Никаких документов или бумаг, подтверждающих создание этой скульптуры Давида именно Верроккьо – нет. Бронзовые скульптуры Давида Донателло и Верроккьо, о которых я много читала.
Эти проблемы он более подробно осветил сначала в другом специальном курсе лекций («Искусство барокко»), а впоследствии широко разработал в монографии «Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520–1590)». Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение.
В 1479 году Вероккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400—1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо. реформировал венецианскую школу.
В работах мастеров раннего венецианского Возрождения (середина и 2-я половина 15 в. ) — братьев Виварини, Якопо Беллини и особенно Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо — нарастают светские начала, усиливается стремление к реалистическому изображению окружающего мира, передаче пространства и объёмаВ работах Д. Фетти, Б. Строцци и Я. Лисса приёмы живописи барокко, реалистического наблюдения и влияние караваджизма сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. Рисунок складок одежды чрезвычайно красив, они свободно и легко струятся вниз. В1479 году вВенеции Верроккьо принял участие вконкурсе насоздание конного памятника наемнику Бартоломео Коллени, создав восковую модель статуи внатуральную величину.
Наверное. Может быть, это мое личное мнение. Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. Различные искусства представлены в лекциях не вполне равномерно: живопись и скульптура освещены более ровно, чем архитектура.
Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде». А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. Он стоит, опустив правую руку с мечом, попирая ногою голову поверженного Голиафа.
82 ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА, одна из художественных школ Италии. С одинаковым жаром предавался Леонардо науке искусству, забавам, любви. Великий мастер завещал ученику Лоренцо ди Креди закончить работу. Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал. Наверное, так оно и было.
На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Получает развитие жанровая живопись (Дж. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид».
Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей. И проклял филистимлянин Давида богамисвоими. Вместе с тем ему свойственны большая мягкость и округлость форм, усиливающие очарование юности. Андросов отмечает:«Статуи отлиты и прочеканены с исключительной тонкостью.
Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». (Сын погиб в схватке с отцом. вратами в рай. (Это видно, хотя бы на примере истории изображения, но, правда, в живописи Св.
Это очень важный момент, так как в период Кватроченто действительно происходит накопление знаний об античности. И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. Его мать Джемма родила восемь детей, среди которых Андреа был пятым. Леонардо имел хороших учителей, но более всего учился у самого себя. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Верроккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс. Реализм понимали в это время как правду земного.
Легкий и изящный силуэт— вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. В общем, очень непонятно.
Он улыбается, слегка повернув голову к правому плечу. Скульптор почти повторил позу «Давида» Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой. Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция). Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Его тело кажется слишком изнеженным, даже немного женственным. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Джорджоне рано ушел из жизни, он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года.
Он живёт в фамильном доме в квартале Сант-Амброджо. Среди работ этого времени – предназначавшаяся для фонтана статуя «Путто с дельфином» (бронза, Палаццо Веккьо, Флоренция). Мужественная сила соединилась в нем с почти женственной тонкостью черт лица густые, прекрасные волосы, дальнозоркие, живые и проницательные глаза, «повелительные» брови, высокий открытый лоб, несколько насмешливая улыбка выхоленные руки, одинаково владевшие шпагой и кистью нога патриция, которою восхищались дамы и которой повиновались самые строптивые кони. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс.
А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость. Памятником Коллеони завершилась последовательная и целеустремлённая эволюция художника.
Портелло и канал Брента в Падуе. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно.
Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Гаттамелата – это прозвище. И все это сразу выливается и в художественную практику. «Вид площади с дворцом». Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (Мадонна, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). Необыкновенно выразительны движения, жестикуляция персонажей и их лица.
Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-1435, Музей собора, Флоренция). Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру.
явно он апеллирует к античному наследию. -1516), стиль которого отличают утонченное благородство и сияющий колорит. Влияние Донателло на развитие ренессансного искусства Италии было огромным, его достижения восприняли многие художники и скульпторы – П. Уччелло, А. дель Кастаньо, Мантенья, позднее Микеланджело и Рафаэль. Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить.
При большой широте взгляда на предмет, при здравой объективности эстетических суждений в курсе лекций Б. Р. Виппера не могли в той или иной мере не сказаться его собственные сложившиеся вкусы, его личные склонности и предпочтения. Бароцци, прозванный Виньолою (замок Капрарола, в Витербо), художник и биограф художников Дж. В решении, найденном Верроккьо, есть некая скрытая полемика с Донателло, автором конного монумента кондотьеру Гаттамелате в Падуе (1447-53): спокойному достоинству Гаттамелаты Верроккьо предпочёл агрессивное начало, лёгким антикизированным доспехам – тяжёлые латы и великолепный шлем, подчёркивающий грозную экспрессию лица, характерность горбоносого профиля. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Нагой и на вид безоружный.
И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. В последние годы своей жизни работал на таможне. Давид Донателло (1430-1432) – победитель милостью Божьей. В детстве мальчик уже славился умением рисовать карикатуры. Т. е.
«Самый красивый мужчина во всей Флоренции», – говорили о нем не только женщины, но и его первые биографы и это мнение легко проверить, взглянув на известную картину, на которой молодой Леонардо изображен в виде архангела Михаила. Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей. И решена она тоже очень интересно, оригинально. Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир.
Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Наш маСегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». У него есть несколько планов в рельефе.
Лицо же Фомы напоминает образы юношей, созданных скульптором ранее. Из старших соучеников Леонардо на него повлиял разве один Боттичелли, прославившийся своими чудными рисунками к «Божественной комедии» Данте, настоящий художник-поэт, мечтательный идеалист, любивший, подобно Леонардо, научные и философские занятия. Вероккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс. Но и в этом – своя темная тайна. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя.
Теперь произведение хранится во флорентийском Палаццо Веккио. Андреа Верроккьо, впрочем, вполне заслужил репутацию, которою пользовался.
Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-1408) еще отмечены готической скованностью форм измельченной дробностью линейного ритма. Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Завершение проекта легло наплечи Алессандро Леопарди. В живописных рельефах (Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-1427 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. Зритель почти физически ощущает фактуру драпировок, волос, обнажённого тела.
Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Мы можем обойти статую Верроккьо со всех сторон и со всех точек зрения будет чувствоваться один и тот же характер — настолько выразительны постановка фигуры и мимика лица. И эта работа была, в свою очередь, куплена Синьорией у владельцев, семьи Медичи. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным.
Вероятно, к ранним произведениям принадлежит известная статуя «Давид» (бронза, около 1462-1465, Национальный музей Барджелло, Флоренция) работая над ней, Верроккьо вступил в заочное соперничество с Донателло (статуя «Давид», бронза, 1430-е годы, там же). Статуя анатомически точна и тщательно смоделирована, тонко отделана. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло.
В произведениях Джорджоне (Юдифь, ). Флорентийцы увидели в Давиде близкого им героя, защитника народа. Статуя прекрасно отлита и прочеканена, причем голова Голиафа сделана отдельно. Творчество Верроккьо завершает историю флорентийской скульптуры 15 века. Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей.
Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы Давид мог возвышаться над созерцающими его». Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. «Поклонение волхвов». Потому почти все картины Верроккьо выполнены темперой на доске. Большое внимание уделяет Верроккьо также чисто декоративным эффектам в обработке бронзы, любуясь мерцанием металла игрой теней, происходящей от света, падающего на скульптуру. В целом группу на Ор Сан-Микеле можно охарактеризовать как произведение, глубокое по замыслу и тонкое по исполнению. Большинство картин Верроккьо представляют собой изображения Мадонны с Младенцем.
Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы «Давид» мог возвышаться над созерцающими его». Это – чудо драматического действия, замороженное. Падение спроса на ювелирные изделия побудило его обратиться к декоративной резьбе (одна из первых работ художника в этой области – украшение капеллы собора в Орвьето в 1461) и темперной живописи. Кое-где (на псевдоарабских буквах каймы колета) видны остатки позолоты.
К скульптуре была добавлена многозначительная надпись: «Храбрым борцам за отечество Боги помогают против ужасных врагов». Современному зрителю статуя, однако, вряд ли покажется убедительной.
Здесь учились ювелиры, скульпторы и художники. Этот пробел может быть восполнен содержанием названной в сноске книги Б. Р. Виппера «Борьба течений в итальянском искусстве XVI века», где мастера и памятники архитектуры как раз охарактеризованы в первую очередь. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. Новый расцвет Венецианской школы относится к XVIII в., когда Венецианская республика стала одним из главных центров разделённой чужеземцами Италии.
Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой. Этот юноша вел самую разнообразную жизнь, нельзя сказать, чтобы беспорядочную, так как она была вполне в нравах того веселого времени и еще более потому, что Леонардо умел из самой этой жизни извлекать художественный материал. Верроккьо не было суждено увидеть этот монумент законченным после смерти мастера отливкой памятника и его установкой руководил А. Леопарди (ему принадлежит и создание высокого постамента). На сотнях примеров раскрывает Б. Р. Виппер сложные исторические связи тех или иных художественных явлений.
Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики. Разумеется, он судит по достоинству стиль Высокого Ренессанса.
В XVII в. венецианская школа переживает период творческого спада. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным.
Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». Другой – Сеттиньяно, замечательный скульптор, особенно удачно изображавший женщин и детей. Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416–1435, Музей собора, Флоренция). В своей статуе Давида он впервые со времен античности изобразил в бронзе обнаженную фигуру в рост.
Ее хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы Давид мог возвышаться над созерцающими его». И вообще появляется тяга к прославлению воинов, тяга к прославлению кондотьеров, этих героев, вообще героическая тема в Ренессансе очень значительна. И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. Он родился в 1435 году.
И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом. В 1476 Андреа дель Вероккьо создал статую Давида. Какаясила. небесной реальности.
Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют. Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй.
Хотя ценили его больше как скульптора. Основоположником венецианской школы живописи по праву считается Джованни Беллини («Мадонна на троне в окружении святых») (1431.
В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии. Она написана в самом начале 70-х гг.
Верроккьо принадлежит также ряд портретных бюстов (Джулиано Медичи, терракота, около 1475-1476, Национальная галерея, Вашингтон и др. ). В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Кроме Верроккьо, Леонардо имел еще двух даровитых учителей.
Франческо Гварди. Замечательно переданы, например, кисти рук с напряжённо пульсирующими жилами и тонкими трепетными пальцами. По заказу Лоренцо Медичи скульптор сделал эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров 1469, 1471 и 1475, создал бронзовую статую Давида (1476, Флоренция, Национальный музей) и скульптурную композицию Мальчик с дельфином для фонтана виллы Медичи в Кареджи.
С именем одного гениального ученика Верроккьо связано три истории. Он – скульптор, который пропускает все через себя. Он не попирает здесь Голиафа, Голиаф лежит рядом, но он, подбоченясь, гордится своей победой. В творчестве Верроккьо реалистические тенденции, развивавшиеся во флорентийской школе 15 века, сочетались с аристократической утонченностью и изысканным декоративизмом форм, анатомическая точность и тщательность моделировки – с острой и изящной угловатостью линий.
Очень подробно описал статую знаток итальянского искусства С. О. Может быть, льстивым был человек. Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию.
И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией.
И эти памятники начинают множиться. С исключительным мастерством выполнены и зооморфные детали — мощные львиные лапы с устрашающими когтями и скромные маленькие черепахи, на которых покоится подиум. Те немногие сведения, которые сохранились о жизни Верроккьо примерно между 1471 и 1477 годом, говорят о том, что скульптор практически находился в это время не у дел. Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411-1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть тела ложится на правую, крепко и прямо стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры («хиазис») известный скульпторамдревности, был возрожден Донателло. Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные).
Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем. В 1463–1470 Верроккьо участвовал в создании предметов церковной утвари для флорентийского собора: он выполнил драгоценные облачения (не сохранились), бронзовый канделябр и позолоченный шар, венчающий фонарь купола. Верроккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (Давид, бронза, 1473-1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479-1488, отлит в 1490), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Паоло Веронезе. Хотя Верроккьо, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и в более ранних своих работах, все же скорее всего именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил Леонардо нарисовать полностью фигуру.
Верроккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (Давид, бронза, 1473–1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479–1488, отлит в 1490), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Проблематика творческой борьбы за идеи Возрождения на подъеме к нему (кватроченто), а затем на новом этапе, после него, в атмосфере реакции, когда складывались основы иных направлений и стилей (маньеризм, барокко), в целом больше интересует и затрагивает ученого, нежели проблематика Высокого Ренессанса как таковая. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны.
Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425-1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк, терракота, около 1428-1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения.
Леонардо бывал на всех балах, на всех концертах, участвовал во всех блестящих кавалькадах его прозвали волшебником за умение одушевлять и очаровывать общество. От порыва ветра разметались волосы, образовав забавный хохолок. В 1469 мастер начал работу над гробницей Пьеро и Джованни Медичи. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. Зазор между небом и землей становится все меньше.
Б. Тьеполо). Кое-где (на псевдоарабских буквах каймы колета) видны остатки позолоты.
Разные решения образа, разные решения пластические, разные психологические подходы, разные, можно сказать, художественные стратегии. Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. это действительно только самое начало работы. Лицо как бы освещается изнутри радостью.
И он чувствует скульптуру не просто как изображение некой абстракции, а он как бы вживается в каждого своего героя, он видит человека. Мы могли бы и избежать здесь столь дальней ссылки, но в курсе «Итальянский Ренессанс» уже явно проступает интерес автора к этому кругу проблем, когда он касается многих явлений XVI века. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. Но были и другие. Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов.
Но памятник ждала трагическая судьба: его не удалось закончить ни Верроккьо, ни Лоренцо ди Креди, ни даже Лоренцетто в начале XVI века. Последние годы жизни все мысли великого итальянца занимал заказ на конный памятник кондотьеру Коллеони. С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном. По одной из версий, прозвище Верроккьо, которое от итальянского vero occhio означает «точный глаз», мастер получил благодаря своим искусным достижениям и превосходному глазомеру. И эту тягу превращать мужские образы в, практически, женские в угоду некоторым известным вкусам можно назвать характерной чертой эпохи Возрождения (правда, становится не очень понятно, возрождения ли), хотя и не только её.
С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года. И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище.
Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. Он берет его за основу в образе Давида. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425–1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк, терракота, около 1428–1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433–1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. Словно живые листья и плоды венков в центре саркофага. Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488года. Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо.
Место перед статуей становится частью концепции. Т. е.
Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Верроккьо не мог не знать «Давида» Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. Три подрядчика соревновались за контракт: Верроккьо из Флоренции, Алессандро Леопарди из Венеции и Бартоломео Веллано из Падуи. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам.
Другой брат был текстильным работником, а сестра вышла замуж за парикмахера. Поздние исполненные во Флоренции, произведения Донателло обостренно экспрессивны, отмечены чертами духовного надлома (группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456–1457, площадь Синьории рельефы кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е годы). Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно. Вот таким образом в лекциях (как и вообще в исследованиях) Б. Р. Виппера бесполезно было бы искать какой-либо один круг приемов для анализа художественных произведений: приемы здесь многообразны и всегда подчинены возникающей задаче. Давид – псалмопевец – ещё одна значимая грань его личности.
При этом диапазон его творчества широк. Во-первых, другой материал. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура. Лицо как бы освещается изнутри радостью.
Он является автором мраморной чаши для омовений (церковь Сан Лоренцо во Флоренции) и гробницы кардинала Никколо Фортегуэрри в Пистойе. Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года. Надгробие Пьеро и Диованни Медичи, 1469-1472, мрамор, бронза, 540 см, ФлоренцияИ техническое мастерство и рука скульптора чувствуются в бронзовых частях гробницы Медичи. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. Но он не был выдающимся мастером.
Вероятно, самой известной работой Верроккьо является конная статуя Бартоломео Коллеони.
Он умер в возрасте 53 лет, пораженный внезапной и неизвестной болезнью. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике. Это Гиберти.
Сегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». Но эти первые тем и интересны, что они задают как бы линию развития для последующих памятников. С детства он «владел пером» в самом широком смысле слова, рисовал, писал и вычислял шутя. В знаменитой галерее Уффици во Флоренции хранится картина Андреа Верроккьо «Крещение Христа». Лицо как бы освещается изнутри радостью.
Подготовляя к печати текст курса после кончины автора, редакторы учли и изучили в личном архиве Б. Р. Виппера все варианты полного курса и отдельных лекций, смежные курсы (например, «Искусство барокко»), сверились с изданными за последнее время работами ученого на близкие темы избрали в каждом случае более поздние варианты (с неизбежными интерполяциями из ранних текстов) и внесли в изложение лишь абсолютно неизбежные частные коррективы, связанные с новейшими фактическими данными науки (даты, атрибуции иконографические детали и т. д. ). Это мы видим на соборах в Пьяченце, Ферраре, знаменитой церкви Сан-Дзено в Вероне И это такая итальянская специфика. Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (Мадонна, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). Никаких документов о создании «Давида» нет. В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460-х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы».
Ещё в 1465 году ему заказали группу «Христос и апостол Фома» для Ор Сан-Микеле. Проклинают всегда богами своими. В настоящее время Давид Вероккио находиться в музее Барджелло. 15-16 вв.
Никаких документов о создании «Давида» нет. Он родился во Флоренции между 1434 и 1437 годами в приходе Сант-Амброджио.
Следуя библейскому сюжету, скульптор изобразил своего героя очень юным. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е.
Верроккьо научился этому в мастерской ювелира. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. Особенно выразительна в этом отношении фронтальная точка зрения, когда взгляд зрителя переходит от острого угла, образуемого локтем левой руки, к поясу юноши, а потом скользит по прямой линии ещё дальше, вдоль меча, сжатого правой рукой Давида.
Давид оплакивал его. ) Был этот человек и видным государственным деятелем. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. Абрис к Давиду Микеланжело. Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник.
И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым. Место перед статуей становится частью концепции. Сравнительно немногочисленные живописные работы Верроккьо созданы при участии его учеников: так, фигура ангела (слева) и частично пейзаж в картине «Крещение» написаны молодым Леонардо да Винчи картина «Товия с ангелом» (около 1473, Национальная галерея, Лондон) создана при участии П. Перуджино «Мадонна с Младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Донатом» (1475-85, собор в Иистое) написана совместно с Лоренцо ди Креди.
И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме. 83 Джорджоне (1476 или 1477–1510) итальянский художникНастоящее имя художника – Джорджо Родоначальником искусства Высокого Возрождения в Венеции считается Д. Д. отливали эту статую уже другие люди, его ученики. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Маленький, одетый в голубое ангел, по существу известил Флоренцию о рождении гения в итальянском искусстве, да, пожалуй и в истории человечества.
А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость». Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Он был хорошим мастером, он был добросовестным мастером и многое подхватывал даже у своих учеников. Путто, стоя на одной левой ноге, отставил правую назад. Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты».
Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела. Одним из учеников в мастерской Вероккье был молодой Леонардо да Винчи. И чтобы понять масштаб этого шага, надо немножко отступить назад, так как романская архитектура Италии, в отличие, скажем, от Франции и даже от Германии, была не столь заполнена скульптурой. Отец, Микеле ди Чони изготавливал плитку, а затем работал сборщиком налогов.
Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Был организован конкурс, позволяющий выбрать скульптора. Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо. Эта откровенность — главное, что отличает его от самоуглублённого, размышляющего Давида Донателло.
Несколько высокомерный юноша в щегольской накидке стоит в небрежной, даже манерной позе. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала. Т. е.
Дьявол – карикатура на бога. Конечно, ему помогали ученики и даже с помощью учеников он работал несколько десятилетий над этими вратами. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным.
В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам. Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Здесь немножко другая история. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел.
Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция). В 1466 году он получил заказ на исполнение монументальной бронзовой группы «Христос и апостол Фома» для ниши церкви Орсанмикеле. Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли — воли всадника. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. И он выходит с одной пращой. Самые значимые работы скульптор создает впоследние два десятилетия своей жизни. Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды.
Действительно, здесь, особенно в этих Райских вратах, Гиберти, можно сказать, превзошел самого себя. Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят. Среди произведений мастера его последняя работа является самой зрелой по глубине замысла и силе его воплощения. Среди учеников Вероккьо в его мастерской были такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи — по легенде именно он позировал учителю для статуи Давида (1476), на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника.
Созданный им образ всё же является и идеальным и вполне отражает представление о красоте, сложившееся во второй половине XV столетия. Другое известное произведение Вероккьо — «Путто с дельфином» имеет предположительную датировку 1465 год. Скульптор этой статуей порывает с традиционным способом трактовки образа Давида. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Лицо как бы освещается изнутри радостью.
Но видно, что внутри он сопереживает ей. Но сами для себя они были тягостнее тьмы. «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) и в 18 в. (Дж. Как я сказала, образцом послужил памятник Марку Аврелию, который сейчас стоит на Капитолии.
Он был любимым художником знаменитого покровителя искусств Козимо Медичи-старшего. Скульптор почти повторил позу Давида Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы.
Однако работу автор незавершил, скончавшись в1488году. А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость». Среди учеников Верроккьо в его мастерской были такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи — по легенде именно он позировал учителю для статуи Давида (1476), на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника. Размещение голову Голиафа была источником некоторых дебатов для искусствоведов. Уже первыми работами ему удалось зарекомендовать себя талантливым художником.
Имея за плечами опыт работы в ювелирной мастерской, Верроккьо обратился к живописи и скульптуре, учась на примере произведений античного искусства, а также своих непосредственных предшественников (прежде всего Донателло) и современников – Дезидерио да Сеттиньяно, Алессо Бальдовинетти, Сандро Боттичелли и Антонио Поллайоло. Специальный курс под этим названием Б. Р. Виппер начал вести в Московском университете в 1918–1923 годы, вел с 1924 года в Риге (Латвийский университет, Академия художеств), читал в 1941–1943 годах в Среднеазиатском государственном университете в Ташкенте и, наконец, с 1943–1944 года — в Московском государственном университете. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. На самом деле все было не так.
Карикатура, пародия, кривое зеркало порядка иправды. Ему оставалось жить всего два с небольшим года. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить.
В полуулыбке, раздвигающей пухлые щёчки, приоткрыт рот. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. Знаменательно, что мраморная статуя первоначально предназначалась для собора Санта- Мария дель Фьоре, но в 1416 г. ее приобрела Синьория (городской совет) и установила перед своей резиденцией Палаццо Веккио (Палаццо делла Синьория).
Близка по замыслу к этой работе и скульптура Андреа Верроккьо (1473 г. ): стройная бронзовая фигура, меч в руке, отрубленная голова Голиафа у ног. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда.
Он стремился к гармоническому единству, к одухотворенности и психологической выразительности образов интересовался пропорциями человеческого тела, законами светотени. Размещение головы Голиафа было источником некоторых дебатов для историков искусства. Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом. Даже если рассматривать скульптуру со спины, ощущается уверенность Давида в себе — через общее движение юноши, через жест левой руки. В 1479 году Верроккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400—1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо.
Немногие картины приписываются ему с полной уверенностью. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит.
Но тенденция сохраниласьОн достаточно женственен. Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. И большей частью они были живописцами.
Это предположение остается неподтвержденной легендой, как и другая история, касающаяся картины «Крещение Христа», в работе над которой ученик превзошел своего учителя. Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. Статуя прекрасно отлита и прочеканена, причем голова Голиафа сделана отдельно. Парад победителей Голиафа открывает «Давид» (1408 г. ) Донателло, прославленного предшественника Микеланджело.
Мы видим в архитектуре несколько планов. Удивительно точно воссозданы в бронзе переплетающиеся канаты. ВЕРРОККЬО (Verrocchio) Андреа дель (собственно Андреа ди Микеле ди Франческо Чони, Andrea di Michele di Francesco Cioni) итальянский скульптор и художник. К ученикам он относился как к своим детям, принимал бедных наравне с богатыми. Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio, настоящее имя Andrea di Michele Cioni — Андреа ди Микеле Чони) (1435, Флоренция — 1488, Венеция) — итальянский скульптор и художник эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи.
Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. В Библии Давид – довольно заметная фигура. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую.
Либо «кошка цвета меда». Итак, согласно научному труду Сергея Анатольевича Мусского «100 великих скульпторов», «к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид» Очень подробно описал статую, находящуюся в Национальном музее во Флоренции, знаток итальянского искусства С. О. Андросов: «Верроккьо изобразил Давида оживлённым и задорным юношей, одетым в колет и поножи. Его отец, Микеле ди Франческо, был довольно зажиточным человеком.
Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. Тем не менее эта работа тоже значительна. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. Падение спроса на ювелирные изделия побудило Андреа дель Вероккьо обратиться к декоративной резьбе (одна из первых работ художника в этой области – украшение капеллы собора в Орвьето в 1461) и темперной живописи. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во 2-й пол.
Б. Пьяццетта и П. Лонги),, характеризующего вторую пору Высокого Р., суть Дж. Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. Такая статуя действительно рассчитана на круговой обход и расчет этот претворен с большим мастерством. Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло.
Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. Мастерская Андреа дель Вероккьо во Флоренции была исключительно плодовитой. Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес. В 1941–1943 годы ученый вернулся к этому тексту и создал новую его редакцию, в которой широко привлек материал своего большого путешествия 1938 года по европейским музеям и выставкам, уточнил и развил характеристики отдельных художников Возрождения (особенно Джотто, Боттичелли и более всего Микеланджело), углубил социологические обоснования художественного процесса.
Давид у Верроккьо разве что чуть более мужественен, чем донателловский. «Прекрасный пловец, великолепный всадник, грозный боец на шпагах», – пишет о нем один биограф. Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело. По окончании этой работы он обрел покровителей в лице представителей семейства Медичи.
У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. Лицо Христа с вьющимися волосами полно благородной красоты. В живописных рельефах (Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423–1427 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434–1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. В 1463–1487 Верроккьо выполнил скульптурную группу Уверение Фомы (1476–1483, Флоренция, церковь Орсанмикеле отреставрирована в 1986–1993), одним из заказчиков которой был Пьеро Медичи.
Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. В центре внимания автора неизменно стоит личность художника и анализ его произведений.
Необычайная разносторонность его натуры обнаружилась еще в ранней молодости. Это Андреа дель Верроккьо. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Из-за отсутствия подписи существует значительная трудность в идентификации картин Андреа дель Верроккьо, вот таким образом не обо всех работах можно утверждать с уверенностью, что они принадлежат его кисти. Примерно в 1478 году Андреа создал крылатого Путто, держащего в руках дельфина.
Необычно решено и установленное в Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо надгробие Пьеро и Джованни Медичи (1470-72) – изысканно-строгий по форме саркофаг из красно-лилового и зелёного порфира, увенчанный отлитыми из бронзы листьями аканта. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Каждый из художников предстает в его оценке как неповторимая творческая индивидуальность.
И он же, Донателло их реставрировал. Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые прихоти покровителей (производство посуды, архитектурные проекты и многое другое). Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460-х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы». В разное время в мастерской Верроккьо работали также С. Боттичелли и Д. Гирландайо.
И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился. Художник скончался там же в 1488 году, так и не завершив начатую скульптурную работу. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Враги идут, валом валят, построились, – верно, все связаныодними неразрешимыми узами тьмы.
Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». чья голова лежит у его ног. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Я выступил, приняв вызов.
Звуки арфы постоянно раздавались в его мастерской.
Здесь он выражает то, что только он мог выразить. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность». Т. е. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи.
Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Он первым из художников пишет картины на мифологические и литературные темы, (другие художники работали в основном по заказам церкви), а также портреты, вводит в живопись изображение нагого тела, передает в пейзаже состояние природы. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти. Себастьяна – тоже сначала совсем не женственный образ). У его ног лежит огромная голова поверженного Голиафа.
И пейзаж и фигуры и вся композиция кажутся условными. в живописи В. ш. яркое художественное выражение. Андреа дель Верроккьо специализировался на скульптуре, но временами обращался и к живописи. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. Вазари (дворец Уффици, во Флоренции)Каналетто.
Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Брунеллески был очень оскорблен тем, что выбрали не его одного, он все-таки был человеком тоже тщеславным и он отстранился от этой работы. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411–1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием. Когда статуя Коллеони была торжественно открыта на венецианской площади Санти-Джованни-э-Паоло (1496), во Флоренции и Риме уже работал молодой Микеланджело.
Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406–1408) еще отмечены готической скованностью форм измельченной дробностью линейного ритма. Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Один из них — великий Леонардо да Винчи. Умер Верроккьо 30 июня 1488 года. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Глаза как бы прищурены. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение.
В оценках искусствоведов встречается и немало противоречий. Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488года.