Сказать кратко о биографии скульптора Донателло невозможно.
«Св. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет.
Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Антония.
Слегка изогнулся торс Марка. «Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности.
Пдсилю просторову люзю використання прийомв прямо перспективи. Окрм вищезгадано вн викону ввтар св. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.
Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Современники поняли его не сразу. На его лице веселая улыбка.
Св. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе.
Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434году изображает полунагих детей и гениев, пляшущих хороводом и играющих на различных инструментах, с венками цветов. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо.
Предыдущие скульпторы не умели придавать статуям устойчивость и прикрепляли их к стенам. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. 1415, Флоренция, Нац. Лаврентия изображающим Страсти Господни. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна.
Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция.
Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Отметим здесь такие работы, как "Битва Георгия с драконом", "Мадонна Пацци", "Пир Ирода", "Вознесение Марии" и другие. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии.
В творчестве мастера наступил новый период. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Пришедшие на смену поколения скульпторов последовали его примеру.
Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Марка (1411-13) и св.
Но достоверными эти сведения считать нельзя. На лице его застыла гримаса страдания. Они как бы окаменели от горя.
По-видимому, семь бронзовых фигур в натуральную величину были заключены в табернакль, подобный обрамлению алтаря Кавальканти. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») – вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа.
Подобная композиция трудна для исполнения. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду.
"Давид" и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. В действительности, все эти точки зрения односторонни. За допомогою дагонал, яку утворюють меч жезл Гаттамелати (прзвисько Еразмо), а також положення рук, обднав фгури коня вершника в цлсний силует скульптор Донателло.
Дослди в технц рельфу у Донателло також були революцйними. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433).
Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора. В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка). фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Это способствовало процветанию торговли.
Плоский рельеф изображающий голову св. Удивительна судьба этого города. Скульптор роботи створив рзн за тематикою, в яких проявляться даний деал. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески.
Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св.
Антония в Падуе. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»).
Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. 1417, Музей Барджелло «Мадонна Пацци», ок. Несколько лет спустя в Падуе он отлил в бронзе статую военачальника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (Пестрая Кошка) — первый конный памятник в искусстве Возрождения. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е).
Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Наибольшее рвение в этом деле проявила Флоренция. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма.
Венецианский сенат постановил выполнить волю полководца и для ее осуществления был приглашен Донателло. Донателло практически в одиночку произвел в скульптуре коренной переворот. 1423—1425) и св. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». Лицо его отличается особой экспрессией. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).
Особенно это заметно в изображении св. Донателло. Линии профиля определенны и чеканны. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло.
Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Марк, можно поверить и его писаниям». 1415, Флоренция, Нац. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством.
В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла.
Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза.
Георгия» красивы и выразительны. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Но это не простой мальчик.
Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов. Уже на рубеже XIII и XIV вв. Те же качества все чаще выходили на первый план в серии из пяти статуй пророков, над созданием которых Донателло работал начиная с 1416 года для ниш колокольни собора Дуомо. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует.
Фигура прорисована уверенно и свободно. Георгя (1415), а також Авакума рем (роки створення – 1423-1426). Антония (Санто).
Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло.
О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. нателло. Его крылья, кажется, еще полны движения. Но Донателло настоял на то, чтобы все же поставить ее в нишу.
Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру.
Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Именно такая женщина была способна на подвиг. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. И все дело не только его в уникальном мастерстве.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Новую жизнь итальянцы, как и многие после них, начали с ремонта. Она должна была стать фамильной усыпальницей семьи Медичи и потому на ее строительство средства выделялись без задержек. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св.
Ренессансные художники предпочитали изображать эту раскаявшуюся грешницу в блеске молодости и красоты. Барельефы Донателло, заключённые в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне— быть может, просто копии с античных образцов. В этой фигуре всё значимо.
Антония. Петра и завершения ряда других заказов. Скульптури, створен ним у цей перод, дйсно прекрасн. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх.
Особливо це помтно в зображенн св. И как всегда, он уверенно справился с ними. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Высоко над холмом вознесены три креста.
Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. музей Барджелло). Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Людовика Тулузского (ок. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства.
«Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения». Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление.
В отличие от «Св. музей Барджелло). Высоко над землей, в третьем ярусе было запланировано поместить шестнадцать статуй пророков высотой около 2 м — по четыре с каждой стороны.
Мария показана в сложном повороте.
Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. В духе античности Донателло изобразил Давида обнаженным. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле.
У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно.
достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле.
Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Позднее творчество Донателло содержит немало проблем подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии. Изящно ложатся складки одежды.
В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле.
Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест.
В статуе св. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Между ними видны играющие музыканты. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Прекрасен, полон жизни боевой конь полководца, слегка повернувший голову влево и остановивший мерный шаг, опираясь одной из передних ног на шар спокоен и невозмутим восседающий на нем полководец с немолодым лицом. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды.
Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.
Вершина творчества Донателло в технике бронзы – статуя Давида (ок. Людовика Тулузского (ок. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками.
Антония и изображениями символов евангелистов. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы.
Один из них, выполненный в мраморе, хранится в Государственной картинной галерее Армении в Ереване и заслуживает самого внимательного рассмотрения. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения.
Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Она, несомненно, связана с ними тематически. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине.
Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории).
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм измельчённой дробностью линейного ритма.
Создавая его, мастер явно вспоминал Марка Аврелия, хотя его Гаттамелата — вовсе не древний римлянин и к тому же получился «живее» капитолийской статуи. Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Занятная деталь: вверху слева Донателло помещает солнце с расходящимися во все стороны лучами и, чтобы оно лучше выделялось на темном фоне, покрывает его позолотой.
Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св.
Первые упоминания о Донателло относятся к 1404 и 1407, когда он работал в мастерской Гиберти. Но уже в этих творениях старается передать новый идеал своей эпохи – героическую индивидуальную личность – Донателло. Обломки мраморных колонн с Капитолийского холма в Риме люди хозяйственные пережигали на известь.
1456-57, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др. ) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) – преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. В 1408-1415 гг. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Одна из лучших его работ, бронзовый «Давид», украсила внутренний дворик дома Козимо Медичи, одного из правителей Флоренции. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи.
То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Здесь представлены родные и друзья Христа. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
Высеченная из глыбы мрамора толщиной всего около полуметра, она должна была поразить флорентийцев величием образа, мощью и богатством пластического языка. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе.
Скульптор у виконанн дотримувався натуралзму, який межував з духовним надламом. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Голов pа повернута слишком неестественно. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло.
Более тяжелая группа людей справа уравновешивается сильным движением в левой части рельефа. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Статуя полна жизни и изящества.
Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Антония. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии).
Однако страдание обладает длительностью во времени. Знатоки признавали, что «чувствует храп и дрожь коня, а в фигуре всадника — его великое мужество и неукротимость» и заодно воздавали должное солидным размерам памятника. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). 1422, Берлин-Далем «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Георгия (ок. В отличие от «Св. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения).
Давид стату пророкв (приблизно 1430-1432 роки) багато в чому ще повязан з снувала в той час позднеготической традицю. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53). Донателло строит образ на игре света и тени. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м.
Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Антония. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени.
Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456-57, площадь Синьории рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., – все во Флоренции). Лицо юноши, полное свежести и благородства.
Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Во-первых, возрастает значение линии. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. В 1415 строительная комиссия флорентийского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35 пять статуй – в Музее Собора).
Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и абсолютно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-40) и наружная кафедра собора в Прато (1434-38), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий интерьеров и фигур людей.
Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Тут починаться наступний етап його творчост.
Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Столь же выразительно и лицо пророка. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Рельефы из жизни св.
И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. С тех пор начал развиваться скульптурный портрет эпохи Возрождения. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Донателло изображает его не в соответствии с традиционными изображениями библейских героев. Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св. По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св.
Строительная комиссия в этом же году для украшения кампанилы поручила выполнить Донателло статуи пророков. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен.
Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Их нельзя считать портретами, так как они не столько передают внешний облик, сколько внутреннее переживание.
Работа удалась на славу. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья.
Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) – впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть.
1425 «Вознесение Марии», ок. Рассмотрев вблизи статую св. Вн викону кнну статую Еразмо де Нарни (статуя Гаттамелати). Марка (1412 год), св.
Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Сосредоточенный взгляд полон глубокой мысли, под внешним спокойствием угадывается внутреннее горение.
Здесь начинается следующий этап его творчества. Представитель флорентийской школы. 1423—1425) и св. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья.
Заказчиками подобных работ были богатые ремесленные цехи города. "Рисуя" резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Над х створенням майстер працював упродовж майже двох десятилть (з 1416 по 1435). Марка (1412), св. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). А Брунеллески он был обязан многим.
Однако самый замысел статуи очень привлекателен. они были приостановлены. В скульптуре Донателло в 1450-х – начале 1460-х годов – в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок. Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло.
В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) – оба в Падуе. Георгия» и «Св. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми.
Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой.
Вверху изображены летающие ангелы. Антония (Санто). Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год).
Малюючи рзцем, скульптор уподбнються пишучому картину художнику. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. 1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко, – эмблема Флоренции (1418-20, Национальный музей, Флоренция), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино» ок. Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св.
Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии.
Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Каждый имел характерный признак: если, к примеру, в руке свиток псалмов — значит, царь Давид. Удачно передано движение ангела. Их различали не по чертам или выражению лица. Местоположение статуи не изменилось.
В его правой руке — тяжелый меч. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. Подобно греческим богам и героям, Давид представлен обнаженным и острое лезвие меча подчеркивает мягкую нежность тела подростка.
У цих роботах переважа трагчна тема, яку розвива Донателло. Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности – скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок. Пять фигур находятся в музее собора. Скульптор всячески подчеркивает ее дряхлость, доходя порой до натурализма: лицо покрыто морщинами, волосы грязны и нечесаны, глаза кажутся слезящимися, во рту выделены два сохранившихся зуба. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева.
Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело. о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции. 1430-32) еще во многом связаны с позднеготической традицией: фигуры подчинены отвлеченному декоративному ритму, лица трактованы идеально однообразно, тела скрыты за тяжелыми складками одеяний. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Крайние ангелы слева и справа стоят на месте.
Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры – более пластичных, объемных на первом плане и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» – на втором.
Йому вдалося зробити клька просторових зон, в яких знаходяться персонаж. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Пять фгур знаходяться в музе собору. Линии в «Битве св. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды.
Последний, умерший в 1441, пожелал, чтобы на родине ему был воздвигнут памятник, а сам он похоронен в падуанском соборе Св. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. В его время это было смелым нововведением. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора.
Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Донателло вдправляться в 1443 роц в Падую. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность.
С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Около 1345—1350 гг. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован.
Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Главное действие происходит в центре композиции. Образом послужил памятник Марку Аврелию. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. К началу XV века флорентийцы почувствовали настоятельную необходимость обновить ряд городских зданий — церквей, собора, крестильни (баптистерия). Георгий был покровителем воинов и оружейников. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Георгия (1415-17).
Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Примерно в это же время, то есть в конце 1430-х — начале 1440-х гг., Донателло выполняет важный заказ на скульптурную декорацию Старой сакристии церкви Сан Лоренцо. Он обладал характером сложным и независимым.
Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Увидев скульптуру снизу, горожане пришли в восхищение. Георгия — на деньги оружейников, а св. Это исхудалая старуха с длинными волосами.
Георгия» и «Св. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами.
Евангелист Марк (1411). Донателло вдлив в 1447 роц, а встановлена ця робота була трохи пзнше – в 1453-му. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло.
Св. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем».
Вот таким образом пророк Иеремия стал зваться в народе Франческо Содерини, а Аввакум — и вовсе Цукконе, что значит тыква (под этим прозвищем жил во Флоренции лысый Джованни Керикини). Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры.
Чимало запитань виклика пзнше творчсть Донателло. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья.
Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. В последующих произведениях мастер, ощущая свою неуверенность, ограничивает себя более простыми задачами, в первую очередь изучением человеческой фигуры. Нам кажется, что и пребывание Донателло в Риме в 1432—1433 гг., вполне достоверное и подтвержденное документами, тоже не оказало сильного воздействия на творчество скульптора. Рельефы кафедр церкви Сан Лоренцо прежде всего показывают трагедию одинокого мастера, не понимаемого своими современниками и ушедшего в себя. Донателло удается передать в ней ощущение легкости.
Тем самым усиливается иллюзия пространства. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. музей Барджелло).
Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-43). Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Главное украшение католического храма — скульптура и на скульпторов возник спрос.
«Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Эта тема позволила создать грандиозную композицию.
Стремление к реалистическому изображению иллюзорного пространства приводит скульптора к созданию сплющенного рельефа, где впечатление глубины производится с помощью градации объемов. С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества. С такими он был непреклонен. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист.
Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. Фасад же церкви остался неоконченным. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Статуи пророков и «Давид» (ок. Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв.
В конце XVI в. алтарь был разобран. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. То же напряжение ощущается и в лице. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта).
Георгия (ок. Антонием. Статуи для ниши с западной стороны кампанилы были созданы Андреа Пизано, по-видимому, в начале 1340-х гг. Марка и Св.
Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Но спорить с Донателло было не так-то просто. Все в этой фигуре весомо и материально. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Донателло создает образ молодого война – он стоит очень прямо, ноги широко расставлены, одна чуть выставлена вперед и выходит за край постамента, ей соответствует выставленное вперед плечо, голова юноши поднята вверх и чуть повернута влево. 1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия). Брезгливой гримасой тронут его рот.
Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Статуя Марка была заказана старшинами цеха льнопрядильщиков, возможно именно вот таким образом Донателло так тщательно проработал драпировки одежды изобразив их самых различных форм.
Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой.
Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Революционными были опыты Донателло в технике рельефа. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато.
Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло.
Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Чином послужив памятник Марка Авреля. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг.
Марка». С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями). Марка — по найму льнопрядильщиков. Художник Донателло умел нечто больше, чем высокоточное и реалистичное воспроизведение образов. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой.
Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. При этом он исходил из простой посылки: не все статуи, предназначенные для кампанилы, попали туда. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий.
В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Фигура исполнена достоинства. Св. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции.
Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам». Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло.
Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. 1430-32, Музей Барджелло, Флоренция).
Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Петра, очень характерна для бурной политической жизни начала XV в. На церковном соборе в Констанце он был низложен из-за многочисленных и разнообразных преступлений.
Отметим здесь такие работы, как Битва Георгия с драконом, Мадонна Пацци, Пир Ирода, Вознесение Марии и другие. Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Донателло изображает Христа в левой части рельефа.
Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Вокруг он изобразил цветочный узор.
В рассматриваемой композиции св. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг.
1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека.
Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. «Св. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. В 1415 заканчивает статую св. Скульптурный ансамбль Алтаря Св.
Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Марк, 1412 св. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок.
Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Одновременно с конной статуей Гаттамелаты Донателло вместе с помощниками создал монументальный Алтарь Св.
Донателло приближал рельеф к живописи. В ней чувствуется рука самого Донателло. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), "Благовещение" (иначе – Алтарь Кавальканти, см.
Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. На коленях стоит богоматерь. Петра мастер мог выполнять для цеха мясников, св.
Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Однако смелый порыв, движение, одухотворенность уже позволяют почувствовать темперамент Донателло. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Марка» с Ор Сан Микеле.
Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения.
Так подчеркнута глубина рельефа. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло.
Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Донателло (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 – 1466) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Красив мотив струящихся складок одежды. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Ряд композицй були закнчен вже псля смерт майстра його учнями – Бертольдо Беллаго.
Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Он изображает Гаттамелату в великолепных доспехах, в спокойной горделивой позе, максимально реалистично отражая достоинство всадника.
Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Марку» с Ор Сан Микеле. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.
Это один из первых ренессансных конных монументов. Скульптор цей в пзнй перод творчост створив не так багато цкавих робт. Особенно это заметно в изображении св.
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела.
Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Так что статую св. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
Мрамор. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные.
Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Донателло «Давид» (около 1440).
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний.
Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Марка для церкви Ор Сан-Микеле, заказчики разочаровались было и решили от нее отказаться. Более того, «очеловечивая» статуи святых, мастер начал придавать им сходство с конкретными людьми. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).
Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Их судьба иногда была драматической. Алтарь был выполнен в определённой форме, которая и повлияла в значительной мере на облик живописных алтарных образов Мантеньи, Джованни и Кривелли Беллини. Гуманизм возник в Италии еще в XIII в. Он был направлен на познание человека и его внутреннего мира. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции.
музей Барджелло). Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов.
Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. В середине 1410-х попечители собора Санта Мария дель Фьоре поручили Донателло, Чуффаньи и Россо украсить фасады кампанилы — колокольни собора — статуями ветхозаветных пророков. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло.
Марка (1412 год), св. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. 1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-30, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город.