Римская скульптура продолжала традиции эллинских мастеров. Хотя влияние мастеров этого направления, в особенности такого, как Паситель, явно ощущалось в римской статуарной скульптуре уже с 1 в. до н. э., в портрете эта идеализирующая линия получала заметного развития вплоть до периода правления Августа. Перед вами скульптура одного из самых знаменитых людей римской империи – императора Октавиана Августа. В Древнем Риме проживало большое количество греческих ваятелей и местных копиистов с эллинских скульптур.
И на каждом из этих этапов римская скульптура претерпевала изменения, связанные с культурным развитием страны. А скульптура является значительной частью искусства Древнего Рима. Хотя особо значимой собственно римской скульптуры не осталось, но ваятели – римляне во многом усовершенствовали искусство создания пластических фигур. Скульптуры, описанные в данной статье – лишь ничтожно малая часть из многих находящихся в Риме мировых шедевров, гениальность исполнения которых не подлежит сомнениям и которые обязательно стоит увидеть хотя бы раз в жизни.
На римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. Римская скульптура намного разнообразнее, чем живопись. Сущность искусства в целом и скульптуры, в частности, Римской империи в полную меру начала выражать себя в произведениях этого времени.
Со времен Римской империи сохранился самый древний в европейской скульптуре конный памятник – бронзовая конная статуя императора марка Аврелия. В период становления римской скульптуры были распространены несколько «сюжетов» в основном изображались люди, совершающие жертвоприношение, полководцы с доспехами (их вид был героизирован), знатные римляне с бюстами своих предков, ораторы во время выступления. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом. Скульптура рима вызывает интерес ученых из разных отраслей науки. Поэтому греческая скульптура оказала огромное влияние на искусство Древнего Рима.
Завершающий этап расцвета римской скульптуры происходил во время правления Адриана и Антонина Пия. Впрочем, появление новых огромных скульптур, поражающих воображение, не повлияло на любовь римлян к малым формам. В данный период времени (становление скульптуры рима) скульптры пытались передать дух времени, связанный с войнами и смутами.
Целью моего реферата является: описание скульптур – зарождение и скульптуры в разные периоды Рима (республиканский и имперский). Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Он пишет, что скульптура стояла на Римском форуме около священной смоковницы. Нелестное прозвище «бабуин» статуя изображающая лежащего на скале Силена (между прочим, учителя Диониса), получила за то, что в Средние века римляне наивно полагали, будто данная мраморная фигура — скульптура мартышки. Скульптура, созданная во времена древнего Рима, была найдена на вилле Адриана в Тиволи.
Во время зарождения римской скульптуры греки уделяли больше внимания пластике, чем римляне. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Риме монументальную скульптуру широко используют в политических целях.
Гермес, завязывающий сандалию «Привязывающий сандалию» — несколько мраморных скульптур, скопированных мастерами Римской империи с утраченного бронзового оригинала IV века до н. э. (круг Лисиппа). Скульптура рима при Адриане носила отпечаток классицизма. Суть и особенности скульптуры рима, пожалуй, наиболее отчетливо стали проявляться в эпоху правления Юлиев-Клавдиев и Флавиев. Римская скульптура продолжала традиции эллинских мастеров.
В начале периода, который называют расцветом римской скульптуры, художники отказались от изображения индивидуальных качеств. Антиной Капитолийский Антиной — скульптура Антиноя, любовника римского императора Адриана. В результате этих событий, скульптуры древнего Рима видоизменяются, правителям придают более грубые и жестокие формы лица, пропадает идеализация персоны. Однако, была и самостоятельная, римская скульптура. Следующий этап расцвета римской скульптуры приходится на время Антонинов, Траяна и Адриана.
Истоки римской скульптуры лежат в скульптуре италиков. Скульптура древнего Рима, как и древней Греции, развивалась в рамках рабовладельческого общества. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптур. Скульптура рима под названием «Лаокоон и его сыновья» была обнаружена в начале 16 века.
В ряде римских скульптурных памятников 1го века до н. э. и, в частности, в скульптурных портретах можно почувствовать творческое осмысление греческой эллинистической культуры. Поэтому греческая скульптура оказала огромное влияние на искусство Древнего Рима.
н. э. ). Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора. вере в одушевление природы.
В статуарной портретной пластике продолжали еще создаваться героические идеализированные образы, определявшие искусство времени Траяна и Адриана. Этрусские мастера почти не работали в мраморе, являвшемся для греков основным материалом. С конца III – начале IV в. римские портреты сильно изменились. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом.
Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240.
Лицо лишено признаков возраста. Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. На via Lata она была перенесена в1874 году, где и остается по сей день.
Волосы опять трактуются не как плотная масса, прочерченная графическими линиями, а как свободно лежащие живописные пряди. Художник перевоплощается в своего героя, чтобы лучше понять его. Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла.
Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Наверное именно после этого легендарного факта, Марса стали олицетворять как Бога войны. Нет ни одного лица, подобного другому и роднит их свойственная всем подкупающая сдержанность чувств, возвышенное стоическое состояние перед лицом смерти» Мастера, однако, не только передавали в скульптурных изображения индивидуальные особенности, но давали возможность ощутить напряжение суровой эпохи завоевательных войн, гражданских смут, беспрерывных тревог и волнений. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Римские скульптуры намного отличались от греческих.
Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм6. Полководцы, богатые вольноотпущенники, ростовщики старались всем — позами, движениями, манерой держаться походить на правителей скульпторы придавали посадке голов горделивость, а поворотам решительность, не смягчая, однако, резкие, далеко не всегда привлекательные особенности индивидуального облика после суровых норм августовского классицизма в искусстве начали ценить неповторимость и сложность физиономической выразительности. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла.
Изначально он стоял на оживленной via del Corso и красовался на фасаде палаццо de Carolis Simonetti. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла. Верховными жрецами являлись понтифики, осуществлявшие надзор за другими жрецами, ведавшие обрядами, погребальным культом и пр. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает стиль Поликлета. «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет.
В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. С 40-х гг. Стилю императорских портретов подражали и частные. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. «Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок.
Стилю императорских портретов подражали и частные. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши.
Постепенно здание ветшало и пришло в упадок. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Великолепен портрет ростовщика из Помпей.
Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Ранняя римская религия была анимистической, т. е. Массовое производство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не стремились. Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги.
С IV в. до н. э. Состоятельные римляне порой заказывали статуи, представшие их с портретным бюстом предков. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Кроме этого, Пьета является единственным собственноручно подписанным произведением мастера. является подлинно реалистическим.
Люди уходят из Рима, переезжают на новые места в поисках утраченного благополучия. В произведениях скульптуры эпохи домината (IV в). По его приказу двух братьев было велено бросить в речку, но Боги их помиловали.
Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Монументальная скульптура принимала формы, отличные от эллинских. Композиционное построение портрета безупречно: слегка склоненную на бок голову с тяжелой прической несет изящная напряженная шея. Изменения происходили и в пластике прямостоящих статуй.
Более значительна по художественным достоинствам голова жреца (на его сан указывает венок или повязка на бритой голове), найдена при раскопках на Афинской Агоре и хранившейся в музее Агоры. Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину.
По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т. п. Скульптурный портрет со временем меняется. Наиболее значительные и ценные памятники римского скульптурного портрета времени поздней республики возникли на основе слияния традиций «старорисмкого» портрета, с его стремлением к протокольно точному, веристическому воспроизведению внешних особенностей человеческого лица и традиций эллинистического портрета, внесших в эти образы не только чисто формальное мастерство исполнения, живописно пластической лепки формы, но и элемент патетики интерес к передаче характера человека. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке.
Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом.
В вечном городе Риме под руками (да и под ногами, чего уж скромничать) статуй всегда имелось немыслимое количество. В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. до н. э. ".
«Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи». Шерсть просматривается только на шее и на спине. По-видимому именно соперничество политических группировок, возглавлявшихся беззастенчивыми честолюбцами, дало толчок подъему этого искусства, черпавшего силы в неослабевавшем интересе к индивидуальности, в той особой роли, которую играли в этот период «сильные личности» в борьбе партий и сословий. Величественны также огромные статуи Диоскуров в Риме, на Квиринале.
Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора.
Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Первые ваяния характеризовались угловатостью иполностью были посвящены богам. Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим".
Сохранились рельефы, украшавшие этот алтарь. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений.
Вершину колонны венчала бронзовая позолоченная статуя императора, в цоколе колонны был захоронен его прах в золотой урне. Люди в те времена ценили точность и объем форм при строительстве. Они начинают изображать глаз рельефными средствами зрачок (с использованием бурава) и радужная оболочка (линией). Применялся второй стиль – архитектурно-перспективный. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи.
Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Пасквино (Pasquino) — это безликий торс, который обнаружили в 1501 году во время дорожных работ близПалаццо Орсини.
По верху алтаря в рельефе изображена торжественная процессия в честь императора. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Это люди-победители. до н. э. Затем в женских портретах все большую роль стали играть сложные прически и сильнее, чем в мужских, проявлялось значение пластического декора. И, в конце концов, сам был убит теми, с кем он был жесток и несправедлив.
Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста.
Были среди уличных сатириков и свои звезды, например, Пьетро Аретино. Он много платил своим солдатам, чтобы они как следует охраняли его. Не исключено, что оригинал вышел из-под резца придворного ваятеля Эпигона. Таким образом, ещё задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётся стихотворный размер, сатурнический стих, который был использован первыми поэтами. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры.
С обстоятельностью очевидца повествует мастер о войне с даками. В те годы чаще, чем раньше, создавались женские скульптурные портреты. "Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря).
Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н. э. Здесь впервые начали задумываться об уникальности человека. Прославление «божественного Августа», воспевание римского мира идеализация старины становятся главными мотивами творчества римских поэтов и художников.
Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Одни просто стоят, выставив ножку, другие читают присланные им послания, третьи играют в кости или мяч. Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков (ил. 63). Этрусским скульптором Вулкой была создана из обожженной глины большая фронтонная композиция на один из сюжетов греческих мифов, распространенных и в Этрурии.
В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца). Главное новшество— скульпторы изобретают способ изображать взгляд, в то время как ранее он просто рисовался краской (и вот таким образом в большинстве случаев предшествующие портреты нам кажутся «слепыми»). Его лицо передано с большой точностью, но его облик выражает мужественность, прямоту и честность, в нем подчеркнуты идеал человека, хотя, по свидетельствам историков, Август был аккуратным и жестким политиком. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь знаменитого древнего мастера.
Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. В «банный корпус» вело четыре входа через два центральных входили в крытые залы.
Траян появляется на ней 59 раз. Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, в городских домах. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. На барельефе изображено около 2. 500 фигур.
Человека начинают волновать вопросы смысла жизни: «Душа, странствующая и ласкающая, Пока ты была спутницей и гостьей тела. Кубический постамент колонны украшен рельефами изображающими военные трофеи. Маски хранили у домашнего алтаря. н. э. ) исполнявшие функцию погребальных масок. Её вылили из бронзы примерно в 170 году.
Но что породило мысль о "чуде". Уже в VIII—VII веках до н. э. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. до н. э. весьма не многочисленны.
является подлинно реалистическим. Памятники римской культуры II-I вв. Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи. Галл изображён лежащим на щите, нагим, за исключением обруча на шее. Линии стали суше, жестче, однообразно повторяются складки одежд.
Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. С IV в. до н. э. до н. э., Лувр).
Для истории Римской империи смутное время III века н. э.
Скульптурный портрет того периода развивался в нескольких художественных руслах. В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae).
Учитель: Да, действительно, он хитрый, злой и никого не любит. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Это, например, так называемый «Брут», выполненный из бронзы. Изображение зрачка становится общепринятым.
Август, хотя и показан в парадном вооружении изображен босым, как греческий бог и герой. Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи7 (недоступная ссылка). Оно становится отвлеченным образом иконой. Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано.
Он молод, но сдержан и умеет повелевать. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя.
до н. э. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта. Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи (недоступная ссылка). Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи. В поздних памятниках этрусских скульпторов получают отражение римские идеи и темы.
Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена. Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Самые знаменитые мастера 17-19 веков брали пример с героического и сурового искусства Рима.
В статуе, найденной в Риме, Август показан полководцем, выступающим перед войсками. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" — VII – V вв. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе.
Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Центpальная гpуппа pельефа изобpажает бога моpя Посейдона и его супругу Амфитpиту, сидящих в колеснице, запpяженной тpитоном, мифическим существом, пpотома (пеpедняя часть) котоpого изобpажена в виде головы и туловища юноши, весело тpубящего в pог, посаженного на тело моpского змея. Эмоции даков открыто выступают наружу. Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев. Ряд стилистических черт побуждает относить «алтарь» к рубежу 2--1 вв. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора.
На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Удались мастеру также и лица, особенно выразительное, плутовское лицо бога Гермеса.
Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота.
Статуя гигантская и невероятно красивая, так что на нее обращают внимания даже те, кто ничего не слышал о феноменеstatue parlanti. Его искусство – уметь увидеть человека и показать его значимость, его привлекательность. Вот таким образом учиться римским скульпторам было, в общем-то, не у кого.
«Голова Брута» (1-я пол. Одно время она находилась в собрании шведской королевы Христины и обозначалась так: «Картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». Умирающий галл «Умирающий галл» — сохранившаяся на Капитолии мраморная римская копия с пергамского оригинала (вероятно, бронзового), который был изготовлен по заказу царя Аттала I в память об его победе над кельтами-галатами. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда.
Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках.
Это обстоятельство на фоне общего документального точного рассказа особенно заметно. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. – М. : Высшая шк., 1990. Пушкина в Москве.
Рим украшало немало статуй богов: Юпитера, Ромы, Минервы, Виктории, Марса. Практически в каждом римском доме подобные маски предков сохранялись годами. Многие скульпторы создавали свои шедевры, работая над портретами усопших. Нашли статую на форуме Августа в храме Марса Мстителя. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город. В большинстве случаев – это надгробные стелы.
Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. Скульптурный портрет со временем меняется. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего.
«Во времена расцвета Империи создавались в честь побед монументы-трофеи. Памятники римской культуры II-I вв. До 1588 года она находилась в районе Форума и использовалась недовольными для выражения недовольства, затем красовалась на площади Сан-Марко, а оттуда была перенесена на Пьяцца дель Кампидольо (Piazza del Campidoglio) — площадь Капитолия.
н. э. Скульптура по натуралистичности и драматизму принадлежит к вершинам античного искусства. Резкая графическая передача морщин, четкий рисунок век и губ.
Рельефы на панцире Августа изображают парфян, возвращающих римлянам некогда захваченным у них знаки воинской доблести – римских орлов. Изображение зрачка становится общепринятым.
сосуществовали языческие и христианские сюжеты. Лицо императора и фигура слишком приукрашены. Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи.
При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения. Нерон всех держал в страхе. Их образы являлись очень выразительными. канопы, чьи навершия выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук. Художник ищет в человеке его индивидуальность, его характер. Лицо императора и фигура слишком приукрашены. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках).
Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора. Классицизирующее искусство эпохи Антонинов не соответствовало настроению экзальтированного человека. Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н. э. ) из золота и слоновой кости исполненная Фидием. Главная героиня произведения – Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения.
Развитие портрета III века н. э. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). 05. Яркость характеристик образов и экспрессивность присущи искусству этрусков. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали.
Каждый из нас обладает одному ему присущими чертами и качествами. Статуя как и греческая была раскрашена. Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя.
до н. э. весьма не многочисленны. В этом портретном бюсте так же нет отблеска греческого благородства. Массовое производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных произведений, да римляне к этому и не стремились.
Древняя скульптура изображает мрачного тирана. до н. э. ). В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца.
При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Эмоции даков открыто выступают наружу. Римская скульптура – это не только изображение богов и императоров во весь рост. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска — победителя. Императоры не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства.
В многочисленных портретах императоров их жен, членов их семей и частных лиц всегда строго соблюдаются портретное сходство индивидуальные особенности склада лица и прически. до н. э.
Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. «В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских».
Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании. Император, тем не менее изображен полуобнаженным и атлетически прекрасным. «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее.
до н. э., линия патетически приподнятой, эмоционально-интенсифицированной, несколько идеализованной трактовки портрета (пергамская школа). В конце-концов, папаБенедикт XIII издал указ, по которому авторам пасквилей стала грозить смертная казнь, конфискация имущества и бесчестьe, но и это никого не остановило, хотя в1566 году по указу уже папы Пия V некий Никколо Франко был повешен за то, что размещал пасквили на знаменитой статуе. Лицо лишено признаков возраста. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения.
Как и в Греции, жрецы в Риме – не особая каста, а выборные должностные лица. Слишком много крови пролил он за время своего правления. Греция не составляла исключения в этом отношении. В то же время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм. Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов.
В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). Острота этого контраста выдает руку римского скульптора, как бы ни желая он заговорить вновь на языке классического искусства Эллады. Одно умиление, другое смехом как бы снимало напряжение, сопровождавшее жизнь простых людей в сложных условиях эллинистических монархий.
Большой популярности во 2 веке достигает рельеф.
Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. вначале следовали классицистическим принципам, господствовавшим при Августе. Пол храма выложен мраморными плитами.
выше). Скульпторов меньше занимают красота и величие облика, характер и настроение человека.
Хорошо сохранилась статуя Аполлона. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. и сер. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля.
Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы. Другим, более известным произведением, является бронзовая т. н. «В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов: статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение (лучший образец — в Ватиканском музее), полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов (статуя из Тиволи Римского Национального музея), знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках (повторение I в. н. э. в Палаццо Консерваторов), ораторов, выступающих с речами перед народом (бронзовая статуя Авла Метелла исполненная этрусским мастером). Траяна изображали девяносто раз.
– греческими скульпторами. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. Его отец перед смертью завещал двоим своим сыновьям любить друг друга, жить дружно. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова1.
Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям.
Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Изначально древнеримская скульптура ограничивалась исключительно портретом.
В мраморных портретах, как и раньше, краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам.
Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. «Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения»1. Ведь на земле нет людей, в точности повторяющих друг друга. Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя.
Как уже всем известно, Ромул и Рем стали создателями так называемого «вечного города». Французский генерал Бертье повелел везде расклеить объявления о готовящихся конфискациях произведений искусства: «из Рима будут взяты картины, статуи и предметы искусства, которые сочтет достойными для перевозки во Францию специально назначенная комиссия». Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете.
Римляне стремились воссоздать больше статуй своим близким ипредкам. Завитки локонов пышной короной украшают голову римлянки. Такие скульптуры изображают охрану чего либо. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. Подобный невысокий декоративный рельеф встречается в эпоху Августа часто. Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством. В нахмуренном лице с резко выступающими скулами и подбородком, в остром взгляде, в сжатых губах выражены напряжение воли, умственная энергия, самообладание, внутренняя дисциплина.
Со времён Константина начинается новый этап развития портрета. Стена разделена по высоте на два яруса. — греческими скульпторами. Лицо императора и фигура слишком приукрашены. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками.
Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Рассматривая эту древнюю скульптуру, каждый может отметить, что император обладает высокой интеллектуальной культурой. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого.
Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства). Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Это портрет не частного лица, а государственного деятеля, притом обожествленного. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом.
Тpи pельефа алтаpя попали в Мюнхенскую Глиптотеку, четвеpтый – в Лувp. Мастер изобразил Августа-оратора, обращающегося к народу. Настороженность и подозрительность сменили философскую задумчивость персонажей второй половины II в. Напряженность давала о себе знать даже в женских лицах того времени. Налицо подражание греческим портретам.
Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков – защитников очага. Кстати, о том, почему статуя носит такое имя историки до сих пор ведут споры. Их образы являлись очень выразительными. Во-вторых, этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних обществ. Сам первый император Октавиан Август и его помощники заботливо поддерживали те направления в литературе и искусстве, которые отвечали духу официальной идеологии. Пеpед храмом согласно pимской тpадиции был сооpужен алтаpь, котоpому и пpинадлежали пpедставленные pельефы, обнаpуженные в pуинах постpоенного здесь позднее Палаццо ди Санта Кpоче (Двоpец Святого Кpеста).
Влияние римского портрета здесь велико, греческое происхождение чувствуется лишь в качестве работы. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества. Это жестокий воин, с грубым лицом, с короткими вьющимися волосами и бородой. В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам.
Характерные черты: завивающиеся пряди на лбу, раздвоенная борода (как у Луция Вера), контраст белизны кожи со светотенью волос исполнение мелочно и исчезла лёгкость руки художников антониновской эпохи. С IV в. до н. э. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Они питаются молоком волчицы и являются сыновьями Марса – бога плодородия и достатка.
При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Их изображения – своего рода парад высоких качеств. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца.
«Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица. Вскульптурах Рима присутствует стремление отразить индивидуальность вкаждом образе.
В этих портретах показывали, как важен и значителен для жизни общества человек. Даже мрамор под руками мастеров терял порой прочность камня и поверхность его казалась подобной человеческой коже. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). Портреты изготовленные для парада. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами.
Римляне очень любили позировать художнику. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей).
В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Вот таким образом такие изображения людей-властителей, людей-победителей стали называться парадными. Для истории Римской империи смутное время III века н. э.
Римское государство очень сложно. Он полон внимания, сосредоточен. Первая – искусство конца принципата (III в. ) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения римской империи). Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами. Эпоха гражданских войн совпала с расцветом римского портретного искусства.
Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта. (Это являлось рудиментом культа предков).
Статуя должна была прославить данного человека, его потомков и вот таким образом было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. Например, статуя римланки. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора.
форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны — 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань.
В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй).
Его звали Каракала. Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков. против даков. Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии.
Что же хотел показать этим скульптор изобразив бронзовую Капитолийскую волчицу, кормящую Ромула и Рема. Стоит обратить особое внимание на форму ушей волчицы. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы. Портрет начинает испытывать влияние греческого эллинистического искусства и от этого в нем появляется интерес к внутреннему миру человека, в то время как старая черта — максимальная точность, сохраняется. Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Термы были построены в начале III века н. э. Траян был изображен 90 раз.
«Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения». На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. до н. э., Флоренция, Археологический музей). Художник обладает удивительным даром – даром внимательности, даром пристального взгляда.
Этот обычай существует уже более двух тысяч лет. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Представлены сам Август, его жена Ливия, члены императорской семьи. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. Культура, религия, право римлян были построены на сложной системе понятий – порой символических, порой очень конкретных, но всегда учитывающих всевозможные жизненные ситуации.
Особого блеска во 2 в. достиг рельеф. Август-оратор обращается к народу. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Не каждому дано понять и увидеть другого, понять его красоту.
Памятники римской культуры II-I вв. Это относится, например, к Египту и Вавилону. до н. э. весьма не многочисленны.
В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым— калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. За свою долгую историю камея сменила много владельцев. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца.
Века видоизменили первоначальный его облик. От названия статуи произошло и всем нам известное слово пасквиль (изначально пасквинад), а критиковали жители Рима идущие к Пасквино, в основном институт папства: священнослужителям заслуженно доставалось на орехи за процветающее в Ватикане кумовство, стяжательство, бесконечных любовниц и прочие непотребства. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. В портрете Нерона из Национального музея в Риме раскрывается не только холодная жестокость императора, но и страшное время правления деспота.
Из всего рассмотренного видно, что скульптура развивалась в рамках своего времени, т. е. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. С IV в. до н. э. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров.
Саркофаги, появляющиеся с VI века до н. э., как правило изображали покойного еще живым, полулежащим на ложе в позе пирующего, облокотившимся на подушку и взирающим на зрителя на лице активная мимика, часто улыбки. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Долгое вpемя пpедполагалось, что алтаpь, сооpуженный в Риме пеpед хpамом Нептуна, постpоенным цензоpом Гнеем Домицием Агенобаpбом (победителем Домиция Кальвина в сpажении пpи Бpундизии в 42 г. до н. э. ), датиpуется 35-32 гг.
Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений.
Одним из корней реализма римского портретастала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертныхмасок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместес фигурками лар и пенатов. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну.
С конца III в. до н. э. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. И выставлялись они в самых больших, светлых помещениях – парадных комнатах. В их число входят бронзовая голова мальчика (к.
Художник – это исследователь людей. Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства»6. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека.
Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. до н. э. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Латинская надпись на фронтоне гласит: «М.
Марс разгневался на поступок людей и уничтожил все поля с урожаем. «Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа.
Женские образы исполнены того же чувства сдержанности, волевого напряжения, лишь изредка смягченного легкой иронией, задумчивостью или сосредоточенностью. Скульптор проставляет Августа как героя. Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория.
Статуя императора Нервы в виде бога Юпитера, восседающего на скале, полуобнаженного, в лавровом венке, с жезлом в руке – яркий памятник скульптуры империи. К сожалению, водонос, как и Мадам Лукреция, Марфорио, аббат Луиджи или Бабуин последние два столетия хранит полнейшее молчание. Правление Траяна стало переломным для Римской империи.
Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. С конца III в. до н. э.
Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ). В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не минутное настроение героя, а присущие ему характерные свойства: честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время некоторую нерешительность, склонность к колебаниям Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер.
отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э» При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. Амулий не как такого не ожидал и разгневался на девушку.
Его изобразили в обычной и естественной позе. Тут чувствуется определённое обращение к традициям портрета времени Августа.
Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. Правда, некоторые историки утверждают, что Пасквино — это все, что осталось от скульптурной композиции изображавшей Менелая, поддерживающего тело умирающего Патрокла.
Разве не было это чудом. Храм построен из камня, кирпича и бетона. На рельефах колонны показаны осадные машины римлян, переправы через реки, завоеванные варварские поселения, пленные, сцены боя. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами.
Iв. Изображено много сенаторов, знатных римлян.
Считалось, что количество масок определяет могущественность изнатность рода. Однако по-прежнему ведущее место в римской скульптуре занимает портрет. На лица накладывала отпечаток и бюрократизация всей системы Римской империи. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. Художники обращались к изображению не только мифологических, но и христианских героев.
Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы. В изображении ее вьющихся локонов скульптор отошел от плоскостности, заметной в портретах Домиции Лонгины.
Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения. Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности. Величина изваяний (5, 50м – 5, 80м) также свойственно искусству этого времени, стремившемуся к монументализации». Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Пластика скульптурных образов оказывалась сочнее и выразительнее.
Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров.
В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме. Лицо лишено признаков возраста.
Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Ватикан) и Нервы (Рим.
При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). «Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа.
изобpажение жеpтвенных животных на пpедставленном в зале pельефе с Фоpума Тpаяна). Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов.
При этом важным было достичь портретного сходства, чтобы прославить оригинал. Римское искусство – последний этап античного искусства в критический период развития рабовладельческого общества искусство колоссальной державы, раскинувшейся от Геркулесовых столпов (современный Гибралтар) на западе до Индии на востоке, от Британских островов на севере до Африканского континента на юге. «Я взял Рим глиняным, а оставлю его мраморным», заявил Август в конце своего правления. Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э. ) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее.
Помещая на постамент статую амура на дельфине, атрибут, связанный с богиней Афродитой, скульптор хочет обратить внимание на божественное происхождение императора. Исполнение волос— неглубоко вырезанные четкие линии, обозначающие пряди напоминает графическое обозначение волос на республиканском портрете, но с более высоким рельефом. В высокой оценке античной (т. е.
Злая сатира проявлялась и в натуралистических статуэтках пьяных старух и стариков. Эта голова, несомненно, восходит к портретам «старых римлян» с их жесткостью, но, основываясь на традициях греческого искусства, афинский мастер сумел придать большую достоверность и естественность этим резким и жестким деталям. «Круглая скульптура в годы адриановского классицизма во многом подражала эллинской. Появляются парадные портреты в рост исполненные спокойной сдержанности и величия. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи»1. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке.
Создавались как бы типичные эталоны. Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. Ватикан) и Нервы (Рим.
Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Траяна изображали девяносто раз. Возможно, она так и осталась в «Вечном городе», но в феврале 1798 года в Риме был убит французский генерал Дюфо и началась оккупация города. Следующий период начинается с правления Диоклетиана. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы.
Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е – 170-е гг. В скульптуре позднего эллинизма (в собственно Греции) широкое распространение получила холодная стилизация искусства зрелой и поздней классики, «классицизирующей иеоаттицизм». до н. э. весьма не многочисленны. Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. до н. э., Национальная библиотека, Париж), бронзовую голову юноши из Фьезоле (IIв.
Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании. В эллинистический период наряду с драматическим, реалистическим воплощением глубоких и существенных психологических состояний (например, портретная статуя Демосфена, 3 в. до н. э. ) была широко распространена, особенно во 2--1 вв. Памятники римской культуры II-I вв. Жеpтвенную цеpемонию в обоих концах pельефа замыкают гpуппы воины. – греческими скульпторами. В подобных работах несомненна связь с греческими портретами раннеэллинистического времени. Мастер словно опасаясь забыть показать на фризе какуюнибудь важную персону.
Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды. Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами. Это настоящее реалистическое повествование о войне римлян с дакийцами и сарматами. Великолепен портрет ростовщика из Помпей.
Т. н. Римляне, ценившие шедевры эллинской пластики, порой относились к ним с фетишизмом. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Право оставить свое изображение потомству издавна поддерживало тщеславное соревнование римских патрициев.
Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Дело в том, что римляне, заказывая бюст предка (обычно только что скончавшегося почтенного пожилого мужчины), неукоснительно и с завидной настойчивостью требовали от мастера соблюдения единственного правила – бюст должен быть как можно более похож на оригинал. Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские портреты (например, Саркофаг Лартии Сейанти из Кьюзи Саркофаг супругов из некрополя Бандитачча (Черветри), музей Виллы Джулиа). Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом.
В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. 100г. Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно).
«Наша страна, говорил римский сатирик Петроний, до такой степени загромождена богами, что у нас легче найти бога, чем человека». Образы даков получились более выразительными, чем образы римлян их эмоции открыто выступают наружу.
Бронзовые статуи, как правило, отливались, в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э. Впервую очередь это было граничит собычаем хранить маски умерших родственников вдоме. Это было граничит с тем, что наступала новая эпоха – эпоха христианского мировоззрения. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее.
В их трактовки нет однообразного повторения, создается впечатление массы настоящих волос. В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. К республиканским портретам относится и статуя римлянина, совершающего жертвенное возлияние.
В римском пантеоне было значительно больше богов, чем в греческой.
с. 264. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. В портретах предшественников Константина, которые еще носят черты стиля переходной эпохи, сохраняется реализм, но происходит нарастание новых черт. Скульптура полностью отражает мощь римской волчицы. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж).
Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). Промаявшись какое-то время с капризными заказчиками, римские мастера начали просто снимать со своих моделей гипсовые маски (понятное дело, посмертные), по которым специально обученный раб и изготавливал точно повторяющие их мраморные бюсты.
Портретная голова пожилого императора посажена на молодое тело могучего бога. Он наблюдает за человеком и выбирает в нем главное, характерное, то, что сближает этого человека с другими людьми и то, что его выделяет, отличает ото всех. Памятники римской культуры II-I вв. Переходным к взлету портрета этого периода является эпоха императора Септимия Севера и его непосредственных преемников.
При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла.
Различны позы и драпировка одежды. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин — атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). «Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Таким образом, достигалось оптимальное сходство. Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). В годы второго периода расцвета римского искусства – во времена ранних Антонинов – Траяна (98-117) и Адриана (117-138) – империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически.
Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. с пол. Но ему это не помогло. Это дело художника.
Здесь нет пластической свободы, характерной для греческих рельефов. Император изображен спокойным, величественным, рука поднята в призывном жесте в одежде римского полководца он как будто появился перед своими легионами. Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка. С установлением империи одной из главных тем в римском искусстве становится прославление императора.
Эти особенности ярко выступают также в многочисленных портретах любимца Адриана Антиноя. СначалаIV века началось массовое возведение статуй магистрам ивельможам. Есть, конечно же и некоторые недочеты в работе мастера над данной скульптурой. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
Многие историки приходят к выводу, что причины величия греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э. Известный швейцарский ученый Андре Боннар в своей книге "Греческая цивилизация" утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на античном рабстве. В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. Вы, не зная, кто здесь изображен, сказали самое главное об этом человеке. Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени.
(сp. Появляются и крепнут мистические настроения, все более распространяются суеверные слухи и учения, восточные культы проникают в Рим и в римскую религию вместе с усиливающимся христианством. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры. Главные улицы города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. В руках у него чаша с жертвенной влагой, которая проливается на землю. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских.
она очень сильно опиралась на своих предшественников, а также на греческую. Все более и более глубоко входит портрет в повседневную жизнь людей, в убранство их жилищ.
Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. – греческими скульпторами. Римская империя распадается.
С конца III в. до н. э. Во II в. до н. э. Всякий у кого было хоть немного денег, спешил потратить их на то, чтобы заказать мастеру свой портрет.
Развитие портрета III века н. э. Император был образцом идеала и гуманности. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Его изобразили в обычной и естественной позе. к примеру портрет императора Вителлия). Примечательно, что некоторые скульпторы пытались противопоставить этим эффектным пластическим композициям портретные статуи, решенные в духе сдержанной республиканской манеры: постановка фигуры в огромном портрете Тита из Ватикана подчеркнуто проста, ноги покоятся на полных ступнях, руки прижаты к телу, лишь правая слегка выставлена» «Если в классицизирующем портретном искусстве времени Августа преобладало графическое начало, то теперь ваятели воссоздавали индивидуальный облик и характер натуры объемной лепкой форм.
Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме.
Этот период отмечен усилием в сфере культуры индивидуалистических тенденций. Торжествующий римский реализм опирается на совершенную эллинскую технику, что позволило выразить в чертах лица многие оттенки характера героя, его достоинства и пороки. Мраморная скульптура Августа из Прима Порта (начало 1 в. н. э., Рим, Ватикан) изображает императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке. Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм.
Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. Римское искусство закончило огромный период античной культуры. В Риме создавали множество портретов таких важных государственных персон.
В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. В Рим переселяется большое число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых мастеров.
Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. В этом храме находился тайник с символами империи. Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно). Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Эпоха Августа открывает новую страницу в истории римского портрета».
«Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э»1 При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики. до н. э. ) и республиканскую (V в. до и. э. -- I в. до н. э. ) эпохи.
Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы. Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу. (Это являлось рудиментом культа предков)3.
Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. «Война картин и статуй» – так характеризовал художественную жизнь Рима в этот период известный французский исследователь Яль. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. IIIв.
Узкая полоска фризы заполнена фигурами её участников. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами.
Т. н.
Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Каракала, заняв трон отца, убил брата.
Длина развёрнутого рельефа около 200 метров. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum). до н. э. Со времён Константина начинается новый этап развития портрета. Столь же выразителен портрет императора Каракаллы.
Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину. Это считалось престижно, достойно.
Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. С IV в. до н. э. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократии. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Стоит также упомянуть бронзовую голову из Бовианум Ветус в Самниуме (IIIв.
Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв.
Самое удивительное, что, сохраняя общий стиль, фигурки не повторяют друг друга. Траян был изображен 90 раз. Поза атлетически сложенного Августа проста. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. О нем сегодня и расскажем. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом.
Лица участников процессии портреты.
Говорящих статуй в Риме было 6 штук, вот эти персонажи: статуя Пасквино (Pasquino) близ Пьяцца Навона, статуяМарфорио (Marforio), Мадам Лукреция (Madama Lucrezia), Аббат Луиджи (Abate Luigi), фонтанИль Баббуино (Il Babbuino) иИль Факкино (Il Facchino) — тоже фонтан, название которого переводится, как «Носильщик». Все горящие статуи кроме «Носильщика» достались Риму в наследство с античных времен. Что любопытно, практика выставлять на ночь у статуи охрану проблему не решала. Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. С него неугомонного и начнем. В годы кровавых междоусобиц и частой смены боровшихся за трон императоров портретисты воплощали оттенки сложных духовных переживаний в новых, родившихся тогда формах.
Бронзовые статуи, как правило, отливались, в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э. Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя.
100г. Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства». до н. э. В лице Нерона скульптор уловил и передал нечто звериное, скрывающееся под густой шапкой волос, прячущиеся в уголках плотно сжатых губ, в глубоко запавших бесстрастнохолодных глазах.
В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек. Некоторое однообразие, вялость форм заставляют думать, что они – создание адриановского классицизма. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности.
Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете. В некоторых местах статуи четко просматриваются элементы позолоты. Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. до н. э. весьма не многочисленны.
Они создавали свои статуи из бронзы (бронзовое литье было широко распространено в Этрурии), а также из обоженной и затем раскрашенной глины – терракоты. Современная наука указывает несколько причин. Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины ит. п. ) впервые появляются в портретах императоров. Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы.
Величественный стиль Фидия идеальная атлетическая красота статуй Поликлета лучше всего подходили для выражения новых идей. Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан. В честь побед императора над племенем даков в Риме на форуме Траяна была воздвигнута колонна.
Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н. э. ), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. Поза Августа недвусмысленно повторяет статую Зевса Олимпийского. Памятники, подобные статуе из палаццо Барберини, как бы свидетельствовали о знатности рода.
Резко повернутая голова хищных животных встречалась не один раз ранее. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Кстати, сюжет рельефа порождает споры, связанные с датировкой.
Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Этот приём широко использовался при создании портретов императоров и официальных лиц, чтобы сохранить для истории их подлинные лица. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары.
Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность. Наряду с сохранившимися традициями позднего эллинистического портрета, несомненно доминирующими в этой области искусства, сюда проникают традиции «староримского» направления. А в скульптуре древнего Рима мастера, когда создавали скульптурный портрет, акцентировали внимание на индивидуальном образе человека. Траян был изображен 90 раз.
Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Даже дети, присутствующие при церемонии, показаны с трепетной точностью. IV— н. IIIв.
Скульптурный портрет в III в. Претерпевал особенно заметные изменения. Первый стиль инкрустационный, распространенный во 2в. Кстати, для тех, кто не очень осведомлен в исторических фактах будет довольно таки интересно узнать, что весенний месяц март прозван в его честь. Кстати, то, что статую величают «мадамой» — очень показательный момент, ведь данное обращение было в ходу в пятнадцатом веке в Неаполе, а не в Риме.
С 80-х годов 1в. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Следующий период начинается с правления Диоклетиана.