Скульптура модерна отличается рельефностью, динамикой и текучестью форм игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов. Искусство XX века СКУЛЬПТУРА МОДЕРНА И ДПИ. Другими блестящими образцами модерна в скульптуре являются работы Наума Аронсона— портреты Комиссаржевской, Толстого, Пастера. Искусство XX века СКУЛЬПТУРА МОДЕРНА И ДПИ. Скульптурные творения эпохи модерна отличаются динамикой композиций и рельефностью форм.
На живопись и скульптуру модерна сильное влияние оказал символизм, который стремился переходить от традиционных форм XIX века к новейшим европейским течениям, носившим порою условную принадлежность к той или иной стране. Вдмтна риса скульптур столття модерн явля собою повернення до «природного» лн, плинност в той же час динамзмом форм, внутршньо енерг. На фото показаны черты модерна на примере скульптуры «Поцелуй» Огюста Родена. Его скульптурные портреты Комиссаржевской, Бетховена, Толстого, Пастера – блестящие образцы модерна в скульптуре.
Скульптура в стил модерн досить декоративною, вона служить для прикраси простору, пдкреслення його диного ритму, гармон ндустрального суспльства. Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм, виртуозной игрой крупных или хрупких линий и силуэтов. Другими блестящими образцами модерна в скульптуре являются работы Наума Аронсона – портреты Комиссаржевской, Толстого, Пастера.
Популярность этого движения продлилась до начала I Мировой войны. В 1896году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Как уже отмечалось ранее, в 90-х годах в искусстве Германии возникает модерн (югендстиль).
Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. Основатели немецкого модерна – художники новаторы Отто Экман, Петер Беренс, Август Эндель. Знаменитый «Поцелуй» П. Беренса (1898) стал одним из первых решений этого мотива. «То, чего я ищу, — это объемы в воздухе». Среди монументальных работ, которые Майолю удалось осуществить, можно назвать несколько памятников, посвященных жертвам войны, памятник Клоду Дебюсси (1935 Сен-Жермен-ан-Иэ), Сезанну (1912—1925 Париж, сад Тюильри), Огюсту Бланки (1906 Пюже-Тенье).
Излюбленным материалом, которым мастер хорошо владеет, является железо. Экспрессионисты хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить его. Скульптор погиб в результате автомобильной аварии.
Райта. Его работы позднего периода ближе к абстрактному сюрреализму («Лунный призрак человека», 1950 «Возникновение формы», 1953 обе — Рио-де-Жанейро, Музей современного искусства), связанному с наиболее реакционными течениями в современной буржуазной философии. Характеризуя одну из своих ранних работ («Адам», 1888 Париж, музей Бурделя), скульптор говорил: «Я хочу воссоздать его таким, каким он внезапно появился перед удивленным миром, во всей своей первозданной силе и наивности». В этом сказались особенности творческого метода скульптора.
И тем не менее именно эти «воображенные» портреты удавались ему, как правило, лучше, чем лепленные непосредственно с натуры. Это течение неопределенное и оставляющее впечатление болезненного. Он много работал также в жанре портрета. Линии на такой бумаге выглядели по-новому.
Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. В 1948 г. он выставляет ряд ажурных скульптур с подсветкой изнутри—«лепка светом». Для света – белая бумага, для тьмы – черная тушь.
У широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием. Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Его работа Вечная весна – одно из самых проникновенных и знаменитых произведений в мировом искусстве на этот сюжет. Эти же слова можно сказать применительно к «Гераклу». Предшественницей сюрреализма была группировка "Дада" из Швейцарии. Последней, оставшейся неоконченной, работой была статуя "Гармония".
Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. Первый наивист, принятый всерьез, был француз Анри Руссо.
В XX веке все большее внимание стало привлекать одно явление, которое раньше не считали искусством вообще. Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде). Первый из скульпторов работал над огромным количеством шедевров, которые известны любому.
Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. Несравнимо более удачен знаменитый «Стреляющий Геракл» (1909 Париж, Музей современного искусства вариант в Праге). Его работы были отмечены на Биеннале 1964 г. в Венеции особым призом.
Уже в начале 900-х гг. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре – рельефы. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Мастера увлекало также искусство гобелена.
и Брянске). Вождем группировки фовистов был Анри Матисс. Бердслей в Англии). В рамках модерна получила большое распространение книжная и журнальная графика (О. Обе эти тенденции представлены в архитектуре образца раннего модерна – особняке Рябушинского Ф. О. Шехтеля (1900 г. ).
Комплекс на Сретенском бульваре возводили три года и завершили строительство в 1902г. Однако картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. было отмечено явным поворотом к фигуративности. Особое распространение получила афиша и плакат (А.
Дадаисты, подобно кубистам, пользовались техникой коллажа, т. е. Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. moderne — новейший, современный) или Ар Нуво (Art Nouveau) — стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. Он много работал также в жанре портрета.
Более долгая жизнь была суждена сюрреализму (от французского "сверхреальное", "сверхестественное"). Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Третьим наиболее значительным скульптором этого времени был Шарль Деспио (1874—1946). Возникло новое направление в Соединенных Штатах Америки. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей.
Великий французский скульптор Огюст Роден во многих своих работах был близок к импрессионистам и художникам стиля модерн в стремлении передать мгновение в выражении лица или в позе человека в переосмыслении классического академического подхода и стиля в скульптуре. От фонарей идёт невысокая кованая решётка, ограждающая памятник со стороны парка.
Очень точно схвачена особая «девчачья» посадка головы, чуть подавшейся вперед. Воздух подавался в квартиры с помощью специальных вентиляторов. Второй прикрывает гнездо и кажется, в любой момент готов налететь на неприятеля с тыла. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму.
Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Абстракционисты использовали также одно явление, замеченное еще в эпоху Возрождения, – что по-разному проведенные линии и цветовые созвучия могут вызывать у зрителя определнные настроения.
С противоположной стороны – имена главнокомандующих и генералов, защищавших город: «Барклай де Толли, Багратион, Неверовский, Раевский, Дохтуров». Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн — декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера — конструктивной (прямолинейность, ясное построение). «Природные» композиции начинают занимать главенствующие позиции. В гамму фактурных сопоставлений входят стекло, майолика изразцы, витражи.
Галл, орлы, гнездо – металлические имитированные под бронзу. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Ранние работы Архипенко (1909—1912), выполненные в более реалистической манере, свидетельствуют о несомненной пластической одаренности мастера. Их жесты порой угловаты, позы несколько неуклюжи, но им присуща своя, особая грация.
Современное искусство (искусство XXвека) состоит из ряда течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо противоположны друг другу. Его модели, как правило, погружены в себя, они словно задумчиво прислушиваются к жизни своего внутреннего «я» или вспоминают что-то. Деформация, по мысли автора, должна символизировать здесь идею разрушения и гибели. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв.
В позднем модерне совершается переход к ярким локальным тонам. Стремление к синтетическому, более образному искусству приводит к формированию типа художника-универсала. Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Принципы «негативной» формы или «контрформы», широко используются им в таких работах, как «Арлекин» (1932 Париж, Музей современного искусства), «Антиной» (1932 частное собрание), «Пророк» (1933 Париж, Музей современного искусства).
Огюст Роден, (Auguste Rodin) (1840-1917). Наиболее ясно эта тенденция выражена в творчестве двух художников: Антона Певзнера (родился в 1884 г. в Орле, умер в 1962 г. ) и его младшего брата Наума Габо-Певзнера (родился в 1890г. Эти детали важно обозначить, так как буфет, как предмет мебели, отличается максимально традиционной формой во все времена— изменить ее было не под силу даже такому «своенравному стилю», как модерн. Несмотря на предельное обобщение форм, фигуры пластичны, движение подчинено единому музыкальному ритму, композиционное построение отличается экспрессией и динамикой («Черный торс», 1909, Нью-Йорк, частное собрание «Две фигуры» и др. ). Начало искусству "модернизм" положили еще постимпрессионисты. Дом «Россия» – буквально энциклопедия эркеров самой различных форм, размеров и композиции.
К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде. Наблюдается интерес к прикладному искусству (одежда, посуда, элементы интерьера и прочее). Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Всё же утрата чувства монументальности отличает такие работы Р., как памятники В. Гюго (мрамор, 1886-1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893-97 установлен в 1939) в Париже, проект Башни труда (гипсовая модель, 1899). Через открытый иллюминатор вода заливает испещренный снарядами корпус миноносца. Тулуз-Лотрек во Франции, А. Муха в Чехии).
В своих ранних живописных работах Майоль подражал Гогену, Ренуару. Модерн предпочитает четкие, лаконичные формы, крупные пятна, ясные линии. Скала сложена из камня и цемента, внутри полая, облицована гранитной крошкой. Майоль никогда не обращался к формалистическим поискам. Тот же принцип положен в основу большинства работ Бранкузи («Мадемуазель Погани», 1919, Филадельфия, собрание Аренсберг «Птица», 1940, Венеция, собрание П. Гуггенхейм «Петух», 1941, Париж, Музей современного искусства). В различных странах стиль имел разные названия: во Франции— «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв.
Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Чрезвычайно обогащается цветовая гамма модерна.
moderne – новейший, современный) или Ар Нуво (Art Nouveau) – стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. Это обычно устройства из металла, стекла или других материалов, соединённые с мигающими световыми устройствами. Ранний период отмечен влиянием примитивов. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв.
А бстракционизм порвал связь с природой окончательно. Московский водопровод в то время работал плохо и состоятельные обитатели дома «Россия», разумеется, не могли зависеть от его капризов. Мужественная красота в сочетании с женственностью составляет своеобразие этого образа.
Его обложка для книги Городские церкви Рена (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики. Никакой «графичности» или «иллюстративности» он говорит языком своего искусства, не прибегая к помощи других его видов. Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть— буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трёх- или четырёхстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками).
Одним из сравнительно новых направлений в современном искусстве является поп-арт. Дерожинской (арх. Скульптура выполняет роль лишь декоративно-оформительского элемента, целиком отказываясь от изобразительности («Композиция в пространстве», 1929, Базель, Музей «Взлет птицы», 1955, Детройт «Динамическая проекция на 30», 1950—1951, Каракас, Университетский городок). Зрелым мастерством отмечены уже ранние работы Р. (например, голова Человека со сломанным носом, 1864). modern style) в Германии— «югендштиль» (нем. Jugendstil— «молодой стиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend) в Австрии, Чехословакии и Польше— «сецессион» (нем. Secession— «отделение, обособление») в Шотландии— «стиль Глазго» (англ. Glasgow style) в Бельгии— «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884) в Италии— «либерти» («стиль Либерти») в Испании— «модернизмо» (исп. modernismo) в Нидерландах— «Nieuwe Kunst» в Швейцарии— «еловый стиль» (style sapin) в США— «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в России— «модерн». Его работы становятся все более схематичными и отвлеченными («Голова», 1913, частное собрание «Стоящая фигура», 1920, музей в Дармштадте).
Кроме того, здесь находились «контора старшего дворника и его помощников» и помещение для четырех дежурных швейцаров. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. были очень распространенными. «Я черпал в нем смелость смотреть на мир собственными глазами», — говорил Деспио о Родене.
Модерн (от фр. В противовес рефлексирующей углубленности и сосредоточенности роденовских образов Бурделъ выдвигает здесь концепцию активной человеческой личности. в 1898, Вена Мир искусства, Россия).
1900, в России). Стиль модерн в архитектуре стремился отвечать практическим потребностям, хотя нередко этому препятствовало нагромождение характерных для модерна украшений. Героическому характеру портретов соответствует и форма. Модерн (от фр.
Отдельные темы этой композиции Р. разрабатывал в виде самостоятельных произведений таковы остро гротескная фигура Та, которая была прекрасной Ольмьер (1885), пронизанная тонкой поэзией группа Поцелуй (1886) исполненная внутренней мощи и духовного величия статуя Мыслитель (1888). Модерн (от фр. Он много работал также в жанре портрета. Фовисты не ставили перед собой цель точно изображать природу.
Постепенно меняется и манера Р. : его произведения приобретают нарочито эскизный, как бы незаконченный характер, всё контрастнее становится игра света и тени, а моделировка форм иногда текучих, - подчёркнуто живописной. Проекты зданий модерна как будто набросаны от руки. Они получили название «мобилей». В современном искусстве приёмы кинетизма используются в организации различных выставок, шоу, в оформлении парков и площадей. В более позднее время он отдает дань экспрессионизму («Фигура», 1930 Нью-Йорк, Музеи современного искусства). Видимо, Изенберг за основу для создания памятника взял именно эту картину.
Он олицетворяет наполеоновскую армию. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии.
Излюбленной темой его является женский торс.
Современник Архипенко испанец Пабло Гаргальо (1881—1934) также увлекается решением пространственных проблем. Стройные фигуры с удлиненными пропорциями вызывают в памяти образы Реймса, Страсбурга. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. В 1884-88 Р. создал для г. Кале группу Граждане Кале (бронза, установлена в 1895) изображающую жителей Кале, которые жертвуют собой ради спасения родного города (во время его осады английским королём в середине 14в. ).
Рисунок орнаментального узора или архитектурной формы всегда легко обозрим. Липшиц обращается к социальной тематике, пытаясь отразить в своем творчестве борьбу пролетариата с фашизмом («Давид и Голиаф», 1933). Он говорил: «В принципе я не работаю с натуры.
Последовательно реалистическую позицию занимает «Группа9», первая выставка которой состоялась в феврале 1964 г. В состав «Группы 9» входят такие мастера, как Озуф, Кармон, Дамбуаз, Иденбаум и другие. Образы современников перемежаются с изображением людей, которых Бурдель не мог видеть. Здесь Майоль подлинный «классик».
Предшественниками абстракционизма были кубизм, футуризм и дадаизм. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947).
С особенной силой эти черты раскрываются в таких работах, как «Голова Аполлона» (1900—1909 музей Бурделя), «Пенелопа» (1905—1912 музей Бурделя), «Сафо» (1925 музей Бурделя), памятник Мицкевичу в Париже (1909—1929) и в особенности в аллегорических фигурах для памятника генералу Альвеару в Буэнос-Айресе (1914—1923). Началась новая эра графики.
Здесь все просто и естественно. С 1884 г. произведения Бурделя начинают появляться на выставках. Но сам мастер не раз говорил: «Лувр, Нотр-Дам, Пюже, Бари — вот мои истинные учителя». Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей.
В 1871-77 оформил монументально-декоративной скульптурой ряд зданий Брюсселя. Но это не ясность классической формы, замкнутой, уравновешенной, геометрически правильной. Лишь в возрасте около сорока лет Майоль занялся скульптурой. Для того чтобы лучше «привязать» памятник к местности, была создана передвижная модель. Наибольший интерес среди скульпторов упомянутой группы представляет творчество Осипа Цадкина (родился в 1890 г. в Смоленске).
Представления Майоля о прекрасном неразрывно связаны с понятиями здоровья и силы. Очень часто художники изображают юных героев (Ф. в 1896, Мюнхен Ver sacrum, осн.
Наиболее значительным произведением скульптора позднего периода является монумент «Памяти разрушенного Роттердама» (1953). Самой известной, просто хрестоматийной его работой является «Мыслитель». Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. тогда, когда во Франции начинался фовизм.
1887). Для живописи характерно парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных «ковровых фонов» и «вылепленных» со скульптурной чёткостью фигур и лиц первого плана (Густав Климт, Фернан Кнопф, Михаиль Врубель), а также больших цветовых плоскостей (Леон Бакст, Эдвард Мунк) и тонких подчёркнутых нюансов (Михаил Врубель, Александр Бенуа). Среди наиболее удачных следует назвать портрет художника Террю (1905 Перпиньян) и портрет старого Ренуара (1907 Нью-Йорк, Метрополитен-музей). ОГЮСТ РОДЕН Огюст Роден, (Auguste Rodin) (1840-1917). Художник любовно и внимательно исследует натуру, стремясь выявить характер каждой, даже самой малой формы, чтобы затем объединить все это в единый пластический организм.
С двух других сторон прикреплены большие бронзовые венки. Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и объединение в группировки художников с общими программами. склеиванием разных материалов и включали в картины случайные предметы. Искусство, по Арпу, есть, средство раскрытия «духовной сущности мистической реальности». Не следует воспринимать это заявление буквально.
Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. (Показательно, что почти каждую работу Деспио повторял от трех до девяти раз, добиваясь подлинной художественной завершенности. ) В отличие от Бурделя, которому больше удавались воображаемые образы, Деспио работает только с натуры и лучшие его произведения — это портреты людей, которых он хорошо знает и любит, —«Тома» (1916), художники Льевр (1918 Алжир, Музей) и Леви (1921 Алжир, Музей), спокойный и задумчивый Гле зер (1924) и другие. Бронзовая часть памятника выполнена в форме креста и изображает самый трагический момент боя – миноносец уже взят на буксир, но два матроса, закрывшись в трюме, открывают кингстон затопления, чтобы не отдать Стерегущий врагу.
Графика Бёрдсли— классика модерна. Началась новая эра графики. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом.
В мае 1964 г. в саду музея Родена имела место выставка скульптуры, девизом которой был возврат к «человеческим формам». (В этом городе в 1962 г. открыт музей Деспио. ) Его отец и дед были штукатурами. Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). 1920).
Мастера немецкой графики искали новые технические приемы. Ревалд). Для света— белая бумага, для тьмы— черная тушь. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв.
Стиль модерн возник в конце 19-го столетия и пришел на смену эклектике. Распространенным приемом, позволявшим острее почувствовать выразительность каждого материала, является сопоставление различных по фактуре, но близких или одинаковых по цвету материалов (разные виды штукатурки и кирпич), различных по цвету, но одинаковых по фактуре материалов (белый и цветной глазурованный кирпич), материалов, отличных друг от друга и по фактуре и по цвету (майолика и штукатурка штукатурка, камень, майолика и кирпич). Каталоги издательских фирм, книжных магазинов, нередко, являлись настоящими графическими шедеврами, представлявшими картины художников. Кризис, который переживает французская скульптура, остро ощущают и сами художники.
Тиффани в США, мебель ван де Велде). На работы Годуина очень повлияло искусство японской мебели – деревянные детали гарнитуров окрашивались в светлые тона (серый или белый). Эти вымышленные сюжеты художник черпает из литературных сказок, мифов из истории, а больше всего – из собственной фантазии.
Однако вскоре мастер преодолевает схематизм и уже начиная с 1901 г. его произведения несут на себе печать подлинной художественной завершенности и определенного, «майолевского» стиля. С середины 1880-х гг. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. Интерес к отвлеченному пластическому объему характерен и для творчества Ганса Арпа (р.
«Я леплю на простонародном наречии», — любил говорить мастер. У вершины скалы гнездо и два орла. На смену ему пришел модернизм, а затем мир знакомится с минимализмом. Очень характерный пример – знаменитая «застывшая волна» лестницы особняка С. Рябушинского, напоминающая скульптуру.
Мудрый и печальный — таким увидел Майоль Ренуара. Хейне, Г. Фогелер, швейцарец Ф. Валлоттон, голландец Я. Тороп, норвежец Мунк в России А. Н. По глубине проникновения, по удивительной правдивости этот портрет является одним из лучших образцов портретного искусства не только в творчестве Майоля, но и в искусстве 20 в. Искусство Майоля граничит с лучшими гуманистическими устремлениями в культуре 20 в. До конца своих дней он остается верен традициям реалистического искусства («Река», 1939—1943 Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Немецкий экспрессионизм зародился в начале XX века, т. е. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Работы Деспио никогда не поражают с первого взгляда ибо мастер принципиально избегает всяких внешних эффектов, всего «поражающего».
Живописью он продолжал заниматься всю жизнь, считая это "необходимым отдыхом". поражают своей нравственной силой, высокой одухотворенностью. moderne – новейший, современный) или Ар Нуво (Art Nouveau) – стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг.
Эти эксперименты он называет «скульптуро-живописью». «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», — говорит Бурдель.
Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона»9. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв. Большую роль в этом отношении играет четкий силуэт. Линия приобрела удивительную силу. Но когда памятник создавался, в Исторической части Морского Генерального Штаба (МГШ) решили выяснить обстоятельства боя, так как ни одного документа о подвиге двух матросов в их распоряжении не было.
Дом на Сретенском бульваре оказался тоже его первой серьезной работой. Излюбленная модель – обнаженное женское тело, отличающееся отменным здоровьем. Формально не будучи монументом, «Иль-де-Франс» воспринимается как подлинный памятник французской нации.
в 1894, Лондон Jugend, осн. В оформлении внутренних помещений царили вытянутые изящные формы, плавные переходы. Скульптура модерна (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) отличается динамикой и текучестью форм и силуэта. Главная роль отводилась красивым плавным линиям, которые поодиночке и целыми пучками покрывали поверхности. В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики).
Даже в небольших статуэтках — «Причесывающаяся девушка» (1900), «Присевшая на корточки» (1901), «Сидящая женщина с поднятой левой рукой» (1902) (все в ГМИИ)— поражает особая весомость, монументальность пластических масс. А потом камень погрузили на баржу для доставки в Санкт-Петербург.
В 1901 г. Майоль увеличивает эскиз до натуры, а затем переводит его в камень. Разновидностью модерна является символизм. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции.
Среди его работ особое место заняли «Моисей», «Ян Гус» и так далее, где переплелись новизна и нестандартная трактовка. Именно вот таким образом в подвале на глубину 50 метров пробурили артезианскую скважину, которая снабжала жильцов чистейшей водой. У Майоля силуэт подчеркивает, выделяет обособленный, пластический объем в пространстве. Но в отличие от фовистов немецкие экспрессионисты не стремились к красоте и на некоторых зрителей их творчество оказывало угнетающее впечатление. Его привлекали люди сильных, монолитных характеров, люди больших, благородных страстей. Небольшие домики под розовыми черепичными крышами, серебристые оливы, виноградники—«Море, солнце, вино — здесь невозможно создавать бесчувственное искусство», — говорил Майоль.
«Геракл» Бурделя олицетворяет собой триумф первобытной, стихийной силы, заложенной в человеке, утверждает торжество необузданной, не знающей оков, яростной энергии. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре1. «Новая фигуративность», «Возврат к фигуре»— эти лозунги, под которыми проходят выставки скульптуры 60-х гг., говорят сами за себя. Он использует контрасты фактурных сопоставлений различно обработанных поверхностей одного и того же материала (разные виды фактурной штукатурки, различная обработка естественного камня) и сопоставление фактуры различных материалов (естественный камень, глазурованный кирпич и штукатурка, естественный камень и штукатурка, естественный камень и глазурованный или облицовочный кирпич). Пожалуй именно в женских портретах с наибольшей силой проявилось мастерство Деспио.
к пуристам и конструктивистам («Человек с гитарой», 1915 Нью-Йорк, Музей современного искусства). В её основе лежали интуитивизм А. Бергсона и Н. Лосского, феноменология Э. Гуссерля, психоанализ З. Фрейда и К. Юнга, экзистенциализм С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н. Бердяева и др. Несмотря на схематизм, упрощение форм, Цадкин не порывает полностью с изобразительностью. 1940 Нью-Йорк, собрание Дж. Группа молодых художников во главе с Анри Матиссом стала употреблять чистые, звучные цвета, сильные и размашистые мазки. Всё это придавало картинам большую выразительность.
Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. Стены помещений покрывались не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. В результате наблюдается построение и последующее восприятие особняка как совершенно цельного сооружения, где одна деталь перетекает в другую, где все составляет единую структуру. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. В 1896 году в Мюнхене начал выходить журнал Югенд.
Родоначальником пластики отвлеченных форм принято считать Александра Архипенко (родился в 1887 г. в Киеве, в 1908 г. приехал в Париж, с 1923 г. — в США, умер в 1964 г. ). Именно это свойство — видеть неповторимость каждого лица, каждой формы — сделало Деспио одним из крупнейших портретистов 20 в., определило специфику его творческого лица в отличие от мастеров портрета предшествующих эпох.
Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. В связи с этим значительно меняется и вся система формальных пластических приемов. Проблема пространственных отношений, лежащая в основе живописного кубизма, находит отражение в «контрформе» (контрформа основывается на замене выпуклых форм вогнутыми или пустотами: «Причесывающаяся женщина», 1916, собрание Гамильтон). Образцы такого искусства представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени иногда звучащие. скульптор осуществляет ряд монументальных работ («Железная статуя», 1952, Университетский парк в Канзас-Сити). Две лестницы ведут на земляной холм, на котором стоит гранитная глыба постамента. Конструкции стиля – часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас).
В 1875 посетил Италию, где увлекся искусством Микеланджело, Донателло и Л. Гиберти. Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли – автор иллюстраций к Саломее Оскарда Уальда и рисунков для журнала Желтая книга. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем.
Его вещи воздействуют постепенно и главная их сила—в удивительной правдивости. Его отец был крестьянином-виноделом (Майоль —на местном наречии значит виноградная лоза).
Он лепил Анатоля Франса и Родена, Бетховена и Рембрандта, Мицкевича и Энгра.
Здесь же запечатлен момент наивысшей концентрации энергии перед ее разрядкой.
В то же время Р. продолжал создавать портретные бюсты, отличающиеся остротой и цельностью передачи характера человека, его внутреннего мира (бюсты: Ж. Далу, 1883, А. Рошфора, 1897). В случае применения живопись и скульптура из второстепенного украшения превращаются в композиционное средство первостепенной важности, составляют (в идеале) нерасторжимое единство с архитектурой. Крайним сторонником этой техники явился Иоахим Коста (р.
После 1912 г. Архипенко начинает увлекаться кубизмом. Большую роль в этом отношении сыграли два мастера: Роден и рано умерший (в 1909 г. ) Шнегг. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна — югендстиль. Одним из самых выразительных произведений стал памятник Граждане города Кале. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера модерна.
В каждом подъезде были электрические лифты – редкость для Москвы того времени. У меня заранее имеется идея моей статуи».
Среди основателей этого стилистического направления можно отметить двух мастеров из Франции: Огюста Родена и Аристида Майоля. Вначале «Мыслитель» оказался в качестве доминанта самой сложной работы мастеров «Врата ада». Интересовали скульптора и лирические интимные сюжеты. «Визитной карточкой» стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича».
Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. Слишком навязчиво ощущается форма самого дерева из которого вырезана фигура («Женская фигура», «Статуэтка», обе —1900 г. ). Творческий путь Майоля протекает ровно и плавно. Наум Аронсон является на сегодняшний день не очень известным архитектором.
Функции собственно конструктивные, рабочие переходят к тонкой решетке внутреннего каркаса. Деспио родился в Монт де Марсан, в Ландах. Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия).
Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В таких работах, как «Девочка из провинции Ланд» (1904), «Полетта» (1907—1910 обе — Париж, Музей современного искусства), Деспио предстает перед нами как вполне сложившийся мастер со своей индивидуальной манерой, своим взглядом на задачи пластики. С восточной стороны скалы, у её основания, прикреплена бронзовая карта европейской части России с текстом: «Благодарная Россия героям 1812 г». Начало 60-х гг. Очевидно, живая натура не «умещалась» порой в это заранее найденное решение. Эта «классичность» чувствуется и в подходе Майоля к работе с натуры: (например, этюд для «Гармонии», ок.
Некогда предполагалось использовать этот камень для памятника Императору Павлу Первому. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. С ее помощью и в сочетании с другими излюбленными модерном приемами – компактным планом, прозрачными и полупрозрачными перегородками (железные решетки, занавеси из стекляруса, витражи, матовые стекла), широкими нишами в комнатах, огромными окнами во всю стену – достигается единство пространства отдельного помещения с системой внутреннего пространства всего здания, а также связь его с природным или городским окружением. Существовала и собственная телефонная станция.
Это вселило жизнь в античные образы, согрело их живым человеческим чувством. Очень сложной была система принудительной вентиляции, которая предусматривала подогрев, фильтрацию и увлажнение наружного воздуха. Однако лишь очень немногие творения, созданные в эту кризисную для скульптуры эпоху, могут претендовать на успешное решение этой задачи, среди них по праву мы можем назвать театр на Елисейских полях Огюста Перре (1912).
Архипенко вводит в скульптуру сочетание различных материалов, раскраску. Орлы символизируют две русские армии, соединившиеся в Смоленске. Это нарушение «границ дозволенного» явилось вообще характерной болезнью европейского искусства на рубеже 19—20 вв. В противовес манерно-слащавому идеалу Салона он заставил современников увидеть красоту здорового тела, научил видеть прекрасное в естественном и не случайно в обиход людей 20 в. вошло выражение «майолевская женщина»— мастер расширил для нас рамки прекрасного.
Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо.
Родоначальником модерна считается Англия— старейшая страна капитализма. Большое значение имеет прежде всего то, что скульптура в целом — это искусство утверждения искусство положительного образа.
Интересовали скульптора и лирические интимные сюжеты. «новое искусство») или «fin de sicle» (фр. в 1891, Париж The Studio, осн.
Именно в это время были созданы многие лучшие работы — «Средиземное море» (1901—1905 сад Тюильри), «Ночь» (1902—1906 музей Винтертур), «Помона» (1907 Прага, Национальная галлерея) и др. Основная заслуга в этом принадлежит зодчим Москвы.
Несмотря на некоторую стилизацию под античность, в целом это была безусловная удача. Легкая, прозрачная конструкция из металла – антипод кирпичной.
В этом увлечении «taille directe» также сказалась реакция на импрессионистическую дробность формы в скульптуре предшествующего периода. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов13.
Ярким образцом живописи модерна являются полотна Климта. 26 апреля 1911 года в торжественной обстановке памятник был открыт. Три имени — три яркие и самобытные творческие индивидуальности. Уже в «Спящей музе» (1909 Париж, Музей современного искусства) скульптор, стремясь убрать все «лишнее», превратил человеческую голову в отполированный предмет яйцевидной формы — человеческий образ подменяется геометрической фигурой.
Искусство пластики захватило его и стало главным в творчестве мастера. Ходлер, «Весна», подчеркивая мотив пробуждения чувств и становление жизненных сил.
Это придает работам Бурделя характер особой, динамической монументальности. С 1877 изучал памятники французской готики.
К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Окна – прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин. Эти тенденции находят отражение и в области скульптуры—в творчестве трех крупнейших мастеров 20 в. — Майоля, Бурделя и Деспио, которых при всем их индивидуальном различии объединяет стремление вернуть скульптуру в русло строгих законов пластики.
Нередко можно встретить скульптуру жанра натюрморт или пейзаж. Трубецкой лепил статую в специально построенном для этого на Невском проспекте павильоне. Главная характеристика стиля — избавление от четких и угловатых форм.
В 1898 году правление Страхового Общества «Россия» объявило конкурс на проект нового доходного жилого дома. Недаром Деспио скажет впоследствии: «Прежде чем украшать стену, надо ее построить». Формы причудливо изгибаются в пространстве, перетекая друг в друга, то набухая, то сужаясь. Двери стиля модерн – прямоугольные, часто арочные. Они считали, что все созданное человеком, является искусством.
На фото можно видеть, как стиль модерн в интерьере идеально сочетает в себе различные материалы, отлично гармонирующие друг с другом (стекло, метал, камень, дерево, обои, роспись). Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма, сочетающихся со сложным стилизованным растительным декором, ритмом гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен. Однако именно в силу консервативности конструкции буфет стал отличной основой для воплощения творческих идей художников эпохи. Фонари в виде маяков по сторонам памятника освещают его в ночное время. Один орёл распростёр мощные крылья и цепкими когтями держит за руку галла. Мода на японские мотивы возродила ширмы, которые были особенно популярны в 18-м столетии.
Газета Новое время статью перепечатала и легенда пошла по России. В модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). С 1914 г. он начинает выставляться вместе с кубистами, наиболее последовательно придерживаясь теоретических установок этого течения («Женская форма», 1918, собственность автора «Орфей», 1928, Париж, Музей современного искусства «Бах», 1932). В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). Это искусство не стремится к верной передаче природы, но ставит своей целью самовыражение художника, выражение его чувств и настроений.
Стилизация, любовь к линейности, силуэту и орнаментации, орнаментально-графическая трактовка форм несут отрицание эстетического идеала эклектики. Все эти направления уходили от природы, но все же сохраняли с нею хоть слабую связь. Уже в процессе создания памятник вызвал много нареканий. Сомов мастера афиши французы А. де Тулуз-Лотрек, Э. Грассе, чех А. Муха, австриец К. Мозер. В 30-е гг. Поверхностям придана сознательно подчеркнутая плавность, легкая неправильность.
«Антуанетта» (1918), «Мадам Дерен» (1923—1926), «Мадам Стоун» (1927), «Честер Даль» (1934)—очень разные с точки зрения психологических характеристик и в то же время близкие друг Другу общностью эмоциональной настроенности. в 1893, Лондон The Yellow Book, осн. Работам Майоля присуще одно свойство, которое можно было бы назвать «светозарностью». Одним из самых выразительных произведений стал памятник "Граждане города Кале". Бурделю принадлежит декоративное оформление здания: барельефы, фрески. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные. В 50-х гг.
Объединение разных «живых» форм проявляется в частом изображении сатиров, кентавров, сфинксов. Это было так чуждо и непривычно для зрителей, что таких художников стали называть "фовистами" (от французского слова "хищник"). Зато угол дома, смотрящий на Сретенский бульвар, отмечен эркером оригинальной архитектуры. Он возник еще в 1950-х годах, но расцет его произошел лет на десять позднее.
Конструкции стиля— часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Для стиля модерн характерно стремление к внешней декоративности. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Если в работах Майоля нас поражала гармоническая цельность образов, плотность объемов, весомость пластических масс, если Бурдель открыл своими произведениями новую эпоху в области монументальной скульптуры, создав героические образы, полные бурной экспрессии и высокой нравственной силы, то, говоря о Деспио, первое, что мы должны отметить, — это обостренное «чувство индивидуального», присущее работам мастера. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни.
Существует много разновидностей абстрактного искусства под разными названиями. Яркими мастерами стиля модерн являлись скульпторы — Огюст Роден, Камилла Клодель, Аристид Майоль, все — Франция Франтишек Билек — Чехия Герман Обрист — Германия Жан Минне — Бельгия. Особую художественную ценность представляют динамичные и лёгкие по исполнению рисунки и офорты Р. Варианты всех названных скульптурных произведений Р. (в гипсе, бронзе, мраморе) находятся в Музее Р. в Париже, а также во многих других музеях мира. Творчество Р. составило эпоху в истории скульптуры сохраняя верность романтической традиции, безусловно принадлежа реализму (особенно психологически проникновенными портретами), соотносясь с импрессионизмом и символизмом, оно дало импульсы творческим исканиям различных по направленности мастеров скульптуры 20 в., учеников Р. Среди них: А. Бурдель, А. Майель, Ш. Деспьо, А. С. Голубкина.
Таков особняк А. И. Там, под Выборгом, он и был обработан для этой цели. в творчестве художника начинает сказываться влияние сюрреализма, проявление которого в пластике производит особенно отталкивающее впечатление («Весна», 1942 «Мать и дитя», 1941—1945 обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства). Они отличаются выразительностью и психологической остротой («Портрет Пикассо», 1912 Барселона, Музей). Стремление к обобщению доведено в работах Константина Бранкузи (1876— 1957) почти до полной абстракции. Огюст Роден, (Auguste Rodin) (1840-1917). Особенности творческого метода Майоля, основанного на обобщении, на стремлении к созданию синтетического образа, определили тематику его произведений, круг его интересов.
Это граничит со стремлением к монументальности, которая достигается в лучших портретных работах мастера, таких, как «Бетховен», «Энгр» и другие. Сооружение получилось грандиозным, состоящим из двух отдельных шестиэтажных корпусов. Среди других портретов привлекают внимание «Жако» (1917) и в особенности «Кра-Кра» (1917 оба — Гренобль, Музей) с двумя смешными косичками, с широко и доверчиво раскрытыми глазами. И никаких полутонов. Изящество и четкость силуэта, музыкальность ритма отличают такие его работы, как «Фавн», «Девушка с кувшином» и др.
Вторая прачечная, оборудованная специальным подъемником, была на чердаке. «конец века») в Англии— «современный стиль» (англ. Композиция «Геракла» при всей ее динамичности очень компактна. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели.
В 40—50-е гг. Родоначальником модерна считается Англия — старейшая страна капитализма. Художественное образование Бурдель получает в Тулузской, а затем в Парижской школе изящных искусств.
Линия приобрела удивительную силу. Огюст Роден, (Auguste Rodin) (1840-1917). "Река" – стихия воды, быстрой играющей, капризной, вечно изменчивой.
Бенуа, К. А. Особое место в творчестве Бурделя занимает портрет. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы. Невозможно сказать, где кончается конструкция и начинается декор, где плоскость стены переходит в рельеф, а рельеф – в скульптуру, витраж – в оконный переплет, а светильник – в перила лестницы. Рассчитанные на состоятельных жильцов квартиры имели от трех до девяти комнат.
Здесь вновь отчетливо обнаруживается отличие модерна от эклектики, более того – от архитектуры нового времени в целом, где фактурная выразительность материала не играла активной роли, а цвет использовался как вспомогательное средство для выделения главного элемента композиции – иллюзорно-тектонического или изобразительного декора. Совершенно «венской» деталью в глазах современников, по-видимому, выглядели золочёные завершения устоев аттика (в настоящее время окрашенные в серый цвет). Мебельные гении занимались также художественной росписью. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне12. Явная деградация абстрактной или близкой абстракционизму скульптуры, попытка замаскировать скудость творческой мысли различными эксцентрическими выходками, не имеющими отношения к искусству (экспонирование предметов бытового обихода, частей машин и т. д. ), свидетельствуют о том, что это направление зашло в тупик.
Однако, в отличие от Бранкузи исходящего из реальной формы и доводящего ее почти до абстракции, Арп претендует на создание «новой пластической реальности». Пренебрежение к природе, характерное для многих художников 20 в., абсолютно чуждо Деспио. Выдающийся скульптор XX в. Аристид Майоль (Аристид Жозеф Бонавентюр) начинал учебу в студиях салонных художников в 1881 в Париже, а затем в Школе декоративно-прикладного искусства. С 1898 г. на выставках «Салона французских художников», в «Салоне национального общества искусства» появляются первые работы Деспио. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму.
Ярким примером такого несоответствия может служить Эйфелева башня, которая, по мнению интеллигенции того времени, абсолютно не вписывалась в архитектуру Парижа и вызвала бурю негодований. Картины изображают консервные банкия, бутылки "Кока-колы", рекламные плакаты, увеличенные картинки и т. п. Входящие в орнамент стилизованные цветы, птицы, поверхности воды, зеркал и пр. Интересовали скульптора и лирические интимные сюжеты.
Графика Бёрдсли – классика модерна. Сын каменотеса, Бернар явился одним из наиболее убежденных сторонников непосредственной работы в камне (так называемая техника «taille directe»—«прямая рубка»). moderne – новейший, современный) или Ар Нуво (Art Nouveau) – стиль в европейском и американском искусстве конца 19 века – 1910-х годов. «Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Райта14. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий.
Свои первые вещи он иногда режет прямо в дереве без предварительной проработки в глине. Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель.
Фомина. Он мог наполнять собственные работы поэзией, при этом также мог сохранять реализм.
Модерн (от фр. Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. Это творчество художников-любителей, которое называют наивным или примитивным. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна— «югендстиль».
Стремясь к монументализации, обобщённой синтетичности образа и идеи, автор памятника К. В. Изенберг хотел показать значение человеческой личности, её борьбу со смертью и в тоже время осознание человеком своего долга перед Родиной – умрём, но корабль не сдадим. Поп-художники часто используют фотоснимки, коллажи, готовые предметы, необычные материалы. Самыми известными его творениями являются такие работы как «Река», «Три нимфы», «Ночь» и многие другие. Одним из самых выразительных произведений стал памятник Граждане города Кале.
Появляются новейшие техники и способы исполнения живописных и скульптурных творений. И никаких полутонов. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики2. Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли— автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов.
Если все эти мастера в своем творчестве исходят из реального пространства, которое является естественной средой для их скульптуры, то представители другой тенденции стремятся, по их словам, к созданию новой, «особой скульптурно-пространственной среды, подчиненной иным пространственным и временным закономерностям, чем те, которые господствуют в реальности». Направления модернизма не были связаны с национальными традициями стран, в которых они развивались. Окна— прямоугольные, вытянутые кверху, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна»— широкие, наподобие витрин. Эти ранние работы несколько схематичны, позы неестественны, движения скованны. Макаров принимал самое деятельное участие.
Памятник охватывают массивные железные цепи, прикреплённые к гранитным тумбам. Статуе Бронзовый век (1877), олицетворяющей пробуждение человечества, его смятение перед грядущим и проникнутой пафосом пророчества статуе Проповедующий Иоанн-Креститель (1879) в полной мере присущи характерные для Р. в дальнейшем смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, острая жизненность в передаче сложного движения и энергичная моделировка объёмов. Первый вариант «Средиземного моря» (1900) высотой всего 16 см производит впечатление большой вещи именно в силу монолитности форм, плотности объемов. Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. Несмотря на схематизм и условность в трактовке форм, эта попытка вернуться к изобразительности очень показательна. Аристид Майоль, (Aristide Maillol) (1861-1944).
Яркими мастерами стиля модерн являлись скульпторы – Огюст Роден, Камилла Клодель, Аристид Майоль, все – Франция Франтишек Билек – Чехия Герман Обрист – Германия Жан Минне – Бельгия. Главным средством выражения они изобрели цвет. Их программа была изложена в «Манифесте» 1920 г., который, по сути дела, явился теоретическим обоснованием конструктивизма.
Бурдель создал особый тип портрета — «героический портрет». Вырабатывается определенный характер лепки, соответствующий крупным, монолитным формам. Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть — буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трех- или четырехстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками).