О личной жизни мастера практически ничего не известно, зато историки сохранили подробности творческой биографии Донателло, считающегося родоначальником традиций Возрождения в скульптуре. В 1430 г. Донателло создал Давида – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Творческое наследие Донателло огромно, включает в себя монументальные статуи, рельефы, скульптуры небольших размеров мастер одинаково успешно работал в мраморе, бронзе, дереве. Донателло сделал первые революционные шаги в искусстве скульптуры – создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой. В славе и таланте не уступал своему старшему другу Брунеллески и Донателло (полное имя: Донатто ди Никколо ди Бетто Барди) – флорентийский скульптор, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.
Один из величайших старых мастеров повлиял как на современников, так и на более поздние поколения скульпторов и художников, в том числе на Микеланджело и Джованни Бернини, а скульптуры Донателло являются украшением художественных музеях по всей Европе. Донателло создал яркий образ, утвердивший победу ренессансного направления во флорентийской скульптуре. Независимо от того, был ли Давид заказан Медичи, Донателло работал для них с 1433 до 1443 года, создавая скульптурное украшение для старой церкви Медичи в Сан-Лоренцо.
А начнем разговор мы не с соперника Брунеллески, которым в этом конкурсе был Гиберти, а с его друга Донателло, потому что именно Донателло можно считать действительно основателем скульптуры Кватроченто и вообще ренессансной скульптуры. Донателло (донатело ди Никколо ди Бетто Бардиок. 1386—13 декабря1466, Флоренция)— итальянский скульпторэпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Некоторые искусствоведы называют последний период творчества Донателло упадочным, возвращением к готическим традициям и говорят о преобладании духовной экспрессии, надлома, трагизма в ущерб реалистичности классической скульптуры. Эта статья о скульптурах Донателло, для других целей осмотреть Давида (значения). Знаменитая скульптура Донателло – золотая уменьшенная копия на квадратной малахитовой подставке в 1956 году была избрана итальянской Академией кинематографии в качестве национальной кинопремии Италии.
Донателло (Donatello) – великий итальянский скульптор, основатель скульптуры эпохи Возрождения, новатор искусства своего времени. Следующее поколение скульпторов Возрождения создавали мраморные скульптуры, на фоне которых стиль Донателло стал постепенно меркнуть.
Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Ему оставалось жить всего два с небольшим года. Они как бы окаменели от горя. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками.
Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года.
Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. Здесь представлены родные и друзья Христа. Может быть, это мое личное мнение. Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Во-первых, возрастает значение линии. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Фигура прорисована уверенно и свободно. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.
Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426).
исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Подобного итальянская скульптура в те времена ещё не знала.
Марку» с Ор Сан Микеле. Марка для церкви Ор Сан-Микеле, заказчики разочаровались было и решили от нее отказаться. Как правило, доверяли не основные фигуры, а какие-нибудь элементы пейзажа или какие-то детали, одежду, роскрашь делать, а потом доводили все до конца. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел.
Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. живописный рельеф. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Но он не был выдающимся мастером. Это один из первых ренессансных конных монументов. Это исхудалая старуха с длинными волосами.
Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем». История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Образом послужил памятник Марку Аврелию. Донателло строит образ на игре света и тени.
Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм измельчённой дробностью линейного ритма. музей Барджелло). 20-21, ISBN 9780691099729. Святую всегда изображали молодой, в обществе Иисуса Христа, скорбящей о его кончине либо радующейся Вознесению Господню. И он выходит с одной пращой.
В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. В 1403—07 гг. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце.
Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо.
К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. отливали эту статую уже другие люди, его ученики. Столь же выразительно и лицо пророка. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо.
И он же, Донателло их реставрировал. Некоторые ученые видели элемент личности – своего рода дерзость – (contrapposto расслабленным позиция, сместился вес), предложенную поворотом туловища и размещения подбоченясь левой руки,, но в целом эффект эта цифра составляет довольно мягким. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).
Создавая его, мастер явно вспоминал Марка Аврелия, хотя его Гаттамелата — вовсе не древний римлянин и к тому же получился «живее» капитолийской статуи. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Вероятно, он неоднократно бывал в Венеции, в состав материковых владений которой входила Падуя и имел возможность внимательно изучить четырех прекрасных бронзовых коней, вывезенных венецианцами из Константинополя и поныне украшающих фасад базилики Сан Марко. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией.
Именно такая женщина была способна на подвиг. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Гаттамелата – это прозвище. И все это сразу выливается и в художественную практику. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов.
Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать.
«Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.
Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»). Реализм понимали в это время как правду земного. В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453).
Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. PBS документальный фильм «Медичи», 2003 Poeschke, с. 398. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей.
Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Вскоре молодого новатора приняли в Гильдию живописцев и он стал настоящим народным художником, выполняя различные общественные заказы.
Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Между ними видны играющие музыканты. А с этого времени развивается археология, развиваются, как мы бы сказали и научные знания, т. е. Он стоит в свободной, чуть расслабленной позе, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св.
Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Странность рисунке была интерпретирована в различных формах. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий».
Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Здесь начинается следующий этап его творчества. В творчестве мастера наступил новый период. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты.
Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. JSTOR 885118. Крам, Роджер Дж. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св.
Лицо с любопытством пустой (как ни странно, то есть, если можно ожидать, натурализм, но очень характерные для готического стиля) и Дэвид кажется почти не знают о главе своей побежденным врагом, которая лежит между его ног. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). В 1411–1412 он создает мраморную статую Св.
122-127 и дальнейшее развитие в Paroncchi, Алессандро (1980) Донателло электронной Ира Potere, Флоренция, стр. Ширман, Джон (1992) Только Подключите. Донателло изображает Христа в левой части рельефа. XV.
Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе.
Пришедшие на смену поколения скульпторов последовали его примеру. А чтобы две фигуры как-то соединить, Донателло поступает очень интересно: с одной стороны он дает жезл в правую руку кондотьеру, а слева у него диагонально висит меч. Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания.
Вот таким образом пророк Иеремия стал зваться в народе Франческо Содерини, а Аввакум — и вовсе Цукконе, что значит тыква (под этим прозвищем жил во Флоренции лысый Джованни Керикини). Донателло отправляется в 1443 году в Падую.
Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Лицо его отличается особой экспрессией.
О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456-57, площадь Синьории рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., – все во Флоренции). Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо.
Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия.
Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой.
Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. В ней чувствуется рука самого Донателло.
Современники поняли его не сразу. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Их различали не по чертам или выражению лица. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано.
Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. нателло. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». Искусство Донателло развивалось по своему собственному пути, почти независимо от увиденных им произведений.
Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Наибольшее рвение в этом деле проявила Флоренция. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок.
Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 года во Флоренции (Италия), в семье чесальщика шерсти. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. В 1440 году Донателло выполняет работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Он использовал т. н.
Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка). Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. На лице его застыла гримаса страдания. Искусство Бюллетень 55 (2): 213-216.
Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме.
С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. DOI: 10. 2307/3049095. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Но спорить с Донателло было не так-то просто.
Донателло создает великолепный портрет, передающий яркие индивидуальные черты, в то же время – это типичный герой эпохи Возрождения, мужественный, уверенный в себе человек. К середине века Вазари описывал статую как так натуралистическое, что это, должно быть сделано из жизни. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Особенно это заметно в изображении св.
Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Так, у биографов не вызывает сомнения происхождение Донателло: он появился на свет в семье богатого чесальщика шерсти, но уже подростком потерял отца. Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. это (по-итальянски) Шана Sureck (14 июля 2002).
Скульптура Донателло в период с 1450-х по начало 1460-х годов представлена статуей Марии Магдалины (1455 год, фото см. Ил Restauro дель Дэвид ди Донателло.
Т. е. Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески.
они были приостановлены. Он – скульптор, который пропускает все через себя. То же напряжение ощущается и в лице.
Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести.
В 1433 году он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»). Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения.
Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Марка (1412 год), св. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для граверов. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения.
В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Во всяком случае, это действительно монументальное и очень значительное произведение, показывающее, что Донателло умел монументально мыслить. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками.
Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Он работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. JSTOR 3049095. DOI: 10. 1111/j. 1477-4658. 2009. 00593. x.
Марка» с Ор Сан Микеле. Линии в «Битве св. Он обладал характером сложным и независимым. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло.
Брезгливой гримасой тронут его рот.
Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Но если уже в 1443 г., как мы отмечали, Донателло почувствовал себя одиноким во Флоренции, то еще с большей силой должен был он ощутить свое одиночество десять лет спустя. Искусство и зритель в итальянского Возрождения, Принстон: Princeton University Press, стр.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Таким образом, это гомосексуальный подтекст был очень рискованным и опасным. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. небесной реальности.
Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти.
Это еще одно новшество, введенное Донателло. Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции.
Мраморная Дэвид является ранним известным важно комиссия Донателло и это работа тесно связана с традицией, давая несколько признаков инновационного подхода к представлению, что художник будет развиваться, как он созрел. Статуя полна жизни и изящества.
Ренессанс Исследования 23 (5): 609-638. Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем. 6-7 Poeschke, с. 27. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Пять фигур находятся в музее собора. Микеланджело и врачи. Стейнберг, Лев (1982).
Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике. Янсон, стр. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Это один из первых ренессансных конных монументов. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы.
Несмотря на то что статуи находились в нишах, они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов («Св. В его мастерской висела корзинка с деньгами и любой ученик мог брать из нее сколько хотел. Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Людовика Тулузского (ок. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Зазор между небом и землей становится все меньше.
Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Frontain, Raymond-Жан. Это первый опыт Донателло в создании так называемого живописного рельефа с многофигурной сценой и несколькими пространственными планами.
Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Эта тема позволила создать грандиозную композицию. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности.
В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Антония.
Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Антония (Санто). Его крылья, кажется, еще полны движения. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). Лаврентия, во Флоренции.
Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. 1455–1460). Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли.
Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Голов pа повернута слишком неестественно. музей Барджелло). Но достоверными эти сведения считать нельзя.
Удивительна судьба этого города. GLRW. И как всегда, он уверенно справился с ними. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Наверное. Статуя Святого Георгия, выполненная Донателло, принадлежит к числу произведений искусства, о которых можно сказать, что они словно живут «двойной жизнью»: есть подлинник, выставленный в Музее Барджелло и копия, которая занимает нишу на одном из фасадов церкви Орсанмикеле — именно для этого места и была создана мастером скульптура.
Frontain, Raymond-Жан и Wojcik, Ян ред. Перед нами — человек высокой духовной силы, мужественный борец за справедливость, готовый в бою отстоять свои идеалы. Донателло. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения.
Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. Обратите внимание на позу Давида.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак.
Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. 139-141, ISBN 0300092121.
К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). Гайе, Г. (1840) Carteggio Inedito dArtisti деи secoli XIV. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Хотя ценили его больше как скульптора. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения.
И решена она тоже очень интересно, оригинально. Отказавшись от высокого рельефа, Донателло неминуемо должен был потерять в статуарности, объемности, весомости отдельных фигур. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями.
Andrew Баттерфилд, новые свидетельства в пользу Иконография Давида в кватроченто Флоренции, I Tatti Исследования 6 (1995) 114-133. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно.
Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. В ней нет и намёка на столь славную победу. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа.
Художники оказались поставленными перед необходимостью искать частные заказы во Флоренции или вне своего города. Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Особенно известен "Святой Георгий" (1416) – юноша-воин со щитом в руке.
Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. вратами в рай. 2 Творчество Донателло – Донателло – итальянских скульптор. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции.
Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Лаврентия изображающих Страсти Господни.
Заказчиками подобных работ были богатые ремесленные цехи города. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много.
Она, несомненно, связана с ними тематически. Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. «Св. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ.
(1980) Дэвид Миф в западной литературе, Университет Пердью Пресс, ISBN 0911198555. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Также масштабной работой второго периода мастера являются бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции, датируемые 1434-1443 годами. Перейдём к третьему периоду. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. В то время как Библия описывает Давида как прекрасного юноши и мы можем принять классическую основу для позе и наготы статуи (греко-римской герои, как правило изображается как обнаженных мужчин, стоящих в contrapposto), тем не менее существуют несколько замешательство элементы к Донателло Дэвид.
Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал.
Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Уже на рубеже XIII и XIV вв. Как она непринуждённа и изящна.
Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном.
В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Петра и завершения ряда других заказов.
Линии профиля определенны и чеканны. Марка и Св.
Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник. Одновременно с конной статуей Гаттамелаты Донателло вместе с помощниками создал монументальный Алтарь Св. По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. В общем, очень непонятно.
Марк»). Последние произведения Донателло — произведения, безусловно, трагические, может быть, даже свидетельствующие о кризисе великого художника. Традиционные способы изображения преувеличенных в пользу выразительности форм классицизма его практически не привлекали.
Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. В это время мастер увлекался двумя стилями: классическим и реалистическим, но даже реалистические скульптуры Донателло потрясали воображение современников, поклонников классической греко-римской школы. Но Донателло настоял на то, чтобы все же поставить ее в нишу.
Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной жизненной обстановке. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. Плавные очертания юношеского тела, естественность позы, спокойное достоинство погруженного в задумчивость победителя выделяют ее на фоне других творений мастера.
И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой).
Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист.
За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши. Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. Георгия (ок. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло.
Искусство Бюллетень 83: 32-47. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Надписи на его произведениях являются одними из самых ранних примеров возрождения классической римской прописи. В статуе св. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. Тем не менее эта работа тоже значительна.
Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде».
Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. Т. е. Св. Это Андреа дель Верроккьо.
Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Вместе с другом архитектором Филиппо Брунеллески ваятель одним из первых специально приехал взглянуть на остатки античности. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Марка». Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре.
фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. Антония в Падуе.
Главное действие происходит в центре композиции. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. (1996). К ранним работам относятся статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы. Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника.
В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Проверено 2011-10-10. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой).
Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.
Не везде он стремится согласовывать разные планы и иногда отказывается даже от правильной трактовки перспективы. В его время это было смелым нововведением. И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна.
Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. В отличие от «Св. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Наверное, так оно и было.
Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Мрамор.
DOI: 10. 1111/j. 1477-4658. 1996. tb00364. x. McHam, Сара Блейк (2001). В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Донателло (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 – 1466) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Донателло максимально использует все возможности бронзы: плавную текучесть формы и остроту граней. явно он апеллирует к античному наследию.
В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Рассмотрев вблизи статую св. Донателло приближал рельеф к живописи. Антония.
1415, Флоренция, Нац. Всё удивляет зрителя в этой скульптуре. Бюллетень истории медицины 56: 552-553.
Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. А Брунеллески он был обязан многим. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. 3-7 Папа-Хеннесси, Джон (1958) Итальянское Возрождение Скульптура, Лондон, стр.
Донателло бросает вызов устоявшимся традициям. Чтобы смягчить прямой угол, образуемый их телами, Донателло ввёл высокое седло с волютами впереди, которые обеспечивают постепенный переход от фигуры кондотьера к гриве лошади. Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился. В этой фигуре всё значимо. Высоко над холмом вознесены три креста.
Это один из первых ренессансных конных монументов. Этому немало способствовала близость к знаменитому архитектору Брунеллески Ф., с которым Донателло, вероятно, познакомился в самом начале XV в. С этого времени молодой скульптор начал стремительно подниматься к вершинам своего мастерства, завоевывая авторитет не только совершенством исполнения, но также смелостью творческого мышления, новаторским подходом к искусству ваяния. На политических последствий Давида для раннего-современный Флоренции, см. DOI: 10. 2307/3177189.
Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес. Мария показана в сложном повороте. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Но видно, что внутри он сопереживает ей. Его герой будет воплощением совершенства, подобно античным образам. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone (головастый) и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. У него есть несколько планов в рельефе.
Эта «двойная жизнь» позволяет шедевру, с одной стороны, продолжать жить в городской среде, радуя взор прохожих и в то же время быть музейным экспонатом, привлекающим внимание любителей искусства и исследователей. И большей частью они были живописцами. Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные). Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Вверху изображены летающие ангелы.
На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. В 1417 году ему поступает заказ от гильдии оружейников на создание статуи Св. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе).
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Георгия» красивы и выразительны. Но эти первые тем и интересны, что они задают как бы линию развития для последующих памятников. 77-78 Poeschke, с. 397.
К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. В 1408-1415 гг.
На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят.
На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Петра мастер мог выполнять для цеха мясников, св. Хотя позиционирование намеков ноги в классическом contrapposto, этот показатель составляет в элегантном готическом властью, что, безусловно, является производным от Лоренцо Гиберти. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. В его руках – меч, а ногой он опирается на поверженную голову Голиафа. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио.
Документы на статуи можно найти в Omaggio Донателло, 126-127. Лишь в 1935 г. талантливый венгерский исследователь Е. Ланьи дал убедительную концепцию истории создания статуй для кампанилы Донателло и его современниками.
С тех пор начал развиваться скульптурный портрет эпохи Возрождения. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Политические показания Дэвид включают Сперлинг Кристин М. (1992). Фортуна в глазах Дэвида.
polomuseale. Конечно и эта гильдия, как и гильдия производителей льна, была не из главных, но заказ был важнейшим ввиду значимости церкви Орсанмикеле, приобретавшей все большую славу — ведь здесь работали самые востребованные мастера того времени. Донателло изображает его не в соответствии с традиционными изображениями библейских героев. Здесь он выражает то, что только он мог выразить.
Его самой ранней бронзовой работой стала статуя Святого Луи из Тулузы в натуральную величину. Т. е. Георгий был покровителем воинов и оружейников. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком.
Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. В творчестве мастера наступил новый период. С такими он был непреклонен. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно. «Св. В 1686 Кантория Донателло в Соборе была заменена, долгое время в разобранном виде хранилась во дворе Барджелло, позже перенесена в Музей собора. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Это способствовало процветанию торговли.
Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло.
Слегка изогнулся торс Марка. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна.
Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид». Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св.
Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Но в одной руке он все равно держит камень, который он, собственно говоря, через пращу запускал в Голиафа. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св.
Во-первых, другой материал. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы. Может быть, льстивым был человек. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Работа для алтаря Сан-Антонио не оплачивалась, а памятник Гаттамелате не был размещен до 1453 года, в связи с чем он вынужден был отказаться от работы вспомогательных скульпторов и каменщиков используемых в этих проектах.
Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг.
Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. XVI., 3 тт, Флоренция, II:. Георгия — на деньги оружейников, а св. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно.
Георгия» и «Св. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. Бронзовый Донателло Давид и требованиями Медичи политике». Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.
Подобная композиция трудна для исполнения. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
Представитель флорентийской школы. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Lanyi никогда не опубликовал свою гипотезу его идеи были обнародованы в Евангелии от Иоанна Папа-Hennessey (1984) Донателло бронзовый Давид, Скритти ди Storia dellarte в Оноре ди Федерико Zeri Милан: Electa, стр. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. Удаление пыли.
1423—1425) и св. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Евангелист Марк (1411).
Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). обезглавливания Донателло и риторика обезглавливание в Медичи Флоренции. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками.
В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.
Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида».
Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно.
К началу XV века флорентийцы почувствовали настоятельную необходимость обновить ряд городских зданий — церквей, собора, крестильни (баптистерия). Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй.
Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. Хартфорд Курант. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти.
Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.
Такие победы одержали тогда и эти герои Возрождения — талаинтливые скульпторы. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Тем самым усиливается иллюзия пространства.
Главное украшение католического храма — скульптура и на скульпторов возник спрос. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. Фигура исполнена достоинства. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты.
С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики.
Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. А с этого времени, начиная с Кватроченто, даже, может быть, чуть-чуть раньше, когда взгляд с небес опускается на землю, реализмом уже называется то, что отражает правду жизни. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Лицо юноши, полное свежести и благородства. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью.
Марка — по найму льнопрядильщиков. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. В духе античности Донателло изобразил Давида обнаженным.
Новую жизнь итальянцы, как и многие после них, начали с ремонта. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.
Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. Удачно передано движение ангела. В конце XVI в. алтарь был разобран. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. На самом деле все было не так.
Т. е. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. На коленях стоит богоматерь. Более того, «очеловечивая» статуи святых, мастер начал придавать им сходство с конкретными людьми. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года.
В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. JSTOR 3177189. Терри, Элли (2009).
И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. Статуя эта -- портрет современника, с большой лысой головой. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Вокруг он изобразил цветочный узор.
Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. И эти памятники начинают множиться. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление.
Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. 1.
Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 – 1686) – знаменитый московский иконописец, происходил, вероятно из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22 лет от роду, был принят в царские "жалованные" (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Могучий конь покорен воле всадника, весь облик которого говорить о привычке к победам и торжествам.
Донателло не был столь знаменит, но к тому времени уже выполнил несколько важных заказов. Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. Предыдущие скульпторы не умели придавать статуям устойчивость и прикрепляли их к стенам.
Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. В её лице отражены кротость и благодарность за неожиданный Дар». До поездки в Рим у Донателло преобладало реалистическое направление творчества. Изящно ложатся складки одежды. Несколько лет спустя в Падуе он отлил в бронзе статую военачальника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (Пестрая Кошка) — первый конный памятник в искусстве Возрождения. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией.
Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Рэндольф, Адриан ВБ (2002) Привлечение Символы: Пол, Политика и публичное искусство в XV века Флоренция, Нью-Хейвен, стр. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение.
Антонием. Конечно, Дезидерио да Сеттиньяно, Бернардо и Антонио Росселлино, Мино да Фьезоле использовали уроки Донателло, но они не стремились открывать новые пути. Во время работы над памятником Гаттамелате Донателло пришлось, по-видимому, решить много сложных задач. Антония и изображениями символов евангелистов.
Однако страдание обладает длительностью во времени. это действительно только самое начало работы.
В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. 77-86 Шнайдер, Лори (1973). Хиазм – это постановка тела, при которой вся тяжесть тела приходится на одну ногу, а другая слегка отставлена в сторону и согнута в колене. Бронзовый Донателло Дэвид и вопрос о внешней против внутреннего тирании.
Спустя 90 лет Микеланджело создаст Давида: тело его полностью обнажено, правая рука опущена вдоль тела, в кисти вместо меча — камень, поворот головы вправо, дерзкий взгляд в сторону Голиафа (вместо змея), лицо полно чувства гордой мужественности. Здесь немножко другая история. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня».
Бронзовый Донателло Дэвид и Джудит как метафоры Медичи правилом во Флоренции. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Донателло практически в одиночку произвел в скульптуре коренной переворот. Янсон, стр. Ширман отмечает, что schiocha можно перевести как неосторожное или глупым. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение.
Донателло «Давид» (около 1440). Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации.
Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Около 1345—1350 гг. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры.
Museo Nazionale дель Барджелло. По-видимому, семь бронзовых фигур в натуральную величину были заключены в табернакль, подобный обрамлению алтаря Кавальканти. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Их судьба иногда была драматической.
В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Omaggio Донателло, С. 196-197 Рэндольф, Адриан ВБ (2002) Привлечение Символы: Пол, Политика и публичное искусство в XV века Флоренция, Нью-Хейвен, стр. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. И тело и одежда Магдалины одинаково повреждены червем времени и потому кажутся слепленными из одного материала. Но это не простой мальчик. Антония. Перечисленными произведениями далеко не исчерпывается список работ Донателло для алтаря Санто. Марк, можно поверить и его писаниям».
достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Poeschke, с. 377. Гринхал, М. (1982) Донателло и его источники, Лондон, р. 166.
Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Местоположение статуи не изменилось.
В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Св. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный.
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Так что статую св.
Одним из них явилось монументальное надгробие папы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, созданное около 1425— 1427 гг. Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». В действительности, все эти точки зрения односторонни. На плечи наброшен короткий плащ, завязанный узлом.
Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Статуя, несомненно, была сделана для частного покровителя, но его личность до сих пор точно не установлена.
Главный эффект достигнут не противопоставлением фактуры лохмотьев гладкой коже святой, а именно их неожиданным сходством. 101-115 и Fossi, Г. и другие (2000) Итальянское искусство, Флоренция, с. 91. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе.
Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Георгия» и «Св. Он берет его за основу в образе Давида. Цитируется по Ширман, Джон (1992) Только Подключите. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата.
Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Firenze. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней.
Это то, что еще не всем удается сделать в живописи, а Донателло уже делает это в скульптуре. Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского.
Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. Скульптура отличается живостью исполнения. Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение.
И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым. В отличие от «Св. Таковы статуи, украшающие надгробия правителей Вероны XIV в. Скалигеров и Донателло, возможно, посетил Верону — один из ближайших к Падуе городов.
Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. В скульптуре Св. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». Берлингтон Журнал 134: 218-219.
139-192, ISBN 0300092121. Лаврентия изображающим Страсти Господни. Так подчеркнута глубина рельефа. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53). Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах.
Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. Увидев скульптуру снизу, горожане пришли в восхищение. Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. Ренессанс Исследования 10 (4): 440-450.
Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Работа удалась на славу. Георгия. Omaggio Донателло, р. 125 Янсон, стр. В рассматриваемой композиции св.
Все эти детали как нельзя лучше характеризуют упорное противостояние всему миру, которое чувствуется в фигуре пророка. Св. Знатоки признавали, что «чувствует храп и дрожь коня, а в фигуре всадника — его великое мужество и неукротимость» и заодно воздавали должное солидным размерам памятника.
В его правой руке — тяжелый меч. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». Нога юноши стоит на отрубленной голове поверженного врага, в руках он держит меч и камень от пращи, а у подножия скульптуры лежит лавровый венок, которым у древних греков награждали победителей. Фасад же церкви остался неоконченным.
Дополнительно бронза покрывалась искусственной патиной, которая придавала ей обычно черный цвет. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Героический поступок Давида скульптор воплотил в образе светлой и нежной юности. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) – оба в Падуе. Красив мотив струящихся складок одежды. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции.
В действительности, все эти точки зрения односторонни. Одна из лучших его работ, бронзовый «Давид», украсила внутренний дворик дома Козимо Медичи, одного из правителей Флоренции. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Донателло бронзовый Давид.
Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. На его лице веселая улыбка. Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Но именно благодаря этому сочетанию изощренности и косноязычия рельефы кафедр Сан Лоренцо производят столь сильное впечатление. Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего.
Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Надгробие делится на три яруса. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция.
Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих пути – нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков иногда крылатых изображённых в движении. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. Это Гиберти. В конце XVI в. алтарь был разобран.
И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор.
Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения». Мы видим в архитектуре несколько планов. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура.
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Либо «кошка цвета меда».