В 1769 г. на основании исполненных в Италии работ Гудон без труда был причислен к академии, что давало ему право выставляться в двухгодичных академических Салонах, а значит иметь возможность показать свои произведения публике и, что более важно, вероятным высоким покровителям. Каждый заказчик мог выбрать портрет по своему вкусу. Вслед за тем появилось сразу несколько портретов Вольтера.
Приказ Николая он выполнил по-своему, спрятав статую. Теперь лицо Вольтера обращено прямо к зрителю, но глаза смотрят мимо него— в пространство. «Счастлив, кто молод. » И эту его восторженную веру разделяли современники, его почитатели, его ученики.
Переписка с Вольтером началась в 1763 году и окончилась лишь с его смертью. И это не удивительно. Наконец, свет мерцает и тонет в живых глазах философа — удивительных по своей моделировке. Средствами одной лишь пластики он достигает редкого светотеневого эффекта. При обходе выясняется и авторская логика, по которой создана внутренняя динамика образа. Вслед за тем появилось сразу несколько портретов Вольтера.
Произведения мастера поражают исходящим от них ощущением жизни. Облик Вольтера запечатлен и в изобразительном искусстве. Кажется, мысль его охватила всю бренность и тщетность человеческих страданий и усилий, но что можно назвать более оптимистической повестью, как не вольтеровского «Кандида». Гудон снял слепки с лица и рук писателя и продолжил работу. Но все эти действия лишь облегчали труд скульптора, но никак не являлись решающими. Художник облачил мудреца в античную тогу, скрыв его немощное, худое тело. Фигура, созданная на основе глубокого изучения анатомии на трупах в больнице Святого Людовика Французского изображена в медленном движении с протянутой в благословении правой рукой и сама по себе является шедевром скульптурного мастерства.
В Государственном Эрмитаже, помимо бюстов Дидро, Вольтера и статуй Дианы и фернейского философа, хранятся еще бюсты Даламбера и двух малолетних дочерей князя Голицына. Кажется, что движение не прервано. Оно сейчас продолжится, напряжение разрешится действием, губы разомкнутся и мысль облечется в слова. Прошли годы.
В то время как на портретах искусных художников Вольтер представлен в классическом стиле (в нарядном костюме, длинном парике, смотрящим на зрителя), Гудон помещает философа в свободную обстановку. И скоро. В 1787 г. художник покупает дом, оборудует в нем мастерскую и устанавливает небольшие литейные печи.
Ироническая усмешка направлена не на зрителя, а связана с раздумьем мудреца. Он снова переживал свой триумф в «Комеди Франсез». Меркурий Пигаля -- одна из лучших обнаженных фигур 18 века. А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделал слепки с лица и рук умершего.
Эннери и барельеф для церкви св. В 1787 – 1790 гг. Менялись глаза. Вольтер весь преобразился. Его племяннице, мадам Дени, понадобился едва ли не месяц, чтобы уломать упрямого старца.
Наконец, свет мерцает и тонет в живых глазах философа— удивительных по своей моделировке. Это черта, общая всем лицам XVIII века.
Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа. Центральное место в творчестве Гудона занимает лучшее и наиболее значительное из его произведений – статуя французского писателя и философа-просветителя Вольтера, над образом которого скульптор работал многие годы и создал целый ряд замечательных портретов.
Усталый и больной старик тяготится ими. Но убедительность образа— в его одухотворенности. Гийом Кусту. Вслед за отцом, переведенным в парижский дом графа Деламотта, семья переезжает в столицу, а в 1749 г. этот дом сдается в аренду французской короне под «Школу для избранных учеников». Гудоновские портреты королевского семейства, надгробный памятник гр.
Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники. Сеансы приближались к концу, а результат их не радовал Гудона. Первый подписанный и датированный бюст был выставлен в Салоне в 1778 году. В конце жизни он говорит о нем как об одном из лучших своих произведений.
Эта поза была полностью перенесена в первый, несохранившийся вариант «Иоанна Крестителя» исполненного, как и «Святой Бруно», по более чем почетному для начинающего художника заказу настоятеля церкви Санта Мария дельи Анжели. Казалось, они видят то, что скрыто от других. Картина старости дана с беспощадной правдой. Усталый и больной старик тяготится ими. В 1764 г. Гудон уезжает в Рим.
А на следующий день Гудон отправился в дом Вольтера и сделал слепки с лица и рук умершего. Смотрите, вот Руссо против Вольтера. Голова немного повернута вправо и туда же направлен взгляд. Один из них был передан мадам Дени, которая преподнесла его не Академии, а театру «Комеди Франсез».
Здесь Вольтер словно уходил в себя, как улитка в свою раковину. Вольтер восседал в окружении античных философов. По всей видимости, Гудон был слишком занят, чтобы уделять внимание преподаванию. Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. Пик литейного дела Гудона приходится на 1780-1790-е годы. Гудон первым добивается этого эффекта, высверлив углубления зрачков (куда падает тень) и оставив нависающий кусочек белого мрамора, создающий иллюзию светового блика. Первым значительным произведением Гудона, по возвращении во Францию, был портретный бюст Дидро. Он привлек к художнику заказы со стороны герцога Саксен-Готского и императрицы Екатерины. Для первого, Гудон исполнил несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы — ее бюст (1773 г. ).
Сам бюст Гудон изготовил двумя годами ранее. В ЕвропеXVIII века чрезвычайно популярной была идея просвещенного монарха. Вольтер улыбается самому себе. Размеры статуи значительны. Вероятно, Гудон подписывал только те работы, которые были ему дороги или создавались для важных заказчиков. Однако она попалась на глаза императору Николаю I и ее чуть не уничтожили.
Этот бюст был экспонирован в луврском Салоне 1779 года. Передать живость взгляда ему помогала и собственная техника исполнения, благодаря которой глаза скульптуры были полны жизни, блеска, будто бы они были настоящими. Такое изображение королевы при Людовике XIV было бы недопустимо. Более того, ею при обучении пользовались даже медики. Интересно, что эта выдающаяся и, пожалуй, самая любимая анатомическая модель в истории скульптуры поначалу была всего лишь гипсовым эскизом для «Иоанна Крестителя». Философ сидит в кресле, чуть склонившись вперед. Плечи его распрямились, лицо ожило, загорелись торжеством и гордостью глаза, на тонких губах появилась улыбка.
Уже при первой встрече с Вольтером скульптора поразила его худоба. Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – Вольтер в кресле Жана Антуана Гудона. 30 мая 1778 года его не стало. Свершилась революция. Сквозь эту мглу не всегда проникает человеческий взор.
Но это длилось лишь несколько мгновений. На самом же деле Гудон и здесь виртуозно владеет техникой обработки материала. Однажды библиотеку посетил Николай I, для которого слово «вольтерьянец» звучало бранью. В 1781 году работа была закончена.
Вот таким образом, когда в 1785 г. Гудон получил заказ на исполнение мраморной статуи генерала Дж. Итогом и вершиной этих поисков явилась одна из лучших работ мастера «Вольтер, сидящий в кресле» (зал 287). Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». Только сумрачный Жан Жак Руссо – самый радикальный из просветителей – оставался в стороне и угрюмо порицал цивилизацию, оторвавшую «естественного человека» (дикаря) от «естественной среды» (невозделанной природы) и сделавшую его несчастным.
Следующая точка зрения— самая выигрышная в постижении смысловой насыщенности образа. Мастер был так точен в своей работе, что вылепленная голова до миллиметра совпала с черепом усопшего. Известно, что он постоянно искал заказы на крупномасштабные произведения и на протяжении всей жизни, говоря о своих художественных достижениях, обычно выделял именно статуи, такие, как «Святой Бруно», «Экорше» или «Диана» (1776 г. ). Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудонивских портретов философа.
Изваянная им фигура королевы Марии Лещинской в виде Юноны (1730--1731, Лувр) говорит о новом направлении в искусстве. Однако скульптор все же предпочел не выставлять ее в Салоне и желающие могли любоваться чистым классическим изяществом «Дианы» в мастерской художника. В 1777 г. уменьшенный мраморный вариант «Морфея» – гипсовой статуи в величину натуры (1771 г. ) – стал конкурсной работой Гудона на звание действительного члена Академии живописи и ваяния. Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником. Долгие годы статуя не привлекала к себе внимания. Выручает находчивость одного из друзей Вольтера — маркиза Вилливье, бывшего свидетелем работы Гудона. Гудон сделал также бронзовую статуэтку Вольтера, сидящего в кресле, эта статуэтка послужила моделью для большой мраморной статуи.
Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. В том же году он получил серебряную медаль за успехи в выполнении этюдов, а пять лет спустя за барельеф «Царица Савская подносит дары Соломону» (1761 г. ) удостоился первой премии – золотой медали с правом обучения во Французской академии в Риме – и вернулся в свою родную «Школу для избранных» теперь уже в качестве ученика. А на следующий день Гудон отправился в дом Вольтера и сделал слепки с лица и рук умершего. Но это длилось лишь несколько мгновений. Вашингтона.
В Европе XVIII века чрезвычайно популярной была идея просвещенного монарха. В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты. Он плачет издевается, смотрит на мир трагически и задыхается от смеха. В дальнейшем он часто возвращался к этому образу, как и ко многим другим иногда просто копируя свое произведение в разных материалах – гипсе, мраморе, терракоте, бронзе, – а иногда создавая варианты, различающиеся в деталях. Скоро. К тому же он разработал один простой, но создающий поразительный эффект прием.
Но ей не суждено было попасть в частную коллекцию. Кавалер ордена Почетного легиона (1803 г. ). Слава непревзойденного мастера скульптурного портрета, которую Гудон завоевал еще при жизни, неоспорима и по сей день. В отличие от других скульпторов и живописцев мастер не пытался приукрасить действительность, но умел в каждом человеке увидеть его таланты, положительные черты.
Новую скульптуру установили в фойе, где она и сейчас находится. Мирабо. Улыбка Вольтера, наверное, не менее знаменита, чем улыбка Моны Лизы. Среди них заслуженно выделяется изображение сидящего Вольтера (1781 г. ). Хотя литейщики обычно указывали на изделии дату создания модели, а не дату отливки, Гудон поступал наоборот.
Они словно пронзали окружающее. 1781 г. ), поражающие точной передачей характерных черт. Следует отметить, что, несмотря на великолепное умение обрабатывать мрамор, Гудон был в первую очередь лепщиком, а не резчиком. Лично участвуя в отливке, он сам дорабатывал каждую модель. Скульптуру спас граф Шувалов. Теперь он имеет возможность отливать в бронзе почти каждую свою работу. Женевьевы относятся к этой эпохе.
Лишь в мраморном варианте 1780 г. был добавлен куст тростника для создания дополнительной опоры.
При этой точке зрения силуэт статуи близок к очертаниям треугольника. Гудон перешагнул через границу технических трудностей. Вольтер весь преобразился. Вольтер, даже мертвый, даже мраморный, был ненавистен. Вольтер и вольтерьянство оказались в опале.
Его первые бронзовые скульптуры имели характерную шероховатую поверхность, а более поздние произведение были отполированы. В результате глаза выглядели живыми, прозрачными и чуть влажными.
Очнувшись, старик с горечью воскликнул: «Что вы делаете, молодой человек. 30 мая 1778 года Вольтера не стало.
«Экорше»— гордость ваятеля. Дидро подчеркивает, что Пигаль «с помощью практики научился изображать натуру изображать ее правдиво, горячо, сильно».
Гудон передал состояние «рассеянной задумчивости», внутренняя колкость, саркастическая усмешка старца смягчены какой-то печальной тихостью (вскоре после сеансов позирования Вольтер умер). у них родилось три дочери. Екатерина II, состоявшая в пере писке с философом, заказала Гудону статую Вольтера.
Бросьте его в мою открытую могилу», — и, простившись со скульптором, покинул мастерскую.
30 мая 1778 года Вольтера не стало. Тут правительство теряет всякую силу и подлинным сувереном становится богач». Не менее удался ему и портрет Вольтера. Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. Увидев статую Вольтера, царь злобно распорядился: «Уберите отсюда эту обезьяну».
Он вылеплял очередную фигуру в глине, а потом делал для нее гипсовую форму. Полнота впечатления возникает не сразу, а постепенно, по мере обхода статуи. Это позволяло ему тиражировать свои работы, отливая их в самых разных материалах. Насмешливый, скептический Вольтер, сторонник строгого научного метода («истинная философия к тому и сводится, чтобы суметь вовремя остановиться и идти дальше только с верным проводником»), глядел в будущее с наивным и восторженным простодушием.
Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа. Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли. Жаку Гудону разрешили остаться привратником в новой школе и Жан Антуан с малых лет оказался среди людей искусства.
Увидев статую Вольтера, царь злобно распорядился: «Уберите отсюда эту обезьяну». Предварительно условившись с художником, маркиз во время одного из сеансов подошел к сидевшему в кресле Вольтеру и возложил ему на голову специально принесенный лавровый венок, тот самый которым философ был увенчан после представления «Ирины». «Комеди Франсез», уступая просьбе своей племянницы и домоправительницы мадам Дени, Вольтер соглашается позировать знаменитому скульптору Гудону для портрета. Однако из его мастерской не вышло ни одного хоть мало-мальски значительного скульптора. Кажется, что движение не прервано.
Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела. Для достижения покоряющей живости образа Вольтера Гудон использует разнообразную обработку мрамора. «Комеди Франсез», уступая просьбе своей племянницы и домоправительницы мадам Дени, Вольтер соглашается позировать знаменитому скульптору Гудону для портрета. Приказ Николая он выполнил по-своему, спрятав статую. Оттого и создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли.
Не торжество, а переживание прошлого, не величие, а смиренное размышление Характеристика других портретов Вольтера, выполненных Гудоном, более остра и пронзительный взор писателя цепче проникает в зрителя. Голицыных. Но убедительность образа — в его одухотворенности. Честолюбию ЕкатериныII льстит надежда добиться славы гуманной властительницы.
— была установлена на сцене «Комеди Франсез» во время триумфа, устроенного Вольтеру общественностью: бюст был увенчан лавровым венком. Он снова переживал свой триумф в «Комеди Франсез». С середины 1790-х гг. Сначала Екатерина II приказала поместить ее в зале Антиков в Царском Селе. Гудон утверждал, что стремится передать лишь портретное сходство. Но в дальнейшем обстоятельства заставляют его почти абсолютно отказаться от монументально-декоративных работ.
А на следующий день Гудон отправился в дом философа и сделал слепки с лица и рук умершего. Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб. Во взгляде много тонкой проницательности. Очнувшись, старик с горечью воскликнул: «Что вы делаете, молодой человек. В опалу попадает и статуя Гудона. Его фигура монументальна и вместе с тем ей свойственны живость и естественность.
Сеансы проходят вяло. Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела. Каждая вещь, вышедшая из его рук, заставляет забывать о ремесленной стороне искусства. В опалу попадает и статуя Гудона. Позже этот бюст заказал русский коллекционер граф П. С.
Скульптор Пигаль лепил тогда голову Вольтера с натуры. Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи. Согласно распространенной по всей Европе академической системе обучения он обязан был делать копии скульптур на темы классической мифологии и его первой работой в этом направлении была небольшая по размерам «Весталка» (1767 – 1768 гг. ) – довольно свободно трактованное повторение античной статуи. Строганов. Честолюбию Екатерины II льстит надежда добиться славы гуманной властительницы.
В конце жизни он говорит о нем как об одном из лучших своих произведений. Гюбер не копировал внешность Вольтера, а останавливал внимание лишь на самом характерном. Из них центральное углубление, которое изображает зрачок, наиболее затененное и кажется совсем черным. Самый знаменитый мраморный портрет Вольтера – "Вольтер в кресле" Жана Антуана Гудона. и А. Д. При этой точке зрения силуэт статуи близок к очертаниям треугольника.
К счастью, это не было насилием над характером дарования скульптора. Схоластики (переделанная в Философию) бюсты принца Генриха Прусского, Бюффона, Франклина и многих других. 30 мая 1778 года его не стало.
Кроме вышеупомянутых произведений, заслуживают быть упомянутыми следующие работы: статуя св. Эта перемена совпала с его возвращением из Америки. Одна из самых знаменитых его работ — сидящая фигура насмешливого Вольтера, созданная в мраморе для Екатерины Второй (выставлена в Эрмитаже) её бронзовые копии были изготовлены для Комеди-Франсез и для публичной библиотеки Санкт-Петербурга.
Все остальные расположены вокруг зрачка их глубина различна. Оставленная маленькая «подвеска» белого мрамора порождала иллюзию светового блика, доводя впечатление объемности до совершенства. Особенно выразительны глаза – они кажутся прозрачными, блестящими. Статуя выполнена с расчетом на круговой осмотр.
вот, что мы читаем в правдивейшем реалистическом романе XIX в., отразившем уже новую историческую эпоху: «С июльских дней (революции 1830 г. – С. А. ) банк (. ) стоит во главе государства. Однако гудоновская «Диана» имела две отличительные особенности – быстрое движение и полную наготу. Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи. Эта мысль постоянно преследовала и ободряла меня в моих долгих трудах». Новую скульптуру установили в фойе, где она и сейчас находится.
Но Гюбер, осведомленный о столь смелом замысле, предугадывая результат и сославшись на занятость (он срочно отправился на охоту), счел за благо не приезжать в эти дни в Ферне. По возвращении в Париж, вступил в брак с Сесилью Ланглуа. Картина старости дана с беспощадной правдой.
Страх перед идеями революции был так силен, что статуя легко могла быть уничтожена. хотя в своей работе был вынужден опираться лишь а картины, рисунки или гравюры французских авторов. Теперь лицо Вольтера обращено прямо к зрителю, но глаза смотрят мимо него — в пространство. Заказы были многочисленны и, не желая повторяться, Гудон делает три варианта бюста.
«Экорше» — гордость ваятеля. Обычно, работая над портретом, Гудон обязательно снимал маску с лица оригинала. Фернейский патриарх согласился на это с большой неохотой. Тот факт, что литейщик сам же и был скульптором, давал ему еще одно преимущество. Сеансы проходят вяло.
Средствами одной лишь пластики он достигает редкого светотеневого эффекта. Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником. Наиболее значительным произведением Пигаля была выполненная в 1744 году статуя Меркурия (Лувр). четвертый ребенок, завоевал славу художника.
Ее спас А. В. Шувалов, один из самых культурных людей в среде русского дворянства. На самом же деле Гудон и здесь виртуозно владеет техникой обработки материала. Первый подписанный и датированный бюст был выставлен в Салоне в 1778 году. Один из них был передан мадам Дени, которая преподнесла его не Академии, а театру «Комеди Франсез». Упорный труд по овладению приемами мастерства дал свои плоды. Ироническая усмешка направлена не на зрителя, а связана с раздумьем мудреца.
Он своими средствами лепил образ, казалось, ни мало не заботясь о сходстве. В результате светотень приобретает большую подвижность. Работа с натуры и слепки легли в основу целой серии гудоновских портретов философа. Облик Вольтера запечатлен и в изобразительном искусстве.
Второй же экземпляр был предназначен для далекого путешествия в Россию. Следующая точка зрения — самая выигрышная в постижении смысловой насыщенности образа. «Во взоре он разгадывал душу», – сказал о Гудоне другой великий французский скульптор – Роден. И действительно, в портретах ученых, философов, людей искусства, в женских образах, созданных мастером, на первый план выступает острота и многогранность психологической характеристики модели.
Однажды библиотеку посетил НиколайI, для которого слово «вольтерьянец» звучало бранью. Переписка с Вольтером началась в 1763 году и окончилась лишь с его смертью. В основном это изделия из мрамора, всевозможные скульптуры и бюсты. Мыслитель спокоен, сдержан. После торжеств в театр.
Страх перед идеями революции был так силен, что статуя легко могла быть уничтожена. Лишь в 1887 году она вновь вернулась в музей и обрела почетное место среди шедевров Эрмитажа.
Губы сложены иронически, но главное -- философическая возвышенность портрета. Начиная с этого времени скульптор учавовал почти во всех подобных выставках вплоть до 1814 г. Первым значительным произведением Гудона по возвращении во Францию был портретный бюст философа Д Дидро (1771 г. ), открывший целую галерею образов – как современников, так и великих людей прошлого: Мольера (1778 г. ), Ж. Ж. Руссо (вариации в 1778 – 1779 гг. ), О. Г. Мирабо (1791 г. ) и др. Одним из наиболее крупных французских скульпторов первой половины 18 века был Гийом Кусту (1677--1746). 30 мая 1778 года, через два месяца после триумфального чествования в театре «Комеди франсез», Вольтер скончался. По возвращении в Париж этот бюст был использован скульптором как эскиз.
Каждый заказчик мог выбрать портрет по своему вкусу. Заказы были многочисленны и, не желая повторяться, Гудон делает три варианта бюста. Жан Антуан Гудон (1741-1828) — знаменитый французский скульптор. Правдивость изображения достигнута посредством точной передачи внешних черт. его искусство резко пошло на спад.
Ее спас А. В. Шувалов, один из самых культурных людей в среде русского дворянства. Выступ снизу ограничен полукружием радужной оболочки. Сначала он работал с глиной, а затем делал гипсовую форму, которая хранилась в мастерской и давала ему возможность повторять свои произведения в гипсе, терракоте, бронзе или мраморе до тех пор, пока на них существовал спрос. Замечательны с этой точки зрения и детские портреты. «Вы вернули его вашим друзьям и вы дарите его потомству.
Много позже Гудон создал другую, бронзовую фигуру «Экорше» (1792 г. ), слегка изменив положение рукВ ноябре 1768 г. Жан Антуан вернулся в Париж. Бросьте его в мою открытую могилу», — и, простившись со скульптором, покинул мастерскую. Она углублена и темная тень впадины усиливает по контрасту свечение блика. Отталкиваясь от посмертной маски Руссо, он создал бронзовую статую мыслителя (находится в Лувре). После торжеств в театр.
Так случалось во время бесед философа с друзьями и при общении с кем-то, но никогда — во время сеансов в мастерской скульптора.
Моделируя глаза и веки в соответствии с формой натуры, он делал углубление на всю ширину радужной оболочки с таким расчетом, чтобы заполняющая его тень казалась частью объемной и выпуклой поверхности глаза, а зрачок – совсем черным. О последней следует сказать особо. Но вскоре в связи с французской революцией статую отправляют в Эрмитаж. После этой работы художнику поступили заказы со стороны герцога Саксен-Готского. Уже в первых работах Гудон заявляет о себе как мастер, причем мастер монументальных форм.