Скульптура других стран эпоха Возрождения, так же как и другие «иды искусства, несет на себе отпечаток национальных идей и развивается по-разному. Скульптура Эпохи Возрождения. В большей степени развитию скульптурного искусства Высокое Возрождение обязано Микеланджело, в работах которого отразился не только высокий дух эпохи, но и все противоречия того времени. Цель этой работы состоит в том, что бы рассмотреть эпоху Возрождения в следующих категориях: искусство эпохи Возрождения, архитектура и скульптура, гуманизм и его деятели, наука и церковь эпохи Возрождения. Михайловская Н. А. Крупнейший скульптор эпохи Возрождения, основоположник ренессансной скульптуры.
Затем скульптуры эпохи Возрождения и вовсе отделились от плоскости стены.
Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей. Именно готика создала этот тип дворца, который стал господствующим в Ренессансе. Затем Гиберти по-новому решает тему статуи.
Тема фресок взята из легенды о жизни апостола Петра. Эпоха Возрождения. Однако храм построен не был, сохранились лишь эскизы и чертежи. Это поза скорее греческого бога, нежели библейского персонажа.
Средневековые статуи всегда были связаны с храмами, Донателло же, следуя античной традиции, создаёт «самостоятельные» скульптуры. В течение долгого времени живопись не занимала в культуре Британии ведущее место. Тело слегка отклонено от центральной оси, центр тяжести смещён. Правда, внешне Микеланджело придал куполу иную выразительность. Поводом к выступлению против Римской церкви стали проповеди Лютера.
В такой среде, полной гуманистических устремлений, видимо, сформировался Никколо Пизано3. Диагональ меча подчёркивает неустойчивую динамику фигуры. Проектом было предусмотрено возведение двух куполов.
Фасад дворца украшается яркими декоративными элементами геральдического характера (лилиями фамильного герба Фарнезе). VI.
Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. По мнению Донателло, надо воспроизводить сечение «визуальной пирамиды»— плоскость. Фасады этого дворца построены по принципу членения их на три яруса.
Микеланджело также меняет традиционное представление об итальянских палаццо. Горо ди Грегорио работал в Мессине (Сицилия)3. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Многоугольная кафедра почти достигла формы круга, рельефы изогнуты как сегменты.
Английское искусство даже в XVIII веке было мало известно европейцам. Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Его феноменальная исследовательская мощь проникала во все области науки и искусства.
Как писал о нем известный биограф: «Он был до такой степени исключителен и всеобъемлющ, что, по справедливости, можно было назвать его чудом природы, которая не только изобильно одарила его телесною красотою, но и сделала его обладателем многих редких способностей». А портрет Чечилии Гонзага (1447), наоборот, обнаруживает связь с менее классической традицией женских портретов Пизанелло. Стоящая рядом библиотека является полной противоположностью монетного двора. Донателло в это время вводит в скульптуру ярко окрашенные элементы (позолоту, цветной мрамор, мозаику, терракоту), Паоло Уччелло живописью изображает статую, Брунеллески дополняет архитектуру красочными элементами. Россия была едва ли ни единственной страной, где английскую культуру знали и уважали.
Раньше центром мира считалась неподвижная Земля с обращающимися вокруг нее светилами. Донателло интересно все, что отличается от стереотипа олимпийского спокойствия античности, его интересуют душевные потрясения, волнения, даже полуварварские позднеантичные образцы. Второй раз Донателло обращается к теме Давида около 1430 года.
В 1420 г. Брунеллески выиграл городской конкурс. Фигуры не сдерживаются рамой, жестикуляция нарастает. Арнольфо ди Камбио, ученик Никколо Пизано, работает главным образом в Риме.
Причём маленькие медальерные портреты легко воспроизводились в крупных рисунках8. Контуры чётко обрисованы широкими плавными линиями. Голова и волосы проработаны активней.
При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном итальянским явлением. Она стремилась к тому, чтобы защищать интересы человека вообще. Наиболее выдающимся памятником архитектуры эпохи творчества Палладио является знаменитая вилла Ротонда под Виченцей (пригород Венеции).
Сравнение «Святого Георгия» (1420) с «Давидом» (1409) показывает прогресс: ноги расставлены в виде циркуля и несут вес туловища, а не просто играют роль опоры, руки подчёркивают прямую посадку и лёгкий поворот торса, а не являются дугообразными линиями. В отличие от палаццо Медичи дворец Ручеллаи имеет целостную композицию фасада с одинаковой кладкой на всех ярусах, но Альберти применяет разную ордерную систему в обрамлении окон и разные оконные пролеты. Однако эстетическая изысканность дворца Ручеллаи так и осталась единственной в своем роде.
Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название -- «Охотники на снегу», 1565 г. ): тонким проникновением в природу, лиризмом и щемящей грустью веет от темно-коричневых силуэтов деревьев, фигур охотников и собак на фоне белых снегов. Действительно, Возрождение совпадает с началом капиталистического производства и обмена.
Известна и другая прекрасная скульптура Донателло – статуя воина, полководца Гаттамелата. Мастер изобразил юношу с непростым подростковым характером. В Ферраре он сблизился с Гуарино да Верона, которому подарил «Святого Иеронима», а тот в ответ посвятил ему восторженную латинскую поэму. Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии.
Здание завершено единым ордерным карнизом. Первые двери (закончены в 1424) были связаны с конкурсом 1401 и предназначались для восточного фасада.
В 1489 г. в Риме для папы Рафаэля Риарио по проекту Браманте начинают возводить палаццо Канчеллерия (дворец канцелярии). В период Ренессанса фасады домов облагораживались скульптурными композициями. Альберти был также теоретиком возрожденческой живописи. В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15 века — Лоренцо Гиберти (1378—1455), в искусстве которого ясно обозначились устремления к реализму. Затем мастер жил в Болонье, где его главным произведением стали рельефы для портала церкви Сан-Петро-нио (1425-1438 гг. ).
Архитектура этого периода характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. За грандиозность замысла, огромные размеры современники прозвали статую «великим колоссом». Последовательное обучение разным профессиям было не исключением, а скорее, правилом. Великолепная скульптура Раннего Возрождения, таким образом, обрела свое место. Это трибуна на стройных колоннах с трехлепестковыми арками. В последний период творчества Донателло чувствует кризис гуманизма.
С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах. Среди безграничного множества своих интересов на первое место Леонардо ставит живопись. Кроме того, в здании библиотеки должен был располагаться государственный архив. Техника глазури (майолики) известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, почему и получила своё название, а затем широко распространилась в Италии.
Простонародны их лица, тяжеловесны фигуры в длинных одеяниях, едва умещающиеся в нишах. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе. Из мастерской Никколо Пиза-но ""вышли замечательные мастера скульптуры Проторенессанса — его сын Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио известный и как архитек тор Арнольфо ди Камбио (около 1245 — после 1310) тяготел к монументальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные на блюдения Одна из лучших работ мастера, выполненная им совместно с отцом и сыном Пизано, — фонтан на площади Перуджи Украшенный многочисленными рельефами и статуями фонтан Фонте Маджоре, окон ченный в 1278 г, стал гордостью города Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду По лулежащие фигуры, выполненные Арнольфо ди Камбио для фонтана, сохранились в городском музее вофрагментах. Гиберти убирает из рельефа все «жеманство», ненужные детали, однако у него есть пережитки позднеготической эстетики— волнообразность изгибов, рассеянная освещённость, декоративность композиции, подчиняющаяся кривизне обрамления.
Круглый зал находится в центре виллы и имеет верхний световой фонарь под куполом. Художники Ренессанса опираются на принципы подражания природе используют перспективу, правило «золотого сечения» в построении человеческого тела. Арнольфо ди Камбио хотел увенчать алтарную часть собора огромным куполом.
В период позднего Возрождения многие его нормы изменились, обнаружились черты кризиса. Таким образом, контакты с гуманистами прямо сказались в медальерном искусстве Пизанелло8.
Появление Ренессанса в культурных сферах в первую очередь затронуло зодчество. Идею Коперника подтвердили его последователи – итальянский мыслитель Дж. Его смелое новаторство проявилось уже в первой крупной работе – грандиозном куполе собора Санта Мария делъ Фьоре (1420-1436). Но это человек особой, могучей, героической породы. Она приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые жанры В практику художественной жизни начинали входить заказы богатых купеческих и ремесленных кругов на украшение общественных зданий, художественные конкурсы приобретали характер широких общественных мероприятий Событием, которое открывает новый период в развитии итальянской ренессансной скульптуры, считается состоявшийся в 1401 г конкурс на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия Среди участников конкурса были молодые мастера – Филиппе Брунел-лески и Лоренцо Гиберти (около 1381-1455) Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, Гиберти, в творчестве которого главным были равновесие и гармония всех элементов изображения, посвятил жизнь одному виду скульптуры – рельефу Его искания достигли «вершины в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425-1452 гг), которые Микеланджело назвал «Вратами рая Составляющие их десять квадратных композиций из позолоченной бронзы передают глубину пространства, в которой сливаются фигуры, при рода, архитектура Они напоминают выразительностью живописные картины Мастерская Гиберти стала настоящей школой для целого поколения художников В его мастерской в качестве помощника работал молодой Донателло, в будущем великий реформатор итальянской скульптуры Донато ди Никколо ди Бетто Бар-ди, которого называли Донателло (около 1386-1466), родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти Он работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни Рассказывали, что бескорыстный Донателло вешал кошелек с деньгами у двери своеймастерской и его друзья и ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»).
Мария, златокудрая красавица с книгой в руке, покорно внимает его словам. В этом в архитектуре Возрождения проявляются наследие готических приемов архитектуры и соображения экономии (можно не переживать о том, как выглядят скрытые от зрителя боковые фасады). Брунеллески ориентируется непосредственно на Джованни Пизано. Распространение огнестрельного оружия сделало ненужными рыцарские доспехи.
Его творчество, богатое многими открытиями, стояло как бы в стороне от общего пути, по которому развиваось искусство Ренессанса. Некоторые идеи были воплощены в жизнь. Этот тип, который закреплён в живописном портрете, прямо повторён мастером в свадебной медали Лионелло дЭсте (1444), затем развиваясь в медалях Сиджизмондо Малатеста (1445), Доменико Новелло Малатеста (1445), Лодовико Гонзага (1447).
Главное же, гениальное произведение Леонардо обладает огромном психологической силой. Разграничительная линия определяет их динамику. Простота изящество, легкость постройки пленяли не одно поколение архитекторов.
человек, открывала перед ними широкие возможности. 10). Среди них – «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), «Мадонна Литта», «Дама с горностаем», «Мария с младенцем» и многие другие.
В 1494 г. Микеланджело получил заказ на строительство во Флоренции церкви Сан Лоренцо. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джо-ванни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. Скульптура получает художественную самостоятельность и идейную значительность. Зодчий, проектируя здание, уже обдумывал его украшение. Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. Среди крупнейших скульпторов первой половины XV в. нельзя обойти вниманием Якопо делла Кверча (1374-1438) – старшего современника Гиберти и Донателло. В XV веке эта проблема была осознана повсеместно.
Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт, должны быть объединены в состоянии идеальной virtu, (по-итальянски одновременно и «добродетель» и «доблесть» благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Пропорции тела трактуются достаточно мягко, герой лишен выраженной мускулатуры. Свет лепит объём, а не стекает вниз по наклонным плоскостям, как раньше6. Все размеры ордеров определяются с помощью модуля.
Возможно, античный памятник Марку Аврелию вдохновил Донателло на создание конной статуи кондотьера (наемного военачальника) Эразмо да Нарни, прозванного Гаттамелатой (1447—1453), Этот первый конный памятник в искусстве Возрождения, посвященный выдающейся личности, получил совсем иную, чем в античности, трактовку. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини. У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы.
Помимо всего прочего аркады скрывали назначение частей здания. Ему принадлежит трактат «О живописи», где он сформулировал теорию искусства живописи, опираясь на античное наследие и достижения своих современников. В этих работах описаны тосканский, дорический ионический, коринфский и композитный ордера. Быстро сформировавшись как художник, он начал работать самостоятельно. Ян ван Эйк много и успешно занимался портретом, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как основной части мироздания («Человек с гвоздикой», «Человек в тюрбане»).
Эту теорию идеального храма развивал архитектор Леон Батиста Альберти. Его основные произведения предназначались для оформления флорентийского баптистерия. Несомненно, Пизанелло писал и другие живописные портреты, но ни одни из них не сохранился. При дворе папы Юлия работали наиболее выдающиеся архитекторы того времени – Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонарроти, Донато Браманте. Драматизм мира (человек и природа), постоянное стремление к расширению границ реальности и составляют для Донателло суть христианства и истории. По проекту Сансовино строят монетный двор, библиотеку и лоджетту. 6-угольные рельефы для кампанилы Флорентийского собора (1437-39) имеют готические реминисценции, но это может быть вызвано тем, что серию начал Андреа Пизано.
При этом они органично дополняли друг друга. Натурализм используется для иллюзорности. Его политическим завещанием стали слова: «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха.
Вилла очень хорошо гармонирует с окружающей природой. Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. Мазаччо первый стал передавать пространство на плоскости при помощи линейной перспективы (в этом сказалось влияние Брунеллески). В капелле размещено 37 картин на библейские темы: «Поклонение волхвов», «Поцелуй Иуды», «Иоаким у пастухов» и другие.
Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. Это и называется маньеризмом. XIIIв. ) металлический лист— по-прежнему плоскость фона, на котором парят фигуры. Это слияние архитектуры с пейзажем будет, потом блестяще развито стилем барокко.
наиболее последовательный и плодовитый сторонник возрождения античности. Изобретение пороха и развитие баллистики привело к широкому использованию артиллерии. Стены второго яруса обработаны кладкой из крупного камня, а кладка третьего яруса практически гладкая. В 1445-50 гг. В его же «Мученичестве св.
Также причудлива и фантастична концепция кантория— певческой трибуны Флорентийского собора (1433—1439). Одна из самых замечательных скульптур гробницы — «Моисей». Тема развита в духе классических псалмов готических икон и аллегорий6. Эпоха Возрождения также параллельна началу великих западных открытий.
VI. 3) и купола собора Санта-Мария дель Фьоре. Так, перестраивая дворец герцогов Фарнезе по заказу нового папы Павла III (Фарнезе), Микеланджело полностью меняет главный фасад здания. Основные работы Джотто -- фрески. Мастер Баризано да Трани работает в бронзе (бронзовые врата соборов в Равелло, 1179 Трани, Монреале) и как художник-миниатюрист2. Фонте Гайя (1409-19, Пьяцца дель Кампо, Сиена) построен по тому же принципу.
Деревянное «Снятие с креста» из Вольтерры выполнено под влиянием Антелами3. Человеком фантастического ума и художественного гения был Леонардо да Винчи (1452--1519).
Боттичелли написал большое количество живописных полотен, сделал иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, но самые знаменитые его картины -- «Весна» и «Рождение Венеры». Фигуры пророков играют роль световых разграничителей. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Особый вопрос представляет отношение гуманистов к религии. Наиболее ярким представителем стиля ренессанс в Париже можно считать Отель де Билль (парижскую ратушу), но наиболее значительным, конечно же, является Лувр – королевский дворец, возведенный по проекту П. Леско в 1518–1578 гг. Быстро сформировавшись как художник, он начал работать самостоятельно. Грозного ветхозаветного пророка (он провозгласил законы, которые стали важной частью христианского учения) Микеланджело изобразил сидящим, втрое выше человеческого роста.
Под лоджиями и залом размещены комнаты для хозяйственных надобностей семьи. Вазари. Цельное скульптурное изображение опиралось на стену, но не более того. Наиболее заметным проявлением ренессансной культуры стал стиль Возрождение в архитектуре. Начало новой эпохи в архитектуре связывают с именем Филиппе Брунеллески (1377-1446).
Работы художников становятся подписными, т. е. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Два верхних яруса прорезаны множеством двойных арочных окон. В обществе появляется заинтересованность культурой античности, происходит что-то вроде ее «возрождения».
В XV в итальянская скульптура переживала расцвет. Форма тыквообразной головы пророка Иова, яркая индивидуализация черт его лица породили прозвище этой статуи — «Цукконе» (тыква). 11). Гиберти ещё не отказывается от традиционных форм (в духе готики), но придаёт им новое звучание и трактовку5.
Герб и эмблемы модели убраны на реверс8. Уверенно сидит на могучем коне кондотьер, держа в руке жезл командующего. Так родился абсолютно новый подход к периодизации истории, принятый и в настоящее время. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением.
Тело моделируется реальным, выделяет устойчивое ядро, концентрирующее свет, который растекается по всей фигуре. Папа Лев X заказал Рафаэлю проект дворца для своего брата Джулиано Медичи. Позже и другие мастера эпохи начали изготавливать шедевры станкового скульптурного жанра. Классических реминисценций (Гиберти) или латинских заимствований (Нанни ди Банко) здесь нет— ощущается сочный народный язык. В Риме он выполнил гробницу кардинала Аннибальди в Сан-Джованни ин Латерано (1276), сделал статую Карла Анжуйского, гробницу кардинала де Брея, гробницу папы Бонифация VIII и бронзовую статую св.
Главное, что поражает в памятнике – совместное энергичное движение коня и всадника. Важнейшим достижением искусства Возрождения было открытие перспективы. Человеческая фигура вновь становится «мерилом всех вещей». Отсюда нетерпимое отношение к бездеятельности и праздности. Он выступал против правления Медичей, обличал папство, призывал церковь к аскетизму.
В этом сказались принципы нидерландской миниатюры. Возрождение (франц. - «Ренессанс» итал. Сохранилась большая группа рисунков круга обоих художников, где классические мотивы римских саркофагов трактованы ещё с заметной готической стилизацией интерес к ним был унаследован от поверхностного «классицизма», который бытовал среди художников позднего треченто и простодушного любопытства ломбардских готических рисовальщиков-собирателей.
Давид Донателло – также нескладен и несколько угловат. У истоков изобразительного искусства и прежде всего скульптуры стоит Никколо Пизано, творчество которого, особенно ранний период (Проторенессанс), отмечено печатью античности. Анри Стендаль.
Тем не менее искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков. Термин «Возрождение» был впервые введен в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джордже Вазари (1511-1574). Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. Её торжественно установили перед зданием городского совета.
После разграбления Рима в 1527–1528 гг. «Слепые», несомненно имеют символическое значение. Пиза являлась центром классической культуры и поддерживала связи с Востоком. Линейных ритмов ещё нет, которые бы позволили статуе слиться с окружающей средой.
Некоторое время на службе у него находился знаменитый Микельанджело Буонаротти. Не менее ценным с точки зрения высокого искусства было также и позднее Возрождение. Скульптура выполнена из серо-голубого песчаника в виде высокого рельефа.
Это один из первых ренессансных конных монументов. VI. 2). «Свидетельство моей честности и верности — моя бедность», — писал Макиавелли в подтверждение своих выводов. Браманте обратился к античным источникам и возродил центрический тип храмового здания. При ограниченной высоте рельефа автор создаёт перспективную глубину использует подмеченные в жизни детали (раздутые щёки трубачей и проч. ).
Ордер завершается мощным антаблементом с балюстрадой. В Италии сохранилось множество памятников искусства Древнего Рима, вот таким образом античную эпоху снова стали почитать за образец, античное искусство стало предметом преклонения. Его основная проблема— художественный язык.
Более характерны и индивидуальны образы статуй пророков исполненных для украшения кампанилы (колокольни) Флорентийского собора. Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов. Венеция, в которой проживало 125 тыс. Появление учения, где «дорогая» католическая церковь объявляется отошедшей от идеалов раннего христианства, получает широкую поддержку. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового.
В эпоху Возрождения продолжилось возведение частных дворцов – палаццо. Его основные произведения предназначались для оформления флорентийского баптистерия. В певческой кафедре Санта-Мария дель Фьоре от готического натурализма почти не остаётся следа. Таким образом, стена приобретает свое первоначальное тектоническое значение. VI. 9).
Города постоянно враждовали между собой, окружали себя укреплениями. Тот же пафос отличал творчество ренессансных художников – Рафаэля (1483– 1520), Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана (1490–1576), Веронезе (1528–1588), Тинторетто (1518–1594), Брейгеля (1525–1569), Рубенса (1577–1640), Дюрера (1471–1528) и других живописцев. Выдающимся памятником этого периода является ратуша города Падерборна.
Вкус к изделиям декоративного и одновременно культового характера распространяется среди средних слоёв населения7. Скульптуры Верроккьо и Донателло окончательно оторвались от стен и представляют собой самостоятельные произведения искусства. Библейский Давид в исполнении учителя великого Леонардо (Андреа Верроккьо) – нескладный, угловатый подросток изумленный своей собственной победой над великаном, гордо попирает ногой голову поверженного врага. Картина мира стала пугающе сложной. Так, например, Якобо Сансовино (1486–1570) поручили перестройку и достройку здания старых Прокураций.
Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд».
Легкая аркада на колоннах заменяется ордерной аркадой. Фоном служит изображение сада с темной листвой. Работает Донателло и в рельефе, воодушевившись идеями Брунеллески насчёт перспективы. В них сочетается индивидуализация портретной характеристики с растущей героической «антикизацией» образа, которая достигает кульминации в трёх медалях Альфонсо V Арагонского (1449). Наиболее выдающимся архитектором этого периода стал Донато Браманте (1444–1514).
Крест на щите определяет оси. Широтой охвата жизненных явлений эти рельефы, по существу, могут соперничать с живописью. Эпизоды построены на пересечении направленного движения. В 14081419 гг.
С особой полнотой это видно в мраморной статуе святого Георгия (1417, Флоренция, Национальный музей). Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии. Внутренний двор окружен двухъярусной галереей.
Если возможно, да минует Меня чаша сия". Наряду с понятием «Возрождение» широко используется понятие «гуманизм», производное от латинского humanis — человеческий. Возрожденческий человек проповедовал могущество человеческой личности и свою связь с природой, которая для него была образцом его творений, а сам он тоже старался в своем творчестве подражать природе и ее создателю – Великому художнику. С середины XVI в. Париж становится центром европейского Возрождения. Идейная и художественная специфика позднего портрета Пизанелло, по мнению Гращенкова, особенно непосредственно отразилась в его последней работе— портрете Иниго дАвалоса (1449).
Появляются новые центры ренессансной культуры, такие как Рим, Неаполь, Венеция, Милан. VI. Работа получилась реалистичной как по внешнему виду, так и по внутреннему содержанию. Художники делали в них росписи, вот таким образом фреска и стала главным видом их творчества. Его искусству свойственны гигантомания, титаническое начало.
Для автора бронзовых врат собора в Беневенто (1-я пол. Главным объектом их внимания стал человек. Он не согласен с решением Гиберти (высокие части улавливают свет и он умелой лепкой объёмов направляется в глубину, образовывая «золотой фон»). Термин «Возрождение» обозначает весь комплекс явлений культуры, характерных для данной исторической эпохи.
Особую роль в этом сыграли Лоренцо Валла (1407–1457), Никколо Макиавелли (1469–1527), Эразм Роттердамский (1467–1536), Мишель Монтень (1533–1592) и др. Отсюда, собственно и появилось название столь важного периода времени. Повествование выглядит наивным и примитивным. Фигуры занимают почти все поле рельефа, что придаёт значительность их объёмам.
подчеркнуто авторскими. 1440-3) говорят о том, что Донателло начал вдохновляться позднеантичной живописью. Политическая теория мыслителей Возрождения не была идеологией одного из сословий. Автор отходит от концепции Гиберти.
В период готики начинается теоретизация техники искусства. Интересно, что помимо храмов происходил и поиск архитектурных форм идеального города. Его смелое новаторство проявилось уже в первой крупной работе – грандиозном куполе собора Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Капелла представляет собой небольшой храм-ротонду, которая стоит на невысоком подиуме над криптой. Она еще сохраняет связь с архитектурой, но уже не подчинена ей, как в средние века.
Невиданный расцвет в эпоху Возрождения достигает изобразительное искусство, после долгих вековых средневековых «упадков», расцвет античной художественной мудрости именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance) Дж. Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял в 1401 году первое место в конкурсе на северные двери баптистерия, работа над которыми продолжалась более двадцати лет (1404—1424).
«Пир Ирода», рельеф для купели баптистерия в Сиене, построен на точном соблюдении перспективы. В период расцвета Ренессанса в европейском обществе наблюдался интерес к античности. В XV в. были открыты законы перспективы.
И вот уже пять веков «Мона Лиза» вдохновляет поэтов, музыкантов, художников, порождает домыслы, провоцирует подделки и кражи. Может быть, это объясняется тем местом, которое она занимала в средневековых храмах. По словам итальянского художника, архитектора и историка Джорджо Вазари (1511-1574), растет не только уважение к искусству и классической античности, но и желание учиться у природы, подражать ей. Скульптурную группу «Благовещение» во флорентийской церкви Санта-Кроче Донателло создал для алтаря семьи Кавальканти. Это своего рода «вульгарная латынь», на которую он переводит строгую латынь своих антикизирующих произведений6.
Сохранились его врата собора в Монреале (1186 год) и врата Сан-Раньери в правом крыле трансепта Пизанского собора. Новые исследования происходят и в других областях, относящихся к науке, природе и миру.
Позднее Возрождение (большая часть XVI в. ) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе. Основными заботами для Макиавелли являлись «общее благо» народа и «государственный интерес». войсками императора Карла V Микеланджело предложили перестроить площадь Капитолия.
Так как Леонардо да Винчи был в большей степени поглощен научными интересами, скульптурных и живописных работ он оставил немного. Со временем же это все в равной степени вошло в культуру Западной Европы. Все больше появляется автопортретов. Культура Возрождения развивалось не ради власти денег. Однако еще в 1420 г. началось возведение церкви Сан-Лоренцо (1420–1429) (рис.
Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа. Масса перетекает, фигуры напряжены, движение ритмично. Прежде всего это статуя Франческо Сфорца в Милане, которая не была отлита в бронзе и представляла собой глиняную модель в натуральную величину.
Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. В итоге проект собора претерпел изменения. Из этих представлений вырос театр Возрождения. Особо интересен венецианский монетный двор, который возводился как символ устойчивости государства и денежной единицы – цехина, который чеканился тогда в Венеции, но был тогдашней мировой валютой (аналогом евро и доллара) (рис. Ему вполне хватает прозвания «божественный».
Здесь очевидно знакомство с гуманистическими идеями фресок Мазаччо. Брунеллески не замечает пейзажа. Мазаччо расписал во Флоренции небольшую капеллу Бранкаччи (названную по имени заказчика), ставшую образцом и школой для нескольких поколений итальянских мастеров. В частных домах старались не держать уникальные художественные произведения. Каждая из двадцати восьми рельефных композиций этих дверей была исполнена на религиозный сюжет и вписывалась в квадрифолии (четырехлистниковые обрамления), еще связанные своей замысловатой колючей формой с готической традицией.
Главная особенность Возрождения – целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. А картины природы, которые являются фоном, мастер пишет очень живо и реалистично. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание.
Фонтана Маджоре в Перудже (1278) состоит из 2-х многогранных чаш с декоративными панелями на аллегорические сюжеты и фигурами пророков и святых. Его мадонны -- прелестные юные женщины, лица которых освещены любовью и любованием своим младенцем. Не эллинская, а именно римская древность была взята за образец, так как любовь к богатству и блеску, так присущая этому времени, не могла удовольствоваться простыми и строгими формами греческой архитектуры.
Чем спокойнее становилась жизнь, тем более утрачивались представления о доме как о крепости, тем более украшения переходили на фасад здания. Оттуда он распространился на Испанию, Португалию, Далматинское побережье (город-государство Дубровник), Францию, Фландрию и всю остальную Европу. Здесь начинается кризис гуманизма6. Кроме того, это становится ремеслом и эти вещи можно тиражировать. Некоторые из них имели портретное сходство с современниками. Художник не только передает портретное сходство, но стремится раскрыть внутреннее состояние человека. По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом.
Следует особенно отметить изображение художником жизни и страданий Христа. Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе – композиционный центр картины. 1260 г. ), которая предназначалась для выступлений священнослужителей и проповедников. Конструкция купола собора Св.
Совершенствуются устройства укреплений и гидротехнических сооружений.
Вместо измельченных готических квадрифолиев эти двери украшают десять крупных, вписанных в прямоугольные поля многофигурных рельефов, уподобленных сложным многоплановым живописным композициям («Встреча царя Соломона с царицей Савской», «Сотворение Адама и Евы» и др. ). Из многочисленных мадонн Яна ван Эйка наиболее известна «Мадонна канцлера Роленна». Его рельефы отличаются малой глубиной, но пространство при этом там глубже, чем у Гиберти. Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло (около 1386 — 1466, полное имя — Донато ди Никколо ди Бетто Барди).
Если Нанни ди Банко наделял своих «Четырёх святых» чертами античного портрета изучаемого в оригиналах, то Донателло, хоть и стремясь к воссозданию пластического благородства антики, не успокаивался, пока идеальная классическая модель не совпадала с чертами его реальных современников. 6. 2).
Лицо его реалистично. Выбранная автором поза героя свободна, расслаблена. Помимо собора Св.
Именно в эпоху Возрождения был сформулирован принцип: «время – деньги», автором которого называют Альберти (1404–1472), но под которым мог бы подписаться каждый деятель XV–XVI веков. Со временем скульптуры эпохи Возрождения стали принимать все более самостоятельные формы. Уроженец города Сиены, Кверча работал в Лукке. Он руководил как архитектор строительством кампаниллы Пизанского собора, а как скульптор— сделал «Царские ворота» собора (утрачены).
Храм Иль-Джезу (рис.
В XV в. гуманистическое движение распространяется из Флоренции по всей Италии. Петра гению Микеланджело принадлежат реализованные проекты площади Капитолия с дворцами. Младенец ест черный виноград – символ причастия.
Известно, что для своего времени скульптура была настолько смела, что заказавшие ее Медичи предпочли установить ее во дворе своего дома, подальше от чужих глаз. Это уже не умозрительная история, а пережитая, последовательная смена эпох. Предшествие теории практике характерно для искусства Ренессанса. Оно способствовало распространению сложных и эффективных орудий труда. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения. Глядя на эти, впрочем как и на другие скульптуры Буонарроти, можно с уверенностью сказать о том, что камень, мрамор и другие материалы были для мастера живыми средствами его творчества, которые «изначально» содержали в себе образы идеи, взгляды и Микеланджело только оставалось освободить эти скульптуры от ненужных частей.
Скульптуры расположены в три яруса: львы и согбенные фигуры— пьедесталы колонн пророки и евангелисты— продолжения капителей рельефы с евангельскими сюжетами— на парапете. Они собирали богатые библиотеки, редкие рукописи, антиквариат. в городах Северной Италии начался важный этап развития торговых и общественных отношений.
Продолжил строительство собора архитектор и художник Рафаэль Санти. Поза богини, плывущей на раковине, -- целомудрена: руками она прикрывает свою наготу. В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Угловатая фигура подростка дана в состоянии покоя, отдыха после напряженного боя.
Он один из самых поэтических художников в истории искусств. «Вознесение Марии» (ок. Этот легкий, гармоничный и цельный фриз, составленный из фигурок танцующих путти (младенцев-ангелов), радостных и ликующих, пронизан единым стремительным ритмом движения. Будучи в Риме Пизанелло много зарисовывал антики.
Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник. В 1513 г. Рим должен был быть объявлен свободным городом. «Благовещение» (ок. ниже).
Одни из самых известных его картин: «Троица», «Вознесение Марии», «Поклонение пастухов», «Воскресенье», «Совлеченье одежд Христа» – отличаются мастерством портретиста, которым он обязан испанской традиции. Она уже не шестиугольная, а восьмиугольная— это более динамично исторические изображения ещё более многочисленны, количество фигур увеличивается, массы увлекаются нарастающим ритмом взволнованной жестикуляции, прерывистые линии подчёркивают напряжённость движения, акцентируют выразительность лиц.
Например, в проекте города Пальма-Нуово (арх. Начало новой эпохи в архитектуре связывают с именем Филиппо Брунеллески (1377-1446). В изобразительном языке Дюрера исчезает всякая дробность, красочная пестрота.
В конце XV в. после завоевания турками Константинополя, Трапезунда и Мангупта (княжество на Крымском полуострове) начинается упадок средиземноморской и причерноморской торговли. В его «Мадонне с младенцем» из музея Пизанского собора он прочерчивает силуэт силовыми линиями. Его «Четыре святых»— для той эпохи лучший образец гуманистического искусства, вдохновлённого античностью. Здесь автор любуется обычным мальчиком, который оказался героем.
Европейцы исследуют новые морские пути, осваивают континенты и создают новые колонии. «Гуманизм» представляет собой систему взглядов, сформировавшихся в ренессансную эпоху, согласно которым признаётся высокое достоинство человеческой личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей. Нанни ди Банко не ищет, подобно Гиберти, компромисса между античной монументальностью и современным интересом к душевным переживаниям человека, а просто выражает современное содержание «на строгой и безупречной латыни»5. Он принимал участие в сооружении собора Св.
В центре площади возвышается конная статуя императора Марка Аврелия (прижизненное изображение римского императора). Микеланджело Буонарроти (1475-1564) прожил долгую, трудную и героическую жизнь. 16).
Они расписывали храмы фресками, писали на религиозные сюжеты. Определенные стандарты воспитанности и образованности в эпоху Возрождения становились нормой знание классических языков, осведомленность в истории и литературе Эллады и Рима, способность к стихосложению и музицированию стали условием для занятия достойного положения в обществе. Скульптуры эпохи Возрождения первоначально никак не о себе не заявляли. Петра в Риме, по мысли Микеланджело, была приближена к конструкции купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, художник и поэт. Вспомогательные детали рельефа становятся материей, обретшей форму и ставшей светоносной. У гения есть имя.
Этот идеал нельзя считать исключительно буржуазным. Только в 1419 году он получил заказ, в котором мог воплотить свои новые архитектурные идеи.
Позднее определится образец для подражания— статуя Марка Аврелия— она интерпретируется в памятниках кондотьера Гаттамелаты (Донателло) и кондотьера Коллеоне (Вероккьо). В теоретическом плане без насилия над своим кредо он принимает новые положения (например, перспективу) как шаг в развитии. В библейский сюжет Донателло вносит трогательную жизненную непосредственность. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим.
Выдающимися деятелями Ренессанса можно назвать Микеланджело, Никколо Макиавелли и Леонардо да Винчи. В Англии ренессанс проявляет себя только в декорировании зданий. Архитектура Возрождения, как и другие виды искусств, обращалась к античному наследию. При возведении купола собора Брунеллески изучал античные первоисточники и прежде всего купол Пантеона. – 1466).
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности изобразительного искусства. Этот памятник был уничтожен, но за недолгое свое существование он снискал всеобщее восхищение и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модель, утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного». Давид увенчан лавровым венком победителя. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV-XVI вв. Например, город-замок Дуино (ныне во владении князей Турн унд Таксис) вблизи от города Триеста, город-крепость Пальма-Нуово около Венеции (рис.
Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII – XIV века – Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит. ) XV век – раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV – начало XVI века – Высокий Ренессанс. Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Помимо виллы Ротонда Палладио в Виченце перестроил здание базилики (рис. С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно.
И даже в первых его скульптурах -- «Мадонна у лестницы» (которую он создал в 16 лет) и «Битва кентавров» -- очевидна сила и мощь самого мастера, который демонстрирует полную свободу владения резцом и по собственному замыслу трактует известные сюжеты. В его мифологических образах происходит возрождение символизма. Три самые знаменитые гравюры Дюрера: «Всадник, смерть и дьявол», «Св. Также сюда относится светский характер культуры.
В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в. ) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. Почти одновременно с работами над собором Св.
Здесь традиционная иконография и тонкая отделка (идущие от Византии) сочетаются с почти подлинным ощущением важности размещения фигур в пространстве, зрелой упорядоченностью композиции. Петра в Ватикане (рис. Таким образом, палаццо этого периода становятся прототипами будущих общественных зданий.
Статуи 1411-36 гг., сделанные Донателло для Флорентийского собора, Орсанмикеле и кампанилы, показывают, как меняется его представление об «историческом персонаже». Боттичелли удивительно сочетал языческую чувственность и повышенную одухотворённость, скульптурную женственность и нежную хрупкость изысканность линейную точность и эмоциональность изменчивость.
Задача воспитания «нового человека» в эпоху Возрождения осознается как главная задача эпохи. Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание. Особенно в этом преуспели знаменитые Медичи, правители Флоренции.
и создавшего серию рисунков к «Божественной комедии» Данте. Строительство собора прерывалось и к 1360 г. его план существенно изменился. Кроме этого в проектах предусматривалось наличие нескольких рыночных площадей. Лука делла Роббиа ориентировался на антикизацию Нанни ди Банко, выразительный ритм и мягкую светотеневую лепку Лоренцо Гиберти.
Сансовино использовал фасад здания и создан трехэтажное аркадное сооружение, открытое свету и воздуху. Ведущая роль в нём принадлежала семье скульпторов делла Роббиа. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. В отличие от собора Воспитательный дом строился как филантропическое заведение для сирот на средства гильдии шелкоделов. Вторые он изготовил в 1425—1452гг.
VI. 7). Внимание переходит от одной детали к другой. Это позволило ему создавать объемные фигуры и помещать их как бы в трехмерном пространстве.
Он был скульптор, ювелир, архитектор, писатель и первый историк искусств (как автор 3-томных «Комментариев»). Здание окружено колоннадой тосканского ордера. Многие римские папы этого периода не были чужды гуманистических идеалов. Однако математики не чувствуется— есть взволнованный драматизм и световая насыщенность. Знаменитая статуя Давида была создана Верроккьо в 1476 году. Художник долгое время творил, находясь во Флоренции. Отражённый свет даёт толчок всему движению.
Этот рельеф— вершина «экспрессионизма» мастера. Донателло прошел сложный творческий путь, снискав громкую прижизненную славу. VI. 5). К периоду его увлечения классическими формами относится «Четыре святых» из Орсанмикеле. Мастер пытается возродить забытую (или пришедшую в упадок) технику отливки больших бронзовых фигур с круговым обзором.
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре имел двухскорлупную конструкцию. Изменился идеал жизни. Задачей Донателло было остановить стремительность ритма готического света, который делал её ирреально «вращающейся», желая зафиксировать светом дошедший из античности образ. 1420) для цоколя ниши статуи.
Это первая большая (172х278) картина эпохи Возрождения на античную тему. Прежде всего надо отметить город-крепость Ла-Валетту – столицу мальтийских рыцарей. Пизанская школа скульптуры— первая крупная школа скульптуры в Италии. От эпохи Античности ренессанс перенял логичную ордерную систему. Иероним» и «Меланхолия». Свет дробный, то есть земной, он приходит на смену вселенскому общему свету. В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15 века — Лоренцо Гиберти (1378—1455), в искусстве которого ясно обозначились устремления к реализму.
Эти скульптуры украшали площади городов изменяя их облик. Сын Никколо— Джованни Пизано вместе с учеником Арнольфо ди Камбио создали кафедру для Сиенского собора (1266—1268). Сама система формирования мастеров искусств способствовала этому. В конце XVI в. алтарь был разобран. Бруно (1548-1600) и астроном, физик Г. Галилей (1564-1642). «Тайная вечеря» – краеугольный камень классического искусства, в ней осуществлена программа Высокого Возрождения. Теоретические размышления Брунеллески сыграли большую роль в переломе стиля.
Поставленные, согласно установившейся традиции, в нишах средневековой постройки, пластически самостоятельные, статуи Донателло обнаруживают свой гуманистический характер. С особой полнотой это видно в мраморной статуе святого Георгия (1417, Флоренция, Национальный музей). Много лет жизниМикеланджело трудился над гробницей папы Юлия II. Само слово «индивидуальность» (и «личность») появилось каких-то 200-300 лет назад. Здесь нет и тени средневекового пафоса, патетики. Абсолютно иной характер носили восточные двери баптистерия (1425—1452), также исполненные Гиберти, которые стали одной из достопримечательностей Флоренции «Врата рад» назвал их Микеланджело.
Мощный четкий силуэт купола и теперь царит над городом. Одним из учеников Гиберти был Донателло, быстро ставший самостоятельным скульптором. Над этим уникальным произведением он проработал более двенадцати лет. Дома в Риме стали строить по принципу центрально-осевой симметрии. VI. Художественные фрески размещались среди изваяний из мрамора и бронзы.
Скульптура Ренессанса возвращается к античным традициям пластики. VI. 4). Палладио творчески изучал памятники архитектуры прошлых веков и продолжал традиции высокого ренессанса. Начало эпохи Возрождения приходится на первую четверть XIV века.
Южная Италия в скульптуре выделяется более сильным тяготением к Византии. Мастерские скульпторов были ведущими центрами художественной жизни играли большую роль в изучении античности и анатомии человеческого тела.
Художественный язык усложнен, аллегоричен. Мазаччо первым применил эти законы в живописи. Византийская догматическая культура стала прошлым, которое нуждается в отрицании.
их масштабной мерой становится человек. «Иоанн Евангелист» (закончен в 1415г., музей Флорентийского собора) выдвигает на первые план не технические и стилистические проблемы, а задачи структуры пластической формы. Донателло украсил фон изящным позолоченным узором. Возрождение прошло через несколько этапов. Среди них были Себастьяно Серлио, Микеле Санмикеле и Якобо Сансовино.
Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» — одну из его величайших загадок. 13) является классическим примером возрождения в архитектуре понятия композиций. Интерес к земной жизни, ее радостям, жажда наслаждений стали ведущими мотивами художественного творчества Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо (1313–1375), Ариосто (1474–1533), Франсуа Рабле (1494–1553) и других писателей Возрождения. Раньше рассматривалось каждое здание в отдельности Микеланджело впервые задумал площадь как целое, все элементы которого (лестницы, конная статуя Марка Аврелия, боковые фасады) ведут к центру – господствующему над городом и площадью дворцу Сенаторов. Членения фасада с помощью ордерных систем сделаны более выразительными. Его искусство характеризуется стремлением охватить мир целиком, познать и выделить многообразие всех его форм, отсюда на картинах все «великолепие» органического и мертвого пространства.
Моисей — весь как сжатая пружина: на мощном теле вздуваются мускулы, тяжелый плащ, перекинутый через ногу, словно не дает ему встать «Если вы не видели этой статуи, вы не имеете понятия о возможностях скульптуры», — говорил французский писатель XIXв. Портреты цельны по композиции, пластичны по форме. Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. Первое произведение его пизанского периода— кафедра баптистерия (1260). Массы сплющены и раздавлены, ограничены контуром, создаётся перспектива. Вся она -- воплощение женственности, грации, красоты. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква).
Особенно в эпоху правления папы Юлия II идеалы высокого ренессанса стали проникать в римскую архитектуру. Прославившая его картина – «Рождение Венеры». Все работы Леонардо превосходны и все же самые известные его творения -- «Тайная вечеря» (1495-1498) – роспись стены трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие, ставшая этапной работой в научных изысканиях автора и новым словом в изобразительном искусстве портрет жены купца Джоконде Моны Лизы (ок. И все противоречия эпохи воплотились в творчестве мастера.
Раньше рассматривалось каждое здание в отдельности Микеланджело впервые задумал площадь как целое, все элементы которого (лестницы, конная статуя Марка Аврелия, боковые фасады) ведут к центру – господствующему над городом и площадью дворцу Сенаторов. В его кострах сгорели некоторые картины выдающегося итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510), написавшего всемирно известные картины «Рождение Венеры», «Весна» и др. Сама система формирования мастеров искусств способствовала этому. Но именно тогда, когда он входит во вкус «антиклассической» античности, Донателло выполняет самую классическую из своих скульптур— статую Гаттамелаты (окончена в 1453).
Чудо Возрождения – естественный продукт Средневековья. Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Дитера Брейгеля Старшего. в Италии и затем распространилось по другим европейским странам. Появление живописи нецерковного содержания было приметой времени. Были найдены и по-новому прочитаны «10 книг об архитектуре» Витрувия, включавшие правила античного ордера.
Именно в этой работе прослеживается поиск мастером динамики, свободы и величия. Вот таким образом члены попечительского совета подчеркивали, что здание должно быть дешевым, но в то же время удобным для проживания.
Он воспринимал мир пластически, во всех областях искусства он прежде всего скульптор. Активно проводились зарисовки и обмеры древнеримских сооружений. Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна». Ведущим архитектором раннего ренессанса был Ф. Брунеллески (1377–1446), которого часто называют архитектором нового стиля.
Этот призыв часто воспринимается как оправдание безнравственной политики, не брезгующей никакими средствами для достижения своих целей, для обозначения которой даже изобрели понятие «макиавеллизм». С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью.
Она стала образцом нового архитектурного стиля. Микеланджело (1475–1564) признавался лучшим в скульптуре, но также и в живописи, архитектуре и поэзии.
Донато ди Никколо ди Бетто Барди (прозванный Донателло (около 1386–1466), был первым великим скульптором итальянского Возрождения, которое началось в XIVв. Врата с изображением апостолов и мучеников «Порта дельи апостоли» из Старой сакристии Сан-Лоренцо (ок.
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Он фактически сформировал новый облик Рима, который с тех пор неразрывно связан с его именем. Это слияние архитектуры с пейзажем будет потом блестяще развито стилем барокко.
Прежде всего это касалось защиты города. Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали всякие титулования, а писали просто «Микеланджело Буонаротти». Он предпочитает символические, аллегорические темы, любит мечтать, выражаться намёком. Каждый дворец ощетинивался башнями с бойницами. Квадратная форма разрушает плоскость двери, делает рельеф «окном» во внешний мир6.
Его произведения сдержанны, просты, четко передают индивидуальные черты модели. Глава семьи Лук-ка делла Роббиа (1399 или 14001482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурной техники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой. Готический компонент здесь сильнее, чувствуется и переработка романских источников. Именно вот таким образом искусство Возрождения представляет собой стилевое единство.
Памятники античной скульптуры становятся объектом изучения, образцом пластического языка. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым.
Ангел, опустившийся на колено перед Марией, напоминает восторженно благоговеющего перед прекрасной дамой юношу-рыцаря. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим. Он обращается к суровой пластике Джованни Пизано и гуманизму Амброджо Лоренцетти.
В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела. Капелла носит название Темпьетто Сан-Пьетро ин Монторио. Не было расхождения в путях архитектуры, живописи и скульптуры. Леонардо да Винчи написал много картин. Именно тогда Томас Мор (1478–1535 годы) и Томмазо Кампанелла (1568–1639 годы) выступили с проектами построения идеального общества. Позолотой сверкают волосы Марии и ангела, узорчатые края их нарядных одежд.
Леонардо работал над этим произведением 16 лет. Это гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника (1473-1543), которая дала новое видения Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека. Это в первую очередь относится к знаменитым флорентийским художникам Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428).
Дальше он продвигается в библейских рельефах главного портала собора Сан-Петронио в Болонье (1425). Одежда имеет внушительный, монументальный характер. Капелла увенчана куполом с фонарем. Немецкие феодалы видят возможность уйти от тягостных сборов, не теряя при этом истинного контакта с Богом и в 1526 году требуют, чтобы Шпейерский Рейхстаг принял постановление о праве каждого немецкого князя выбирать религию для себя и своих подданных. Реформация связана с именем Мартина Лютера (1483-1546 г. г. ), августинского священника, профессора аристотелевской диалектики Виттенбергского университета. Однако Гаттамелата— это мимолётная, немонументальная античность, вся в плавном движении. статью «Готическое искусство»).
Впрочем, по-иному подходят к проблеме монумента. К площади ведет мраморная лестница, украшенная изваяниями Кастора и Полидевка. Более характерны и индивидуальны образы статуй пророков исполненных для украшения кампанилы (колокольни) Флорентийского собора. Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности. Противопоставляя себя Средневековью, гуманисты обращались как к своим прямым предшественникам к мастерам древнего мира, а тысячелетие между своим «новым» временем и античностью обозначили как безымянные «средние века».
Поездка Донателло в Рим способствовала еще большему осмыслению им античного искусства, традиции которого находят претворение в рельефах кафедры Флорентийского собора (1433—1439). Библейский пастух, победитель великана Голиафа, – один из излюбленных образов Ренессанса. «Святой Людовик Тулузский» (1423): пластический объём воспринимается как высокий рельеф, насыщенный светом и тенью. Только после того как в 1537 г. Сансовино завершит создание целостного архитектурного ансамбля площади Сан-Марко, в венецианской архитектуре наступит коренной перелом. VI.
Кверча создал скульптуры для монументального фонтана Фонте Гайя на площади Кампо в Сиене. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Время Высокого Возрождения в архитектуре Италии было очень недолгим. Теоретические размышления Брунеллески сыграли большую роль в переломе стиля. Композиция выглядит слаженной и прекрасно организованной, причём ритмика органично вытекает изнутри.
Тут практически дионисийство— путти в вакхической пляске, золотая мозаика, неровная поверхность, гирлянды и другие «античные» фантазии. Лоренцо Великолепный приглашал к своему двору знаменитых писателей, поэтов, художников, скульпторов и архитекторов со всей Италии. Он был сильнее увлечён классикой. Почти классический характер сохраняет моделировка других скульптур Кампании (скульптурные украшения кафедры, амвонов, подсвечника для пасхальной свечи из Салернского собора, 1180). Возрождение не отвергало христианскую культуру ради античности, но согласовывало их – черта, всё более утрачиваемая XVII и последующими веками.
для северного фасада и эти «Райские врата» были настолько прекрасны, что их поместили на более главном, восточном фасаде, а предыдущие поместили на северный6. Линии дугообразны, полны внутренней силы. папство – переживал глубокий кризис. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы (см. Одним из них был Леон Баттист Альберти (1404-1472), написавший «Десять книг об архитектуре», в которых излагалась новая архитектурная теория, основанная на творчестве античных зодчих. Ярким примером фландрского ренессанса является ратуша города Антверпена (XVI в. ) (рис.
По сторонам от Мадонны – Иоанн Креститель и Мария Магдалина. Эволюция живописных портретов, вероятно, шла сходным образом. Однако Рафаэль проявил себя преимущественно как художник, в творчестве которого получили завершение живописные каноны Высокого Возрождения.
Среди многочисленных открытий, которыми была так богата та эпоха, одно занимает особое место по своему воздействию на умы людей. Донателло. Он создал сложную и выразительную группу «Юдифь и Олоферн» (1456-1457 гг. ) статую «Мария Магдалина» (1454-1455 гг. ) в виде дряхлой старухи измождённой отшельницы в звериной шкуре трагические по настроению рельефы для церкви Сан-Лоренцо, завершённые уже его учениками.
Вместе с тем сама итальянская готика на северную не походила она тяготела к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальным членениям архитектуры, широким поверхностям стен Церковь Санта-Кроче, одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в. (фасад создан в XIX в). В XIII–XIV вв. В 1178 году он делает рельеф «Снятие с креста» для хора в Пармском соборе. Это было светское здание – Воспитательный дом во Флоренции. Статуя Мадонны уникальна по иконографии.
В плане этот маленький храм представляет собой ряд концентрических кругов. В 1430 г. Донателло создал «Давида» – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Темпьетто – высшее достижение ренессансной архитектуры в Риме. В историческом плане он признаёт величие древних. Со второй половины XIX в. (со времени классического капитализма) Ренессанс стали связывать с зарождением буржуазных отношений и буржуазной культуры. Рельефы первых дверей— сцены выполнены с учётом сложной конфигурации рам.
Открытие перспективы изменило видение мира. Андреа Палладио в основном работал на севере Италии – в Венеции и Виченце. Образ другой— не решительный и самоуверенный герой, а задумчивый юноша.
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Принцип «природосообразности», стремление как можно точнее воспроизвести изображаемый объект, а также присущий данному периоду интерес к индивидуальности сообщают тонкий психологизм работам мастеров Возрождения. Рафаэль Санти (1483-1520 г. г. ), Леонардо да Винчи (1452-1519 г. г. ), Микеланджело Буонарроти (1475-1564 г. г. ) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Первыми в своих областях творчества признавались скульптор Лоренцо Гиберти (1381–1455), архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446), художники Джотто (1266–1337) и Мазаччо (1401–1428), поэты Данте Алигьери (1265–1321) и Франческо Петрарка (1304–1374). XV век – время расцвета в Италии монументальной скульптуры.
Папы Юлий II (1503—1513 гг. ) и Лев X (1513—1521 гг. ) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Не было расхождения в путях архитектуры, живописи и скульптуры. Петра и создание новой огромной архитектурной композиции Ватикана. Замысел ее неоднократно менялся и работа так и не была завершена. Результатом этих исследований явились рисунки и расчеты самолета, вертолета, парашюта.
Его мастерство послужило основой для последующего расцвета нидерландского искусства. Тело человека кажется ему самым достойным предметом изображения. Цветовой строй картины сдержан, рисунок изыскан и точен. В этой капелле впервые стали проявляться тенденции архитектурного стиля маньеризм (поздний ренессанс) (рис. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков. Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет.
Гиберти. Петра, скульптуры для флорентийского собора3. Гробница Иларии дель Каррето (ок.
Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г. ) – юноша-воин с щитом в руке. Сюжеты панелей восходят к античным мотивам3. Художники Возрождения понимали теорию искусства не в виде суммы полезных советов, они хотели видеть задачи и законы художественного творчества вообще. Жизнь людей была неотделима от рода, общины, корпорации.
Леон Баттиста Альберти называет заключительный трактат своей трилогии De Statua и подводит теоретическое основание под гуманистическую тенденцию, которая в первые десятилетия XV века привела к бурному расцвету статуарной пластики. Непримиримым противником флорентийских гуманистов выступил настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции Джироламо Савонарола (1452-1498). статью «Искусство Древней Эллады»), сложились новые типы общественных зданий.
Правители украшали города прекрасными палаццо (дворцами), храмами, капеллами, построенными по возрожденческим архитектурным концепциям. Уже упоминавшийся Нанни ди Банко— в 1410-15 гг. Развитие получает жанр портрета, создаются конные статуи, украшающие площади городов. Этот стиль ограничен пределами одной римской школы. Художник подчёркивает «античный мотив» гробницы, чтобы придать изображению трагизм.
Один из наиболее трагических рельефов Донателло оттуда— «Положение во гроб» из серого камня со вставками цветного мрамора, полудрагоценных камней и мозаики. Но на торцовой стене входной арки художник поместил фреску «Изгнание из Рая».
В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. В эпоху Возрождения понятие «гуманизм» обозначало также комплекс знаний о человеке, о его месте в природе и обществе. Донателло не побоялся ввести такую деталь, как пастушеская шляпа – знак его простого происхождения. Условно архитектуру стиля ренессанс можно разделить на три основных периода: ранний ренессанс (середина – конец XV в. ), высокий ренессанс (первая половина XVI в. ) и поздний ренессанс (середина – вторая половина XVI в. ). Донателло также обращается к круглой статуе, становясь крупнейшим ваятелем кватроченто.
Но развитие ренессансной архитектуры происходило неравномерно. В подъёме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и заказчиков произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Она еще сохраняет связь с архитектурой, но уже не подчинена ей, как в средние века. Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуарного начала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения — «Давид» (1430—1440-е годы, Флоренция, Национальный музей).
Донатиди Никколоди Бетто Барди, прозванный Донателло (1386 – 1466), был первопроходцем эпохи Возрождения. Интересно, что первым ренессансным зданием Флоренции стал комплекс Воспитательного дома (приют для детей-сирот), спроектированный Брунеллески в 1421 г. (рис. VI. Значительно изменяется характер декоративного рельефа, образные возможности которого расширяются в связи с использованием приемов живописно-перспективного изображения и новых материалов, в частности полихромной керамики.
Зодчий, проектируя здание, уже обдумывал его украшение. Самоуверенного, бунтарского склада. Фигуры изолированы, каждая имеет собственный жест. Но его галерея медалей включает изображения Витторино да Фельтре (ок. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер.
Поэзия вагантов и трубадуров подготовила Данте и Петрарку, они – поэзию XV-XVI веков. Конкурс, объявленный цеховой организацией купцов, на скульптурное оформление крещальни (баптистерия) Флорентийского собора в 1401 г. положил начало новой скульптуре. Угловатая фигура подростка дана в состоянии покоя, отдыха после напряженного боя. Гуманизм в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование.
Самые знаменитые фрески Джотто находятся в Капелле дель Арена в Падуе. Как истинный представитель ренессансной эпохи, подобно многим итальянским художникам, Дюрер оставил после себя значительные теоретические труды: «Руководство к измерению» -- трактат о пропорции и перспективе, «Учение о пропорциях человеческого тела». Именно Донателло первым создал обнаженную скульптуру Возрождения. В 1546 г. после смерти архитектора Джулио Романо 72-летний Микеланджело становится главным архитектором строительства собора Св.
Статуя стала гуманистической темой4. Его скульптуры для Порта делла Мандорла (флорентийский собор) соответствуют готическому стилю, в котором врата и были задуманы в XIV веке Джованни дАмброджо.
Его пластика созвучна бургундской, в частности, Клаусу Слютеру. 15). 1406, собор Лукки) по форме опирается на французскую типологию, но с классическими реминисценциями (путти, гирлянды). Среди художественных достижений Рафаэля — роспись парадных залов Ватиканского дворца. Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519), который соединял в себе множество талантов — живописца, скульптора, архитектора инженера, оригинального мыслителя. Он делает статую Иоанна Крестителя для церкви Орсанмикеле (закончена в 1414).
Он часто работает вне Сиены (Лукка, Флоренция, Феррара, Болонья). Кабот, А. Веспуччи — были итальянцами. 1503), с ее неразгаданной, таинственной улыбкой. Монетный двор – это суровое и внушительное здание, украшенное колоннами дорического ордера и очень похожее на фортификационное сооружение. Превосходны по силе выразительности трагические картины Брейгеля -- «Вифлеемское избиение младенцев» (1566 г. ) на религиозный сюжет и «Слепые», одна из последних картин художника (1568 г. ).
В кафедре церкви Сан-Андреа в Пистойе (1301) схема доводится до крайнего динамизма. VI. Своим творчеством Джотто освободил живопись от канонов и влияния византийской иконописи. Однако Браманте при жизни не смог завершить строительство собора.
Оно тесно граничит с понятием «Возрождение», но не равнозначно ему. 1446) и Пьер Кандидо Дечембрио (1447—8)— не только государей, но и гуманистов.
Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в. ) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. VI. 6). На лице застыла гримаса гнева и напряжения.
Украсившая фонтан внутреннего двора палаццо Медичи бронзовая статуя воспринималась в пространстве с разных точек зрения. Статуя Давида – первая в ту эпоху круглая скульптура. Подлинный расцвет английской живописи наступил лишь в середине XVIII века.
После того как Брунеллески отказался от совместной работы, заказ перешел Лоренцо Гиберти (1381-1455). Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Так, появляется сводчатое перекрытие над всем нефом. В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки. XV век – время расцвета в Италии монументальной скульптуры. Положение Италии в месте пересечения крупных художественных областей Средневековья (Франции, Германии, Испании, Византийской империи), непрерывные войны на её территории, которые связывали её судьбу с этими странами иноземное (прежде всего восточное) влияние и возможность «культурного диалога» – все это приводило к разнообразию культурной жизни и появлению новой оригинальной художественной культуры. Леонардо да Винчи характеризует живопись как «величайшую из наук».
С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564), звезда которого начала восходить на рубеже веков. 12). Отдельные элементы идеального города были воплощены и за границами Италии. Его первый «сплющенный» рельеф— «Святой Георгий, убивающий дракона» (ок. Петра в Риме. С расцветом немецкого гуманизма, светских наук, немецкой культуры совпало творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял в 1401 году первое место в конкурсе на северные двери баптистерия, работа над которыми продолжалась более двадцати лет (1404—1424).
Последовательное обучение разным профессиям было не исключением, а скорее, правилом. Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. Тем самым архитектор подчеркивает единство образа и гармонию.
Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Леонардо да Винчи (1452–1519) удавалось первенствовать и в музыке и в живописи и в изобретательстве и в инженерии. Здесь же в Падуе, в церкви Сант-Антонио, находится алтарь исполненный Донателло. Это реальный образ, живущий во времени и пространстве. К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа». Новым этапом в искусстве была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие на сюжет «Тайной вечери», который писали многие художники Кватроченто.
Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной жизненной обстановке. Мощная пластика акцентирует самостоятельное значение статуи. Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуарного начала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения — «Давид». Донателло делает большой алтарь для церкви Сант-Антонио в Падуе с 7 статуями и множеством рельефов (разобран).
Так как Венеция еще с 1490 г. была крупным центром книгопечатания, то, без сомнения, здание государственной библиотеки было для республики не менее важным сооружением, нежели здание монетного двора. Возникший в XVI в. термин «возрождение» означал появление нового искусства, возрождающего классическую древность, античную культуру. Чем ближе фигура, тем ощутимее игра светотени. В эпоху Возрождения определилась ведущая роль городского населения: не только интеллектуальной элиты, но и купцов, ремесленников, являвшихся наиболее динамичными группами ренессансного общества. Немногочисленные здания в чистом стиле Кватроченто выстроены в Риме и его окрестностях в основном по проектам Донато Данджело Браманте (1444-1514).
Глубоко национальные образы Дюрера полны силы, но и сомнений иногда тяжких раздумий, в них отсутствует ясная гармония Рафаэля или Леонардо. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец).
В этих рельефах сделаны лишь первые шаги на пути оптического завоевания пространства. Большого совершенства в технике майолики достиг также его племянник Андреа делла Роббиа (1435-1525). VI. 8). Развитие получает жанр портрета, создаются конные статуи, украшающие площади городов.
Наглядностью деталей художник подчёркивает истинность, конкретность образа. Он распространяет тосканскую манеру по всей Италии, включая Неаполь. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв.
Например, подобным палаццо можно считать дворец Строцци (1489–1504), построенный по проекту архитектора Джулиано да Сангалло (рис. В ней развивается тематика и пластические находки первой. Донателло обучался в мастерской Гиберти, где на его глазах создавались рельефы северных дверей баптистерия. Его гений проявился в архитектуре, живописи, поэзии, но ярче всего в скульптуре. Он был прославлен не только как скульптор Возрождения, но и как теоретик, автор «Комментариев» – первой книги по истории искусства Возрождения. Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве.
Однако после смерти в 1519 г. правителя Флоренции Лорепцио Медичи Микеланджело смог построить небольшую капеллу – сакристию (усыпальницу) для Лоренцио. Но Европа стала буржуазной только через два столетия после заката Ренессанса. Гиберти. Так, его «Юдифь» говорит о тщетности героических усилий, а «Мария Магдалина» олицетворяет скорбь и саморазрушение6.
Крупнейшими и ведущими архитекторами периода позднего ренессанса были архитекторы А. Палладио (1518–1580) и Д. Виньола (1507–1573).