До сих пор Фальконе в первую очередь известен как автор этого памятника, равных которому в мировой скульптуре немного. Посмотрите на эту самую известную скульптуру Фальконе «Амур, грозящий пальцем». Первые навыки скульптурной работы Фальконе, вероятно, получил в мастерской дяди.
Французский скульптор Этьен Морис Фальконе, создатель знаменитого Медного всадника, представлен в этих залах скульптурой Амура. Этьен-морис Фальконе, скульптура и литература. Фальконе известен в первую очередь как автор монумента Петру I в Санкт-Петербурге, равных которому в мировой скульптуре немного. По сравнению со скульптурой Поэзия Адана, выполненной с подчеркнутой манерностью и перегруженной многочисленными атрибутами, статуя Фальконе кажется строгой, почти классической в своей изысканной простоте.
Фальконе известен в первую очередь как автор монумента ПетруI в Санкт-Петербурге, равных которому в мировой скульптуре немного. В середине XVIII века при дворе Людовика XV преобладала мода на искусство рококо и Фальконе по заказу мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV, создал настоящие шедевры скульптурного искусства, полные грации, нежности и одухотворенности.
Дидро увиденным оказался доволен. Излюбленный сюжет мастеров эпохи рококо – изображение божества любви купидона. Нужна была большая, необработанная глыба камня, «дикая скала», как говорил сам скульптор. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Пигмалион – это кипрский античный скульптор. Пушкин), складывающееся при взгляде сзади и справа, сменяется ощущением стремительного движения вперёд при осмотре с других точек наблюдения -- это та неудержимая динамика, которую задал Пётр жизни России.
И у скульптора возникла мысль – бросить под копыта змею. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. Его принесла группа «Пигмалион и Галатея». Через полгода у скульптора случился апоплексический удар (так тогда называли инсульт), приведший к параличу. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам.
Статую отливали по частям. Например, случайно так вышло, что Петр показывает рукой в сторону Швеции. Скульптор расплакался.
Однако маркиза умирает. Статуи располагались с учетом постепенного нарастания эмоционального воздействия. Его дед был хлебопашцем, отец – столяром. Изучая античность, они пришли к выводу, что древние греки уже достигли абсолютной красоты и утверждали, что нужно больше изучать их произведения. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года. В настоящее время Медный всадник является популярным местом для молодожёнов. Этьен-Морис Фальконе задумывал Медный всадник без ограды.
По сигналу были сброшены полотняные завесы. В 1766--1778 годах Фальконе жил в России и эти двенадцать последних лет творчества отдал фактически только единственному своему произведению -- памятнику Петру I (после него он не сделал ничего примечательного, тем более что в последние десять лет жизни мастер был разбит параличом). Он умело расположил фигуру в пространстве, мягко и уверенно моделировал мрамор, добившись впечатления живого трепета обнаженного тела.
Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешёл к изучению деталей. По существующей традиции первое имя было именем его крестного, второе — родного отца.
Роха. Давид (к слову, в согласии с названным стилем в одеянии всадника соединяется русское с античным). В 1770 г. гипсовая модель памятника была выставлена «для всенародного зрелища». Вот таким образом работа не могла его увлечь. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской.
Однако высшим достижением французского мастера явилось созданное им в Петербурге. Буазо – создает необычайно полный спектр французской пластики середины и второй половины XVIII века. Среди местных жителей скалу называли Гром-камень. С огромной экспрессией скульптор передал страдания юного охотника, которого терзает лев.
Каждый аспект выявляет новые художественные достоинства произведения.
Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену. И вообще больше он в России не был. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна — «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая.
С 1757 по 1766 г. Фальконе возглавлял модельную мастерскую Севрской мануфактуры. Эти работы принесли ему известность и славу. В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Он утверждал, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе и подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения».
Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Наибольшую же роль сыграл Жан-Батист Лемуан известный портретист и придворный скульптор. 1 ноября 1777 года была безупречно отлита недостающая часть памятника. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Однажды в доме Дидро, своего близкого друга, он сделал набросок скачущего галопом коня, поднятого на дыбы на краю обрывистой скалы властной рукой всадника — Петра I. Тогда же в Париже скульптор выполнил эскиз памятника из воска. Предварительно он долго и детально изучал движение коня с всадником.
Последние годы жизни был парализован и не мог работать. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Внешне суровый, он требовательно относился к себе и без снисхождения к другим, был горд и независим, все говорил прямо, вот таким образом имел много врагов.
Долгое время никто не хотел браться за такую сложную работу. При этом памятник должен был быть поставлен таким образом, чтобы Петр мог смотреть правым глазом на Адмиралтейство и в сторону всей империи, а левым — на Васильевский остров и завоеванную им Ингерманландию. Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, – зачем сажать его в клетку. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло.
Это было закономерным явлением вXVIIIвеке. пишет Фальконе. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. После отъезда мастера за ходом работ наблюдал архитектор Ю. М. Фельтен.
О, если бы приведенный мною к концу памятник достоин был и великого мужа им изображаемого, если бы памятник этот не постыдил ни художества, ни отечества моего, тогда бы и я мог с Горацием сказать: «Не весь я умру. ».
Огюстен Пажу делает надгробный памятник для сводной сестры президента Академии художеств И. И. Бецкого Анастасии Трубецкой. В 1777 — 78 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. статуе «Зима». В честь этого события была даже выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись "Petro primo Catharina secunda" («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. Изучая анатомическое строение лошади, скульптор много рисовал, затем лепил, пока не почувствовал уверенности в том, что овладел формой. Такова его статуя Нежная грусть (илл. В1744принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в1754 годуза исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Сначала создавалась так называемая Малая копия с ее принципиально важным для Фальконе решением – Петр верхом на вздыбленном коне, остановившийся на краю обрыва и жестом правой руки утверждающий могущество новых идей. Он уже тогда понял, что сделал дело всей своей жизни. Представить их помогает одна из чрезвычайно выразительных характеристик, данных в поэме А. Пушкина «Медный всадник» (кстати, её название закрепило широко распространившееся в обиходе россиян «неофициальное» наименование прославленного памятника).
Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. В остальных Фальконе вез эскизы, книги и инструменты для работы. Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. Однако бронзовый конь, стоящий на двух ногах, мог получиться неустойчивым. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Позже издается пятитомный труд Пьера Левеска по истории России.
Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. Человек, обуздавший стихию.
Утверждая, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения», – тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, соответственно, классицизм с рококо. Технология была очень сложна. Его силуэт четко вырисовывается со всех сторон. Екатерина смотрела с балкона сената.
Скрытый источник дневного света усиливал эмоциональное воздействие этой сцены. В 1778 году в своем последнем письме к ЕкатеринеIIФальконе докладывал об окончании работ. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Они работали по сигналу барабанов, дробь на которых отбивали барабанщики на вершине скалы.
Но и это не помогло ему выполнить заказ. Но скульптор всего этого не видел.
Звание академика он получил только спустя десять лет, в 1754 году, за перевод этой группы в мрамор. Ремесло скульптора он стал осваивать у своего дяди Ж. -Б. Для колоссальных произведений скульпторы должны делать свои модели на месте, где должна стоять статуя. Интерес к России, стране своеобразной, возникает во Франции с началаXVIIIвека.
Роха. Под его началом Этьен Фальконе украшал версальский парк. При этом он подробно разбирал их достоинства и недостатки.
Не исключено, что Фальконе имел в виду вовсе не врагов Петра, а собственных. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Моление о чаше— это единственная фигура, которая сохранилась от всего ансамбля. Шедевр Фальконе стал прямым прообразом знаменитой поэмы А. Пушкина «Медный всадник» и последующих её интерпретаций.
Скульптурой он больше никогда не занимался. Впечатление торжественного покоя «кумира», застывшего в «неколебимой вышине» (А. Над толпой пронесся возглас восхищения.
Фальконе не хотел подражать ни классическим древнеримским конным статуям, ни европейским монументам XVIII в. Талантливый скульптор задумал изобразить лошадь всадника «в галопе и на подъеме». За этим указующим путь перстом и во всей композиции нетрудно почувствовать мысль об огромной, но «неотёсанной» стране и организующем её начале, о безмерно властной силе преобразователя, преодолевающего любые препятствия. Отказался от нее и специально приглашенный специалист из Франции. Фальконе решил заниматься этим сам и даже специально изучил литейное дело.
Родители назвали его Этьен Морис. Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Литейную мастерскую построили рядом с Сенатской площадью. Брошенная навзничь мужская фигура, нависший над нею огромный орёл, жадно клюющий печень титана и пылающий факел, лежащий на подножье изваяния -- всё в точности соответствует атрибутам легендарного образа. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Мастер огромного диапазона, Фальконе обладал ярким многогранным дарованием.
Фальконе выставил статую в Салоне и получил почетное звание профессора. В ожидании отливки статуи Фальконе взялся за подготовку постамента. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног (Флора, 1750-60, Эрмитаж), юной девушки в античном хитоне с голубем в руках (Нежная грусть, 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион (Пигмалион и Галатея, 1763, Лувр) исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации. Талант Фальконе-монументалиста раскрылся в период его пребывания в России (1766-78) и работы над памятником Петру I, установленным на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М. А. Колло). Работа в церкви продолжалась в течение десяти лет — почти до самого отъезда скульптора в Россию. На родине художник принимал участие в создании скульптур нескольких церквей. Он был сыном простого столяра.
Природа и люди противоставляли ему самые отпугивающие трудности но сила и упорство его гения преодолели их, он, быстро совершил то добро, которого никто не желал. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Позвольте мне высказать жёсткую истину. Он сумел найти остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры.
«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать», . 23 сентября 1770 года гранитный камень доставили к Сенатской площади. Он же выполнил фигуру змеи под копытами коня, которая служит одной из точек опор статуи.
Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.
Когда восхищенный ваятель поцеловал статую, богиня совершила чудо. Сотрудничая с Буше, Фальконе сначала выполнял модели по его рисункам, а в дальнейшем работал самостоятельно.
Скульптор расплакался. Только целует руку девушки не Пигмалион, а маленький Амур за спиной девушки. Особой прелестью в этом отношении отличается «Амур» (1775--1758, неслучайно Фальконе повторил эту скульптуру). Один из её смысловых посылов -- именно волей и трудами Петра Великого Россия обрела статус морской державы. В 1764 году Фальконе работает над заказом мадам де Помпадур.
Те же черты классицизма мы видим в его группе Пигмалион и Галатея (илл.
Его отец был простым столяром. Прежде чем приступить к работе, он изучил массу исторических документов, осмотрел в Петербурге все, что граничит с Петром, дворцы, картины, скульптуры. Об этом творении Дидро сказал: «Если бы эта группа, скрытая в земле несколько веков, была извлечена оттуда сломанная, с отбитыми руками и ногами, но с именем Фидия, высеченным на ней по-гречески, я молча и с восхищением смотрел бы на нее». За эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве назначенного. Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции.
Просека была извилистой. Когда модель была закончена и утверждена, встал вопрос об отливке. Идея монумента была продумана мастером еще во Франции. Спектакль повторялся неоднократно вплоть до 60–х годов.
Творческие пути художников весьма различны. Он восхищается Бернини, но некоторые его произведения резко осуждает. Фальконе до того ни разу подобным не занимался, вот таким образом настаивал на том, чтобы из Франции вызвали специалистов. Это один из тех фактов, которые заставляют признать: у императрицы имелись определённые основания для того, чтобы на постаменте было начертано «Петру Первому Екатерина Вторая». Фальконе писал одному из своих друзей во Францию: «Совершил я свою главную работу.
1770. По суше скалу перетаскивали почти год. Мастерская скульптора находилась на Малой Морской улице. Скульптор превратил холодный мрамор в фигуру, наполненную жизнью и теплом. Это ее самое лучшее произведение. Этьен Морис Фальконе родился 1 декабря 1716 г. в Париже в семье столяра. Гудон, Э. М.
Но, возможно императрица знала о существовании единственного исключения в ряду работ французского мастера, о скульптурной группе «Милон Кротонский» (в гипсе -- 1744, в мраморе -- 1754). Усидчивый юноша поступил в мастерскую к прославленному в то время скульптору Ж. Лемуану. Последние восемь лет жизни за прикованным к постели Фальконе ухаживала Мари Анн Колло. Список знаменитых мастеров таких, как Ж. А. В 1778 г. все работы были завершены. На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно.
Учителем и близким другом Этьена был Жан Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. Он задумал его в виде гранитной скалы. К 300-летию со дня рождения Э. М. Фальконе Санкт-Петербургский Музей городской скульптуры открыл выставку «Воздвигнул медною главою кумир на бронзовом коне» По этой строке из пушкинского «Медного всадника» ясно, что экспозиция посвящена знаменитому памятнику на Сенатской площади. Самая известная работа Фальконе – знаменитый «Медный всадник», ставший не только памятником основателю Петербурга, но и символом города.
Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Данную работу можно считать эталоном актуализированной антики: она абсолютно безупречна с точки зрения требований классицизма, однако в воплощении идеальной живописной красоты явственно проступают миловидные черты современницы мастера.
«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал скульптор. 11). Военным парадом управлял князь А. М. Голицын. Скорее всего, это и сыграло роль в выборе будущей профессии для Этьена. Настоящий триумф принес Салон 1763 года, где Фальконе выставил группу «Пигмалион и Галатея» – в этой работе уже сказываются черты классицизма. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной».
Каждый из четырнадцати воротов приводили в движение тридцать два человека. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. В работах исполненных по заказу мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV, старался следовать господствовавшей при дворе моде на искусство рококо. Приехал, создал гениальную статую, уехал и умер.
За ними последовали статуи «Психея» и «Флора», скульптурная группа «Пигмалион и Галатея». В жесте правой руки царя скульптор стремился запечатлеть, по его выражению, «отеческую десницу», простёртую над «объезжаемой страной».
Поцеловав статую, скульптор оживил ее. Влияние талантливого мастера на скульптуру Севра было столь велико, что годы работы мастера на мануфактуре называли «периодом Фальконе». Лемуана, сразу распознавшего способности своего ученика. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран.
Условия Фальконе определяли: памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера". Через полвека поэтический гений А. С. Одежда ниспадает мягкими складками, придавая группе внешнюю нарядность. В мае 1770 модель была выставлена для всенародного зрелища. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции.
Его доставкой руководил известный инженер М. Ласкари-Кар-бури. Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Он колоссален, но лёгок, он мощён и грациозен, его голова полна ума и жизни.
Отец Этьена Мориса Фальконе был подмастерьем столяра, а мать — дочерью сапожника. Императрица начала холодеть к французу. Именно во Франции ЕкатеринаIIпоручила Бецкому заняться поисками художника для исполнения памятника ПетруI, так как монумент работы Карло Растрелли уже не отвечал ее вкусам. Он критикует Микеланджело, но воздает должное его гению.
Кроме того, чёткий силуэт статуи связывается то с различными объектами ансамбля обширной Сенатской площади, то с простором Невы и виднеющейся вдали Петропавловской крепостью, с которой начинался Петербург (именно к ней обращён взгляд Петра). В этих и других книгах большое внимание было уделено личности и исторической роли ПетраI. Но Фальконе никак не удавалось сделать голову всадника. Используя памятники античной культуры и в первую очередь мифологию, они в героических образах прославляли феодальную монархию. Фальконе в совершенстве изучил философию, латынь, стал замечательным теоретиком искусства. В ыбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе.
чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму XVIII в. (Пигмалион, мрамор, 1763, Лувр). Выполненная ей модель понравилась всем. В образе божества любви воплощена именно младенческая пора жизни (пухлое детское тельце, курчавая головка изящные крылышки).
Причем не такой уж выдающийся. Генваря, 20. В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника.
И какой успех. Образ законодателя и преобразователя, умного и грозного властелина, увлек и Фальконе. Одной из последующих работ исполненных Фальконе в 1752 году по королевским заказам, была мраморная статуя Музыка (илл. В помощь скульптору с Литейного двора был переведен «пушечных дел мастер» Е. М. Хайлов. Кажется, что из открытого рта вырываются крики боли, ужаса, бессильной ярости. Эта эволюция постепенно подводит к работе под названием «Зима» («Аллегория Зимы», 1763--1771), воссоздающей пору цветущей молодости.
Он отправился в Голландию четырьмя годами ранее. Все говорили, что в мире не существует подобного примера отливки и что она не удастся. Нужно было поднять его из болота на выровненную и подготовленную дорогу. Она находится ныне в собрании ленинградского Эрмитажа. Возвышаясь на постаменте из цельного камня в виде волны, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга.
В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно. Первая большая самостоятельная работа Фальконе – Милон Кротонский, показанная в Салоне 1745 года, была сдержанно принята Академией, но принесла ему известность. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны.
Милон всей тяжестью тела придавил свободную руку, другая осталась защемленной. В 1734-44 учился в Париже у скульптора Ж. Б. Лемуана. Они объединили вокруг себя все передовые силы страны. На площадь вступила гвардия.
В двадцать два года он женился на дочери столяра-краснодеревщика Анн Сюзанн Мулен, у них родилось четверо детей (из них в живых остался только будущий художник Пьер Этьен). В 1744 г. Фальконе выполнил скульптуру «Милон Кротонский», которая принесла ему известность. Но Фальконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии. Суворову 1799--1801, «Самсон, раздирающий пасть льва» 1800--1802).
Скульптор почувствовал, как под его поцелуем мраморная Галатея стала оживать. Только через десять лет за вариант Милона Кротонского исполненного в мраморе (1754, Лувр), художник получил звание профессора и стал адьюнкт-профессором. Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным.
В статуе царя, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Знал бы ремесло, был бы честен и не забывал бы по воскресеньям дорогу в церковь. Фальконе решительно отверг этот проект. В настоящее время она украшает залы французского искусства.
У него блестящая память. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Нужного результата смогла добиться ученица Фальконе Мари Анн Колло. Вот тут как нельзя кстати оказалось приглашение в Россию. Генваря, 20.
На сей раз выбор темы предоставляется скульптору. В Размышлениях о скульптуре он писал: Натуру живую, одушевленную, страстную — вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне. «Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой или создать нечто великое», — напутствовал скульптора Дидро. Долгожданный успех принесло участие Фальконе в Салоне 1757 года.
Это был героико-драматический эпос -- художественный сплав, который приобрел важнейшее значение несколько позднее, на рубеже XIX века (его ведущим представителем стал Бетховен). В одном из писем к другу Дидро, между прочим известного философа, Этьен Фальконе говорил: «на углу Вашего стола я сделал набросок Героя, берущего на скаку эмблематическую скалу». Кто не видит, как циркулирует кровь в жилах Милона Версальского. Я обещаю Вам после своего возвращения большое восхищение перед Вашей статуей Зимы, которая, как говорят, чудесна, — пишет она ему в 1767 году, но весной 1770 года обещание еще не было выполнено. Пень защемил руку и в этот момент на Милона набросился лев.
В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Под копытами коня Фальконе поместил змею. В 1757 г. в Парижском Салоне были выставлены статуи работы Фальконе «Купальщица» и «Грозящий Амур», получившие поистине триумфальный успех. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.
Фальконе сумел нарушить традиции конных памятников XVIII века со спокойно сидящими фигурами королей, полководцев, победителей в римских панцирях или пышных одеждах, окружённых многочисленными аллегорическими фигурами. В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно. Фальконе, О. Роден, А. Матисс, выставлены целыми комплексами произведений. Этьен Морис Фальконе родился 1 декабря 1716 года в Париже, в бедной семье ремесленника. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ (Франция, обнимающая бюст Людовика XV по рисунку Ш. Куапеля, 1748, завершена О. Пажу в 1779, Лувр), Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками.
Екатерина II, поручившая ему этот грандиозный заказ, не ошиблась в выборе, хотя могло показаться, что вряд ли такое по плечу автору «милых, нежных, грациозных» вещей (особенно это касалось статуэток, выполненных из севрского фарфора). Фальконе был человеком очень дотошным. По заказам из России он создает и ряд других портретов.
Многие из скульпторы Франции обращались к прообразу маленького бога любви, который играя стрелял любовными стрелами в сердца людей. Этьен Морис Фальконе (1716—1791) был выходцем из парижской бедноты. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. Еще в Париже скульптор сделал эскиз памятника из воска. Работали сотни людей. Символизируя враждебные России силы, она одновременно служила бы дополнительной опорой.
Такое ощущение, что он был орудием судьбы, не более. Здесь он делал первые шаги к искусству. Екатерине модель понравилась и скульптор приступил к работе.
Она четко вырисовывалась на фоне росписи — синего неба с облаками. Перед скульптором стояла сложная задача. Фальконе Этьен Морис (Falconet) (1716-1791), французский скульптор. Ее поза и жест маловыразительны — она как бы застыла в заранее продуманном положении на лице — требуемое каноном выражение восторженного обожания, а не искренняя радость. Во Франции он сейчас почти забыт. Семья Фальконе происходила из провинции Савойя. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров – Гром камень.
В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Мне кажется, что когда человек из плоти, он не должен думать, что другие из мрамора.
Но, опираясь на опыт великих мастеров итальянского барокко, он достиг единства внутреннего убранства церкви с архитектурными формами, умело используя эффекты освещения и общую перспективу. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Этьен работал у дяди подмастерьем.
Позже Этьен перешел в ученики к столяру и быстро превзошел своего учителя. Колло мечтала о работе над портретом императрицы. Многие смеялись над задумкой Фальконе. Тогда же им была начата статуя Зима, заказанная маркизой Помпадур и завершенная уже в России в 1771 году. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Роха, для которой он выполнил восемь скульптурных групп.
Девочкой она пришла в его мастерскую после смерти своей матери, оставленная отцом, который не интересовался ее жизнью. Известно, что Фальконе в своей творческой жизни не был счастлив. Овладевшим каким-либо ремеслом хотели видеть своего сына и родители Этьена Мориса.
Она предназначалась, как и статуя Поэзия работы Ламбера Сижисбера Адана, для украшения замка Бельвю (что означает прекрасный вид), расположенного на холме в живописной местности на полпути между Парижем и Версалем. И этому он научился почти самоучкой. Заказов на крупные монументальные работы, о которых скульптор, не поступало. Еще будучи в Париже, Колло выполнила скульптурные портреты Дидро и Голицына. Надо признать, что, как и в случае со скульптурой «Амур», которая отнюдь не соответствует авторскому обозначению «Грозящий Амур», реальное воплощение в данном случае вышло далеко за пределы первоначального замысла.
Настоящий триумф скульптора ждал на выставке Салона 1763 года. Под копытами коня Фальконе поместил змею. За эту статую молодой мастер был принят в Королевскую академию художеств. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса. Вы верите легко злу. Медный всадник (1766-1778).
Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. и завершена в 1771г. ), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро.
Он оказался упрям и настойчив. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Мнения высказывались самые разные. Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой скале — вот сюжет, данный мне Петром Великим. В живописи доминируют притушенные нежные тона. Опора же из двух ног казалась ненадежной – вздыбленный скакун запросто мог переломиться.
Роха. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Галатея просыпается и с ласковой улыбкой тянется к пораженному юноше.
Роха и на Севрской мануфактуре, куда он поступил в 1757 году. Роха, врач Камил Фальконе.
Севрский фарфор), создавал модели для статуэток (Купальщица, бисквит, 1758, ГЭ). Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Прямым аналогом этой скульптуры является более ранняя «Психея» (1751), где изображена девочка чуть старше, но столь же милая и с той же лукавой улыбкой на устах. Плавны и текучи линии стройной фигуры девушки, движения ее полны грации.
«Только природу, живую, одухотворенную, страстную, должен воплощать скульптор в мраморе, бронзе или камне», — говорил мастер. Выполняя заказы своих влиятельных покровителей, он потерял творческую свободу. Например, Бецкой хотел, чтобы Петр был изображен в античном одеянии. Замечательный по совершенству композиции и мастерству исполнения, памятник Петру I справедливо считается одним из высших достижений монументальной пластики XVIII в. Спустя десятилетия благодаря одноименной поэме А. С. Пушкина за монументом закрепилось название «Медный всадник». Пигаль, Ж. А.
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Генваря, 20. Но если Вы выступаете как официальный раздатчик идей, то Вы будете только смешны.
И какой успех. Родился будущий скульптор 1 декабря 1716 года. Начали отливать Медного всадника в 1774 году. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. В 1753-1766 гг. Лучше символа не найти.
Голова купальщицы чуть наклонена, что красиво подчеркивает гибкую линию шеи, лицо с несколько удлиненным овалом сохраняет детскую округлость – самые простые мотивы под резцом Фальконе становятся убедительными и поэтически выразительными. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. Вы настолько подозрительны, — пишет Дидро в одном из своих писем к Фальконе, — что мало кому другому было бы так же опасно, как Вам, сближение со злым человеком.
В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Итак, эта отеческая рука, это скачка по крутой скале -- вот сюжет, данный мне Петром Великим». Непосредственно установкой монумента руководил скульптор Ф. Г. Гордеев. В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть. Прежнее покровительственное отношение сменилось безразличием и даже недоброжелательностью.
Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. На открытии не было только самого создателя этого памятника.
Крылатый малыш приложил палец к губам, улыбаясь или предостерегая, собирается пустить стрелу в намеченную жертву, приглашая держать в тайне его проказы. Работа над Медным всадником достойна отдельной статьи.
Хотя она была холодно принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного». К полудню облака рассеялись. Готовясь к ней, скульптор тщательно изучил техническую литературу, присланную Дидро. Вообще совпадений, почти мистических, очень много.
Фальконе терпел долго, потом наконец ему все эти придирки надоели и он вспылил. Мастер воспользовался её помощью, поскольку его модели Екатерина II отвергла. Памятник открыли 7 августа 1782 года — в столетний юбилей воцарения Петра. Амвросия, которую взялся закончить учитель Фальконе, Лемуан. Именно Лемуан познакомил юношу с работами Пьера Пюже, сильно повлиявшими на взгляды Этьена как скульптора. И эта работа непременно должна была быть выполнена в мраморе. Он был не только скульптором, но и теоретиком искусства.
Параллельно со своей основной работой Фальконе сделал несколько мраморных фигур, среди которых выделяется скульптура «Милон Кротонский». Работа над моделью заняла полтора года. У подножия колонны — щит и рог изобилия. Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы (знаменитом Гром-камне, весом в сто тысяч пудов, доставленном на плоту из Лахты), памятник (после поэмы А. С. Пушкина за ним укрепилось название Медный всадник) выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Первой значительной самостоятельной работой Фальконе была скульптура «Милон Кротонский» (1744, Государственный Эрмитаж).
Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа. «Монумент мой будет прост. Эти выставки, так называемые Салоны, обычно открывались 25 августа — в день св.
Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Но, конечно, путь к вершине творческого пути оказался нелегким. Этьен Морис Фальконе умер в своем имении в Шатене 24 января 1791 г. Французский скульптор. Об этом писал Фальконе в Россию и его друг Дидро: «Покажите им Вашего героя на горячем коне, поднимающимся на крутую скалу, служащую ему основанием и гонящего перед собой варварство. ».
Произведения1750-60-х годов. Клодион, С. Л. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху.
Работы для церкви св. А. С. Фальконе специально изучал технику литья бронзы монументальных произведений. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов. В основе его творчества всегда лежало живое восприятие природы.
Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) – французский скульптор. Двадцати лет от роду он был еще малограмотным. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Там не будет ни варварства, ни любви народной, ни олицетворения народа.
Тоже символичное совпадение. Почему именно он. Торжество завершилось парадом.
«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. На эту же тему Жан — Жаком Руссо была написана комическая опера. Фальконе трижды переделывал голову Петра, стремясь создать убедительным задуманный образ. К сожалению, большинство его работ погибло во время Великой французской революции. В 1783 году Фальконе стал ректором-адъюнктом Парижской академии художеств.
Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая. (Фальконе иронично заметил, что «подобное положение глаз возможно лишь при косоглазии». ) Скульптор решительно отверг все предложенные варианты, чем вызвал большое недовольство Бецкого. Фальконе изображает момент трагической гибели атлета. Свои теоретические положения скульптор претворял в создаваемых им образах. Вся тяжесть перевозки монолита легла на плечи сотен крепостных крестьян.
Правда, Екатерина прислала ему в Париж золотую медаль с силуэтом Медного всадника. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке. Роха. Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции. В багаже ваятеля было 25 ящиков из которых лишь в одном находились личные вещи.
Каноны соответствующей традиции отчётливее всего сказались в соответствующей тематике: «Амур» (с повторением), «Флора» (также дважды), «Психея», «Пигмалион и Галатея» и т. д. От классики наследована чистота и законченность форм, превосходная обработка поверхности материала -- большинство его работ выполнено в мраморе и верх мастерства являет белоснежно-светоносная «Флора» 1775 года. У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый. Работа в церкви продолжалась в течение десяти лет – почти до самого отъезда скульптора в Россию. Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый – на здание Двенадцати коллегий. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе.
Установкой памятника руководил скульптор Гордеев. Любимым автором его был Пьер Бейль, один из первых просветителей — атеистов. С 1750 года они устраивались каждые два года.
Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Осколки с камня петербуржцы подбирали, делали из них набалдашники для тростей. Над моделью памятника в натуральную величину скульптор работал три года. В 1744 принят в парижскую Академию за представленную на конкурсе группу Милон Кротонский (авторский гипс – 1744, Эрмитаж) в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика.
Партер, расстилавшийся перед замком, был украшен трельяжами. Успех этой операции был отмечен выпуском специальной медали с надписью «Дерзновению подобно». Приближалось время отливки монумента. Если надо будет защитить камень и бронзу от сумасшедших и детей, на то есть часовые в русской империи. Движение ощущается особенно сильно, если мы встанем перед памятником: кажется, ещё мгновение — и конь обрушится и всё будет растоптано на его пути. Он объяснял свой замысел: Я ограничусь только статуей героя, которого не рассматриваю ни как полководца, ни как победителя.
Только через пять лет началась отливка статуи в бронзе. Описывая две мраморные статуи скульптора – «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга. Скульптор попадает в затруднительное финансовое положение. С 1773 года в отливке и установке памятника принимает участие архитектор Ю. М. Фельтен. Скала прибыла к Сенатской площади 23 сентября 1770 года.
Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг. Гудон, К. М. Еще до приезда Фальконе Бецкой представил свой проект памятника ПетруI.
В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Родные считали, что не так уж много знаний необходимо мастеровому парню. Вместе с опытным чеканщиком Сандозом, работавшим до этого над курантами в Петропавловской крепости, скульптор сам чеканил и отделывал бронзу.
Не дождавшись открытия памятника (1782), Фальконе в 1778 уехал в Голландию, а в 1780 вернулся во Францию. Напавший зверь опрокинул его на землю. Лукаво улыбаясь и как бы грозя или предостерегая, он собирается совершить очередную шалость – пустить одну из своих губительных стрел в намеченную жертву.
Но Фальконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии. Отливка памятника также оказалась сложнейшей инженерной операцией. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника.
Вручал медали князь Д. М. Голицын. Так продолжалось по несколько часов в день. Сейчас она находится в собрании петербургского Эрмитажа. Монумент стал революционным отступлением от всех общепринятых канонов того времени. Это уникальное художественное дерзание предвосхищает радикальные искания позднего Родена, а для своего времени ближе всего к тому движению, которое получило в немецкой литературе название «Буря и натиск».
В обрисовку мифологического существа очень многое привнесено от реальной натуры: забавно вздёрнутый носик и жест, призывающий хранить тайну (хотя по замыслу это «Грозящий Амур» -- таково полное авторское название работы). Вы сумели сделать в жизни и прелестную идиллию и отрывок великой эпической поэмы». Его силуэт чётко вырисовывается со всех сторон. Неудивительно, что открытие памятника прошло без Фальконе.
На этот раз работа удалась. Девы в парижской церкви св. Мягкий наклон его головы, хитрый взгляд, лукавая улыбка, пальчик, приложенный к губам, – все это придает живость композиции. По предложению скульптора на граните появилась лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» (Петру Первому Екатерина Вторая).
Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Почти всю жизнь Фальконе провел в Париже, городе, который был для него школой художественного мастерства. Кстати, установили Петра на Сенатской площади. «Личность созидателя, законодателя, благодетеля» приобрела, благодаря гениальной творческой интуиции иные масштабы и очертания. Что касается помощи своей ученицы, то Фальконе признавался: «Я обязан мадемуазель Колло превосходнейшими советами, она заставила меня уничтожить пропасть глупостей».
Фальконе, М. А. Семья Фальконе происходила из провинции Савойя. Фальконе принимал участие в украшении капелл Распятия и Святой Девы в парижской церкви Св. Огромный диапазон таланта Фальконе позволил ему одновременно работать в церкви св. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Но для окончательного приема в Академию ему необходимо преодолеть еще одно испытание.
В отличие от многих своих современников Фальконе не побывал в Италии. Я не видел Рима, — пишет он в своих замечаниях о статуе Марка Аврелия, — и я огорчен этим.
С резкой критикой аристократического искусства выступает Дени Дидро. Изменилась тематика произведений. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью.
Не дождавшись установки памятника, он уехал из Петербурга. Фальконе достиг славы еще при жизни, но не легко и не быстро.
Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой скале, – вот сюжет, данный мне Петром Великим. В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника.
Он предполагал, что Фальконе будет только простым исполнителем его идей. Его Амурка – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. У Фальконе Амур – шаловливый малыш, грозящий или предостерегающий, готовый выпустить очередную стрелу. Он сумел найти остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры.
Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Той самой, на которую вышли декабристы во время восстания.
Там он занялся литературным трудом. Будучи талантливой портретисткой (наиболее значительные её работы -- мраморные бюсты Фальконе и Дидро), она моделировала и голову Петра (в Русском музее хранится гипсовый слепок 1773 года). «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Он задумал его в виде гранитной скалы. Карл – главный противник Петра, его заклятый враг. Ни напряжения, ни труда не чувствуешь нигде подумаешь, что это работа одного дня.
Он писал: «Монумент мой будет прост. Не лучше отзывались, впрочем и некоторые из соотечественников Фальконета, напр., рекомендованные Дидро императрице для ее комиcсии о наказе и раздосадованный на скульптора за его малое внимание Ларивьер, возвещавший, что это «дрянной скульпторишка, а памятник царя нелеп и невыполним».
Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. Злой человек перессорил бы Вас со всей столицей. Пушкина дал ему имя – «Медный всадник». Ещё старше «Купальщица» (1757), в которой подчёркнуты грация и «галантный вкус». В дальнейшем под руководством своего учителя она сделала большие успехи.
Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра. Придворные интриги, зависть и недоброжелательное отношение Бецкого затрудняли жизнь.
Двенадцать лет, проведенных Фальконе в России, протекли в напряженной работе. Роха. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Юноша понравился Лемуану и был принят им в ученики. Устанавливали скульптуру на постамент уже после отъезда Фальконе из России. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.
Во Франции Фальконе прочитал в парижской Королевской академии цикл лекций изданных позднее в Амстердаме под названием «Размышления о скульптуре». Ценой неимоверных усилий Фальконе овладел обширными знаниями. Взялся за дело Емельян Хайлов, пушечных дел мастер.
Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе.
Простота и естественность, столь характерные для произведений Фальконе, здесь отсутствуют. Помимо памятника Петру I, в России Фальконе создал еще несколько произведений. Прослеживается путь великого ваятеля от ранних работ к наивысшей точке его мастерства, воплотившейся в «Медном всаднике», впоследствии ставшем самым знаковым брендом города на Неве.
Однако требовательный к себе ваятель считал, что к пятидесяти годам он «не создал ничего заслуживающего упоминания». Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Когда Фальконе вручили эту медаль, он расплакался.
Вариантов было несколько. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. Вызвали.
Этьен Фальконе родился 1 декабря 1716 года в Париже в семье столяра. Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервые представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский». 17).
Долгожданный успех принесло Фальконе участие в Салоне 1757 года, где он показал две работы: «Грозящий Амур» и «Купальщица». С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам.
Этот памятник известен всему миру. К нему Фальконе сохранил до конца жизни теплые чувства и благодарность, с ним участвовал в работах по украшению Версальского парка, где впервые увидел произведения выдающегося французского ваятеля Пьера Пюже. Трудно поверить, что малограмотный подмастерье благодаря своему неимоверному трудолюбию через некоторое время стал «самым образованным среди собратьев по искусству».
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе. Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервые представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский». Для него это был абсолютно новый и непонятный персонаж.
«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам.
Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. На его будущее значительно повлиял дядя – Никола Гильом, мастер-мраморщик. Обломок каменной скалы, который местные жители называли «Гром-камень», был обнаружен в непроходимом болоте поблизости от села Лахта примерно в 40 верстах от Петербурга. Балет Пигмалион и Галатея (музыка Рамо) был поставлен впервые в 1748 году.
Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. Возникает произведение, от которого никому не прибавляется радости. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза.
«Санкт-Петербургские ведомости» (август 1782 г. ) писали об открытии памятника: «В 2 часа стали собираться гвардейские полки Строй войска простирался до 15 000 На месте памятника взорам людей представилась дикая каменная гора, вышиной в 5, а в окружении в 32 сажени Сигнал открытия был дан ракетою Вдруг видению всех предстал изумленным очам зрителей Петр на коне, как будто бы из недр он внезапно въехал на поверхность огромного камня Ему отдали честь ружьем и уклонением знамен, а суда на Неве поднятием флагов и пальбою с обеих крепостей и беглым огнем». Фальконе много размышлял о постаменте для памятника. Движение ощущается особенно сильно, если мы встанем перед памятником: кажется, еще мгновение — и конь обрушится и все будет растоптано на его пути. Декоративное искусство утрачивает прежнюю монументальность. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит и предотвратить возможности вовсе не было. Дядя будущего скульптора Гийом был мастером по обработке мрамора.
«Мой царь не держит в руках жезла, — говорил о своей работе скульптор, — он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной». Вкусу Дидро Екатерина доверяла. В июле 1769 года была готова гипсовая модель памятника. Всепоглощающая жажда знаний заставляла его много и упорно работать. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Многие критиковали памятник резко и порой недоброжелательно. Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи.
В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Фальконе взял себе за девиз собственное мнение: «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или камне». Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, это эмблема побежденных им трудностей.
Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. В то время в Европе много говорили о России. Офицер снизу руководил ими. Природу живую, страстную – вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне, – говорил он.
Фальконе тепло относился к своему учителю до конца жизни. Смейтесь над глупцами и идите своей дорогой, — отвечала ему императрица. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. В этот период русским послом в Париже был князь Д. А. Голицын. К античному мифу об Амуре неоднократно обращались художники на протяжении многих веков.
В Петербург Пьер Этьен прибыл из Англии, где учился у Рейнольдса. На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно. Успех, который имело это произведение в Салоне 1763 года, был настоящим триумфом Фальконе.
Свою мечту он воплотил в мраморе. В 1770 году работа над большой гипсовой моделью была завершена. Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж. Установкой Медного всадника на постамент руководил архитектор Ф. Г. Гордеев. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана. Губерта. В 1752 г. скульптор изваял статую «Музыка» для замка Бельвю маркизы Помпадур.
Восприятие искусства у Фальконе было очень своеобразным. Еще перед отъездом в Санкт — Петербург у него созрело представление о будущем монументе. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает целое множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей (Психея, 1758, Эрмитаж). Прибавьте к этому, что Петр Великий сам себе сюжет и атрибут – довольно показать его. Так продолжалось по несколько часов в день. Долгое время Фальконе создавал небольшие статуэтки в духе модного в то время стиля рококо с фигурками амуров, влюбленных, грациозных купальщиц и резвящихся детей.
Это, однако, правда. Каждый аспект выявляет новые художественные достоинства произведения. Таким образом, Медный всадник стал, как Фальконе и хотелось в начале, той жирной чертой, которая завершила карьеру скульптора. В 1754 г. за выполнение скульптуры «Милон Кротонский» в мраморе Фальконе было присвоено звание академика. После отъезда из России Фальконе некоторое время жил в Гааге, где готовил к изданию свои литературные труды, а в 1780 г. вернулся во Францию. Как нельзя кстати, приходит предложение из России – возглавить работу по воздвижению памятника Петру I. Образ скульптуры возник у Фальконе сразу.
Он не дождался триумфа – торжественного открытия своего творения.
Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику. Это был так называемый Гром — камень (илл. Способ перевозки был разработан Карбюри Ласкари. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». В статуе царя, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Многие находили в ней общее с одноименной группой Пюже, хотя композиционное решение и трактовка образа у Фальконе были иными. Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург.
В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. В 1770 году работа над большой гипсовой моделью была завершена и Фальконе принялся за разработку постамента.
Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Последняя работа, выполненная им во Франции, — статуи для собора святого Роха. 1770. Ружейная и артиллерийская стрельба, ликующие крики слились в сплошной гул. Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену.
Далее по Финскому заливу её везли на барже. В центре обширной площади, над притихшей толпой поднялся Гигант на бронзовом коне (илл. Гораздо выше личность созидателя-законодателя». 4). Но сегодня, в день такой большой даты со дня рождения великого скульптора, мы немного расскажем о нем самом, а также о его известных пластических произведениях, хранящихся в Эрмитаже, Лувре и других музейных коллекциях. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам.
Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Почему француз иностранец. Статуи Музыка, Амур, Купальщица (все – 1750-е, Лувр), полные рокайльной (см. Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана.
Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе.
Самой художнице в ту пору не было и двадцати лет. Принадлежность этого произведения переходной фазе подтверждается появлением очень близкой ему лучшей работы русского скульптора Фёдора Гордеева «Прометей» (1769). Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Большие тенистые аллеи из заморских пород деревьев уводили в парк с многочисленными беседками и павильонами. Статуя Амура была выполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Вид пленит и очаровывает изяществом трактовки темы.
Известные художники Шарден, Карл Ванлоо, Удри были приглашены для украшения дворца. Губерта. 18). С неиссякаемой энергией Фальконе трудился над изготовлением утраченной формы. В 1777-1778 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника.
Они излагаются в статьях о выставках и об отдельных художественных произведениях. Людовика — и экспонировались в течение месяца. Русский скульптор Гордеев вылепил змею и она вошла в общий комплекс монумента.
Значительное место в его наследии занимают теоретические сочинения, тесно связанные с эстетикой французского Просвещения. Уже вXVIIвеке, в период царствования ЛюдовикаXIV, королевский двор был политическим и идеологическим центром Франции. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём.
Многие мастера отказались от подобной затеи. О ней пишет Вольтер в своей Истории России при Петре Великом, над которой он работал семь лет. Екатерина II встала на сторону Фальконе, посоветовав ему: «Посмейтесь над глупцами и идите своей дорогой». Он настойчиво возвращается к этим мотивам. Она подкупает своей жизненностью и непосредственностью.
Отливка, в которой принимали участие немецкие и русские мастера, прошла не совсем удачно, верхняя часть статуи пострадала и голову Петра, над которой трудилась ученица и помощница Фальконе Мари Анн Колло, первая во Франции женщина-скульптор, пришлось отливать отдельно. Кажущаяся простота и легкость, с которой Фальконе решает свою композиционную задачу исключительная жизненная правдивость изображения говорят о высоком мастерстве скульптора, создавшего бога любви в образе ребенка, покоряющего своей искренностью.
Вокруг памятника выстроились войска, на Неве стояли военные суда. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров — Гром-камень. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Князь Д. А. Голицын в письме к Мариньи интересуется его мнением об этом эскизе.
Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. В произведениях Фальконе 50-х – начала 60-х гг. Русская императрица Екатерина II состояла в переписке с многими выдающимися людьми Европы.
Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра. 16), получивший такое наименование изза ударившей в него молнии. На открытие его даже не пригласили. Ее судьба была тесно связана с жизнью семьи Фальконе.
Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф. Г. Гордеев. Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году. Вручил подарки князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Он пришел к выводу, что пьедестал правильной формы не подойдет.
Сведения о молодости Фальконе очень скупы. Этот момент и взял за основу Фальконе. Здесь же он опровергал слухи о недостаточной устойчивости коня. В центре, но не закрывая перспективу, помещалась группа Благовещение— две фигуры в сиянии золотых лучей.
В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть. Ваша чувствительность создает преувеличение.
На фоне зелени выделялись мраморные статуи. Здесь и показались его способности к резьбе по дереву. Свой первый большой заказ молодой скульптор получил в 1748 г. Это была статуя «Франция, обнимающая бюст Людовика XV», выполненная по рисунку первого художника короля Ш. Куапеля. По своей композиции эта скульптура напоминает надуманную театральную сцену. В течение двенадцати лет, во время пребывания в России, она была его помощницей, а затем стала невесткой, выйдя замуж за его сына — живописца Пьера Этьена.
Калло, О. Пажу, Ж. Б. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции. Описывая две мраморные статуи скульптора – «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга. Всадник на своенравном коне. Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Однако огромное упорство и потребность в знаниях, постижение искусства ваяния и самообразование за десять лет (1736-1745) пребывания в мастерской Лемуана привели к победе – учитель привлекает его к работам над самыми значительными своими произведениями: бассейном Нептуна в Версале и статуей Людовика XV. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину.
Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. В частности, в 1771 г. он завершил работу над начатой во Франции аллегорической скульптурой «Зима» (позже ее установили в Гатчинском дворце). Поэтический миф вдохновлял многих художников и музыкантовXVIIIвека. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Не случайно этот памятник стал художественной эмблемой Петербурга и страны в целом.
Но именно ему было суждено создать универсальный символ российского государства. Хотя она была холодно принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного». Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Фальконе выступал как теоретик искусства, зачитав в 1760 в парижской Королевской академии свои Размышления о скульптуре, которые вышли отдельным изданием в Амстердаме (1761). Праздник закончился военным парадом.
модель группы. Артиллерийский литейщик Хайлов спас модель и работа по отливке продолжилась. Фальконе мастерски использовал возможности обогащения формы при помощи игры света и тени.
Пушкина. Для этого был насыпан холм земли, по форме соответствующий пьедесталу. Оба творения редкого совершенства, но потому-то, казалось бы, должны исключать друг друга. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он очень много работал.
Удивительная судьба у Фальконе. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. Но способному ученику этого оказалось мало, ему хотелось работать самостоятельно.
Творческая эволюция знаменитого французского скульптора XVIII столетия Этьена-Мориса Фальконе. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Фальконе специально изучал технику литья из бронзы монументальных произведений.
Их соединили, залили щели и приступили к чеканке. Большой успех выпал и на долю «Купальщицы». Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму.
Большая семья, безденежье – все это мешало достижению заветной цели. Фальконе же предпочел одеть Петра в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам одним словом, это героическое одеяние». 1770. Для выполнения ее в мраморе скульптору была предоставлена мастерская в Лувре. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.
Скульптор впоследствии вспоминал: «Это была работа, вынужденная бедностью». Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) родился в Париже в семье столяра. Последний отвечает, что идея ЕкатериныII — создать монумент в память ПетраI — достойна того, чтобы ей аплодировали все нации, а выбор Фальконе делает честь французским художникам. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы. Работы по созданию монумента были начаты 15 (26) октября 1766 года, сразу после прибытия Фальконе в Россию. В 1757-66 Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры (см.