Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал "Давид" (1623г. ) — юноша-пастух (будущий царь Иудеи), победивший в поединке великана Голиафа. Одна из лучших работ Лоренца Бернини – скульптура "Давид" воплотила в себе черты своего автора. Скульптура БерниниЭкстаз святой Терезы, расположенная в церквиСанта-Мария-делла-Виттория, была широко разрекламирована Дэном Брауном в романе «Ангелы и демоны» (в романе здесь сожгли кардинала). Хотя скульптура «Истина» и не задалась, но работа над ней помогла Бернини выйти из душевного застоя. В скульптуре "Похищение Прозерпины" Бернини изобразил момент, когда бог подземного мира Плутон похитил дочь богини плодородия Цереры, чтобы сделать её своей женой.
Сегодня скульптуры Бернини – это творческая вершина барокко, достичь которой не смог ни один его последователь. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Это одна единственная скульптурная группа, которая находится в небольшой церкви Санта Мария делла Виттория – алтарь св. Терезы – она наиболее полно раскрывает искусство Бернини.
Крупнейшим мастером 17 в., сыгравшим определяющую роль в сложении и развитии скульптуры барокко, был прославленный Джованни Лоренцо Бернини. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини. Великим творцом эпохи Барокко был Лоренцо Бернини (1598-1680), в равной степени проявивший себя и в архитектуре и в скульптуре.
Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини создали «лицо» итальянской столицы эпохи барокко. 28 января 1671 года, спустя 140 лет, она была причислена к лику блаженных Папой Климентом X. Темные цвета картины Джованни Батиста Гаулли, являясь фоном для скульптуры Бернини, словно подчеркивают разительный контраст между беломраморной фигурой Людовики, находящейся в религиозном экстазе мистического общения с Господом и деликатном видении Рая позади нее. Джованни Лоренцо Бернини считается основоположником стиля итальянского барокко, который он довел до совершенства в своих архитектурных и скульптурных творениях. В конце отметим, что одна из лучших работ Лоренца Бернини – скульптура Давид воплотила в себе черты своего автора.
Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини. Говорят, что Бернини посмеялся над соперником изобразив одну аллегорическую фигуру в фонтане с вытянутой рукой так, будто она готова удержать падающую церковь, а второе скульптурное изображение прячет голову под покрывалом, чтобы не видеть архитектурного шедевра Борромини. Давид Бернини – это воинствующий плебей, бунтарь, в нем нет ясности и простоты скульптур кватроченто, классической гармонии Высокого Ренесанса. Кроме шедевров изобразительного искусства, архитектуры и скульптуры, Бернини известен еще в качестве режиссера: он ставил театральные феерии, писал комедии, создавал декорации к спектаклям и даже стал конструктором-изобретателем машины «Восход солнца».
Обрабатывая и полируя мрамор для скульптуры, Бернини добивался почти натуралистических эффектов в имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. «я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью» Джованни Лоренцо Бернини. Говард Хиббард известный искусствовед, приходит к выводу, что в семнадцатом веке «не было никаких скульпторы или архитекторы, сравнимых с Бернини», что подтверждается масштабом произведений мастера, его инновационным подходом к созданию скульптур, архитектурным талантом.
Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурами, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» – гидравлики, строительные рабочие. Кроме скульптур в натуральную величину среди работ Бернини есть несколько бюстов выдающихся деятелей.
С опытом он перестал допускать подобные ошибки. Грандиозная площадь, разбитая перед базиликой св. Посередине створок три пчелы, символ папской власти.
Но так ли это на самом деле, доподлинно не известно. В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. Она легко просматривается, если внимательнее рассмотреть все три фигуры. Было проведено расследование причин ошибки Бернини.
Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII). Третья особенность картины — особое освещение, характерное только для картин Караваджо. В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа.
Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) — блестящий представитель барочной скульптуры и один из лучших архитекторов эпохи. Когда бог почти настиг её, Дафна взмолилась богам и превратилась в лавр. Этот факт никоим образом не останавливает историков и ученых в поисках настоящей реликвии. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам».
Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в Кафедре св. Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. А статуи, статуи стали похожи на актеров. Распростертые руки, откинутая назад голова, клубящиеся складки плаща, стянутые сбоку в напряженный узел, передают не столько трагический, сколько театральный характер образа.
Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56. Бернини ответил уклончиво. Другой же стрелой, любовь убивающей, он пронзил сердце нимфы Дафны. Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции.
В центральной апсиде собора находится кафедра Святого Петра, также созданная Бернини. Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов.
Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Услыхала крик Прозерпины Деметра.
Так где же сегодня находится чудо-Копье. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера.
Столицей нового стиля стал Рим, а «лицо» Рима эпохи барокко создал Бернини, которого можно смело назвать «главным режиссером» этого великолепного спектакля. В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Петра и на мосту св.
Лонгина» Бернини более спокойной и тяжеловесной трактовкой форм. Место перед статуей становится частью концепции. Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе, в семье известного скульптора Пьетро Бернини. Скульптурное изображение Церебуса призвано донести до зрителя дальнейшую горестную судьбу молодой пленницы.
Уничтожение заняло 11 месяцев. Быть властелином, правителем мира, лучшим из лучших, единственным. Движения, жесты выражения лиц повторяли то, что создавалось на сцене. Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год.
Современники скульптора были потрясены небывалой иллюзией жизненности и ощущением живой плоти, присущих его пластике, а также ее захватывающим динамизмом. Другие проекты постигла та же судьба45. Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. Мягкость шелка и трепет волос, теплоту тела и шелест листьев мог передать он в нем.
По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени. Скульптора изображает библейского героя Давида, готового швырнуть камень в Голиафа. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Произведение представляет собой большую статую (высотой 3, 5 м), освещенную отраженным светом идущим из скрытого окна.
Большую ценность представляют и «боцетти» – лепные эскизы к ряду известных произведений мастера, в том числе к «Экстазу св. Его гений был реализован в молодом возрасте, так как его отец был нанят папской семьей. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Лаврентий Римский (лат.
В честь Амалфеи назван астероид (113) Амальтея, открытый в 1871 году, а также спутник Юпитера Амальтея, открытый в 1892 году. Его проект практически был «заморожен» вто самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. Терезы (1645-52) изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. Амалфея, Амалтея, Амальтея (др. -греч. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Современные исследователи отвергают этот эпизод как недостоверный. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча.
Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке. Их тела соединены в резко асимметричном сочетании и в столь же резком масштабном противопоставлении. В подобного рода бравурных портретах скульптор не стремился к жизненно-психологическому раскрытию образа. Этот сюжет и лёг в основу знаменитой скульптуры. Его алтарная группа «Экстаз св.
Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Настолько мастерски изображены чувства святой, что неподготовленный зритель ощущает увиденное как сильнейшее чувственное переживания. Одна из этих статуй изображает Давида (1619). О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды. Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери.
Петра, отличается от «Св. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Однажды бог Аполлон оскорбил Эрота, усомнившись в его власти над богами и смертными. Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру».
Спрашивала подруг, но никто не видел её. Веки св. Таковы, например, портреты моденского герцога Франческе дЭсте (1650—1651 Модена) и Людовика XIV (1665 Версаль), в которых тип парадного барочного портрета достигает высшей точки своего развития.
Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву. В чём же загадочность этого полотна. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда.
Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. С одной стороны его творчество – отражение требований церкви (не случайно церковь всегда покровительствовала его таланту), с другой – оно расширило возможности пространственных (пластических) видов искусства. Петра, церкви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Ватикане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику.
Вот таким образом талант Джан Лоренцо она сочла весьма полезным. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Петра. Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке.
Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре. Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли.
Скульптура создана в 1667 году по рассказам очевидцев, так как сам автор никогда не видел живого слона. На десятый день пришла она к богу Гелиосу и стала молить его, чтобы он сказал, кто похитил Прозерпину. Но снять фильм о Копье было решено именно в Армении.
В это время папы Урбан VIII, Иннокентий X и Александр VII предоставили ему беспрецедентные возможности для построения церквей, часовень, фонтанов, памятников, надгробий и скульптур. Эней – сын Анхиза и Афродиты (рим. Христиане верят, что Копье Судьбы является ключом к невероятному могуществу. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ.
Бернини сильно переживал и перестал есть. Фактически на протяжении всей жизни Бернини был диктатором римской художественной жизни.
За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы». Он был уверен, что владея неземным оружием, ему удастся поработить весь мир. Именно этот бесценный опыт послужил движущей силой для развития таланта молодого мастера.
Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием. 1598, Неаполь, – 12. 11. многократно изломанной линии его главного фасада, следующей очертаниям площади, на которую он выходит, но в еще большей мере на сильном выделении его центральной части протяженностью в семь оконных осей Слегка выступая вперед, наподобие ризалита, она снабжена трехпролетным входным порталом в ордерном обрамлении и увенчан а высоким аттиком, отделяющим ее от боковых крыльев В строгой горизонтали трехэтажного палаццо Одескальки какая-либо акцентировка центра отсутствует вовсе, но зато здесь использован другой выразительный прием вместо обычного поэтажного членения впервые в архитектуре частных дворцов использован в качестве ведущего композиционного принципа большой ордер Ровная череда пилястр с коринфскими капителями, охватывающих собой два верхних этажа, вносит в фасад элемент подчеркнутого единства.
Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». В ход шли и подкуп и шантаж и грабёж. Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос. Трещины увеличивались.
И бряцая им, прославились как великие завоеватели. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Город, где творения Бернини встречают вас на каждом шагу. Это – чудо драматического действия, замороженное в камне.
Но на Давида стоит обратить особое внимание не только вот таким образом. Возвратившись в Рим, Бернини умер в 1680 г. и погребен в церкви Санта-Мария Маджюре. Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны известен и как светский скульптор.
Экстаз св. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. По библейскому преданию Давид – юноша, убивший великана Голиафа камнем, пущенным из пращи.
В своих прославленных архитектурных сооружениях – колоннаде собора св. Ох уж это мужское тщеславие, накрывающее нас в среднем возрасте. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. В 1606 году Пьетро перевез свою семью в Рим, чтобы получить больше комиссионных.
Петра, поручил ему устройство часовни над гробом апостола. Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Портрет «Дама с единорогом» достаточно отчётливо напоминает знаменитый шедевр да Винчи «Мона Лиза». В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад.
Просто посмотрите на кровать Людовики. Такого эффекта Бернини достигает за счёт движения теней по скульптуре. Ещё одна работа Бернини, знакомая по Ангелам и демонам.
К числу особенностей картины принадлежит, прежде всего, реалистичность изображения. Но выполнить его задание не успели.
Но в то же время они полны особой энергии, приподымающей их над обыденной жизнью. Конечно, это мало вероятно, но скульптура действительно хороша. Но Дафна, лишь только увидела златокудрого Аполлона, тут же пустилась убегать. В 1605 году семья переехала в Рим, ближе к Ватикану, где были его основные заказчики – члены семьи Боргезе, в том числе и папа Павел V. Лоренцо проявлял талант к живописи и ваянию с самого детства: сделанный им в 8 лет набросок головы Святого Петра так восхитил окружающих, что в нём стали видеть второго Микеланджело, а в 16 лет – он уже сложившийся скульптор, своей скульптурой «Мученичество Святого Лаврентия» завоевавший расположение кардинала Боргезе.
Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим. Ему же Рим обязан несколькими прославленными фонтанами, в которых декоративная скульптура обрела новую жизнь, соединившись с подвижной стихией воды, заполняющей чаши бассейнов, бьющей сильными струями, мягко стекающей по округлым формам мраморных фигур (фонтан Тритона на площади Барберини, 1637 фонтаны Четырех рек и Мавра на площади Навона, 1648—1655). Архитектура барокко — пышные декорации.
Амвросием. Фонтан довольно небольшой.
В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета. Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини.
Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады. Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне.
Это также можно увидеть в драпировке одежды героев. Правда, по более общепринятой трактовке задумчивая, уравновешенная и роскошно одетая красавица представляет «любовь небесную», а пламенная обнажённая Венера — «любовь земную». Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Лишь только сказала она эти слова, как тотчас онемели её члены. Ещё Дафна прекрасна, ещё полон страсти к ней юный бог, а из концов её пальцев уже вырастает побег лавра. Этот сюжет, который использовал Бернини, в очередной раз подчеркивает отношение мастеров бароко к античности. В 1930-е гг.
Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Петра в Риме по проекту Бернини. лтарях, в создании которых Бернини не имел себе равных. Если первоначально внимание зрителя привлечено погоней героя за нимфой, то непосредственно вслед за этим основным впечатлением начинает действовать другое поразительное зрелище — процессе волшебного перехода живого тела в неподвижное дерево. С большой силой грандиозность и живописность барочного видения выражены в работе Бернини, предназначенной для кафедры римского собора Св. Петра (1656–1665). Кажется, что из ее полуоткрытого рта вырывается крик сладостной муки.
Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. И все эти чувства бесподобно изображены Бернини. Первым скульптором барокко был Стефано Мадерна (1576—1636).
Афанасий, св. Античный миф об Аполлоне и Дафне был претворен Бернини в прекрасных поэтических образах. Его авторитет был непререкаем.
Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. Бернини поместил свою скульптурную группу в глубокую нишу на фоне золотых лучей. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии.
Отцы Церкви – почётный титул используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона – списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических) иерархической организации и богослужения Церкви. Его «Св. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62.
Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини. Петра, законченного при папе Павле V и, после добавления Мадерно нефа и фасада, наконец освященного папой Урбаном VIII, завершившим полтора века проектирования и строительства. Плутон влюбляется в нее и пытается унести ее в подземный мир. Застывшее движение особенно хорошо смотрится у Энея, держащего своего отца Анхиса — расположение его мышц и сухожилий очень натурально, а колено согнуто именно так, как и должно выглядеть при давлении подобного веса. Эта точка зрения разделяется и другими учёными16.
Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина. И опять в скульптуре мы видим запечатленные эмоции, действие. Как «светский» скульптор Бернини — прежде всего автор многочисленных портретов.
«Похищение Прозерпины» представляет собой не менее замечательное изображение борьбы двух существ, в которой со всей остротой использована пластическая сила контраста и движения. Не было плодов в садах и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья. Так, на площади св. Нет, это молодые женщины, которых переполняют чувства. По проекту площадь и собор образуют форму, напоминающую «ключ Святого Петра» – символ папской власти (по преданию апостол Петр был первым из наместников Христа на земле, папы считаются его преемниками).
Недаром он образно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонтанов. Посередине египетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой. «Превосходный человек, совершенный ум, рожденный по воле божественного провидения и для славы Рима», — так отзывался о нем один из его могущественных заказчиков Папа Урбана VIII. Левая рука Аполлона решительно простирается вперед.
За версию, что на картине изображена Джулия Фарнезе, может свидетельствовать тот факт, что единорог являлся фамильной эмблемой её рода. Но Деметра была богиней плодородия и без неё всякий рост на земле прекратился. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Его фигура выделяется на светлом, нейтральном фоне.
Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Словно из театральных лож из ниш стены церкви на творение Бернини будто взирают статуи представителей семейства Карнаро. От его потомка Аскания (Юла) вели свое происхождение представители рода Юлиев (Юлий Цезарь, Август и др. ). Кончики ее рук начинают превращаться в ветви и листья. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24.
И даже после провала и разгрома Третьего рейха, продолжал слепо следовать легендам. Мраморная плита еще более подчеркивает безжизненность распростертого на ней тела. По Мусею, шкуру этой козы (Эгиду) Зевс использовал для щита во время войны с титанами. Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г).
Часто можно услышать историю, о том, что Бернини специально изваял одного из речных богов неодобрительно взирающим на близ расположенную церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, фасад которой был спроектирован Франческо Борромини извечным соперником Бернини. Называется она Экстаз св. Адольф пытался спрятать Копье.
Плутон видел, как резвилась Прозерпина и решил её тут же похитить. И затем, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил Копье «имперским сокровищем». Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини.
Окончательный вид здание приобрело при Маркантонио IV Боргезе (1730 – 1800), который в конце XVIII века перестроил его в классическом стиле. Все члены и мускулы тела участвуют во взмахе рук, чтобы метнуть в противника смертоносный камень. Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Найденное Копье не замедлило продемонстрировать разуверившимся свою чудодейственную силу: неприятельские укрепления стали сдаваться одно за другим крестоносцам, последнее время терпевшим военные поражения. Будь вечно молодой. ». Кстати, это не единственный автопортрет скульптора в галерее. Тритон трубит в рог и струя воды наполняет чашу фонтана.
В оконном проеме парит голубь как символ святого духа, указующий дорогу последователям св. Однако главным видом его художественной деятельности остается скульптура. Лонгина (1629—1638), помещенную в нише одного из подкупольных опорных столбов.
Барочные же мастера считали, что живопись и скульптура должна соблазнять глаз зрителя. Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырех частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Ноги, только что двигавшиеся в отчаянном беге, врастают в землю. Сколько ни уговаривал её Аполлон остановится, нимфа бежала лишь ещё быстрее.
На другой высечено имя Урбана VIII. Петра для римского собора св. Воплощение этой идеи доверили Бернини. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи.
«Экстаз св. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Порой кажется, что герои живут, дышат, разговаривают, жестикулируют иногда даже «выходят» из своих обрамлений и зритель видит не мрамор и бронзу, а кружево их жабо, шёлк рубашек, материю плащей.
Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Но только сорвала она цветок, как разверзлась земля и появился мрачный Плутон на золотой колеснице. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора.
Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). В 1568 г. папа св. В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность. В боковых секторах находятся фонтаны. Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру.
Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. Борромини представил все улики против Бернини. Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой.
История Аполлона и Дафны — история нимфы отвергшей любовь бога. А говорить о них можно очень долго. Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Бегство Энея, Анхиза и Аскания из охваченной пожаром Трои – сюжет, описанный в «Энеиде» Вергилия.
Под его руководством были выполнены статуи на колоннаде площади св. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Барокко — это театр. Весь проект — типичное барочное произведение, создающее невероятно драматический эффект. «Я победил мрамор и сделал его гибким как воск, — говорил Бернини, — и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».
Он заставляет мрамор таять изгибаться и течь, подобно воску. Вместе с тем девушка, становящаяся неподвижным деревом, ещё полна жизни, а всё её существо ещё проникнуто страхом перед преследователем — повернув голову, она видит его совсем близко за собой и как самый резкий контраст картине «одеревенения» зритель видит открытый рот нимфы испускающий крик мольбы и отчаяния. Такое впечатление вещественности и теплоты человеческого тела отличает работы Бернини от античных и ренессансных статуй. Согласно традиционному житию, Лаврентий происходил из города Оска (ныне Уэска) в Тарраконской Испании и был учеником архидиакона Сикста.
Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. У всех трёх статуй различная анатомия, соответствующая их телосложениям и возрастом, что позволило Бернини продемонстрировать весь свой талант в создании текстур кожи (бархатистой для ребёнка, упругой и подтянутой для легендарного воина и морщинистой для старика). Мастера всей Европы пытались подражать Бернини, но немногие преуспели. Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей.
Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva). Когда Аполлон захватывает Дафну, она начинает превращаться в лавровое дерево. Вскоре повстречал прекрасную Дафну Аполлон и полюбил её. Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini). Попросив три дня срока, архидиакон раздал почти всё церковное имущество беднякам. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу.
Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Они-то и вернули его в Вену. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году.
Вскоре римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви. Сюжетом «Аполлона и Дафны» является широко известный мифологический эпизод. С ее уст срывается крик сладостной муки.
Иоанн Златоуст и св. Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем. Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы.
1647 Рим, галлерея Дориа-Памфили). После входа в комнату зритель видел лишь спину и плащ Аполлона. Бернини представляет классическую историю о похищении Персефоны. Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Петра в Риме.
В неполных восемнадцать лет Бернини был уже настоящим помощником своего отца, хотя он еще нескоро начнет создавать самостоятельные произведения. Бернини мыслил категориями улиц и площадей используя и архитектурные и пластические средства выражения, синтезом которых явились его знаменитые фонтаны («Баркачча», «Мавр», «Тритон», «Четыре реки» и выполненный уже после смерти скульптора фонтан «Треви»), с наибольшей силой воплощающие стихийно-природ ное и жизнеутверждающее начало барокко. Заказал его папа Урбан VIII, бывший кардинал Маффео Баберини. Один из самых знаменитых фонтанов Рима. Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления.
С одной стороны он составил славу католического искусства, с другой – он же «развратил» церковную пластику, создал скандальный, вертлявый, неприлично кокетливый тип религиозных статуй, которые стали каноном на целый век. А у меня дом. Между дельфинами можно заметить гербы рода Берберини – папские тиары. Одна из них – статуя Давида (1623 – 1624). В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана.
«Деяния» Лаврентия были утрачены уже ко временам Блаженного Августина, который в одной из проповедей, посвящённых памяти святого, признавался, что использовал многочисленные предания о его жизни. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции. Лонгин изображен в момент экстатического поклонения невидимому распятому Христу. А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое». Годы ее создания – 1656-1665.
Ее правая рука в порыве страсти сжимает грудь, левая с силой вцепляется в живот, а по движению рясы становится ясно, какое буйство плоти происходит под ней. В «Экстазе св. Пожалуй, лишь, приобретающая классицистический вкус Франция не приняла его искусство. Цари и императоры в течение двух тысячелетий считали, что оружие, на котором запеклась кровь Христа, подарит им возможность управлять миром.
Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной. Это – чудо драматического действия, замороженное в камне. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva).
Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах. Пий V признал Отцами Церкви четырех православных святых: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Афанасия Великого. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Бернини заимствовал позицию, жесты и отличительные черты от классической статуи «Аполлон Бельведер».
Петра, а в расходящихся лучах золотистого света – сонмы ангелов. Дафна превратилась в лавровое дерево. Это видно на ее руках, ногах и теле. В 1606 г. отец взял Джана с собой в Рим, где работал над несколькими проектами в папских залах Ватикана.
Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения. Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини. римское предание о Корнелии).
Пропаганда католической веры (что на тот момент было первостепенной задачей для Контрреформации) основывалась у Бернини на принципах эпохи Возрождения, демонстрирующей творческий гений человека. Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. Петра. Это было фиаско, настоящая неудача, которых в жизни творца еще не было. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс. «Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини.
Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Созданный, по свидетельству биографов, «в неполных десять лет», он демонстрирует еще сильную зависимость юного художника от отцовского стиля, проявляющуюся в манере «прорисовки» прядей волос и бороды. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663—66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Ангела (1669 —1671), слон с обелиском на площади возле Пантеона (1666—1667).
Обратите внимание, как шероховатая, грубая поверхность могучей фигуры Плутона сочетается с полировкой и нежнейшей фактурной обработкой тела Прозерпины. Алтарная группа «Экстаз святой Терезы» (1647 – 1652) в капелле римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа был выполнен Бернини по заказу кардинала Корнаро. Также к числу основных особенностей этого полотна относится и скрупулёзность изображения. Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. Терезы».
Он упросил богиню земли Теллус вырастить цветок необыкновенной красоты. Андрей» (1629—1640), установленный в нише одного из подкупольных опорных столбов римского собора св.
Вслед за ними Бернини создает своего Давида (1623 — 1624). Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44. Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сплетаются воедино в этом образе. Его монахини совсем не похожи на страшных фанатичных затворниц средних лет.
«Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Реальность нежной, тёплой, шелковистой кожи Дафны, лёгкость мягких завитков волос и грубой древесной коры переданы настолько контрастно и вещественно, что приковывают внимание своей иллюзорной действительностью. Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации. Для решения многообразных задач, стоявших перед его искусством, Бернини как бы не хватало природных качеств материала и собственно скульптурных выразительных средств.
Ее пальцы ног поворачиваются к корням, а ствол начинает покрывать ее тело. Ещё выше клубятся облака. Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов).
Иннокентий X стал дружить с ним. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653—58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. Легенда гласит, что Прозерпина, дочь Цереры (богиня урожая и плодородия), собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил Плутон, бог подземного царства мёртвых.
Королевская лестница – Скала Реджа (1663 – 1666), созданная Бернини, ведет из собора Святого Петра в Ватиканский дворец – это торжественный вход в парадные помещения резиденции папы. Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сплетаются воедино в этом образе. В результате скульптора стала более чем когда-либо походить на живопись. Петра». Фигуры полны движения, драматического пафоса они переданы в момент наивысшего душевного и физического напряжения. Самое значительное произведение Бернини как архитектора – площадь Святого Петра (1656-1667) перед собором Святого Петра. Но не тут-то было.
С её уст срывается крик сладостной муки. Тогда он изготовил макет и предложил поставить его в гостиной Папы. Следовательно, на холсте должна быть изображена незамужняя дама. Вопрос решился сам собою.
В результате образовалась овальной формы арена, на которой граждане, гости города и паломники могли стать очевидцами публичного появления папы в лоджии на фасаде собора святого Петра или на балконах соседних дворцов Ватикана. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. Таков прежде всего портрет сумрачного Иннокентия X (ок.
После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было. Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии.
На примере «Св. Академии искусств чувствовали себя хранителями вечных ценностей, которые включали в себя идеи древности — простые и строгие. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора. Он является автором множества портретов.
Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана. Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плутон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского кардинала и любителя искусств Шипионе Боргезе. Эти четыре скульптора имели абсолютно различные цели.
Давид был любимым героем скульпторов Возрождения. Это, например, портрет Людовика XIV или герцога ДЭсте. Через два месяца появились трещины.
Самого Бернини искусству ваяния обучал отец, но очень быстро ученик превзошел учителя. Он помогает ему и выполняет ряд самостоятельных работ. Талант его проявился довольно рано: уже в возрасте 8 лет, когда он сопровождал своего отца в Рим, на него обратили внимание художник Аннибале Карраччи и папа Павел V. В дальнейшем ему покровительствовал богатый и могущественный кардинал Боргезе. Первые работы Бернини были созданы им в подражание классической скульптуре Древней Греции и Рима. Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее.
Когда Сикст стал Римским епископом в 257 году, Лаврентий был рукоположен в диаконы. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Вот таким образом специальной комиссией было принято решение разрушить башни. Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ).
Гитлеру так и не удалось стать всесильным Адольф Гитлер известный своим увлечением мистикой и астрологией, всегда стремился обладать чудо-Копьем. Библейскому герою скульптор дал свое лицо. И действительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини. Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака.
В этом отношении особенно хорош фонтан «Тритон», бьющий на площади Барберини. Фигура, помещенная в глубокой нише над алтарем, предстает как бы в открытой гробнице. Рот Дафны открывается, чтобы испустить крик бедствия. Но Бернини изобразил Давида не как олицетворение абсолютного подвига, а как само напряжение этого подвига, в действии во всём его драматизме – это одна из отличительных черт барокко. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь. В этом простом, по существу интимном портрете Бернини с большой силой рисует ярко выразительный образ увлекшей его женщины, образ чувственный и властный, страстный и одухотворенный. Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже).
По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте моё тело. ». Место перед статуей становится частью концепции.
В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини. А мои колокольни будут выше купола Микеланджело. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Над ними возвышается бронзовый трон и кресло св.
Именно здесь наиболее полно воплотились основные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное начала, внутреннее величие с «возвеличением» и театральной патетикой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жизненным порывом, придававшим пластическим формам органическую цельность. Влюбившись, Аполлон бросился к нимфе, а она побежала от него. Он одет в простую белую рубашку, которая небрежно соскальзывает с плеча. В его «Св. Начало галереи было положено частной коллекцией кардинала Сципиона Боргезе (1577 – 1633), страстного коллекционера, почитателя предметов искусства и живописи.
Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу. Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Как до конца не изучена и сама история судьбоносного Копья. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах подземного мира.
Ее левая рука толкает его лицо, а правая поднята вверх. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese). Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г. ).
Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. Еще более академический характер носило творчество Франсуа Дюкенуа (1594—1643)— фламандского скульптора, долго работавшего в Риме. Цецилии» (1600 Рим, церковь Санта Чечилия ин Трастевере) отчетливо проявились принципы раннебарочной скульптуры с ее натуралистической экспрессивностью, любовью к острым эффектам, тонким расчетом на освещение и архитектурное обрамление. Во всяком случае, Бернини чуть ли не стал отличным примером этого.
Свет скорее похож на действующее лицо, чем на просто поток лучей. Смертьпапы УрбанаVIII и избрание Иннокентия X послужило на пользу Бернини.
Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела. В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Художник вернул себе славу.
В этот момент Бернини впал в глубокую депрессию, страшно волновался и очень мало ел. Сципион Барберини заказал Аполлона и Дафну в качестве замены Плутону и Персефоне. На массивный цоколь из чёрно-белого мрамора и жёлто-красной яшмы мастер водрузил четыре бронзовые статуи дискутирующих «отцов церкви». С тех пор лавр украшает голову и кифару Аполлона, став символом его безутешного горя.
Бернини снова использует движение и эмоции, чтобы во всех подробностях рассказать историю. Щедро субсидируемый церковью, Бернини воздвигает архитектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные композиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урбану VIII), скульптурные портреты и монументы. Сколько детского в нем: «У меня самая большая машина. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения. Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма.
Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. Выходит, это всего лишь копия.
Донателло, Верроккио, Микеланджело и наконец Бернини. Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св. В течение 10 лет (1656 – 1666) он работал над её оформлением. Предметом спора было также и кто позировал, кого изобразил художник.
Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. В отместку Эрот пустил в его сердце стрелу, вызывающую любовь. Свет, падающий сверху через жёлтое стекло окна, мягко освещает фигуры, белеющие среди позолоты и цветных мраморов капеллы. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Из наиболее значительных произведений, украшавших центральную часть храмового интерьера, следует отметить грандиозную по размерам (как и все, что создавалось для собора) статую св. В то же время ее лицо преображается, когда руки и пальцы приобретают необычные формы.
Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью. Возможно, это также послужило причиной размолвок с папой Иннокентием Х, который в начале своего понтификата отдавал предпочтение соперникам Бернини – скульптору Альгарди и архитектору Борромини. На примере «Св. Терезы» хорошо можно видеть тот живописно-картинный подход к скульптуре из которого вытекает своеобразие пластической манеры Бернини. Также для виллы Боргезе была сделана скульптурная группа «Аполлон и Дафна» (1622 – 1625), в основе которой лежит сюжет древнеримского поэта Авидия: Аполлон преследует нимфу Дафну, а когда почти настигает её, Дафна по воле богов превращается в дерево. И это ему удалось.
Терезы») (1645—1652 Рим, церковь Сайта Мария делла Виттория) стала своего рода образцом всей барочной скульптуры. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. На картине изображён смуглый, черноволосый и черноглазый, немного изнеженный и женоподобный, уличный юноша.
Существовала даже версия, что юноша является автопортретом, по аналогии, как это было с другим известным шедевром «Больной Вакх», когда Караваджо, не имея возможности заплатить натурщику, срисовал для картины своё зеркальное отражение. драгоценнейшее наследство. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38. Также в римском музее хранятся еще две знаменитые статуи Бернини «Аполлон и Дафна» (1624) (одно из самых лирических его произведений) и «Похищение Прозерпины» (1621-1622). Я старец и иду на лёгкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Его рельеф «Лев I и Аттила» (1646—1653) в соборе св. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата.
Казино Нобиле (Casino Nobile) было построено в качестве семейной резиденции рода Боргезе. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с «вечным городом».
Последняя скульптура с большой вероятностью может считаться автопортретом художника. У Испанской лестницы, выстроенной в XVIII веке, стоит самый ранний из фонтанов Бернини — наивная и маленькая «Баркачча», словно причаленная к её подножию.
Не случайно гримаса боли, отраженная на лице укушенного мальчика, который резко, но безуспешно пытается отдернуть руку, повторяется, получая еще большую экспрессию в лице Святого Лаврентия изображение которого восходит отчасти к микеланджеловским фигурам на гробницах в церкви Сан Лоренцо, особенно к Вечеру и Утру (Авроре). Позже было решено, что именно такой контраст и был целью Караваджо.
Наша справка. Барокко (итал. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами, светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». Портрет Шипионе Боргезе (1632 Рим, галлерея Боргезе)—одно из высших достижений Бернини, замечательный шедевр портретного искусства. Это можно увидеть в перекрещивающихся линиях движения рук и ног Персефоны и Плутона. Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев. Первый биограф мастера Филиппо Бальдинуччи писал, что благодаря ему «куски мрамора обладают дыханием и даром речи». Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее.
Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. Образы каких мифологических героинь воплотил в своей картине художник. Она — нечто нереальное, мистическое: видение чуда, страдание мученичества. Августин со св.
В 1655 г. избран новый папа Александр VII (Фабио Киджи) потомок известной династии банкиров Киджи из Сиены. Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов. Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства. И тут по тайному знаку Бернини забили струи.
Тектоническая ясность объемов исчезает, формы становятся мягкими и текучими, как живописный мазок. Альгарди известен как выдающийся портретист. Первоначально слова «готика», «рококо» и «барокко» служили для неодобрительной оценки их использовали для обозначения гротеска, деформированных или чрезмерно сложных форм. Сикст II был одной из первых жертв этих преследований (обезглавлен 6 августа). Находится в римской Галерее Боргезе.
Но оно ли это, так и остается загадкой. Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). Расцвет искусства Бернини был связан с более высоким — по сравнению с Боргезе — покровительством кардинала Маффео Барберини, который в 1623 году становится папой Урбаном VIII.
Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы. Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Там он и застал Луиджи с Констанцией. Но для дополнения картины обелиска нужен был фонтан который бы дополнил композицию. Она соединяет папский дворец и собор святого Петра.
Кафедра освещена витражным окном, расположенным над ним, в его центре изображён голубь, парящих в лучах Солнца – символ Святого Духа. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды. Именно это мастер отобразил в скульптуре Плутон и Персефона.
Петра «Кафедре св. » Наверное, большинство поломанных мужских судеб и происходит из-за этой глупости. Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12. Но вот в одном он оплошал. В 1648 году Иннокентий обращается к мастеру с проектом создания большого фонтана, символизирующего четыре реки (Дунай, Нил, Ла-Плата и Ганга) в середине площади Нована в Риме. В сильных руках юноша держит корзину фруктов, украшенных листьями.
На практике различия между барочными и классическими художниками менее ясна.
Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. Laurentius – «увенчанный лавром» ок. На картине изображена девушка, чьё имя доподлинно неизвестно. Бернини принадлежит также главная заслуга в создании «барочного Рима». «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, — сказал Бернини. Петра» (1656—1665). Он считал, что искусство должно быть граничит с выражением действия и эмоций.
Скульптурные шедевры Бернини уникальны тем, что способны раскрыть перед зрителем самые тонкие черты души. Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра.
От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие. Бернини изображает эту историю в ее самый кульминационный момент. Если и были какие-то сомнения в художественном таланте Бернини, то успех фонтана Четырёх Рек окончательно развеял их. Колоннада состоит из 284 колонн в 4 ряда, сами колонны чрезвычайно монументальны. И это чуть не стоило ему карьеры. Барокко был некоторой оппозицией к классическим принципам искусств.
«Я победил мрамор и сделал его гибким как воск, — говорил Бернини, — и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. Ранние статуи с виллы Боргезе, как, например и Вакханалия (1616 — 1617) из музея Метрополитен, еще хранят воспоминания о ясности и чистоте линий Ренессанса. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее. Уже ранние работы Бернини «Давид» (1623), «Плутон и Прозерпина» (1621— 1622), «Аполлон и Дафна» (1622—1625), находящиеся в галлерее Боргезе, ярко свидетельствуют о новом по сравнению с Возрождением понимании пластического образа.
Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа. ». Там движется целый сонм бронзовых ангелов, увенчанных золотыми лучами. В июле 1641 года он представил свою первую башню. Отзавтракав, его Святейшество увидел творение и был в восторге. Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела.
Бернини поместил свою скульптурную группу в глубокую нишу на фоне золотых лучей. И все произошло как и было предсказано. В них рука Джованни уверенно заявляет о себе в яркости декоративных элементов – цветочных венков (например, в Весне с ее прекрасным розовым деревом) и фруктовых гирлянд (Гермес, Осень), присутствующих также в скульптурной композиции с Фавном. Терезы. Лучшие среди его работ: портреты кардинала Цаккиа (1626), Олимпии Памфили (ок. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим).
В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы. Если смотреть с левой стороны, в профиль, мы видим страх нимфы и ликование преследователя, который почти настиг беглянку. Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей. В Эрмитаже представлены лишь небольшие, выполненные в терракоте, его работы: поздний «Автопортрет», полный внутренней энергии и динамики (что характерно для барокко), живо передает вдохновенный облик маэстро авторская модель или уменьшенное повторение, знаменитой монументальной статуи Урбана VIII напоминает об исполненной в разных материалах многофигурной грандиозной композиции надгробия папы в соборе св.
Доказательство тому — Рим. ) в то время, когда богиня Рея (мать Зевса) прятала юного бога от его отца Кроноса, хотевшего сына съесть. Он прославлял и абсолютизм и католицизм. Сохраняя индивидуальный облик портретируемого, он наделяет его чертами придворного идеала. Из-за сплетен злопыхателей, Бернини никак не мог получить этот заказ. Балдахин Святого Петра был центральным элементом его амбициозного плана по украшению недавно законченного, но ещё не декорированного собора Святого Петра. Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно.
Фонтан был закончен вскоре после завершения строительства палаццо. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини.
Петра. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Святой Сикст отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой. Очень реалистично также выглядит захват пальцев жертвы. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Бернини смог преодолеть эту проблему в своих мраморных скульптурах.
Бернини бросил вызов камню и победил. В Эчмиадзине утверждают, что именно у них находится подлинное Копье. Скульптор водрузил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св.
В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изображение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены. Предполагались две маленькие башенки, но Бернини по неопытности решил сделать их побольше. Но в самом его страстном порыве ощущается личностное начало. По этому поводу существуют разные мнения. Камень становился воском в его руках. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. 1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор.
Он был мал ростом и очень красив. Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой.
Престол приподнят учителями греческой и римско-католической церкви – соответственно св. Такое освещение называли «подвальным». Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств. 1635 Флоренция, Национальный музей). Рафаэль активно использует технику «сфумато», основанную на смягчении линий и придании им некоторой дымчатости, что позволяет создать максимально пластичные линии и насыщенный образ, воплощающий красоту, чистоту и невинность. И это якобы подтвердили ученые Британии, которые изучали возраст реликвии.
и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа«Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству. — И этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Можно сказать, что именно при нем римское барокко приобретает черты зрелости. Из множества скульпторов того времени упомянем соперника Бернини — Алессандро Альгарди (1595 —1654), придерживавшегося более спокойного академического стиля. Трон окружён фигурами ангелов и поддерживается статуями четырёх великих Учителей Церкви, которыми являются Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Иоанн Златоуст и Афанасий Великий. Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой.
Ни одна из великолепных античных и ренессансных статуй при всей своей красоте не передаёт той естественности и теплоты человеческого тела, которые смог показать Бернини уже в одной из самых ранних своих работ. 1645) и бронзовая статуя Иннокентия X (1649—1650).
Веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней ангела, но воспринимает его присутствие всем существом. Вилла принадлежала некогда могущественной семье Боргезе. Это «есть высшее достижение моего резца, — говорил скульптор, — которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Но когда мы движемся вперёд и поворачиваемся к скульптуре анфас, выражение меняется. Странствия завершаются основанием в Лации нового города – Рима. Прежде всего, до сих пор ведутся споры, кто эти прекрасные женщины.
Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Бернини дополнил композицию соответствующим освещением (свет на фигуры святой Терезы и ангела падает сверху из не видимого зрителю окна), золотыми лучами и почти театральными ложами по краям капеллы.
А Эрвин Панофски искусствовед ХХ века, полагал, что обе прекрасные женщины — Венеры (обнажённая — символ красоты чистого разума и именно она является воплощением Небесной Венеры, а одетая — Венера Обычная, олицетворяющая земную красоту). Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Балдахин Святого Петра (1624 – 1633) работы Бернини располагается в пространстве под главным куполом собора, он возвышается на четырех колоннах над главным алтарeм, украшают его статуи ангелов. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории.
Зачастую он работал чисто интуитивно. В 1629 г, еще до окончания работы над балдахином, по приказу папы Урбана VIII Бернини возглавил все архитектурные работы в соборе. Для нас же история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. Все на пределе, где каждый нерв напряжен до судорожной боли.
Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. История об этом умалчивает. Популярная легенда гласит, что при внимательном наблюдении можно заметить, что слон улыбается, хвост отодвинут в сторону, а мышцы задних ног напряжены, словно он собрался испражниться. В них также воплощена концепция барокко. Пусть никогда не вянет твоя зелень.
В 1637 году Бернини предпринял неудачную попытку приукрасить фасад собора Святого Петра: он планировал надстроить по колокольне с каждой стороны фасада. Однако углубление психологической выразительности образа нередко принимало в скульптуре 17 в. форму преувеличенной и внешней экспрессии, подчас граничащей с натуралистической аффектацией. Голова неестественно подвернута назад, рука бессильно вытянута. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви» (в другом варианте – «Воистину богата Церковь, богаче вашего императора» ср.
Над ними поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26. У ног Плутона восседает Церебус — трехглавая собака, которая охраняет вход в Аид.
«Давид» Бернини еще один пример этого. Терезы» можно лучше всего увидеть тот живописно-картинный подход к скульптуре из которого вытекает своеобразие пластической манеры Бернини. «Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной человек, охваченный бурным и мгновенным аффектом, непосредственно выраженным в мимике и движениях тела. Только вскрикнуть успела Прозерпина. Как театральное зрелище истолковал Бернини старую традицию изображения святых вместе с заказчиками картины. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку.
Если «Давид» был рассчитан на восприятие со всех сторон, то в «Аполлоне и Дафне» чувство скульптурной объемности уступает место живописной картинности. Захватив с собой священные изображения троянских богов (Анхиз прижимает к себе статую Минервы), Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины. Очень скоро Лоренцо Бернини отказывается от сухой, скованной манеры, свойственной его отцу и другим мастерам конца 16 столетия. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Тонкое кружево, шелковые простыни — не очень по-христиански. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции.
Ему поручили надзор за имуществом Церкви и заботу о бедных. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. В его скульптурах соединились классическое великолепие скульптур Ренессанса и динамизм маньеризма. После восшествия на папский престол кардинала Маффео Барберини в качестве папы Урбана VIII Бернини приобрёл покровительство семьи Барберини, он получил официальные должности, связанные с архитектурой, скульптурой и градостроительством.
Здесь находится еще — бюст-аллегория «Проклятая душа» (1619). Интерес к Бернини вновь вырос.
Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Родился в 1598 г. в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант – его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г. – и к восемнадцати лет создал замечательную группу Аполлон и Дафна, отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». Когда родился Зевс, Амалфея произвела на свет двух козлят. Данная скульптура, пожалуй, первая работа Бернини, где так ярко выражен скульптурный психологизм, своего рода стилистическая эволюция. Этот классический сюжет включен в Метаморфозы Овидия.
Со временем истина была открыта. Страх и отчаяние можно увидеть на лице Персефоны. Скульптурная группа выполнена в очень высоком рельефе. Многие философы и ученые склонны утверждать, что человеку никогда не суждено познать истину бытия. Папа принял решение уничтожить башни. Их помощь помогала Бернини выполнять ряд крупных проектов в краткие сроки.
Барочный принцип живописной картинности наиболее последовательно проявился в скульптурных. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Свою коллекцию он собирал не всегда законным и честным путём. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5.
Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. Естественные позы также говорят о многом. УрбанVIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Замерла жизнь на земле. Нерасточительный Иннокентий на первых порах не нуждался в мастере, что дало ему время завершить одну из своих лучших работ — украшение часовни Корнаро, в которой Лоренцо установил скульптуру «Экстаз святой Терезы» и создал ряд барельефов.
Впрочем, не привыкать. После своей победы козу Зевс сделал созвездием, а также ее козлят. Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики.
Есть предположение, что это Джулия Фарнезе, любовница Папы Римского Александра VI Борджиа. Скульптор запечатлел последние мгновения ее жизни в человеческом облике. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной.
Ветреная красавица, любимая сестра Наполеона, Полина обладала легкомысленным и развратным нравом. В 1644 году из египетской Александрии был привезен языческий обелиск. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом». 225, Оска, Римская Испания – 10 августа 258, Рим).
Бернини родился в Неаполе 7 ноября 1598 года. Ее торжественный приезд в Рим отмечен памятной надписью на обновленной по этому случаю мастером Бернини Порта дель Пополо (слева).
Одна из них взывает к молящемуся, две другие, точно живые, выглядывают из глубины ниши. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). Все они вскоре были отвергнуты. Годы их создания – 1619-1625. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17.
Аполлон и Дафна выглядят как реальные люди с настоящими меняющимися эмоциями. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. Гибель грозила всему людскому роду. Скульптурное убранство тоже минимально.
Бернини стремится поразить воображение зрителя противоречивым смешением образов реальных и фантастических, жизни и смерти.