Piet – «жалость») – иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией. Это первая и самая выдающаяся пьета Микеланджело Буонарроти и единственная скульптура, которую он подписал. В Ватикане на главной площади Святого Петра расположена в первой капелле неповторимый шедевр Микеланджело Буонарроти – это мраморная скульптура, которая рассказывает о библейском мотиве – оплакивание Христа.
Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного. Этот проект существовал в нескольких вариантах.
«Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа и резцом на постаменте высек надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил». Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве. После того, как скульптура была установлена в находящейся в Соборе Святого Петра капелле девы Марии, он часто приходил полюбоваться своим творением.
Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной. Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли.
Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына. У Микеланджело контрасты сходятся воедино и не могут существовать по отдельности. За левой ногой Бахуса прячется фавн, надкусывающий гроздь винограда. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа.
На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Ее сын божественный Иисус мертв. Его интересовала работа с камнем, мрамором, ему хотелось высечь из целого монолитного куска камня фигуру человека, вдохнуть в него жизнь и всех поразить качеством исполнения. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Решение было принято в пользу полного восстановления.
Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Четырнадцатилетним юношей он поступил на учебу к одному флорентийскому живописцу. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор.
Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Готика знала два типа подобного оплакивания: либо с участием юной Марии идеально прекрасного лика которой не способно омрачить постигшее ее горе, либо с пожилой богоматерью, охваченной страшным, душераздирающим отчаянием. День Воспоминания Горечи и Скорби Благословенной Девы Марии был приурочен к Страстной Пятнице.
Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Работа была закончена около 1500 года, уже после смерти кардинала, умершего в 1498 году. Многим работам Буонарроти приписывают противоречивость, что было присуще его характеру.
16 августа 1501 года был заключен договор. Наконец, кураторы собора, проконсультировавшись со знатоками скульптуры, признали камень годным к доделке. В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях – образ, заимствованный из североевропейского искусства.
«Пьета» Микеланджело Буонарроти одна из самых выдающихся скульптурных композиций в истории искусства. Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Самая большая несправедливость заключается в том, что настоящее месторасположение скульптуры противоречит художественной идее творца: сегодня "Пьета" доступна для изучения зрителей только с одной точки из-за этого теряется полная композиция обозрения.
Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. «Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо.
В нем и отчаяние и вопрос. Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства. Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа. Случилось это в 1972 году. Диаметр 120 см. И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.
Его изготовил Франческо Борромини. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Левая же рука Марии как будто бы показывает недоумение.
Италия. Микеланджело решительно отошёл от привычных установок: в скульптурной группе "Скорбящая Мадонна" его Мария молодая, но за её сдержанностью угадывается вся глубина её горя. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание.
Заказ на скульптурную группу был получен благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобретал микеланджеловские статуи и всячески помогал ему. Множество скульптур, картин исторических зданий радуют глаз туриста. Еще при жизни Микеланджело папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Карафой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. При всей грубости линий этого незавершенного произведения, рассматривая позу фигур, можно ощутить эмоциональный надрыв и отчаянье Богоматери.
Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году. Лоренцо изображен в спокойной задумчивой позе. Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок.
Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб». Это произведение внесло новизну в передачу драматизма.
Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. Но все-таки Микеланджело больше влекла скульптура. Так как эта часовня была разрушена архитектором Донато Браманте в ходе начавшегося в 1506г строительства нового собора Святого Петра, Пьета Микеланджело до 1517 года временно заняла свое место в ризнице часовни Санта Мария делла Феббре, располагавшейся рядом со старой базиликой. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Сначала мастер вырезал левую руку Давида. К началу XVI века заброшенный мрамор представлял собой жалкое зрелище.
Современники оценили труд Микеланджело, но критика все-таки разразилась вокруг столь юного лица Марии. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. В1568г.
«. А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. Действуя молотком и резцом, он отсекал от камня все «лишнее» и создавал совершенство. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты.
Возрождение. Приподнятая к губам левая рука как будто бы намекает наего внутреннее молчание. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей. Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу.
Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Его считают великим мастером Высокого и Позднего Возрождения, ведь именно эта личность смогла проявить свою универсальность в архитектуре, в живописи, в поэзии, в скульптуре.
Фигуры были высечены из монолитной глыбы каррарского мрамора высотой 1 м 74 см. Имелись также и другие небольшие повреждения. Ему было важно услышать мнение других. «Оплакивание Христа» — единственная работа Микеланджело, которую он собственноручно подписал своим именем. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру.
Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». С другой стороны от Лоренцо изображен засыпающий мужчина — аллегория вечера.
Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний. Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Петра, как планировалось, а в церкви Сан Пьетро ин Винколи. Несколько осколков найти не удалось. Галерея Уффици. Пусть никогда и в голову не приходит любому скульптору, будь он художником редкостным, мысль о том, что и он смог бы что-нибудь добавить к такому рисунку и к такой грации и трудами своими мог когда-нибудь достичь такой тонкости и чистоты и подрезать мрамор с таким искусством, какое в этой вещи проявил Микеланджело ибо в ней обнаруживается вся сила и все возможности, заложенные в искусстве. Собор Святого Петра в Ватикане богат шедеврами: Папы не скупились, приглашая для его украшения лучших мастеров своего времени.
Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Микеланджело изваял эту скульптурную группу по заказу французского кардинала Жана Билэра де Лагрола. Создавая это произведение, Микеланджело думал о Савонароле, сожженном на костре 23 мая 1498 года в той самой Флоренции, которая его боготворила, на той площади, где гремели его страстные речи и где народ, для которого он жил и умирал, втыкал теперь гвозди между досками на пути мученика, шедшего босыми ногами к костру.
Уже после установки в соборе Св. В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя. Отныне руки Христа были прижаты к телу. Тогда уязвленный юноша на перевязи идущей через левое плечо Мадонны, в первый и последний раз вырезал подпись: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил». Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо.
Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы.
Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Другой инцидент связан с подписью скульптора. Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет и многие не верили в его авторство. Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода.
Эта надпись была неслучайной. Гробницу Лоренцо украшают две скульптуры: «Утро» и «Вечер». Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". Италию называют музеем под открытым небом. Вещи эти возбудили желание у кардинала Св.
Он был готов работать сутки напролет, чтобы добиться идеального результата. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». Подобный сюжет, кстати, не подтвержденный ни в одном тексте Евангелия использовался, тем не менее, довольно-таки часто в католической иконографии того времени и отражал, главным образом, случившуюся трагедию. Был сколот нос.
Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра. «Оплакивание Христа» Микеланджело (1496) находится в базилике Святого Петра в Ватикане. Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия.
Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны.
Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость.
Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». Но кто он. Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Библейский пророк изображен со скрижалями завета.
Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. В то же время их мощь контрастирует с юным и мягким лицом Девы Марии, что вносит в композицию оттенок напряжения и драматизма. Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. Для самого Микеланджело «Пьета» долго оставалась одним из любимейших творений, ведь только она удостоилась подписи автора.
Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость. Во Флоренцию приезжают, чтобы погрузиться в эпоху Ренессанса, ведь именно здесь жили и творили, как их сегодня называют, «титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан. Девы Марии при этом не было. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства. Это был последний бой, происходивший на свадьбе, вот таким образом в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу). Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде.
За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. «Пьета» не исключение. Однако по требованию наследников папы надгробный памятник поместили не в соборе Св. Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Его сняли с креста, перенесли к гробнице.
Скульптура изображает скорбящий образ девы Марии, удерживающей на своих коленях безжизненное тело Иисуса, только что снятого с креста. Когда Микеланджело узнал об этом, он сказал: «Передайте папе, что это дело маленькое и уладить его легко.
По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. Флоренция.
Как пишет Ирвинг Стоун в книге «Муки и радости», скульптура выглядит статичной, скованной, замкнутой и полностью погруженной в собственный мир. Сейчас статуя находится в музее Барджелло во Флоренции. Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы. Прежде всего, скульптор хотел воссоздать фигуру Богоматери, которая поддерживает тело своего Сына. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых.
Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане. Микеланджело внёс своё слово в традиционную иконографию: он был первым, кто соединил в скульптуре две фигуры, взятые в одном изваянии в натуральную величину и положил взрослого мужчину на колени женщине. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Все считали, что это дело рук прославленного мастера.
Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери. Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св. Глыба имела девять футов высоты.
Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. ". Дерево, масло. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии.
Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую. Почему.
Оскорбленный Микеланджело той же ночью вернулся в собор Святого Петра и высек на ленте, перекинутой через плечо Богоматери, слова «Сделал Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. Искусствовед Йоханнес Уайльд однажды написал о скульптуре следующее: «вкратце это не образ бога». Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса.
Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник. Однако работал Микеланджело около двух лет.
В начале молитвы Св. Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина. Первоначально статуя была предназначена для гробницы папы Юлия II. Его жизнь напоминает жизнь аскета, полностью отдавшегося созиданию. Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства.
Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем.
За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. Слегка склонена голова Богородицы. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына».
После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. Отныне скульптор стал узнаваемым гением. Кажется, что скульптура вот-вот упадет.