В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. Как и в Греции, жрецы в Риме – не особая каста, а выборные должностные лица. Воздвигается и освящается форум Августа.
Большие пространства в помещениях заняты декоративной росписью и скульптурами. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. Скульптурный портрет того периода развивался в нескольких художественных руслах.
В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия. Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Величина изваяний (5, 50м – 5, 80м) также свойственно искусству этого времени, стремившемуся к монументализации».
Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. Искусство Римской Республики. Им приведены конкретные сведения, опровергающие расистские гипотезы.
Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Самое удивительное, что, сохраняя общий стиль, фигурки не повторяют друг друга. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Резко повернутая голова хищных животных встречалась не один раз ранее.
Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Уже в VIII—VII веках до н. э.
Из других видов римского устного творчества можно назвать похоронные песни исполнявшиеся особыми плакальщицами, всякого рода заговоры и заклинания, также слагавшиеся стихами. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете.
С IV в. до н. э. Этот период отмечен усилием в сфере культуры индивидуалистических тенденций. В то же время скульпторы старались изобразить стремительность движений, эмоциональное состояние портретируемого (положение тела, рук и ног, причёску и т. д. ). Главная героиня произведения – Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения. Кстати, сюжет рельефа порождает споры, связанные с датировкой.
Фасад здания оформлялся более пышно, а к входу вел подъём (обычно каменная лестница). Портреты изготовленные для парада. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Скульпторов меньше занимают красота и величие облика, характер и настроение человека. Художники обращались к изображению не только мифологических, но и христианских героев.
Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. (Это являлось рудиментом культа предков). Колебания и зачатки совсем другого стиля заметны в портретах его сыновей— Геты и Каракаллы.
Август, хотя и показан в парадном вооружении изображен босым, как греческий бог и герой. Ярким образцом последнего является скульптурный портрет императора Августа (рис. сосуществовали языческие и христианские сюжеты.
По боковым сторонам возле храма пристраиваются большие полукружия колонн — экседры. В портрете выражен идеал добропорядочного, свято соблюдающего обряды римлянина эпохи республики. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос.
Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). Различны позы и драпировка одежды. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества.
Промаявшись какое-то время с капризными заказчиками, римские мастера начали просто снимать со своих моделей гипсовые маски (понятное дело, посмертные), по которым специально обученный раб и изготавливал точно повторяющие их мраморные бюсты. Стремление к конкретности приводило к тому, что мастера даже божествам придавали индивидуальные черты императора. Следующий период начинается с правления Диоклетиана. Греция не составляла исключения в этом отношении.
Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Великолепен портрет ростовщика из Помпей. Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства».
В траурных процессиях родственники несли маски предков, казалось, что в похоронах участвуют все старейшины рода. Развитие древнеримского портрета было граничит с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых. Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. После гражданской войны 63- 69 гг. Во времена Августа больше, чем раньше, создавалось женских портретов и детских, весьма до этого редких.
Художник – это исследователь людей. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано.
Представлены сам Август, его жена Ливия, члены императорской семьи. Они занимали 11 гектаров и представляли комплекс зданий, стоящих в открытом дворе. Нерон всех держал в страхе. Поза атлетически сложенного Августа проста. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную.
Состоятельные римляне порой заказывали статуи, представшие их с портретным бюстом предков. Термы были излюбленным местом отдыха и развлечений. Пластика скульптурных образов оказывалась сочнее и выразительнее. Здесь нет пластической свободы, характерной для греческих рельефов. Об этом можно судить по храму Юпитера Капитолийского. Нет ни одного лица, подобного другому и роднит их свойственная всем подкупающая сдержанность чувств, возвышенное стоическое состояние перед лицом смерти» Мастера, однако, не только передавали в скульптурных изображения индивидуальные особенности, но давали возможность ощутить напряжение суровой эпохи завоевательных войн, гражданских смут, беспрерывных тревог и волнений.
Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). «В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских». Такие скульптуры изображают охрану чего либо. Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи.
Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи». 05. С 40-х гг. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений.
На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. до н. э. ). Это считалось престижно, достойно. Это настоящее реалистическое повествование о войне римлян с дакийцами и сарматами.
Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские портреты (например, Саркофаг Лартии Сейанти из Кьюзи Саркофаг супругов из некрополя Бандитачча (Черветри), музей Виллы Джулиа). Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана, скорее всего, ее необычайно быстрым расцветов.
Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться.
Археологический музей, Флоренция) завершает ряд этрусских портретов и открывает ряд римских, считаясь одновременно принадлежащей обеим культурам. Под влиянием греческих мастеров римский портрет освободился от наивного натурализма, свойственного этрусской школе и приобрел черты художественной обобщенности, то есть подлинного произведения искусства. Эмоции даков открыто выступают наружу. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого. В скульптурах Мирона уже нет ничего от архаики, что наглядно демонстрирует его «Дискобол» – подобно пружине закрученная фигура, готовая в любой момент распрямиться и послать диск. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены.
В мраморных портретах, как и раньше, краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы.
Два полукруглых «рынка» служили для хранения заморских товаров. В римском пантеоне было значительно больше богов, чем в греческой. В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме. В те годы чаще, чем раньше, создавались женские скульптурные портреты.
до н. э. Пеpед храмом согласно pимской тpадиции был сооpужен алтаpь, котоpому и пpинадлежали пpедставленные pельефы, обнаpуженные в pуинах постpоенного здесь позднее Палаццо ди Санта Кpоче (Двоpец Святого Кpеста). С конца III в. до н. э. Выделяли особую одаренность греков в сравнении с другими народами древности. крышки урн украшались масками, которые схематично и примитивно передавали человеческое лицо. «Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века.
Римляне эпохи империи не представляли свой дом без скульптур предков, богов и самого императора. Не случайно форум Августа был построен рядом с форумом Юлия Цезаря. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке.
«Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. Слишком много крови пролил он за время своего правления. Пышностью и декоративностью, пространственно – архитектурного решения, он продолжает традицию второго стиля. Это относится, например, к Египту и Вавилону.
«Война картин и статуй» – так характеризовал художественную жизнь Рима в этот период известный французский исследователь Яль. Изображено много сенаторов, знатных римлян. Стена разделена по высоте на два яруса.
Жизнь в Древнем Риме была всегда подчинена строгим правилам и в некоторые периоды скульптурные портреты создавались исключительно для того, чтобы увековечить в памяти лица правителей или знаменитых людей. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Характерные черты: завивающиеся пряди на лбу, раздвоенная борода (как у Луция Вера), контраст белизны кожи со светотенью волос исполнение мелочно и исчезла лёгкость руки художников антониновской эпохи. Изменения происходили и в пластике прямостоящих статуй.
«Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Траян был изображен 90 раз. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. Первый прославился тем, что написал поэму «Энеида», которая очень напоминала «Илиаду» Гомера.
Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Сохранились рельефы, украшавшие этот алтарь. «Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет.
О влиянии римской цивилизации на современность говорится много и везде. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков и вот таким образом было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. Важные исторические события римские творцы предпочитали изображать в виде барельефов. В их число входят бронзовая голова мальчика (к.
Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии. Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Даже дети, присутствующие при церемонии, показаны с трепетной точностью. Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством.
На лица накладывала отпечаток и бюрократизация всей системы Римской империи. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Что же заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры. Монументальная скульптура принимала формы, отличные от эллинских. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме.
Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. н. э. ) исполнявшие функцию погребальных масок. Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. В качестве трофеев в Рим вывозились и скульптуры. до н. э., Лувр). Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии.
к примеру портрет императора Вителлия). С IV в. до н. э.
Скульптору удалось виртуозно передать величественный покой, уравновешенность композиции.
Длина развёрнутого рельефа около 200 метров. Скульптурный портрет со временем меняется. до н. э., линия патетически приподнятой, эмоционально-интенсифицированной, несколько идеализованной трактовки портрета (пергамская школа). Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). Эти особенности ярко выступают также в многочисленных портретах любимца Адриана Антиноя. Ведь на земле нет людей, в точности повторяющих друг друга.
Т. н. И только в период ранней классики (490 – 450 года до н. э. ) появляется многофасадность, когда статуя обрабатывалась по кругу и рассмотреть ее полностью можно было только с нескольких позиций, а статика уступила место динамике. Тpи pельефа алтаpя попали в Мюнхенскую Глиптотеку, четвеpтый – в Лувp.
Более значительна по художественным достоинствам голова жреца (на его сан указывает венок или повязка на бритой голове), найдена при раскопках на Афинской Агоре и хранившейся в музее Агоры. – греческими скульпторами. Люди в те времена ценили точность и объем форм при строительстве. Под аре ной размещались коридоры, клетки для зверей и подсобные помещения. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань.
Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины ит. п. ) впервые появляются в портретах императоров. Стены и подиум храма были облицованы белым мрамором. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Лицо императора и фигура слишком приукрашены. В Риме к VI в. н. э.
Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. Мраморная скульптура Августа из Прима Порта (начало 1 в. н. э., Рим, Ватикан) изображает императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке. Он полон внимания, сосредоточен. в Палаццо Консерваторов), ораторов, выступающих с речами перед народом (бронзовая статуя Авла Метелла исполненная этрусским мастером). «В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов: статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение (лучший образец — в Ватиканском музее), полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов (статуя из Тиволи Римского Национального музея), знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках (повторение I в. н. э.
На его стенах можно видеть образцы основных типов рельефов, получающих развитие в римском искусстве: исторические, точно изображавшие какоелибо событие, аллегорические, в которых используются сюжеты мифов и рельефы с растительными мотивами, представляющие декоративное украшение зданий. В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек. Особого блеска во 2 в. достиг рельеф.
Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae).
Художник перевоплощается в своего героя, чтобы лучше понять его. Самые известные поэты Рима – Вергилий и Гораций. Скульптура должна была прославлять человека и его потомков. н. э. ). Ранняя римская религия была анимистической, т. е. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э» При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов.
Вы, не зная, кто здесь изображен, сказали самое главное об этом человеке. В этой древней скульптуре обобщаются черты мировоззрения, которые были характерны для всей эпохи, когда в сознании жителей Рима преобладает разочарование в жизненных ценностях. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Первая – искусство конца принципата (III в. ) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения римской империи). Это, например, так называемый "Брут", выполненный из бронзы.
Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений. Это обстоятельство на фоне общего документального точного рассказа особенно заметно. Траяна изображали девяносто раз.
Римское искусство – последний этап античного искусства в критический период развития рабовладельческого общества искусство колоссальной державы, раскинувшейся от Геркулесовых столпов (современный Гибралтар) на западе до Индии на востоке, от Британских островов на севере до Африканского континента на юге. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Император, тем не менее изображен полуобнаженным и атлетически прекрасным. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Римская скульптура – это не только изображение богов и императоров во весь рост.
Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре "Римской волчицы". При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. «Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Траян был изображен 90 раз. Сохранился в руинах лишь театр Марцелла (ок.
Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. Стены были отделаны мрамором и камнями, пол выложен мозаикой. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров.
Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Вот таким образом такие изображения людей-властителей, людей-победителей стали называться парадными. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Скульптурный портрет со временем меняется. В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее.
Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Здесь впервые начали задумываться об уникальности человека. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. Из всего рассмотренного видно, что скульптура развивалась в рамках своего времени, т. е.
Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. Таковы гвардейские и армейские императоры, которых крамольные легионеры ставили на часы к империи (недоступная ссылка). Пушкина в Москве.
К VI в. на территории Римской империи было более тысячи терм. Театры, здания для концертов, амфитеатры были обязательны для античного города.
Самым ранним древнеримским портретом принято считать бронзовый бюст Юния Брута. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. до н. э. Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства). Познание мира римлянами приобретало новые формы.
Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в главной комнате римского дома. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Правление Траяна стало переломным для Римской империи.
Это дело художника. Эпоха гражданских войн совпала с расцветом римского портретного искусства. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну.
Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. Одним из сооружений императорского Рима явился Пантеон.
Отказ от идеализации, беспощадный реализм – характерная особенность римского искусства. Среди скульптур древнего Рима одним из лучших творений этой эпохи признана известная конная статуя Марка Аврелия. Музыка Древнего Рима жива до сих пор, так как сохранены не только основные мотивы, но и музыкальные инструменты. С 80-х годов 1в.
Вплоть до 405 г. в Колизее проводились гладиаторские бои. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). Практически в каждом римском доме подобные маски предков сохранялись годами.
Лицо лишено признаков возраста. Стремление представить действительную жизнь как совершенство идеализировать ее не замедлило проявиться в живописи. Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица.
Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). По верху алтаря в рельефе изображена торжественная процессия в честь императора. Практически все представления проходили в жанре состязаний поэтов и музыкантов. постепенно возрождается интерес к передаче индивидуальных особенностей человека, в менее заметной степени в портретах эпохи Калигулы и более очевидно в клавдиевских. Создавалось впечатление полной замкнутости образа.
Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. Злыми духами считались ларвы – души не погребенных покойников, лемуры – призраки мертвецов, преследующие людей и др. Ряд стилистических черт побуждает относить «алтарь» к рубежу 2--1 вв. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж.
Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. На барельефе изображено около 2. 500 фигур. Величественны также огромные статуи Диоскуров в Риме, на Квиринале. Сдержанность и официальность позы кумского Августа сменило свободное, непринужденное положения тела, мягкая трактовка объемов, не противопоставленных пространству, но уже слитых с ним. За свою долгую историю камея сменила много владельцев.
Её вылили из бронзы примерно в 170 году. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. Этрусские мастера почти не работали в мраморе, являвшемся для греков основным материалом.
Композиционное построение портрета безупречно: слегка склоненную на бок голову с тяжелой прической несет изящная напряженная шея. Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца). У стен и в нишах стояли статуи. В подобных работах несомненна связь с греческими портретами раннеэллинистического времени.
Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. В скульптуре позднего эллинизма (в собственно Греции) широкое распространение получила холодная стилизация искусства зрелой и поздней классики, «классицизирующей иеоаттицизм». Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом.
В них подчеркнута решительность характеров и действий, выраженная в общем облике, в улыбках, в движении. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. Вот таким образом учиться римским скульпторам было, в общем-то, не у кого. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
Таким образом составлялись целые портретные галереи, которыми гордились римские семьи. Подобный невысокий декоративный рельеф встречается в эпоху Августа часто. изобpажение жеpтвенных животных на пpедставленном в зале pельефе с Фоpума Тpаяна). Первые термы были построены еще Марком Агриппой. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. Триумфальные арки стали типичны для Рима и возводились еще и республиканский период.
Задача искусства любой империи – возвеличивать императора и державу. В большинстве случаев – это надгробные стелы. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Портретная голова пожилого императора посажена на молодое тело могучего бога.
Скульптор проставляет Августа как героя. За время правления династии Флавиев (вторая половина I в. Н. э. ) в скульптуре мастерам удается совместить яркую индивиду-ализованисть с точностью выражения неповторимого человеческого характера. Сохранилось немало памятников исполненных этрусскими скульпторами.
является подлинно реалистическим. – М. : Высшая шк., 1990. Возможно, она так и осталась в «Вечном городе», но в феврале 1798 года в Риме был убит французский генерал Дюфо и началась оккупация города. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Термы сооружали Нерон, Тит, Траян. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
Арки чаще всего ставились в честь одержанных побед. Музыка Древнего Рима формировалась независимо от древнегреческой. Римская империя распадается. С конца III в. до н. э.
Изначально древнеримская скульптура ограничивалась исключительно портретом. Когда масса бетона застывала, он образовывал со стенами сплошной монолит. до н. э. весьма не многочисленны. Мастера той эпохи использовали для портретов различные, нередко дорогостоящие материалы: золото и серебряно, горный хрусталь, а также получившее распространение стекле.
«Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения». Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности.
с. 264. Кроме этого, Пьета является единственным собственноручно подписанным произведением мастера. Это было граничит с тем, что наступала новая эпоха – эпоха христианского мировоззрения.
Изобразительное искусство Древнего Рима в этот период претерпевает существенные изменения. Памятники римской культуры II-I вв. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Люди уходят из Рима, переезжают на новые места в поисках утраченного благополучия. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. По поводу этого зрители говорили, что их меньше, чем актёров.
Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. Храм построен из камня, кирпича и бетона. По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями.
Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Траяна изображали девяносто раз. В этом произведении на первый план выступает обстоятельное повествование о доблестях Августа как полководца, о его героизме, делается намек на то, что он потомок великой богини. Каменные стены повсеместно облицовываются кирпичом или мрамором.
Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост.
В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта.
Современная наука указывает несколько причин. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских.
100г. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста.
Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Налицо подражание греческим портретам.
Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). Женщина в ватиканском портрете изображена флавиевским скульптором со всей нелицеприятностью. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину.
Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. и сер. IV— н. IIIв.
Все это – непосредственное выражение трезвой римской рациональности. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события.
Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. В нём скульптор попытался показать индивидуальность облика полководца и раскрыть разные стороны его характера, а именно человека с лживой душой и честного в словах. Древняя скульптура изображает мрачного тирана. Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет.
Во II в. до н. э. Развитие портрета III века н. э. Например, статуя римланки. Его искусство – уметь увидеть человека и показать его значимость, его привлекательность. Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров.
Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. На момент изготовления данной работы мастеру было всего 24 года. Их изображения – своего рода парад высоких качеств.
Каракала, заняв трон отца, убил брата. Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Амулий не как такого не ожидал и разгневался на девушку. Столь же выразителен портрет императора Каракаллы. «Наша страна, говорил римский сатирик Петроний, до такой степени загромождена богами, что у нас легче найти бога, чем человека». Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком.
Их образы являлись очень выразительными. Выдающийся скульптор передал мрачное выражение лица Филиппа Аравитянина, его энергично сомкнутые губы, обветренную кожу солдата. И выставлялись они в самых больших, светлых помещениях – парадных комнатах. Для истории Римской империи смутное время III века н. э.
Наиболее значительные и ценные памятники римского скульптурного портрета времени поздней республики возникли на основе слияния традиций «старорисмкого» портрета, с его стремлением к протокольно точному, веристическому воспроизведению внешних особенностей человеческого лица и традиций эллинистического портрета, внесших в эти образы не только чисто формальное мастерство исполнения, живописно пластической лепки формы, но и элемент патетики интерес к передаче характера человека. «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова. до н. э.
Образы даков получились более выразительными, чем образы римлян их эмоции открыто выступают наружу. в портретном искусстве вырабатываются новые художественные формы.
В высокой оценке античной (т. е. Линии стали суше, жестче, однообразно повторяются складки одежд. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. "Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. В этих портретах показывали, как важен и значителен для жизни общества человек. В некоторых местах статуи четко просматриваются элементы позолоты.
Характерные черты стилистики этого времени— реакция на сухость искусства Траяна, которая выразилась в более живой и пластической передаче человеческого тела. до н. э. весьма не многочисленны. Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым— калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства.
Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды. Мрамор женского лица они полировали тщательнее, чем мужского юношеское отличали фактурой от старческого. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора.
Его изобразили в обычной и естественной позе. Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре.
По его приказу двух братьев было велено бросить в речку, но Боги их помиловали. Они питаются молоком волчицы и являются сыновьями Марса – бога плодородия и достатка. Скульптура полностью отражает мощь римской волчицы. Он был задуман и построен как культовый центр с парадными залами для встреч, бесед и собраний и стал важнейшим политическим центром Рима: на форуме Августа происходили жеребьевки судей и процессы по преступлениям против государства.
Применялся второй стиль – архитектурно-перспективный. Классицизм и при Адриане был лишь маской, под которой не умирало, но развивалось собственно римское отношение к форме. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить ее, не останавливаясь перед ее порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э» При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. (сp. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Мастер не только в мельчайших деталях передал его образ, но и наделил бюст характерными чертами.
Римское государство очень сложно. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам большую правильность и обобщенность. Период Римской империи считается временем подлинного расцвета древнеримского искусства.
У древних же римлян изготовление посмертных масок было граничит с погребальной церемонией, когда в похоронной процессии наёмные артисты надевали маски умерших предков знатного и богатого покойного, подчёркивая таким образом знатность аристократического рода, провожая таким образом его в последний путь. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами.
Для техники II века характерны обильное употребление бурава для создания локонов бороды и волос с активной игрой светотеней, а также гладкая полированная поверхность лица. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грандиозным грабежом греческих городов.
Но самым замечательным является тот факт, что скульптор изобразил и мельчайшие детали (напряжённые жилы и вены на шее, пересекающие лоб морщины), говорящие о силе и непреклонности государственного лидера. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Большое место занимали в жизни римлян зрелища.
Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. Самым известным и знаменитым из них считается Колизей – арена, на которой проходили бои гладиаторов и выступления государственных деятелей разного уровня, в том числе и императоров. Бетонный купол весил 46 тонн, был облегчен пятью рядами кессонов имел диаметр 43 м с центральным окном — «глазом Пантеона» в 8, 5 м. Площадь перед Пантеоном связывалась с ним центральной аркой, через которую необходимо было пройти по берегу Тибра через специально наведенный мост.
Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. Статуя как и греческая была раскрашена. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам.
Несмотря на позаимствованную у греков мифологию, древние римляне также имели и свои таланты в сфере сложения стихов, песен и басен. При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения. Его отец перед смертью завещал двоим своим сыновьям любить друг друга, жить дружно. Характерными памятниками императорского Рима стали амфитеатры. Во времена Августа в Риме было три каменных и много деревянных театров. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками.
«Голова Брута» (1-я пол. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры.
Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи. Оно становится отвлеченным образом иконой. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф.
В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам. В их трактовки нет однообразного повторения, создается впечатление массы настоящих волос. Яркость характеристик образов и экспрессивность присущи искусству этрусков.
В годы Тиберия ваятели придерживались классицистической манеры, господствовавшей при Августе и сохранявшейся наряду с новыми приемами. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. В архитектуре доминируют арка, свод и купола. Театр Древнего Рима изначально мало напоминал то, что сегодня мы считаем таковым.
В статуе, найденной в Риме, Август показан полководцем, выступающим перед войсками. На первый план выступает требование, которое было свойственно первому периоду римской скульптуры— характеристика индивидуальности, характера. против даков. Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н. э. Каждый из нас обладает одному ему присущими чертами и качествами.
Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). до н. э. ". Этому подражают и жители италийских городов. Художник ищет в человеке его индивидуальность, его характер.
Рим украшало немало статуй богов: Юпитера, Ромы, Минервы, Виктории, Марса. «Я взял Рим глиняным, а оставлю его мраморным», заявил Август в конце своего правления. Они начинают изображать глаз рельефными средствами зрачок (с использованием бурава) и радужная оболочка (линией).
Таким образом, ещё задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётся стихотворный размер, сатурнический стих, который был использован первыми поэтами. Императоры продолжали украшать римский Форум. в портретном искусстве вырабатываются новые художественные формы. Самые знаменитые мастера 17-19 веков брали пример с героического и сурового искусства Рима.
Лица участников процессии портреты. Он молод, но сдержан и умеет повелевать. Император был образцом идеала и гуманности. Стоит обратить особое внимание на форму ушей волчицы. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов. Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э. ) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее. Уже в V в. до н. э. появились первые попытки объяснения этого феномена.
Этим декоративным узором свойственна изысканность и чистота линий, красота скорее разумнологическая, чем чувственная. Мастера той эпохи использовали для портретов различные, нередко дорогостоящие материалы: золото и серебряно, горный хрусталь, а также получившее распространение стекле. Стилю императорских портретов подражали и частные. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально.
Республиканский период Римского государства ознаменовался окончательным формированием архитектуры: все без исключения комплексы (жилые и храмовые) приобретали осевое строение и симметричность. Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши. Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния.
Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н. э. ) из золота и слоновой кости исполненная Фидием.
Скульптура Римской Империи. Август-оратор обращается к народу. Это люди-победители. Это портрет не частного лица, а государственного деятеля, притом обожествленного. Ватикан) и Нервы (Рим.
Хорошо сохранилась статуя Аполлона. Другим, более известным произведением, является бронзовая т. н. Эта голова, несомненно, восходит к портретам «старых римлян» с их жесткостью, но, основываясь на традициях греческого искусства, афинский мастер сумел придать большую достоверность и естественность этим резким и жестким деталям. Стоит также упомянуть бронзовую голову из Бовианум Ветус в Самниуме (IIIв.
Тут чувствуется определённое обращение к традициям портрета времени Августа. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. Памятники римской культуры II-I вв. Кубический постамент колонны украшен рельефами изображающими военные трофеи.
Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Центpальная гpуппа pельефа изобpажает бога моpя Посейдона и его супругу Амфитpиту, сидящих в колеснице, запpяженной тpитоном, мифическим существом, пpотома (пеpедняя часть) котоpого изобpажена в виде головы и туловища юноши, весело тpубящего в pог, посаженного на тело моpского змея. Прежде всего это заметно по тонкой гравировке бороды и волос.
В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. насчитывалось 12 больших и сотни частных бань. Его звали Каракала. Французский генерал Бертье повелел везде расклеить объявления о готовящихся конфискациях произведений искусства: «из Рима будут взяты картины, статуи и предметы искусства, которые сочтет достойными для перевозки во Францию специально назначенная комиссия».
С обстоятельностью очевидца повествует мастер о войне с даками. На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. Это жестокий воин, с грубым лицом, с короткими вьющимися волосами и бородой. Есть, конечно же и некоторые недочеты в работе мастера над данной скульптурой. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Но что породило мысль о "чуде". начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам.
В годы второго периода расцвета римского искусства – во времена ранних Антонинов – Траяна (98-117) и Адриана (117-138) – империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически. Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла. канопы, чьи навершия выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук. В амфитеатре одновременно могли разместиться 50 тысяч зрителей.
43). Главные улицы города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков.
Римляне очень любили позировать художнику. Не каждому дано понять и увидеть другого, понять его красоту. Мастер изобразил Августа-оратора, обращающегося к народу. Поза Августа недвусмысленно повторяет статую Зевса Олимпийского. вере в одушевление природы.
Существовал древний обычай снимать с умерших посмертные восковые маски. Учитель: Да, действительно, он хитрый, злой и никого не любит.
Римский гений проявился в утилитарных постройках целевого назначения, портрете историческом рельефе интерьере, стенной росписи. Имя архитектора, который возвел Колизей, неизвестно.
до н. э. Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно). При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. до н. э. ) и республиканскую (V в. до и. э. -- I в. до н. э. ) эпохи. Разве не было это чудом. В поздних памятниках этрусских скульпторов получают отражение римские идеи и темы. Он наблюдает за человеком и выбирает в нем главное, характерное, то, что сближает этого человека с другими людьми и то, что его выделяет, отличает ото всех.
Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла. Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора. Маски хранили у домашнего алтаря. Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Арена с осями 87 на 54 м опиралась на систему подпорных террас.
Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи. При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет. Однако по-прежнему ведущее место в римской скульптуре занимает портрет. Купальни были из базальта и гранита.
Художник обладает удивительным даром – даром внимательности, даром пристального взгляда. Оно становится отвлеченным образом иконой.
Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н. э. ), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов.
Так, например, в скульптурном портрете императора Веспасиана подчеркнуты неприятный сверлящий взгляд глубоко посаженных глаз, покрытый морщинами лоб, большие уши, массивный подбородок и крепкая жилистая шея. Римское искусство закончило огромный период античной культуры. Iв.
Этот правитель убил своего предшественника и, опираясь на преданные ему войска, пришел к власти. Император изображен спокойным, величественным, рука поднята в призывном жесте в одежде римского полководца он как будто появился перед своими легионами. Узкая полоска фризы заполнена фигурами её участников. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке.
Статуя должна была прославить данного человека, его потомков и вот таким образом было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. – греческими скульпторами. с пол. Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим".
Заказать свое изображение художнику – это было единственное средство сохранить свой образ для детей и внуков, запечатлеть себя сильным, здоровым и молодым или, наоборот, грустным и задумчивым. Они создавали свои статуи из бронзы (бронзовое литье было широко распространено в Этрурии), а также из обоженной и затем раскрашенной глины – терракоты. Барельефные изображения принимают формы панорам с постепенно развивающимся сюжетом. Дома богатых римлян украшаются великолепными стенными росписями.
Великолепен портрет ростовщика из Помпей. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. По всей колонне вился свиток с рас сказом о походах императорской армии в Дакию. С IV в. до н. э.
Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу. Еще одной типично римской постройкой были термы. Одно время она находилась в собрании шведской королевы Христины и обозначалась так: «Картина из агата с изображением двух римлян, в красном футляре». Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие народы.
Главное новшество— скульпторы изобретают способ изображать взгляд, в то время как ранее он просто рисовался краской (и вот таким образом в большинстве случаев предшествующие портреты нам кажутся «слепыми»). Наверное именно после этого легендарного факта, Марса стали олицетворять как Бога войны. Од ними из самых роскошных были термы Каракаллы.
В выражении лица чувствуется твердая воля, практицизм и хитрость. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям. Греческая цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения.
Рим – не исключение. Как уже всем известно, Ромул и Рем стали создателями так называемого «вечного города». Многочисленные рельефы триумфальных колонн, храмов, которые относятся к этому периоду, поражают изяществом линий и реалистичностью. Монументально-декоративная живопись достигает в этот период особого блеска.
до н. э. весьма не многочисленны. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. В декоративной живописи уже во втором десятилетии I в. до н. э. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени.
Этот обычай существует уже более двух тысяч лет. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по происхождению. На колонне Траян изображен 90 раз, везде — в гуще событий. Изображение зрачка становится общепринятым. Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Лицо императора и фигура слишком приукрашены. Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка.
IIIв. При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Постепенно их все больше интересовали не индивидуальные черты, но те порой неуловимые настроения, которые уже трудно было выразить в камне, мраморе, бронзе.
В Риме создавали множество портретов таких важных государственных персон. Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм. Он много платил своим солдатам, чтобы они как следует охраняли его. Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой цивилизации, но указать исторические причины появления "греческого чуда" оказалось совсем непросто.
Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф.
Период правления Октавиана Августа античные историки называют»золотым веком» Римского государства. Были среди музыкантов и певцов те, кого увековечивали в скульптуре. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема. до н. э.
Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. С конца III – начале IV в. римские портреты сильно изменились. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта.
Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы. Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом. В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем. По легенде, Бог Марс подарил людям достаток и вдоволь урожая на полях, но люди не ценили дарованное.
В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Лицо лишено признаков возраста. Скульптурный портрет в III в. Претерпевал особенно заметные изменения. является подлинно реалистическим. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э. - греческими скульпторами. Все более и более глубоко входит портрет в повседневную жизнь людей, в убранство их жилищ.
Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях. «Круглая скульптура в годы адриановского классицизма во многом подражала эллинской. Эта скульптура древнего Рима в образе рельефа была ярко разукрашена, с позолоченными деталями. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы.
Классицизм и при Адриане был лишь маской, под которой не умирало, но развивалось собственно римское отношение к форме. В произведениях скульптуры эпохи домината (IV в). Фактически, за сто лет (начиная с 490 г. до н. э. ), греческие мастера совершили эволюцию от архаичных четырехфасадных изображений до великолепных статуй, до сих пор восхищающих нас своим совершенством. В городах распространяется жилая застройка из многоэтажных домов, в то время как обеспеченные слои населения строят загородные террасные дома, украшенные фресками и скульптурными композициями. Его изобразили в обычной и естественной позе. Величавая поза императора, выразительные руки и устремленный взгляд, придают древней скульптуре монументальный характер.
Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост.
В этот период окончательно сформировались такие типы построек, как театр Древнего Рима (амфитеатр), акведуки, мосты. Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Они позволяли видеть великолепие храма Марса не только с фасада, но и с боков. На Форуме но было храма в честь богов, почитался как бог сам Траян. «С тридцатых годов III в. н. э.
Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. Переходным к взлету портрета этого периода является эпоха императора Септимия Севера и его непосредственных преемников.
Длина рельефной ленты, опоясывающей колонну – 200 метров. По-видимому именно соперничество политических группировок, возглавлявшихся беззастенчивыми честолюбцами, дало толчок подъему этого искусства, черпавшего силы в неослабевавшем интересе к индивидуальности, в той особой роли, которую играли в этот период «сильные личности» в борьбе партий и сословий. «С тридцатых годов III в. н. э.
Пол храма выложен мраморными плитами. В руках у него чаша с жертвенной влагой, которая проливается на землю. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков и вот таким образом было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим. Скульпторы эпохи республики создавали не только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые портреты родственников, объединённые единой композицией.
В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Завитки локонов пышной короной украшают голову римлянки. Снаружи ярусы были украшены аркадами и ордером — строгим тосканским, выше — более легким ионическим, еще выше — Коринфским, на самом верху — тонкими коринфскими пилястрами. она очень сильно опиралась на своих предшественников, а также на греческую.
до н. э., Национальная библиотека, Париж), бронзовую голову юноши из Фьезоле (IIв. Ватикан) и Нервы (Рим. И, в конце концов, сам был убит теми, с кем он был жесток и несправедлив.
вначале следовали классицистическим принципам, господствовавшим при Августе. 14 г. до н. э), выстроенный из травертина и вмещавший до четырнадцати тысяч зрителей. Их образы являлись очень выразительными.
В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е – 170-е гг. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла.
В центре его книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. Стоит заметить, что музыкой увлекались все, включая римских императоров. Взгляд казался рассеянным и мечтательным, господствовало покорное подчинение высшим, не вполне осознанным таинственным силам». Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях. Живопись и изготовление декоративных предметов также тесно связаны с этрусскими корнями.
Затем они хранились рядом с скульптурками пенаты и ларей в специально подготовленной для них комнате дома, с которого выносились лишь на время торжественных захоронений члена рода и служили своеобразным показателем его знатности. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. «Во времена расцвета Империи создавались в честь побед монументы-трофеи. Жеpтвенную цеpемонию в обоих концах pельефа замыкают гpуппы воины.
Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. Право оставить свое изображение потомству издавна поддерживало тщеславное соревнование римских патрициев. В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца.
Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры. Мастер словно опасаясь забыть показать на фризе какуюнибудь важную персону. Создавались как бы типичные эталоны. Римляне, ценившие шедевры эллинской пластики, порой относились к ним с фетишизмом.
Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" — VII – V вв. Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Август изображен в образе полководца с высоко поднятой рукой, в которой он держит жезл.
Наряду с сохранившимися традициями позднего эллинистического портрета, несомненно доминирующими в этой области искусства, сюда проникают традиции «староримского» направления. В эллинистический период наряду с драматическим, реалистическим воплощением глубоких и существенных психологических состояний (например, портретная статуя Демосфена, 3 в. до н. э. ) была широко распространена, особенно во 2--1 вв. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы.
При его наследнике, Александре Севере, окончательно вырабатывается тот новый тип портрета, предпосылки которого наметились при Каракалле— суровая простота стиля, брутальность и открытие характера. В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не минутное настроение героя, а присущие ему характерные свойства: честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время некоторую нерешительность, склонность к колебаниям Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. Современная наука дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации.
Первый стиль инкрустационный, распространенный во 2в. Знатные римляне, гордясь своим происхождением, заказывали скульпторам свои статуи с портретами предков (ил. 63). Памятники римской культуры II-I вв.
Удались мастеру также и лица, особенно выразительное, плутовское лицо бога Гермеса. Дело в том, что римляне, заказывая бюст предка (обычно только что скончавшегося почтенного пожилого мужчины), неукоснительно и с завидной настойчивостью требовали от мастера соблюдения единственного правила – бюст должен быть как можно более похож на оригинал.
Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). Одним из видов творчества были элогии, составленные в честь умерших представителей знатных фамилий.
Стилю императорских портретов подражали и частные. до н. э., Флоренция, Археологический музей). С конца III в. до н. э. Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан. Многие скульпторы создавали свои шедевры, работая над портретами усопших.
«Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв. Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства). Римские скульптуры намного отличались от греческих. В основе художественной структуры многих древнеримских портретов— чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. В этом портретном бюсте так же нет отблеска греческого благородства.
Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ). Застраивается Марсово поле издавна служившее местом увеселительных прогулок горожан. Эмоции даков открыто выступают наружу.
Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Долгое вpемя пpедполагалось, что алтаpь, сооpуженный в Риме пеpед хpамом Нептуна, постpоенным цензоpом Гнеем Домицием Агенобаpбом (победителем Домиция Кальвина в сpажении пpи Бpундизии в 42 г. до н. э. ), датиpуется 35-32 гг.
Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum). Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократии.
Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям. Шерсть просматривается только на шее и на спине. Скульптурные головы из гипса, воска, терракоты, а с I века до н. э.
В эпоху Ранней Империи доминируют парадный и официальный портреты.
выше). Злая сатира проявлялась и в натуралистических статуэтках пьяных старух и стариков. Решающим периодом в формировании римского портрета явился I в. до н. э., «золотой век» Августа. Появляются парадные портреты в рост исполненные спокойной сдержанности и величия.
Сильными лапами грозный зверь просто вцепился в землю, а повернутая морда с оскаленной пастью и огромными клыками сообщают, что хищник готов всеми силами защищать Ромула и Рема даже, если ради этого придется отдать собственную жизнь. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя. Марс разгневался на поступок людей и уничтожил все поля с урожаем.
Пол и стены были украшены мозаиками, цветными мраморами, порфирами. Резкая графическая передача морщин, четкий рисунок век и губ.
Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория. Со времён Константина начинается новый этап развития портрета. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает стиль Поликлета. В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Эпоха Августа открывает новую страницу в истории римского портрета».
Но ему это не помогло. Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев. Изваяние капитолийской волчицы, связанное с легендой об основании Рима двумя близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей, было исполнено этрусским мастером.