По мотивам скульптуры «Джулиано Медичи» с надгробия Джулиано Медичи работы Микеланджело, 1982.
После смерти папы Юлия II (Джулиано делла Ровере, понт. Он прожил долгую жизнь – почти девяносто лет и пережил тринадцать Пап. Ниши их стиснули, что вызывает у зрителя чувство тревоги и беспокойства. В них должны были расположиться скульптуры герцогов. Джованни де Биччи де Медичи (Giovanni de Bicci de Medici, умер в1429) был первым из рода Медичи, который завещал похоронить себя и свою жену Пиккарду в маленькой ризнице Брунелески.
Когда художник отказался, папа подарил ему дом. У ног Лоренцо (того, что устроился в позе мыслителя) лежат Утро и Вечер, а у ног Джулиано (того, что в рыцарских доспехах) – День и Ночь. начал две Девы Марии» (Флоренция, Уффица). Будучи живописцем, он оставался исследователем и инженером.
В 1478г. Жалованье превысило в 3 раза сумму, которую просил Микеланджело.
Перед Микеланджело стояла задача создать изображение воскресшего Христа, перешедшего рубеж земных страданий, он воплотил идею в образе, лишенным драматизма и динамики, отказавшись от многих привычных средств, в нем нет и следа той богатой и напряженной внутренней жизни, которой наделены «Моисей» или пророков Сикстинской капеллы. Для небольшого квадратного помещения, площадью около 120 кв.
Легендой Флоренции были другой Лоренцо и другой Джулиано, братья — те, что покоились возле фронтальной стены. Когда все юридические споры были улажены Леонардо пришлось написать копию картины, поскольку оригинал к тому времени перешел к частному владельцу. Как правило, мальчики поступали на обучение к мастеру в возрасте четырнадцати лет или около того и служили ему лет шесть, после чего им позволялось вступить в гильдию живописцев гильдию Святого Луки и обзавестись собственной мастерской.
В «Портрете Джиневры Бенчи» (1474г. ) Леонардо при помощи пейзажа – зеркальной глади озера, туманной дымки, окутавшей деревья, – создает особое настроение. Однако существует только два памятника – статуя Фердинанда I и Козимо II. Элементарное инженерное искусство являлось составной частью работы художника.
Гробница Джулиано Медичи Композиции гробниц на боковых стенах симметричны. В своей рабочей комнате Леонардо собрал разных ящериц, бабочек, змей, сверчков, летучих мышей. Он записал как-то, что всякое знание начинается с ощущения. На постаменте возвышается стройная фигура красивого юноши. Такими были Филиппе Брунеллески, Андреа Верроккио, другие мастера. А скульптурные фигуры скорее расслаблены, лиричны по своему настроению. Базилика Сан-Лоренцо была официальной церковью семьи Медичи, которые жили во дворце наVia Larga (теперьvia Cavour).
«Мадонна Бенуа» выделяется среди картин итальянской живописи XVв., на которых изображены колоритные, но несколько жесткие, скованные в движении фигуры и реалистичные, но лишенные эмоций лица. Как очень точно отмечал П. Муратов, «печаль разлита здесь во всем и ходит волнами от стены к стене». Фигуры не хотят ни жить, ни чувствовать. По сторонам в нижнем ярусе точно друг против друга размещены саркофаги герцогов Медичи – Лоренцо Урбинского и Джулиано Немурского – органично вписаны в общую структуру интерьера.
Возможно, в мастерской Верроккио среди прочих бывал и Леон Баттиста Альберти, писатель и ученый, автор трактата «Десять книг об архитектуре». Работа сделана очень тщательно.
Работа над ними проводилась с 1520-ого по 1534-ий годы по поручению папы Климента VII. Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. Не этих конкретных людей изображал скульптор над их саркофагами. Джулиано был заколот Бандини и Франческо Пацци.
Вазари писал, что Леонардо работал над щитом так долго, что в мастерской стояло зловоние от издохнувших гадов и насекомых, но художник «из великой любви к искусству» не чувствовал этого. В 1420г. Глаза скульптуры не имеют зрачков, как и остальные статуи капеллы. Младенец тянется к ней. Один из биографов Леонардо сообщает только, что она была женщиной хорошей крови.
Сандро Боттичелли (1444–1510) был близок ко двору Медичи: там он общался с самыми просвещенными людьми Флоренции: философами, поэтами, художниками. До этого во Флоренции художники работали в основном темперой масляные краски упоминались в «Трактате о живописи» Ченнино Ченнини, но пользовались ими редко. Именно отсюда можно пройти в капеллу принцев и Новую Сакристию. Себастьяно дель Пьомбо, венецианский художник, друживший с Микеланджело, говорил, что «колени этой статуи стоят больше, чем весь Рим».
Известно другое – в семье Леонардо любили. Чувства, гнетущие Микеланджело, находят выражение не только в аллегорических фигурах, но во всем ансамбле и даже в статуе «Мадонны с младенцем» («Мадонны Медичи»), которая акцентирует среднюю часть стены между гробницами. К ней обращены сидящие в своих тесных нишах статуи Джулиано и Лоренцо Медичи. О первых опытах Леонардо в живописи практически ничего не известно.
Петра Бернардо Ченчи (находится на прежнем месте в римской церкви Санта Мариа сопра Минерва). В момент создания скульптур для усыпальницы во Флоренции вспыхнула революция. Впечатление инертности усиливается сознательной незаконченностью проработки камня скульптуры: лицо, руки, ноги «Вечера» словно подёрнуты сумерками приближающегося угасания. Об этом никто не знает. Нет покоя «Ночи».
Нам кажется это легко объяснимым. С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших шедевров эпохи Высокого Возрождения –«Капелла Медичи» — скульптурный ансамбль, выполненный Микеланджело и расположенный в так называемой Новой сакристии (ризнице) церкви Сан Лоренцо (фамильной церкви семьи Медичи) во Флоренции. В 1479г. Катарина впоследствии вышла замуж (или ее выдали) за состоятельного хлебопека и земледельца Антонио ди Пьеро, по прозвищу Аккаттабрига (Каттабрига), сына Пиеро дель Вакка из Винчи. Под статуей герцога расположены две аллегорические фигуры, символизирующие Утро и Вечер. Первоначально планировалось сооружение четырех гробниц: Лоренцо Великолепного, его брата Джулиано, погибшего в результате заговора Пацци и его внука Лоренцо – герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского (брата Пьеро и Льва X). Это впечатление усиливается другими компонентами ансамбля, архитектурными и скульптурными.
Вас охватывает чувство тоски и впечатление, что вы находитесь на площади. Лев Х умер внезапно, даже не успев собороваться. Склоненная голова «Мадонны Медичи», ее скорбный, направленный «в никуда» взор полон той же грусти, той же печали, что и вся Капелла Медичи. Джулиано, как и все проживавшие продолжительное время в Урбино, где еще не умерли традиции Федерико Монтефельтро изучал немного математику и механику. Именно в мастерских художников в то время решались подобные задачи. Некоторые думают, что талант Леонардо вызывал зависть учителя.
И, конечно же, в этом им помогали великие архитекторы, скульпторы, художники: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Ботичелли и многие-многие другие. Отношениям с правителями города и вообще власть имущими, тоже надо было учиться. Ее заполняют все гербы городов герцогства Тосканского и герб Медичи на потолке.
Внутренне протестуя против гнетущего христианского пессимизма, создает картину "Леда, ласкаемая лебедем" (1529-1530), язычески смелое по духу произведение. Хотя мастер положил на нее много труда, она не принадлежит к его удачным произведениям. Мужественный, энергичный Джулиано с непокрытой головой опирается на жезл командира. Он поселил славного артиста в Бельведере, отведенном братом под его резиденцию.
«Утро» медленно и неохотно просыпается, «День» бодрствует безрадостно и тревожно, «Вечер», цепенея, засыпает, «Ночь» погружена в тяжелый беспокойный сон. 26 апреля 1478г. Вместе с фигурами молодых людей аллегории заключены в устойчивую треугольную композицию. Он символизирует мир, который пришел после войны. «День» хранит следы инструментов и художественно недооформлен.
Разумеется, в годы его понтификата строительство собора св. Петра продвигалось плохо, а о грандиозной гробнице папы Юлия II нечего было и думать. Он изваял их легендарные образы, можно сказать аристотелевские формы – или платоновские идеи этих двух, запечатленных в истории Флоренции имен: Лоренцо и Джулиано. В августе 1508 года второй вариант «Мадонны в скалах» (Национальная галерея, Лондон) был передан Братству.
Разместить в таком небольшом помещении сооружение, рассчитанное на круговой обход, как он предполагал вначале (ориентируясь на композиционные идеи гробницы Юлия II) было невозможно и Микеланджело избрал традиционную композицию пристенных гробниц. О символических значениях аллегорий Утра, Дня, Вечера и Ночи сказано много.
Анонимный биограф сообщает: «Леонардо носил красный плащ длиною всего до колен, хотя тогда были в моде длинные одежды». Все три скульптуры имеют натуралистический размер, соответствующий размерам человеческого тела. Положение ее тела образует в вертикальном наклоне угол 45. Юноша улыбается насмешливо и вызывающе. О детстве Леонардо известно не много.
В основном, так как предстояло соорудить купол, венчающий здание. ". Воплощение замысла Микеланджело по созданию Капеллы Медичи должно было стать свидетельством не только могущества этого рода, но и «зеркалом всей Италии». Возле левой от входа стены расположена гробница Джулиано. Первый вариант центрального полотна, которое выполнил Леонардо – «Мадонна в скалах» – был закончен в I486 году Ожесточенный спор и последующее судебное разбирательство из-за оплаты труда художников длилось более 25 лет. Лазарев трактовал эту тень как подчеркивание тяжести размышлений герцога.
Заговор провалился, его участники были схвачены и повешены на окнах Старого дворца. В библейских и евангельских сюжетах они пытались отразить существовавшую реальность. Обе фигуры усталы и меланхоличны. Принимал ли Леонардо участие в этих работах.
Здесь 15 апреля 1452г. Над оформлением этого помещения работал сам Микеланджело. С одной стороны располагается алтарь, напротив – статуя Мадонны с Младенцем. хроникер Джованни Виллани, выпускала в год около ста тысяч штук сукна.
И оттого поза его неспокойна, голова стремительно повернута. По ландшафтам Анкиано можно лишь догадываться, как влияло на воображение мальчика то, что он видел вокруг себя. На картоне изображено грехопадение Адама и Евы.
На самом деле Медичи похоронены в склепе. На голове у «Лоренцо»— зооморфологический шлем, который затеняет его лицо и, как отмечает Гиббард, это может намекать на то, что герцог умер сумасшедшим. Надгробие Джулиано украшает знаменитая аллегорическая скульптурная группа «День» и «Ночь» работы Микеланджело, а надгробие Лоренцо — столь же знаменитые фигуры «Вечер» и «Утро». Но он был внебрачным ребенком и стать продолжателем фамильного дела не мог, да и способности у него были несколько неподходящими для этой профессии: из мечтательного рассеянного мальчика вряд ли бы вышел хороший нотариус. Да и композиционно он совершенен — посмотрите — основное число — три.
Прежде всего, Леонардо был левшой, он писал и рисовал левой рукой, хотя правой работал не хуже. Помимо шерстяного, было весьма развито шелковое производство. В том, что этот заказ был отдан в мастерскую Верроккио, не было ничего удивительного.
Где то мгновение, когда утро становится днем, а вечер ночью. Вот таким образом Леонардо был вдвойне ему дорог.
Его искусство неотделимо от науки и техники даже на бумаге. Картина Леонардо далеко не безупречна. Винчи – городок маленький. Для них он воспользовался скульптурными фигурами в натуральную величину. В мастерской Верроккио заказов было много.
Создание гробницы Медичи изначально было идеей Папы Льва Десятого (чье настоящее имя – Джованни Медичи). «Ночь» стопой упирается в сову, которая, если вспорхнет, то разбудит ее. У этого длинного помещения из серого камня светлые стены. в дальнейшем мы сделаем такую попытку — проследить стилистические изменения в творчестве Микеланджело на примере его «Пьет». Новации художественных взглядов Микеланджело проявились в том, что массивное заполнение пространства (гробницы, скульптуры) вступает в контраст с лёгким обрамлением (карниз нижней зоны сакристии и полуколонны). Он оставался равнодушным к религии и богословию. В 1449г. Много сил и времени потратил он на заготовку мрамора в Карре.
Недоработаны фигуры «Утра» и «Вечера». Камень, который она держит в руке, может выпасть в любой момент и тоже разбудить. На сей раз получился изрядный долгострой: начались работы в 1524 году, а закончились в 1578 – м. За это время заказчиков, Медичи, успели изгнать город подвергли изнурительной 11-месячной осаде (во время которой архитектор отвлекся на планировку оборонительных сооружений) потом Медичи вернулись, отгрохали себе новую резиденцию в палаццо Питти и были пожалованы великими герцогами архитектор же тем временем занялся живописью и перебрался в Рим, откуда папы Лев X и Клемент VII в свое время с трудом выцарапали ту самую коллекцию, ради которой строилась библиотека, -древние манускрипты иллюстрированные кодексы и оригинальный текст злополучной унии, заключенной на Флорентийском соборе 1439 года и скоропостижно разорванной по возвращении делегатов домой. группой влиятельных флорентийских граждан во Флоренции был организован заговор против Лоренцо и Джулиано Медичи, получивший впоследствие название «заговор Пацци». Леонардо да Винчи не интересовался политикой. Позже его сын, Козимо Старший, был похоронен в церкви. Ученику доверено изобразить только фигуру в углу.
И собирал наблюдения, зарисовывал, запоминал. Фигура «Дня» заслуживает внимания, так как удивляет несогласованность ваяния прекрасного тела и с трудом поворачивающейся к зрителю головы. Начинало складываться что-то похожее на счастливые миланские дни при Моро.
Их мощные с идеальными пропорциями тела – овеществленная истома и скорбь. Единственным светским жанром был портрет. Вообще, м. б. Три фигуры в гробницах и три фигуры в композиции с Мадонной (малыш Иисус как бы слит еще с телом матери). Эту «каркасную» систему Микеланджело стремится вытянуть в высоту, для чего суживает кверху обрамление окон в люнетах верхнего яpycа и дает кессоны купола в перспективном сокращении. Правда, он предложил Микеланджело создать фасад церкви Сан Лоренцо, незавершенный Брунеллески, дабы этот храм стал «зерцалом всей Италии» и Микеланджело с удовольствием согласился уехать в любимую им Флоренцию, где четыре года напряженно трудился пока, в 1520-м все по той же причине из-за отсутствия денег, работы над фасадом не были прекращены.
он приступил к работе над куполом диаметром в 42 метра, которая была закончена в 1434г. В первые годы понтификата Льва X он усердно трудился над гробницей. Это будут два сильных молодых человека, преисполненных величавого спокойствия. Собрания таких рисунков Леонардо хранятся в Виндзоре, Оксфорде, Венеции и др. Новая Сакристия (ризница) — еще одно знаменитое помещение Базилики Сан Лоренцо, в которое можно попасть, пройдя по коридору из капеллы Медичи. Один из его первых биографов, Вазари, в своих «Жизнеописаниях» упоминал о занятиях Леонардо математикой. Рисунки Леонардо сами по себе уже являлись произведениями искусства.
Когда кардинал Джованни де Медичи был избран на пост Папы Римского (Рис. 1) Папа Лев Х) во Флоренции в 1515-ом году, он инициировал со своим двоюродным братом Джулио (Рис. 2) впоследствии Папа Климент VII) ряд строительных проектов для Базилики Сан-Лоренцо. Работы были начаты в 1521 г., но смерть папы Льва X остановила работу. Капелла Медичи стала этапом в развитии творчества Микеланджело, а вместе с тем и мирового искусства. во флорентийском соборе во время мессы заговорщики окружили братьев Медичи.
Микеланджело окончил тoлькo двe из задуманных гробниц. Тело прекрасно и отполировано, а лицо слегка проступает, образ едва намечен. Она оставила огромное художественное наследство родной Флоренции. Кем была эта Катарина. Склеп темный и мрачный, что естественно для усыпальницы, где фактически похоронено большинство членов семьи Медичи, в том числе и те, которые должны были упокоиться в капелле принцев. На картине в величественном кресле сидит высокородная дама.
фонарь был выполнен. 1513-1521), Джованни де Медичи, второй сын Лоренцо Великолепного.
Некоторые церковные историки считают Клемента VII последним папой эпохи Возрождения. И если следовать этой, пусть и очень условной, хронологии, то капелла Медичи видится как непревзойденное по совершенству надгробие блистательного флорентийского Ренессанса. Его, как и других заговорщиков, повесили на одном из окон Старого дворца. Прошло время и правительство Флоренции, следуя за модой, решило заменить его. Все скульптуры в гробнице Медичи изображены без зрачков. Именно к ней обращены фигуры Джулиано и Лоренцо. По левую руку расположилась на саркофаге в состоянии полудремы массивная фигура женщины (Рис. 11).
Пройдя через уютный дворик, через левый неф можно попасть в нее. В 1523 г. папский престол вновь вернулся к роду Медичи. В этой ризнице, широко известной как капелла Медичи, должны были возникнуть на самом деле четыре памятника: для давно умершего отца Папы, Лоренцо Великолепного (1492), его убитого братаДжулиано Медичи, а также двух других родственников: герцога Немурского (Рис. 3) (1516) и Лоренцо, герцога Урбинского, (1519). А если ему хотелось подышать чистым воздухом, он мог прямо по отлогим мраморным ступенькам бельведерской террасы спускаться в ватиканские сады и там гулять и думать, сколько было угодно его душе, рассеянно следя взором за тем, как мелькали за деревьями стройные силуэты ланей и оленей.
Леонардо написал ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. Заказ на вторую фреску «Битва при Кашине» получил Микеланджело. В его ранних чертежах, выполненных тончайшими изящными линиями, со штриховками, передающими светотень, рядом с изображениями стригальных машин и отдельных деталей встречаются наброски для картин и записи наблюдений. Образ Мадонны, проникнутый трагизмом мироощущения, – значителен, величав и человечен.
Новая Сакристия в церкви Сан-Лоренцо (капелла Медичи) должна составлять единый комплекс со Старой, которую построил Брунеллески. Эта мысль занимала тогда многие умы. О Леонардо да Винчи говорили им восхищались, ему завидовали, его ненавидели. Вечер, немолодой мускулистый мужчина, с уставшим видом готов отойти ко сну.
Это движение встречает ответный жест Марии. Позже в одной из своих тетрадей художник записал: «Тень, порожденная небольшим, но сильным светом, будет более темной, чем тень, рожденная от большого света меньшей силы». В каждом итальянском городе на службе находился «городской инженер», правители искали умеющих и знающих мастеров в военном и строительном деле, у многих из которых была европейская слава. Общий замысел аллегории дополняют фигуры «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи». В них не будет портретного сходства.
Леонардо, конечно, видел, с какой тревогой и поспешностью выполнялся этот заказ. В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы Медичи. Какие чувства вызовет капелла Медичи. Он занимался живописью, находя время для науки, не выпускал из поля зрения технику. Рядом с ним не было замечено женщины. Пьетро да Винчи женился в этом же году на Альбиере Амадори.
Она означает мудрость и деловые качества. Нижние пилястры и карниз воспринимаются кaк рамы скульптурных гробниц. Место для прохода в капеллу Медичи приведет прямо в склеп. Как к живому организму подошел Микеланджело к решению проекта фасада церкви Сан Лоренцо. Художник, который был инженером и конструировал композиции на холсте и инженер, который был художником и понимал, что даже в станке и в правильном решении технической задачи может заключаться красота.
Во второй половине жизни стал вегетарианцем. А что можно добавить о Медичи, покровителях «одинокого как палач» гения Микеланджело.
В том же году Леонардо внес свой вклад в работу своего учителя «Крещение Христа» (Галерея Уфицци, Флоренция). Капелла Медичи по желанию папы уже не должна включать в себя гробницы Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано.
Леонардо мог вздохнуть свободно. Пьетро да Винчи, не желая больше содержать сына, решил помочь ему иным путем. Сжатые, стиснутые нишами, фигуры вызывают впечатление напряженности и беспокойства. Он предложил создать в строящейся новой ризнице церкви ансамбль надгробий для недавно умерших членов семьи: Лоренцо, сына Пьетро Медичи (старшего брата Льва Х) и Джулиано, младшего из сыновей Лоренцо Великолепного, — ничем не знаменитых, кроме родовых имен: Лоренцо и Джулиано.
Сегодня поговорим об одной такой истории. Ребенок весь согнулся к больной ноге, такая необычная и неожиданная у него поза. Однако в том же году кардинал Джулио де Медичи, будущий папа Клемент VII (понт. 1523-1534), внебрачный сын Джулиано Медичи и ровесник своего двоюродного брата Джованни (Льва Х) выросший в доме дяди (Лоренцо Великолепного) после убийства отца, предложил Микеланджело другой вариант работы в Сан Лоренцо. Рядом с ним стояла капелла Медичи. Напрасно Микеланджело отказывался, ссылаясь на свои обязательства перед наследниками папы Юлия, на то, что архитектура – «не его специальность», – ему пришлось подчиниться.
Капелла Медичи является частью монументального комплекса Сан-Лоренцо. Скульптура не является портретом, а выступает идеализацией, которая придает «величия». Убирайтесь-ка вон отсюда". Это были два молодых, ничем не прославивших себя герцога.
Среди них – картон для портьеры португальского короля, который должны были выткать во Фландрии золотом и шелком. На коленях лежит скипетр военачальника, на который он непринужденно опирается. Глаза только наполовину прикрыты. Рафаэль проводил ее своей росписью «станц» Ватикана, гуманист, писатель и дипломат Бальдассаре Кастильоне делал такие же выводы в своем трактате «Котреджиано» («Придворный»).
Однако зоологическое происхождение украшений шлема и тень, отбрасываемая на лицо этим головным убором, весьма своеобразны. Отец подыскивал ему занятие, которое могло бы его в будущем прокормить.
В нем нет статуй, но имеются сдвоенные колонны, которые углублены в стены. Он появился на свет вне брака и вот таким образом история его рождения полна неясностей. 9апреля 1476 года Леонардо да Винчи вместе с тремя другими флорентийцами – ювелиром, торговцем готовым платьем и человеком, охарактеризованным только тем, что «он всегда носит черную одежду», был привлечен к ответственности по доносу, в котором указывалось, что некий семнадцатилетний юноша, Якопо Сальтарелло известный своим безнравственным поведением в сношениях со многими господами, в последнее время стал угождать четырем лицам, среди которых был Леонардо, сын Пьетро да Винчи, проживающий у Андреа Верроккио. Герцог изображен как римский генерал с непокрытой головой.
Его голова, покрытая античным шлемом, опирается на руку, а локтем – на шкатулку, звериная морда которой символична. Это аллегория жизни действенной. Пышный интерьер из флорентийской мозаики выполнялся в течение почти двухсот лет. В 1520 г. кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII (с одобрения папы Льва X, второго сына Лоренцо Великолепного) поручил Микеланджело постройку капеллы и гробниц Медичи.
Вестибюль высокий. Пьетро, уже забывший о щите, взглянув на изображение, содрогнулся от ужаса и попятился. Казалось бы, рядом рисунок учителя и ученика. На крышке саркофага находятся фигуры: сидящей «Мадонны Медичи с младенцем» в центре, Святого Космы и Святого Дамиана (небесных покровителей Медичи) — по бокам. Мадонна – ключевой образ: к ней обращены взгляды святых, на нее взирают герцоги из своих ниш.
Для самого Папы Льва X захоронение было запланировано в старой ризнице. Денег не хватало и Лев Х осуществил несколько финансовых проектов, два из которых: официальная продажа церковных должностей («симония») и продажа «отпущений» («индульгенций»), окончательно истощили терпение большой части западных христиан. Микеланджело посчастливилось при жизни получить полное признание и титул «божественный». Линия крыльев уравновешена легким взмахом руки.
Самая древняя церковь во Флоренции – это храм Сан-Лоренцо. Он и ситуация и мгновение. А что же смогу я сказать о Ночи, статуе не то что редкостной, но и единственной. С 1333г.
Фотография подтверждает сказанное выше. Его поза передает серьезность и чувство уверенности. В прямоугольной стенной нише – фигура Джулиано, сидящего молодого флорентинца в одеянии римского патриция с непокрытой головой, обращенной к фронтальной стене капеллы. Поза, выражение лица «Утра» говорят о том, что в этом цветущем теле живёт уставшая, гибнущая душа. «Утро» символизирует мучительное пробуждение, вся пластика этой фигуры полна предчувствий новых страданий.
Приблизительно в 1530 году, когда только утихла мстительная ярость победителей Флорентийской республики и Микеланджело получил прощение и снова принялся за работу во славу тех самых Медичи, против которых только что сражался, он создал небольшую превосходную, хотя и неоконченную, мраморную статую «Аполлон, вынимающего стрелу из колчана», также известную под именем «Давид-Аполлон» (Национальный музей Барджелло, Флоренция). употомственного нотариуса Пьетро да Винчи и некой Катарины родился сын, которого назвали Леонардо. На щите нужно было изобразить страх.
Напротив алтаря он поместил скульптурную группу «Мадонна с младенцем» и окружил ее статуями св. Мадонна – ключ ко всей капелле. Он сразу же принялся за нее, но закончил только в 1519 – 1520 годах во Флоренции. Мальчик жил в доме своего отца.
Храм внутри украшен работами Донателло. Мадонна погружена в глубокое тяжелое раздумье. Все у гения существует как в жизни – одновременно и многообразно. Пьетро выполнил просьбу, отвез щит во Флоренцию к сыну. Вазари также рассказывал, что когда Андреа Верроккио писал на дереве композицию «Крещение Христа», он поручил Леонардо выполнить в углу фигуру ангела, держащего одежды.
Леонардо, увидев, что щит кривой, выпрямил его, пролевкасил. Красивый мальчик, послуживший некогда моделью архангела, вырос. В 1461г.
Символам бегущего времени мучительно неудобно. К сожалению, все они утеряны. На одном из листов его тетрадей изображены внешний вид и конструкция фонтана, возможно, того самого, который он проектировал для сада Медичи на площади Сан-Марко. Утро, прекрасная женщина, с видимой неохотой пробуждается ото сна – настоящее пугает ее. Лицо Мадонны склонено к ребенку. Это создает дополнительную выразительность, тревогу и угрозу.
Лоренцо Медичи обратился к султану с просьбой выдать преступника. (А. «Мадонна» выполняет очень важную композиционную роль во всей капелле: она объединяет статуи, к ней обращены фигуры Лоренцо и Джулиано.
У Лоренцо Великолепного были все основания остаться недовольным работой инженера Леонардо. Этот щит был нужен всего лишь для того, чтобы отпугивать птиц, но юный художник подошел к работе со всей ответственностью. Франциска.
В итоге Пьетро да Винчи усыновил Леонардо. Правда, оно так и не наступило до сих пор. В церкви Сан-Лоренцо (капелла Медичи) Новая Сакристия выглядит как свободный куб, который увенчан сводом. Флоренция. Он написал портрет одной флорентийской дамы, возлюбленной Джулиано этот портрет Джулиано, когда женился, побоялся оставить у себя и подарил Леонардо, который увез его с собой во Францию (где портрет и исчез) и знаменитую «Леду», о которой столько говорили современники.
Однако была реализована лишьчасть задуманнойпрограммы. Он не любил долго спать. О самом изображении Вазари отзывается как о превосходном и тут же упоминает поразившую его деталь – наполненный водой графин с несколькими цветами в нем, особенно подчеркивая, что отпотевание воды на поверхности изображено так правдоподобно, что «она казалась живее живого». Сама часовня стала их мавзолеем. С капеллы Медичи и вестибюля библиотеки Лауренциана, в которых формы архитектуры и скульптуры выражают напряженность и скованную силу, Микеланджело положил начало пластически выразительной архитектуре барокко (по-итальянски – причудливый, странный). Вы можете быть привлечены к ответственности за нарушение авторских и иных интеллектуальных прав.
Однако еще больше поражает всякого, что, замыслив надгробия герцога Джулиано и герцога Лоренцо деи Медичи, он решил, что у земли недостаточно величия для достойной их гробницы, но пожелал, чтобы все стихии вселенной в этом участвовали и чтобы четыре статуи их окружали, покрывая собою усыпальницы: на одну из них он положил Ночь и День, а на другую Аврору и Сумерки. Саркофаги с аллегорическими фигурами располагаются перед цоколями, а скульптуры герцогов – в располагающихся выше нишах (Рис. 6). Для большинства из них он выполнял различные заказы. За каждым саркофагом в стене ниша.
Но о том, как, в каких условиях формировались задатки будущего великого живописца и инженера, которого назовут идеальным человеком Возрождения, универсальным гением, почти ничего не известно. Их брак оказался бездетным. Джорджо Вазари так описывает его внешность: «Блеском своей наружности, являвшей высшую красоту, он прояснял каждую омраченную душу, а словами своими мог склонить к «да» или «нет» самое закоренелое предубеждение.
Возможно, только как ученик. Необычное впечатление от окон усиливается от контраста изящных рам с грубо обработанными каменными глыбами фасада. Главный корпус флорентийского собора в основном был построен в 1368г. Попадают туда из левого нефа церкви через уютный дворик с колоннами, апельсиновым деревом и видом на Джоттову кампанилу (с тех пор как Брупеллески построил свой Воспитательный дом, такие дворики стали выпускать по всей стране целыми сериями).
Мальчик важен в общем замысле ибо он – мгновение внутри времени. Это была выгодная и почетная работа. Именно эти детали изображенные столь реально, вызывали восхищение Вазари. Ему до всего было дело. Возможно, Леонардо рисовал везде, где только мог, – на земле, плитах, бумаге (благо, благосостояние семьи это позволяло).
Он отступил от принятых ранее правил и обычаев. Основным жанром художников эпохи Возрождения была религиозная живопись.
Можно только догадываться, как он рос, о чем думал. Л. Волынский в своей книге «Жизнь Леонардо да Винчи» утверждал, что Вазари ошибался – наоборот, воображение художника, подстегнутое смрадом в сочетании с преувеличенно ужасающими образами и породило чудовище. ) Когда щит был готов, Леонардо установил его так, чтобы при помощи освещения добиться определенного эффекта и пригласил отца принять работу. На протяжении всей жизни Леонардо постоянно обращался к этому жанру. Вот перед вами лицо «Вечера» (капелла Медичи).
Он все-таки позволяет себе маленькие вольности — например, необработанный камень в фигуре «Дня». Бернардо Бандини прибыл в Константинополь. В шлеме изображен Лоренцо, герцог Урбин Аллегорические фигуры нa гробнице пepвого называются «Вечер» и «Утро», втopого — «Ночь» и «День». Он сам по себе выделялся из толпы.
Обе гробницы находятся почти в полной симметрии друг к другу. В 1466–1467гг. Постепенно изменялись жесты младенца. В 339 году этот кафедральный собор освятил св. ц. Сан Лоренцо Возможно оттого, что он родился в год памятного флорентийского турнира, так называемой Джостры (1475), а возможно и по природной склонности, Лев Х, переняв дипломатические способности отца, перенял и непомерную любовь к роскоши и развлечениям.
Другая причина, по которой он делал зеркальные записи, – стремление зашифровать их от конкурентов и вообще от слишком любопытных глаз. В 1466г. Сначала появился вестибюль, затем зал для рукописей, где их можно было хранить и читать.
В Риме Леонардо был радостно принят меньшим братом папы, Джулиано Медичи. Из шести монолитных колонн по дороге во Флоренцию пять были серьезно повреждены. 1643 г. была уничтожена Сюбле де Нуайе за чрезмерную сладострастность.
Она начинается у порога вестибюля и расширяется, образуя три части. Капелла Медичи находится в Новой Сакристии церкви Сан-Лоренцо. Чтобы не обидно было, Вазари пристроил над их могилами Микелапджелову «Мадонну с младенцем», а по бокам – высеченных его учениками святых Косьму и Дамиана (покровителей Медичи). Братья – и оттого надгробия симметричны.
Про памятник Джулиано современники утверждали, что он получился абсолютно непохож – на что Микеланджело ничтоже сумняшеся отвечал: «Ничего, через десять веков никто и не заметит. » Лоренцо Великолепный вместе с: убитым во время заговора Пацци братом Джулиано похоронен здесь же, но порядочного монумента им не досталось – скульптор отбыл в Рим. Она прекрасна и внутренне сосредоточенна. Художник успел выполнить только надгробные памятники обоим молодых герцогам. Вазари увидел архив Леонардо да Винчи только в 1566 году, у Мельци, ученика мастера.
Скульптура Джулиано Медичи находится в неглубокой нише над саркофагом в сидящем положении (Рис. 7). Об этом говорит и полная страданий маска в ее руке.
Задумчив взгляд Мадонны, погруженной в свой внутренний мир. «Лоренцо» изображен в глубокой задумчивости. Образ «Вечера» исполнен смирения, погружения в дымку сна. 24 декабря 1477г. Знатные, богатые и сильные мира сего всегда любили увековечить себя и свой род в истории. Неудивительно, что на одном из рисунков Леонардо изображены прядильные механизмы. Далее, чем в него, туристов не пускают. О Леонардо да Винчи написано очень много.
Это маленькая статуя, которая свободно входит в куб. Она исполнена печали и скорби.
Эпоха Возрождения не знала еще такого синтеза архитектуры и скульптуры. В числе заговорщиков был Бернардо Бандини, речь о котором пойдет далее. В этом случае необходим не только талант скульптора и художника.
Действия заговорщиков активно поддерживал папа Сикст IV. Завершить идею гробниц должны были также изображения света, неба, земли и воды, но предусмотренные для этого места остались пусты (Рис. 5). Мы же хотим остановиться на скульптурах Лоренцо и Джулиано и затронуть проблему «идеального портрета». В 1418 году Медичи решили полностью его перестроить и поручили это Филиппу Брунеллески. Это проявилось и в его «Рабах» и особенно в «Пьете Ронданини», хранящейся в Милане. Она, как и «День», не вполне закончена: у нее не доработан низ, а спина не отполирована. Бандини был схвачен и в цепях привезен во Флоренцию.
«Страшный суд» Микеланджело писал, будучи свидетелем уже иного времени. осформировавшемся человеке, наделенном многими талантами, часто употребляя слова «совершенство», «гений», «дар». В Германии началась Реформация. Ее еще называют «Мальчик, вынимающий занозу». Но главное, что он видел, как работали другие, слышал их разговоры, учился.
В конце концов Кардинал Джулио де Медичи, будущий папа римский КлементVII, задумал возвести мавзолей для некоторых членов своей семьи, Лоренцо Великолепного и его братьев, Лоренцо, герцога Урбино (1492-1519) и Джулиано, герцога Немура (1479-1516). Он не просто расписал щит, он написал страх. Он оплакал в ней гибель свободы родного города. Лютер выпустил «Тезисы», папа в ответ – буллу, приказывающую сжечь труды Лютера. Вазари писал: «Всеблагой Правитель небес милосердно обратил свои взоры на землю, увидел тщетную нескончаемость стольких усилий, бесплодность пламеннейших попыток, людское самомнение, еще более далекое от истины, чем потемки от света и соизволил, спасая от подобных заблуждений, послать на землю гения». Папа и кардинал Медичи потеряли терпение и расторгли договор на постройку фасада церкви Сан Лоренцо в 1520 г. Микеланджеловские окна получили название "коленопреклоненных" ("ginnocchiati"), с консолями под подоконниками, увенчанные треугольным фронтоном, в заложенных камнем больших фасадных арках первого этажа вилл, впоследствии часто применялись архитекторами позднего Ренессанса и маньеризма. Зодчий разместил в стенах ниши с пристенными, значительно увеличенными гробницами.
Часто в ходе работы он делал исправления. Статуя, в частности голова, несколько менее завершена, чем «Джулиано». Что это была за романтическая история. В романский период он был перестроен и вновь освящен в 1059 году.
Амвросий, епископ Милана. Легко раненому Лоренцо Медичи при помощи друзей удалось укрыться в ризнице. Сикста, покровителя рода Ровере расписаны Рафаэлем дворцовые комнаты (станцы) апартаментов папы в Ватикане, папой был избран Лев Х (понт. Она предназначена только для посвященных.
Все вместе времена суток подтверждают девиз Медичи «Всегда» (Semper), означающий постоянное несение службы. Он спокойно и собранно смотрит в левую от себя сторону (Рис. 8). Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. Флорентийская шерстяная промышленность, как писал в начале XIVв. Первоначальный проект (Рис. 4) предусматривал четыре надгробия, которые бы были помещены на четырех сторонах монумента кубической формы, так что архитектура захоронения образовывала бы подобие ядра мавзолея.
Но это разрозненные сведения. Несмотря на оправдание, этот эпизод стал хорошо известен в городе. Для достижения этих эффектов светотени темпера не годилась и Леонардо, уже работавший ранее масляными красками использовал их при работе над «Мадонной Бенуа». Космы и Дамиана (покровители Медичи).
На крышке саркофага Лоренцо скульптор поместил фигуры «Утра» и «Вечера». В ее фигуре ощутимо то оцепенение, какое видишь в спящих Вазари. Их по его глиняным эскизам выполняли ученики. На почетные места должны встать усыпальницы папы Льва Х и его собственная.
В 1520 году потребовалось соорудить часовню с надгробиями для Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано, а также для двух других сыновей семейства Медичи: Джулиано, герцога Немурского и Лоренцо, герцога Урбинского. По сохранившимся наброскам и модели фасада можно увидеть близость к классическим традициям Высокого Возрождения и творениям великого Браманте. В них похоронены пpaвнуки Козимо Старого. Новых художников находили дерзкими. Микеланджело не только увеличил масштаб гробниц, он также впервые использовал в них фигуры в натуральную величину. Единственный ребенок был окружен вниманием и заботой, особенно опекали его дед и молодой дядя Франческо.
Лицо Дня проработано эскизно. Первые его картины поражали зрителей ясным взглядом на мир, «музыкальностью линий, прозрачностью красок, прихотливой игрой ритмов». У нее полукруглые крутые ступени и очень низкие перила. И третья – Леонардо был большим оригиналом, старался отличаться во всем. Поведение его тоже было весьма своеобразным. Но Собор имел и реальный результат: делегация из Москвы, приглашенная Козимо Медичи, вывезла в Россию рецепт скандинавского напитка, который впоследствии после нескольких усовершенствований в очистке стал известен как «русская водка».
Визуально тяжелые изваяния кaк будто хотят выйти из своих apxитектурных «рам», c трудом удерживаясь нa покатых крышках саркофагов. Однако убийце Джулиано – Бандини – удалось бежать.
Он создал проект, по которому в 1520 году была построена капелла. Фигуры под нишами находятся в этом же цикле перемен времен, а не сами по себе, выделяясь в нечто особенное. Эти зарисовки лиц и фигур можно отнести равно как к живописи, так и к науке. Молодая флорентийка с пристальным взглядом выглядит загадочной и сосредоточенной. И несомненно, эти работы оказали большое влияние на его становление как художника.
Цель Леонардо была достигнута. В композиции капеллы Мадонна играет очень важную роль. О его личной жизни известно очень мало. Почему именно так.
Картину (она известна под несколькими названиями – «Мадонна с ребенком», «Мадонна с цветком», «Мадонна Бенуа» – и хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге) Леонардо писал долго. Описывал биограф и изображение мадонны, принадлежавшее впоследствии папе Клименту VII. заказ на новый запрестольный образ был передан художнику Пьеро дель Поллайоло. В гробнице Медичи человек попадает в совсем иной мир, не тот, что был на улице. Там должны были быть захоронения шести герцогов. Что за птица на капелле Медичи.