Поэтому греческая скульптура оказала огромное влияние на искусство Древнего Рима. В результате этих событий, скульптуры древнего Рима видоизменяются, правителям придают более грубые и жестокие формы лица, пропадает идеализация персоны. Скульптура древнего Рима, как и древней Греции, развивалась в рамках рабовладельческого общества. Поэтому греческая скульптура оказала огромное влияние на искусство Древнего Рима.
Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Мастера той эпохи использовали для портретов различные, нередко дорогостоящие материалы: золото и серебряно, горный хрусталь, а также получившее распространение стекле. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Особого блеска во 2 в. достиг рельеф. она очень сильно опиралась на своих предшественников, а также на греческую. Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
«Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. Власти бесстрастной, недоступно высокой и непреклонной. Такие скульптуры изображают охрану чего либо. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Линии стали суше, жестче, однообразно повторяются складки одежд.
Третий стиль древнеримской живописи («плоскостный»)— также со сложными архитектурными построениями, но здания уже фантастические, отличаются графичностью, нежностью колорита. Скульптура полностью отражает мощь римской волчицы. «Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. Первый прославился тем, что написал поэму «Энеида», которая очень напоминала «Илиаду» Гомера.
Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. Существовал древний обычай снимать с умерших посмертные восковые маски.
Тpи pельефа алтаpя попали в Мюнхенскую Глиптотеку, четвеpтый – в Лувp. Пеpед храмом согласно pимской тpадиции был сооpужен алтаpь, котоpому и пpинадлежали пpедставленные pельефы, обнаpуженные в pуинах постpоенного здесь позднее Палаццо ди Санта Кpоче (Двоpец Святого Кpеста). Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора. Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи. Римские скульптуры намного отличались от греческих. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме.
Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Создавая портреты, римские художники также отталкивались от определенного «типа», который затем наделяется специфическими особенностями индивидуального лица. Но ему это не помогло.
Она создает иллюзорно-живописные эффекты и непосредственно передает эмоции. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы. В этом портретном бюсте так же нет отблеска греческого благородства. Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим.
В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Он имел двухъярусную колоннаду, ограничивался форумом Августа и базиликой Ульпия, двумя большими дугообразными кирпичными оградами и рядом «таберн» с нишами и окнами. Учитель: Да, действительно, он хитрый, злой и никого не любит.
Адриановский классицизм однако— временное явление в развитии римской архитектуры. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. 200-метровая лента показывает эпизоды двух кампаний в Дакии. Лицо и тело обязаны выражать достоинство в соответствии с занимаемым положением.
Император Август, по Светонию, принял Рим кирпичным, а оставил мраморным. Памятники римской культуры II-I вв. Многие специалисты, занимающиеся изучением древней скульптуры, утверждают, что «римский стиль» в этой сфере искусства не существовал в чистом виде.
Используя созданные греками образы для многих великолепных произведений искусства, римляне или искажали события в угоду своим властям или вовсе не придавали им большого значения. Важные исторические события римские творцы предпочитали изображать в виде барельефов. В скульптуре позднего эллинизма (в собственно Греции) широкое распространение получила холодная стилизация искусства зрелой и поздней классики, «классицизирующей иеоаттицизм». «Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века. Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом.
Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н. э. Стоит заметить, что музыкой увлекались все, включая римских императоров. Эти росписи основаны на подражании эллинистическим образцам. Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения. Колонна Траяна (113г. Копийные работы часто воспроизводились по памяти и с некоторыми отклонениями, что вело к эскизности, беглости в работе и быстроте в исполнении.
Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. Нахмуренные брови, взгляд, полный тревожной подозрительности Это портрет одного из римских императоров. Лица участников процессии портреты. В театре Марцелла (IIв.
Хорошо сохранилась статуя Аполлона. В статуе, найденной в Риме, Август показан полководцем, выступающим перед войсками. Здесь впервые начали задумываться об уникальности человека. Монументальная скульптура принимала формы, отличные от эллинских.
Скульптурный портрет со временем меняется. Лицо императора и фигура слишком приукрашены. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться.
Каждый из нас обладает одному ему присущими чертами и качествами. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Он был построен на южных склонах Палатина и служил театральным фоном для Аппиевой дороги.
Пространство нижнего этажа свободно открывалось в сторону форума. Наглядность пластического языка, разнообразие тем использование аллегорий и символики объясняет, почему саркофаги оказались так популярны для передачи первых христианских тем и стали одним из важных соединительных звеньев между позднеантичным и раннесредневековым искусством. Траян был изображен 90 раз.
В Риме создавали множество портретов таких важных государственных персон. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Эпоха Августа открывает новую страницу в истории римского портрета». «Во времена расцвета Империи создавались в честь побед монументы-трофеи.
Во II в. до н. э. Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного.
Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы. Речь идет о переходе от республиканской сдержанности к официальному «декоруму» Империи. Статуя как и греческая была раскрашена.
Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Однако и в монументальных портретных образах даже самого императора начинали чувствоваться усталость, философское раздумье».
Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме. Лицо лишено признаков возраста.
Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим". Мужественная фигура с мускулистым телом и обнаженными красивыми ногами напоминает скульптуры богов и героев древней Греции.
На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Они питаются молоком волчицы и являются сыновьями Марса – бога плодородия и достатка. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Его изобразили в обычной и естественной позе.
Император был образцом идеала и гуманности. Старались выделить лишь самые основные черты. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Великолепен портрет ростовщика из Помпей. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики.
Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Даже дети, присутствующие при церемонии, показаны с трепетной точностью. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы.
Станковая живопись Рима не сохранилась, но известна по источникам. Пол храма выложен мраморными плитами. Пластика скульптурных образов оказывалась сочнее и выразительнее. Связь с египетским портретом, мало заметная в голове с Акрополя, значительно более ощущается в таких памятниках такой серии, как портрет бритого римляна в Копенгагине с его удивительно четкой, геометрической структурой и обобщенноплоскостной моделировкой лица или очень близкий ему бюст римлянина в Капитолийском музее в Риме. Странное сочетание культа идиллистической красоты и грубой насмешки было характерно для массовой культуры того времени. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях.
Эмоции даков открыто выступают наружу. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Самое удивительное, что, сохраняя общий стиль, фигурки не повторяют друг друга.
Не каждому дано понять и увидеть другого, понять его красоту. Но если прежде искусство портрета носило в основном погребальный, замкнутый характер, то в бурную эпоху гражданских войн I в. до н. э. оно становится одним из самых действенных орудий политической борьбы. Рим был торжественным символом государственной власти, как и позже, при папах. Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.
В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Греция не составляла исключения в этом отношении. Этот обычай существует уже более двух тысяч лет.
С обстоятельностью очевидца повествует мастер о войне с даками. С конца III – начале IV в. римские портреты сильно изменились. Взгляд казался рассеянным и мечтательным, господствовало покорное подчинение высшим, не вполне осознанным таинственным силам». Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды. Древнеримская настенная живопись зависит от эллинистических образцов.
Ряд стилистических черт побуждает относить «алтарь» к рубежу 2--1 вв. Художник – это исследователь людей. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Портретная голова пожилого императора посажена на молодое тело могучего бога.
Бронзовые статуи, как правило, отливались, в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э. Здесь встречаются вставки иногда чёрного цвета, с контурными фигурками. Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н. э. ), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов. Обычные пропорции не используются. Этрусским скульптором Вулкой была создана из обожженной глины большая фронтонная композиция на один из сюжетов греческих мифов, распространенных и в Этрурии.
Греки изображали очень часто Богов в виде статуй, а римляне старались придать образ человека: его внешность. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Несмотря на отсутствие современных технологий обработки металлов мелкие детали бюста прекрасно выполнены. Он много платил своим солдатам, чтобы они как следует охраняли его. вере в одушевление природы.
Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" — VII – V вв.
Моделировка отечного лица с мешками под глазами, глубокими морщинами на провалившихся щеках, прищур, будто слезящихся глаз, редеющие волосы — все обнажает устрашающие признаки старости». Возможно, она так и осталась в «Вечном городе», но в феврале 1798 года в Риме был убит французский генерал Дюфо и началась оккупация города. На появление и развитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусская традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков.
«Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. Его отец перед смертью завещал двоим своим сыновьям любить друг друга, жить дружно. Скульптура Римской Империи. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом.
Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Пример – могущественная статуя императора Константина. Скульптору удалось виртуозно передать величественный покой, уравновешенность композиции. Дворец должен был бы стать монументом, увековечивающим божественность императора. Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами.
Нерон, видимо, ориентировался на восточную теократическую традицию, хотел создать «дворец солнца». С конца III в. до н. э. Большие пространства в помещениях заняты декоративной росписью и скульптурами.
В пейзажах и особенно портретах образ утрировался для большего правдоподобия. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. От Цезаря сохранился храм Весты и т. н. Базилика Ульпия повторяла в плане форум. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет.
Резко повернутая голова хищных животных встречалась не один раз ранее. Однако этот обобщённый стиль работы, основанный на быстроте и работе по образцам— нельзя сравнивать с импрессионизмом Нового Времени, который стремился к непосредственной передаче текущих зрительных впечатлений. Аполлодор из Дамаска, вероятно, планировал форум Траяна. Влияние востока чувствуется в роскоши отделки, декора, садов избыточности планировки. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре "Римской волчицы".
Скульптор показал рычащую, с настороженно поднятыми ушами волчицу, охранявшую своих питомцев. В своих шедеврах отражается своеобразный конфликт между отдельным человеком и обществом, который был спровоцирован глубоким социально-политическим кризисом, преследовавший Римскую империю в ту историческую эпоху. Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Это обстоятельство на фоне общего документального точного рассказа особенно заметно. Современная наука указывает несколько причин.
В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Одно время она находилась в собрании шведской королевы Христины и обозначалась так: «Картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». Это обширная прямоугольная площадь, обрамленная портиками, включала храм Марса Ультора3. В большинстве случаев – это надгробные стелы.
до н. э., линия патетически приподнятой, эмоционально-интенсифицированной, несколько идеализованной трактовки портрета (пергамская школа). В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. И выставлялись они в самых больших, светлых помещениях – парадных комнатах.
Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Дворец был разрушен Веспасианом, однако роль в развитии римской архитектуры сыграл. Памятники римской культуры II-I вв. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Каждое здание находит своё продолжение в следующем, образуя единое целое. Его образ символизирует силу и мощь державы, который, как считали, был предназначен руководить другими народами.
Нередко зрителям демонстрировались цирковые номера, театральная пантомима и сольные или групповые танцы. Величественный стиль Фидия идеальная атлетическая красота статуй Поликлета лучше всего подходили для выражения новых идей.
Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом. до н. э. Они улучшали бедняцкие кварталы, строили монументальные здания, разбивали сады и площади.
Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи. При Августе, Витрувий написал трактат «Десять книг об архитектуре», тщательный свод правил римской архитектуры, где обрабатывается и пришлый опыт, ставя греческие находки на службу римскому мировоззрению. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Более поздними эллинистическими образцами навеяны эпизоды росписей, например, «Альдобрандинская свадьба». Силуэты создают впечатление глубины пространства. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме.
По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Их изображения – своего рода парад высоких качеств. Августовский классицизм впитывал эллинистические влияния и этрусское наследство. Прежде всего это заметно по тонкой гравировке бороды и волос.
Художник ищет в человеке его индивидуальность, его характер. (сp.
Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. н. э. ). Его лицо передано с большой точностью, но его облик выражает мужественность, прямоту и честность, в нем подчеркнуты идеал человека, хотя, по свидетельствам историков, Август был аккуратным и жестким политиком.
Эта скульптура уже не «импрессионистична», а «экспрессионистична». Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Изобразительное искусство Древнего Рима в этот период претерпевает существенные изменения.
Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем. Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности. Римское искусство закончило огромный период античной культуры.
С IV в. до н. э. Для скульптуры времен Республики характерна эмоциональная скупость, отстраненность и холодность. На помпейской Вилле Мистерий сохранился фриз изображающий ритуальную церемонию.
И, в конце концов, сам был убит теми, с кем он был жесток и несправедлив. Древняя скульптура изображает мрачного тирана. Хотя оно пользовалось достижениями эллинистического зодчества (с его разработанной пространственностью), все равно оно проводит в жизнь свою концепцию, с новым подходом к пространству и архитектурной форме. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Провинциальные явления, в свою очередь, отраженно воздействуют на столицу и в IIIв.
Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Его звали Каракала. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Величественны также огромные статуи Диоскуров в Риме, на Квиринале. храм Фортуны Вирилис, остатки форума Юлия и базилики Юлия (на форуме времен республики). Их воспроизводят по памяти, дополняя деталями, зависящими от автора или заказчика. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим.
И сколько была жива римская идея, столько в ней не утрачивалась художественная мощь. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е – 170-е гг. Колонна с капителью дорического типа стоит на цоколе с ионической базой, обрамленной лавровым венком. Но на самом деле, особенно с распространением христианства, утверждается точка зрения «подданного», который в истории больше терпит, чем действует. Рельефы Арки Константина— сугубо провинциальны, почти ремесленны.
Т. н. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан. В эллинистический период наряду с драматическим, реалистическим воплощением глубоких и существенных психологических состояний (например, портретная статуя Демосфена, 3 в. до н. э. ) была широко распространена, особенно во 2--1 вв.
Поза Августа недвусмысленно повторяет статую Зевса Олимпийского. Лучше всего сохранились росписи в постройках Помпеи и Геркуланума. В их трактовки нет однообразного повторения, создается впечатление массы настоящих волос.
В пейзажах применяются приёмы для иллюзорной передачи.
В портретах внимание скульптора обращено, прежде всего, на красоту объемов, крепость остова, костяк пластического образа. Существуют 4 стиля настенных росписей.
Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. Вероятно, это работа копииста. С IV в. до н. э.
Портреты изготовленные для парада. Другая разновидность августовской архитектуры— триумфальная арка (например, в Римини, Аосте, Сузе), ведущая историю от этрусской арки, дополненной классическими элементами. В мраморных портретах, как и раньше, краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы.
Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. Римская скульптура – это не только изображение богов и императоров во весь рост. Вот таким образом такие изображения людей-властителей, людей-победителей стали называться парадными. Практически все представления проходили в жанре состязаний поэтов и музыкантов.
В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Так, на одном из рельефов изображена женщина с двумя младенцами, представляющая процветающую Римскую империю. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Величина изваяний (5, 50м – 5, 80м) также свойственно искусству этого времени, стремившемуся к монументализации».
Скульптура тетрархов доказывала конец эллинского образца красоты. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи. Нерон всех держал в страхе. Этрусские мастера почти не работали в мраморе, являвшемся для греков основным материалом. Траян был изображен 90 раз.
Художник перевоплощается в своего героя, чтобы лучше понять его. «В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов: статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение (лучший образец — в Ватиканском музее), полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов (статуя из Тиволи Римского Национального музея), знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках (повторение I в. н. э. в Палаццо Консерваторов), ораторов, выступающих с речами перед народом (бронзовая статуя Авла Метелла исполненная этрусским мастером). Кстати, сюжет рельефа порождает споры, связанные с датировкой. Ранняя римская религия была анимистической, т. е.
В этот период окончательно сформировались такие типы построек, как театр Древнего Рима (амфитеатр), акведуки, мосты. Что же хотел показать этим скульптор изобразив бронзовую Капитолийскую волчицу, кормящую Ромула и Рема. Сущность искусства в целом и скульптуры, в частности, Римской империи в полную меру начала выражать себя в произведениях этого времени.
В своих шедеврах отражается своеобразный конфликт между отдельным человеком и обществом, который был спровоцирован глубоким социально-политическим кризисом, преследовавший Римскую империю в ту историческую эпоху. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. Дело в том, что римляне, заказывая бюст предка (обычно только что скончавшегося почтенного пожилого мужчины), неукоснительно и с завидной настойчивостью требовали от мастера соблюдения единственного правила – бюст должен быть как можно более похож на оригинал. Главная героиня произведения – Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения.
В годы второго периода расцвета римского искусства – во времена ранних Антонинов – Траяна (98-117) и Адриана (117-138) – империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически. Ватикан) и Нервы (Рим.
Великолепен портрет ростовщика из Помпей. На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в главной комнате римского дома. Сеттиционий Септимия Севера отличался чередованиями ярусов и имел возможно 7 аркад. Мода на саркофаги с сюжетными рельефами стала утверждаться при Адриане. Римляне применяли роспись также для украшения фасадов используя их как вывески торговых помещений или ремесленных мастерских. В изображении ее вьющихся локонов скульптор отошел от плоскостности, заметной в портретах Домиции Лонгины. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). Люди уходят из Рима, переезжают на новые места в поисках утраченного благополучия. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема.
«Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца). В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков.
Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе.
Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. Главной заботой были техника плюс внешняя красота. Злая сатира проявлялась и в натуралистических статуэтках пьяных старух и стариков. В римском пантеоне было значительно больше богов, чем в греческой. до императора Константина).
При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Слишком много крови пролил он за время своего правления. Второй стиль древнеримской живописи более сложный: над цоколем изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины», обычно на мифологические сюжеты, с архитектурными или пейзажными фонами. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам.
Портретисты Домиции Лонгины используя высокие прически, в трактовке лиц, однако, часто придерживались классицистической манеры идеализируя черты, заглаживая поверхность мрамора, смягчая, насколько возможно, резкость индивидуального облика. Столь же выразителен портрет императора Каракаллы.
Но свидетельство их римского происхождения— подчеркнуто натуралистическая трактовка, огрубление образа (как бывало и у этрусков). На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Их образы являлись очень выразительными. Скульптурный портрет того периода развивался в нескольких художественных руслах. Этот поздний период открывает колонна Антонина Пия. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта.
Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Право на такую «привилегию», как создание посмертного портретного изображения имели только обладатели верховной власти, так как политической властью наделялись не только люди, выбранные народом, а прежде всего те, кто имел религиозные отличия. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Эмоции даков открыто выступают наружу. Пейзаж передается деталями— волной или куском стены.
Были среди музыкантов и певцов те, кого увековечивали в скульптуре. Рим украшало немало статуй богов: Юпитера, Ромы, Минервы, Виктории, Марса. Применялся второй стиль – архитектурно-перспективный. Его изобразили в обычной и естественной позе.
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Их образы являлись очень выразительными.
Марс разгневался на поступок людей и уничтожил все поля с урожаем. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих.
Женский портрет из Капитолийского музея с высокой сложной прической принадлежат к лучшим образцам портретной пластики эпохи Флавиев. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. Ограда образовывала площадки— экседры, широкие дуги. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста.
Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Эта голова, несомненно, восходит к портретам «старых римлян» с их жесткостью, но, основываясь на традициях греческого искусства, афинский мастер сумел придать большую достоверность и естественность этим резким и жестким деталям. Это люди-победители. Широко раскрытые в портретах IV в. глаза, смотрящие то печально и властно, то вопрошающе и тревожно, согревали человеческими чувствами холодные, костеневшие массы камня и бронзы.
В руках у него чаша с жертвенной влагой, которая проливается на землю. С конца III в. до н. э. Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е.
Скульптор проставляет Августа как героя. В изображении сада на вилле Ливии в Риме— прямо настоящий инвентарь растений. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Рим – не исключение. Период Римской империи считается временем подлинного расцвета древнеримского искусства. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом.
Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре. В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек. По верху алтаря в рельефе изображена торжественная процессия в честь императора. дон. э., после покорения Греции, контакты стали интенсивными.
Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей).
Вероятно, работой греческого мастера является превосходная голова из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках.
В эпоху Ранней Империи доминируют парадный и официальный портреты. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. Под влиянием греческого искусства римский портрет начинает терять черты натурализма, свойственные этрусской школе и приобретает черты некоторой обобщенности, т. е. Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков (ил. 63). Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях.
При Сулле возникают крупные общественные постройки (например, табуларий), город благоустраивают. Памятники римской культуры II-I вв. В портрете Нерона из Национального музея в Риме раскрывается не только холодная жестокость императора, но и страшное время правления деспота.
На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. За время правления династии Флавиев (вторая половина I в. Н. э. ) в скульптуре мастерам удается совместить яркую индивиду-ализованисть с точностью выражения неповторимого человеческого характера. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики. Различны позы и драпировка одежды. Основу инженерно-технической системы римлян составлял не мраморный блок (как в Греции), а туф плюс строительный раствор и отделка кирпичом. На фаюмских портретах лица изображались в фас с широко раскрытыми глазами, что свидетельствует об их «жизни». Скульптурный портрет в III в. Претерпевал особенно заметные изменения. «Круглая скульптура в годы адриановского классицизма во многом подражала эллинской. Деградация классического искусства в качестве реакции приводит к усилению антиклассического направления.
Особой популярностью и любовью римского народа в ту эпоху пользовались певцы и кифареды Апеллес, Терпний, Диодор, Анаксенор, Тигеллий и Месомед. Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э. ) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее. Маски хранили у домашнего алтаря. С 80-х годов 1в. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества. Он полон внимания, сосредоточен.
В то же время скульпторы старались изобразить стремительность движений, эмоциональное состояние портретируемого (положение тела, рук и ног, причёску и т. д. ).
Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. до н. э. ". Римское строительство было новаторским. Его искусство – уметь увидеть человека и показать его значимость, его привлекательность.
Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры. Хотя во время Адриана (117—138) классическое искусство переживает новый подъём— благодаря его личным вкусам, но это ненадолго. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности.
Стена разделена по высоте на два яруса. Амфитеатр на 45 тыс. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную.
В архитектуре доминируют арка, свод и купола. Более значительна по художественным достоинствам голова жреца (на его сан указывает венок или повязка на бритой голове), найдена при раскопках на Афинской Агоре и хранившейся в музее Агоры. Купол был подобен небосводу. Удались мастеру также и лица, особенно выразительное, плутовское лицо бога Гермеса. В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. н. э. ) создана спиралью рельефов с рассказом о военных подвигах императора.
В позднюю республику уже ощущается потребность украшать город. Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв. «В памятниках, принадлежавших этим различным течениям, можно заметить развитие пространственного понимания объемов и усиление эксцентрической трактовки композиции. Очевидно обращение к греческому канону и стремление к государственным соображением. Шерсть просматривается только на шее и на спине. Её вылили из бронзы примерно в 170 году.
Первая – искусство конца принципата (III в. ) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения римской империи). В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.
При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Подобный невысокий декоративный рельеф встречается в эпоху Августа часто.
Римский скульптурный портрет и его стиль изменялся вместе с изменением мироощущения эпохи. Задача искусства любой империи – возвеличивать императора и державу. Эти особенности ярко выступают также в многочисленных портретах любимца Адриана Антиноя. Республиканский период Римского государства ознаменовался окончательным формированием архитектуры: все без исключения комплексы (жилые и храмовые) приобретали осевое строение и симметричность. Это считалось престижно, достойно.
Это относится, например, к Египту и Вавилону. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. Стремление к конкретности приводило к тому, что мастера даже божествам придавали индивидуальные черты императора. Скульптурный портрет со временем меняется.
Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ). Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Мастер словно опасаясь забыть показать на фризе какуюнибудь важную персону. Центpальная гpуппа pельефа изобpажает бога моpя Посейдона и его супругу Амфитpиту, сидящих в колеснице, запpяженной тpитоном, мифическим существом, пpотома (пеpедняя часть) котоpого изобpажена в виде головы и туловища юноши, весело тpубящего в pог, посаженного на тело моpского змея. Создавались как бы типичные эталоны. Однако и в монументальных портретных образах даже самого императора начинали чувствоваться усталость, философское раздумье». Это образ немолодого человека с нестандартным лицом.
В центpальной части pельефа изобpажен алтаpь, слева от котоpого в величественной позе, напоминающей статуи бога войны Маpса, стоит полководец, в котоpом pанее видели Домиция Агенобаpба рядом с ним жpецы и их помощники игpающие на музыкальных инстpументах. Основой архитектуры Рима была арка, которая дает цилиндрический свод и крестовый свод. О влиянии римской цивилизации на современность говорится много и везде.
Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину. Сильными лапами грозный зверь просто вцепился в землю, а повернутая морда с оскаленной пастью и огромными клыками сообщают, что хищник готов всеми силами защищать Ромула и Рема даже, если ради этого придется отдать собственную жизнь. Узкая полоска фризы заполнена фигурами её участников.
Подобна и трактовка лиц: на устах Аполлона и Гермеса – улыбка, которою постоянно изображали греческие скульпторы в статуях 6го века до н. э. Но в персонажах, созданных этрусскими скульпторами, нет мягкости, созерцательности образов греческой архаики. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Лицо лишено признаков возраста. Но самым замечательным является тот факт, что скульптор изобразил и мельчайшие детали (напряжённые жилы и вены на шее, пересекающие лоб морщины), говорящие о силе и непреклонности государственного лидера. до н. э. весьма не многочисленны.
Об этом можно судить по храму Юпитера Капитолийского. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры. Архитектуру питали практические и идеологические интересы республики, вот таким образом прогресс строительной техники шёл так быстро, в особенности касательно конкретных задач (водопровод, очистные сооружения, опорные стены, военные машины, лагеря). Август, хотя и показан в парадном вооружении изображен босым, как греческий бог и герой. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция.
Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. С конца III в. до н. э.
Холодноватость и изысканность уточненность подобных рельефов несет в себе ту же рассудочность, что и римский стих и римская проза этого времени. является подлинно реалистическим. В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца.
В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее.
Французский генерал Бертье повелел везде расклеить объявления о готовящихся конфискациях произведений искусства: «из Рима будут взяты картины, статуи и предметы искусства, которые сочтет достойными для перевозки во Францию специально назначенная комиссия». Каракала, заняв трон отца, убил брата. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта. Обусловлено такое явление тем, что социально-экономические и идеологические факторы играли основополагающую роль в изменении стилистически-художественных форм.
Изображено много сенаторов, знатных римлян. Как и в Греции, жрецы в Риме – не особая каста, а выборные должностные лица.
Август-оратор обращается к народу. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров.
Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. Таким образом применяется выделение той или иной физиономической особенности. Самые известные поэты Рима – Вергилий и Гораций. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которых отмечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т. д.
до н. э. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлега, Праксителя, Лисиппа.
Скульптор изобразил сильного и прекрасного бога в быстром, стремительном движении, чуть наклонившимся вперед. Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке.
Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Кубический постамент колонны украшен рельефами изображающими военные трофеи. Наверное именно после этого легендарного факта, Марса стали олицетворять как Бога войны. Запечатлевать в облике города след своего правления для императоров стало традицией.
В Рим буквально хлынул поток греческих статуй.
Скульпторов меньше занимают красота и величие облика, характер и настроение человека. Провинциальное искусство поздней античности— и есть искусство подданных. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках.
Этот период отмечен усилием в сфере культуры индивидуалистических тенденций. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Наряду с сохранившимися традициями позднего эллинистического портрета, несомненно доминирующими в этой области искусства, сюда проникают традиции «староримского» направления.
Стилю императорских портретов подражали и частные. Использован метод выразительных свойств архитектуры.
Орхестра постепенно утрачивает своё значение, превращаясь в vip-места. Вы, не зная, кто здесь изображен, сказали самое главное об этом человеке. Мавзолей Августа включает восточную роскошь и этрусскую основательность, мавзолей Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге— цилиндрический в основании, мавзолей Кая Цестия— копия пирамиды. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократии.
Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория. Единственные примеры— изображения, включенные в настенные росписи Помпеи и Геркуланума. Храм построен из камня, кирпича и бетона.
В этой древней скульптуре обобщаются черты мировоззрения, которые были характерны для всей эпохи, когда в сознании жителей Рима преобладает разочарование в жизненных ценностях. Рельефы Арки Тита уже далеки от классицизма Августа.
Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. Создавалось впечатление полной замкнутости образа. В те годы чаще, чем раньше, создавались женские скульптурные портреты. Завитки локонов пышной короной украшают голову римлянки. Римляне, ценившие шедевры эллинской пластики, порой относились к ним с фетишизмом.
Базилика имела фундаментальное значение для общественной жизни, служа деловым центром. Позже она распространяется все сильнее из-за огромного количества в Риме мастерских. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Усиливается различие между официальным придворным искусством и прочим. Особое идеологическое значение он приобрел на тысячелетия. Колизей доминировал над пейзажем, завершал монументальную перспективу города.
Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка.
Римское искусство – последний этап античного искусства в критический период развития рабовладельческого общества искусство колоссальной державы, раскинувшейся от Геркулесовых столпов (современный Гибралтар) на западе до Индии на востоке, от Британских островов на севере до Африканского континента на юге. Ведь на земле нет людей, в точности повторяющих друг друга. В некоторых местах статуи четко просматриваются элементы позолоты.
Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Музыка Древнего Рима формировалась независимо от древнегреческой. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. В следующем столетии, при императоре Августе, классическое искусство получило статус государственного (августовский классицизм). – греческими скульпторами.
Они создавали свои статуи из бронзы (бронзовое литье было широко распространено в Этрурии), а также из обоженной и затем раскрашенной глины – терракоты. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Живопись и изготовление декоративных предметов также тесно связаны с этрусскими корнями.
Цезарь разрабатывает генплан, узаконивая его постановлением de urbe augenda («О процветании города»), который решает проблему роста населения и ухудшения санитарных условий. Это портрет не частного лица, а государственного деятеля, притом обожествленного. Форум Августа становится примером для других императорских форумов. В поздних памятниках этрусских скульпторов получают отражение римские идеи и темы.
В этих портретах показывали, как важен и значителен для жизни общества человек. Этим декоративным узором свойственна изысканность и чистота линий, красота скорее разумнологическая, чем чувственная. Это дело художника. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Он молод, но сдержан и умеет повелевать. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека.
Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Жесты, фон обобщены, деревья и архитектура— почти символичны. Здесь же было два библиотечных здания, храм Траяна и колонна Траяна. История развивается рывками, последовательность рассказа не соблюдается. Но если греки ваяли богов и мифологических героев, то у римлян появляются скульптурные портреты конкретных людей.
По поводу этого зрители говорили, что их меньше, чем актёров. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия, посвящённая Л. Корнелию СципионуБородатому, которая также даёт образец сатурнического размера. – греческими скульпторами.
Лицо императора и фигура слишком приукрашены. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). В высокой оценке античной (т. е. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост.
Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. Одни просто стоят, выставив ножку, другие читают присланные им послания, третьи играют в кости или мяч. Амулий не как такого не ожидал и разгневался на девушку.
Искусство Римской Республики. По-видимому именно соперничество политических группировок, возглавлявшихся беззастенчивыми честолюбцами, дало толчок подъему этого искусства, черпавшего силы в неослабевавшем интересе к индивидуальности, в той особой роли, которую играли в этот период «сильные личности» в борьбе партий и сословий. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. Вообще, само понятие монумента, такое важное для всей римской архитектуры, «граничит с желанием установить конкретную связь между историческим прошлым, настоящим и будущим, выразив, в осязаемых и непреходящих формах незыблемость идеологических устоев»2.
Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами. Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица. "Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Внутри колонны проходит винтовая лестница.
Ярким образцом последнего является скульптурный портрет императора Августа (рис. В портретах сильных и волевых людей республики запечатлены напряженные, суровые характеры современников и участников ожесточенной, охватившей все слои общества политической борьбы, кипевшей на Апеннинском полуострове. В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. «Война картин и статуй» – так характеризовал художественную жизнь Рима в этот период известный французский исследователь Яль.
до н. э. весьма не многочисленны. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого.
Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Август изображен в образе полководца с высоко поднятой рукой, в которой он держит жезл.
Но что породило мысль о "чуде". Траяна изображали девяносто раз. За свою долгую историю камея сменила много владельцев.
Люди в те времена ценили точность и объем форм при строительстве. Вот таким образом учиться римским скульпторам было, в общем-то, не у кого. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. Например, статуя римланки. Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев.
Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. вначале следовали классицистическим принципам, господствовавшим при Августе. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков.
Заказать свое изображение художнику – это было единственное средство сохранить свой образ для детей и внуков, запечатлеть себя сильным, здоровым и молодым или, наоборот, грустным и задумчивым. «В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских». Проект этот осуществляется полностью уже Агриппой и Августом. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы.
зрителей был тщательно продуман, транспортные и пешеходные потоки разделены. Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н. э. ) из золота и слоновой кости исполненная Фидием. В этих рельефах нет однообразного чередования персонажей, монотонного повтора складок одежд. Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы.
н. э. Каменные стены повсеместно облицовываются кирпичом или мрамором. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Художник обладает удивительным даром – даром внимательности, даром пристального взгляда.
Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям. Первый стиль инкрустационный, распространенный во 2в. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков.
Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях иногда кажущаяся чрезмерной. Он оживляет стены зданий, его свободный рисунок украшает поверхность сосудов, звучит на глиняных светильниках. В римском обществе более важным становится и частное жилище, типология которого зависит от материальных возможностей и общественного положения заказчика («Золотой дом» Нерона— императорский дворец городской дом патрициев— домус многоквартирные дома-инсулы в Остии). Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос.
Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. Эпоха гражданских войн совпала с расцветом римского портретного искусства. Самым ранним древнеримским портретом принято считать бронзовый бюст Юния Брута. Сельское происхождение римской цивилизации повлияло на развитие типа вилл. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс.
Яркость характеристик образов и экспрессивность присущи искусству этрусков. В качестве трофеев в Рим вывозились и скульптуры. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. Обычно это обобщённо элегические темы о скоротечной жизни и неизбежной смерти. Император, тем не менее изображен полуобнаженным и атлетически прекрасным.
Задняя стена (скена) становится архитектурным строением. Траяна изображали девяносто раз.
Ватикан), убеждает, что уже в статуе Тиберия, сохраняющей классицистическую трактовку лица изменилось пластическое понимание форм. Долгое вpемя пpедполагалось, что алтаpь, сооpуженный в Риме пеpед хpамом Нептуна, постpоенным цензоpом Гнеем Домицием Агенобаpбом (победителем Домиция Кальвина в сpажении пpи Бpундизии в 42 г. до н. э. ), датиpуется 35-32 гг.
43). На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. Гигантские статуи— «Колосс из Барлетты» и Колосс Константина— лицом и позой скорее боги, чем люди. Стилю императорских портретов подражали и частные. В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров.
Искусство возносит власть на недоступную высоту, делает её божественной и вечной. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Сам первый император Октавиан Август и его помощники заботливо поддерживали те направления в литературе и искусстве, которые отвечали духу официальной идеологии. Театр Древнего Рима изначально мало напоминал то, что сегодня мы считаем таковым. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж).
В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. События не подразделяются на кульминационные, движение оживленные— но не резкие. «Я взял Рим глиняным, а оставлю его мраморным», заявил Август в конце своего правления.
Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. изобpажение жеpтвенных животных на пpедставленном в зале pельефе с Фоpума Тpаяна). Например, «Гермафродит и Силен» из дома Веттиев: живописный язык отличается эскизностью, живостью и подчеркнутостью интонации, но при этом с иллюстрации условной схемы.
Это было граничит с тем, что наступала новая эпоха – эпоха христианского мировоззрения. Так в Риме установился художественный плюрализм. Барельефные изображения принимают формы панорам с постепенно развивающимся сюжетом. Стоит обратить особое внимание на форму ушей волчицы.
«Великолепный памятник времени поздних Флавиев — бюст молодой римлянки из Капитолийского музея. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). Представлены сам Август, его жена Ливия, члены императорской семьи. На лица накладывала отпечаток и бюрократизация всей системы Римской империи. С IV в. до н. э. Его предшественников, возможно, надо искать у варваров, в Нарбоннской Галлии— авторы Мавзолея Юлиев (Сен-Реми-де-Прованс), типичного примера провинциального искусства периода Августа.
является подлинно реалистическим. Промаявшись какое-то время с капризными заказчиками, римские мастера начали просто снимать со своих моделей гипсовые маски (понятное дело, посмертные), по которым специально обученный раб и изготавливал точно повторяющие их мраморные бюсты. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться.
Все более и более глубоко входит портрет в повседневную жизнь людей, в убранство их жилищ. Это жестокий воин, с грубым лицом, с короткими вьющимися волосами и бородой.
Фасад здания оформлялся более пышно, а к входу вел подъём (обычно каменная лестница). Арка приводит к изобретению купола. Таковы портреты Вителлия и Веспасиана, которому приписывают известное выражение: Деньги не пахнут. Римская империя распадается.
Пушкина в Москве. Ватикан) и Нервы (Рим. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. Здесь нет пластической свободы, характерной для греческих рельефов. К республиканским портретам относится и статуя римлянина, совершающего жертвенное возлияние.
В IIв. до н. э. В сцене с трофеями из иерусалимского храма пространство создается ракурсным изображением городских ворот. «Афинский художник» оставляет подпись под монохромной картиной на мраморе «Женщины играющие в кости». Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов.
Фигуры намечены обобщённо, свет падает резко. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. до н. э. весьма не многочисленны. Цирковые состязания, которые там происходили, одновременно были и «триумфальным шествием», постоянно разворачивавшимся на глазах у публики.
Римское государство очень сложно. Есть, конечно же и некоторые недочеты в работе мастера над данной скульптурой.
Римляне очень любили позировать художнику. Параллельно с ним в Италии существовали разнообразные эллинистические течения, которые в период упадка империи смешались с провинциальными направлениями. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Разве не было это чудом. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Быстрая техника резьбы пригодна почти для серийного производства.
Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. Арка украшена рельефами, на одной из которых изображен триумфатор, сопровождаемый воинами, на другом – торжественное несение трофеев, захваченных в богатых храмах Иерусалима. По его приказу двух братьев было велено бросить в речку, но Боги их помиловали. Состоятельные римляне порой заказывали статуи, представшие их с портретным бюстом предков. Как уже всем известно, Ромул и Рем стали создателями так называемого «вечного города». Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет.
Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком.
Амфитеатр Флавиев— Колизей, стал символом города. Этот поэтический настрой ведёт к нарушению классических канонов. против даков. Поверхность обнаженных частей тела полируется до яркого блеска, а волосы и одежда остаются матовыми. Из всего рассмотренного видно, что скульптура развивалась в рамках своего времени, т. е. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Древняя скульптура здесь отличалась конкретностью и чрезвычайной выразительностью.
Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. Базилика Юлия, репрезентативное и функциональное святилище римского закона было большим и имело 3-рядную колоннаду, образовывавшую две аркады. Изменения происходили и в пластике прямостоящих статуй. Сохранились рельефы, украшавшие этот алтарь. «Наша страна, говорил римский сатирик Петроний, до такой степени загромождена богами, что у нас легче найти бога, чем человека». Четвёртый стиль древнеримской живописи (появляется только в последние годы существования обоих городов)— с архитектурно-перспективным построением второго стиля, но с более интенсивным колоризмом и более сложной конструктивной организацией, подобной декорациям театральной сцены.
Наиболее значительные и ценные памятники римского скульптурного портрета времени поздней республики возникли на основе слияния традиций «старорисмкого» портрета, с его стремлением к протокольно точному, веристическому воспроизведению внешних особенностей человеческого лица и традиций эллинистического портрета, внесших в эти образы не только чисто формальное мастерство исполнения, живописно пластической лепки формы, но и элемент патетики интерес к передаче характера человека. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон и чем больше было таких масок, тем знатнее считался род. Жеpтвенную цеpемонию в обоих концах pельефа замыкают гpуппы воины.
Фигуры размещены в виде «гирлянды», визуально связанные на плоскости ритмикой изображения конских ног. В портретах этого периода можно выделить два этапа: траяновский, характеризующийся тяготением к республиканским принципам и адриановский, в пластике которого больше следования греческим образцам. Скульптура должна была прославлять человека и его потомков.