Гордость Эрмитажа – скульптура «Скорчившийся мальчик» – это единственная работа великого Микеланджело Буонаротти в России. В Эрмитаже открылась выставка скульптур Микеланджело и их фотографий, сделанных известным итальянским фотографом Аурелио Амендолы.
Оба первых дошедших до нас скульптурных произведения Микеланджело — барельефы. Сегодня ее можно видеть в первой капелле от входа в правом нефе Собора Святого Петра.
Целых десять лет до встречи с Микеланджело она оплакивала свою потерю и плодом этих страданий явились стихотворения, создавшие ей славу поэтессы. В жизни Микеланджело не знал нежной ласки и участия и это отразилось на его характере. Примечательно то, что главным достижением Микеланджело Буонаротти является новаторство. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». Если мы обойдём «Мальчика» с противоположной стороны, то убедимся, что мышцы спины выступают, а позвоночник наоборот утоплен (3).
Спустя практически сто лет ее покупают Медичи и перевозят во Флоренцию. Чести украсить его гробницу добивались многие скульпторы и художники того времени. Скульптура закончена, однако на ней видны следы от ударов резца.
«Скорчившийся мальчик»— единственная скульптура Микеланджело в России. Это соборный флорентийский храм. Эта знаменитая статуя считается, пожалуй, одним из самых смелых творений Микеланджело.
Он не был хрестоматийным идеалом. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения. Учение шло все хуже и хуже. Он создал 57 скульптур (на сегодня известных), 10 из которых безвозвратно утрачены.
В тот момент, когда герой мужественно готовится поразить врага своего народа. Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства.
Этические и гражданственные идеалы не были для Микеланджело чем-то внешним и преходящим — это словно часть его души. Количество одновременно (в один исторический период) работающих гениальных художников являлось неким рекордом для всей истории искусства. Мы видим вздувшиеся вены и ураган страстей на лице вождя. Естественная античная красота и идеальность пропорций контрастируют со средневековым христианским образом «мучительного ощущения скорби» из-за бренности существования. За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией.
Однако, данная статуя выполнена из мрамора с многочисленными вкраплениями. На протяжении последующих лет многочисленные интриги, недостаток финансирования и обвинения Микеланджело в растрате выделенных средств заставили мастера несколько раз кардинально пересмотреть свой первоначальный замысел. «Давид» – самая копируемая скульптура эпохи Возрождения. Он создал ее в двадцать два года по заказу Рафаэля Риарио итальянского кардинала.
Микеланджело был с теми, кто с оружием в руках сражался за свободу родного города. По другому мнению, мастер, несмотря на свои твердые республиканские убеждения, не выдержал тревоги перед наступающими событиями: он бежал в Феррару и Венецию (1529), хотел укрыться во Франции.
Когда во Флоренции стало известно о Sacco di Roma (разгроме Рима), в городе вспыхнуло восстание и Медичи вновь, но ненадолго были изгнаны за пределы Флоренции. Люди, сделавшие это, верили в бессмертие мастера, которое он заслужил в памяти людей и хотели воздать его праху почести. Мощный волевой напор завораживает, а иногда и пугает зрителей. Огорченный отец приписывал это лености и нерадению, не веря, конечно, в призвание сына.
Композиция состоит из Ночи, Дня, Утра и Вечера. Именно так: Скульптору с большой буквы. Скульптура Микеланджело «Пьета» считается искусствоведами одним из нескольких сохранившихся произведений переходного периода от Раннего Возрождения пятнадцатого века к высокому периоду этой эпохи. Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия.
«Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России. Находится она в Государственном музее Эрмитаж и выставляется на постоянной основе. Несмотря на учебу у Гирландайо и Бертольдо, Микеланджело можно считать самоучкой. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Скульптуру приобрел банкир Галли, который жил недалеко от дворца Канчеллариа.
Искусство он воспринимал неоплатонически, как неистовство души. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Сегодня терракотовая модель статуи «День», например, находится в Хьюстоне, «Утро» – в Лондоне. Однако папа Климент VII, сам происходивший из рода Медичи, пошел на сговор с Карлом V и объединенными усилиями папских и императорских отрядов началась осада героической Флоренции.
Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Фигуры расположены на покатых крышках так, словно готовы соскользнуть с них. Отказавшись от дальнейшей работы над статуей, он покидает Рим и уезжает во Флоренцию, где начинает свою второю версию фигуры Христа. Они говорят, что в этом первом самостоятельном творении абсолютно нет личности автора. Основы культуры Микеланджело носили неоплатонический характер.
Об одном из этих рельефов — о «Битве кентавров» — можно с уверенностью сказать, что это пример самой «чистой» скульптуры, которую только знает столь богатое памятниками пластики 15 столетие.
«Вакх» изображает римского бога виноделия, которому соответствовал греческий Дионис, в сопровождении маленького сатира. Особое значение «Битвы кентавров» состоит также в том, что этот рельеф уже содержит в себе своеобразную программу будущего творчества Микеланджело. За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. Давайте познакомимся ближе с работами этого гения эпохи Возрождения. Это пятиметровое изваяние стало символом Флорентийской республики практически сразу после создания.
Как в Древней Греции семь городов спорили из-за чести называться родиной Гомера, так и в Италии 16 века Рим и Флоренция поспорили за право похоронить на своей земле «Божественного» Микеланджело. В 1501 году Микеланджело вернулся во Флоренцию.
Скульптуры же Донателло были перемещены в другое место из зала совета. Сегодня скульптура является экспонатом в флорентийском музее Барджелло. Пример тому первая крупномасштабная скульптура Микеланджело, созданная в 1496—1497 годах статуя «Вакха» (Флоренция, Национальный музей). Микеланджело был с теми, кто с оружием в руках сражался за свободу родного города.
Дух ремесленной мастерской уступал здесь место более свободной и артистической атмосфере. Микеланджело Буонаротти – великий флорентийский художник, скульптор, архитектор и поэт. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Его статуя «Давид» стала эталоном Высокого Ренессанса, а «Пьета» – лучшим воплощением тела мертвого человека в скульптурном исполнении. Кто же являлся заказчиком шедевра.
Находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Его герои противятся злу, борются, страдают. Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. Существует несколько интересных фактов, связанных с этой работой. Бахус «Пьяный Вакх» считается первой удачной работой молодого мастера. Не связанная с выполнением официальных и частных заказов, она была лишена специфической цеховой обстановки. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест. Падение Флоренции он пережил чрезвычайно остро.
Творчество великого скульптора, архитектора, художника и поэта эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (1475-1564) представлено в собрании Эрмитажа скульптурой и маленькой фигуркой «Скованного раба» (выполненной из дерева и покрытой сверху воском). Она происходила из старинного и могущественного римского рода. Никто не брался завершить статую. В рисунках его речь особенно лаконична. Гениальный Микеланджело Буонарроти – итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт.
Только здесь проявлял художник свободно свой ум и знания в литературе и искусстве. А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. Это был принцип учения Бертольдо первого учителя великого мастера. Рабы Далее мы рассмотрим один из самых удачных примеров скульптуры Микеланджело. Когда во Флоренции стало известно о "Sacco di Roma" (разгроме Рима), в городе вспыхнуло восстание и Медичи вновь, но ненадолго были изгнаны за пределы Флоренции. Здесь нет и следа патетики, напряжения, которые раньше давали о себе знать у Микеланджело.
Прирожденное дарование скульптора не покидало мастера до конца его дней. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). Именно из-за действий вразрез канонам он прославился в веках. Отец отдал сына в школу Франческе да Урбино во Флоренции.
Скульптура представляет из себя статую высотой 54 сантиметра. Скульптура «Скорчившийся мальчик» воспринимается так, как будто мальчик вот-вот оживет. Глыба имела 9 футов высоты и осталась в первой грубой обработке. Поступки, отмеченные незаурядной смелостью, сменяются приступами слабодушия.
Был сколот нос. Мария кладет руку на плече своего сына и горестно склоняет над ним голову. Речь идет об огромной фреске на алтарной стене. Это стало его первым архитектурным заказом. Падение Флоренции он пережил чрезвычайно остро.
«Искусство ревниво, — говорит он, — и требует всего человека». Но источником вдохновения для него, в отличие от Леонардо, служила не природа, а культура как история человеческой духовности, борьбы за спасение души. Это был последний бой, происходивший на свадьбе, вот таким образом в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу). Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. Скульптура «Скорчившийся мальчик» (в центре зала 230) предназначалась для украшения гробницы правителей Флоренции герцогов Медичи, но не попала в последний вариант этого памятника. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде.
Но, в конце концов, отец смирился с художественными наклонностями сына и однажды, взяв перо, написал: «Тысяча четыреста восемьдесят восьмого года, апреля 1-го дня, я, Лодовико, сын Лионардо ди Буонаротти, помещаю своего сына Микеланджело к Доменико и Давиду Гирландайо на три года от сего дня на следующих условиях: сказанный Микеланджело остается у своих учителей эти три года, как ученик, для упражнения в живописи и должен, кроме того исполнять все, что его хозяева ему прикажут в вознагражденье за услуги его Доменико и Давид платят ему сумму в 24 флорина: шесть в первый год, восемь во второй и десять в третий всего 86 ливров». Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. Однако тот повреждает работу, на которую ушло около четырех лет. «Академия» в садах Медичи была школой более высокого уровня. Сюжет для этой работы был предложен скульптору поэтом Анджело Полициано. Как ни изуродован был этот мраморный блок, Микеланджело сразу увидел в нем своего «Давида».
Другие считают, что перед нами аллегория скорби и траура. Эта скульптурная группа состоит из четырех фигур, стоящих попарно на двух саркофагах.
В них нет уже спокойствия и равновесия, свойственных искусству Леонардо и Рафаэля. Он пишет, что его будущее творение «своей архитектурой и скульптурой станет зеркалом всей Италии». Фигуры расположены на покатых крышках так, словно готовы соскользнуть с них. Изготовлена из мрамора в 1530—1534 годах, высота — 54 см.
Статуя более чем в натуральную величину. Статуи рабов изображают двух молодых и сильных юношей, которые находятся в путах. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу. А в двадцатом веке Иерусалим отказался принимать у себя копию статуи «голого итальянца пятнадцатого века», так как «Давид» Микеланджело оказался необрезанным. Скульптор создает выразительную фигуру скорчившегося мальчика. С названиями «Моисей» и «Давид» мы уже познакомились. Он встретил такую женщину, но слишком поздно.
Этот проект существовал в нескольких вариантах. Это была Виттория Колонна.
Статуя кажется немного незаконченной и кое-где видны необработанные участки. Микеланджеловская «Битва кентавров», по существу, открыла собой новую эпоху в ренессансном искусстве, а для истории скульптуры она была предвестником подлинной, революции. «Пьета» принадлежит к наиболее законченным работам Микеланджело — она не только завершена во всех своих мельчайших деталях, но и вся до блеска отполирована. Микеланджело, как говорили современники, в ней изобразил «спящего каменного ангела, в котором чувствуется дыхание».
Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. Римская «Пьета» сделала Микеланджело первым скульптором Италии. Фигура мальчика, как бы помещена в мраморный куб.
Первые две скульптуры располагаются на надгробии Джулиано, а вторые – на саркофаге Лоренцо Медичи. Она состоит из двух фигур – рабов, умирающего и восставшего.
Та композиция, о которой мы сейчас поговорим, задумывалась как часть мавзолея Юлия II. Таким образом, он пытался сохранить связь между творением человеческого и природным состоянием каменного блока. Второй такой, наравне с предыдущей, является «Давид». Теперь борьбу за свободу олицетворял шедевр Микеланджело Буонарроти.
Ее дубликаты стоят в Москве, Лондоне и на разных площадях родного города. Традиционно считается, что эта скульптура является аллегорией самой Флоренции. Ему было тогда уже шестьдесят лет. Работу по осуществлению проекта начал Донателло со своим подмастерьем, но он успел создать только одну скульптуру После его смерти проект был приостановлен, а глыба мрамора (в народе прозванная «Гигантом»), предназначенная для статуи Давида, постепенно рассыпалась под воздействием эрозии. В начале шестнадцатого века была созвана комиссия, в состав которой входил и Леонардо да Винчи, которая постановила подписать контракт с двадцатишестилетним скульптором Микеланджело Буонарроти.
Герои Микеланджело ведут борьбу и часто, подобно «Скованному рабу», оказываются не в состоянии сломить враждебные им силы. Период Высокого Ренессанса представляет собой апогей эпохи Возрождения. Окончательный, шестой вариант гробницы, был утвержден только в августе 1542 года.
Он приступил к работе в сентябре 1501 года. Микеланджело, в свете своей трагической судьбы, похож на своих героев и недаром его жизнь привлекала внимание писателей и поэтов. Находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Подобные настроения сказались не только в «Скорчившемся мальчике», но и в «Скованном рабе». Достаточно назвать такие имена как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.
Все передано только в самых общих чертах, только намечено в камне. Падение Флоренции он пережил чрезвычайно остро. Если рассмотреть статую поближе, то можно заметить, что она не закончена.
Флоренция объявила его бунтовщиком и дезертиром, но затем простила и предложила вернуться. Аллегории разного времени суток изображены в виде фигур молодых мужчин и женщин. «Моисей», скульптура Микеланджело, не оставляет равнодушным никого.
Высочайшие творческие взлеты чередуются с периодами неуверенности и сомнении, с бесчисленными перерывами в работе над произведениями гораздо более скромных масштабов. На его погребении во Флоренции выступали крупнейшие писатели и ученые того времени. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 году. Модель «Вечера» была утеряна, ее купил какой-то коллекционер и следы с этого времени пропали. Это весьма сложная поза. Самой прекрасной частью композиции считается скульптура «Ночь».
Сильные, конвульсирующие от внутреннего напряжения тела пересекают горизонтальную линию карниза, внося во всю композицию элемент беспокойства и скорби. Первая из них изображает причастность небесных стихий к роду «величайшего флорентийского правителя». Фигуры расположены на покатых крышках так, словно готовы соскользнуть с них. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб».
Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. В одном из поздних своих произведений, «Пьета Ронданини» (Милан, замок Сфорца), Микеланджело как бы возвращается к старым простым мотивам и формам средневекового искусства. Описание самых знаменитых из них вы сможете прочитать ниже.
Петра, будучи одним из характерных произведений первой, «классической» фазы Высокого Возрождения, занимает в ренессансной скульптуре примерно такое же место, какое в живописи заняла завершенная еще между 1490 и 1494 годами леонардовская «Мадонна в гроте». Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. Изготовлена из мрамора в 1530—1534 годах, высота— 54см.
Когда во Флоренции стало известно о «Sacco di Roma» (разгроме Рима), в городе вспыхнуло восстание и Медичи вновь, но ненадолго были изгнаны за пределы Флоренции. К первому относятся такие атрибуты, как женское, одетое и вертикальное их антонимы являются символами мертвого в «Пьете». Художник принял его с энтузиазмом. Время изготовления Скорчившегося мальчика относят к 1530-1534 годам. Изготовлена из мрамора.
Приобрела шедевр мирового искусства Екатерина II в 1785 году. Одиннадцатого марта тело «Божественного» Микеланджело пронесли в город.
Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Гигантское мраморное изображение Давида (Академия, Флоренция), в виде красивого, мускулистого, обнаженного юноши, который с тревогой смотрит вдаль, как будто оценивая своего врага – Голиаф, с которым ему предстоит биться. Несколько осколков найти не удалось. По одним источникам он принимал участие в обороне родного города, а после его падения был вынужден сотрудничать с папой из семейства Медичи. Микеланджело был с теми, кто с оружием в руках сражался за свободу родного города. Гений этого человека самым лучшим образом выражается в скульптуре. «Я имею супругу, которой весь принадлежу и мои дети — это мои произведения».
В ее доме встречали Микеланджело как царственного гостя. Здесь есть произведения таких мастеров, о которых знает каждый школьник. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. Она не только принесла ему славу — она помогла ему по-настоящему оценить свои творческие силы, рост которых был настолько быстрым, что произведение это очень скоро оказалось для него пройденным этапом. Эта работа Микеланджело является единственной скульптурой великого мастера в России.
Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. Наша работа, посвящена Микеланджело Скульптору. В принципиальном плане микеланджеловское «Оплакивание» в Соборе св. Одновременно с этим во взгляде Давида сквозит непоколебимая уверенность в победе.
Борьба с мраморной глыбой заняла у него более двух лет. Художник задумал не пророка, не царя, а юного гиганта в полном избытке молодых сил. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна. Как сказал Стендаль, если вы не видели этого изваяния, вы понятия не имеете о возможностях скульптуры.
Фигура очень динамична и наполнена внутренней энергией. По оценкам специалистов, эта скульптура стала эталоном среди всевозможных изображений этой библейской сцены. Мы отдельно поговорим о двух композициях.