Рюд делает скульптурные портреты мореплавателя Лаперуза, почитаемых Луи Давида, Франсуа Девожа, выполняет частные заказы. Рюд делает скульптурные портреты мореплавателя Лаперуза, почитаемых Луи Давида, Франсуа Девожа, выполняет частные заказы.
Ревалд). (Показательно, что почти каждую работу Деспио повторял от трех до девяти раз, добиваясь подлинной художественной завершенности. ) В отличие от Бурделя, которому больше удавались воображаемые образы, Деспио работает только с натуры и лучшие его произведения — это портреты людей, которых он хорошо знает и любит, —«Тома» (1916), художники Льевр (1918 Алжир, Музей) и Леви (1921 Алжир, Музей), спокойный и задумчивый Гле зер (1924) и другие. «Я леплю на простонародном наречии», — любил говорить мастер. Возникли громоздкие дома навеянные готикой, подражания барочным или ренессансным дворцам. В дальнейшем Рюд уже не смог ни в одном из своих произведений достичь уровня знаменитой «Марсельезы». Его последующее творчество многообразно по тематике (памятники, надгробия, бюсты, религиозные и мифологические композиции) и неровно по художественному уровню. Был сыном печника и первоначально занимался ремеслом своего отца.
Недаром Деспио скажет впоследствии: «Прежде чем украшать стену, надо ее построить». цЙМ РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП Ч рБТЙЦЕ. Деспио родился в Монт де Марсан, в Ландах.
Этот период успело застать поколение ваших родителей. С 1914 г. он начинает выставляться вместе с кубистами, наиболее последовательно придерживаясь теоретических установок этого течения («Женская форма», 1918, собственность автора «Орфей», 1928, Париж, Музей современного искусства «Бах», 1932). Кризис, который переживает французская скульптура, остро ощущают и сами художники. 29 июля 1836 года Триумфальная арка была торжественно открыта. (В этом городе в 1962 г. открыт музей Деспио. ) Его отец и дед были штукатурами.
1887). А главное — ему не хотелось расстаться с дочерью Фремье — милой и очаровательной Софи. Другие работы мастера: Портрет Ж. Л. Давида (1838) Маршал Мориц Саксонский (1836—1838), Жанна дАрк, внимающая голосам (1845—1852, все — Париж, Лувр), Годфруа Кавеньяк (1845—1847, Париж, кладбище Монмартр), Наполеон, пробуждающийся к бессмертию (1845—1847, Фиксен-ле-Дижон), Памятник Гаспару Монжу (1846—1848, Бон).
После ряда перипетий и интриг за Рюдом остался только один первый рельеф. Сподвижник Наполеона, после его отречения служивший Бурбонам, был послан на борьбу с императором, который самовольно покинул остров Эльбу и двинулся на Париж — знаменитые 100 дней. В 1812 году он был удостоен первой премии за работу «Аристей оплакивает потерю своих пчел». После падения Наполеона и реставрации Бурбонов Рюд эмигрировал в Бельгию. 1940 Нью-Йорк, собрание Дж.
Тысячи добровольцев записались в армию. В нем так же смело объединены образы аллегории и реальности. Сын каменотеса, Бернар явился одним из наиболее убежденных сторонников непосредственной работы в камне (так называемая техника «taille directe»—«прямая рубка»). Ни годы, ни изгнание не сломили великого бунтаря.
У Майоля силуэт подчеркивает, выделяет обособленный, пластический объем в пространстве. Это нарушение «границ дозволенного» явилось вообще характерной болезнью европейского искусства на рубеже 19—20 вв. Вырабатывается определенный характер лепки, соответствующий крупным, монолитным формам. В отличие от трепетной поверхности в портретах Родена, где тонкие нюансы обработки создавали ощущение рождающегося на глазах характера, ощущение движения человеческой мысли во времени, у Бурделя формы более монолитны, выразительность и жизненность образов достигаются за счет динамики крупных пластических масс.
Он проронил тогда: «Что слава. Несмотря на схематизм, упрощение форм, Цадкин не порывает полностью с изобразительностью. XIX столетия.
Этот принцип соединения различных стилей называют эклектическим, а соответствующую ему архитектуру – эклектикой. «Как было бы прекрасно уметь воспроизвести всё, что чувствуешь. «Антуанетта» (1918), «Мадам Дерен» (1923—1926), «Мадам Стоун» (1927), «Честер Даль» (1934)—очень разные с точки зрения психологических характеристик и в то же время близкие друг Другу общностью эмоциональной настроенности. Противоречие академизма и новых запросов в обществе.
Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Излюбленной темой его является женский торс. Можно сказать, с этого времени начинается Рюд как личность в скульптуре.
Образы ее глубоко типичны. Рюд Франсуа (Rude) (1784-1855), французский скульптор. Шестиконная колесница с фигурой «Славы» (или «Победы»)— просто изобразительное украшение. Он проронил тогда: «Что слава. Позднее он повторил в мраморе бюст ещё раз (1838, Париж, Лувр) и ввёл в композицию одежду». В 40—50-е гг. Частным образом занимался рисованием с Пьером Картелье. Не менее патетичны и эмоциональны мемориал Наполеона в Фиксене под Дижоном (Наполеон, пробуждающийся к бессмертию бронза, 1845–1847) и памятник М. Нею на площади Обсерватории с фигурой маршала, взмахнувшего саблей в призыве к атаке (бронза, 1852–1853).
Принципы «негативной» формы или «контрформы», широко используются им в таких работах, как «Арлекин» (1932 Париж, Музей современного искусства), «Антиной» (1932 частное собрание), «Пророк» (1933 Париж, Музей современного искусства). Крайним сторонником этой техники явился Иоахим Коста (р. тПДЙМУС Ч дЙЦПОЕ 4 СОЧБТС 1784 Ч УЕНШЕ ЧМБДЕМШГБ ЛХЪОЕЮОП-МЙФЕКОПК НБУФЕТУЛПК.
В период реставрации Бурбонов эмигрировал в Бельгию (1815-27), где сблизился с Ж. Л. Давидом. 29 июля 1836 года Триумфальная арка была торжественно открыта. Начало 60-х гг.
музее, в Лувре), Л. Давида (в Луврск. рТПУМБЧЙМУС ЛБЛ БЧФПТ НБУЫФБВОПЗП ТЕМШЕЖБ чЩУФХРМЕОЙЕ ДПВТПЧПМШГЕЧ Ч 1792 ЗПДХ (ЙМЙ нБТУЕМШЕЪБ, ЛБНЕОШ, 1833-1836), ХЛТБУЙЧЫЕЗП фТЙХНЖБМШОХА БТЛХ ОБ РМПЭБДЙ ьФХБМШ ЛПНРПЪЙГЙС У ЗТХРРПК ЧППТХЦЕООЩИ ЗТБЦДБО, ХУФТЕНЙЧЫЙИУС ЧРЕТЕД РПД ЧПДЙФЕМШУФЧПН РБТСЭЕК уЧПВПДЩ, РБФЕФЙЮЕУЛЙ СТЛП ЧЩТБЪЙМБ ТЕЧПМАГЙПООЩЕ ЙДЕБМЩ. А над ними в неистовом порыве с мечом в руке на фоне знамён и копий огромная шестиметровая крылатая Свобода, крылатая Победа.
Главным достоинством лучших его произведений является энергия монументального жеста, та «тайна жестов», которая восхищала О. Родена. Небольшие домики под розовыми черепичными крышами, серебристые оливы, виноградники—«Море, солнце, вино — здесь невозможно создавать бесчувственное искусство», — говорил Майоль. Уже в «Спящей музе» (1909 Париж, Музей современного искусства) скульптор, стремясь убрать все «лишнее», превратил человеческую голову в отполированный предмет яйцевидной формы — человеческий образ подменяется геометрической фигурой.
Задуман был также зимний сад и обеденный зал, оборудованный «автоматической» подачей кушаний с первого этажа. В «Марсельезе» мастер использовал традиционный арсенал скульптуры классицизма, но вдохнул в нее живую душу и наполнил подлинно романтической страстью. 20 сентября 1792 добровольцы и завоевали решающую победу над чужаками под Вальми. Жизнь стремительно меняется.
муз. ), принца Морица Саксонского (там же) и др. Наполеон приподнимается со своего ложа, сбрасывая погребальное покрывало. Она полна экспрессии, превосходящей даже романтические образы Делакруа — знаменитую «Свободу на баррикадах», созданную почти одновременно с работой Рюда. Она только для истинных мастеров. Рельеф Рюда композиционно разделен на аллегорическую (верхнюю) часть и низ с воинами-добровольцами. Использует новые материалы – стальные конструкции – в увражах.
У меня заранее имеется идея моей статуи». С 1884 г. произведения Бурделя начинают появляться на выставках. Ранние работы Архипенко (1909—1912), выполненные в более реалистической манере, свидетельствуют о несомненной пластической одаренности мастера. Работа над ансамблем Дворцовой площади стала лучшим, пожалуй, эпизодом творческой судьбы мастера и созданное им явилось высшим достижением его искусства.
Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Творческий путь Майоля протекает ровно и плавно. Мнения разделились и монумент маршалу Нею вызвал как захваченных в лагере французских романтиков (Виктор Гюго), так и раздражение их идейных противников. Она зовет и ведет вперед и только вперед. Наиболее значительным произведением скульптора позднего периода является монумент «Памяти разрушенного Роттердама» (1953).
Среди других работ Рюда – памятник математику Г. Монжу в Боне (Бургундия бронза, 1846–1848), фигура Жанны дАрк (мрамор, 1845–1852, Лувр), драматически-суровое надгробие Г. Кавеньяка на кладбище Монмартр (бронза, 1845–1847). Именно в те дни родилась песня Руже де Лиля — Марсельеза, ныне национальный гимн страны. В станковых произведениях эволюционировал от стандартного неоклассицизма (портретный бюст Ж. Л. Давида, мрамор, 1827 Меркурий, завязывающий сандалию, бронза, 1827) к более динамичным романтическим образам (Неаполитанский мальчик-рыбак играющий с черепахой, мрамор, 1833 все работы – Лувр, Париж). Однако, в отличие от Бранкузи исходящего из реальной формы и доводящего ее почти до абстракции, Арп претендует на создание «новой пластической реальности». Эта «классичность» чувствуется и в подходе Майоля к работе с натуры: (например, этюд для «Гармонии», ок. ч ТПДОПН ЗПТПДЕ тАДБ ПФЛТЩФ РЕТУПОБМШОЩК НХЪЕК УЛХМШРФПТБ.
Интерес к отвлеченному пластическому объему характерен и для творчества Ганса Арпа (р. Только это и завидно, остальное не в счет», – скажет он позднее. А главное, ему не хотелось расстаться с дочерью Фремье – милой и очаровательной Софи. Практически работы Певзнера напоминают сложные математические фигуры, выполненные из красивых современных материалов: пластики, целлулоид, стекло, нейлон, — они отличаются изяществом и отточенностью форм, однако человек, с его мыслями, чувствами, полностью изгнан отсюда.
Современник Архипенко испанец Пабло Гаргальо (1881—1934) также увлекается решением пространственных проблем. Они отличаются выразительностью и психологической остротой («Портрет Пикассо», 1912 Барселона, Музей). Скульптора вдохновляли и библейские сюжеты им были выполнены статуя Богородицы, скульптурная группа «Крещение Господне» и «Распятие». Характеризуя одну из своих ранних работ («Адам», 1888 Париж, музей Бурделя), скульптор говорил: «Я хочу воссоздать его таким, каким он внезапно появился перед удивленным миром, во всей своей первозданной силе и наивности». От всего лица словно исходит мягкий, спокойный свет, создающий ощущение чистоты и ясности, делающей индивидуальный портрет воплощением светлой безмятежности детства. Революционный отряд выступает в поход.
Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Освоил монументально-декоративное искусство в основном в свои бельгийские годы (рельефы замка Тервюрн, 1879 не сохранились). Из хобота слона должен был бить фонтан «вечной славы», а под хоботом предполагалось устроить мраморный вход. Стройные фигуры с удлиненными пропорциями вызывают в памяти образы Реймса, Страсбурга.
Вот таким образом войну с иноземцами, защиту родины, уже повел сам народ без провода монарха, как было веками до этого. Елены Проверки Великобритании. Вместе они уезжают в Брюссель. Яркая эмоциональность, отказ от канонов, расширение круга тем и, в частности, обращение к исторической теме характерны для французских скульпторов-романтиков, в том числе и Франсуа Рюда.
Их жесты порой угловаты, позы несколько неуклюжи, но им присуща своя, особая грация. Художник стремится создать как бы пластический эквивалент крика — крика ужаса и боли, который исторгается из растерзанных недр разрушающегося Роттердама. Его работы были отмечены на Биеннале 1964 г. в Венеции особым призом. Среди всеобщего оживления в толпе вместе с женой был и Рюд. Очень часто скульптор создавал посмертные портреты. Динамичный ритм пронизывает этот высокий рельеф.
Поиск актуальных, свежих решений. Его вещи воздействуют постепенно и главная их сила—в удивительной правдивости.
Лицо императора идеализировано, на голове венок из лавра. В связи с этим значительно меняется и вся система формальных пластических приемов. Здесь все просто и естественно. Рюд, очевидно, сам почувствовал это. Среди наиболее удачных следует назвать портрет художника Террю (1905 Перпиньян) и портрет старого Ренуара (1907 Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
пУЧПЙМ НПОХНЕОФБМШОП-ДЕЛПТБФЙЧОПЕ ЙУЛХУУФЧП Ч ПУОПЧОПН Ч УЧПЙ ВЕМШЗЙКУЛЙЕ ЗПДЩ (ТЕМШЕЖЩ ЪБНЛБ фЕТЧАТО, 1879 ОЕ УПИТБОЙМЙУШ). Радикальный демократ, как называл себя Рюд, не таил своих взглядов. Накануне, 10 сепня 1792 года в Париже отменили монархию и власть номинально получил народ Франции.
Выставленный в Салоне Меркурий (1827—1834, Париж, Лувр) приносит автору известность и благожелательные отзывы критики: Меркурий Рюда благороден и исполнен олимпийского изящества (Ш. Так же жизненны и возвышенны ««волонтеры», представленные в облике античных воинов. Их программа была изложена в «Манифесте» 1920 г., который, по сути дела, явился теоретическим обоснованием конструктивизма. Так, в музее представлена копия «Марсельезы» в натуральную величину. Это направление в архитектуре известно как псевдоготика, отличалось тонкостью, но в то же время было несколько сухим и бездушным. Именно в это время были созданы многие лучшие работы — «Средиземное море» (1901—1905 сад Тюильри), «Ночь» (1902—1906 музей Винтертур), «Помона» (1907 Прага, Национальная галлерея) и др.
Ранний период отмечен влиянием примитивов. Явная деградация абстрактной или близкой абстракционизму скульптуры, попытка замаскировать скудость творческой мысли различными эксцентрическими выходками, не имеющими отношения к искусству (экспонирование предметов бытового обихода, частей машин и т. д. ), свидетельствуют о том, что это направление зашло в тупик. «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», — говорит Бурдель. скульптурой под руководством директора Дижонской Академии Ф. Девожа. В битве при Ватерлоо маршал искал смерти — под ним убило пять лошадей, но он остался жив. скульптор осуществляет ряд монументальных работ («Железная статуя», 1952, Университетский парк в Канзас-Сити).
Но в момент столкновения Ней перешел на сторону Наполеона вместе со своими войсками. Здесь же запечатлен момент наивысшей концентрации энергии перед ее разрядкой.
Последовательно реалистическую позицию занимает «Группа9», первая выставка которой состоялась в феврале 1964 г. В состав «Группы 9» входят такие мастера, как Озуф, Кармон, Дамбуаз, Иденбаум и другие. Несмотря на предельное обобщение форм, фигуры пластичны, движение подчинено единому музыкальному ритму, композиционное построение отличается экспрессией и динамикой («Черный торс», 1909, Нью-Йорк, частное собрание «Две фигуры» и др. ). Представления Майоля о прекрасном неразрывно связаны с понятиями здоровья и силы. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка.
уРЕТЧБ ПВХЮБМУС Х ПФГБ Й ВТБМ ХТПЛЙ ТЙУПЧБОЙС. По глубине проникновения, по удивительной правдивости этот портрет является одним из лучших образцов портретного искусства не только в творчестве Майоля, но и в искусстве 20 в. Искусство Майоля граничит с лучшими гуманистическими устремлениями в культуре 20 в. До конца своих дней он остается верен традициям реалистического искусства («Река», 1939—1943 Нью-Йорк, Музей современного искусства). Три имени — три яркие и самобытные творческие индивидуальности. По смерти французского скульптора Жана-Батисты Романа (1792 – 1835), работавший в стиле академизма, Франсуа Рюд закончил мраморную скульптуру Катон Утичський, выполненную в полный рост и высотой два метров тридцать четыре сантиметра (2 м 34 см). Бурдель создал особый тип портрета — «героический портрет».
Вместе с тем Рюду удалось создать произведение, далеко перешагнувшее границы конкретного исторического времени. Первоначальное и настоящее название барельефа — «Выступление в поход волонтеров 1792 года», но в историю мирового искусства он вошел как «Марсельеза» (после почти двадцатилетнего запрета «Марсельеза» прозвучала вновь во Франции именно в июльские дни 1830 года). Несравнимо более удачен знаменитый «Стреляющий Геракл» (1909 Париж, Музей современного искусства вариант в Праге). Обучение длилось три года (1809 – 1812). Народ нарек ее Марсельеза.
Если все эти мастера в своем творчестве исходят из реального пространства, которое является естественной средой для их скульптуры, то представители другой тенденции стремятся, по их словам, к созданию новой, «особой скульптурно-пространственной среды, подчиненной иным пространственным и временным закономерностям, чем те, которые господствуют в реальности». к пуристам и конструктивистам («Человек с гитарой», 1915 Нью-Йорк, Музей современного искусства). Подобная ситуация была наиболее благоприятной для решения творческой задачи. А главное— ему не хотелось расстаться с дочерью Фремье— милой и очаровательной Софи. Его работы становятся все более схематичными и отвлеченными («Голова», 1913, частное собрание «Стоящая фигура», 1920, музей в Дармштадте).
Вместе с тем это именно богиня победы, «окрыленная» и глубоко поэтичная. В 1814 году Франсуа собирался в Италию. В более позднее время он отдает дань экспрессионизму («Фигура», 1930 Нью-Йорк, Музеи современного искусства). Радикальный демократ, как называл себя Рюд, не таил своих взглядов. Он лепил Анатоля Франса и Родена, Бетховена и Рембрандта, Мицкевича и Энгра.
Общий запас лексики (от греч. Вот таким образом один из рельефов называется Апофеоз Наполеона. Очевидно, живая натура не «умещалась» порой в это заранее найденное решение. ч УФБОЛПЧЩИ РТПЙЪЧЕДЕОЙСИ ЬЧПМАГЙПОЙТПЧБМ ПФ УФБОДБТФОПЗП ОЕПЛМБУУЙГЙЪНБ (РПТФТЕФОЩК ВАУФ ц. м. дБЧЙДБ, НТБНПТ, 1827 нЕТЛХТЙК, ЪБЧСЪЩЧБАЭЙК УБОДБМЙА, ВТПОЪБ, 1827) Л ВПМЕЕ ДЙОБНЙЮОЩН ТПНБОФЙЮЕУЛЙН ПВТБЪБН (оЕБРПМЙФБОУЛЙК НБМШЮЙЛ-ТЩВБЛ, ЙЗТБАЭЙК У ЮЕТЕРБИПК, НТБНПТ, 1833 ЧУЕ ТБВПФЩ – мХЧТ, рБТЙЦ). В 1901 г. Майоль увеличивает эскиз до натуры, а затем переводит его в камень.
«То, чего я ищу, — это объемы в воздухе». Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». В 1814 году Франсуа собирался в Италию. Всегда спокойный и уравновешенный, Франсуа в этот раз не находил себе места.
Эти ранние работы несколько схематичны, позы неестественны, движения скованны. Революционный отряд выступает в поход. В целом развитие архитектуры достаточно эклектично. В 50-х гг.
Однако вскоре мастер преодолевает схематизм и уже начиная с 1901 г. его произведения несут на себе печать подлинной художественной завершенности и определенного, «майолевского» стиля. Это попытки освоения металлических опор, нового материала. С 1898 г. на выставках «Салона французских художников», в «Салоне национального общества искусства» появляются первые работы Деспио. Его отец был крестьянином-виноделом (Майоль —на местном наречии значит виноградная лоза).
тАД жТБОУХБ (Rude, Franois) (1784-1855), ЖТБОГХЪУЛЙК ИХДПЦОЙЛ, НБУФЕТ ТПНБОФЙЮЕУЛПК УЛХМШРФХТЩ. В 30-е гг. В 1948 г. он выставляет ряд ажурных скульптур с подсветкой изнутри—«лепка светом». Стремление к обобщению доведено в работах Константина Бранкузи (1876— 1957) почти до полной абстракции. Происходит из простой, неартистичнои семьи. Он мыслит грандиозными скульптурными формами, заряженными мощной духовной энергией.
Его работы позднего периода ближе к абстрактному сюрреализму («Лунный призрак человека», 1950 «Возникновение формы», 1953 обе — Рио-де-Жанейро, Музей современного искусства), связанному с наиболее реакционными течениями в современной буржуазной философии. Но жёсткий веризм трактовки лица сразу же снимает возможность такой интерпретации. Наиболее ясно эта тенденция выражена в творчестве двух художников: Антона Певзнера (родился в 1884 г. в Орле, умер в 1962 г. ) и его младшего брата Наума Габо-Певзнера (родился в 1890г. Эти эксперименты он называет «скульптуро-живописью». Когда появилась возможность вернуться на родину, Франсу Рюд с семьей перебрался в Париж.
Но это развитие строительных технологий. Скульптура выполняет роль лишь декоративно-оформительского элемента, целиком отказываясь от изобразительности («Композиция в пространстве», 1929, Базель, Музей «Взлет птицы», 1955, Детройт «Динамическая проекция на 30», 1950—1951, Каракас, Университетский городок). Но Рюд изображал знакомых ему людей. В нем ощущается тот же живой порыв, который был воплощен в «Марсельезе». Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде.
Большую роль в этом отношении играет четкий силуэт. рТЙЕИБЧ Ч рБТЙЦ (1805), ЪБОЙНБМУС Ч УФХДЙСИ УЛХМШРФПТПЧ ь. зПММС Й р. лБТФЕМШЕ. Среди монументальных работ, которые Майолю удалось осуществить, можно назвать несколько памятников, посвященных жертвам войны, памятник Клоду Дебюсси (1935 Сен-Жермен-ан-Иэ), Сезанну (1912—1925 Париж, сад Тюильри), Огюсту Бланки (1906 Пюже-Тенье). Ощущением естественности и свободы пронизана статуя неаполитанского мальчика-рыбака играющего с черепахой (1831—1833, Париж, Лувр), которая воспринимается как предвестие реализма сер. Выступление добровольцев 1792 года — самое яркое творение романтизма в пластике, ставшее символом борьбы человечества против тирании. Пименову принадлежат, как считают исследователи его творчества, фигура «Славы», воин, ведущий коня правой рукой, фигуры летящих «Слав», воинов и военная арматура на фасадах арки и здания.
Проблема пространственных отношений, лежащая в основе живописного кубизма, находит отражение в «контрформе» (контрформа основывается на замене выпуклых форм вогнутыми или пустотами: «Причесывающаяся женщина», 1916, собрание Гамильтон). Свои первые вещи он иногда режет прямо в дереве без предварительной проработки в глине. Автор многих скульптурных памятников, в том числе исполненного порывистого движения памятника маршалу Нею (бронза, 1852-53) на площади Обсерватуар в Париже.
Несмотря на некоторую стилизацию под античность, в целом это была безусловная удача. В мае 1964 г. в саду музея Родена имела место выставка скульптуры, девизом которой был возврат к «человеческим формам». «Новая фигуративность», «Возврат к фигуре»— эти лозунги, под которыми проходят выставки скульптуры 60-х гг., говорят сами за себя.
Франсуа Рюд получил закажите только на один из четырех горельефов, предназначенного для отделки пилона арки справа. Его жена Софи пытается говорить о славе, успехе.
Бурделю принадлежит декоративное оформление здания: барельефы, фрески. Здесь Майоль подлинный «классик». Работы Деспио никогда не поражают с первого взгляда ибо мастер принципиально избегает всяких внешних эффектов, всего «поражающего». Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. Сатира, отражение отрицательных явлений действительности менее свойственны скульптуре, нежели, например, живописи или графике.
Множество томов занимали целые антресоли и тем не менее не вмещали всё изобилие информации по множеству специфичных тем. Пребывание Франсуа Рюда в эмиграции в Бельгии продолжалось двенадцать лет (1815 – 1827). Формально не будучи монументом, «Иль-де-Франс» воспринимается как подлинный памятник французской нации. Его жена Софи пытается говорить о славе, успехе. «Геракл» Бурделя олицетворяет собой триумф первобытной, стихийной силы, заложенной в человеке, утверждает торжество необузданной, не знающей оков, яростной энергии.
Тот же принцип положен в основу большинства работ Бранкузи («Мадемуазель Погани», 1919, Филадельфия, собрание Аренсберг «Птица», 1940, Венеция, собрание П. Гуггенхейм «Петух», 1941, Париж, Музей современного искусства). Свет и воздух спокойно струятся вокруг его статуй, образуя особое пространство, подчиненное пластическому объему.
К счастью, дворец построить не удалось. Среди других портретов привлекают внимание «Жако» (1917) и в особенности «Кра-Кра» (1917 оба — Гренобль, Музей) с двумя смешными косичками, с широко и доверчиво раскрытыми глазами. Таким произведением стал заказ на статую маршала Нея — храбрейшего из храбрых солдат Франции (1852—1853, Париж, площадь Обсерватории).
было отмечено явным поворотом к фигуративности. Прославился как автор масштабного рельефа Выступление добровольцев в 1792 году (или Марсельеза, камень, 1833–1836), украсившего Триумфальную арку на площади Этуаль композиция с группой вооруженных граждан, устремившихся вперед под водительством парящей Свободы, патетически ярко выразила революционные идеалы. Его привлекали люди сильных, монолитных характеров, люди больших, благородных страстей. На слона архитектор решил посадить статую самого Людовика XV в парадном мундире и при всех регалиях. Решимость и мужество, отвагу и самоотверженность, беззаветную любовь к родине и к свободе, жестокую ненависть к врагам и спокойную уверенность в своих силах выражают одетые в античные доспехи герои. На этих вещах можно проследить, как постепенно скульптор освобождается от влияния сухого академического стиля.
Однако лишь очень немногие творения, созданные в эту кризисную для скульптуры эпоху, могут претендовать на успешное решение этой задачи, среди них по праву мы можем назвать театр на Елисейских полях Огюста Перре (1912). Нея (в Париже, на Avennue de lObservatoire), Наполеону I (в Фикселе, близ Дижона), Г. Монжа (в Боме) и марш. Образы современников перемежаются с изображением людей, которых Бурдель не мог видеть. Ныне перед ней горит Вечный огонь над могилой Неизвестного солдата.
Бертрана (в Шатору), барельефы «Прометей, одушевляющий искусства» (в здании Законодательной палаты) и «Возвращение франц. На протяжении XIX и XX столетий скульптура Рюда вдохновляла многих художников.
Всегда спокойный и уравновешенный, Франсуа в этот раз не находил себе места. Подобно песне Руже де Лиля, произведение Рюда стало самим символом борьбы за свободу. В его проектах: связь конструкции с готикой. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. И Пименов вместе с Демут-Малиновским создали бесспорный шедевр. уТЕДЙ ДТХЗЙИ ТБВПФ тАДБ – РБНСФОЙЛ НБФЕНБФЙЛХ з. нПОЦХ Ч вПОЕ (вХТЗХОДЙС ВТПОЪБ, 1846-1848), ЖЙЗХТБ цБООЩ ДбТЛ (НТБНПТ, 1845-1852, мХЧТ), ДТБНБФЙЮЕУЛЙ-УХТПЧПЕ ОБДЗТПВЙЕ з. лБЧЕОШСЛБ ОБ ЛМБДВЙЭЕ нПОНБТФТ (ВТПОЪБ, 1845-1847).
Даже в небольших статуэтках — «Причесывающаяся девушка» (1900), «Присевшая на корточки» (1901), «Сидящая женщина с поднятой левой рукой» (1902) (все в ГМИИ)— поражает особая весомость, монументальность пластических масс. Третьим наиболее значительным скульптором этого времени был Шарль Деспио (1874—1946). В 1827 возвращается в Париж. Условная аллегорическая «Слава» превратилась у него в живую, кричащую, зажигающую сердца француженку «Марианну». Шальгреном, Арка заканчивалась уже при «королебуржуа» ЛуиФилиппе.
Скульптор достиг подлинно музыкального звучания линий и пластических масс, впечатления многообразия и единства композиции, в которой богатство поз, жестов и ритмических отношений сочетается с единым, «сквозным» ритмом. Приговоренный палатой пэров к расстрелу, Ней вынужден был сам отдать команду солдатам, которые не хотели стрелять в полководца. Франсуа Рюд также стал автором бюстов и статуй известных политических деятелей (маршала Нея, Наполеона) исследователя морских просторов Жана-Франсуа де Лаперуза, ученого-математика Гаспара Монжа, а также рельефных изображений античных богов и героев – Меркурия, Ахилла, Прометея. Здесь он выполнил ряд портретных бюстов и серию барельефов для дворца Тервюрн.
оЕ НЕОЕЕ РБФЕФЙЮОЩ Й ЬНПГЙПОБМШОЩ НЕНПТЙБМ оБРПМЕПОБ Ч жЙЛУЕОЕ РПД дЙЦПОПН (оБРПМЕПО, РТПВХЦДБАЭЙКУС Л ВЕУУНЕТФЙА ВТПОЪБ, 1845-1847) Й РБНСФОЙЛ н. оЕА ОБ РМПЭБДЙ пВУЕТЧБФПТЙЙ У ЖЙЗХТПК НБТЫБМБ, ЧЪНБИОХЧЫЕЗП УБВМЕК Ч РТЙЪЩЧЕ Л БФБЛЕ (ВТПОЪБ, 1852-1853). Рюду особенно удавались те работы, тема которых воодушевляла его.
Если в работах Майоля нас поражала гармоническая цельность образов, плотность объемов, весомость пластических масс, если Бурдель открыл своими произведениями новую эпоху в области монументальной скульптуры, создав героические образы, полные бурной экспрессии и высокой нравственной силы, то, говоря о Деспио, первое, что мы должны отметить, — это обостренное «чувство индивидуального», присущее работам мастера. Деформация, по мысли автора, должна символизировать здесь идею разрушения и гибели. Со «Свободой» Делакруа перекликается монументальный рельеф Франсуа Рюда «Выступление добровольцев в 1792 году» («Марсельеза», 1833—1836), украшающий Триумфальную арку на площади Звезды в Париже. Вместе они уезжают в Брюссель. Рюд — один из крупнейших мастеров монументальной пластики. поражают своей нравственной силой, высокой одухотворенностью. Людовик XV остался доволен замыслом своего архитектора.
Казна была пуста. Родился в городе Дижон, проявил заинтересованность в рисовании. Гигантские чугунные подпорки, не совсем соответствующие образу интерьера.
хНЕТ тАД Ч рБТЙЦЕ 3 ОПСВТС 1855. Построенная в основном в 1806— 1811 годах архитектором Ж. Ф. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. В противовес манерно-слащавому идеалу Салона он заставил современников увидеть красоту здорового тела, научил видеть прекрасное в естественном и не случайно в обиход людей 20 в. вошло выражение «майолевская женщина»— мастер расширил для нас рамки прекрасного.
Работам Майоля присуще одно свойство, которое можно было бы назвать «светозарностью». 1920). После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. «Я черпал в нем смелость смотреть на мир собственными глазами», — говорил Деспио о Родене.
Их поступь тверда и устойчива духовный порыв богини как бы обретает в них реальную силу. армии из Египта» (на Триумфальной арке на площади Звезды), надгробный памятник Кавеньяку (на Монмартрском кладбище), бюсты Лаперуза (в Морск. Родоначальником пластики отвлеченных форм принято считать Александра Архипенко (родился в 1887 г. в Киеве, в 1908 г. приехал в Париж, с 1923 г. — в США, умер в 1964 г. ).
Среди всеобщего оживления в толпе вместе с женой был и Рюд. Излюбленным материалом, которым мастер хорошо владеет, является железо. Представитель романтизма. Соответственно этому на четырех ее пилонах предполагалось разместить рельефы на темы: «Революция», «Апофеоз Наполеона», «Сопротивление вторжению 1814 года» и «Мир».
зМБЧОЩН ДПУФПЙОУФЧПН МХЮЫЙИ ЕЗП РТПЙЪЧЕДЕОЙК СЧМСЕФУС ЬОЕТЗЙС НПОХНЕОФБМШОПЗП ЦЕУФБ, ФБ ФБКОБ ЦЕУФПЧ, ЛПФПТБС ЧПУИЙЭБМБ п. тПДЕОБ. Это граничит со стремлением к монументальности, которая достигается в лучших портретных работах мастера, таких, как «Бетховен», «Энгр» и другие. Можно сказать, с этого времени начинается Рюд как личность в скульптуре. После 1912 г. Архипенко начинает увлекаться кубизмом.
Но художник не терял заинтересованности в событиях французской революции и ее героях. Наибольший интерес среди скульпторов упомянутой группы представляет творчество Осипа Цадкина (родился в 1890 г. в Смоленске). Не следует воспринимать это заявление буквально. Его модели, как правило, погружены в себя, они словно задумчиво прислушиваются к жизни своего внутреннего «я» или вспоминают что-то. В этом увлечении «taille directe» также сказалась реакция на импрессионистическую дробность формы в скульптуре предшествующего периода. И тем не менее именно эти «воображенные» портреты удавались ему, как правило, лучше, чем лепленные непосредственно с натуры. Только это и завидно, остальное не в счёт», — скажет он позднее.
Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. Она зовёт и ведёт вперёд и только вперёд. Уже в начале 900-х гг. Эти же слова можно сказать применительно к «Гераклу». Первый вариант «Средиземного моря» (1900) высотой всего 16 см производит впечатление большой вещи именно в силу монолитности форм, плотности объемов. Среди первых произведений художника в Париже после возвратов – скульптура Богородицы и скульптура Меркурий, привязывает крылья к собственным обуви, как указатели компромиссной, эклектической воображения художника и его художественной манеры.
Кавеньяк в интерпретации Рюда — это страдалец, подвижник. По сравнению с монументами другим французским генералам – монумент нем не хуже среди них. Но сам мастер не раз говорил: «Лувр, Нотр-Дам, Пюже, Бари — вот мои истинные учителя».
Лексический запас регулярно пополняют новые определения. «Как было бы прекрасно уметь воспроизвести все, что чувствуешь. Разнообразие и богатство фактурных приемов, передающих обнаженное тело и складки одежд, металл кольчуги и трепетность развевающихся волос, мягкость рассекающих воздух крыльев гения победы, зовущего за собой народ, — все это гармонично сочетается с торжественной гладью арки. С рекомендательным письмом этого художника он явился в 1807 г. в Париж, к главному директору императорских музеев барону В. Денону, который, оставшись доволен показанным ему образцом работ молодого ваятеля, статуэткой «Тезея, поднимающего с земли метательный диск», принял в нём участие и способствовал к его определению сперва в ученики Голя, а потом в мастерскую Картелье и, наконец, в парижское училище изящных искусств.
Искусство, по Арпу, есть, средство раскрытия «духовной сущности мистической реальности». Особое место в творчестве Бурделя занимает портрет. Она только для истинных мастеров. Рюд работал как скульптор-декоратор в дворце в Терваренку (уничтожено), в оперном театре Ла Моне в Брюсселе.
Лицо учёного полно энергии, в глазах светится мысль, рот полуоткрыт, как будто Монж обращается к слушателям (в статуе выражение лица находит поддержку в жесте правой руки, пластически передающем это обращение). Большую роль в этом отношении сыграли два мастера: Роден и рано умерший (в 1909 г. ) Шнегг. Даже смерть не в состоянии сгладить нервную энергию, запечатлевшуюся на челе. Слон должен был стоять на огромном пьедестале. Можно сказать, с этого времени начинается Рюд как личность в скульптуре. Липшиц обращается к социальной тематике, пытаясь отразить в своем творчестве борьбу пролетариата с фашизмом («Давид и Голиаф», 1933).
Французский скульптор, крупнейший представитель романтизма в пластике. В этом сказались особенности творческого метода скульптора. Мужественная красота в сочетании с женственностью составляет своеобразие этого образа. Пожалуй именно в женских портретах с наибольшей силой проявилось мастерство Деспио. Он говорил: «В принципе я не работаю с натуры.
Вернувшись во Францию исполнил ряд работ, навеянных античной мифологией (Меркурий, завязывающий сандалию, бронза, 1827, Лувр), создал своё крупнейшее произведение – революционный, пронизанный героическим порывом монументальный рельеф Марсельеза (Выступление добровольцев в 1792 году, камень, 1833-36) на Триумфальной арке на площади де Голля (бывшая площадь Этуаль) в Париже. Приносит памятникам пользу и в то же время вред. Композиция «Геракла» при всей ее динамичности очень компактна. В этом вся тайна жестов, передаваемых искусством.
Героическому характеру портретов соответствует и форма. Учился у живописца Ф. Девожа в Дижоне (с 1798), а также у скульпторов Э. Голля и П. Картелье в Париже (с 1807). Изящество и четкость силуэта, музыкальность ритма отличают такие его работы, как «Фавн», «Девушка с кувшином» и др. Вместе они уезжают в Брюссель. Слишком навязчиво ощущается форма самого дерева из которого вырезана фигура («Женская фигура», «Статуэтка», обе —1900 г. ).
Несомненный интерес представляют портретные работы Гаргальо, выполненные в гораздо более реалистической манере, нежели его композиции. в творчестве художника начинает сказываться влияние сюрреализма, проявление которого в пластике производит особенно отталкивающее впечатление («Весна», 1942 «Мать и дитя», 1941—1945 обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства). Никакой «графичности» или «иллюстративности» он говорит языком своего искусства, не прибегая к помощи других его видов. Подражание готики получило начало в Англии.
С особенной силой эти черты раскрываются в таких работах, как «Голова Аполлона» (1900—1909 музей Бурделя), «Пенелопа» (1905—1912 музей Бурделя), «Сафо» (1925 музей Бурделя), памятник Мицкевичу в Париже (1909—1929) и в особенности в аллегорических фигурах для памятника генералу Альвеару в Буэнос-Айресе (1914—1923). Очень точно схвачена особая «девчачья» посадка головы, чуть подавшейся вперед. Пренебрежение к природе, характерное для многих художников 20 в., абсолютно чуждо Деспио. Главные из его произведений, явившихся с этого времени, — статуи Богородицы (мрамор, в церкви Гервасия), «Неаполитанского мальчика-рыбака, забавляющегося черепахой» (мрамор, 1831, в Лувре), «Меркурия, привязывающего после убийства Аргуса крылья к своим сандалиям» (бронз., 1827 там же) и «Жанны дАрк» (мрамор, 1852 там же), группы «Крещение Господне» (в церкви Святой Магдалины), «Распятие» (бронз., 1852 в церковь Святого Викентия де Поля), «Геба с орлом Юпитера» (мрам. ) и «Отправление в поход» (также известное как «Марсельеза» на Триумфальной арке на площади Звезды), монументы марш.
У Рюда Ней представлен на поле боя с поднятой саблей. Учился в дижонской художественной школе. Мудрый и печальный — таким увидел Майоль Ренуара.
Самым значительным творением Рюда, делом его жизни стала прославленная Марсельеза (Выступление добровольцев 1792 года) для Триумфальной арки на площади Звезды в Париже, ныне де Голля (1833—1836). В таких работах, как «Девочка из провинции Ланд» (1904), «Полетта» (1907—1910 обе — Париж, Музей современного искусства), Деспио предстает перед нами как вполне сложившийся мастер со своей индивидуальной манерой, своим взглядом на задачи пластики. Известен также как тонкий рисовальщик.
Это вселило жизнь в античные образы, согрело их живым человеческим чувством. Так, в конце сороковых годов художник исполнил надгробие республиканцу Годфруа Кавеньяку (1846–1847) и памятник в Фиксене, близ Дижона, — «Наполеон, пробуждающийся к бессмертию» (1845–1847). ч РПЪДОЙИ УФБОЛПЧЩИ УЛХМШРФХТБИ НБУФЕТБ ЧОПЧШ ЧПЪПВМБДБМБ ОЕПЛМБУУЙЛБ (бНХТ-РПЧЕМЙФЕМШ, 1855, нХЪЕК тАДБ, дЙЦПО). уФТБУФОЩК ВПОБРБТФЙУФ, РПУМЕ ТЕУФБЧТБГЙЙ вХТВПОПЧ (1815) ЬНЙЗТЙТПЧБМ Ч вЕМШЗЙА, ЧЕТОХЧЫЙУШ ЧП ЖТБОГХЪУЛХА УФПМЙГХ Ч 1827. и Брянске).
Архипенко вводит в скульптуру сочетание различных материалов, раскраску. Реставратор, активно реставрирует готику глазами классицистического архитектора (Notre Dame). Блан). Главные из его произведений, явившихся с этого времени, — статуи Богородицы (мрамор, в церкви Гервасия), «Неаполитанского мальчика-рыбака, забавляющегося черепахой» (мрамор, 1831, в Лувре), «Меркурия, привязывающего после убийства Аргуса крылья к своим сандалиям» (бронза, 1827, там же) и «Жанны дАрк» (мрамор, 1852, там же), группы «Крещение Господне» (в церкви Святой Магдалины), «Распятие» (бронза, 1852, в церковь Святого Викентия де Поля), «Геба с орлом Юпитера» (мрамор) и «Отправление в поход» (также известное как «Марсельеза» на Триумфальной арке на площади Звезды), монументы маршала Нея (в Париже, на Avenue de lObservatoire), Наполеона I (в Фиксене, близ Дижона), Г. Монжа (в Боне) и маршала Бертрана (в Шатору), барельефы «Прометей, одушевляющий искусства» (в здании Законодательной палаты) и «Возвращение французской армии из Египта» (на Триумфальной арке на площади Звезды), надгробный памятник Кавеньяку (на Монмартрском кладбище), бюсты Лаперуза (в Морском музее, в Лувре), Луи Давида (в Лувре), принца Морица Саксонского (там же) и др.
Это придает работам Бурделя характер особой, динамической монументальности.