В Ватикане на главной площади Святого Петра расположена в первой капелле неповторимый шедевр Микеланджело Буонарроти – это мраморная скульптура, которая рассказывает о библейском мотиве – оплакивание Христа. Piet – «жалость») – иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией. Это первая и самая выдающаяся пьета Микеланджело Буонарроти и единственная скульптура, которую он подписал.
Юлий II передумал, о чем и сообщил только что прибывшему Микеланджело. Флоренция. Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина.
Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация. И вновь в Сикстинской капелле были сооружены строительные леса, на которые с красками и кистями взобрался художник Даниэле да Вольтерра. В нем и отчаяние и вопрос.
Фигуры были высечены из монолитной глыбы каррарского мрамора высотой 1 м 74 см. В это время по всему потолку (возможно, что изначально он представлял собой огромное звездное небо работы художника Пьер Маттео дАмелия) пошла огромная трещина. Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св. И приказал приступать к росписи свода Сикстинской капеллы.
«Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях. Возрождение. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения. Можно сказать, что Микеланджело был мыслителем – одиночкой, так как он вел непрерывную борьбу с окружающим миром, при этом чувствуя себя весьма отчужденным и неустроенным. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. «.
Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание.
Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. Для этих высоких целей, помимо прочих, Папе нужна сила искусства. Его сняли с креста, перенесли к гробнице. Девы Марии при этом не было. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу.
Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. Работа была закончена около 1500 года, уже после смерти кардинала, умершего в 1498 году. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении.
Интересно, что из статуй, что и сегодня украшают надгробие, не все принадлежат Микеланджело: великий мастер создал лишь Моисея и ветхозаветных сестёр, Рахиль и Лию (справа и слева от Моисея). Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Четырнадцатилетним юношей он поступил на учебу к одному флорентийскому живописцу. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок.
Другой инцидент связан с подписью скульптора. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение.
«Оплакивание Христа» — единственная работа Микеланджело, которую он собственноручно подписал своим именем. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей.
К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Слегка склонена голова Богородицы.
Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа и резцом на постаменте высек надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил». Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник.
Диаметр 120 см. ". В начале молитвы Св. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна. Для самого Микеланджело «Пьета» долго оставалась одним из любимейших творений, ведь только она удостоилась подписи автора.
«А что же смогу я сказать о Ночи, статуе не то что редкостной, но и единственной. Его изготовил Франческо Борромини. Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую.
В её фигуре ощутимо то оцепенение, какое видишь в спящих. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде. Решающим аргументом для папы стала запредельная дороговизна гробницы. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо. В Риме новый Папа, Юлий II из важнейшей семьи Делла Ровере. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Сначала мастер вырезал левую руку Давида.
Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. А именно на росписи потолка Сикстинской капеллы. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр.
Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. 16 августа 1501 года был заключен договор. Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа.
В1568г. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства.
«Пьета» Микеланджело Буонарроти одна из самых выдающихся скульптурных композиций в истории искусства. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет и многие не верили в его авторство. А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано.
В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Тема оплакивания Христа была популярна и в готическом искусстве и в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно.
Фигуры сидящей Мадонны и распростертого у нее на коленях мертвого Христа соединяются в неразрывное целое. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб». Был сколот нос.
Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Ему было важно услышать мнение других. Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте.
С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Заказ на скульптурную композицию Микеланджело получил в 1498 году, спустя два года после приезда в Рим. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией.
Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.
Фигуры Марии, Иосифа и младенца Христа образуют винтообразную группу, внося сильный заряд пластической энергии в композиционное целое. Но все-таки Микеланджело больше влекла скульптура. Его считают великим мастером Высокого и Позднего Возрождения, ведь именно эта личность смогла проявить свою универсальность в архитектуре, в живописи, в поэзии, в скульптуре. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров.
Еще при жизни Микеланджело папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Карафой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года. Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы. Но кто он. После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти.
Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». И веришь, что эта Ночь затмевает всех, когда-либо помышлявших в скульптуре и в рисунке, не говорю уже о том, чтобы его превзойти, но хотя бы сним сравниться. Все те, кто увидит изваяния, почувствует, что мертвое тело сына лежит на ее коленях невыносимой тяжестью и что гораздо большая тяжесть легла на ее сердце. Безусловно, Микеланджело – выдающийся скульптор всех времен, даже в его незавершенной скульптуре чувствуется мощь, одухотворяющая душу любого православного человека. Прежде всего, скульптор хотел воссоздать фигуру Богоматери, которая поддерживает тело своего Сына.
Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Отныне руки Христа были прижаты к телу. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери.
За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. Этот проект существовал в нескольких вариантах. Несколько осколков найти не удалось. Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён. Так как эта часовня была разрушена архитектором Донато Браманте в ходе начавшегося в 1506г строительства нового собора Святого Петра, Пьета Микеланджело до 1517 года временно заняла свое место в ризнице часовни Санта Мария делла Феббре, располагавшейся рядом со старой базиликой. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники.
В Болонье Микеланджело выполнил две небольшие статуи в церкви Святого Доминика, которые украшают её до сих пор. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия.
И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью. Итак, 1503 год. Последующие проекты (1516, 1526, 1532, 1542 годов) всё больше упрощали гробницу и уменьшали количество статуй. Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына. Все прочие созданы учениками по эскизам Микеланджело.
Случилось это в 1972 году. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор. Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году. Италия.
Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Действуя молотком и резцом, он отсекал от камня все «лишнее» и создавал совершенство.
Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. скульптурную группу поместили на алтарь Санта Симона и Иуды в старом Сикстинском хоре базилики Святого Петра. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории.
Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". Ее сын божественный Иисус мертв. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году.
Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Мёртвого же тела, подобного телу Христа, не увидишь нигде: падая срасслабленными членами, оно в своём положении абсолютно отлично не только от других изображавшихся им мертвых тел, но и от всех когда-либо изображавшихся: работа трудная, редкая — из одного куска — и поистине божественная и она «Оплакивание Христа» Микеланджело (1496) находится в базилике Святого Петра в Ватикане. Дерево, масло. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году.
Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний. Оскорбленный Микеланджело той же ночью вернулся в собор Святого Петра и высек на ленте, перекинутой через плечо Богоматери, слова «Сделал Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Имелись также и другие небольшие повреждения. Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. Уже после установки в соборе Св. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты.
Почему. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест.
Однако работал Микеланджело около двух лет. Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. Решение было принято в пользу полного восстановления. Глядя на это изваяние, можно прочувствовать то глубочайшее недоумение матери, горесть, которая ложится на ее сердце.
Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. Все считали, что это дело рук прославленного мастера.
Свой понтификат он начинает стого, что желает предать забвению «славу» своего недостойного предшественника. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.
Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы.
Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына».
Эта надпись была неслучайной.
И может ли быть иначе, ведь этим предшественником был Папа Родриго Борджиа. Галерея Уффици. Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане.
Отныне скульптор стал узнаваемым гением. Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра.
Глыба имела девять футов высоты. Это был последний бой, происходивший на свадьбе, вот таким образом в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу). Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников.
По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo).
Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Посредством натуральной величины композиции и положения фигур скульптор отбросил прежние взгляды по данной теме. К началу XVI века заброшенный мрамор представлял собой жалкое зрелище. Тогда уязвленный юноша на перевязи идущей через левое плечо Мадонны, в первый и последний раз вырезал подпись: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил».