Независимо от того, был ли Давид заказан Медичи, Донателло работал для них с 1433 до 1443 года, создавая скульптурное украшение для старой церкви Медичи в Сан-Лоренцо. В 1430 г. Донателло создал Давида – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. О личной жизни мастера практически ничего не известно, зато историки сохранили подробности творческой биографии Донателло, считающегося родоначальником традиций Возрождения в скульптуре. Донателло (Donatello) – великий итальянский скульптор, основатель скульптуры эпохи Возрождения, новатор искусства своего времени. Следующее поколение скульпторов Возрождения создавали мраморные скульптуры, на фоне которых стиль Донателло стал постепенно меркнуть.
Донателло (донатело ди Никколо ди Бетто Бардиок. 1386—13 декабря1466, Флоренция)— итальянский скульпторэпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Один из величайших старых мастеров повлиял как на современников, так и на более поздние поколения скульпторов и художников, в том числе на Микеланджело и Джованни Бернини, а скульптуры Донателло являются украшением художественных музеях по всей Европе. Некоторые искусствоведы называют последний период творчества Донателло упадочным, возвращением к готическим традициям и говорят о преобладании духовной экспрессии, надлома, трагизма в ущерб реалистичности классической скульптуры. Донателло создал яркий образ, утвердивший победу ренессансного направления во флорентийской скульптуре. Творческое наследие Донателло огромно, включает в себя монументальные статуи, рельефы, скульптуры небольших размеров мастер одинаково успешно работал в мраморе, бронзе, дереве.
В славе и таланте не уступал своему старшему другу Брунеллески и Донателло (полное имя: Донатто ди Никколо ди Бетто Барди) – флорентийский скульптор, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло сделал первые революционные шаги в искусстве скульптуры – создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой. А начнем разговор мы не с соперника Брунеллески, которым в этом конкурсе был Гиберти, а с его друга Донателло, потому что именно Донателло можно считать действительно основателем скульптуры Кватроченто и вообще ренессансной скульптуры.
Знаменитая скульптура Донателло – золотая уменьшенная копия на квадратной малахитовой подставке в 1956 году была избрана итальянской Академией кинематографии в качестве национальной кинопремии Италии.
Георгия (ок. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам.
Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция.
В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. В скульптуре Св. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. В статуе св.
К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. И он чувствует скульптуру не просто как изображение некой абстракции, а он как бы вживается в каждого своего героя, он видит человека. Давид стату пророкв (приблизно 1430-1432 роки) багато в чому ще повязан з снувала в той час позднеготической традицю.
Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. GLRW. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Это еще одно новшество, введенное Донателло. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Это Гиберти.
Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Странные полуспущенные штаны, которые держатся на широком поясе, как установили историки, могут быть атрибутом фригийского божества Атиса. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Скульптури, створен ним у цей перод, дйсно прекрасн. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность.
Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Вн викону кнну статую Еразмо де Нарни (статуя Гаттамелати).
Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св. Лицо юноши, полное свежести и благородства. Искусство Бюллетень 83: 32-47.
И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. музей Барджелло). Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками.
Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Но сначала, может быть, два слова о том, кого, собственно говоря, прославил этим памятником Донателло. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей.
Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Спустя 90 лет Микеланджело создаст Давида: тело его полностью обнажено, правая рука опущена вдоль тела, в кисти вместо меча — камень, поворот головы вправо, дерзкий взгляд в сторону Голиафа (вместо змея), лицо полно чувства гордой мужественности.
Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. это действительно только самое начало работы.
Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Либо «кошка цвета меда». Бронзовый Донателло Дэвид и вопрос о внешней против внутреннего тирании. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) – оба в Падуе. Ряд композицй були закнчен вже псля смерт майстра його учнями – Бертольдо Беллаго.
Скульптурный ансамбль Алтаря Св. Т. е. Ренессанс Исследования 23 (5): 609-638. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня.
Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. Так подчеркнута глубина рельефа. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). В 1411–1412 он создает мраморную статую Св.
Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах.
Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Ширман, Джон (1992) Только Подключите. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой.
Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Его герой будет воплощением совершенства, подобно античным образам. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело.
Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Георгия» и «Св.
Между ними видны играющие музыканты. Andrew Баттерфилд, новые свидетельства в пользу Иконография Давида в кватроченто Флоренции, I Tatti Исследования 6 (1995) 114-133. Людовика Тулузского (ок.
Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. У него есть несколько планов в рельефе. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло.
В то время как Библия описывает Давида как прекрасного юноши и мы можем принять классическую основу для позе и наготы статуи (греко-римской герои, как правило изображается как обнаженных мужчин, стоящих в contrapposto), тем не менее существуют несколько замешательство элементы к Донателло Дэвид. Т. е. Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. Янсон, стр.
Такие победы одержали тогда и эти герои Возрождения — талаинтливые скульпторы. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит.
Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо.
Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид». Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. Связи Падуи с Флоренцией не прерывались и позднее, в первой половине XV в. здесь работали художники Паоло Учелло и фра Филиппо Липпи.
Стейнберг, Лев (1982). Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие.
Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Гайе, Г. (1840) Carteggio Inedito dArtisti деи secoli XIV. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других.
Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Poeschke, с. 377. Подобного итальянская скульптура в те времена ещё не знала. музей Барджелло).
В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е. Чимало запитань виклика пзнше творчсть Донателло. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Самые известные среди них – это статуи Евангелиста Марка, Святого Людовика Тулузского и Святого Георгия.
Они как бы окаменели от горя. Антония и изображениями символов евангелистов. В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Документы на статуи можно найти в Omaggio Донателло, 126-127.
(1980) Дэвид Миф в западной литературе, Университет Пердью Пресс, ISBN 0911198555. хиазм который знали скульпторы античных времен, но который был забыт в эпоху средневековья. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли.
Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Антония.
В его руках – меч, а ногой он опирается на поверженную голову Голиафа. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Это один из первых ренессансных конных монументов. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой.
«Св. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Марку» с Ор Сан Микеле.
Пять фигур находятся в музее собора. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Но он не был выдающимся мастером. Юноша в рыцарском вооружении стоит в твердой, спокойной позе, опирается на узкий, высокий щит с изображением креста.
Гринхал, М. (1982) Донателло и его источники, Лондон, р. 166. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Мария показана в сложном повороте.
И решена она тоже очень интересно, оригинально. На плечи наброшен короткий плащ, завязанный узлом. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. За допомогою дагонал, яку утворюють меч жезл Гаттамелати (прзвисько Еразмо), а також положення рук, обднав фгури коня вершника в цлсний силует скульптор Донателло.
Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. DOI: 10. 1111/j. 1477-4658. 2009. 00593. x. Скульптор роботи створив рзн за тематикою, в яких проявляться даний деал.
Георгий был покровителем воинов и оружейников. Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны».
Ну, когда труд был окончен, многочисленные граждане Флоренции собрались посмотреть на творение его рук и, конечно, все были в восторге. Может быть, это мое личное мнение. Марка». Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят.
А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти. Может быть, впервые, а может, даже редкий единственный раз искусство и религия вытеснили отсюда вот этот рыночный элемент и весь нижний этаж отдали под церковь. Окрм вищезгадано вн викону ввтар св. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок.
Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. Антонием. На самом деле все было не так. Гаттамелата – это прозвище. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Искусство Бюллетень 55 (2): 213-216. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол.
Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Он берет его за основу в образе Давида. Линии профиля определенны и чеканны. В творчестве мастера наступил новый период. Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д.
Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. И все это сразу выливается и в художественную практику. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества).
Донателло не был столь знаменит, но к тому времени уже выполнил несколько важных заказов. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.
DOI: 10. 2307/3049095. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Йому вдалося зробити клька просторових зон, в яких знаходяться персонаж. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м.
Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги.
Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. В его напряженном взгляде чувствуется готовность к сражению, выражение мужественной энергии. Фигура исполнена достоинства. 139-141, ISBN 0300092121.
Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде». Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид».
И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме. И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным.
Антония. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья.
Микеланджело и врачи. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж.
Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Frontain, Raymond-Жан. 1423—1425) и св.
Как она непринуждённа и изящна. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора.
Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства.
Пять фгур знаходяться в музе собору. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. Надгробие делится на три яруса. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. В действительности, все эти точки зрения односторонни.
Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм измельчённой дробностью линейного ритма. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Георгия» и «Св.
1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Здесь немножко другая история. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня.
Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата).
На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем.
Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. 77-86 Шнайдер, Лори (1973). Столь же выразительно и лицо пророка. Статуи для ниши с западной стороны кампанилы были созданы Андреа Пизано, по-видимому, в начале 1340-х гг. Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник.
Донателло строит образ на игре света и тени. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Их судьба иногда была драматической. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными.
Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. 122-127 и дальнейшее развитие в Paroncchi, Алессандро (1980) Донателло электронной Ира Potere, Флоренция, стр.
Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Ни один скульптор Возрождения, за исключением разве что Микеланджело, не создал столько прекрасных и таких разных произведений. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). В отличие от «Св. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Однако ни лицо богоматери, ни фигурка младенца не могут претендоваать на авторство великого скульптора.
«Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. Донателло вдлив в 1447 роц, а встановлена ця робота була трохи пзнше – в 1453-му. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. В его правой руке — тяжелый меч.
Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. Фортуна в глазах Дэвида. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него.
И все дело не только его в уникальном мастерстве. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Голов pа повернута слишком неестественно. музей Барджелло).
Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. Т. е. Политические показания Дэвид включают Сперлинг Кристин М. (1992). Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ.
Странность рисунке была интерпретирована в различных формах. музей Барджелло). В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне.
Красив мотив струящихся складок одежды. Лаврентия, во Флоренции. И он выходит с одной пращой. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. Omaggio Донателло, р. 125 Янсон, стр. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак.
Наряду с античным искусством изображения человеческой натуры, Донателло старался привнести побольше реальности в свои изображения. Евангелист Марк (1411). Зазор между небом и землей становится все меньше. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. polomuseale.
Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным образцом портретного искусства. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Статуя Святого Георгия, выполненная Донателло, принадлежит к числу произведений искусства, о которых можно сказать, что они словно живут «двойной жизнью»: есть подлинник, выставленный в Музее Барджелло и копия, которая занимает нишу на одном из фасадов церкви Орсанмикеле — именно для этого места и была создана мастером скульптура.
Донателло приближал рельеф к живописи. Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии.
PBS документальный фильм «Медичи», 2003 Poeschke, с. 398. Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Донателло «Давид» (около 1440). С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло.
С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Вверху изображены летающие ангелы. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте.
На его лице веселая улыбка. В рассматриваемой композиции св. Некоторые ученые видели элемент личности – своего рода дерзость – (contrapposto расслабленным позиция, сместился вес), предложенную поворотом туловища и размещения подбоченясь левой руки,, но в целом эффект эта цифра составляет довольно мягким.
Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. 1415, Флоренция, Нац.
История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики.
Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Бронзовый Донателло Давид и требованиями Медичи политике». Особенно это заметно в изображении св. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова.
И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато».
Образом послужил памятник Марку Аврелию. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. Полная мощь таланта и творческого потенциала Донателло впервые проявилась в двух мраморных статуях — Св. Удивительна судьба этого города.
Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Frontain, Raymond-Жан и Wojcik, Ян ред. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Может быть, льстивым был человек. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии.
Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456-57, площадь Синьории рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., – все во Флоренции). В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). 1415, Флоренция, Нац.
Эта тема позволила создать грандиозную композицию. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом.
Лаврентия изображающих Страсти Господни. Марка и Св. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана.
1455–1460). Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем». К этому же десятилетию относится и одна из самых известных работ Донателло — бронзовая статуя Давида (после 1420, Флоренция, Нац. Лаврентия изображающим Страсти Господни. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453).
На лице его застыла гримаса страдания. Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные).
Часом кажуть про занепад його майстерност, а також про повернення до деяких готичним прийомам. Ширман отмечает, что schiocha можно перевести как неосторожное или глупым. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Марка (1412 год), св.
DOI: 10. 2307/3177189. В действительности, все эти точки зрения односторонни. это (по-итальянски) Шана Sureck (14 июля 2002). Здесь представлены родные и друзья Христа. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»). У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. 1423—1425) и св. Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют. Мастерство Донателло настолько выросло, что он справляется с техническими трудностями постановки фигуры как бы мимоходом.
Донателло бросает вызов устоявшимся традициям. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе.
С такими он был непреклонен. Скульптура Донателло в перод з 1450-х по початок 1460-х рокв представлена статую Мар Магдалини (1455, фото див. Это движение приведёт флорентийцев на поле битвы, в котором им предстоит одержать множество побед. Бюллетень истории медицины 56: 552-553. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле.
Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Чином послужив памятник Марка Авреля. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Проверено 2011-10-10. Скульптор у виконанн дотримувався натуралзму, який межував з духовним надламом. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор.
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора.
У цих роботах переважа трагчна тема, яку розвива Донателло. Св. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. В 1403—07 гг. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Скульптура была создана как навершие фонтана во дворце Медичи, в 1495 после изгнания Медичи из Флоренции была поставлена перед входом в палаццо Веккио, в 1504 ее переместили в лоджию деи Ланци, расположенную рядом с палаццо Веккио, на площади Синьории.
И эти памятники начинают множиться. Линии в «Битве св. Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение. Omaggio Донателло, С. 196-197 Рэндольф, Адриан ВБ (2002) Привлечение Символы: Пол, Политика и публичное искусство в XV века Флоренция, Нью-Хейвен, стр.
Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения.
Лицо его отличается особой экспрессией. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно.
Во-первых, другой материал. Это способствовало процветанию торговли. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей.
Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами.
Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Среди многих работ, которые приписываются Верроккьо, достоверно документирована только одна. Лицо с любопытством пустой (как ни странно, то есть, если можно ожидать, натурализм, но очень характерные для готического стиля) и Дэвид кажется почти не знают о главе своей побежденным врагом, которая лежит между его ног. В ней нет и намёка на столь славную победу. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Петра и завершения ряда других заказов.
Донателло изображает Христа в левой части рельефа. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, грубоватые, даже уродливые, но живые и естественные. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Архитектурная декорация развивается в глубину почти до бесконечности и это демонстрирует замечательные возможности в передаче пространства с помощью перспективы. Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны.
Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Удаление пыли.
Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. Статуя полна жизни и изящества. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг.
И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Именно такая женщина была способна на подвиг. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Все в этой фигуре весомо и материально. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы.
Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. нателло.
Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. 101-115 и Fossi, Г. и другие (2000) Итальянское искусство, Флоренция, с. 91. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести.
Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. JSTOR 885118. Крам, Роджер Дж. И он же, Донателло их реставрировал.
Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Однако страдание обладает длительностью во времени. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко.
В конце XVI в. алтарь был разобран. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Хотя в них и преобладают трагические, скорбные чувства, они вызывают благоговейный трепет в зрителе, так как свидетельствуют о силе человеческого духа. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры.
Хорошо сбалансированный и превосходно сложенный, он был задуман независимо от архитектурных установок. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато.
Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». А Брунеллески он был обязан многим. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». Фигура прорисована уверенно и свободно. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло.
Изящно ложатся складки одежды. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.
Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Антония. Георгия (ок.
Реализм понимали в это время как правду земного. Здесь он выражает то, что только он мог выразить. DOI: 10. 1111/j. 1477-4658. 1996. tb00364. x. McHam, Сара Блейк (2001).
От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты.
Lanyi никогда не опубликовал свою гипотезу его идеи были обнародованы в Евангелии от Иоанна Папа-Hennessey (1984) Донателло бронзовый Давид, Скритти ди Storia dellarte в Оноре ди Федерико Zeri Милан: Electa, стр. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. На политических последствий Давида для раннего-современный Флоренции, см.
Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Местоположение статуи не изменилось. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре.
Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Работа удалась на славу. Донателло бронзовый Давид. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Во время классической древности, гомосексуализм был то, что регулярно практикуется и люди верили, что они могут достичь только большая любовь с другими мужчинами. Он использовал т. н.
Подобная композиция трудна для исполнения. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. 139-192, ISBN 0300092121.
В 1408-1415 гг. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Ранее всего, около 1428 г., была завершена Старая сакристия церкви Сан Лоренцо, примыкающая к северной части трансепта. Она, несомненно, связана с ними тематически.
тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). Фасад же церкви остался неоконченным. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло.
Марк»). Это исхудалая старуха с длинными волосами. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Антония в Падуе.
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Малюючи рзцем, скульптор уподбнються пишучому картину художнику. Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам.
Марка (1412), св. Ему оставалось жить всего два с небольшим года. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма.
обезглавливания Донателло и риторика обезглавливание в Медичи Флоренции. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).
1424— 1427, Флоренция, баптистерий). отливали эту статую уже другие люди, его ученики. Он показан как символ победы над врагами Флоренции.
Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.
Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Firenze. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Скульптура отличается живостью исполнения. Одни подчеркивали их зависимость от древнеримских бюстов, другие — их портретность, третьи считали возможным говорить об их натурализме.
Слегка изогнулся торс Марка. Донателло (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 – 1466) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). XVI., 3 тт, Флоренция, II:. По тому, насколько выступают фигуры над фоном, ощущается их принадлежность к первому или второму плану, а предметы, расположенные в глубине, передаются с помощью гравировки.
Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). работал в бронзолитейной и ювелирной мастерской Лоренцо Гиберти, которому он помогал делать модели рельефов вторых дверей флорентийского баптистерия. Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела.
Но спорить с Донателло было не так-то просто. Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна.
Таким образом, это гомосексуальный подтекст был очень рискованным и опасным. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Марк, можно поверить и его писаниям». Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола.
Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен. вратами в рай. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой.
Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Донателло вдправляться в 1443 роц в Падую. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Эти драматические события, несомненно, наложили отпечаток на развитие искусства во Флоренции. они были приостановлены. Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело.
Пдсилю просторову люзю використання прийомв прямо перспективи. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Вазари пишет так, называя его Донато: «Донато был в такой мере и до такой степени удивительным в каждом своем поступке, что можно смело утверждать, что по своему мастерству, вкусу и знаниям он был среди новых художников первым, прославившим искусство скульптуры и хорошего рисунка и заслуживает тем больших похвал, что в его время античные вещи еще не были извлечены из земли, за исключением колонн, саркофагов и триумфальных арок.
Но видно, что внутри он сопереживает ей. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св.
Уже на рубеже XIII и XIV вв. Георгия» красивы и выразительны. Бронзовый Донателло Дэвид и Джудит как метафоры Медичи правилом во Флоренции. Высеченная из глыбы мрамора толщиной всего около полуметра, она должна была поразить флорентийцев величием образа, мощью и богатством пластического языка.
Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Т. е.
В этой фигуре всё значимо. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Св. В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. явно он апеллирует к античному наследию. Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле.
Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Около 1345—1350 гг. Однако самый замысел статуи очень привлекателен.
Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна.
В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Георгя (1415), а також Авакума рем (роки створення – 1423-1426). Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо.
Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура.
Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. В общем, очень непонятно.
Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Но это не простой мальчик.
Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. XV. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе.
Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном. В ней чувствуется рука самого Донателло. Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного.
Антония (Санто). Брезгливой гримасой тронут его рот. Высоко над холмом вознесены три креста. Тем не менее эта работа тоже значительна.
Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». Искусство и зритель в итальянского Возрождения, Принстон: Princeton University Press, стр. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился.
Антония. Но в то же время исследователи пишут, что он был человеком, который умел выжимать из синьории из отцов города деньги. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция.
Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. Он – скульптор, который пропускает все через себя. небесной реальности. JSTOR 3177189. Терри, Элли (2009).
Самостоятельную творческую деятельность начал ок. Museo Nazionale дель Барджелло. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Ил Restauro дель Дэвид ди Донателло. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед.
Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Дух мой очень сильно стремился к живописи и это было причиной того, что произведения, порученные нам синьором, а также компания, в которой я находился, доставили мне славу и пользу. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св.
Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Главное действие происходит в центре композиции. Здесь начинается следующий этап его творчества.
Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов.
Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. В 1417 году ему поступает заказ от гильдии оружейников на создание статуи Св. Один был предположить, что Донателло был гомосексуалистом и что он выражал, что сексуальное отношение через эту статую. Донателло продолжал изучать и расширять возможности новой техники в своих мраморных барельефах, созданных в конце 1420-х и начале 1430-х годов.
Во-первых, возрастает значение линии. Существует несколько современных вариантов реконструкции алтаря Донателло, однако ни один из них не может считаться бесспорным. Наверное. В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»).
И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Эта «двойная жизнь» позволяет шедевру, с одной стороны, продолжать жить в городской среде, радуя взор прохожих и в то же время быть музейным экспонатом, привлекающим внимание любителей искусства и исследователей. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой.
Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. Это один из первых ренессансных конных монументов. Рэндольф, Адриан ВБ (2002) Привлечение Символы: Пол, Политика и публичное искусство в XV века Флоренция, Нью-Хейвен, стр. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се.
Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Хартфорд Курант. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Марка» с Ор Сан Микеле.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Удачно передано движение ангела. 77-78 Poeschke, с. 397. Ренессансные художники предпочитали изображать эту раскаявшуюся грешницу в блеске молодости и красоты. Донателло.
Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Всё удивляет зрителя в этой скульптуре. Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno. Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн».
Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Вазари пишет: «Смерть его причинила бесконечное горе его согражданам, художникам и всем, кто знавал его при жизни.
Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе.
Над х створенням майстер працював упродовж майже двох десятилть (з 1416 по 1435). Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Это Андреа дель Верроккьо. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта).
Вероятно, ок. Этому состоянию соответствует поза пророка: правая рука поддерживает подбородок, левая обхватывает стан, положение левой руки вносит элемент отрешенности, сдержанного страдания. Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Он обладал характером сложным и независимым.
То же напряжение ощущается и в лице. Андреа Верроккьо так же потрудился для Орсанмикеле, тоже там сделал статую, даже целую группу. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Героический поступок Давида скульптор воплотил в образе светлой и нежной юности. Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши. Обратите внимание на позу Давида.
Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». И как всегда, он уверенно справился с ними. 3-7 Папа-Хеннесси, Джон (1958) Итальянское Возрождение Скульптура, Лондон, стр. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе.
В отличие от «Св. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата.
Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Мрамор. На коленях стоит богоматерь. (1996).
Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Во всяком случае, те фигуры, которые он сделал для Орсанмикеле Я уже говорила об этой церкви, где было когда-то зернохранилище, а потом все превратилось в церковь с внешними нишами, где вставлены скульптуры святых.
Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Берлингтон Журнал 134: 218-219. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Антония. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории).
Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. «Св. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома.
Третий объяснить тем, что Дэвид представляет усилия Донателло, чтобы создать уникальный вариант мужской обнаженной, осуществлять художественные лицензии, а не копировать классические модели, которые до сих пор были источники для изображением мужской обнаженной в искусстве эпохи Возрождения. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53). Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Среди масштабных работ Донателло, выполненных в 1420-е, — монументальное надгробие лжепапы Иоанна XXIII (выбранного папой во время церковного раскола и непризнанного католической церковью ок. И большей частью они были живописцами.
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Тем самым усиливается иллюзия пространства. Сдержанна и в то же время энергична пластическая выразительность монумента, прекрасно вписанного в обширное пространство площади. «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане.
Св. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов.
Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. Антония (Санто). Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности.
Тут починаться наступний етап його творчост. Стремление к реалистическому изображению иллюзорного пространства приводит скульптора к созданию сплющенного рельефа, где впечатление глубины производится с помощью градации объемов. живописный рельеф. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками.
Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист.
Галерею остро индивидуальных образов представляют собою выполненные Донателло в 1416—35 гг. Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка).
Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Скульптор цей в пзнй перод творчост створив не так багато цкавих робт.
Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения». Мы видим в архитектуре несколько планов. И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони.
Янсон, стр. Ренессанс Исследования 10 (4): 440-450. Георгия.
В середине 1410-х попечители собора Санта Мария дель Фьоре поручили Донателло, Чуффаньи и Россо украсить фасады кампанилы — колокольни собора — статуями ветхозаветных пророков. Его крылья, кажется, еще полны движения. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. Смелые открытия, гениальные предвидения в науке, философии, эстетике, в изобразительном искусстве, осознание величия личности, вера в безграничные возможности разума – вот характерные черты этой эпохи. Отказавшись от традиционного изображения царя Давида в виде старца с лирой или свитком исламов в руках, Донателло представил Давида юношей в момент торжества над поверженным Голиафом.
Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. JSTOR 3049095. Хотя ценили его больше как скульптора.
Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Эразмо да Нарни, видимо, не принадлежал к числу самых выдающихся полководцев, но он был опытным военачальником, честно выполнявшим свой долг.
Вокруг он изобразил цветочный узор. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). 6-7 Poeschke, с. 27. Цитируется по Ширман, Джон (1992) Только Подключите.
Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Занятная деталь: вверху слева Донателло помещает солнце с расходящимися во все стороны лучами и, чтобы оно лучше выделялось на темном фоне, покрывает его позолотой. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески.
Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Людовика Тулузского (ок. Наверное, так оно и было. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера.
И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует.
И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. 20-21, ISBN 9780691099729. Представитель флорентийской школы. Постепенно формы приобретают ясность, становятся цельными объемы, портретностью сменяется типовое выражение лиц, а складки одеяний облекают тело естественно, вторят его движению и изгибам. Но на самом деле для тех мастеров это было завоеванием: они показывали, что это не абстрактные чувства Святой Девы Марии к своему сыну, а это реальные чувства.
Особливо це помтно в зображенн св. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Хотя документы, связанные с изготовлением статуй кампанилы, сохранились относительно неплохо, воссоздать историю статуй оказалось очень трудно. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453).
А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище.
Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. Справа, спускаясь по ступенькам лестницы, направляется к гневливому сыну еще один любопытствующий, выражающий жестом свое изумление. Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. Дослди в технц рельфу у Донателло також були революцйними.
.