В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды. Скульптура в эпоху барокко становится частью дворцового и церковного интерьера, парка, городской площади, поэтому заказывается в значительных объёмах. В эпоху позднего барокко декоративная скульптура достигает полной свободы: статуи заполняют все пространство церквей и фасадов, садятся на выступы карнизов, взлетают до купола. Пытливое и властное выражение лица, живо переданное в портрете кардинала Шипионе Боргезе Пытливое и властное выражение лица, живо переданное в портрете кардинала Шипионе Боргезе Скульптура выполнена около 1632 г. Возникновение барокко связывают с угасанием эпохи Ренессанса: отказавшись от представлений о классической гармонии и строгом миропорядке, творцы сосредоточились на борьбе разума и чувств.
В эпоху Возрождения скульптура служила украшением стен, в эпоху барокко она делается украшением пространства. В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. По своему предназначению барочная скульптура разделяется на культовую и светскую. Широко известно его утверждение: «Я сделал мрамор гибким, как воск». 1. 9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. Гений Бернини превратил поэзию в реальность.
Б. Караччоло. Она якобы удостоилась видения: к ней спустился ангел, когда она лежала в постели и пронзил ей живот золотой стрелой, отчего она испытала «сладостную муку». Их отличают выразительные композиции, экспрессивные движения персонажей и смелые цветовые решения. Только Гелиос с небес видел, как схватил и забрал под землю красавицу могущественный бог. Фигура Прозерпины извивается в его руках. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа.
Как мужчины, так и женщины, носили трости. Характерные детали барокко— теламон (атлант), кариатида, маскарон. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606--10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Она дает глубокий синтез этого художественного направления. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами.
Выражение лица нимфы – это трагедия. Она разбросана, направляет свои титанические усилия то в одну, то в другую сторону ни в чем она не находит утоления жажды самоутверждения, хотя всюду достигает результатов, невиданных ранее, -- результатов, часто не доведенных до завершения. Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. Эта скульптурная группа, выполненная Григорио Фернандесом, пронизана глубокой патетикой. Учитывая местные особенности, принято различать несколько школ.
Из множества скульпторов того времени упомянем соперника Бернини — Алессандро Альгарди (1595 —1654), придерживавшегося более спокойного академического стиля. Новой идеологии должны были соответствовать и новые формы искусства. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). Терезы») (1645—1652 Рим, церковь Сайта Мария делла Виттория) стала своего рода образцом всей барочной скульптуры. Одновременно она ощущает внутренний надлом, постоянную неудовлетворенность.
Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). Барокко противостояло классицизму и рационализму. prola barroca (дословно «жемчужина с пороком») существуют и другие предположения о происхождении этого слова)— характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Как-то во время прогулки ей приглянулся цветок. ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ 1598 – 1680 скульптор, архитектор, художник и поэт.
Например, в области Венето, Тоскане, Умбрии, в Венеции, во Флоренции, Падуе, Пизе, Сиене. Кажется, что плотная, тяжелая масса камня постоянно меняется прямо на глазах—это любимый мастерами барокко мотив преображения материи. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. В скульптурной группе Аполлон и Дафна Бернини показывает момент, когда бог Аполлон преследует нимфу, которая стремилась соблюсти целомудрие. Художники Возрождения придают особое значение достижению максимальной точности и четкости изображения. В 1629 г. Бернини был назначен главным архитектором собора Св. К концу 1590-х гг.
Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. В чем здесь дело. Мастера гордятся своим умением уподобить скульптуру живописи. Скульптурную композицию «Похищение Прозерпины» заказал молодому талантливому ваятелю Л. Бернини (1621-1622 гг. ) кардинал Сципион Боргезе. 1. 2), например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. Здесь по-прежнему ценятся сложные формы и необычайная декоративность.
Самым ярким примером архитектуры Барокко является Площадь Святого Петра в Ватикане архитектора Лоренцо Бернини. статью «Искусство Возрождения в Италии» тома «Искусство», часть 1, «Энциклопедии для детей»). Характерным примером является Пьета (1617 Национальный музей скульптуры, Вальядолид).
новый стиль в живописи6. «Я победил мрамор и сделал его гибким как воск, — говорил Бернини, — и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». В центре группы -- Платон и Аристотель. Динамику образов и напряженность создал в своих работах Лоренцо Бернини. Таковы, например, портреты моденского герцога Франческе дЭсте (1650—1651 Модена) и Людовика XIV (1665 Версаль), в которых тип парадного барочного портрета достигает высшей точки своего развития.
Работы этого великого скульптора считаются эталонными для всей барочной эпохи. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля. Б. Пиранези.
Барокко в польской литературе представлено поэзией героического и эпического направления Збигнева Морштына, Вацлава Потоцкого, Веспасиана Коховского (тематика поэзии которых во многом обусловлена богатой событиями военной биографией всех троих), придворного (так называемый макаронический стиль, популярный в конце 17 века) Яна Анджея Морштына, философского Станислава Гераклиуша Любомирского в прозе— преимущественно мемуарной литературой (наиболее значимое произведение— «Мемуары» Яна Хризостома Пасека). Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»). Широко известно его утверждение: Я сделал мрамор гибким, как воск. В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Мы имеем в виду обелиск Непорочного Зачатия на площади Дель Джезу (см.
Их тела образуют устойчивую X-образную композицию. Сохраняя индивидуальный облик портретируемого, он наделяет его чертами придворного идеала. На развитие итальянского искусства с середины XVI до конца XVII в. оказывала воздействие Контрреформация — движение в католическом богословии, политике и культуре, направленное против Реформации. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. Петра – Сантиссимо Сакраменто (1673-1674), в котором противопоставил архитектуре бронзового купола мягкие профили небесных ангелов. Их основная тема – изображение персонажей Священного Писания, сцен чудес и мученичества.
Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусные, как у собора Св. Саммартино изобразил орудия страстей: терновый венец, гвозди, клещи. Но в то время были часты войны и в сапогах ходили повсюду, даже на балах. Лонгина» Бернини более спокойной и тяжеловесной трактовкой форм.
Карл Линнец публикует в 1735-м году известную работу по систематизации биологии «Система природы». Интересен также контраст гладких, с мягкими округлостями тел с мохнатой шерстью цербера. Ему же Рим обязан несколькими прославленными фонтанами, в которых декоративная скульптура обрела новую жизнь, соединившись с подвижной стихией воды, заполняющей чаши бассейнов, бьющей сильными струями, мягко стекающей по округлым формам мраморных фигур (фонтан Тритона на площади Барберини, 1637 фонтаны Четырех рек и Мавра на площади Навона, 1648—1655).
Скульптура— неотъемлемая часть стиля барокко. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Сперва, когда он был ещё ребёнком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами.
Характер его новаторских исканий ясно ощутим в страстно патетической статуе «Давид» (1623, Рим, галерея Боргезе). И колонны, оплетенные лавровыми ветвями и сам балдахин покрыты чернью, на этом фоне выступают позолоченные сверкающие детали, что порождает сильный архитектурный эффект. Учился в Милане (1584--88) у С. Петерцано.
де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). Позже в моду вошла прическа фонтанж (не следует путать с чепчиком «фонтанж»), по имени одной из любовниц короля. Собор был возведен в эпоху Возрождения архитекторами Браманте, Микеланджело и др. Такому Богу бесполезно молиться— у Него можно только учиться. Мастерская работа с фактурой камня 3.
был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. В стремлении к иллюзионизму Бернини порывает с тектоническим принципом скульптуры Возрождения. Наглядным примером в этом отношении может служить полотно Рафаэля «Афинская школа». Фигуры и необработанные глыбы камня своими несимметричными формами вторят движению воды, ее потокам и струям, бьющим в разных направлениях.
(маньеризму и академизму). Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Интерьеры украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой.
Испанское барокко или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. «Экстаз святой Терезы» связан с непростой жизненной судьбой Бернини, которая является хорошим примером образа жизни человека эпохи барокко. Их основная тема -- изображение персонажей Священного Писания, сцен чудес и мученичества. Все чаще при убранстве используются геральдические гербы, амуры и виноградные лозы.
По сторонам юбку украшали драпировки. В моду также вошли зонтики, у женщин— муфты, веера. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. По своему предназначению барочная скульптура разделяется на культовую и светскую. Без меры использовалась косметика. Такова, например, одна из лучших его композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1645-1652 гг. ) (Рис.
1. 1), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора. С точки зрения Возрождения в этом не было бы ничего привлекательного.
произведения. Перевязь была прежде кожаной, теперь её делали также из муара. Мастеру было всего 23 года. Затем состоялся знаменитый Тридентский Собор, проходивший между 1545 и 1563 годами и хотя он имел следствием единение католической церкви, в то же время интеллектуальная атмосфера становилась неблагоприятной в отношении искусства Возрождения, вдохновляемого классической Античностью и абсолютно отвергала проявления духа ренессансного гуманизма. У скульптур и лепнины было и ещё одно предназначение в этом смысле. Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы «Похищение Прозерпины» (1621-1622 гг. ) (Рис. Фигуры даны в быстрых и резких движениях их лица искажены гримасами боли, горя, радости.
Иными словами, сама смерть рассматривается как становление (превращение), а не как конец всему. Бернини был выдающимся скульптором своего времени.
Петра и на мосту св. В предыдущую эпоху, при Людовике XIII, были популярны сапоги (ботфорты). По форме скульптура была более близка к классицизму, а по содержанию — к барокко. Но его образ Давида (Рис. Виньола обратился к форме купольной базилики. В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь. Вот таким образом барокко— это ещё век Разума и Просвещения.
У героев Караваджо часто грубоватый внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы. Ему принадлежит типичнейшее создание барокко – ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень-киворий в соборе Святого Петра (1657-1666) (Рис. Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур). Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Скульпторы стремились к включению зрителей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены.
Все вместе дает ощущение неукротимой жизни природы. Стиль барокко от маньеризма унаследовал тенденцию поражать воображение. Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества. Качество гобеленов в эпоху барокко стало настолько высоким, что они вполне могли конкурировать с живописью. Достижением художественной культуры Ренессанса является также правильная геометрическая конструкция картины: изображение в буквальном смысле строится (а не рисуется) при помощи тщательно разработанных точных приемов.
Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Его рельеф «Лев I и Аттила» (1646—1653) в соборе св. Барокко – стиль подвижный, здесь всё создает иллюзию движения: разные расстояния между колоннами, «скользящая» скульптура (динамичные позы). Это— полевой вид обуви их носило обычно военное сословие. В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники. В период, предшествующий взлету рококо, в Мурсии активно работал Франциско Салсильо. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм). Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем -- в Неаполе (1607 и 1609--10), на острове Мальта и в Сицилии (1608--09).
Иеронима (1600) и Св. Барокко представляет вечное движение, а смерть — лишь одна из его граней (см. На иллюзорно трактованных рельефах боковых стен капеллы расположились, как зрители в ложе театра, смотрящие и беседующие между собой члены семьи Корнаро, один из которых был заказчиком алтаря и капеллы.
В интерьерах и экстерьерах построек применяются скульптурные элементы, рустованные колонны, волюты и раскреповки, а также пилястры. С поразительной остротой передавал он характеры портретируемых. Созданные ими «Истории земной жизни Богородицы» следуют заветам их учителя и далеки от нарождающегося академизма: мраморные складки, эффекты светотени создают впечатление движения, внушены повседневной жизнью неаполитанцев, живших вокруг площади. Разделы содержат контрольные вопросы по рассматриваемой теме, акцентирующие внимание на задачах изучения и повышающие уровень самоконтроля студентов. Сложно украшенные пряжки называли аграф.
Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта «Погребение св. Караваджо (Caravaggio собственно Мерзи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28. 9. 1573, Караваджо, Ломбардия, -- 18. 7. 1610, Порто-Эрколе, Тоскана) итальянский художник. С ее уст срывается крик сладостной муки. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.
Такова, к примеру, одна из лучших его композиций – Экстаз Святой Терезы (1645-1652 г. ) (Рис. В поздний период творчества Бернини закончил оформление часовни собора Св. Материалы того времени: шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы. Среди них -- знаменитые работы Бернини -- фонтан «Тритон» на площади Барберини в Риме, фонтан «Четырех рек» на площади Навона и др. Костюм был подчинен этикету. Все соединено в сложном, как бы случайном ансамбле -- порождении природной стихии.
Его «Св. Первоначально психологический момент живописных персонажей выражен не очень ярко. Овальное в плане здание перекрыто куполом.
Точно так же выявляется пропорциональная закономерность человеческого лица и тела. Скульптура «Аполлон и Дафна» Бернини изображает именно тот момент, когда ноги нимфы превращаются в корни, а пальцы рук – в ветви с листвой. лтарях, в создании которых Бернини не имел себе равных. Мебель воспринималась предметом искусства, украшением интерьера.
Самая большая из последних работ – часовня Альтиери в Сан Франческо Рипа (ок. Они призваны показать, что глубины библейского сюжета вполне доступны всякому человеку. В бюсте кардинала Боргезе счастливо сочетаются величавость и некоторая идеализация с большой жизненной правдивостью, умелым раскрытием многогранной личности потретируемого. Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1б45 – 1б52 гг. ) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это— самый вычурный его вариант и называют его ультрабарокко.
С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). Его фасад естественно и обращенных к апостолу Петру: И дам тебе ключи Царства Небесного. 1674) в Риме. Вот таким образом эпоху барокко иногда интерпретируют, вслед за теорией О. Шпенглера, в качестве начала триумфального шествия «западной цивилизации». Испанское барокко или по-местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. 1. 4), выполненные на темы древнеримской мифологии, «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674 г. ) (Рис.
Характерный для барокко эффект затягивания в глубину архитектурного пространства. На западе в области романа выдающийся представитель— Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы— П. Кальдерон (Испания). volute— завиток) и словно перетекает вниз. Личность активна, как никогда раньше. В самом наименовании стиля барокко сокрыты особенности его природы. Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сплетаются воедино в этом образе.
Скульптура и вода образуют одно целое. Петра -- самый крупный архитектурный ансамбль Италии XVII века. Здесь, перед главным собором католического мира, огромное число паломников должны были почувствовать своё духовное единство. В соборе святого Петра находятся виртуозно исполненные скульптурные произведения Бернини — алтарная кафедра апостола Петра (1657—1666) с фигурами отцов церкви, святых и ангелов, сверкающая позолотой, привлекающая бурной динамикой и масштабностью. Работу «Похищение Прозерпины» следует обходить по кругу, тогда выявится, что с минимальным количеством деталей мастер создал шедевр с абсолютно беспомощной девушкой и непоколебимым в своем стремлении Плутоном.
Уже в деятелях Возрождения заметно, что чрезвычайная внешняя активность, широта интересов, одержимость творчеством достигаются ценой утраты цельной личности. Здесь возникло новое единство между верой и Церковью. Однако согласно работам Б. Р. Виппера и по относительно недавним исследованиям О. М. Иоаннисяна так называемое «нарышкинское барокко» не является барокко в полном смысле этого слова, как и «голицынское барокко», за исключением безусловно барочной церкви Знамения в Дубровицах (1690-1703). гармонично сочетается с площадью.
Тем не менее, художники предпочитают писать образы Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя, апостолов или изображать эпизоды евангельской истории (например, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи). По ее лицу текут слезы. Дематериализация каменных масс 3.
Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Возрождение не ставит этих задач.
Кроме кружев, на одежде было много бантов, на плечах, на рукавах и штанах— целые серии бантов. Франциска Ксавьера (1619), а в творчестве второго — оформление алтаря в соборе Севильи (1670—1672). Именно барокко открыло пейзажную, парковую эру светской скульптуры. Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). В очертаниях фасадов, в планах построек преобладают причудливые, волнообразные линии.
Она основывалась также на греческом мифе. Он живописно сочетал различные материалы используя росписи, позолоту, мрамор. Дробность массы здания 2.
Он разделил плоскость стены на два горизонтальных яруса и каждый из них оформил ордером. Церковь приняли за канон для других иезуитских храмов в Европе (в Речи Посполитой, на территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке). Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне церкви. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Эстетика эпохи барокко кардинальным образом изменила существовавшую ранее систему ценностей, возведя всё «неправильное», «странное» и «причудливое» в ранг достоинств. Первой архитектурной работой Бернини стала перестройка римской церкви Санта-Бибиана (1624) совместно с Пьеро да Кортона. Использование оптических эффектов. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника.
Она стремилась уподобиться живописи благодаря искусным переходам света и тени. Петра, отличается от «Св. В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини— так называемое «петровское барокко» (более сдержанное) и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли. Лик имеет все благородство, требуемое сюжетом».
1647 Рим, галлерея Дориа-Памфили). Крупнейшие представители скульптуры барокко – Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др. ). Петра, значение одной из основных архитектурных тем. Овальное в плане здание перекрыто куполом. занимает Караваджо и караваджизм.
Стиль барокко зародился в период становления монархического строя правления в Италии. Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. Зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а плафоны (расписные потолки) создавали эффект прорыва в открытое небо. В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм (Италия), гонгоризм (культеранизм) и консептизм (Испания), эвфуизм и метафизическая школа (Англия), прециозная литература (Франция), макаронизм, то есть смешанное польско-латинское стихосложение (Польша).
В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы (они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки или чепчики. Портрет Шипионе Боргезе (1632 Рим, галлерея Боргезе)—одно из высших достижений Бернини, замечательный шедевр портретного искусства. Архитектуру барокко невозможно представить себе без скульптурного оформления.
Ее наряд, спадая с плеча, превращается в кору, руки – в ветви. Преображается и сам материал: мрамор плащаницы на изгибах тела Христа становится воском. Но в странах с крепкими традициями крестьянского ремесла (Бавария, Австрия, Польша, Прибалтика) дерево переживает блестящее возрождение в декоративных ансамблях церковного убранства. де Кеведо, П. Кальдерон).
Наконец, с помощью пышного искусства католическая церковь пыталась бороться с набиравшим силу протестантизмом. Его работы отличаются монументальностью, необычностью, вычурностью, динамикой ракурсов, общедраматическим звучанием (Орфей, Геркулес и Лихас). Не случайно принято говорить о титанах и титанизме Возрождения.
Принципы классицизма, заново осмысленные в эпоху Просвещения, сыграли важную роль в развитии западно-европейской скульптуры 2-й половины 18 – 1-й трети 19 вв., в которой наряду с историческими, мифологическими и аллегорическими темами большое значение приобрели портретные задачи. Фигура, помещенная в глубокой нише над алтарем, предстает как бы в открытой гробнице. Наиболее впечатляющие религиозно-художественные декорации, выполненные Бернини – Трон Святого Петра (1657-1666) – позолоченное бронзовое покрытие средневекового деревфнного трона (кафедры) понтифика. Первоначально жаргонным выражением «perola barroca» португальские моряки называли бракованные жемчужины неправильной формы, а в разговорном итальянском языке середины XVI века слово «barocco» использовалось как синоним всего неуклюжего, грубого и фальшивого. В Севилье можно проследить эволюцию от мистического и аскетического натурализма Мартинеса Монтаньеса до развитого барокко Педро Рольдана. Вначале этот термин приобрел негативный смысл.
В скульптуре барокко главным была не целостная форма или содержание, а ее отделка. Но он жил уже в другое время и это ему полностью осуществить не удалось. Он помогает ему и выполняет ряд самостоятельных работ.
Изменение религиозных взглядов публики (и в особенности художников) и то, как отражались в них исторические события, хорошо показывает пример скульптора Бартоломео Амманнати. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Вот таким образом правильнее говорить нарышкинский стиль9.
1645) и бронзовая статуя Иннокентия X (1649—1650). Ничего от нее не осталось, кроме сияющей прелести. Религиозная картина получает у него новую интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим).
В качестве самого яркого образца можно привести пример скульптурной композиции Джованни Бернини «Экстаз святой Терезы». Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 1592--93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи -- натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Она — нечто нереальное, мистическое: видение чуда, страдание мученичества. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела.
Бернини также архитектор. Его алтарная группа «Экстаз св. Еще более академический характер носило творчество Франсуа Дюкенуа (1594—1643)— фламандского скульптора, долго работавшего в Риме. В интерьерах собора в капеллах размещены пышные папские надгробия статуи святых в стремительных движениях и поворотах, с экспрессивной мимикой и жестикуляцией как бы разыгрывают драматические сцены оплакивания и прославления. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599--1600, церковь Сан – Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600--01, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603--06, церковь Сант-Агостино, -- все в Риме «Положение во гроб», 1602--04 (см.
Созданный Бернини пышный репрезентативный портрет Людовика XIV — французского «короля-солнца» (1665, Версаль) послужил образцом для подражания барочным скульпторам. выше). Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках.
Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. Своими бедрами и всем телом юная отроковица отталкивается от грозного бога.
Петра в Риме. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре»— геометрической правильности построений на плацу. Он напоминает созданную Бернини завесу между жизнью и смертью.
Библейские сюжеты он трактовал очень необычно. 1. 5) – последняя работа мастера. Большой популярностью пользовалась деревянная скульптура, которая затем раскрашивалась. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером.
Альгарди известен как выдающийся портретист. Великой потерей, по его мнению, было то, что от Аполлона сохранился один лишь торс. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы. Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы Похищение Прозерпины (1621-1622 г. ) (Рис. Сюжет этой скульптурной группы, расположенной в капелле церкви Санта-Мариля-Делла-Витториа, взят из христианской легенды о святой Терезе – испанской монахине, канонизированной церковью. 1. 4), выполненные на темы древнеримской мифологии, Блаженная Лодовика Альбертони (1674. ) (Рис.
Вот таким захватывающим может быть искусство. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». Вначале этот термин приобрел негативный смысл. Скульптура напоминает живопись, живопись – скульптуру. Декольте было широким, открывало плечи. 2) Направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо.
Среди самых известных его скульптур— мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Из наиболее значительных произведений, украшавших центральную часть храмового интерьера, следует отметить грандиозную по размерам (как и все, что создавалось для собора) статую св. Интересна его работа «Пьета» (1617) для монастыря августинцев в Вальядолиде. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). Хосе Рисуэньо — лучший представитель позднего барокко.
К. свойственны демократизм художественного идеала интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. что ты гонишь Меня. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета -- непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). В истории костюма прическу также именуют куафюра. В известном смысле творческий гений художника ставится выше чисто природной красоты. Для барокко характерна идея спящего бога— деизм.
Драпировки были также и по краю декольте. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Невозможно достичь большей аналогии с театром. Однако согласно работам Б. Р. Виппера и по относительно недавним исследованиям О. М. Иоаннисяна так называемое «нарышкинское барокко» не является барокко в полном смысле этого слова, как и «голицынское барокко», за исключением безусловно барочной церкви Знамения в Дубровицах (1690-1703).
При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Художники вновь обратились к античности (истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима). Тереза не видит ангела, но ощущает его присутствие всем существом.
В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции— Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения— классицизма. Барочные дворцы и церкви отличаются роскошью, в них значительно усилен декоративный элемент. 1. 3) и «Аполлон и Дафна» (1622-1624гг. ) (Рис. «Давид» Бернини – это бунтарь, в нём нет ясности и простоты образов Кватроченто, классической гармонии образов Высокого Ренессанса. Фасад стал преобладать над остальными архитектурными элементами собора.
Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680). При этом особенно ценятся художественный вкус и чувство меры. Эта скульптура иллюстрирует напрасную любовь. Он был знаком просвещенным итальянцам по «Метаморфозам» Овидия. Нередко можно было встретить развернутые колоннады значительных масштабов. 1. 3) и Аполлон и Дафна (1622-1624г. ) (Рис. Ярким примером архитектуры барокко является его церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634 -1667 гг. ) Для церкви был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц.
Этому эффекту помогают световые блики играющие на поверхности скульптур. Таков прежде всего портрет сумрачного Иннокентия X (ок. В России предпосылки стиля барокко появляются в XVII веке. Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонников официального искусства. Возрождение исключительно богато творческими личностями.
Среди его творений упомянем «Четырех евангелистов» в капелле Сан-Дженнаро церкви монастыря Чертоза ди Сан-Мартино и барельеф «Христос во гробе» на алтаре церкви Сан-Джакомо, послуживший одним из образцов для Джузеппе Саммартино в капелле Сансеверо.
Если «Давид» был рассчитан на восприятие со всех сторон, то в «Аполлоне и Дафне» чувство скульптурной объемности уступает место живописной картинности. Лучшие среди его работ: портреты кардинала Цаккиа (1626), Олимпии Памфили (ок. Одной рукой она отталкивает от себя голову Плутона, а другую в мольбе о помощи выбросила вверх.
Архитектурный стиль барокко просуществовал в российском государстве недолго. Для архитектуры барокко (Л.
Характерные детали барокко— теламон (атлант), кариатида, маскарон. Особое место в развитии живописи XVII-XVIII вв. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Мягкие гарнитуры (диваны, кресла с деревянными ножками, стулья) обивались дорогостоящими материалами насыщенных оттенков.
Стены галерей стали украшаться полотнами известных живописцев. Экстаз св. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Она вся – порыв вверх, на волю.
Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Особенно характерна его известная скульптурная композиция «Экстаз Св. Закон сохранения энергии, совершенность пространства и времени гарантированы словом бога.
Богатая внутренняя отделка: золото, полудрагоценные камни. От этого ещё острее чувствуется его беспомощность. Мастера того времени искали вдохновения не в природе, а в своем воображении. Скульптура создает впечатление, что они сделаны из разного материала. Его главное творение— фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603год). Но его образ Давида (Рис.
1. 5) – последняя работа мастера. Под кафтан надевали камзол, без рукавов. Бернини поместил свою скульптурную группу в глубокую нишу на фоне золотых лучей. Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Одарённый мастер, он вёл странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешенным человеком, нередко дрался на дуэли.
Это усложнило политические и культурные взаимоотношения между государствами. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Под его руководством были выполнены статуи на колоннаде площади св. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними – обелиск. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли.
В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини— так называемое «петровское барокко» (более сдержанное) и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли. Это время абсолютизма. Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Эту жесткую геометрически выверенную сетку заполняет декор в виде гирлянд цветов и плодов, букетов, акантов, маскаронов, трофеев, волют, а также ролльверков, бандельверков или ормушлей. Художником, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680).
В его «Св. В эпоху барокко впервые появляется понятие «гарнитур» – комплект гармонирующей друг с другом мебели. Одним из таких титанов был, несомненно, Леонардо да Винчи (1452--1519).
Мраморная плита еще более подчеркивает безжизненность распростертого на ней тела. Постепенно Канова отходит от стиля барокко и лучшие его работы принадлежат к классицизму. В барочных скульптурах мы видим подчинение материала художественной идее.
В Гранаде творчество Алонсо Кано развивалось от барокко к классицизму, что хорошо видно на примере «Непорочной» из ризницы собора в Гранаде (1655 г. ). Характерно также, что стиль барокко имеет в своей основе модификацию и дальнейшее усложнение ордерной системы древнеримской архитектуры, что, в частности, хорошо видно на гравюрах Дж. Карло алле квадро фонтане в Риме.
Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVIв. Терезой. Пока что это реализуется по преимуществу в художественно-эстетической форме последующая эпоха Нового времени будет утверждать индивидуального и коллективного субъекта через научно-технический прогресс речь пойдет о практическом преобразовании природы. Но это не так. «Христос под плащаницей», как и вся капелла, — не просто размышление о смерти, а склеп, полный жизни: фигура Христа изображает смерть, но также и воскресение из мертвых, разложение тела, но и вечную жизнь. Герой приготовился с помощью пращи метнуть камень в своего врага.
Одна из них взывает к молящемуся, две другие, точно живые, выглядывают из глубины ниши. В интерьере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и легкими. Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. Позже его сменило жабо. Титанизм проявляется (как уже отмечалось) в страстном порыве к самоутверждению личности.
была провозглашена парламентская республика. Он используется широко и разнообразно, его формы всегда объемны, пластичны и фактурны. Бернини выстраивает интерьер часовни Корнаро вокруг своей скульптурной группы со Св. Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен. Он родился в Неаполе, но отец-скульптор отвез талантливого подростка в Рим.
Вот таким образом правильнее говорить нарышкинский стиль. VI, раздел «Строительство храмов и богоугодных заведений»). Кровати – обязательно с балдахинами и покрывалами.
Динамизм решений 4. Гигантские шкафы из дерева украшались резными гравировками и однотонными рисунками. Античный миф об Аполлоне и Дафне был претворен Бернини в прекрасных поэтических образах.
II, раздел «Пористый город барокко: подпочва Неаполя»). Силуэты фигур очень сложны. Отсюда грандиозность и нарочитая монументальность построек этой эпохи.
В переводе с итальянского языка, barocco — «странный, удивительный, причудливый». Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVIIв. Зато особенно интенсивное развитие стиль барокко получил в Испании и странах Латинской Америки (так называемое ультрабарокко)1. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль.
Изящество в сочетании с математическим расчетом 2. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Затем он прославился своим проектом главного алтаря в соборе Св.
Бог с бесконечной надеждой смотрит на нее и не верит, что она изменится. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами. Пугать население «божьей карой» и обещать послушным рабам «царство небесное» уже не было смысла и церкви нужно было изобрести что-то, что могло бы поразить людей и вернуть церкви былой авторитет. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Фасад церкви разделен на два горизонтальных яруса, каждый из которых оформлен орденом.
Искусство XVII в. развивалось в тесной связи с идеями и традициями эпохи Возрождения (см. Душевное движение передано с невиданной ранее убедительностью. Голова неестественно подвернута назад, рука бессильно вытянута. Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов.
Особенно популярно изображение Богородицы с младенцем (Христом). Перевязь (бандульера), на которой носили шпаги, вошла в моду ещё в предыдущую эпоху. Прозерпина сорвала его. Первым скульптором барокко был Стефано Мадерна (1576—1636). Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни). Обшие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращенных к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Шрства Небесного». В портрете кардинала Боргезе (1632, Рим, галерея Боргезе) он воссоздал многогранный образ самоуверенного, надменного, умного и властолюбивого человека.
Он решил как можно ярче выразить все чувства, которые возникли в момент поимки юной Прозерпины Плутоном. Одним из главных достижений маньеризма в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. Женское платье было, в отличие от платья предыдущего периода, не на каркасе, а на подкладке из китового уса. Феб не потерял к ней любви. К началу XVII в. Европа оказалась поделённой на две части: протестантскую и католическую.
Архитектуру барокко невозможно представить себе без скульптурного оформления. Это ставило зрителя в абсолютно иные отношения с произведением искусства. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Первая— светлая, вторая— более темная. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVIв.
Петра. Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия. В композициях на евангельские сюжеты он использует интересный живописный прием. Петра в Риме.
К отличительным чертам также относится использование кариатид, атлантов и маскарон. Вторая – через правую ногу Прозерпины, корпус и голову бога. Характерное произведение эпохи итальянского барокко, созданное Джованни Лоренцо Бернини. Андрей» (1629—1640), установленный в нише одного из подкупольных опорных столбов римского собора св.
Ренессанс стремится не принизить божественное, а наоборот, возвысить земное до божественного. Это происходит потому, что материал полностью подчинен художественной идее. Исаак Ньютон в 1689 году создает труд под названием «Математические начала натуральной философии», а также открывает «Закон всемирного тяготения». новый стиль в живописи.
складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Зрелые произведения К. (1599--1606) -- это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой.
Микеланджело да Караваджо (1573 -1610) Судьба Микеланджело да Караваджо (настоящая фамилия Меризи) сложилась трагически. Но когда художники изображали на обелиске святых, пути их все же расходились.
Его призванием стало прославление могущества церкви и аристократического общества того времени. В творчестве первого интерес представляют образы Св. Ещё раньше шпаги носили на портупее, тонком ремешке, пристегнутом к поясному ремню. Петра (1624-1633), созданным совместно Франческо Борромини, расположенного в центре огромного внутреннего пространства собора, под куполом, созданным Микеланджело. Таким изобретением и стало барочное искусство в целом и скульптура в особенности.
Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а чёрная мушка создавала контраст. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Такое оформление в дальнейшем стало типичным для церквей в стиле барокко. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. В 1555 г. Папа Римский Павел IV объявил, что основные догматы (положения) христианства человеческое сознание способно воспринять только через мистическое (сверхъестественное) озарение, которое Бог дарует далеко не каждому.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно— тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Уже ранние работы Бернини «Давид» (1623), «Плутон и Прозерпина» (1621— 1622), «Аполлон и Дафна» (1622—1625), находящиеся в галлерее Боргезе, ярко свидетельствуют о новом по сравнению с Возрождением понимании пластического образа. ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ (1599 -1667) Это был занудный эксцентричный холостяк с невротическим характером – полная противоположность Бернини.
Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Новаторство Бернини проявилось и в многочисленных портретах, скульптурных бюстах.
Ангела (1669 —1671), слон с обелиском на площади возле Пантеона (1666—1667). Отражающие свойства хрусталя использовались для многократного усиления света и блеска в интерьерах барокко. Кроме того, в отличие от «универсальных гениев» Возрождения многие мастера XVII столетия сознательно замыкались в рамках одного жанра. В политической жизни Европы в XVII в. тоже произошли существенные изменения. Лицо ангела с двусмысленной улыбкой противопоставлено прекрасному одухотворенному лицу Терезы. Художники идут по пути формальных приемов достижения этих целей. Таков был Леонардо -- один из величайших деятелей Возрождения.
Скульптура барокко прочно стояла на фундаменте из возрождённого Ренессансом реализма и результатов творческих поисков маньеристов. Стержень их композиционного замысла -- движение воды. Произведения можно рассматривать со всех сторон и всякий раз они будут совершенны. Естественней было бы перейти к написанию портретов своих современников, а не скрывать портрет в библейском образе.
Динамичная композиция «Похищение Прозерпины» хорошо сбалансирована и симметрична. Он показал динамизм действий и изменений.
гл. Прозерпина успела только вскрикнуть. Каталония знаменита великолепным декором алтарей. Ранние произведения Караваджо (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике— к baroco.
Личность соизмеряет себя с творческими силами Космоса. Организация пространства картины призвана особым образом воздействовать на зрителя.
В России предпосылки стиля барокко появляются в XVII веке. Он замышлялся как монументальный навес над могилой Св. Ему принадлежит оформление площади собора Св.
Там он быстро приобрел известность под покровительством кардинала Сипионе Боргезе. Сверху помещены шар и крест, поддерживаемые четырьмя ангелами. Лонгина (1629—1638), помещенную в нише одного из подкупольных опорных столбов. Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Для архитектуры барокко (Л.
Массивность, резьба и отделка благородными металлами являются главными особенностями мебели в стиле барокко. Он поцеловал кору, скрывшую тело нимфы и на свою голову надел венок из ветвей лавра. Следует отметить Джованни Лоренцо Бернине (1598-1680), которого считают величайшим мастером всего итальянского барокко. Цецилии» (1600 Рим, церковь Санта Чечилия ин Трастевере) отчетливо проявились принципы раннебарочной скульптуры с ее натуралистической экспрессивностью, любовью к острым эффектам, тонким расчетом на освещение и архитектурное обрамление. На примере «Св.
Особенно у Дафны. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. Талия— узкая, под платьем носили корсет. Здесь всё располагает к сокровенному общению человека с Богом. В то же время скульпторы этого периода усилили в своих композициях элемент театрализации. Петра», украшающей главный неф.
Петра и палаццо Барберини. Бернини создал колоннаду и площадь перед собором Св. Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). 1635 Флоренция, Национальный музей). был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви.
1. 9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Например: церковь Св. Даже «классический» вкус Лаланда, не слишком благосклонно судившего о двух предыдущих статуях из-за их чересчур искусственного характера, перед этим шедевром барокко остался обезоружен: «работа столь же необычная, как и другие, но притом одно из прекраснейших произведений искусства. илл. ), Пинакотека, Ватикан «Смерть Марии», около 1605--06, Лувр, Париж).
Впрочем, такие детали присутствовали и на фасадах зданий. Галилей доказывает предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Он был мал ростом и очень красив. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом7, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Лонгин изображен в момент экстатического поклонения невидимому распятому Христу. «Небесный мир» и «земной мир», «рай» и «ад», «грехопадение», «искушение», «воскресение духа и тела» -- эти и иные категории зримо и незримо присутствуют в картинах Возрождения. Скульптура в стиле барокко была поднята этим гением на необычайную высоту. гл.
Нежное тело девушки крепко и нежно держат изящные пальцы бога. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. В портерах редко можно было рассмотреть черты реальной модель, ведь мастера приукрашивали их, создавая идеально правильные черты лица. Это высокая прическа из множества локонов. Барочный принцип живописной картинности наиболее последовательно проявился в скульптурных. Однако Возрождение прямо или косвенно подготовляет последующую эпоху.
Не было барокко в классическом понимании и в Англии. Одним из главных достижений маньеризма (от итальянского maniera, манера) в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. Их отличает пространственный размах, сильные контрасты масштабов, криволинейные формы и изобилие декора в убранстве фасадов и интерьеров. Бернини всегда старался создать в своих произведениях целый синтез искусств. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями — волютами (итал.
1. 2), к примеру, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами.
Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Роль геометрических построений приводит к новому подходу к пространству изображения. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др. ). Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой.