Самой большой прижизненной выставкой Бурделя считается экспозиция в Брюсселе в 1928 году, на которой были представлены 141 скульптура, 78 живописных и графических работ. Им созданы сотни рисунков, поскольку Бурдель, прежде чем приступать к работе над композицией, всегда предварительно делал огромное количество скульптурных набросков и эскизов. Энергия, заключенная в скульптурах Бурделя, настолько велика и неистова, что форма напрягается, взрывается, сминается под собственной тяжестью, деформируется, едва не утрачивая образную целостность. Ближе к провинциального французского искусства Бурдель перенес в свои скульптуры страсть, монументальность и неровную, незаглажену, шершавую поверхность провинциальных произведений.
Бурдель постепенно увлекается средневековой архитектурой и скульптурой, благо Тулуза — настоящий музей.
Явная деградация абстрактной или близкой абстракционизму скульптуры, попытка замаскировать скудость творческой мысли различными эксцентрическими выходками, не имеющими отношения к искусству (экспонирование предметов бытового обихода, частей машин и т. д. ), свидетельствуют о том, что это направление зашло в тупик. Бурделъ выдвигает концепцию активной человеческой личности. напряжение своих героев, Б. смело обобщал форму, динамично размещал объём в пространстве, выявлял архитектонику композиции, достигая повышенной экспрессии образа («Стреляющий Геракл», бронза, 1909, Нац. Липшиц обращается к социальной тематике, пытаясь отразить в своем творчестве борьбу пролетариата с фашизмом («Давид и Голиаф», 1933).
За время учебы в Тулузе Эмиль сделал около восьми бюстов. Жизнь – моя единственная школа. 1887).
Высота аллегорий равнялась 370 см. Он лепил Анатоля Франса и Родена, Бетховена и Рембрандта, Мицкевича и Энгра. и Брянске). Каждый античный образ скульптор ваял, вдохновленный живой моделью. «Аполлон» был для меня отдыхом. Посетил Италию, Грецию, Чехию.
Мои руки опухли от сырой глины. У Майоля силуэт подчеркивает, выделяет обособленный, пластический объем в пространстве.
Не случайно новые, порывающие с реализмом течения зарождаются, как правило, в недрах живописи, а затем уже находят отклик в скульптуре. Формально не будучи монументом, «Иль-де-Франс» воспринимается как подлинный памятник французской нации. Примерно в это же время его произведения упоминаются на выставках в Салоне. Его модели, как правило, погружены в себя, они словно задумчиво прислушиваются к жизни своего внутреннего «я» или вспоминают что-то. Некоторое время молодой скульптор посещает мастерскую Жюля Далу. В 1885 году Бурдель получает в Салоне медаль за гипсовую композицию «Первая победа Ганнибала», выполненную им в соответствии с классической традицией. Его привлекали люди сильных, монолитных характеров, люди больших, благородных страстей.
Несмотря на некоторую стилизацию под античность, в целом это была безусловная удача. Это дало ему возможность продолжить образование в Париже. Эмиль Бурдель много работал, на его плечи легли заботы о родителях, переехавших в Париж в 1886 г. Он создал целую серию портретных бюстов, среди которых наиболее известны «Голова мальчика» и «Женский портрет» (оба в 1890 г. ). Экспрессия драматического образа «естественного человека» раскрывается в момент предельной концентрации энергии могучей фигуры, пронизанной движением, напряженной, как гигантская натянутая пружина перед разрядкой. Во второй половине 80-х гг. Бурдель покинул мастерскую Родена только в 1908 году.
Среди монументальных работ мастера памятники Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923) и Мицкевичу в Париже (1909-1929). Никакой «графичности» или «иллюстративности» он говорит языком своего искусства, не прибегая к помощи других его видов. Необыкновенный скорбный накал поражает в серии скульптур, которые Бурдель посвятил Бетховену: бронзовом Бетховене, подпирающем рукой щеку (1888 г. ), Моя стихия – воздух, а также в Гамлете (1891 г. ). Образы современников перемежаются с изображением людей, которых Бурдель не мог видеть.
Его учителем становится модный в то время в Париже салонный скульптор Александр Фальгьер. Это впечатление подчеркивается движением рук, вытянутых в одну линию, абрисом хищного профиля, формой скул, образующих острый треугольник. В связи с этим значительно меняется и вся система формальных пластических приемов. В своих ранних живописных работах Майоль подражал Гогену, Ренуару. «Мы, собратья и почитатели Бурделя, считаем, что памятник Альвеару является кульминационной точкой в развитии французской пластики и по этой причине невозможно допустить, чтобы он навсегда был потерян для Франции.
Его работы были отмечены на Биеннале 1964 г. в Венеции особым призом. 1861-1929) французский скульптор, художник и график. Преподавал в студии Гранд-Шомьер в Париже (1909-1929 гг. ). Первую модель будущего конного монумента художник создал 1912 года.
Для художественной культуры рубежа 19—20 вв. Уже в начале 900-х гг. Вход в музей и осмотрпостоянной коллекции свободный. Начало 1910-х гг. Несравнимо более удачен знаменитый «Стреляющий Геракл» (1909 Париж, Музей современного искусства вариант в Праге).
(ок. Создание скульптуры – это активный трудовой процесс. Позже Эмиль Бурдель сказал:. Сын каменотеса, Бернар явился одним из наиболее убежденных сторонников непосредственной работы в камне (так называемая техника «taille directe»—«прямая рубка»).
«То, чего я ищу, — это объемы в воздухе». В 1908 году, будучи уже зрелым человеком и скульптором, он покидает мастерскую Родена. поражают своей нравственной силой, высокой одухотворенностью. В эти же годы скульптор создает несколько огромных статуй из которых наиболее значительны «Франция», «Мадонна Эльзаса» и «Сафо». Мастер остановился на варианте с подчеркнутым Вертикализм. Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить реплику статуи для города Парижа». Родился в Монтобане, Прованс.
Пренебрежение к природе, характерное для многих художников 20 в., абсолютно чуждо Деспио. «Чтобы сделать портрет гения, – говорил скульптор, – надо сначала четко представить себе форму его сущности». В 1894 на выставке в Брюсселе его гобелен Очарованный сад получил восторженный отзыв Гогена. В 1920-е гг. Постепенно имя его становится известным в художественных кругах столицы.
Это граничит со стремлением к монументальности, которая достигается в лучших портретных работах мастера, таких, как «Бетховен», «Энгр» и другие. В 50-х гг. Движения фигур исполнены строгой красоты и значительности, линии обладают какой-то особой, гибкой певучестью, рисунок точен и динамичен.
Выдающийся скульптор XX в. Аристид Майоль (Аристид Жозеф Бонавентюр) начинал учебу в студиях салонных художников в 1881 в Париже, а затем в Школе декоративно-прикладного искусства. Что более близко к творчеству Майоля. в творчестве художника начинает сказываться влияние сюрреализма, проявление которого в пластике производит особенно отталкивающее впечатление («Весна», 1942 «Мать и дитя», 1941—1945 обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства).
В поздний период заметны признаки кубистической геометризации объёмов. Работам Майоля присуще одно свойство, которое можно было бы назвать «светозарностью». Лошадей он зарисовывал в конюшнях кирасирського полка в родном Монтобане, куда перебрался в годы 1-й мировой войны. Бурделю принадлежит декоративное оформление здания: барельефы, фрески. Несмотря на схематизм, упрощение форм, Цадкин не порывает полностью с изобразительностью.
Здесь все просто и естественно. Он пытается максимально сделать образ идеальным. Его работы становятся все более схематичными и отвлеченными («Голова», 1913, частное собрание «Стоящая фигура», 1920, музей в Дармштадте). Бурдель.
(В этом городе в 1962 г. открыт музей Деспио. ) Его отец и дед были штукатурами. Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить фрагмент статуи для города Парижа», – писали художники в «Петиции скульпторов» после того, как стало известно, что монумент будет вывезен из страны. Именно в это время были созданы многие лучшие работы — «Средиземное море» (1901—1905 сад Тюильри), «Ночь» (1902—1906 музей Винтертур), «Помона» (1907 Прага, Национальная галлерея) и др.
Ревалд). Историю ее создания он с особым чувством вспоминал даже за несколько дней перед смертью: «Я заканчивал тогда мой первый монумент – «Памятник павшим в войне 1870-1871 годов». Этот памятник знаменовал собой возрождение большой национальной традиции. Как мы уже знаем, Антуан Бурдель переехал на16, impasse du Maine в 1885 году. – Превозмогая боль, я начал лепить. Главной тематикойего работ становится героизм.
Чтобы передать пафос, духовное и физич. иск-ва, Париж). Он ученик Парижской академии, в столице он с 1884 года. В 1901 г. Майоль увеличивает эскиз до натуры, а затем переводит его в камень. Следом за ними в пещеру ворвался и Геракл.
Создавая свои последующие творения («Пенелопа», «Благородство бремени», оба в 1912 г. идр. ), мастер стремился показать в них не столько природную силу человека, сколько пытался найти его нравственный идеал. «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», – говорил Бурдель. Все мои музы их жесты найдены во время танцев Айседоры Дункан. И вот измерив их уклон, я не мог признать себя «учеником Родена». (рис. 16) Его образы с тонкими запястьями и длинными стройными ногами, что абсолютно не свойственной майолевским женщинам. Этим признанием он очень дорожил.
Среди других портретов привлекают внимание «Жако» (1917) и в особенности «Кра-Кра» (1917 оба — Гренобль, Музей) с двумя смешными косичками, с широко и доверчиво раскрытыми глазами. Представления Майоля о прекрасном неразрывно связаны с понятиями здоровья и силы. Героическому характеру портретов соответствует и форма. В творчестве мэтра его всегда привлекали не лирические композиции, выполненные в мраморе и полные мягкого внутреннего сияния, а похожие на кипящую лаву, распираемые изнутри произведения из бронзы.
Его общая высота составляла 20 метров. М., 1935). «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», — говорит Бурдель. Искусство, по Арпу, есть, средство раскрытия «духовной сущности мистической реальности». Во время учебы он уже начал делать бюсты (их было около восьми). тенденции.
Наиболее ясно эта тенденция выражена в творчестве двух художников: Антона Певзнера (родился в 1884 г. в Орле, умер в 1962 г. ) и его младшего брата Наума Габо-Певзнера (родился в 1890г. музей совр. Мудрый и печальный — таким увидел Майоль Ренуара. Бурдель в поисках идеала чаще всего обращался к наследию античности. Мастера увлекало также искусство гобелена.
Данный проект имел большой успех на выставке в первом Салоне Тюильри, одним из президентов которого был Бурдель. К числу крупномасштабных работ мастера относятся «Эльзасская Мадонна», барельеф в Оперном театре Марселя, памятник шахтерам в Монсо-ле-Мин, памятник доктору Сока для г. Монтевидео, статуя «Франция» для Пуант-де-Грав и памятник Адаму Мицкевичу, открытый в Париже на площади Альма в 1929 году. Правда, решение его несколько традиционно, но воплощено оно мастерски. Лошадь и всадник – как одно целое, монумент в статической позе хорошо выглядел на фоне неба. Учился в Школах изящных искусств в Тулузе (1876-1884 гг. ) и Париже (18841501886 гг. ).
Она была моим главным источником. Среди последователей Б. – А. Августинчич, Е. В. С 13 лет он начинает помогать отцу, вечерами посещая уроки рисования. Эти же слова можно сказать применительно к «Гераклу».
Увлеченный традициями греческого искусства, Бурдель попытался возродить утраченные представления о классическом синтезе искусств в оформлении Театра Елисейских полей (1910-1913), для которого он выполнил не только скульптурный фриз и пять метоп, но почти 60 фресковых росписей в интерьере. Однако, в отличие от Бранкузи исходящего из реальной формы и доводящего ее почти до абстракции, Арп претендует на создание «новой пластической реальности». Вдвое выше них постамент украсили глухие арки и площадка для лошади. А. С. Пушкина, Государственной библиотеке им. В 1925 году – бронзовую статую Франция.
Крупнейший ваятель рубежа 19–20вв., Б. оказал значит. Лишь в возрасте около сорока лет Майоль занялся скульптурой. Творческий путь Майоля протекает ровно и плавно.
Видимо именно так сам он ваял своего «Геракла, стреляющего излука» (1909 г. ), ставшего символом возвращения в искусство образа «естественного» человека. Ранние работы Архипенко (1909—1912), выполненные в более реалистической манере, свидетельствуют о несомненной пластической одаренности мастера. «Подлинное произведение искусства кажется возникшим стихийно, будто мастер создавал его играючи с божеством», – говорил Эмиль Бурдель.
Здесь Майоль подлинный «классик». Сравним его работу Ася. После окончания тулузской школы Эмиль Бурдель как наиболее одаренный выпускник был удостоен специальной стипендии монтобанского муниципалитета. Словно мастер стремится вернуть человечеству сознание первозданной силы и мощи. Но сам мастер не раз говорил: «Лувр, Нотр-Дам, Пюже, Бари — вот мои истинные учителя». Третий аспект наиболее глубок и сложен.
Наибольший интерес среди скульпторов упомянутой группы представляет творчество Осипа Цадкина (родился в 1890 г. в Смоленске). Начиная с памятника Альвеару, Бурдель работает большими планами. Однако бурделевские творения не мертвы, они наполнены жизненной силой. Выполнил в духе архаизирующего неоклассицизма барельефы Театра Елисейских Полей (гипс, 1912). Современник Архипенко испанец Пабло Гаргальо (1881—1934) также увлекается решением пространственных проблем. Не следует воспринимать это заявление буквально.
Чтобы создать ощущение жизненной силы, скульптор изображает игру мускулов. Скульптор погиб в результате автомобильной аварии. В этом сказались особенности творческого метода скульптора. Вскоре он тяжело заболел и спустя несколько месяцев – 1 октября 1929 г. умер. У меня заранее имеется идея моей статуи».
Бурдель неустанно работал десять лет, накопил гору рисунков с вариантами. Но в то же время античность – это и дерзкая, суровая радость борьбы (Голова Аполлона, Геракл-лучник). Но я всегда хранил нетронутым внутренний закон своего искусства.
Уже в «Спящей музе» (1909 Париж, Музей современного искусства) скульптор, стремясь убрать все «лишнее», превратил человеческую голову в отполированный предмет яйцевидной формы — человеческий образ подменяется геометрической фигурой. Знал Геракл, что рана от стрелы, отравленной желчью гидры, неизлечима. Внешний динамизм сменяется чёткой архитектурной конструкцией. С 1884 г. произведения Бурделя начинают появляться на выставках.
К. М. Мужественная красота в сочетании с женственностью составляет своеобразие этого образа. к пуристам и конструктивистам («Человек с гитарой», 1915 Нью-Йорк, Музей современного искусства). Спустя 30 лет кнемупришла идея создания музея с целью сохранения своих работ.
Три имени — три яркие и самобытные творческие индивидуальности. В грандиозной бронзовой конной статуе генерала Альвеара (1914—1923, Буэнос-Айрес), возведенной на высоком пьедестале из розового гранита, архитектоническое построение форм, удлиненные пропорции, чеканная линия силуэта, утяжеленность деталей, пластическая игра рождают образ огромной силы. Композиция «Геракла» при всей ее динамичности очень компактна. Для продолжения образования талантливому художнику была предоставлена стипендия и Бурдель поступил в Школу изящных искусств в Париже.
Очевидно, живая натура не «умещалась» порой в это заранее найденное решение. В 1948 г. он выставляет ряд ажурных скульптур с подсветкой изнутри—«лепка светом». Известный аргентинский писатель Ларрета, увидев статую, воскликнул: «Это он, это Альвеар. » Да и семья генерала также считала, что он получился очень похожим. Терновец. Архипенко вводит в скульптуру сочетание различных материалов, раскраску. «Сафо» была отлита в 1928 г., а в следующем – в Париже установили памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, над которым Бурдель работал с 1909 по 1929 г. После этого необычайный дар Бурделя-монументалиста по-настоящему оценили во Франции.
Их программа была изложена в «Манифесте» 1920 г., который, по сути дела, явился теоретическим обоснованием конструктивизма. На свет появился удивительный документ — свидетельство братской солидарности художников — «Петиция скульпторов», растрогавший Бурделя до глубины души: «Мы, собратья и почитатели Бурделя, — говорилось в ней, — считаем, что памятник генералу Альвеару является кульминационной точкой в развитии французской пластики и по этой причине невозможно допустить, чтобы он навсегда был потерян для Франции. символом возвращения в искусство образа естественного человека. Последовательно реалистическую позицию занимает «Группа9», первая выставка которой состоялась в феврале 1964 г. В состав «Группы 9» входят такие мастера, как Озуф, Кармон, Дамбуаз, Иденбаум и другие.
Музей был открыт в1949 году на щедрые пожертвования Габриэля Коньяк. Указатель составлен Т. П. Каптеревой.
Сатира, отражение отрицательных явлений действительности менее свойственны скульптуре, нежели, например, живописи или графике. С 1909 года Бурдель преподавал в студии Гранд Шомьер. влияние на дальнейшее развитие скульптуры, став одним из предшественников монументального иск-ва Германии и СССР 1930–40-хгг. Слишком навязчиво ощущается форма самого дерева из которого вырезана фигура («Женская фигура», «Статуэтка», обе —1900 г. ). Эти работы свидетельствуют о потере тех ценных пластических качеств, которыми обладали ранние произведения мастера.
Кризис, который переживает французская скульптура, остро ощущают и сами художники. В скульптурных портретах композитора Бурдель пытался не только запечатлеть его облик, но и передать в нем «окаменевшую музыку» Бетховена, как бы создавая ее «пластический образ». Бурдель решился покинуть академию и его лишили Тулузской стипендии. Если все эти мастера в своем творчестве исходят из реального пространства, которое является естественной средой для их скульптуры, то представители другой тенденции стремятся, по их словам, к созданию новой, «особой скульптурно-пространственной среды, подчиненной иным пространственным и временным закономерностям, чем те, которые господствуют в реальности».
Живописью он продолжал заниматься всю жизнь, считая это необходимым отдыхом. С особенной силой эти черты раскрываются в таких работах, как «Голова Аполлона» (1900—1909 музей Бурделя), «Пенелопа» (1905—1912 музей Бурделя), «Сафо» (1925 музей Бурделя), памятник Мицкевичу в Париже (1909—1929) и в особенности в аллегорических фигурах для памятника генералу Альвеару в Буэнос-Айресе (1914—1923). Эта «классичность» чувствуется и в подходе Майоля к работе с натуры: (например, этюд для «Гармонии», ок. Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923 гг. ) и А. Мицкевичу в Париже (1909-1929 гг. ) ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них. Как и в монументах, в многочисл. В таких работах, как «Девочка из провинции Ланд» (1904), «Полетта» (1907—1910 обе — Париж, Музей современного искусства), Деспио предстает перед нами как вполне сложившийся мастер со своей индивидуальной манерой, своим взглядом на задачи пластики.
Наряду с ними создавалась и пластика меньшего масштаба: «Пенелопа», «Умирающий кентавр», «Плод», бюсты Энгра, Анатоля Франса и Огюста Родена. Бурдель следовал своей собственной установке: «Уравновешенная неуравновешенность — вот чудесная вещь». (Aristide Maillol) (1861-1944). БУРДЕЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан– 1. 10. 1929, Ле-Везине), франц. На всю жизнь сохранив уважение к самому Фальгиеру, Бурдель все же покинул его мастерскую.
характер монументальным произведениям (памятник ген. Большую роль в этом отношении играет четкий силуэт. Согласно мифу, он был сыном смертной женщины — Алкмены — и Юпитера, принявшего облик ее мужа Амфитриона, пока тот отсутствовал, что вызвало ревность жены Юпитера Юноны. Однако страстного импульсивного Бурделя глубоко разочаровала «система академического обучения» с присущей ей «умеренностью и аккуратностью». 1920).
Бурдель автор портретов О. Родена (1909 г. ), О. Пере (1910-е гг. ), А. Франса (1919 г. ). Еще одним современником Аристида Майоля был скульптор-портретист Шарль Деспио (1874--1946). От проникнутых бурной экспрессией ранних произведений (Памятник павшим в Монтобане, бронза, 1893-1902 гг. ) перешёл к более уравновешенным композициям, в которых творчески претворил традиции древне-греческой архаики и ранней классики, стремился к героизации и монументализации образов (Геракл, стреляющий из лука, 1909 г. Пенелопа, 1909-1912 гг. и Сафо, 1924-1925 гг. «Необузданная, неудержимая, не знающая оков яростная энергия» торжествует во всем облике Геракла-стрелка – одном из наилучших творений мастера. И в их искусстве есть как сходства так и различия.
Голову Альвеара Бурдель лепил на основании сохранившейся гравюры. Вернемся к студии-дому-музею. Недаром Деспио скажет впоследствии: «Прежде чем украшать стену, надо ее построить». Статуя поэтессы Сафо, творившей в VII в. до н. э., – «одно из наиболее вдохновенных и пластически совершенных произведений мастера», одно из самых лучших его творений.
Крайним сторонником этой техники явился Иоахим Коста (р. За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, предоставление иллюстративного материала — редколлегия приносит благодарность издательству «Советская энциклопедия», Институту истории искусства Министерства культуры СССР, Институту теории истории и перспективных проблем архитектуры Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Музею изобразительных искусств им. Характеризуя одну из своих ранних работ («Адам», 1888 Париж, музей Бурделя), скульптор говорил: «Я хочу воссоздать его таким, каким он внезапно появился перед удивленным миром, во всей своей первозданной силе и наивности».
Бранкузи хорошо владеет материалом, он виртуозно полирует камень, бронзу, добиваясь совершенной отточенности задуманных форм. Правда, я продолжал делать и пастели, но все деньги, которые мне удавалось заработать, я использовал для работы над памятником «Павшим», который занял у меня около девяти лет». Его композиции отличает взвешенная конструктивность грубоватых, обобщенных форм. Первый свой монумент, посвященный павшим в войне 1870-1871 гг. скульптор приобрел мировую известность. Излюбленной темой его является женский торс. Айседора танцевала у себя дома для меня одного словно дерево покачивалось на ветру и птицы взлетали на его ветви.
В подготовке текста тома к печати принимала участие Л. С. Алешина. Это нарушение «границ дозволенного» явилось вообще характерной болезнью европейского искусства на рубеже 19—20 вв. Особое место в творчестве Бурделя всегда занимал портрет. Спасало право выставляться в разных салонах и продажа своих работ.
Одним из самых известных произведений мастера этого времени становится «Геракл, стреляющий из лука» (1909). Я лепил его со своего соседа – рыжего и худого итальянца. Искусство пластики захватило его и стало главным в творчестве мастера. У него скульптура с четким изящным силуэтом. А Майоль больше стремиться изобразить красоту, наполненную здоровьем и силой. У Бурделя учились известные русские скульпторы В. Мухина, Б. Терновец, И. Шадр, И. Жуков. Необыкновенный скорбный накал поражает в серии скульптур, которые Бурдель посвятил Бетховену: бронзовом Бетховене, подпирающем рукой щеку (1888), Моя стихия – воздух, а также в Гамлете (1891) и Памятнике павшим департамента Тарни-Гарона на войне 1870-1871 гг., который заказал монтобанский комитет ветеранов.
Тот же принцип положен в основу большинства работ Бранкузи («Мадемуазель Погани», 1919, Филадельфия, собрание Аренсберг «Птица», 1940, Венеция, собрание П. Гуггенхейм «Петух», 1941, Париж, Музей современного искусства). Большую роль в этом отношении сыграли два мастера: Роден и рано умерший (в 1909 г. ) Шнегг. Знал и Хирон, что грозит ему мучительная смерть.
«Я черпал в нем смелость смотреть на мир собственными глазами», — говорил Деспио о Родене. Майоль же не любил античные скульптуры. Чтобы не страдать от раны, он добровольно сошел в мрачное царство Аида. Излюбленным материалом, которым мастер хорошо владеет, является железо. Музей состоит из нескольких зданий: это квартира Бурделя, его мастерская, два сада со скульптурами и постройки, появившиеся в результате расширения музейной территории. Казалось, сама душа французского народа воплотилась в прекрасных аллегориях памятника. Ему позировал капитан Сантоллини из Монтобана.
В гневе натянул он свой лук, сверкнула в воздухе стрела и вонзилась в колено Хирона. Творчество скульптора – тяжелая физическая работа, борьба с материалом. Даже в небольших статуэтках — «Причесывающаяся девушка» (1900), «Присевшая на корточки» (1901), «Сидящая женщина с поднятой левой рукой» (1902) (все в ГМИИ)— поражает особая весомость, монументальность пластических масс.
Изящество и четкость силуэта, музыкальность ритма отличают такие его работы, как «Фавн», «Девушка с кувшином» и др. Особое место в творчестве Бурделя занимает портрет. Первым учителем Бурделя был месье Комб – основатель музея и ученик великого Энгра. С тринадцати лет Эмиль Антуан начал помогать своему отцу в мастерской, вырезая небольшие фигурки для украшения мебели.
В 20-е гг. Единственный его недостаток – стремление к невозможному, но это благородный недостаток». Еще одному из замечательнейших своих творений – памятнику генералу Альвеару – Бурдель посвятил целое десятилетие. Пожалуй именно в женских портретах с наибольшей силой проявилось мастерство Деспио. (Показательно, что почти каждую работу Деспио повторял от трех до девяти раз, добиваясь подлинной художественной завершенности. ) В отличие от Бурделя, которому больше удавались воображаемые образы, Деспио работает только с натуры и лучшие его произведения — это портреты людей, которых он хорошо знает и любит, —«Тома» (1916), художники Льевр (1918 Алжир, Музей) и Леви (1921 Алжир, Музей), спокойный и задумчивый Гле зер (1924) и другие.
Список иллюстраций подготовлен Н. А. Виноградовой и О. С. Прокофьевым. В 1919 году Эмиль Бурдель начал работать над памятником шахтерам, павшим на войне 1914-1918 годов (закончен в 1928 г., открыт в 1930-м – после смерти скульптора), Эльзасской Мадонной (монумент воздвигнут в 1922 г. ). Один из выдающихся скульпторов этого времени был Антуан Бурдель (1861--1929). Прошло несколько лет, прежде чем Бурдель вспомнил об «этой высохшей и потрескавшейся голове» и отлил ее в бронзе.
Я работал с ним девять лет. 1940 Нью-Йорк, собрание Дж. было отмечено явным поворотом к фигуративности. 100) портретах выдающихся деятелей создавал героизированный образ «гения», «сверхчеловека»: Л. ван Бетховен (бронза, 1887–1929 21 вариант, Музей Бурделя, Париж), А. Франс (бронза, 1919, там же) и др. Геракл пировал с другом — мудрым кентавром Фолом.
Однако лишь очень немногие творения, созданные в эту кризисную для скульптуры эпоху, могут претендовать на успешное решение этой задачи, среди них по праву мы можем назвать театр на Елисейских полях Огюста Перре (1912). «Это драма моей жизни, воплотившая, с одной стороны, завершение поисков, с другой – новый поиск, неспокойная, суровая, синтетическая, свободная от всяких влияний прошлого и настоящего», – говорил скульптор об «Аполлоне». В противовес манерно-слащавому идеалу Салона он заставил современников увидеть красоту здорового тела, научил видеть прекрасное в естественном и не случайно в обиход людей 20 в. вошло выражение «майолевская женщина»— мастер расширил для нас рамки прекрасного. В то время, когда одни безапелляционно утверждали примат машины над личностью, а другие исследуя едва уловимые движения человеческой души игнорировали его земную сущность, Бурдель решился доказать, что у человека еще достаточно сил и воли, чтобы самому, без помощи хитроумной, сложной техники вступить в схватку с природой. Создавая «Сафо», скульптор снова возвратился к тому высокому нравственному идеалу, который вдохновлял его во времена «Аполлона». Участник выставок парижского Салона с 1884.
Начало 60-х гг. В своих работах мастер все чаще обращается к темам и образам античной мифологии. Вучетич, А. Брекер, И. Мештрович. Аллегории дополнительно объясняли добродетели генерала – Мощь (Сила), Переможнисть (Победа), Свободолюбие (Свобода), Красноречие (Ораторство).
В 1910 году в Салоне была представлена масштабная статуя Бурделя «Геракл» («Геракл, стреляющий из лука») имевшая ошеломительный успех как у критики, так и у публики. С 1910 по 1913 год мастер по заказу работает над оформлением Театра Елисейских Полей. скульптор осуществляет ряд монументальных работ («Железная статуя», 1952, Университетский парк в Канзас-Сити). Мужеством и напряженной скорбью веяло и от аллегорических фигур. Наряду с этим среди современников Бурдель был известен как самобытный писатель и поэт, автор эссе и критических статей: его «Поэма скульптора» была опубликована в 1890 г. В течение двадцати лет этот большой мастер занимался педагогической деятельностью. По глубине проникновения, по удивительной правдивости этот портрет является одним из лучших образцов портретного искусства не только в творчестве Майоля, но и в искусстве 20 в. Искусство Майоля граничит с лучшими гуманистическими устремлениями в культуре 20 в. До конца своих дней он остается верен традициям реалистического искусства («Река», 1939—1943 Нью-Йорк, Музей современного искусства).
В 1893 году Огюст Роден предлагает Бурделю место пратисьена (помощник, переводящий скульптуру в другой материал или размер) в своей мастерской. Это придает работам Бурделя характер особой, динамической монументальности. Бурдель создал особый тип портрета — «героический портрет». Свои первые вещи он иногда режет прямо в дереве без предварительной проработки в глине. Его «Бетховен» (Париж, Музей Бурделя) — воплощение могучего напора творческой энергии, трагического величия, революционной патетики.
Эмиль Антуан Бурдель родился в семье краснодеревщика. Работал в мастерских Ж. Фальгьера и Ж. Далу, стал учеником и помощником О. Родена. С девятью различными ликами, которыми я наделил ее, – это всегда она», – писал скульптор. Его отец был крестьянином-виноделом (Майоль —на местном наречии значит виноградная лоза).
Стройные фигуры с удлиненными пропорциями вызывают в памяти образы Реймса, Страсбурга. На литье из бронзы всех фигур потратили три года. Мастер мечтал возродить скульптуру, восстановив союз «ваяния и зодчества». Бурдель изображает стройные фигуры с удлиненными пропорциями, стремящиеся вверх. Он быстро вскочил с ложа и стал бросать в нападавших громадные дымящиеся головни.
В скульптурное произведение «Средиземное море» художник вложил душу. Его выставки проходили в Японии, США, Праге, Венеции. Умер Бурдель в Ле-Везине, Ивелин. С 1898 г. на выставках «Салона французских художников», в «Салоне национального общества искусства» появляются первые работы Деспио. Однако Эмиль Бурдель неожиданно оставляет учебу. Деспио родился в Монт де Марсан, в Ландах.
Другая работа Бурделя, Сафо (рис15) характеризуется поисками высокого этического идеала. В этом увлечении «taille directe» также сказалась реакция на импрессионистическую дробность формы в скульптуре предшествующего периода. Это вселило жизнь в античные образы, согрело их живым человеческим чувством. Они отличаются выразительностью и психологической остротой («Портрет Пикассо», 1912 Барселона, Музей). С 1914 г. он начинает выставляться вместе с кубистами, наиболее последовательно придерживаясь теоретических установок этого течения («Женская форма», 1918, собственность автора «Орфей», 1928, Париж, Музей современного искусства «Бах», 1932). Работы Деспио никогда не поражают с первого взгляда ибо мастер принципиально избегает всяких внешних эффектов, всего «поражающего».
Первый вариант «Средиземного моря» (1900) высотой всего 16 см производит впечатление большой вещи именно в силу монолитности форм, плотности объемов. Это «полудетское увлечение» музыкантом переросло в творчестве скульптора в подлинную страсть – настоящую «Бетховениану». В 1884 году он поступает в парижскую Школу изящных искусств и учится у Александра Фальгьера, но через два года покидает эту мастерскую, понимая, что академическая система и салонный стиль наставника ему становятся все более чужды. Вырабатывается определенный характер лепки, соответствующий крупным, монолитным формам.
«Я люблю ваше искусство, но я хочу избавиться от ваших официальных друзей», – сказал он педагогу на прощанье. Проблема пространственных отношений, лежащая в основе живописного кубизма, находит отражение в «контрформе» (контрформа основывается на замене выпуклых форм вогнутыми или пустотами: «Причесывающаяся женщина», 1916, собрание Гамильтон). В мае 1964 г. в саду музея Родена имела место выставка скульптуры, девизом которой был возврат к «человеческим формам». Однако, не закончив этюд, мастер оставил работу над ним. (1893-1902 гг. ), скульптор также создает, явно находясь «под сильным обаянием чар Родена».
Река – стихия воды, быстрой играющей, капризной, вечно изменчивой. Эти эксперименты он называет «скульптуро-живописью». Лучшие работы Бурделя 10-х гг.
Творчество мастера постепенно начинает избавляться от влияния Родена, о чем свидетельствует созданная им тогда же «Голова Аполлона». В 1905 году проходит первая персональная выставка Бурделя, на которой было представлено 39 скульптур, 18 картин и 21 рисунок, после чего Бурдель впервые выставляется в Осеннем салоне. (Bourdelle, Emile Antoine. Двадцатый век отмечен в истории французской скульптуры появлением трех выдающихся мастеров —Майоля, Бурделя и Деспио. Однако вскоре мастер преодолевает схематизм и уже начиная с 1901 г. его произведения несут на себе печать подлинной художественной завершенности и определенного, «майолевского» стиля. До сих пор французское государство не баловало заказами одного из крупнейших монументалистов Европы, отдавая предпочтение помпезному, эклектичному стилю «официальных» мастеров.
Последней, оставшейся неоконченной, работой была статуя Гармония. все – бронза). «Новая фигуративность», «Возврат к фигуре»— эти лозунги, под которыми проходят выставки скульптуры 60-х гг., говорят сами за себя. Учился в Тулузе (1876–84), в парижской Школеизящных искусств у А. Фальгьера (1884–86) в 1886–90 пользовался советами Ж. Далу, в 1893–1908 работал ассистентом в мастерской О. Родена. Очень точно схвачена особая «девчачья» посадка головы, чуть подавшейся вперед.
Там он обучался в мастерской Фальгиера. «Голова Аполлона» (1900-1909 гг. ) – работа, которая «явилась как бы прологом к этим поискам», наиболее любима автором. В Аполлоне (1900—1904, Париж, Музей Бурделя) он воплотил идеал человека с могучим интеллектом, видя в нем олицетворение светлого активного начала, торжествующего над мраком. Мухина, И. Д.
Излюбленная модель – обнаженное женское тело, отличающееся отменным здоровьем. В 1928 г. на крупнейшей прижизненной выставке Бурделя в Брюсселе были представлены 141 скульптура, 78 живописных и графических произведений. В 40—50-е гг. «Мисс Дункан подобна бессмертной жрице. Если в работах Майоля нас поражала гармоническая цельность образов, плотность объемов, весомость пластических масс, если Бурдель открыл своими произведениями новую эпоху в области монументальной скульптуры, создав героические образы, полные бурной экспрессии и высокой нравственной силы, то, говоря о Деспио, первое, что мы должны отметить, — это обостренное «чувство индивидуального», присущее работам мастера. Бурдель приобрел мировую славу.
Интерес к отвлеченному пластическому объему характерен и для творчества Ганса Арпа (р. Это не отвлечённый тип полководца, а вполне конкретный человек. Стремление к обобщению доведено в работах Константина Бранкузи (1876— 1957) почти до полной абстракции. «Геракл» Бурделя олицетворяет собой триумф первобытной, стихийной силы, заложенной в человеке, утверждает торжество необузданной, не знающей оков, яростной энергии.
В связи с этим значительно меняется и вся система формальных пластических приемов. По углам цоколя скульптор поместил четыре аллегории. Их жесты порой угловаты, позы несколько неуклюжи, но им присуща своя, особая грация. Небольшие домики под розовыми черепичными крышами, серебристые оливы, виноградники—«Море, солнце, вино — здесь невозможно создавать бесчувственное искусство», — говорил Майоль. Углы постамента подчеркивали фигуры аллегорий. Выразительна и фигура самого Альвеара. Все мои обобщения восстают против законов, управляющих его искусством» (Б.
Работы Эмиля Бурделя появляются на выставках. Шадр.
и неоклассич. Он говорил: «В принципе я не работаю с натуры. Работал также как художник-монументалист (фрески Театра Елисейских Полей, 1910–1912) и график (иллюстрации к книгам Ж. Клемансо и Г. Флобера). В годы Первой мировой войны Бурдель создал бронзовую статую Победы, которую задумал как памятник павшим на фронте депутатам Национального собрания (1916 г. ). поражают своей нравственной силой, высокой одухотворенностью.
В более позднее время он отдает дань экспрессионизму («Фигура», 1930 Нью-Йорк, Музеи современного искусства). В «Доме-музее» Бурделя, который организовала после его смерти жена Клеопатра Севастос, можно полюбоваться не только скульптурами и живописными работами художника, но даже увидеть в натуральную величину его знаменитый памятник Альвеару, статую Мицкевича, «Францию», барельефы Театра Елисейских полей. После 1912 г. Архипенко начинает увлекаться кубизмом.
Принципы «негативной» формы или «контрформы», широко используются им в таких работах, как «Арлекин» (1932 Париж, Музей современного искусства), «Антиной» (1932 частное собрание), «Пророк» (1933 Париж, Музей современного искусства). Ателье последнего Бурдель посещал до 1892 года и выполнил для него немало работ. Среди первых крупных произведений мастера «Памятник павшим» в Монтобане (1893-1902). Так же отличие Бурделя от Майоля в том, что Бурдель изображает не только женское обнаженное тело.
Его работы позднего периода ближе к абстрактному сюрреализму («Лунный призрак человека», 1950 «Возникновение формы», 1953 обе — Рио-де-Жанейро, Музей современного искусства), связанному с наиболее реакционными течениями в современной буржуазной философии. Третьим наиболее значительным скульптором этого времени был Шарль Деспио (1874—1946). Родоначальником пластики отвлеченных форм принято считать Александра Архипенко (родился в 1887 г. в Киеве, в 1908 г. приехал в Париж, с 1923 г. — в США, умер в 1964 г. ). Кентавры укрылись у друга Геракла, Хирона — мудрейшего из кентавров. В годы учебы (1876-1884) Бурдель увлекался национальной французской культурой, памятниками архитектуры и скульптурой средневековья и, как сам впоследствии вспоминал, пугал учителей своей одержимостью в работе. Альвеару в Буэнос-Айресе, бронза, 1913–23 статуя «Франция», бронза, 1925, Париж). Его выставки проходят в Праге, Венеции, Японии, США.
«Антуанетта» (1918), «Мадам Дерен» (1923—1926), «Мадам Стоун» (1927), «Честер Даль» (1934)—очень разные с точки зрения психологических характеристик и в то же время близкие друг Другу общностью эмоциональной настроенности. Среди монументальных работ, которые Майолю удалось осуществить, можно назвать несколько памятников, посвященных жертвам войны, памятник Клоду Дебюсси (1935 Сен-Жермен-ан-Иэ), Сезанну (1912—1925 Париж, сад Тюильри), Огюсту Бланки (1906 Пюже-Тенье). Чтобы создать его, у меня в руках та же глина, что была у Господа Бога, но я не Бог». Ранний период отмечен влиянием примитивов.
Отец – резчик по дереву, прекрасный рисовальщик. И тем не менее именно эти «воображенные» портреты удавались ему, как правило, лучше, чем лепленные непосредственно с натуры. У Бурделя появилась перспектива поехать в Италию в качестве пенсионера Французской академии в Риме. Здесь же запечатлен момент наивысшей концентрации энергии перед ее разрядкой. Она воскрешает все наиболее великие и благородные шедевры античности. С одной стороны, она как бы символизирует первозданную гармонию со всем окружающим миром (Торс Паллады, Вакханка, сидящая на скале, Яблоки).
Словно дыхание красоты трепещет в нас, как листья на ветру. В 1895 году Бурдель получает заказ на создание «Памятника павшим в войне 1870 – 1871 годов» в Монтобане, который был установлен в родном городе скульптора в 1900 году, но лишь после вмешательства Родена, поскольку соотечественники Бурделя готовы были отказаться от готового памятника из-за его слишком смелого композиционного решения. В том же году вместе с Роденом и Дебуа Бурдель организует Свободную школу скульптуры на Монпарнасе. Геракл Бурделя запечатлен в момент охоты. Скульптура выполняет роль лишь декоративно-оформительского элемента, целиком отказываясь от изобразительности («Композиция в пространстве», 1929, Базель, Музей «Взлет птицы», 1955, Детройт «Динамическая проекция на 30», 1950—1951, Каракас, Университетский городок). скульптор.
Придавал символико-аллегорич. В творчестве Б., близком неоидеализму и модерну, соединились неоромантич. В 1876 г., одержав победу в трудном конкурсе, юный Бурдель поступил учиться в Тулузскую Школу изящных искусств.
В 1893 году Бурдель нанимается к уже знаменитому тогда Родену пратисьеном (помощником скульптора, переводящим его произведения в мрамор) и испытывает мощное влияние его художественного метода, хотя позднее скажет о полученном им опыте следующее: «Сотрудничая в работах Родена, наиболее трудных для завершения, я проник в некоторые тайны мастера. Он работает очень медленно, первоначально в глине, а затем по гипсу, тщательно пролспливает детали, стремясь раскрыть характер мельчайшей из них. Наиболее значительным произведением скульптора позднего периода является монумент «Памяти разрушенного Роттердама» (1953).
Эти ранние работы несколько схематичны, позы неестественны, движения скованны. Так появилась работа «Адам после грехопадения» (1889 г. ), в связи с которой французская печать писала о скульпторе: «За этим мастером будущее». В 30-е гг. Бернар считал, что скульптор должен сразу рубить в камне, без предварительного эскиза в глине. «Я чувствовал, что буду потерян для скульптуры, если буду продолжать в том же духе, – вспоминал художник о том нелегком времени.
Именно здесь, в мастерской отца, наполненной запахом свежих стружек, среди безымянных отцовских шедевров был «заложен фундамент творческого своеобразия скульптора». Его работы: Стреляющий Геракл (рис. 14), Сафо (рис. 15). «Я леплю на простонародном наречии», — любил говорить мастер. В эти годы скульптор одержим идеей создать грандиозное, масштабное произведение.
И в Умирающей любви (1886) и в Адаме после грехопадения (1888-1889) и в Материнстве (1893) уже чувствуется влияние гениального Родена, споры вокруг творчества которого в то время не утихали и каждая работа вызывала самые противоречивые суждения. Деформация, по мысли автора, должна символизировать здесь идею разрушения и гибели. Несмотря на предельное обобщение форм, фигуры пластичны, движение подчинено единому музыкальному ритму, композиционное построение отличается экспрессией и динамикой («Черный торс», 1909, Нью-Йорк, частное собрание «Две фигуры» и др. ). Он стремиться довести пластический объем до особой уплотненности, цельности.
Майоль никогда не обращался к формалистическим поискам. С тех пор музейрасширялся дважды. Сегодня коллекция музея Бурделя насчитывает более500 наименований: мраморные, бронзовые и гипсовые скульптуры, наброски, живопись, фрески-миниатюры, а также художественная коллекция, собранная самим Антуаном Бурделем (художники:Eugne Carrire, Eugne Delacroix, Jean Auguste Dominique Ingres, Adolphe Joseph Thomas Monticelli, Pierre Puvis de Chavannes, Auguste Rodin). Среди наиболее удачных следует назвать портрет художника Террю (1905 Перпиньян) и портрет старого Ренуара (1907 Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Впоследствии скульптор признавался, что «понадобилось десять лет, чтобы освободиться от злополучного влияния».
Преподавал в Париже в студии «Ла Гранд-Шомьер» (1909–1929), ученики Б. – А. Джакометти, В. И. О нем не забыли и земляки монтобанци, обитавших в Париже. Антуан Бурдель (Antoine Bourdelle)родился в городе Монтобан наюге Франциив1861 году.
Его вещи воздействуют постепенно и главная их сила—в удивительной правдивости. Великая скорбь охватила героя, когда он увидел, кого ранил. Геракл не испугался кентавров. Здесь он увлеченно изучал средневековую архитектуру и скульптуру и, по его словам, «пугал учителей своей одержимостью в работе».