные прекрасными образцами немецкой средневековой мелкой пластики, по стилистическим признакам стоящей на границе между романским и готическим искусством.
По сравнению с бесстрастными героями греческой классики средневековая скульптура кажется очень эмоциональной. в Англии, Германии, Испании, Чехии и в Польше строили храмы во «французской манере», как окрестили ее современники. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем.
Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени.
Ей часто посвящаются порталы. Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику. Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения.
Мульчер, ок. С башней Сен-Жак связаны имена двух великих людей: Николы Фламеля и Блеза Паскаля.
Осталось это название и в те времена, когда отношение к готической архитектуре изменилось. Именно в ней скорее всего проступают черты новой поры Возрождения.
Изначально термин «готика» был ругательным, так как критики видели неправильным отхождения от классических пропорций и идей. В этих зданиях величие часта соединяется с художественной изысканностью. Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом. В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. Каждая дисциплина являлась высочайшим достижением человеческого разума. Готический собор в Кутансе (Франция)В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика». Особенности ношения предметов военной формы одеждыII.
С другой стороны, здесь резче проявились черты народности и своеобразного реализма.
Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. К лучшим памятникам относятся рака Карла Великого в Аахене (1200—1215) и рака св. Из-за них поверхность камня, кажется, начинает вибрировать, наполняться движением.
Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний». В народной среде был любим образ Мадонны с младенцем на руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность. Такие рисунки внизу страниц и в конце строчек очень характерны для этой рукописи, а также для известной псалтыри Лутрелла (1340, Британский музей).
Правильными изгибами, похожими на росчерк пера, намечена почва под ногами фигур. Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. Примерами мoгyт служить витражи собора Нoтp-Дaм в Пари же (ХIII в. ). К первой четверти XIII века в Западной Европе сложилась система распределения скульптурных образов на западной стене собора (впервые она была применена на фасаде собора Парижской Богоматери). В 14—15 вв. Вторым великим стилем средневековья была готика. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок.
Снаружи во всем была подчеркнута роль вертикали, устремленность ввысь: острые треугольные вимперги над порталами, башенки-фиалы, завершающие контрфорсы. Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. Главные особенности старого витража — это интенсивная цветовая гамма основных цветов (красного, синего, желтого), куски стекла небольшого размера, свинцовая обводка исполняет роль контурного рисунка. Лепка становиться объемнее, позы – свободнее, движения – раскованнее.
Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. )Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Святые изображались как современники скульпторов (рыцари, горожане или крестьяне).
В Германии и Нидерландах получил распространение резной створчатый дер. Примером может служить законченная в конце 13 столетия церковь в Хорине (ныне почти абсолютно разрушенная), представлявшая собой трехнефную базилику. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Особое внимание уделялось сторожевой башне ратуши (беффруа), которая была символом независимости республики, подобно тому как городской собор был символом благосостояния граждан коммуны. Одна из наиболее ранних — группа Боннского музея (около 1300 г. ) — является поразительным образцом религиозной экзальтации в соединении с жестким натурализмом.
С середины XIII в. меняется колорит витража: совмещение разных стекол создает сложный дублированный цвет (красный и синий, например, дает лиловый) именно этот эффект использован в витражах капеллы Сен-Шапель. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней. Особое внимание уделялось сторожевой башне ратуши (беффруа), которая была символом независимости республики, как городской собор был символом благосостояния граждан коммуны.
Особенно это относится к парным статуям Эккегарда и Уты, Германа и Реглинды. 13 в. ) привлекают духовной чистотой, грацией изяществом стройных пропорций. Статуя Реглинды и Эккегарда, стоящие дальше от зрителя, несколько выдвинуты вперед. Центральный столб украшен фигурой Богоматери с младенцем на руках.
Все же, когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его зрения и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, обрамляющих портал и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. Ее голова наиболее пластически сложна. витраж окна-"розы" Собора Парижской Богоматери на цветной вклейке). Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали.
Это широкие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкрустирована цветным мрамором, создающим полосатую, очень нарядную поверхность фасада (собор в Сиене, 1229-1372 в Орвието, 1295-1310). Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. Особое место в европейской художественной культуре XIII-XIV вв. Именно на XIII-XV вв.
На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Марии с ее внутренней просветленностью и духовным подъемом противопоставлен образ пожилой Елизаветы, поникшей, с осунувшимся изборожденным морщинами лицом исполненным трагического предчувствия. Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления.
Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Невероятно тяжелые каменные своды искусством архитекторов визуально превращены в легкое кружево. Образы религиозной тематики наделяются чертами глубокой человечности. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни.
Их разбудили два ангела с трубами. С 1981 г. на башне и в сквере установлена метеостанция. Так, в календарном цикле крестьянин узнавал привычный круг сельских работ, клирик связывал каждый месяц с определенным событием земной жизни Христа, а профессор университета, всматриваясь в незамысловатые изображения трудящихся крестьян, размышлял о том, что год, состоящий из четырех сезонов и двенадцати месяцев, – это образ Христа и церкви, чьи члены – четыре евангелиста и двенадцать апостолов. Употреблялись специальные альбомы образцов (как «прориси» у древнерусских иконописцев или миниатюристов), определенный набор архитектурных и скульптурных деталей.
По сравнению с греческой, готическая более эмоциональная. Их самостоятельность так велика, что современные немецкие исследователи начинают сомневаться в правильности их объединения в группу «Встреча Марии и Елизаветы». Другие апостолы — бородатые мужики. «Прекрасные Мадонны»).
Напротив, уродливое и смешное выделяется в особую группу изображений, занимающих подчиненное место, — сюда относятся все связанное с дьяволом и темными силами ада, так называемые «химеры», а также жанровый элемент, отражающий быт простого народа. Италия. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Семь свободных искусств делились на тривиум и квадриум.
Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. Философия, считавшаяся божественной наукой, не входила в число семи свободных искусств. Скульптура «Золотых ворот», датируемых 1240 г., представляет собой попытку создания фигурного портала в духе готических церквей Франции начала 13 в. Но статуи «Золотых ворот» при всей их зависимости от французского образца отличаются меньшей стройностью, чем статуи знаменитых порталов Реймсского или Амьенского собора. Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств.
занимает Италия. Появились мотивы рыцарской любви и придворной жизни. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон.
Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики. Все эти поздние сооружения несут на себе следы последнего стиля в декорировке – "перпендикулярного" (последняя четверть XIV – середина XVI в. ), характеризующегося легкостью стен, кружевным узором звездчатых и сетчатых сводов из расходящихся веером нервюр (собор в Уэльсе). Основные особенности текущего этапа развития маркетинга. III. Башни обозначены как самостоятельный элемент от самого основания. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок.
Книжная миниатюра – прекрасный исторический документ: по ней мы узнаем костюм, прическу, одежду воинов, она доносит до нас далекий, но живой голос эпохи при всей условности стиля изображения (примером могут служить Большие французские хроники конца XIV – начала XV в. – настоящая энциклопедия французской жизни в позднее Средневековье). Всемирную известность принесли соборы Парижа, Амьена и Реймса — во Франции, соборы Кёльна и Наумбурга — в Германии, соборы в Вене, Праге. Многоцветное сияние готического витража производит сильное впечатление.
Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (1210-1225): история Марии, "Страсти Христовы", "Страшный суд". Во Франции главной зоной размещения скульптуры остается, как и в романский период, перспективный портал, однако акцент переносится с композиции тимпана (часто украшенной сценой Страшного Суда или Коронования Марии) на откосы (земные предки Христа, святые), где развивается тип статуи-колонны.
На башнях уродливые химеры дeмонстрируют человеческие пороки. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Этому же способствовали аркбутаны, контрфорсы и стрельчатые арки. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен.
Статуи святых (у каждого свои атрибуты – предметы, по которым их можно было узнать) стоят по стенам храма в определенном порядке. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. В скульптуре маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 в. ) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. План его был создан около 1248 г., тогда же и началось строительство. Усилилась повествовательность. XIII век во Франции справедливо считался «золотым веком» витража.
1320 г. ). Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. Монументальные ратуши красноречиво говорят о могуществе и богатстве городских общин. Усиливается роль круглой пластики.
Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (1210—1225) история Марии, «Страсти Христовы», «Страшный суд». С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. В «Благословляющем Христе» (Амьенский собор) его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Несмотря на то, что известняка в Нормандии более чем достаточно, камень для Масличной башни везли из Уэлльса.
Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. На гaлереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер.
1260). Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т. п.
В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни.
В Псалтыре св. Готика стала периодом настоящего расцвета монументальной скульптуры, в которой значение статуарной пластики возрастало и появлялась тяга к так называемому «высокому рельефу». «галереи королей». Средневековая Германия была страной с высокоразвитыми художественными ремеслами. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора.
Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. Другой портал, как правило, посвящен одному из местных святых. А. Амадео, К. Солари и др. ). На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев ("Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха"), передающее сложные оттенки человеческих чувств.
Цветовая гамма рейнских Эмалей более сдержанна, чем во французских эмалях: преобладают сочетания зеленого и синего (но без нежных оттенков голубого и светло-зеленого), красный и желтый. Правда, готические ваятели, воплощая в своих статуях образы библейских персонажей, передавали то чувство мистического экстаза и волнения, которое не было им чуждо. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225-1240 гг. ) явственны отзвуки античного искусства. Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно. Аннона в Зигбурге (1183) — содержит скульптуру только в небольших парусах над двойными колоннами.
И в этом огромный вклад искусства средневековья в мировую культуру. Религиозные сюжеты уже не полностью господствуют в живописи. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. По сравнению с французскими сооружениями формы марбургской церкви несколько тяжеловаты, но в них проявляется оригинальность, присущая немецкой традиции, например сохранение обычных в более ранней немецкой архитектуре трех абсид вместо французского хора с венком капелл.
В изобразительном искусстве тех времен именно скульптуре принадлежало ведущее место. Франция, особенно ее центр Иль де Франс, по праву считается колыбелью готики. Идеи, вдохновившие наумбургского мастера, были господствовавшими идеями его времени. Выразительность и отпечаток жизненной правды особенно сильны в образе Ионы. собор в Ульме, 1377 —XVI в., башня достраивалась в XIX в., ее высота 161 м).
Его наиболее характерным и широко распространенным сюжетом является «Пьета» (итальянское слово Pieta происходит от латинского pietas, от которого, в частности, произошли слова пиетет и пиетизм, обозначающие почтительность и высокое благочестие), то есть изображение Богородицы, оплакивающей умершего Христа. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Все иррационально, атектонично (что, как увидим ниже, роднит готику с барокко). 167 «Распятие» служит центральным элементом перегородки, отделяющей хоры от общедоступной части здания.
И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. В характеристике святых появилась человечность, мягкость.
Витражи ceвepнoгo окна-розы отражают события, происшедшие в ожидании Спасителя. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. На площади перед собором происходили диспуты, лекции, разыгрывались мистерии. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры.
В начале 14 в. готическая скульптура вступила в последнюю стадию своего развития. В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Северный фасад задуман как царство холода и сумрака, это метафора Ветхого Завета.
Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни. В каждом знаменитом соборе Франции около двух тысяч скульптур. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Место фресок занял витраж, живопись из кусков стекла (а позже просто живопись по стеклу) в свинцовой обводке известная в период готики. занимает Италия.
gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. В эпоху поздней готики появляются т. н.
Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной.
Ей принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Уже в конце XIII в. в Италии в результате слабости феодальных сил и, наоборот, раннего расцвета городов создались условия для возникновения культуры Ренессанса на ее первом этапе – культуры так называемого Проторенессанса.
К тому же, главам зажиточных семей приходилось раскошеливаться на индульгенции для всех домочадцев. Уже в конце XIII в. в Италии в результате слабости феодальных сил и, наоборот, раннего расцвета городов создались условия для возникновения культуры Ренессанса на ее первом этапе —так называемого Проторенессанса. Отсюда развивается станковый портрет, затем появляется и светская монументальная живопись. Прикладное искусство (мебель, костюм и пр. ) развивается в общем русле французского готического искусства. Тысячи скульптур и рельефов выполнялись в мастерских при соборах.
Элементы готической миниатюры напоминают готическую архитектуру и витраж ("Псалтырь Людовика Святого", Парижская национальная библиотека). В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). Достраиваются старые храмы или к ним пристраиваются капеллы (например, в Виндзорском замке, Королевская капелла в Кембридже, капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве и пр. ).
Первая треть XVIвека. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. 51, 52).
От статуй переходного от романского к готическому королевского портала собора в Шартре (1145 – 1155) к порталам трансептов Шартра (1200 – 1205) и скульптуре Нотр-Дам (ок. Памятником более зрелого стиля является церковь св. В образах Марии и Елизаветы ("Встреча Марии с Елизаветой", 1225-1240) явственны отзвуки античного искусства. Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. С 13 в. ей часто посвящаются порталы.
Нервюры – несущие каркасы, распалубки – простое легкое заполнение. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. В нем самом зарождались иные черты, свидетельствующие о новой эпохе — Возрождении. илл. В-третьих, увеличивается роль светских сюжетов, важное место начинает играть портрет. Наиболее чистый образец ранней английской готики —собор в Солсбери (1220—1270), воспетый позже в пейзажах Констебла.
В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. К этому многоцветью добавлялся блеск золота, церковной утвари, сияние свечей. Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества. Преобладающее значение в конце 14 — в 15 в. получает тип зальной церкви (Hallcn Kirche), архитектурная конструкция которой позволяет создавать единое внутреннее пространство.
Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания итальянский художник, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Первыми работами в этом направлении считаются статуи портала базилики в Сен-Дени (1137 год) и Шартрского собора. 1430).
и на карнизах. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян.
Елизавета — один из самых замечательных образцов готической пластики. Вследствие этого немецкая готическая скульптура отличалась тенденцией к тому, чтобы не иметь столь тесную связь с архитектурным окружением (наилучшие работы зачастую предназначались для интерьеров, а не для фасадов церквей), а это в свою очередь позволяло достигать большей индивидуальности и свободы в поиске. выразительных средств по сравнению с французскими образцами. готика распространяется по всей Европе. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Он начат в 1163 г. и завершен в 1208 г. В середине XIII в. были пристроены боковые капеллы и увеличен поперечный неф — трансепт (архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтро), в конце XIII —начале XIV в. были пристроены капеллы хора (архитектор Пьер де Шелль). К основным произведениям старшей школы принадлежит большая часть рельефа ограды георгиевского хора, скульпторы юго-восточного портала, так называемых «Врат благодати» и некоторые статуи «Княжеского портала».
Особенности ношения предметов военной формы одеждыIV. S-образной фигуры. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами.
За образец был взят Амьенский собор. nervure, от лат. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение.
Можно датировать подъем готического собора периодом с 1175 по 1225 годы. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых располагались вереницами, как бы встречая посетителей. Особое место в испанской архитектуре занимает стиль "мудехар" (т. е.
Одной из распространенных тем готической скульптуры 14 в. была тема оплакивания. вкл., рис. возникают первые европейские университеты. Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы. Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии.
Елизаветы было преобладание строгой вертикальности в конструкции фасада. Они повсюду: в обрамлении порталов (врата), на карнизах между этажами, в нишах декоративных башенок. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением.
Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. е. мусульманский).
I. Понятие, формы, принципы, особенности гражданско-правовой ответственностиII. Квадриум включал в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Венец капелл – несколько капелл, окружающих полукруглый выступ – апсиду. В позднеготической немецкой скульптуре, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге).
Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. Елизаветы в Марбурге (1235 —1283, завершена в первой половине 14 в. ), церковь Богоматери в Трире (1235 —1253), собор в Вецларе, являющийся продолжением романского строительства предшествовавшего столетия соборы в Миндене, Гальберштадте (1230—1491), Наумбурге (середина 13 в. ), храм в Фрейбурге (начат около 1260 г. ) и, наконец, знаменитый Кельнский собор, начатый в 1248 г. и законченный только в 19 в. К этому нужно присоединить также ряд цистерцианских, доминиканских и миноритских церквей (Маульбронн, Валъкенрид, Альтенберг, Доберан и др. ). Масштабы архитектурной рамки приведены в соответствие с величиной человеческих фигур. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Главным элементом в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина. Ей часто посвящаются порталы.
Даже головы вытянуты вперед и плечи сутулятся в угоду композиции. В облике Реймского собора видна тяга к вертикализму всех линий, что усиливает буквально целый "лес" пинаклей и вимпергов (даже "роза" на фасаде имеет стрельчатое завершение). Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументальной живописи. стр.
Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. «благочестивые образы» – отдельно стоящие небольшие раскрашенные статуи Мадонны с Младенцем, Оплакивания, Троицы (Х. В полном соответствии с таким идейным и психологическим направлением находится весь формальный облик скульптурного фриза Наумбургской преграды (середина 13 в. ). Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители.
Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах (поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах), на консолях (в архитектуре выступающий из стены камень имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, ещё более выступающую вперёд), цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Главные особенности старого витража – интенсивная цветовая гамма основных цветов (красного, синего, желтого), куски стекла небольшого размера свинцовая обводка исполняет роль контурного рисунка. Мастера экспериментируют в целях придания своим произведениям больше жизни и подвижности.
Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре). Еще в XII в. (1137—1151) при перестройке церкви Сен Дени здесь был впервые применен нервюрный свод (обход и капеллы). – время наивысшего расцвета средневековой культуры (готический стиль, стройные, устремленные ввысь готические соборы). Все иррационально, атектонично (что, как увидим ниже, роднит готику с барокко). С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок.
Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическое деление пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Интерьеры значительно более дифференцированы, дробны, чем французские. 168 «Пьета» вырезана из дерева, поверхность которого ярко раскрашена, что должно было усиливать производимое впечатление. На севере Германии вместо камня строительным материалом служит кирпич (церковь Марии в Любеке, конец XIII – начало XIV в. ). Типичное тюдоровское поместье (например, НоулилиСент-Джеймский дворецв Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней.
Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Скульптура собора также обнаруживает в пределах сравнительно небольшого отрезка времени (1230—1240) две школы — «старшую» и «младшую». Собор в Линкольне (длина его 155 м) в этом смысле построен на характерном для английской готики контрасте вертикалей и горизонталей. Считается, что первым название «готика» употребил Джорджо Вазари.
Действительно, в этом образе каждая черта величественна и вдохновенна. Дневной свет, проникая через цветные витражи, становится таинственным, мистическим.
Он расположен на территории Новгородского детинца. 1290), дролери (от фр. Это тип и вместе с тем живая личность, рассказывающая свою историю.
Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. Блестящий пример зрелой французской готики —собор в Реймсе (1212—1311).
Французское влияние не заслонило своеобразия немецкой пластики, соединившей черты подлинного реализма с экспрессивностью и даже экзальтацией. Наиболее интересны каменные ратуши в Госларе, Гильдесгейме, Гальберштадте, Мюнстере (великолепное здание, вызвавшее много подражаний). То же самое происходило и с человеческим телом. Фигуры похожи на кукол — такие они неподвижные, так тонки и негибки руки и ноги. Скульптуры сохраняют связь со стеной, с опорой. Стенами были обнесены и тогдашние города.
Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. Развитие пластики также было неразрывно граничит с готическим зодчеством. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Это целая скульптурная галерея человеческих характеров.
Основа оставалась чисто романской. Душевное волнение подчеркивается множеством складок. В течение 17—19 вв.
На крепостных стенах возвышалось множество башен (иногда более ста). Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Правой она пытается удержать скрижали Завета (две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны десять заповедей), а глаза ее закрывает повязка, символизирующая неприятие евреями Христа, а значит и Нового Завета.
Особенность Реймсского собора — прославившие его скульптуры. Арки порталов, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. В центре её Богоматерь. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов.
Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н.
Изображенная на илл. В искусство вошли темы материнства, нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости человека – жертвы насилия. Наумбургский мастер.
Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики — «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Собор определял силуэт города и был виден издалека. Самой знаменитой еще в романский период была скульптурная мастерская Бамберга. Откосы портала украшены фигурами двенадцати апостолов – по шесть на каждом.
nervus – жила). пегvиге – жила) – выступающие ребра свода, скрепленные на пересечении замковым камнем (цветком или фигyрой святого по пояс). Стрельчатая арка изобретенная арабами, давала возможность перекрывать любой пролет, перенося нагрузку на нepвюры и через них на мощные опорные столбы – кoнтpфарсы как внутри храма, так и снаружи. Особое место в европейской художественной культуре XIII— XIV вв. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Пропорции здесь далеки от аристократической вытянутости. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. В Шартрском соборе в XIII в. витражи занимали площадь в 2600 кв.
Ее душевное волнение скульптор подчеркнул множеством складок одежды. Немецкие соборы проще в плане, венец капелл, как правило, отсутствует, аркбутаны очень редки, своды выше, здание сильнее вытянуто по вертикали, шпили башен очень высоки. В Германии рано появляются конные изображения. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. — Тюдоровская готика.
В первой больше величественности, покоя. Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. Одна из них символизирует торжествующую Церковь, другая – побежденную Синагогу.
Родиной готики считается Франция. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок.
Готический скульптурный стиль берёт своё начало во Франции. Само храмовое сооружение становилось сосредоточием Вселенной, что подчеркивалось готической архитектурой, выражающей идею власти божественных сил. Цикл статуй распадается на две части: хор занимают двенадцать фигур донаторов (светских лиц, основателей храма), леттнер – алтарную преграду, служившую также трибуной для духовенства, – украшают рельефы с изображением Страстей Христовых. Период XIII-XV вв.
Это Мария и Елизавета. На фасаде также часто можно увидеть резную арочную галерею – так называемую Галерею королей Занимает средний ярус собора Парижской Богоматери. Скульптуры в готических соборах изображали не только людей, но и мифических животных, таких как гаргульи и химеры. В храме – частице вселенной – стремились воплотить религиозную концепцию истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. Сама Мария представлена в виде чувственной, юной и прекрасной девушки.
Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году. Тело не скрыто в обязательном порядке под одеждами, покровы подчёркивают его формы.
Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Цвета немецких эмалей не так насыщены, как в лиможских. С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Целостность общего замысла осуществилась в этом здании с ясной последовательностью.
В XIII–XIVвв. Исследователи немецкой средневековой пластики не оставили без внимания тот факт, что статуи наумбургского цикла расположены, так сказать, по силовым линиям занимаемого архитектурного пространства, а именно у несущих столбов (за исключением двух фигур, установленных позднее). Основа оставалась чисто романской. В стенной живописи Шлезвингского собора (конец 13— начало 14 в. ) линии контура как бы пробуждаются от векового сна, начинают полнее выражать движение тел и одежды, объединяя действие общим принципом ритма.
Елизаветы в Марбурге (один из самых ранних готических храмов зального типа). Новый свод привел к неизбежному преобразованию интерьера. Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи. В Италии получили воплощение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, "розы".
Скажем, в октябре под знаком Весов крестьяне готовят вино, выжимая в чане виноград. Благодаря витражным окнам, которые называли «большими траурными цвeтaми», «темно-пурпурными розами», «oгнeнными колесами», воздух в готических coборах как бы окрашен. Витражам в готике придавалось первостепенное значение. Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. Но чувство формы, проявляемое художником, поразительно. В основе всего скульптурного цикла лежит контраст, сопоставление, а не развитие. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются.
Французский витраж – и фигуративный и орнаментальный (узор фона и бордюра, а иногда и центральное поле заполнены сплошь орнаментом) всегда был условным, плоскостным, графическим по стилю (например, витражи в соборах Парижа, Лана, Буржа, Руана).
К этому многоцветью добавлялся блеск золота, церковной утвари, сияние свечей. Один из наиболее ранних памятников этого рода — рака св. Скульптура этого периода в первую очередь задумывалась для украшения этих архитектурных памятников, прочно ассоциирующимися у нас с готикой. 1250), Распятия над алтарями.
Замечания о языческом славянском богослужении вообще, а в особенности в РоссииIII. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай справа — демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже — разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина.
Также возникает новая неразрывная связь архитектуры и скульптуры. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. А он, видя, как из глаз их катятся слезы, отвечал: « Если господу угодно, пусть он снимет с сердец ваших печаль, причин которой я не знаю и преобразит ее в радость».
Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью. В сумеречную погоду церковь тонет в голубовато-сиреневом мареве.
Эта церковь, современная зрелой готике во Франции, сохраняет в главном нефе продолговатую четырехраспалубковую травою и расчлененные устои. Эти отношения развиваются и внутри одного и того же образа. Изменяется трактовка традиционных образов. Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция. По мимо Франции, готика распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. Это особенно касается Франции, давшей блестящие примеры синтеза скульптуры с архитектурой.
Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. На одной из них в интерьере церкви, боковые нефы которой служат рамкой миниатюры изображено, как маленького Христа экзаменуют вероучители. Отдельные статуи отмечают менее значительные, но все же важные для архитектуры сочленения. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (ангелы из Реймса, апостолы из Сент-Шапель). принадлежало парижской школе.
Пик развития готической скульптуры в Германии приходится на начало XIV столетия. На севере Германии уже на исходе готического периода распространяется тип скульптурного изображения «прекрасной Мадонны». В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок.
Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах.
С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Его строили не только итальянские, но и немецкие, французские зодчие. Можно сказать, что произведения в этом стиле обладают необычными деталями и излишествами. Это единство усиливается также органическим синтезом скульптуры и зодчества.
во Франции. Роняющая разорванные скрижали Завета, Синагога с завязанными глазами – трагична. Башня средокрестья, самая высокая в Англии – 135 м, завершается шатровым покрытием. Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома. Так, в алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта — Нового Завета, на северном — Ветхого, на западном фасаде всегда размещается изображение «Страшного суда» и «конца мира». Большой колокол и более мелкие колокола имеют каждый своё имя. Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 г. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. В украшениях кельнских мощехранительниц сохранились и лучшие образцы рейнских эмалей.
Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Он во многом утратил свою сверхреальную природу. В миниатюре исполнителями стали уже не монахи, а горожане-ремесленники.
Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Их образы становились разнообразными, конкретными. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают.
В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах.
Испания. Однако в линиях преобладает закругленность, соответствующая романским полукружиям арок. Пурпурное стекло и свинцовые рамы создают в помещении полумрак и таинственную атмосферу. Возрастание интереса к реальному миру, обращение к приметам времени, чертам быта (костюм, оружие) индивидуализация лиц – свидетельство приближения к культуре Возрождения. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура.
Размещая данную скульптурную группу на перегородке (а не над нею, в соответствии со сложившейся практикой), скульптор как бы опустил их на землю — в физическом и эмоциональном отношении. Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью. 165, 166).
Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). Поздняя готика в Германии имеет особые черты. Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение. Центральными произведениями младшей скульптурной школы являются статуи Марии, Елизаветы, Бамбергский всадник в скульптуры «Врат Адама».
В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным. Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы. Распорна контрфорсы снаружи, возведенные рядом с боковыми стенами собора, передавался через соединительные арки – аркбутаны. Ее голова наиболее пластически сложна. Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в. Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г. ), а также звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода. Во-первых, в период готики господствует круглая пластика, а не рельеф.
мусульманский). Готический храм, сохранив ту же базиликальную форму, что и в романский период имеет новую конструкцию свода, основой которого является каркасная система с нервюрами (франц. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Наиболее чистый образец ранней английской готики – собор в Солсбери (1220-1270), воспетый позже в пейзажах Констебла.
Сердцевину розы занимает образ Мадонны с Младенцем, сидящей на троне. В готике наблюдался принцип единения и подчинения всех видов искусства архитектуре. Во Франции к моменту возникновения готического стиля скульптуры ваялись из каменных блоков, оставаясь в то же время их частью отдельно, самостоятельно «стоящих» статуй не создавалось. В надгробии Филиппа IV Красивого (1327) лицо короля с тонкими бровями и широким приплюснутым носом не лишено своеобразия. Складывается облик городского муниципалитета – ратуши. В Германии скульптура более эмансипирована от архитектуры, чем во Франции.
Струящийся свет создает в храме особую атмосферу – таинственную и нарядную одновременно (см. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Широко распространяются также иллюминированные рукописи светского содержания: рыцарский роман, бестиарии, хроники исторические сочинения и др. На площади перед собором происходили диспуты, лекции, разыгрывались мистерии.
Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль. Гаргулья (от фр. Они едят, пьют, как люди физического труда.
н. э. ), которых римляне называли «готами». Две женские скульптуры Страсбургского собора (30-е гг. Башня средокрестья самая высокая в Англии, 135 м и завершается шатровым покрытием. Так, например, в скульптурах «Страшного суда» (около 1240 г. ), в тимпане «Княжеского портала», экспрессия жестов и мимики так утрирована, ликование праведников и ужас грешников, гак преувеличены, переданы такими гримасами, что и то и другие производят одинаковое впечатление. Нервюра (от франц.
Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ). Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. В каждой паре есть такое противопоставление. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза, от латинской буквы «S»): средневековое искусство дает свой парафраз греческому хиазму.
Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Весь собор покрыт скульптурной резьбой. Немецкой готический стиль пластике свойственна подчеркнутая характерность персонажей, резкость в передаче эмоций, почти гротескное усиление мимики интерес к конкретике внешности в воображаемом пока портрете (донаторы Наумбурга).
Более реалистическое (чем в романском стиле) развитие сюжета. По семь статуй поддерживают арки входа. В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.
Они выполняли ту же функцию, что и каменный декор на порталах. В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения.
В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. В конструкции собора полностью проявлены специфические черты английской готической архитектуры: отсутствие обхода и венца капелл, некоторая «распластанность» здания по горизонтали, растянутость в ширину, чему способствует множество пристроек, малый разрыв в высоте центрального и боковых нефов, вообще не очень большая высота сводов, широкие, сильно выступающие трансепты иногда даже два вместо общепринятого одного. Французский витраж —и фигуративный и орнаментальный (узор фона и бордюра, а иногда и центральное поле заполнены сплошь орнаментом) — был всегда условным, плоскостным, графическим по стилю. Каждый из фасадов украшен множеством скульптур.
Его колончатая аркатура «оплетает» фасад, как кружевная сеть. Напомним, что готика была полихромной: стены раскрашивали, как и скульптуру. Время формирования нового искусства —15 столетие.
Она становится источником радости для глаза, способного наслаждаться ясными пропорциями, гибкостью линий (вместо прежних угловатых и грубых контуров), ритмическим движением форм, приобретающим самостоятельное значение. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. С 1841 по 1880 г. строительство было закончено.
Апостол Иоанн в «Тайной вечере» — простой, грубый и добрый парень, слуга или работник. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Только в Галерее королей представлено более пятисот фигур. Совершенствование специфических художественных средств языка средневековой скульптуры (экспрессия в лепке форм, в передаче духовных порывов и переживаний, острая динамика беспокойных складок драпировок, сильная светотеневая моделировка, чувство выразительности сложного, охваченного напряженным движением силуэта) способствовало созданию образов большой психологической убедительности и огромной эмоциональной силы. – время создания больших скрипториев, уже не монастырских, а городских, значительного числа светских книг (романы, назидательные христианские истории, басни и пр. ). – символизирует спасение и вечную жизнь.
Это становится возможным потому, что нервюры сходятся в пучки на опорных столбах, на которые теперь концентрируется вся нагрузка перекрытий, в отличие от романского храма, где вся тяжесть перекрытия ложилась на стены (отсюда их толщина и малый размер окон). По воскресеньям в нём проходили мессы. 85). Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Главным композиционным центром такого сооружения всегда служит внутренний двор, столь обычный для всех южных построек.
И в этом огромный вклад искусства Средневековья в мировую культуру. Но и при скованности поз, при лаконизме форм поражает выразительность пластики, сдержанное величие образов иногда даже появляется индивидуализация облика (святые Иероним, Георгий, Мартин портала южного фасада трансепта). Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ). В эпоху готики вся Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями, зубчатыми стенами и подъемными мостами.
Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе.
В XIIIв. В начале 14 в. готическая скульптура иступила в последнюю стадию своего развития. Этому способствует также небольшой обход, оставленный позади скульптур. Уже в церкви Марии в Любеке (конец 13 — начало 14 в. ) новый материал повлек за собой значительное изменение формы: фасад стал плоским, без глубоких членений, башни — простыми четырехугольными, увенчанными шатрами над боковыми кораблями протянулись простые аркбутаны, лишенные пинаклей. Это Мария и Елизавета. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики».
На фасадах соборов появляются дополнительные зоны, украшенные скульптурой – т. н. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором. В Германии развитие готической скульптуры можно проследить с большей легкостью. В XIII-XIV вв.
В статуе дается образ Христа, доброго и вместе с тем мужественного человека, покровительствующего людям и страдающего за них. Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригадIV. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках.
Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Тимпаны (внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона), арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги (остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий) украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Образ сильной женщины сопоставлен с образом более слабого мужчины и наоборот. ВНУТРЕННИЙ ДЕКОР ХРАМА: ВИТРАЖИ, СКУЛЬПТУРА, ШПАЛЕРЫ Собор нoтp-Дaм в Париже ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ Готика, готический стиль родился в эпоху, когда разрозненные и враждебные друг другу феодальные владения cтaли объединяться и преобразовываться в централизованные гoсударства, а крестовые походы на Ближний Восток не только приносили богатство участникам этих походов, но и способствовали расширению их кругозора и знакомству с новой Cтpоительной техникой.
переживаниями. Он совершил отсюда паломничество в Испанию, а похоронен был в снесённой позже де-ла-Бушри. На севере Германии вместо камня строительным материалом служит кирпич (церковь Марии в Любеке, конец XIII —начало XIV в. ). Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы).
Волна строительства новых и перестройки старых церковных зданий романского типа захватила средневековые города Германии с первой четверти 13 в. Один за другим появлялись здесь замечательные памятники готического стиля — соборы в Магдебурге (начат в 1209 г. ) и Падерборне (1225 —1280), церковь св. Это обычно деревянные раскрашенные фигуры Богоматери с мертвым телом Христа на коленях. В немецкой скульптуре готической поры эта иерархия проведена гораздо менее строго. для Наум-бургского собора. В Болонье, Парме, Салерно, Монпелье, Оксфорде на протяжении XII-XIII вв. Задумчива Анна с тонкими чертами лица искрящийся галльский ум и пылкость темперамента сквозят в насмешливом святом Иосифе.
Становятся заметными даже движения кисти исчезает пленительная полихромия этой живописи. Ей принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Всего сто лет разделяет скульптуры западного и южного порталов собора в Шартре. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Вначале перестроили фасад и западную часть здания, на фасаде устроили три портала с широкими дверями для того, чтобы людям было удобнее заходить в здание, в 1151 г. были возведены башни.
и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. Особое место в испанской архитектуре занимает стиль «мудехар» (т. Лица трактованы в соответствии с принятой общей схемой, но довольно живо. Так, в бамбергской статуе св. Евангельские сюжеты — «Тайная вечеря», «Суд Пилата» и др. — представлены здесь в духе средневековых мистерий исполняемых простыми людьми на площади.
УPOК 27 ГОТИКА. Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. Так, тема труда воплощена в серии месяцев года, данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, так и через изображение трудов, характерных для каждого месяца. Готика продолжила начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего декоративного убранства. Св.
Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Церковь св. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу.
Обычно это двух- или трехэтажное сооружение с галереей в нижнем этаже и с часовой башней. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором. Однако и в церковную книгу проникает обмирщение, сказавшееся прежде всего на миниатюре.
В архитектуре одного здания переплетаются черты разных этапов развития готики. Но как все изменилось. На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны. Сохранившиеся планы соборов (Кельнского, Венского, Страсбурского) говорят о высоком уровне подготовки архитекторов. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу – горельефу. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями.
Этому же активно служили аркбутаны, контрфорсы и стрельчатые арки. В характеристике святых появляются человечность, мягкость. Готическое искусство преимущественно граничит с городом. Вот таким образом история немецкого искусства начиная с 30-х годов 15 века рассматривается в следующем томе.
Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Церковь Елизаветы имеет три нефа одинаковой высоты при двойной ширине среднего нефа. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Примером замечательных ворот романского типа могут служить ворота в Комбурге.
Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Позы естественные, одухотворенные. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем.
Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу — горельефу. Начиная со Столетней войны строительство в Англии сокращается. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза). 3ападное окно-роза посвящено будничной жизни людей.
В Италии получили воплощение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, «розы». Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. 13, 14вв. Она значительно отличается от скульптуры романского периода. Науки изображались в виде величественных и серьезных дев, держащих в руках различные атрибуты.
Усилилась роль круглой пластики. Готическая скульптура – явление огромного значения в мировом художественном творчестве.
Одни архитектурные части незаметно переходят в другие, столбы сливаются с системой арок, ребра сводов становятся плоской декорацией. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Складки одежд разработаны уже с известным реализмом.
1240). Вот таким образом их назвали готическими — по имени варваров — готов, когда-то разоривших Италию. Новый свод привел к неизбежному преобразованию интерьера. Из гражданской архитектуры этого периода наиболее знаменит Вестминстерский королевский дворец (XVI в. ) с его Вестминстер-холлом площадью полторы тысячи квадратных метров. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы.
Оно подменяло живое творчество богословской учетностью. Преобладает фиолетовый цвет, воспринимающийся как цвет готики. Лица всех наумбургских статуй полны своеобразного глубокого чувства, овеяны мыслью, отмечены разнообразными проявлениями человечности. 1265). Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура». Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва. Интерьеры значительно более дифференцированы, дробны, чем французские.