Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. Ее тело исполнено пластической гибкости, движения плавны и текучи.
Западная стена: «Страшный суд». Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Скульптура была связана с архитектурой. Подобно многим другим произведениям, крест изначально был частично цветным. Каталонская школа. Скульптурные изображения были иногда несколько неуклюжи, но всегда очень выразительны. В эту эпоху складывается тип феодального замка.
Пол – мрамор, плитка с рисунком. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Центральный неф пересекался поперечным нефом – так называемым трансептом. Скульптура портала собора в Фиденце и проблема возрождения статуарной скульптуры. По-видимому, часто стекло использовалось повторно, когда церкви перестраивались в готическом стиле.
Капитель из церкви Клюни (1109—1113, Франция, Клюни, музей) решена в виде группы Адама и Евы. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах — Санта-Мария и Сан-Клементе. К замечательным образцам романской миниатюры линеарно-плоскостного стиля относятся написанные плотным, ярким, густым цветом «Апокалипсис» из Сен-Севера (между 1028 и 1072 годами, Париж, Национальная библиотека), «Книга перикоп Генриха II» (начало 11 века, Мюнхен, Баварская государственная библиотека, миниатюры в рукописи относятся к произведениям лиутарской группы, школа Райхенау времен аббата Витиго, 985-997 годы) и Евангелие Амьенской библиотеки (конец 11 века). Можно сказать, что готической утонченности предшествует романская строгость.
Архитектура средневековья представлена всего двумя видами – романским и готическим. Особенно прекрасны большие фигуры из Страсбургского собора 1200 года (некоторые из них сейчас помещены в музей) и из церкви Святого Куниберта около 1220 года в Кёльне. Этому же активно служили аркбутаны, контрфорсы и стрельчатые арки. Это становится возможным потому, что нервюры сходятся в пучки на опорных столбах, на которые теперь концентрируется вся нагрузка перекрытий, в отличие от романского храма, где вся тяжесть перекрытия ложилась на стены (отсюда их толщина и малый размер окон).
Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины нет ощущения расстояния между ними. Пармский баптистерий – архитектурное и пластическое творение Антелами. Скульптура Италии. Сильное впечатление готический собор производит внутри. Предшествующий романике период известен как дороманский. Скученность строений, отсутствие водопровода и канализации часто приводили к страшным эпидемиям.
Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. Отличительными чертами являлась декоративность, пышность, обилие насыщенных красок. Отдельные выпуклые фигуры и группы в ней как бы выступают из массы камня. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век.
Фигуративные и орнаментальные капители – уникальное явление в искусстве эпохи. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами.
В одной сцене часто соединялись разновременные события. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание.
Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Сюжеты Ветхого завета в боковых нефах. Он был как бы символом власти феодала над окрестными землями.
В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Живопись Тахула – Храмы Сан Клементе и Санта Мария в Тахуле (оба – 1123 г. ) их живописный декор и иконографическая программа. Ее лицо обаятельно, ее тело исполнено пластической гибкости, движения плавны и текучи. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой.
Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира. Церкви жеставили всегда в центре города. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу.
Цикл фресок церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуату (конец 11 — начало 12 века) привлекает увлекательным рассказом, содержащим множество занимательных, наивно переданных жизненных наблюдений в изображении эпизодов библейской истории. Наиболее воздействие византийской строительной культуры ощущается в романской архитектуре Сицилии (собор в Монреале), Апулии и Венеции.
Маэста в апсиде. Колонны западного портала, задуманные (как это было принято) в виде статичного абриса человеческой фигуры, вдруг оживляются легким движением вверх, тонкой моделировкой индивидуализированных лиц пророков, царей и предков Христа. Скульптура Испании. Романский портал – образцовое воплощение стиля в скульптуре.
Столы в ранний период еще весьма примитивны. В начале 12 в. наивная повествовательность и живость исчезают. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Оттуда готика распространилась в Германию, Испанию, Англию, Австрию. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Она использовалась в основном во внешнем оформлении собора.
Моделировка форм пластически выразительна. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. Преобладающими в нем стали: грандиозная высота, сравнительно небольшая толщина столбов, по сути, вытеснение стены огромными пространствами окон, что привело в итоге к появлению витража.
Сохранились (преимущественно в Каталонии) росписи, отмеченные грубоватой и суровой выразительностью, лапидарностью рисунка и интенсивностью колорита. Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору. На плотном ковре (70 м в длину и 50 см в ширину) цветной шерстью вышиты эпизоды завоевания Англии норманнами в 1066 году. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения.
Капитель из Клюни (1109-1113, Франция) решена в виде скульптурной группы Адама и Евы. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Готический стиль в Западной Европе достигает вершин (высокая готика) в 13 в. Распад стиля (пламенеющая готика) захватывает 14 и 15 вв. В школе ваятелей провинции Иль-де-Франс (северо-восток Франции) синтезировалось все лучшее, что было создано французскими мастерами этого периода.
Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Высота готических соборов вдвое больше, чем романских.
Особенно этим славились церкви Лангедока, Прованса и Бургундии. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Самостоятельности она не имела.
Рельефы чаще всего располагались на западном фасаде, то концентрируясь вокруг порталов, то размещаясь по его поверхности, на архивольтах и капителях. Эти камни не подвергались кропотливому отбору и обрабатывались исключительно с внешней стороны. Фрески покрывали стены и своды храмов сплошь, ковром, длинными фризами, как ткался или вышивался узор на коврах. Напомним, что готика была полихромной: стены раскрашивали, как и скульптуру. Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства. Романская скульптура достигла расцвета в середине 12 века.
Место фресок занял витраж, живопись из кусков стекла (а позже просто живопись по стеклу) в свинцовой обводке известная в период готики. Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды). В начале 12 в. наивная повествовательность и живость исчезают.
В рельефах бронзовых дверей собора св. 12 в. — время расцвета романского стиля вместе с тем во второй половине его появляются новые формы, положившие начало готике (ранняя готика). В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара.
Образ «Христа во славе» исполнен сосредоточенности и сердечной мягкости. 1115 г. ). Следует отметить своеобразие зодчества средневековой Италии в XIII—XIV веках.
Важнейшая часть портала – тимпанная скульптура. Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументальной живописи. Неистовые движения выражают смятение, охватившее апостолов.
Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973). Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Тимпан церкви Сент Мадлен в Везеле (1125—1130), грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов, занимает большую часть тимпана и отделена сиянием в виде овала.
Именно с этим направлением связывают искусство периода «заката Средних веков» или «осени Средневековья». Внутри храм делился обычно на три продольных нефа. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Джордж Седдон при описании окна использовал эпитет «незабываемая красота».
Чаще всего он наследовал от римлян древнехристианскую базиликальную форму. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Расцвета романская скульптура достигла в середине XII века, например, скульптуры западного Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (середина XII в. ). Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна.
С XII в. огромную роль в декоре храма играет скульптура. Античная образность наиболее наглядно воплотилась в сцене Спасения младенца из вод: чудо на гробе Св. Структурная роль пластики в архитектурной композиции.
В центральном нефе – христологические сюжеты из 60 сцен. Колонны западного портала, задуманные (как это было принято) в виде статичного абриса человеческой фигуры, вдруг оживляются легким движением вверх, тонкой моделировкой индивидуализированных лиц пророков, царей и предков Христа. Еще одна причина сложностей идентификации – работа художников на заказ.
Материал —бронза, стук или дерево. Наибольшее развитие скульптура получила во Франции и Германии.
В период раннего нового времени стиль оформился в интернациональный формат. О светской живописи можно судить по так называемому ковру из Байе (11 век, Париж, Байе, собор), в котором прослеживается другая особенность романской живописи — реалистические тенденции. Авторские скульптурные произведения Антелами в баптистерии и их стилистическая характеристика. В начале 12 в. наивная повествовательность и живость исчезают. Самые значительные сооружения и, прежде всего соборы, возводились на средства горожан.
К ним относится Ева (собор в Отене), целомудренная, не ведающая зла, наивно срывающая плод запретного древа познания. В XII в. появляется зеленый, а затем и синий цвет. Рельефы бронзовых дверей церкви св. Они применялись для украшения внутренней и внешней части храмов. В качестве полотен для картин использовали деревянные дощечки. В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков.
Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В то же время сам Христос говорил, что он есть путь истина и жизнь. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X-XII вв. Влияние провансальского античного пластического наследия (раннехристианские саркофаги) и возрождение традиций античной скульптуры в романике – в анатомически верных пропорциях и позах, в пластической моделировке тела и складок, в значительном отрыве фигуры от стены, в утрате плоскостности. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Место действия характеризуется самыми необходимыми деталями.
Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Простор дает ощущение свободы, веру в человеческие возможности. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.
В школе Рейхенау (на Боденском озере), где размещалось бенедиктинское аббатство, намечается определенная эволюция от живописного иллюзорного начала к линеарно-плоскостному. Влияние скульптуры Прованса на Италию. Расцвет трирской школы падает на XI—XII вв. Большое значение придавалось внутреннему пространству храма. Вопрос о мастерской и скульпторах, выполнивших композиции фасадов. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
Термин романский стиль был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры Каролингского возрождения (кроме того – искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Скульптура отделяется от стены, приобретает округлость. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые.
Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Для интерьера (внутренней части) было характерно геометрическое изображение растительного орнамента. А в экстерьере (внешней части храма) главным образом использовались многофигурные композиции, которые украшали главный фасад храма. Скульптуры повторяли религиозные сюжеты и должны были иллюстрировать неграмотным крестьянам и горожанам проповеди и службы, которые велись на непонятном для большинства прихожан латинском языке. Огромная фигура вершащего суд Христа величественна и статична. В недрах бургундской школы рождаются и более человечные, поэтично-прекрасные образы. Творчество Никколло, творчество Вилигельмо.
С XII века донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. Иногда из заменяли четырех-или восьмигранные мощные столбы — пилоны. Стол же, за которым они сидят, опоясывает сплошной лентой всю группу. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Для интерьера (внутренней части) было характерно геометрическое изображение растительного орнамента. А в экстерьере (внешней части храма) главным образом использовались многофигурные композиции, которые украшали главный фасад храма. В живописи лиц видны следы различных стилей византийской живописи, однако одновременно с этим в них присутствуют типично западная жесткость и «орнаментальность» фактуры.
Развитие богословия в XII веке, традиции изучения и толкования Библии. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма.
Термин «интернациональная готика» предложили только в конце XIX века искусствоведы Юлиус Шлоссер и Луи Куражо. С XX века «поздней» начали называть полотна, созданные до 1430 года, остальные перешли в разряд «интернациональной». Главной его чертой было превосходство духовного над телесным. Данный крест стал своеобразным прообразом многих других произведений подобного рода. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе.
Церковь св. Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни-З), к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Многоцветные фресковые росписи покрывали пестрым ковром поверхности апсиды, стен нефов, притвора и сводов.
Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Этот стиль считают первым общеевропейским, что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры. Школа Пуату – скульптура Нотр Дам ля Гранд в Пуатие. В церкви Сент Мадлен в Везеле (1125-ИЗО) грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов, занимает большую часть тимпана и отделена сиянием в виде овала.
Дневной свет, проникая через цветные витражи, становится таинственным, мистическим. Мчащийся во весь опор на коне архангел Михаил, преследующий дракона, полон экспрессии. В X – XI вв. Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции. На нижнем из них имеющем форму четырёхлистника изображено мученичество Святого Петра, на самом большом центральном ярусе доминирует распятие и на верхнем показано Вознесение Христа с миндалевидным венчиком вокруг головы.
В церкви Сент-Мадлен в Везеле (1125--1130) грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов, занимает центральную часть тимпана и отделена от апостолов сиянием в виде овала исходящим от божества. Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, его развитие было более длительным и глубоким. Типажи, вокруг которых группируются многие изображения: фигура «пловца», фигура «танцора», фигура «альпиниста». В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног. В Италии самым ярким примером этого стиля служит Пизанский собор. И в церковную книгу проникает обмирщение, сказавшееся прежде всего на миниатюре. Стилистические направления внутри школы и их истоки: Круг Мастера из Педрета и ломбардские корни его искусства (Чивате).
Заменяя настенные росписи, они сообщали мрачным средневековым интерьерам нарядный вид. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Споры в области теологии в XI--XII вв. Центральный неф: «Кто без греха, тот первый бросит в неё камень» между арками – фигуры пророков. Михаила в Гильдесгейме (1008--1015, Германия) евангельские и библейские легенды передаются как связный рассказ, обладающий значительной изобразительной силой.
Готика в живописи в Средние века появилась в искусстве создавать витражи. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе.
Романская скульптура подчинена архитектурным формам и ритмам. Михаила в Гильдесгейме (1008-1015, Германия) евангельские и библейские легенды передаются как, связный рассказ. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
В зодчестве Тосканы (соборный комплекс в Пизе) сложился инкрустационный стиль. Роль скульптуры в храме. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Романскому стилю скульптуры присущи рельефы. Сцены их жизни Христа – проявление протоготических черт.
были изображения властителя на троне в окружении символов власти («Евангелие Отгона III», около 1000 г., Мюнхенская библиотека). Другой принцип – орнаментальность. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Сохранившиеся их образцы в основном сделаны из латуни. В установлении нового стиля поучаствовали практически все европейские культурные группы. В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков.
Романский стиль развивался также в Польше, Чехословакии, Венгрии и других странах. Использовалась также мраморная инкрустация мозаики для украшения апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности. Также скульптурные композиции должны были показать бессилие человека перед божьим гневом. Их связь с развитием городской жизни и готики.
Бургундская скульптура складывалась под большим влиянием лангедокской. Скульптура в это время развивалась под влиянием миниатюры. Скульптура капителей – в ансамбле образует один из наиболее развернутых романских «бестиариев» в сочетании с растительным декором. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Расцвет монументальной скульптуры начался на рубеже XI—XII веков.
Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). из церкви св. Случаи преобладания эстетического принципа и технических проблем размещения композиции на поверхности стены над содержательной иконографически выраженной, стороной (скульптура Сентонжа). Более всего украшали скульптурами входы в церковь (порталы), а также передние стороны (фасады) и капители колонн. Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран.
Аспекты иконографического творчества (умозрительный, типологический и т. д. ). Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи в конце XI в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Михаила в Гильдесгейме (1008—1015, Германия) евангельские и библейские легенды передаются как связный рассказ, обладающий значительной изобразительной силой.
Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Главное его отличие — устойчивая каркасная система, в которой всю конструктивную роль выполняют стрельчатые своды, прорезанные сетью выступающих ребер-нервюр (выложенных из камня), внутренние (колонны, столбы) и внешние (контрфорсы) опоры. Усилия зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основной несущий скелет здания и до предела облегчить сводчатые перекрытия. Наружный вид романского собора отличался суровостью, ясностью, простотой. Фрески нижней церкви Сан Клементе в Риме (последняя четверть XI в. ). Сцены сотворения Адама и Евы, грехопадения и изгнания из рая, несмотря на черты условности, захватывают живостью повествования, остроумием фольклора, меткостью характеристик персонажей их состояний: гнева, уныния, неиссякаемой энергии. Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника. В ней открывались новые стороны окружающей человека действительности – образы безобразного и чудовищного.
Примеры комментирующей иконографии. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом.
Важнейшее завоевание романской пластики – усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальной композиции, расширение тематики введением библейских и евангельских легенд о мученичестве святых и назидательных притч. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». В одной сцене часто соединяются разновременные события. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор.
По-видимому, это они явились предшественниками весьма распространённых в Западной Европе трёхногих табуретов и стульев. Михаила в Гильдесгейме на сюжеты Священного Писания, 1015 г. ). Картины легко узнать, благодаря ярким, выразительным особенностям. Одним из достижений романской архитектуры было соединение церковного здания с башнями.
В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков. В произведениях искусства, в скульптурах, рельефах, внешнему и внутреннему оформлению церквей преобладали сцены страшного суда и конца света. В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи).
Обычно он располагался на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны. Школа Прованса – скульптура порталов и капителей Сен Трофим в Арле и Сен Жиль дю Гар. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. До этого времени направление называли «поздней готикой», «придворной готикой», «особенной готикой», если речь идет о живописи Германии, «мягкий стиль», «космополитическое искусство».
Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. Рельеф Антелами «Снятие с креста» из Пармского собора. Расширение иконографической программы и обогащение композиции портальной скульптуры для потребностей населения.
Сен Пьер в Муассаке –скульптура портала и капителей клуатра. В рельефах бронзовых дверей собора св. Его главной особенностью было превосходство духовного над телесным. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви.
Их формы поражали динамичностью легкостью и живописностью. Христос полон бурного пафоса и взволнованности. В подготовке общеевропейского средневекового искусства, началом которого было раннехристианское, продолжением – романское и высшим взлетом – готическое искусство, главную роль сыграли греко-кельтские истоки, романские, византийские, греческие, персидские и славянские элементы".
Изящные беломраморные романские аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию. Наконец, окна образуют верхний ярус. Его интерьер становится просторным, светлым, рассчитанным на много людей. Но это не так.
Развивается городская литература, склонная к ярким картинам обыденной жизни. Евангельские и библейские легенды передаются как связный рассказ. В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Около 1200) и миниатюра. В придворной рыцарской среде 13—14 вв.
Отдельные фигуры и группы в ней как бы выступают из массы камня. Для итальянского романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, устойчивые античные и арабские (Южная Италия, Сицилия) влияния, богатство декоративного убранства. Неотъемлимой частью церковного здания была скульптура.
В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романском стиле на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. В Англии (главным образом после нормандского завоевания 1066) развился романский стиль, в архитектуре которого традиции местного деревянного зодчества сочетались с влиянием нормандской школы, а в живописи ведущее место занимала миниатюра. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям звериного стиля).
Примером могут служить рельефы ограды хора Либфрауен-кирхе в Хальберштадте (начало XIII в. ) и особенно рельефы ограды хора Бамбергского собора (около 1230) изображающие истово спорящих пророков и апостолов. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. В фигуре распятого Христа уже чувствуется влияние готического стиля. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу X в., наиболее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе).
(в ряде мест и в XIII в. ), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Школа Лангедока – скульптура Сен Сернен в Тулузе, Нотр Дам в Суайаке. Именно в течение XI – XII вв. Заметно стремление к повышенной выразительности и одухотворенности, к созданию впечатления бестелесности образов.
Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Христос и, апостолы размещены вокруг капители, лицом к зрителям. 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в. —как время «зрелого» романского искусства. Зеркала – шифоновая бронза. Наружные стены романских церквей украшали галереи из небольших арок и столбиков.
Развитие романского искусства было сложным и необычным и имело множество направлений. Роль византийских образцов – прежде всего в стилистике. Два ряда колонн образовали среднюю широкую продольную галерею, ведущую к алтарю продольное здание пересекалось поперечным это пересечение образовало крест. В экстерьере стали господствовать вертикальные тяги, гладкая поверхность стен скрылась под «каменным кружевом» ибо скульптура стала покрывать весь храм. Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Работы Мастера в Осорморте, Жероне, Вике. Храм объединял все виды искусства и был средоточием творческой деятельности народа.
Особенности иконографии и стилистики в связи с этим. Заметно стремление к повышенной выразительности и одухотворенности. Драгоценности в скульптурных изделиях того периода имели весьма солидный статус: такие предметы искусства ценились даже сильнее, нежели картины. Период развитой или «придворной» готики стал вратами Ренессанса. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Так.
С эскизной легкостью исполнена фреска нартекса на сюжет Апокалипсиса. Сант-Анджело ин Формис (последняя четверть XI века, между 1072-1087) – реплика искусства Монте Кассино, по заказу Дезидериуса, выполненная местными мастерами, возможно с участием византийских или под их руководством. Это резьба купелей, крестов, окладов иногда надгробия, еще реже — статуи. Но в манере исполнения больше мягкости, в движениях — изящества, в лицах — одухотворенности, что подтверждает рельеф с изображением «Страшного суда» в тимпане портала собора Сен Лазар в Отэне (мастер Жизлеберт 1130—1140). складывается техника оконных цветных витражей, композиция которых поначалу была весьма примитивной.
Проблема стиля в монументальной скульптуре: зависимость фигуры и композиции в целом от формы и размера каменного блока и «закон кадра» как стилеобразующие факторы. Центр его композиции – башня, увенчанная шпилем. Отёсанный камень укладывался на место на раствор. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 1123—50).
В разбивке масс достигнута соразмерность. Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др.
К ним относится рельеф с изображением скользящей среди колышащихся трав и обремененных плодами деревьев Евы (собор в Отене), целомудренной, не ведающей зла, наивно срывающей плод запретного древа познания. Влияние армянского и грузинского искусства. С этой целью было изменено распределение сил тяжести и распора, присущих каждому своду. К мёзской школе принадлежат также Ставелотский триптих и реликварий святого Мавра. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д.
Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (в том числе лиможская эмаль). Переход к скульптурному рельефу и монументальной трактовке человеческой фигуры в круглой скульптуре раньше всего наметился в «повествовательной капители». Формы готического здания приобрели характерную расчлененность, вертикальность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость, динамичность.
Наибольшее развитие скульптура получила во Франции и Германии. В начале 12 в. наивная повествовательность и живость исчезают. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления.
Употреблялись специальные альбомы образцов (как «прориси» у древнерусских иконописцев или миниатюристов), определенный набор архитектурных и скульптурных деталей. Замкнутый кольцом крепостных стен, город развивался вверх. Боковые нефы: «Изгнание из рая и жертвоприношение Каина и Авеля». Остатки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устрашать отступников вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполненные в рельефе и часто расписанные красками. Восточные черты в орнаменте и типе лица.
Самым известным является реликварий трёх царей из Кёльнского собора работы Николая Верденского (около 1180—1225). Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. В окна храмов вставляли разноцветные витражи, украшающие внутренне сумрачное помещение.
Очень интересно изображение «Тайной вечери» на одной из капителей церкви Сен Поль в Иссуаре (Оверни). А использовать его для обозначения поздней готики начали только во второй половине XX века. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Место действия характеризуется самыми необходимыми деталями. Влияние мосарабских традиций. Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ). Фасады церквей почти не украшены, скульптура размещалась в основном в интерьере.
были построены грандиозные соборы (в Шпайере, Майнце, Вормсе) широко применялась так называем. Романская иллюминация. Духа, Снятие с креста, Положение во гроб и Воскресение (соединены в одной композиции), Ученики в Эммаусе, Неверие Фомы, Благовещение, Древо Иессеево. В готику активно развивается круглая монументальная пластика.
XIII—XV века — это время создания больших скрипториев, уже не монастырских, а городских, большого числа светских книг (романы, назидательные христианские истории, басни и пр. ). Скульптор и архитектор Бенедетто Антелами – формирование и эволюция стиля. В рельефах бронзовых дверей собора св. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Туда ведет взор движение всех линий, столбов, нервюр, колонок, стрельчатых арок.
Монументальной скульптуры романского периода в Германии мало. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых.
Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом). Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения. 4. 5.
Между романским и готическим стилем трудно провести четкую границу. Под пресвитерием находилась крипта, где хоронили умерших и сохраняли реликвии. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. Классические образы Муассака. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Место действия характеризуется лишь скупыми деталями.
И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие града божьего или наглядное выражение могущества феодального владыки. Готический стиль распространился почти по всей Европе, кроме Италии и стран восточного христианства (Россия, Болгария, Сербия, Греция). Проблема «школ» во французской скульптуре, причины большей значимости термина «школа» в скульптуре, по сравнению с архитектурой. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза.
Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Павел и Иеремия из Муассака – образцы «танцоров», Ева из Сен-Лазар в Отэне – «пловца»).
В скульптуре часто использовались эпизоды из средневековой и древней истории. Моделировка форм пластически выразительна.
Специфические черты иконографической программы фасада Сен Жиль дю Гар и развитие темы борьбы с ересями в ней. Интернациональное направление отходит от этой готической догмы. В романской пластике встречаются сочетания элементов возвышенного и повседневного, героического и комически-гротескного. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. В Германии выделялись саксонская школа (церковь Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхайме), а в зрелый период – культовое зодчество прирейнских городов, где в XI-XIII вв.
В них находили отзвуки и еретические учения. Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи – полосатые фоны.
Отдельные выпуклые фигуры и группы в ней как бы выступают из массы камня. Новый свод привел к неизбежному преобразованию интерьера. В романской живописи и скульптуре центр, место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшный суд и т. д. ). Некоторые из них имели символическое значение. Ощутимые стилистические отличия и их корни: Лангедок, Бургундия, Прованс, Пуату. Широко распространена была книжная миниатюра, отличавшаяся высокими декоративными качествами.
Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами.
Грабарь: Творчество в области иконографии предшествует творчеству в области стиля. Остатки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устрашать отступников вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполненные в рельефе и часто расписанные красками. Вслед за собором устремлялись вверх жилые постройки, в них увеличивалось количество этажей, вытягивались вверх двускатные щипцовые (остроконечные) крыши.
Центральный памятник каталонской живописи XII в. — росписи в Тауле. Осталась лишь часть здания с южной стороны поперечного нефа вместе с башней, а также фрагменты строений монастыря, среди этих строений амбар, в котором сохранилась капитель (верхняя часть) одной из высоченных колонн базилики.
Отметим, что орнамент меняет свой характер. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Умение романских скульпторов и архитекторов органически связать большие композиции с архитектурой и усиление, в связи с этим, архитектонических и эстетических качеств ансамбля.
Стиль иконографические схемы, темы и образы. Творчество Антеллами как объективное звено между античной и ренессансной пластикой. Башен было несколько, они служили как украшением, так и убежищем от многочисленных врагов. В церкви Сент-Мадлен в Везеле (1125—1130) грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов, занимает центральную часть тимпана и отделена от апостолов сиянием в виде овала исходящим от божества. Переход к скульптурномурельефу и монументальной трактовке человеческой фигуры раньше всего намечается в «повествовательной капители». Самые древние из известных на сегодняшний день фрагментов средневековых живописных витражей сделаны в X веке.
(Исайя из Суайака, Св. Готический храм — создание многих рук, целой строительной артели во главе с мастером, вернее, даже не одной артели, а нескольких и на протяжении долгого времени.
Развитие в ней типа репрезентативной символической композиции, параллельно с апсидиальной.
Проблема авторской скульптуры. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. Переход к скульптурному рельефу и монументальной трактовке человеческой фигуры в круглой скульптуре раньше всего наметился в «повествовательной капители». В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. С XII века эти скульптуры сопровождались фигурами Девы Марии и Иоанна Богослова по сторонам. 2 В XI и XII веках процветала метафорическая скульптура.
Это двух- или трехэтажное сооружение с галереей в нижнем этаже, с парадными залами, где заседали городской совет и суд — во втором, с подсобными помещениями — в третьем. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Фигуры в середине тимиана (поле внутри полукруглой арки над порталом) крупнее угловых в фризах преобладают фигуры приземистых пропорций столбах и колоннах – удлиненные.
Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение. На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (силы зла -- аспиды и василиски, например). Границы между трансептом и продольным пространством нефов почти стираются. Культова архитектура часто следовала французским паломническим прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений (обычно без хора и развитого трансепта), тяжёлыми, нерасчленёнными массами, напоминающими крепостную архитектуру. Место действия характеризуется лишь скупыми деталями. Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня.
Смятение, охватившее апостолов, выражено неистовыми движениями. 5. Сложная и разветвленная иконографическая программа, ее «типологический» (по Грабарю) характер идейная связь с Реконкистой. Самое раннее датированное английское стекло— это витраж древа Иессея из Йоркского собора 1154 года, который был заимствован из предыдущей (разрушенной) постройки. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области.
Это граничит с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, вот таким образом данные интерьеры не требовали штор. Однако о характере его внутреннего убранства мы можем судить по дочерней церкви монтекассинского аббатства Сант Анджело ин Формис близ Капуи (последняя четверть XI в. ). Роспись (религиозные мотивы). Все иррационально, атектонично (что, как увидим ниже, роднит готику с барокко).
Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Сохранившийся цикл фресок монастырской церкви Сен Савен сюр Гартан (вторая половина XI в. ) в провинции Пуату свидетельствует о том, что миниатюра имела на нее огромное влияние: то же стремительное движение, плоскостность, отсутствие светотеневой моделировки и при всей условности приемов — живость и яркость рассказа. Бургундия – крупные евангелические и агиографические циклы на капителях главного нефа в Отёне и Везлее (их освещение делает скульптуру доступной глазу). Изделия из металла, оссуарии для хранения мощей, хорошо сохранились. На площади перед собором происходили диспуты, лекции, разыгрывались мистерии.
Среди монахов также были художники и ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Портретной живописи в то время вообще ещё не существовало. Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). Верхняя часть дверки скруглена. Работа константинопольских мозаичистов в храме Монте Кассино.
Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Михаила в Гильдесгейме (1008—1015, Германия) евангельские и библейские легенды передаются как связный рассказ, обладающий значительной изобразительной силой.
Особое внимание уделялось сторожевой башне ратуши (беффруа), которая была символом независимости республики, как городской собор был символом благосостояния граждан коммуны. Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля. Самый яркий пример архитектуры Романского стиля— Замок Лиде в Южной части Германии. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином.
Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения. О характере раскраски судить довольно трудно вследствие скудости источников и почти полного исчезновения первоначальной раскраски сохранившихся памятников. Возможно именно вот таким образом романский стиль является настолько анонимным. Городская жизнь порождает новые типы здания, прежде всего гражданского назначения: биржа, таможня, суд, больницы, склады, рынки и т. д. Складывается облик городского муниципалитета — ратуши. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю.
В витражах изображались сюжеты из священной истории, житий святых — популярной литературы того времени. В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона. Капитель из церкви Клюни (1109--1113, Франция, Клюни, музей) решена в виде группы Адама и Евы. В ней обнаруживается развитое чувство объема, сочность в лепке скульптурных форм, разнообразие и новизна композиционных решений.
Развитие архитектуры приводит к возрождению скульптуры. Смятение, охватившее апостолов, выражено неистовыми движениями. Они применялись для украшения внутренней и внешней части храмов. Джордж Седдон при описании окна использовал эпитет «незабываемая красота». 4 Отдельные фрагменты витража находятся в различных музеях, а окна Твайкросской церкви в Англии целиком сделаны из французских панелей, спасённых от разрушений, вызванных Великой французской революцией. 5 Стекло в то время было довольно дорогим, вот таким образом его использование должно было быть достаточно гибким, чтобы рисунок можно было легко дополнять или переделывать. В комплекс замка входила капелла, масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем дворе.
Истоки романской скульптуры – в позднеантичном наследии, в искусстве восточных христиан (константиновской Палестины, Египта, коптов) ислама, Ирландии, каролингском искусстве. Остатки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устрашать «отступников» вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполненные в рельефе и часто расписанные красками. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы.
Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Но это была лишь псевдоготика. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Архитекторами церквей были тогда монахи, державшиеся старых форм, но улучшавшие их.
В плане – это латинский крест. Основной задачей для них стало создание символического образа вселенной во всем ее величии. Каменная резьба украшала наружные стены соборов.
Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному. Формирование романского стиля: очищение романского изобразительного языка, закончившееся на рубеже XI-XII, от художественных черт каролингского и оттоновского искусства, сложение его собственных стилистических характеристик, выработка принципов изображения человеческой фигуры, «романская экспрессия», линеарность и графичность, потеря объема, контурность иное соотношение фигуры и фона, новые средства выражения пространственно-временных параметров.
6. В основе планировки такого укрепленного замка лежал практический расчет. Вот таким образом романская архитектура – это почти всегда строения оборонного типа. Оно было создано по заказу архиепископа Геро около 960-965 гг. Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями.
Капитель из Клюни (1109-1113, Франция) решена в виде скульптурной группы Адама и Евы. В то время как в Византии скульптура, ассоциировавшаяся с язычеством, была отвергнута церковью, в романском искусстве монументальная скульптура (особенно рельеф) получает большое распространение и около 1100 года вступает в полосу расцвета. Новым явлением были витражи (вид живописи из цветных кусочков стекла, соединенных свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые, мраморные или деревянные рамы), которые заполняли оконные проемы апсиды и капелл и получили особое развитие в эпоху готики.
Наконец, окна образуют верхний ярус. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа. Родина – Богемия, Северная Италия, Бургундия. Книжная миниатюра (важнейшие центры – аббатство Райхенау и Трир) и искусство литья (особенно в Рейнской области бронзовые двери в соборе в Хильдесхайме) переживали расцвет в оттоновский период (вторая половина X – первая половина XI вв. ).
В конце XII в. застылость и статика «строгого стиля» сменяются преувеличенной динамикой и острой индивидуализацией. Скульптура отделяется от стены, приобретая округлость. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Он отражает объективно существовавший этап в истории средневекового европейского искусства. За столом или у очага только синьор имел свое место.
Для Франции характерна связанная с оформлением стен монументальная скульптура из камня. Их соотношение в образной структуре храма. Взаимовлияние иконографии и стиля.
Среди них иногда размещались изображения ремесленников, горожан. Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание). Изображение работы месяцев. Эпически размеренный тон рассказа, прерывающийся порою выражением эмоций, сложные и прихотливые движения и повороты фигур, свободный и легкий ритм рождают впечатление внутренней напряженности и беспокойства, которые свойственны и романской скульптуре. В тимпане собора Сен-Лазар в Отене (1130--1140) в сцене «Страшного суда» рядом с грозным и величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно страшным, безобразным и смешным.
Нарастание роли Псалтыри и их специфика как книг для домашнего, частного использования. В музыке на смену унисону (одноголосью) приходит многоголосье. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Григория», Трир). Вот таким образом самыми большими и красивыми сооружениями романской эпохи были церкви и монастыри.
Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. Несмотря на то что данное направление отрицало все предыдущие достижения в сфере искусства, церковная романская архитектура стояла на основах каролингского периода и развивалось под значительным влиянием местных условий – византийского, арабского или античных искусств. Но этот коллектив не был единым.
Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки три-фория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Тонкая моделировка сообщает одухотворенность лицам пророков и предков Христа. Вообще, смешение мотивов византийского стиля с кельтским дает лучшие мотивы орнаментации романских манускриптов. Стены – венецианская штукатурка.
Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. К этому многоцветью добавлялся блеск золота, церковной утвари, сияние свечей. Ведущая роль Франции в этих процессах. Портал храма Санта Мария в Риполле – образец и лучший памятник каталонской скульптуры. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати.
Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В рельефах портала церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке (первая половина XII в., Лангедок) в позе апостола Петра изображенного почти бесплотным, мы видим повышенную экспрессию, стремительное и очень напряженное движение. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Это особенно касается Франции, давшей блестящие примеры синтеза скульптуры с архитектурой.
Тематикой ранних произведений в готическом стиле была религия, библейские сюжеты. Принцип «конформизма» в сочетании с правилом «множественных точек соприкосновения». Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. 4. 4. В Германии крупная и мелкая пластика из бронзы и дерева была сосредоточена внутри храма. В XI и XII веках процветала метафорическая скульптура. Однако, постепенно развивались ремесла, торговля и в 11 — 12 веках все большую роль начинают играть города.
Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Центральный (главный) неф был шире, чем боковые и переходил в пресвитерий (святилище). Родиной стиля является Франция, где в XII веке.
В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Петра и Павла). Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола.
И все же в западной Европе была одна богатая и влиятельная сила — христианская церковь во главе с папой римским. Но этот коллектив не был единым. Христос полон бурного пафоса и взволнованности. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Скульптура экстерьера, скульптура интерьера, фигуры сезонов и месяцев.
Михаила в Гильдесгейме (1008—1015, Германия). Для Франции характерна связанная с оформлением стен монументальная скульптура из камня.
Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем ее величии. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности.
В тимпане собора в Отене (ИЗО-1140) в сцене Страшного суда рядом с грозным величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно страшным, безобразным и смешным. Главной его чертой было превосходство духовного над телесным. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188).
Повествование отличается мерным эпическим строем. Неистовые движения выражают смятение, охватившее апостолов. Место действия характеризуется лишь скупыми деталями. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурных композиций. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве.
Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. Фигуры по-прежнему часто меняются в размерах в зависимости от их важности, а пейзажи, если их вообще пытались вставить, были ближе к абстрактному украшению, чем к реальности, как, например, деревья на «странице Моргана» из Винчестерской Библии. Дольше всего влияния готики были заметны в странах Восточной Европы. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф.
(номиналистов и реалистов, например), влияние антицерковного и антифеодального движения, принимавшего в ту эпоху форму ересей (альбигойская ересь, против которой Папа в 1210 г. объявил даже крестовый поход и т. д. ), -- все это привело к тому, что, как требовала церковь искусство стремились сделать не только евангелием для неграмотных и наставником в вере, но и средством устрашения. Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами.
Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. В период Французской революции аббатство прикрыли и памятник средневековой архитектуры постепенно начал рушиться и к 1823 году церковь и строения аббатства были окончательно разрушены.
Вещественность, материальность в передаче объемов сочетается с полным пренебрежением анатомией, что усиливает выражение религиозной экстатичности. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Христос исполнен пафоса. Стиль иконографические схемы, темы и образы.
Место действия давалось условно, какою-либо деталью. В Италии самым ярким примером этого стиля служит Пизанский собор. В них хранилась церковная и монастырская утварь.
Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. Памятники – Сан Кир де Педрет (конец XI в. ), Сант Пере де Бургал. В начале 12 века наивная повествовательность и живость исчезают.
Отдельным штрихом является наличие камина. В рельефахбронзовых дверей церкви св. Излюбленными изображениями в манускриптах Х—XI вв. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Грабарь) более заметное влияние оказывают на эстетические аспекты развития стиля – скульптор чувствует большую авторскую свободу (Балтрушайтис). на стр.
Деревянные распятия обычно раскрашивались. В этот период в Европе наблюдался неуклонный рост по пути к благополучию и процветанию и искусство высочайшего качества уже не испытывало ограничений имевших место в периоды каролингского и оттоновского возрождений, когда искусство развивалось в окрестности королевского двора и в небольшом кругу монастырей. Единство и стройность замысла, просветленная гармоничность образов отличают скульптуру западного Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (около 1135--1155). В фигуре распятого Христа уже чувствуется влияние готического стиля. Ясная гармония античности уступает место драматической экспрессии и живописности.
Романская скульптура достигает вершин к середине 12 в. В школе ваятелей провинции Иль де Франс (северо-восток Франции) синтезируется все лучшее, что было создано французскими мастерами этого периода. Скульптура угловых столбов: сцены из жизни Христа и Марии: Вознесение, Сошествие Св. В центре – образ Христа исполненный сосредоточенности, энергии и душевной мягкости. Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими.
Миниатюра зародилась во Франции в XIII веке, наиболее известным творцом был Жан Пюссель. Гладкая поверхность стен и узкие окна оживляются лишь благодаря аркообразным фризам вдоль карниза. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений (в Авиле, 1088-91).
Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Преобладающие цвета красный и синий. Фигуры в середине тимпана (поле внутри полукруглой арки над порталом) крупнее угловых в фризах они приобрели приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлиненные.
С падением Римской империи традиции резьбы по камню монументальных произведений и бронзовая скульптура практически исчезли, фактически они продолжали существовать только в Византии. Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам.
Самыми ранними полностью сохранившимися рисунками являются изображения пяти пророков в окнах собора в Аугсбурге, датированные концом XI века. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Пресвитерий заканчивался полукруглым выступом – апсидой.
В соборах Ле-Мана, Кентербери, Шартра и Сен-Дени сохранилась часть витражей XII века. В Германии крупная и мелкая пластика из бронзы и дерева была сосредоточена внутри храма. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Готическое искусство целиком граничит с городом.
В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют нартекс), корабли или нефы и алтарь. Узоры стали более филигранные, ажурные, угловатые. В средневековых городах второй половины 12 – 13 вв. 4. 1.
В них находили отзвуки и еретические учения. Зарождение романской пластики и проявление классической логики ее эволюции Франции. Круг Мастера из Осорморта – под влиянием школы Пуату в целом и живописи крипты Сен Савен. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах.
И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит приобретает прозрачность и интенсивность. Выступления св. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. В них главными действующими персонажами становятся сеющие, жнущие, делающие вино крестьяне, кузнецы, жонглеры, акробаты появляются и эпизоды из древней и средневековой истории из народносатирических произведений (рассказы о похождениях «Ренара-лиса») наконец, образы народной фантастики: полузвериные, получеловеческие маски, наделенные острой выразительностью, насмешливые фантастические лики с гримасами. Примером наиболее удачной передачи суть явлений и событий при помощи миниатюры является «Большая французская хроника».
В романский период бурно развивается книжная миниатюра, в которой можно различить несколько художественных центров. Иерархическая схема мироздания строилась на противопоставлении небес и ада, добра и зла. Наибольшего распространения романские храмы достигли во Франции, например, церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (XI—XII вв. ). Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Остатки языческих верований варваров, обращение церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устрашать «отступников» вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполненные в рельефе и часто расписанные красками.
Сохранившиеся фрагменты скульптуры Клюни. Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Отдельные фигуры и группы в ней как бы выступают из массы камня. Михаила в Гильдесгейме (1008-1015, Германия) евангельские и библейские легенды передаются как, связный рассказ. Отдельные черты романского стиля проявились в искусстве Древней Руси (например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы).
Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Готика стала логичным этапом в развитии живописи.
Овернь – распространение орнаментальных капителей (Нотр–Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране, в Иссуаре и др. ) в противовес фигуративных. Большие романские иллюстрированные Библии. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности.
В начале оконные проёмы этого стиля были более простыми, примитивными и редкими. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. рождается светское, глубоко личное отношение к миру. В основном, это были рельефы с изображениями библейских сюжетов из жизни святых. В бургундской школе появляются и более человечные, поэтично-прекрасные образы. Заметно стремление к повышенной выразительности и одухотворенности.
В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Романский стиль берет свое начало еще со времен Карла Великого.
Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Во Франции достигает расцвета романская миниатюра иллюстрирующая евангелия, библии, хроники, например, Евангелие Амьенской библиотеки (конец XI в. ). Романский стильвпитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока).
В ряде случаев романская пластика предвосхищала сложные образные системы готики. К лучшим композициям церкви Сен-Савен относится «Постройка Вавилонской башни», где плоскостность изображения не лишает сцену изображающую моменты строительства башни, живости. Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Типология капителей. Романская монументальная живопись.
Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. Особенности семантики нарративных сцен на капителях (если они расположены в интерьере храма) – нет задачи теологического наставления и обучения, типичной для больших тимпанных сцен. Скульптура Франции. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. Заметно стремление к повышенной выразительности и одухотворенности. Последняя треть XI века – засилие византинизирующих тенденций: школа Монте Кассино и деятельность аббата Дезидерия (1058 – 1087). Страшный суд.
Южная Италия – в сфере византийского влияния. К тому же изделия из металла сохранились намного лучше, нежели другие предметы искусства и быта. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов.
Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Место действия характеризуется самыми необходимыми деталями.
В 11 —12 столетиях одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живописьи возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного его забвения. Неуловимое движение, скользящее по ее чистым чертам, таящееся в наивных, чуть припухших губах и глазах миндалевидной формы, предвещает улыбку.
Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Здесь речь идет скорее о колоннах и декоративных украшениях стен. Христос исполнен пафоса. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Самое раннее датированное английское стекло— это витраж древа Иессея из Йоркского собора 1154 года, который был заимствован из предыдущей (разрушенной) постройки. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности.
Осознание декоративных возможностей и эстетической ценности камня наряду с пробуждением пластического чувства, привело к развитию монументальной скульптуры, выраставшей из «тела» здания. Рис. В рельефах бронзовых дверей церкви св. Сохранились памятники XI в. регенсбургской школы.
Развитие архитектуры приводит к возрождению скульптуры. То же самое можно сказать и об искусстве Германии. Они изображают известных святых или истории из Библии.
Романская скульптура тяготела к образам чудовищного и безобразного. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Романским искусством, романским стилем или романикой (от лат. Roma— Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. 16) изображающая тайную вечерю.
Старейшей скульптурной мастерской была тулузская. Форма башен была иногда круглой иногда 4-х — 6-и — угольной с чуть заостренной верхушкой. Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи.
сложился так называемый первый романский стиль (церковь Сант-Амброджо в Милане соборы в Модене, Кремоне, Пьяченце, Парме и др. ). в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, XII-XIII вв. ). Хронология и географическое распространение: отсутствие синхронности эволюции в разных регионах: раньше всего во Франции (начало или первая половина XI века), в Англии – с начала XII века. Главным монастырским зданием была церковь рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (по-французски — с1ойге, по-немецки — Кгеигап, по-английски — с1о1з1ег).
Они были вместительны, высоки, нарядно декорированы. Появляется композиция с контрастными масштабами фигур, нарушением естественных пропорций, с напряженным ритмом движений. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл).
Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Типы и виды иллюминированных книг. Там находился алтарь и во время службы сидел капеллан (пресвитер). В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Иной принцип размещения – сплошное покрытие фасада пластическими фризами.
Бронзовый глостерский подсвечник и латунная купель 1108—1117г. г. В отличие от уравновешенных греческих фронтонных композиций с пластической обособленностью каждой фигуры в романских тимпанах царит беспокойное движение и страстная взволнованность. 236).
Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Переход к скульптурному рельефу и монументальной трактовке человеческой фигуры раньше всего намечается в «повествовательной капители». Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Лимож). Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Мистические порывы, преклонение перед всесильным божеством -- основное содержание религиозных композиций романского собора.
В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков. К замечательным образцам романской миниатюры линеарно-плоскостного стиля относятся написанные плотным, ярким, густым цветом «Апокалипсис» из Сен-Севера (между 1028 и 1072 гг., Париж, Национальная библиотека) и Евангелие Амьенской библиотеки (конец 11 в. ). Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Примеры подобных сооружений – башня феодального замка в Лоше (X в. ), замок Гайар на Сене (XII в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (XII-XIII вв. ), аббатство Мои Сен Мишель дЭгиль во Франции, башни родовых замков в Сан-Джиминьяно в Италии (конец XII- начало XIII вв. ) и другие. По интенсивности цвета фона фрески получили названия «школы светлых тонов» и «школы синих тонов». Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками.
Даже имена ювелиров были более широко известны, нежели имена живописцев или архитекторов. Несмотря на отрицание предыдущих достижений искусства, церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусств3. Она была подчинена архитектурным формам и ритмам.