Известна и другая прекрасная скульптура Донателло – статуя воина, полководца Гаттамелата. В 1430 г. Донателло создал «Давида», первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Художественные фрески размещались среди изваяний из мрамора и бронзы. Вместо измельченных готических квадрифолиев эти двери украшают десять крупных, вписанных в прямоугольные поля многофигурных рельефов, уподобленных сложным многоплановым живописным композициям («Встреча царя Соломона с царицей Савской», «Сотворение Адама и Евы» и др. ).
Донателло интересно все, что отличается от стереотипа олимпийского спокойствия античности, его интересуют душевные потрясения, волнения, даже полуварварские позднеантичные образцы. Будучи в Риме Пизанелло много зарисовывал антики. Пизанская школа скульптуры— первая крупная школа скульптуры в Италии. Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник. 6-угольные рельефы для кампанилы Флорентийского собора (1437-39) имеют готические реминисценции, но это может быть вызвано тем, что серию начал Андреа Пизано.
Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII – XIV века – Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит. ) XV век – раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV – начало XVI века – Высокий Ренессанс. Глава семьи Лукка делла Роббиа (1399 или 1400-- 1482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурной техники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой. Первые двери (закончены в 1424) были связаны с конкурсом 1401 и предназначались для восточного фасада.
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Его искания достигли вершины в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425--1452 г. ), которые Микеланджело назвал «Вратами рая». Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности.
Благородство движений и жестов пророка напоминает древнего оратора, но с духовным напряжением христианина. В течение долгого времени живопись не занимала в культуре Британии ведущее место. Но его галерея медалей включает изображения Витторино да Фельтре (ок.
Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г. ) – юноша-воин с щитом в руке. В Ферраре он сблизился с Гуарино да Верона, которому подарил «Святого Иеронима», а тот в ответ посвятил ему восторженную латинскую поэму.
XIIIв. ) металлический лист— по-прежнему плоскость фона, на котором парят фигуры. Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. Диагональ меча подчёркивает неустойчивую динамику фигуры.
Сотворение Адама и Евы Райские двери, 1425-1452, бронза Баптистерий, Флоренция Донателло. Полулежащие фигуры, выполненные Арнольфо ди Камбио для фонтана, сохранились в городском музее в фрагментах. Им было создано надгробие для флорентийского вельможи Козимо Медичи, затем более двадцати лет скульптор работал над композицией Уверение Фомы. Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. Раньше рассматривалось каждое здание в отдельности Микеланджело впервые задумал площадь как целое, все элементы которого (лестницы, конная статуя Марка Аврелия, боковые фасады) ведут к центру – господствующему над городом и площадью дворцу Сенаторов. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков.
Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. Линии дугообразны, полны внутренней силы. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, -- один из излюбленных образов Ренессанса. Время Высокого Возрождения в архитектуре Италии было очень недолгим.
Один из наиболее трагических рельефов Донателло оттуда— «Положение во гроб» из серого камня со вставками цветного мрамора, полудрагоценных камней и мозаики. Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. Андрея» в Верчелли ещё дальше идёт процесс освобождения от иератического предстояния, характерного для Византии. Пиза являлась центром классической культуры и поддерживала связи с Востоком.
Их жесты естественны, лица выразительны. Впрочем, по-иному подходят к проблеме монумента. Главное, что поражает в памятнике – совместное энергичное движение коня и всадника.
Справа неумолимым потоком низвергаются в ад грешники. Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея (1515--1516 гг. ). Над этим уникальным произведением он проработал более двенадцати лет. Петра и создание новой огромной архитектурной композиции Ватикана. Слева возносятся к небесам праведники.
Дальше он продвигается в библейских рельефах главного портала собора Сан-Петронио в Болонье (1425). «Иоанн Евангелист» (закончен в 1415г., музей Флорентийского собора) выдвигает на первые план не технические и стилистические проблемы, а задачи структуры пластической формы. Первое произведение его пизанского периода— кафедра баптистерия (1260).
Также причудлива и фантастична концепция кантория— певческой трибуны Флорентийского собора (1433—1439). Таким образом, возник стиль Возрождение в архитектуре, единение классических контуров с новой эстетикой. Его рельефы на сюжеты из жизни святого Антония представляются одним из высочайших достижений этого вида скульптуры. Он обращается к суровой пластике Джованни Пизано и гуманизму Амброджо Лоренцетти. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах. Это один из первых ренессансных конных монументов. Давид увенчан лавровым венком победителя.
Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Художник долгое время творил, находясь во Флоренции. Поникшая Богоматерь полна глубокой скорби перед лицом безмерных человеческих страданий. Еще одна вилла, оставившая глубокий след вмировом искусстве.
Скульптура раннего Возрождения в Италии Гиберти. Цельное скульптурное изображение опиралось на стену, но не более того. XV век – время расцвета в Италии монументальной скульптуры. Тело слегка отклонено от центральной оси, центр тяжести смещён.
Этот трудный период в испанской истории вместе с тем стал и началом её культурного возрождения. Скульптура получает художественную самостоятельность и идейную значительность.
В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела. Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня. Наряду с сохраняющими свое значение образами христианской мифологии и античности объектом изображения скульпторов оказываются теперь и живые люди, герои современности.
Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Рядом с великими Гиберти и Донателло в жанре скульптуры работает Лука делла Роббиа— менее индивидуальный и блестящий. Они напоминают своей выразительностью живописные картины. По мнению Донателло, надо воспроизводить сечение «визуальной пирамиды»— плоскость. Тема развита в духе классических псалмов готических икон и аллегорий6.
Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер. Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Этот легкий, гармоничный и цельный фриз, составленный из фигурок танцующих путти (младенцев-ангелов), радостных и ликующих, пронизан единым стремительным ритмом движения. Брунеллески не замечает пейзажа.
Эпоха Возрождения также параллельна началу великих западных открытий. Здесь очевидно знакомство с гуманистическими идеями фресок Мазаччо. Художник подчёркивает «античный мотив» гробницы, чтобы придать изображению трагизм. Из мастерской Никколо Пизано вышли замечательные мастера скульптуры Проторенессанса -- его сын Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио известный и как архитектор Арнольфо ди Камбио (около 1245 -- после 1310) тяготел к монументальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные наблюдения. Каштановые волосы спускаются до плеч, обрамляя нежное лицо, внимательный взгляд карих глаз задумчив, чуть тревожен.
Поставленный перед церковью Сант-Антонио в Падуе, монумент не только сохраняет свою значительность в соседстве со зданием храма, но и организует весь ансамбль площади. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Кроме того, это становится ремеслом и эти вещи можно тиражировать. Фоном служит изображение сада с темной листвой.
Он одевает горожан в старинные одеяния, находя в их облике, поступках и нравственности добродетели древних. Его первый «сплющенный» рельеф— «Святой Георгий, убивающий дракона» (ок. Сюжеты панелей восходят к античным мотивам3. Гиберти. В творчестве мастера наступил новый период. Давид Донателло – также нескладен и несколько угловат.
Задачей Донателло было остановить стремительность ритма готического света, который делал её ирреально «вращающейся», желая зафиксировать светом дошедший из античности образ. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Внутри светового поля сцены создают сгусток интенсивного света, что обеспечивает идеальные условия для композиции и пластического развития сцены, гармонического распространения света. Фигуры пророков играют роль световых разграничителей.
В 1178 году он делает рельеф «Снятие с креста» для хора в Пармском соборе. Это уже не умозрительная история, а пережитая, последовательная смена эпох. Давид, около 1430 Национальный музей, Флоренция Роббиа Лука. Южная Италия в скульптуре выделяется более сильным тяготением к Византии. Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе – композиционный центр картины. Начало эпохи Возрождения приходится на первую четверть XIV века.
Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. С профилем Чечилии Гонзага перекликается образ дамы с одной из незаконченных фресок Палаццо Дукале. Мастерская Гиберти стала настоящей школой для целого поколения художников. В его же «Мученичестве св.
Скульптуры Верроккьо и Донателло окончательно оторвались от стен и представляют собой самостоятельные произведения искусства. Библейский Давид в исполнении учителя великого Леонардо (Андреа Верроккьо) – нескладный, угловатый подросток изумленный своей собственной победой над великаном, гордо попирает ногой голову поверженного врага. Свет дробный, то есть земной, он приходит на смену вселенскому общему свету. Это поза скорее греческого бога, нежели библейского персонажа.
Арнольфо ди Камбио, ученик Никколо Пизано, работает главным образом в Риме. Скульптуры эпохи Возрождения первоначально никак не о себе не заявляли. Его скульптуры для Порта делла Мандорла (флорентийский собор) соответствуют готическому стилю, в котором врата и были задуманы в XIV веке Джованни дАмброджо. Классических реминисценций (Гиберти) или латинских заимствований (Нанни ди Банко) здесь нет— ощущается сочный народный язык.
Она олицетворяет безграничную мощь человека. Фигуры занимают почти все поле рельефа, что придаёт значительность их объёмам. Каждая из двадцати восьми рельефных композиций этих дверей была исполнена на религиозный сюжет и вписывалась в квадрифолии (четырехлистниковые обрамления), еще связанные своей замысловатой колючей формой с готической традицией.
Вторые он изготовил в 1425—1452гг. Масса перетекает, фигуры напряжены, движение ритмично. Здесь начинается кризис гуманизма6.
Одним из учеников Гиберти был Донателло, быстро ставший самостоятельным скульптором. Сделанные в1670-х годах при участии великого скульптора Лоренцо Бернини, они и правда сложны и прекрасны, но вилле известной также подназванием Тиволи (по городу, на окраине которого она стоит) и без них есть чем заинтересовать публику. Последовательное обучение разным профессиям было не исключением, а скорее, правилом.
Со временем скульптуры эпохи Возрождения стали принимать все более самостоятельные формы. По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. Здесь традиционная иконография и тонкая отделка (идущие от Византии) сочетаются с почти подлинным ощущением важности размещения фигур в пространстве, зрелой упорядоченностью композиции. В его мастерской в качестве помощника работал молодой Донателло, в будущем великий реформатор итальянской скульптуры Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло (около 1386--1466), родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти.
Он был скульптор, ювелир, архитектор, писатель и первый историк искусств (как автор 3-томных «Комментариев»). для северного фасада и эти «Райские врата» были настолько прекрасны, что их поместили на более главном, восточном фасаде, а предыдущие поместили на северный6. Не менее ценным с точки зрения высокого искусства было также и позднее Возрождение. Брунеллески ориентируется непосредственно на Джованни Пизано. Поездка Донателло в Рим способствовала еще большему осмыслению им античного искусства, традиции которого находят претворение в рельефах кафедры Флорентийского собора (1433—1439). Статуя Мадонны уникальна по иконографии. Он был новатором почти во всех видах пластики, его творчество определило развитие европейской скульптуры в последующие века.
Темпьетто – высшее достижение ренессансной архитектуры в Риме. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Он распространяет тосканскую манеру по всей Италии, включая Неаполь.
В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. В период Ренессанса фасады домов облагораживались скульптурными композициями. Фигуры не сдерживаются рамой, жестикуляция нарастает.
Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Его пластика созвучна бургундской, в частности, Клаусу Слютеру. 1446) и Пьер Кандидо Дечембрио (1447—8)— не только государей, но и гуманистов. Россия была едва ли ни единственной страной, где английскую культуру знали и уважали. Горо ди Грегорио работал в Мессине (Сицилия)3. Не было расхождения в путях архитектуры, живописи и скульптуры.
Мастер изобразил юношу с непростым подростковым характером. Развитие получает жанр портрета, создаются конные статуи, украшающие площади городов. В 1445-50 гг.
Гиберти убирает из рельефа все «жеманство», ненужные детали, однако у него есть пережитки позднеготической эстетики— волнообразность изгибов, рассеянная освещённость, декоративность композиции, подчиняющаяся кривизне обрамления. Именно Донателло первым создал обнаженную скульптуру Возрождения. Гиберти ещё не отказывается от традиционных форм (в духе готики), но придаёт им новое звучание и трактовку5. Новые исследования происходят и в других областях, относящихся к науке, природе и миру. Квадратная форма разрушает плоскость двери, делает рельеф «окном» во внешний мир6. Она еще сохраняет связь с архитектурой, но уже не подчинена ей, как в средние века. Донателло также обращается к круглой статуе, становясь крупнейшим ваятелем кватроченто.
По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Герб и эмблемы модели убраны на реверс8. Творчество Донателло. В период готики начинается теоретизация техники искусства. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). Немногочисленные здания в чистом стиле Кватроченто выстроены в Риме и его окрестностях в основном по проектам Донато Данджело Браманте (1444-1514).
Гиберти описывает пространство в виде чередующихся эпизодов и плоскосей, Брунеллески его строит исходя из синхронности происходящего, динамического равновесия сталкивающихся сил. В такой среде, полной гуманистических устремлений, видимо, сформировался Никколо Пизано3. В частных домах старались не держать уникальные художественные произведения. Английское искусство даже в XVIII веке было мало известно европейцам. Здесь представлен торжественный отъезд кардинала Капраника на Базельский собор, длившийся почти 18 лет, с 1431 года по 1449 год, сначала в Базеле, а потом в Лозанне.
Работает Донателло и в рельефе, воодушевившись идеями Брунеллески насчёт перспективы. Ученик Вилиджельмо— мастер Николао дальше освобождает скульптуру от стенной плоскости. Тут практически дионисийство— путти в вакхической пляске, золотая мозаика, неровная поверхность, гирлянды и другие «античные» фантазии. Если возможно, да минует Меня чаша сия".
Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. Как это часто бывает свиллами той эпохи, главная ее прелесть – сад. Уже упоминавшийся Нанни ди Банко— в 1410-15 гг. Всего их двадцать семь и у каждой есть свои особенности: самая старая, самая маленькая. Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно.
Так, его «Юдифь» говорит о тщетности героических усилий, а «Мария Магдалина» олицетворяет скорбь и саморазрушение6. Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как «Распятие» и «Избиение младенцев». Переплелись между собой многочисленные фигуры матери, пытаясь спасти своих детей, вступают в схватку с солдатами даже львы, поддерживающие пизанскую кафедру, кажется, рычат от ярости. Фигуры изолированы, каждая имеет собственный жест.
Большого совершенства в технике майолики достиг также его племянник Андреа делла Роббиа (1435--1525). Его работы: порталы собора в Пьяченце (1122 год), в Ферраре (1135 год), соборе и церкви Сан-Дзено в Вероне (1138 год). Нанни ди Банко не ищет, подобно Гиберти, компромисса между античной монументальностью и современным интересом к душевным переживаниям человека, а просто выражает современное содержание «на строгой и безупречной латыни»5. В Риме он выполнил гробницу кардинала Аннибальди в Сан-Джованни ин Латерано (1276), сделал статую Карла Анжуйского, гробницу кардинала де Брея, гробницу папы Бонифация VIII и бронзовую статую св. В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки.
При ограниченной высоте рельефа автор создаёт перспективную глубину использует подмеченные в жизни детали (раздутые щёки трубачей и проч. ). Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. Колонны опираются на спины лежащих львов. В центре высится могучая обнажённая фигура Христа, вершащего Суд. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени.
В подобной ювелирной мастерской основы скульптурного ремесла изучал один из величайших скульпторов пятнадцатого столетия Лоренцо Гиберти. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Пропорции тела трактуются достаточно мягко, герой лишен выраженной мускулатуры. Мастер пытается возродить забытую (или пришедшую в упадок) технику отливки больших бронзовых фигур с круговым обзором. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига. Все эти познания помогали в работе над монументальной пластикой, отличавшейся особой тщательностью исполнения.
Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. «Благовещение» (ок. Линейных ритмов ещё нет, которые бы позволили статуе слиться с окружающей средой. Деревянное «Снятие с креста» из Вольтерры выполнено под влиянием Антелами3. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини.
Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по обеим сторонам которой располагалось шесть статуй святых. Не менее ценным с точки зрения высокого искусства было также и позднее Возрождение. Это слияние архитектуры с пейзажем будет потом блестяще развито стилем барокко. Второй раз Донателло обращается к теме Давида около 1430 года. Младенец ест черный виноград – символ причастия. Идейная и художественная специфика позднего портрета Пизанелло, по мнению Гращенкова, особенно непосредственно отразилась в его последней работе— портрете Иниго дАвалоса (1449).
Его рельефы отличаются малой глубиной, но пространство при этом там глубже, чем у Гиберти. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. В последний период творчества Донателло чувствует кризис гуманизма. Лицо его реалистично. Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. Его основные произведения предназначались для оформления флорентийского баптистерия. К периоду его увлечения классическими формами относится «Четыре святых» из Орсанмикеле.
Дома в Риме стали строить по принципу центрально-осевой симметрии. Широтой охвата жизненных явлений эти рельефы, по существу, могут соперничать с живописью. Отражённый свет даёт толчок всему движению.
Донателло в это время вводит в скульптуру ярко окрашенные элементы (позолоту, цветной мрамор, мозаику, терракоту), Паоло Уччелло живописью изображает статую, Брунеллески дополняет архитектуру красочными элементами. Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. Эволюция живописных портретов, вероятно, шла сходным образом. Как равноправный компонент она входит в архитектурные ансамбли на основе содружества, но не подчинения архитектуре. Художник долгое время творил, находясь во Флоренции.
Уверенно сидит на могучем коне кондотьер, держа в руке жезл командующего. Он часто работает вне Сиены (Лукка, Флоренция, Феррара, Болонья). А портрет Чечилии Гонзага (1447), наоборот, обнаруживает связь с менее классической традицией женских портретов Пизанелло.
Их тащат за собой дьяволы, преследуют бескрылые ангелы. Это своего рода «вульгарная латынь», на которую он переводит строгую латынь своих антикизирующих произведений6.
Повествование выглядит наивным и примитивным. Работа получилась реалистичной как по внешнему виду, так и по внутреннему содержанию.
Выбранная автором поза героя свободна, расслаблена. Самоуверенного, бунтарского склада. Брунеллески посвятил все свои силы изучению перспективы – основы всех художественных построений. В период расцвета Ренессанса в европейском обществе наблюдался интерес к античности. Многоугольная кафедра почти достигла формы круга, рельефы изогнуты как сегменты. В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15 века — Лоренцо Гиберти (1378—1455), в искусстве которого ясно обозначились устремления к реализму.
Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. Массы сплющены и раздавлены, ограничены контуром, создаётся перспектива. Разграничительная линия определяет их динамику.
В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. По сторонам от Мадонны – Иоанн Креститель и Мария Магдалина. Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. Сохранилась большая группа рисунков круга обоих художников, где классические мотивы римских саркофагов трактованы ещё с заметной готической стилизацией интерес к ним был унаследован от поверхностного «классицизма», который бытовал среди художников позднего треченто и простодушного любопытства ломбардских готических рисовальщиков-собирателей.
У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы. Глубокая религиозность, преданность идеям католической веры, воспитанная веками борьбы с завоевателями-мусульманами, стала одной из главных особенностей испанского национального характера, самобытно и ярко отразившегося в искусстве. Фонте Гайя (1409-19, Пьяцца дель Кампо, Сиена) построен по тому же принципу. – 1466). Позднее определится образец для подражания— статуя Марка Аврелия— она интерпретируется в памятниках кондотьера Гаттамелаты (Донателло) и кондотьера Коллеоне (Вероккьо). Гробница Иларии дель Каррето (ок. Он был сильнее увлечён классикой.
Возможно, античный памятник Марку Аврелию вдохновил Донателло на создание конной статуи кондотьера (наемного военачальника) Эразмо да Нарни, прозванного Гаттамелатой (1447—1453), Этот первый конный памятник в искусстве Возрождения, посвященный выдающейся личности, получил совсем иную, чем в античности, трактовку. Вероятно, он сформировался в Лукке, в кругу Бидуино. Знаменитая статуя Давида была создана Верроккьо в 1476 году. Статуя Давида – первая в ту эпоху круглая скульптура. Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII -- начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 -- после 1314). Причём маленькие медальерные портреты легко воспроизводились в крупных рисунках8.
В них прослеживается постепенное освобождение пластической формы от архитектурной плоскости. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв. В период Ренессанса фасады домов облагораживались скульптурными композициями. Мастер Баризано да Трани работает в бронзе (бронзовые врата соборов в Равелло, 1179 Трани, Монреале) и как художник-миниатюрист2.
Человеческая фигура вновь становится «мерилом всех вещей».
По словам итальянского художника, архитектора и историка Джорджо Вазари (1511-1574), растет не только уважение к искусству и классической античности, но и желание учиться у природы, подражать ей. Готический компонент здесь сильнее, чувствуется и переработка романских источников.
Несомненно, Пизанелло писал и другие живописные портреты, но ни одни из них не сохранился. Врата с изображением апостолов и мучеников «Порта дельи апостоли» из Старой сакристии Сан-Лоренцо (ок. Европейцы исследуют новые морские пути, осваивают континенты и создают новые колонии.
Гиберти Лоренцо. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения. Статуи 1411-36 гг., сделанные Донателло для Флорентийского собора, Орсанмикеле и кампанилы, показывают, как меняется его представление об «историческом персонаже».
Чем ближе фигура, тем ощутимее игра светотени. Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда. В его «Мадонне с младенцем» из музея Пизанского собора он прочерчивает силуэт силовыми линиями. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда.
Его «Четыре святых»— для той эпохи лучший образец гуманистического искусства, вдохновлённого античностью. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой. Его уникальный самобытный талант проявился в скульптурных композициях, послуживших украшением Флорентийской церкви Ор-Сан-Микеле. Почти классический характер сохраняет моделировка других скульптур Кампании (скульптурные украшения кафедры, амвонов, подсвечника для пасхальной свечи из Салернского собора, 1180). «Пир Ирода», рельеф для купели баптистерия в Сиене, построен на точном соблюдении перспективы.
Он не согласен с решением Гиберти (высокие части улавливают свет и он умелой лепкой объёмов направляется в глубину, образовывая «золотой фон»). Голова и волосы проработаны активней. Здесь нет и тени средневекового пафоса, патетики. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. 1420) для цоколя ниши статуи. В частных домах старались не держать уникальные художественные произведения. Высокие, светлые идеалы, которым мастер поклонялся всю жизнь, ушли в прошлое.
Простота изящество, легкость постройки пленяли не одно поколение архитекторов. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты. Что же такого особенного в местном саду. Сын Никколо— Джованни Пизано вместе с учеником Арнольфо ди Камбио создали кафедру для Сиенского собора (1266—1268). Здесь же в Падуе, в церкви Сант-Антонио, находится алтарь исполненный Донателло. Художественные фрески размещались среди изваяний из мрамора и бронзы. Крест на щите определяет оси.
Техника глазури (майолики) известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, почему и получила своё название, а затем широко распространилась в Италии. «Вознесение Марии» (ок. Творчество и скульптуры История зарубежного искусства Искусство Франции. Однако математики не чувствуется— есть взволнованный драматизм и световая насыщенность.
Таким образом, контакты с гуманистами прямо сказались в медальерном искусстве Пизанелло8. При флорентийской церкви Сан-Лоренцо, в которой были погребены члены семьи Медичи, мастеру предстояло построить и украсить скульптурой новую капеллу -- их фамильную усыпальницу.
Если Нанни ди Банко наделял своих «Четырёх святых» чертами античного портрета изучаемого в оригиналах, то Донателло, хоть и стремясь к воссозданию пластического благородства антики, не успокаивался, пока идеальная классическая модель не совпадала с чертами его реальных современников. Основоположником нового стиля являлся Донато дАнджело Браманте, талантливый архитектор, создавший Собор Святого Петра в Ватикане. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г. ), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование. В ней развивается тематика и пластические находки первой. Натурализм используется для иллюзорности. Предшествие теории практике характерно для искусства Ренессанса.
Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью. Его основная проблема— художественный язык. Фонтана Маджоре в Перудже (1278) состоит из 2-х многогранных чаш с декоративными панелями на аллегорические сюжеты и фигурами пророков и святых. Эпизоды построены на пересечении направленного движения. Великолепная скульптура Раннего Возрождения, таким образом, обрела свое место. Сравнение «Святого Георгия» (1420) с «Давидом» (1409) показывает прогресс: ноги расставлены в виде циркуля и несут вес туловища, а не просто играют роль опоры, руки подчёркивают прямую посадку и лёгкий поворот торса, а не являются дугообразными линиями. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.
Однако Гаттамелата— это мимолётная, немонументальная античность, вся в плавном движении. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум -- цельные и духовно богатые натуры. Мощный четкий силуэт купола и теперь царит над городом. Для автора бронзовых врат собора в Беневенто (1-я пол.
Это реальный образ, живущий во времени и пространстве. Это было светское здание – Воспитательный дом во Флоренции. Это искусство всё ближе к провансальскому, более чистому примеру романской архитектуры (таковы рельефы собора в Пьяченце, собора в Модене, фигуры мастера Гульельмо с кафедры собора в Пизе— ныне в соборе Кальяри, 1159-62 портал церкви Сант-Андреа в Пистойе мастера Груамонте, 1166 рельефы Бидуино для Сан-Кашано в Сеттимо, 1180 и Сан-Сальваторо в Лукке). В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Это трибуна на стройных колоннах с трехлепестковыми арками.
«Святой Людовик Тулузский» (1423): пластический объём воспринимается как высокий рельеф, насыщенный светом и тенью. Начало новой эпохи в архитектуре связывают с именем Филиппе Брунеллески (1377-1446).
В них сочетается индивидуализация портретной характеристики с растущей героической «антикизацией» образа, которая достигает кульминации в трёх медалях Альфонсо V Арагонского (1449). Вернувшись во Флоренцию в 1501 г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501--1504 гг. ). Сохранились его врата собора в Монреале (1186 год) и врата Сан-Раньери в правом крыле трансепта Пизанского собора. Теоретические размышления Брунеллески сыграли большую роль в переломе стиля. На лице застыла гримаса гнева и напряжения.
Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Знаменитая статуя Давида была создана Верроккьо в 1476 году. Подлинный расцвет английской живописи наступил лишь в середине XVIII века.
Затем Гиберти по-новому решает тему статуи. Свет лепит объём, а не стекает вниз по наклонным плоскостям, как раньше6. Петра, скульптуры для флорентийского собора3. Ученик и помощник Никколо Пизано, он стал гораздо более известным мастером, чем его знаменитый отец.
Скульптуры эпохи Возрождения первоначально никак не о себе не заявляли. Автор отходит от концепции Гиберти. В теоретическом плане без насилия над своим кредо он принимает новые положения (например, перспективу) как шаг в развитии. Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду. Этот стиль ограничен пределами одной римской школы.
Образ другой— не решительный и самоуверенный герой, а задумчивый юноша. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. Византийская догматическая культура стала прошлым, которое нуждается в отрицании. Почти одновременно с работами над собором Св. В кафедре церкви Сан-Андреа в Пистойе (1301) схема доводится до крайнего динамизма. В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. В плане этот маленький храм представляет собой ряд концентрических кругов.
Его смелое новаторство проявилось уже в первой крупной работе – грандиозном куполе собора Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. Контуры чётко обрисованы широкими плавными линиями.
В 1821 году историческое здание виллы снесли и построили новое – в1860 году его купил Павел Демидов (виллу иногда называют Villa Demidoff), во владении наследников которого, Абамелек-Лазаревых имение и находилось до 1955 года. Внимание переходит от одной детали к другой. Вилла во Фьезоле (1471) – самая садовая. Джованни ди Бальдуччо работал в Ломбардии, основав там первый центр тосканского изобразительного искусства.
Драматизм мира (человек и природа), постоянное стремление к расширению границ реальности и составляют для Донателло суть христианства и истории. Святой Варфоломей -- символ устрашающего отчаяния. наиболее последовательный и плодовитый сторонник возрождения античности.
1440-3) говорят о том, что Донателло начал вдохновляться позднеантичной живописью. Донателло делает большой алтарь для церкви Сант-Антонио в Падуе с 7 статуями и множеством рельефов (разобран). Этот рельеф— вершина «экспрессионизма» мастера. Он руководил как архитектор строительством кампаниллы Пизанского собора, а как скульптор— сделал «Царские ворота» собора (утрачены). Достраивал лебединую песню мастера его ученик Винченцо Скамоцци.
Появление Ренессанса в культурных сферах в первую очередь затронуло зодчество. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры.
Зодчий, проектируя здание, уже обдумывал его украшение. При этом они органично дополняли друг друга. Вспомогательные детали рельефа становятся материей, обретшей форму и ставшей светоносной. Он делает статую Иоанна Крестителя для церкви Орсанмикеле (закончена в 1414). К тому же в городе началась эпидемия чумы.
Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов. Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Сложившийся мастер— аноним, выполнивший в начале 13 века аллегорию месяцев и фигуры апостолов, а также эпизоды из жизни Иоанна Крестителя на портале пизанского баптистерия. Рельефы первых дверей— сцены выполнены с учётом сложной конфигурации рам.
Сама система формирования мастеров искусств способствовала этому. Творение шестидесятишестилетнего Микеланджело вызвало резкое недовольство в церковных верхах. Статуя стала гуманистической темой4.
В историческом плане он признаёт величие древних. Ведущая роль в нём принадлежала семье скульпторов делла Роббиа. Наиболее заметным проявлением ренессансной культуры стал стиль Возрождение в архитектуре. Великолепная скульптура Раннего Возрождения, таким образом, обрела свое место. Наглядностью деталей художник подчёркивает истинность, конкретность образа.
1406, собор Лукки) по форме опирается на французскую типологию, но с классическими реминисценциями (путти, гирлянды). Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Движение гигантских толп развертывается, по кругу.
Этот тип, который закреплён в живописном портрете, прямо повторён мастером в свадебной медали Лионелло дЭсте (1444), затем развиваясь в медалях Сиджизмондо Малатеста (1445), Доменико Новелло Малатеста (1445), Лодовико Гонзага (1447). Но именно тогда, когда он входит во вкус «антиклассической» античности, Донателло выполняет самую классическую из своих скульптур— статую Гаттамелаты (окончена в 1453). На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением. Во-вторых, это последняя постройка Палладио: он умер в 1580 году, когда отделказдания была еще не совсем завершена.
Его ученик— мастер Гульельмо, автор сцен из жизни Христа на фасаде Сан-Дзено. Одежда имеет внушительный, монументальный характер. Сад в Пратолино может служить сценой дляграндиозного спектакля на мифологический или героический сюжет (собственно, театральные представления тут и правда были нередки).
Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял в 1401 году первое место в конкурсе на северные двери баптистерия, работа над которыми продолжалась более двадцати лет (1404—1424). Здесь автор любуется обычным мальчиком, который оказался героем. В конце XVI в. алтарь был разобран.