"пьета" и сегодня производит незабываемое впечатление, потому что «в этой скульптуре отражено не горе Марии, а горе всего человечества» (В. Н. Самые известные скульптуры: Вакх, Скорбящая Мадонна, Пьета с Никодимом. Некоторые кустарные мастерские выполняют грубые подделки для состоятельных заказчиков, желающих видеть Пьету у себя в саду, у фонтана или среди скульптурных копий мировых шедевров.
После нападения скульптура «Пьета» Микеланджело Буонарроти была кропотливо восстановлена и возвращена на свое место в соборе Святого Петра в Ватикане и в настоящее время она защищена пуленепробиваемымакриловым стеклом. Именно эту минуту и изобразил великий Микеланджело в скульптуре «Пьета». Скульптура Моисея занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Сегодня речь пойдет о Микеланджело и его ранних скульптурных работах, среди которых Пьета и Давид.
Piet – «жалость») – иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией. Это первая и самая выдающаяся пьета Микеланджело Буонарроти и единственная скульптура, которую он подписал.
Согласно контракту работа должна была бытьзакончена в течение одного года. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация, которая продолжалась пять лет. Оцепеневшие от ужаса посетители не сразу поняли, что происходит и слишком поздно схватили сумасшедшего человека.
Даже трудный композиционный мотив группы – сидящая Богоматерь держит тело своего сына на коленях – кажется здесь естественным. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти.
Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён. Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Такого эффекта автор достиг при помощи своего терпения, таланта и решения о том, чтобы уединить Христа и Марию, тем самым избавив композицию от второстепенных, а потому лишних фигур. Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году.
Микеланджело не позволил себе вмешаться в разговор. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода.
Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны. Но все-таки Микеланджело больше влекла скульптура. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде. Отныне скульптор стал узнаваемым гением. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном.
Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок).
Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году.
Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве. (Имеются в виду персонажи евангельской истории, которые присутствуют в остальных сюжетах погребального цикла). «Оплакивание Христа» – единственная работа известного итальянского гения, на которой он оставил свою подпись.
Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. Установка защитной конструкции была произведена после абсолютного по отношению к скульптуре акта вандализма. Однако, увидевзавершенной творение кардинал был так потрясен, что объявил «все пункты договоры соблюдены».
К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Текущее местоположение – в первой капелле от входа в правом нефе – Пьета Микеланджело заняла в 1749 году. Действуя молотком и резцом, он отсекал от камня все «лишнее» и создавал совершенство. Микеланджело Буонарроти (1475 1564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно.
Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. Отныне руки Христа были прижаты к телу.
В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа. Решение было принято в пользу полного восстановления. Они предназначались для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи. Девы Марии при этом не было.
Главное отличие «Пьеты» от сцены оплакивания Христа Его близкими в том, что здесь Он изображен на коленях скорбящей о Нем Девы Марии (и только ее) – остальные персонажи на картинах и скульптурах должны отсутствовать, чтобы сюжет по праву именовался «Пьета». Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело.
Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. Ее сын божественный Иисус мертв.
Его сняли с креста, перенесли к гробнице. Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина. Италия.
Это был последний бой, происходивший на свадьбе, вот таким образом в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу). Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Это один из способов передать атмосферу этого драматичного библейского сюжета. Дерево, масло. Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного.
Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане.
Легкость в выполнении работ подчеркивает уникальность этого человека, произведения которого и сегодня можно увидеть в музеях. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Диаметр 120 см.
Флоренция. Ему было важно услышать мнение других. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место.
По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". «Пьета», правда, былазавершена не через год, а через два. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо. Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы. ".
Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. Микеланджело в своей работе решительно отошел от привычных установок. Ощущается, как внутренняя, так и физическая сила Мадонны.
Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра. Но Микеланджело уже сталзнаменит. Сейчас репродукция «Пьеты» имеется во многих католических церквях. Имелись также и другие небольшие повреждения.
Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб».
По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей. Сам он очень полюбил «Пьету» и нередко приходил полюбоваться на нее. Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя).
После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Вот таким образом разглядывать их фигуры очень интересно. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти.
Все считали, что это дело рук прославленного мастера. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. В1568г.
Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Его изготовил Франческо Борромини. Случилось это в 1972 году. Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя. Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз.
Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Этот проект существовал в нескольких вариантах. Слишком объемным оказался труд, который нужно было приложить к скульптуре. Эта надпись была неслучайной. Возрождение.
Но кто он. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Имелись также и другие небольшие повреждения. Если присмотреться к композиции более тщательно, можно заметить, что пропорции скульптуры не совсем естественны. Почему. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства.
Однако работал Микеланджело около двух лет. Слегка склонена голова Богородицы. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест.
Несколько осколков найти не удалось. Сам Микеланджело объяснил это тем, что непорочные женщины сохраняют молодость на долгие годы.
Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Мотив этой скульптурной группы исходил из давних традиций готического искусства. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна.
К моментузавершения скульптуры Микеланджело было всего 24 года. И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа и резцом на постаменте высек надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил». Был сколот нос. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание.
Четырнадцатилетним юношей он поступил на учебу к одному флорентийскому живописцу. Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую.
Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Одно из предложений поступило от кардинала Жана Билереса де Лаграуласа, служившего послом короля Франции Карла VIII при Святом Престоле. Но вместе с тем, человек аскетичный и фанатичный, Савонарола был врагом искусства, считая его развратным. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело.
В порыве яростиМикеланджело высек на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи, следующие слова: «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». По-видимому, Микеланджело пришлось прибегнуть к такому приему, чтобы добиться той легкости с которой Богородица держит на коленях тело своего взрослого сына. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Заказ на скульптурную группу был получен благодаря посредничеству Якопо Галли, который познакомил Микеланджело с кардиналом Жаном де Вилье Фезанзаком.
Вместо этого ближайшей ночью он красиво высек на складке платья Девы Марии фразу: «Микеланджело Буонаротти флорентинец исполнил». Другой инцидент связан с подписью скульптора. Правда потом он сильно жалел о сделанном и больше ни одно из своих творений не подписывал.
Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний.
Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр.
Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник. Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери. Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. «Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях. И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью.
Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. Галерея Уффици. Классическим и непревзойденным образцом «Пьеты» стала скульптурная группа Микеланджело.
Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез.