Конь Леонардо — незавершённая скульптура Леонардо да Винчи, существовавшая лишь в виде глиняной копии. Считается, что статуэтка является единственной сохранившейся скульптурной работой Леонардо да Винчи и по ней уже видно, что этот гений эпохи Возрождения по праву заслуживает звания великого мастера. Еще один проектреконструкции Коня Да Винчи завершился установкой скульптуры в Садах Мейера.
Известно, что да Винчи в бытность учеником Верроккьо пробовал силы в скульптуре, но счел этот вид искусства слишком механистичным и обратился к живописи. Лошадь Сфорца показывает высокое мастерство да Винчи, его эскизы и разработки по отливке статуи: расположение печей для заливки бронзы в землю, как расположить отливку негабаритной скульптуры – выставлены в витрине выставки. Считается, чтостатуэтка является единственной сохранившейся скульптурной работой Леонардо да Винчи и по ней уже видно, что этот гений эпохи Возрождения по праву заслуживает звания великого мастера.
Последним этапом станет Научно-технологический музей Леонардо да Винчи на виа Сан-Витторе, где можно лучше всего прочувствовать его гениальность и намного опередившую время интуицию, позволившие создать инженерно-архитектурный шедевр – Навильо Гранде (Большой канал). За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек.
Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картинуБитва при Кашине. Глиняная модель была повреждена, но не разрушена. Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. Внимание ученых обратило на себя сходство портрета с двумя изображениями святого Иеронима.
На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника инженера и зодчего Французского королевства». Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Высота Медного всадника – 5 метров 18 сантиметров. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. Почти каждое из его значительных произведений незавершино. Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка.
На проект требовалось, по его прикидкам, 2, 5 миллиона долларов. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев и создал т. н. Главная из них открылась сравнительно недавно. Известно, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом.
Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Одно из них хранится во Флоренции, в Палатинской галерее палаццо Питти.
Эксперимент закончился катастрофой — спустя несколько лет после создания фреска начала осыпаться и теперь, после целого ряда реставраций, представляет собой самые знаменитые руины в истории искусства. Христос покорен своей судьбе исполнен сознания жертвенности своего подвига. Среди его записей – ценнейшие наблюдения по анатомии, эскизы, рисунки. В итоге в первый раз при выполнении литейных работ произошла авария и только со второй попытки статую удалось отлить. Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания.
В 1499 году французские войска вторгаются в северную Италию и занимают Милан. Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556. Тайнаявечерянеоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои). Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер. По замыслу Леонардо размер статуи должен был в четыре раза превышать натуральную величину. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (цикл с «Потопом» итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими «вихревую» космологию Рене Декарта представлениями о цикличности природных процессов. Недатированная картина Благовещение (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в 19 в. возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо. LDVHI)3. Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки.
Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Когда в 1499 году французские войска захватили Милан, солдаты использовали модель Леонардо в качестве мишени в своих тренировках и она была полностью уничтожена. В 1999 году в Милане была установлена скульптура семиметровой бронзовой лошади, воссозданная по наброскам да Винчи и подаренная США городу. Леонардо создал нечто необычное, такого еще не быва ло.
Ничто не дает такого яркого представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи страниц его рукописей. Набралось почти 60 тонн. Выявленные различия существенны, частично объяснимы субъективным отображением лиц на картине и разницей в возрасте (предположительно бюст старше), однако не позволяют прийти к категоричному выводу о том, что в данном случае изображено одно и то же лицо.
При этом венецианцы напали на владения Сфорца с востока. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Peter C. Dent)4 имевший опыт работы в отделах продаж крупных промышленных компаний и опыт инженера. Видя способности ученика, Андреа позволил ему принять участие в создании «Крещения Христа», поручив написать фи гуру ангела, держащего одежды Христа.
Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. В далёком 1482 году герцог Милана Лодовико Сфорца в память отца Франческо заказал Леонардо да Винчи скульптуру лошадки. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера.
Зато мы располагаем огромным количеством его рисунков. В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо Битва при Ангьяри (1503-1506, не закончена известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. Как оказалось, даже для Леонардо. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены.
Впрочем, этот жест в определенном смысле является традиционным и для творчества Леонардо, его можно обнаружить в ряде законченных произведений («Тайная вечеря», «Мадонна в скалах», «Мадонна с Младенцем» (1510) и др. ), а также набросков. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. Нас интересует первая версия так называемой «Мадонны в ска лах». Безошибочная передача тел в движении, умение связать фи гуры так, чтобы группа воспри нималась как нечто единое и внешне и по настроению, тон чайшие градации светотени, бла годаря которым формы стано вятся осязательно объемными, передача особенностей разных предметов — волос, тканей, дра гоценностей, убедительность на строения — все это говорит о том, что «Мадонна Бенуа» под водит итог длительному пути итальянской живописи.
Так, ни учитель, ни ученик не пожелали глубоко изучить фресковую технику. Все они лишь приостанавливали на время разрушение шедевра. История зарождения эпохи итальянского ренессанса.
Заметки вокруг рисунков свидетельствуют о том, что его в первую очередь интересовала природа и строение мозга. В 1495 Леонардо приступил к работе надТайной вечерей (площадь 4, 5 8, 6 м). Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения. Круг интересов Леонардо был поистине безграничным. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Его мадонна сидит не на тро не, а в странном гроте, на бе регу ручья, поросшего цветами. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства. Сейчас эту небольшую работу принято приписывать Леонардо. Над этой работой да Винчи будет трудиться на протяжении многих лет. Умение Леонардо создавать портреты с наи большей силой воплощено в «Мона Лизе», обозначив шей переход от формального портрета раннего Ренес санса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения. В ранних произведениях (голова ангела в Крещении Верроккьо, после 1470, Благовещение, около 1474, – оба в Уффици так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний.
В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи создает роспись «Тайная вечеря» (1495-97 из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Люди. Про изведение, знаменующее наступ ление Высокого Возрождения «Мадонна в скалах» — про изведение, знаменующее наступ ление Высокого Возрождения поры высшего подъема итальян ского искусства.
Так что теперь мы знаем примерно, как могла выглядеть эта скульптура. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. Примерно в это же время он добыл череп и сделал поперечное сечение, впервые открыв пазухи черепа. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Над этой работой да Винчи будет трудиться на протяжении многих лет.
Леонардо да Винчи родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла его фамилия). Нашествие французов оказалось роковым для модели «Коня». Лео нардо всегда медлил с выполне нием работы, нарушал все сроки. После занятия Милана французами в 1796г.
Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». СозданиеТайной вечеристало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Бронзы требовалось около 100 тонн. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа», около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. Зарисовывались отдельные части тела самых красивых экземпляров с пометками вроде «Морель Флорентийский огромен и обладает красивой шеей с довольно красивой головой». К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ Святая Анна и Мария с младенцем Христом (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции и Иоанн Креститель (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника.
Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник инженер и архитектор короля». Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой.
В итоге в сентябре 1499 года Милан был сдан без единого выстрела. Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном.
Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Для неё он также создал многочисленные наброски лошадей и разработал их идеальные пропорции.
Гасконские арбалетчики, перебрав итальянского вина, решили использовать статую как мишень и принялись упражняться в меткости. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Модель представляла одного коня, без всадника. У портрета частично утрачен нос, а уши и подбородок носят следы спешной реставрации. Также представленные на картинах лица различаются по размеру головы, ширине лица.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой то страстью. Практически все римские и греческие статуи изображавшие полководцев и императоров верхом (а их в свое время изваяли немало), были уничтожены после падения Западной Римской империи. И он рисовал самого себя. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция 1500 — Мантуя и Венеция 1506, 1507-1513 — Милан 1513-1516 — Рим 1517-1519 — Франция).
был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Леонардо был не первым итальянским мастером, милостью французского короля получившим «свободу грезить, мыслить и творить», — до него подобную честь разделяли Андреа Соларио и Фра Джованни Джокондо. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди.
В 1495 году Леонардо приступил к работе и через два года заказ был выполнен. Леонардо разбирался в этом как никто другой.
Начавшийся сбор металла был прерван и конная статуя так и не была отлита. Доказывал при этом, насколько он был грешен перед Богом и перед людьми тем, что работал в искусстве не так, как подобало. Леонардо воспитывался в доме Пьеро да Винчи. А просто напросто самой большой. Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни— колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом).
Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). Фреска «Тайная вечеря» должна была украсить стену монастыря Санта Мария делле Грацие. Согласно сохранившимся записям отливка статуи была назначена на 20 декабря 1493 года. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики.
В 1473 году Леонардо получает статус мастера в Гильдии Святого Луки (цеховом объединении художников и скульпторов) и работает в собственной мастерской во Флоренции, однако надвигающийся экономический и политический кризис вынуждает его перебраться в 1482 г. в Милан, ко двору герцога Лодовико Сфорца. Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики и писал темперой. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года близ Флоренции, в семье богатого нотариуса. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью.
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в Трактат о живописи, составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. Он с удовольствием занимался со своим новым учеником, радуясь совпадению их интересов.
Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Немногие верили в его осуществление. Впоследствии они продолжили творческие традиции мастера.
Уже через два десятилетия после завершения она стала терять первоначальный вид. Жил он в это время у деда.
Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Luc) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим. «Мона Лиза» Леонардо стала водоразделом в истории мирового искусства. Леонардо тщательно подготовился к созданию росписи изучил описание битвы и изложил свой замысел в записке, представленной Сеньории. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т. е.
А затем довершили дело грубые реставрации и солдаты Бонапарта. Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым. Оставалась самая малость – залить статую бронзой.
Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505 имели грандиозный успех. Дент создал Фонд воссоздания «Коня» Леонардо и в 1990 году порядка тридцати специалистов начали работу над проектом, в том числе скульптор Нина Акаму и специалисты по бронзовому литью. Но особенно большой ущерб был причинен фреске в последнее время в результате отравления в городе воздуха выхлопными газами, в результате под угрозой оказалось само существова ние «Тайной вечери». Основные прин ципы Высокого Ренессанса сфор мулированы в творчестве Лео нардо. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей.
Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты идеального города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.
Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Но столкнувшись с техническими трудностями, Леонардо изменил замысел и решил изобразить шагающего коня. В миланский период Леонардо да Винчи создал Мадонну в скалах (1483-1494, Лувр, Париж второй вариант – около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. Лодовико бежал из Милана вместе с семьей. Однако проект оказался слишком затратным как по времени (15 лет), так и по финансированию (в сумме около 2, 5 миллионов долларов).
Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). В левой руке ребёнок держит щегла. Он зани мался наукой, писал картину для одной из церквей, работал для герцога. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова.
Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Не исключено, что он даже участвовал в создании эскизов для этого проекта. Год спустя Людовик XII заключил договор с Венецией и вторгся в Ломбардию, чтобы захватить Милан. К сожалению, совпадали и их недостатки. На женщине красная сорочка с широкой горловиной. Их некоторое время изучали.
Последняя картина Леонардо, «Святой Иоанн Креститель» (около 1515-1517, там же) полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. В мире.
Леонардо подобным расточительством оскорбился и удалился в Мантую. Через некоторое время она разрушилась. Конь– грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модельутверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом». Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, былБитва при Ангиари (не сохранился).
Если индивиду альные черты в лице мадонны Бенуа были доведены почти до портретного сходства, то лица Марии и ангела в разбираемой нами картине — это типы, во бравшие в себя представление об идеальной красоте. В центре верхнего яруса квадратного постамента находится Леонардо, ярусом ниже по углам расположены ученики творца – Сесто, Салаино, дОджоно, Больтраффио. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео».
А вот с работой своего учителя Вероккио – статуей кондотьера Бартоломео Коллеони – Мастер был хорошо знаком, но только в макете. В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато— дымки между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени.
Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Мадонна в скалах 1483-1494, Лувр, ПарижМона Лиза (Джоконда) 1503-1505, Лувр, Париж Дама с горностаем, 1485-1490 Национальный музей, КраковМадонна Бенуа, 1478 Эрмитаж, Санкт-Петербург В 1481 или 1482 Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал своё мастерство. Леонардо задумал своего «Коня» (причем без всадника) высотой более семи метров – никто до него не делал ничего подобного. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.
Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. В 1994 году Дент умер, оставив свою коллекцию художественных произведений Фонду. Эта статуя опирается на три точки опоры (задние ноги и дополнительно змея, которой касается хвост лошади). Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов).
Добраться можно на автобусе, остановки «Manzoni Scala» и «S. Margherita Scala» или на метро, ближайшие станции «Duomo», «Montenapoleone» и «Cordusio». По размерам (6, 6 на 17, 4 метра) она в три раза превышала «Тайную вечерю». Лошадки не простой, но даже и не золотой. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.
Медлительность творца была притчей во языцех. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Мадонна с гвоздикой 1478-1480Святой Иероним 1480-еБлаговещение 1472-1475Мадонна в гроте 1495-1508Святая Анна и Мария с младенцем, 1510 Портрет музыканта 1490Мадонна с прялкой 1510-еВакх 1510-1513Иоанн Креститель 1513-1517Леда и лебедь 1510-1515Портрет Беатриче дЭсте, 1490-е Тайная вечеря, (центральный фрагмент) 1495-1498, Монастырь Санта Мария делле Грацие, МиланРеставрационная копия фрески Тайная вечеря Конец 16 века.
Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить. Эта картина открыла новую эру реалистического портрета. Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане.
Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. В ноябре 1493 года во дворе замка в Милане Леонардо представил полномасштабную глиняную модель лошади. Но Леонардо отказался от вставшего на дыбы скакуна. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей.
В период жизни в Милане да Винчи уже был признанным скульптором. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. И очень скоро ученик превзошёл учителя.
Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Леонардо не видел ее, когда работал над своим «Конем», но наверняка о ней слышал и, возможно, видел рисунки своего учителя Вероккио, который бывал в Риме и вдохновился статуей Марка в своей работе.
Обязательно загляните в большой парк, площадь которого 5 тыс. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Отец согласился и позволил взяться за дело своему сыну.
«Он делал рисунки на бумаге, – пишет Вазари, – с такой виртуозностью и так прекрасно, что не было художника, который равнялся бы с ним Рисунком от руки он умел так прекрасно передавать свои замыслы, что побеждал своими темами и приводил в смущение своими идеями даже самые горделивые таланты Он делал модели и рисунки, которые показывали возможность с легкостью срывать горы и пробуравливать их проходами от одной поверхности до другой Он расточал драгоценное время на изображение сложного сплетения шнурков так, что все оно представляется непрерывным от одного конца к другому и образует замкнутое целое». Правда, расчеты в этот раз делал уже не сам скульптор, а Галилео Галилей. Четыре года ушло на эти подготовительные рисунки. Леонардо родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано около городка Винчи.
По замыслу художника фреска должна была стать самой масштабной его работой. Он сделал множество рисунков (ныне они объединены в Виндзорском кодексе, который хранится в Великобритании). Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени.
В 1994 году Дент умер, так и не увидев завершённую статую, работе по созданию которой отдал последние 17 лет своей жизни, а организацию возглавил его племянник Питер Дент (англ.
Мастер в 1506 г. вернулся в Милан. Которые совсем недавно в наличии были, да сплыли. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. Другая лошадь, отлитая из той же формы, находится в саду Гранд Рапиде в Мичигане. — прозрачное указание на детей, части тела которых используются в банке органов. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов.
Быть мо жет, слова «волшебство», «ма гия» и звучат несколько баналь но, но именно они в полной мере выражают впечатление, ко торое на нас производят многие картины живописца из Винчи. Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Здесь он обучался не только живописи, но рисун ку, скульптуре, ювелирному де лу.
Но открылась ли. Немногие верили в его осуществление. Сходство всех трех изображений св.
У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. После чего Леонардо приступил к изготовлению модели из глины. Новая работа предполагала частые разъезды, мастер исколесил Романью, Тоскану и Умбрию с различными поручениями. Размер лошади должен был составить 7 метров в высоту.
Новую глиняную модель для отливки создала приглашенная организацией скульптор Нина Акаму (Nina Akamu1). Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Ценил ли Лодовико таланты гения, что оказался по воле случая у него при дворе.
Леонардо превыше всего ценил свободу и не понимал, как может человек свою свободу совмещать с содержанием птиц в клетках. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи.
Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Но ее почему-то отменили. Действительно, поле его деятельности в Милане было чрезвычайно широко. Начинал он как мастер ювелир известность же ему принесли скульптура иживописные работы. квадратных метров, разбитый на месте так называемых «огородов Леонардо». Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. По легенде, Лодовико Моро подарил Леонардо виноградник за его заслуги перед герцогством.
Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания он попытался определить коэффициенты трения скольжения изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Французский период был самым счастливым в его жизни. Окончить – значит убить.
Трапезная монастыря Санта-Мариа-делле-Грацие хранит один из главных шедевров итальянского искусства, фреску «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи. Композиция построена на строго выверенном математическом расчете: в центре – Христос изображенный на фоне среднего, самого большого проема задней стены, точка схода перспективы совпадает с его головой. Что уж там мелочится, как никак родной батюшка. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Кроме того, Верроккьо почитали как выдающегося инженера.
Она должна была непременно затмить все известные в то время конные статуи. В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Автор – известный скульптор Маньи. Примечательна запись в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро.
В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. Леонардо да Винчи Картины и биография Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер. В довершение ко всему в 1943 году в трапезную попала бомба. Это и «Тайная вечеря» в трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие и «Портрет музыканта» и «Атлантический кодекс», хранящиеся в Амброзианской библиотеке и залы замка Сфорца, предназначенные для свадьбы Джан Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской и гигантский бронзовый конь напротив ипподрома, которого за шестнадцать лет Леонардо не успел закончить, достроенный лишь спустя пять веков американским филантропом. Фреска расположена на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане, на высоте 3 м от пола и занимает всю торцовую стену помещения.
Он начинается от трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие на корсо Маджента, в которой сохранился шедевр мастера – фреска «Тайная вечеря». Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). О таких праздниках должны были говорить по всей Италии. В октябре французский король вступил в Милан. Для отливки скульптуры необходимо было собрать 90 (по другим расчетам – 70) тонн бронзы. Там он получил начальное домашнее образование, овладев в том числе латынью и математикой.
Леонардо уже не видел этого – он покинул Милан вскоре после захвата его французами. Если бы Леонардо писал фрески традиционным способом, то его великие работы «Тайная вечеря» и «Битва при Ангиари» дошли бы до нас в первозданном виде. Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг. Во времена Леонардо не было ни одной конной статуи, где бы конь изображался вставшим на дыбы, без подпорок под брюхом животного.
Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Отчаявшись найти в Италии применение своим инженерным и архитектурным талантам, мастер принимается за живопись. В сентябре 1999 отлитая статуя была установлена на ипподроме Сан-Сиро в Милане. Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах.
Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись Тайная вечеря (1495-1497 из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм. Портрет Джиневры де Бенчи 1476, Национальная галерея искусства, Вашингтон Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты идеального города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии.
Другая лошадь, отлитая из той же формы, находится в саду Гранд Рапиде в Мичигане. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц.
Силы художника были на исходе и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Во вторых, для нее было выбрано крайне неудачное место. В «Поклонении волхвов» (1481-82, не закончена подмалевок — в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Мальчика назвали Леонардо.
Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа. Однако его денег было недостаточно.
Американский миллионер Чарльз Дент решил воспроизвести статую в натуральную величину и подарить ее Милану. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом идущим откуда то спереди. Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda).
Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи инструменты и поместья он завещал ученикам. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства. Это последнее замечание Вазари особенно интересно. В Милане стали собирать бронзу для грандиозного проекта. Знаменитой фреске «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи не везло с самого начала. В числе прочих к этому периоду его жизни относится и создание знаменитой «Джоконды».
Самой известной слыла античная конная статуя римского императора Марка Аврелия. В портрете Моны Лизы или Джоконды (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. По замыслу Леонардо размер статуи должен был в четыре раза превышать натуральную величину. Интересы сошлись в одном. Задача совершено невероятная для такой огромной статуи. В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieur de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме.
Леонардо, несмотря на возраст и болезнь, занимается прорисовками каналов в долине реки Луары, принимает участие в подготовке придворных празднеств. Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Художник уже не про стремится следовать приро де «душой и глазами» — прин цип мастеров XV столетия, но выбирает из окружающего ми ра то, что является наиболее су щественным, отметая все слу чайное и второстепенное, обоб щая увиденное.
Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. — запуск живых существ в космос.
Оригинал же впоследствии был продан богатому семейству Медичи во Флоренции. Незаконнорожденный сын нотариуса Пьеро да Винчи, Леонардо с четырехлетнего возраста воспитывался в доме отца. По тем временам это был амбициозный проект, превосходящий другие по размерам н сложности. И о них говорили – спустя много лет, как отзвучала музыка и пала династия Сфорца.
1435 1488). Это старинное здание получило свое название по имени старинного женского бенедиктинского монастыря Санта-Мариа-делла-Стелла (монахинь называли «стеллине», т. е. «звездочки»), который на протяжении нескольких веков несколько раз преобразовывался и в середине XVIII века стал сиротским приютом, благодаря милосердию миланцев, которые не желали бросать детей на произвол судьбы. В миланский период Леонардо да Винчи создал Мадонну в скалах (1483-1494, Лувр, Париж второй вариант – около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В ранних произведениях (голова ангела в Крещении Верроккьо, после 1470, Благовещение, около 1474, – оба в Уффици так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. «Трактат о живописи», подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок.
В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись Тайная вечеря (1495-1497 из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм. Достоверных скульптур Леонардо да Винчи не сохранилось совсем. Но и ее Леонардо также не мог видеть, поскольку еще не бывал в Падуе. Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху так надо взлетать с плоскости эти лестницы служат ногами». Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику.
Леонардо – парень тоже не из скромных и проект был усложнён необычной и трудно осуществимой композицией с наездником, готовящемся сокрушить распластавшегося на земле врага (а ещё говорят, «лежачего не бьют»). Памятник достаточно массивный, со множеством элементов. Леонардо рассматривал вариант от лития статуи по частям, придумав для коня специальный стальной каркас, который должен был укрепить скульптуру изнутри. Еще одна знаменитая конная статуя – первая с римских времен выполненная в реалистичной манере – изображение кондотьера Эразмо да Нари по прозвищу Гаттамелата, отлитая Донателло в 1444 году и установленная в Падуе.
Затем мы проследуем в дом Ателлани, чтобы зайти в «огороды Леонардо». К середине 20 в., когдаТайная вечеряпришла в плачевное состояние, приступили к научной реставрации: сначала был закреплен весь красочный слой, затем были сняты позднейшие наслоения, открылась темперная живопись Леонардо. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов.
Перед нами гармоничная личность творца, прекрасного, проницательного и волевого мужчины.