Бернини женится в мае 1639 года на двадцатидвухлетней женщине, которая родиласкульптору 11-ть детей, в том числе Дименико, который позже первым занялся биографией своего отца. Зеркало держал патрон Бернини, Кардинал Барберини, в то время как 24-летний скульптор вырезал лицо Давида. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Бернини — крупнейший скульптор и архитектор ИталииXVII века, наиболее яркий представитель итальянского барокко. Джованни Лоренцо Бернини (15981680) великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель итальянского барокко.
Констанца Бонарелли (Constana Bonarelli) была возлюбленной Бернини, но изменила скульптору с его младшим братом Луиджи (Luigi. ). Говард Хиббард известный искусствовед, приходит к выводу, что в семнадцатом веке «не было никаких скульпторы или архитекторы, сравнимых с Бернини», что подтверждается масштабом произведений мастера, его инновационным подходом к созданию скульптур, архитектурным талантом. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурами, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» – гидравлики, строительные рабочие. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие.
Его отцом был Пьетро Бернини, талантливый скульптор-маньерист родом из Флоренции, а матерью Анжелика Галанте, неаполитанка. Скульптору нередко заказывались портреты, в мастерстве создания которых Бернини все больше совершенствовался. Зеркало держал патрон Бернини, Кардинал Барбериник, в то время как 24-летний скульптор вырезал лицо Давида.
«тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – так сказал о нем один из римских пап, которых великий скульптор пережил (всего на его веку сменилось восемь понтификов). Архитектурные сооружения Бернини подчинялись тому же стилю, в котором создавались все другие работы скульптора.
У ног Плутона восседает Церебус — трехглавая собака, которая охраняет вход в Аид. Бернини представил разных членов семьи Коронаро, разместив их в боковых театральных ложах. В «Экстазе св. Адольф пытался спрятать Копье. Камень становился воском в его руках.
Бернини сильно переживал и перестал есть. Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос. ) в то время, когда богиня Рея (мать Зевса) прятала юного бога от его отца Кроноса, хотевшего сына съесть. Нерасточительный Иннокентий на первых порах не нуждался в мастере, что дало ему время завершить одну из своих лучших работ — украшение часовни Корнаро, в которой Лоренцо установил скульптуру «Экстаз святой Терезы» и создал ряд барельефов.
Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38. Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру». По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени. Доказательство тому — Рим. Бернини родился в Неаполе 7 ноября 1598 года.
Странствия завершаются основанием в Лации нового города – Рима. В то же время ее лицо преображается, когда руки и пальцы приобретают необычные формы. С её уст срывается крик сладостной муки. слева). Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов». Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини.
«Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все — 1619—1625) Юный самоучка сумел добиться невероятной динамики масс и линий отражающей эмоциональное напряжение персонажей и почти иллюзорной вещественности, передав в мраморе нежность девичьей кожи, пушистые волосы Дафны, кору и листья лаврового дерева.
В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. Произведение представляет собой большую статую (высотой 3, 5 м), освещенную отраженным светом идущим из скрытого окна. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным.
Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Один из самых знаменитых фонтанов Рима. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г).
На практике различия между барочными и классическими художниками менее ясна. Созерцать его нас заставил Бернини. Скульптор сохраняет в мраморе все особенности лепки из терракоты, в которой он выполнял предварительные эскизы и модели. Зачастую он работал чисто интуитивно. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие.
«Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной человек, охваченный бурным и мгновенным аффектом, непосредственно выраженным в мимике и движениях тела. Не случайно гримаса боли, отраженная на лице укушенного мальчика, который резко, но безуспешно пытается отдернуть руку, повторяется, получая еще большую экспрессию в лице Святого Лаврентия изображение которого восходит отчасти к микеланджеловским фигурам на гробницах в церкви Сан Лоренцо, особенно к Вечеру и Утру (Авроре). Когда родился Зевс, Амалфея произвела на свет двух козлят. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча.
Петра в Риме по проекту Бернини. Также для виллы Боргезе была сделана скульптурная группа «Аполлон и Дафна» (1622 – 1625), в основе которой лежит сюжет древнеримского поэта Авидия: Аполлон преследует нимфу Дафну, а когда почти настигает её, Дафна по воле богов превращается в дерево. С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим. 1598, Неаполь, – 12. 11. С большой силой грандиозность и живописность барочного видения выражены в работе Бернини, предназначенной для кафедры римского собора Св. Петра (1656–1665).
Спрашивала подруг, но никто не видел её. И действительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини. И даже после провала и разгрома Третьего рейха, продолжал слепо следовать легендам.
Ее левая рука толкает его лицо, а правая поднята вверх. И тут по тайному знаку Бернини забили струи. По Мусею, шкуру этой козы (Эгиду) Зевс использовал для щита во время войны с титанами.
Бернини представляет классическую историю о похищении Персефоны. Бернини принадлежит также главная заслуга в создании «барочного Рима». Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Уже 23 августа 1623 года на него были возложены обязанности смотрителя фонтанов на Пьяцца Навона, 1 октября он возглавил папскую литейную мастерскую при замке Святого Ангела, а седьмого числа того же месяца Бернини получил должность главного смотрителя нового акведука Аква Феличе, построенного в 1586 году при Сиксте V. Последнее назначение позволило участвовать скульптору в различных проектах по строительству многих фонтанов в Риме – его даже провозгласили «другом вод». Это было неизбежно, но великий мастер остался генератором новых идей. Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине.
Бернини ответил уклончиво. Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма. Иннокентий X стал дружить с ним.
Первый биограф мастера Филиппо Бальдинуччи писал, что благодаря ему «куски мрамора обладают дыханием и даром речи». Мускулистый торс тритона возвышается над чашей раковины, которую подпирают своими мощными хвостами влажные тела каменных дельфинов, на чьих спинах отдыхают бронзовые пчёлы Барберини, а вокруг них водная гладь бассейна. В 1648 году Иннокентий обращается к мастеру с проектом создания большого фонтана, символизирующего четыре реки (Дунай, Нил, Ла-Плата и Ганга) в середине площади Нована в Риме. Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов. Архитектура барокко — пышные декорации.
Балдахин Святого Петра (1624 – 1633) работы Бернини располагается в пространстве под главным куполом собора, он возвышается на четырех колоннах над главным алтарeм, украшают его статуи ангелов. Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже). Скульптор водрузил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ). и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Бернини обладал способностью не только изобразить драматическое повествование с персонажами испытывающими сильные переживания, но и организовать масштабные скульптурные проекты, передающие неподдельное величие4.
Гибель грозила всему людскому роду. Но выполнить его задание не успели. Отцы Церкви – почётный титул используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона – списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических) иерархической организации и богослужения Церкви.
В отместку Эрот пустил в его сердце стрелу, вызывающую любовь. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. В 1615 году Бернини создает скульптурную группу Амальтея с фигурами юного Зевса и сатира (слева) по мотивам древнегреческой мифологии. В боковых секторах находятся фонтаны. Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа. ». Именно это мастер отобразил в скульптуре Плутон и Персефона.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. К храму, ставшему сердцем Ватикана, с самого времени его постройки приходило много верующих и было решено построить перед собором большую дворцовую площадь. В своих прославленных архитектурных сооружениях – колоннаде собора св. Современники его были поражены ощущением живой плоти и необыкновенной иллюзией жизненности, присущими его скульптуре. Эта преемственность обеспечила молодому скульптору широкую дорогу в будущее. В честь Амалфеи назван астероид (113) Амальтея, открытый в 1871 году, а также спутник Юпитера Амальтея, открытый в 1892 году.
Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Предполагались две маленькие башенки, но Бернини по неопытности решил сделать их побольше.
Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини.
Бернини дополнил композицию соответствующим освещением (свет на фигуры святой Терезы и ангела падает сверху из не видимого зрителю окна), золотыми лучами и почти театральными ложами по краям капеллы. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре. Столицей нового стиля стал Рим, а «лицо» Рима эпохи барокко создал Бернини, которого можно смело назвать «главным режиссером» этого великолепного спектакля. Было проведено расследование причин ошибки Бернини. Однако уже тогда молодой Бернини получил и свой первый общественный заказ – исполнить Портрет епископа Сантони, мажордома папы Сикста V. Это – барельеф на гробнице прелата в церкви Санта Прасседе в Риме.
В этом отношении особенно хорош фонтан «Тритон», бьющий на площади Барберини. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. Услыхала крик Прозерпины Деметра. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Плутон видел, как резвилась Прозерпина и решил её тут же похитить. Он был мал ростом и очень красив. Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери.
Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. В них также воплощена концепция барокко.
Джованни Лоренцо Бернини прожил долгую жизнь и заслужил все мыслимые почести. Мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с утра до вечера. Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Страх и отчаяние можно увидеть на лице Персефоны. » Наверное, большинство поломанных мужских судеб и происходит из-за этой глупости.
Молодому Бернини было первым делом поручено проектирование бронзового балдахина над могилой святого Петра в соборе Сан-Пьетро. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной.
Щедро субсидируемый церковью, Бернини воздвигает архитектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные композиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урбану VIII), скульптурные портреты и монументы. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. В июле 1641 года он представил свою первую башню. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи. Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения.
Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Бернини смог преодолеть эту проблему в своих мраморных скульптурах. Плутон влюбляется в нее и пытается унести ее в подземный мир. В 1605 году семья переехала в Рим, ближе к Ватикану, где были его основные заказчики – члены семьи Боргезе, в том числе и папа Павел V. Лоренцо проявлял талант к живописи и ваянию с самого детства: сделанный им в 8 лет набросок головы Святого Петра так восхитил окружающих, что в нём стали видеть второго Микеланджело, а в 16 лет – он уже сложившийся скульптор, своей скульптурой «Мученичество Святого Лаврентия» завоевавший расположение кардинала Боргезе. Скульптура решена многозначно, Бернини использовал живой, даже, философичные приемы для того, чтобы показать божественное начало Плутона, его величие и мощь и незащищенность и открытость Презернины. Последняя скульптура с большой вероятностью может считаться автопортретом художника.
Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов. Смертьпапы УрбанаVIII и избрание Иннокентия X послужило на пользу Бернини.
Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). В 1930-е гг. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Не было плодов в садах и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья.
Петра, церкви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Ватикане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику. Художник вернул себе славу. Бернини изображает эту историю в ее самый кульминационный момент.
Вот таким образом специальной комиссией было принято решение разрушить башни. Самого Бернини искусству ваяния обучал отец, но очень быстро ученик превзошел учителя. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте моё тело. ». В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах.
Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения. УрбанVIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие.
Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора. Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором.
И в значительной степени предопределил его современный облик. Находится в римской Галерее Боргезе. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы». Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери.
Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина. Сегодня это здание на Квиринальском холме, строительство которого окончательно было завершено лишь в 1733 году и известное как Palazzina del Fuga используется под правительственные офисы и частные квартиры для президентов Итальянской республики. Очень реалистично также выглядит захват пальцев жертвы. К большому неудовольствию более именитых архитекторов, после смерти Карло Мадерно в 1629 году, Бернини был назначен главным архитектором собора Святого Петра и его работа и художественное видение попали в символическое сердце Рима.
Там движется целый сонм бронзовых ангелов, увенчанных золотыми лучами. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. По библейскому преданию Давид – юноша, убивший великана Голиафа камнем, пущенным из пращи. В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изображение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены. Laurentius – «увенчанный лавром» ок. 225, Оска, Римская Испания – 10 августа 258, Рим).
Движения, жесты выражения лиц повторяли то, что создавалось на сцене.
Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva). Он считал, что искусство должно быть граничит с выражением действия и эмоций. В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета. Во всяком случае, Бернини чуть ли не стал отличным примером этого.
Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела. Но вот в одном он оплошал. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным.
При нем начинающий скульптор получил не только официальное признание. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Вот уже много лет их творение кружит голову каждому, кто входит в собор Св. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора.
В них рука Джованни уверенно заявляет о себе в яркости декоративных элементов – цветочных венков (например, в Весне с ее прекрасным розовым деревом) и фруктовых гирлянд (Гермес, Осень), присутствующих также в скульптурной композиции с Фавном. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Вскоре римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви. Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. Недаром он образно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонтанов. Пусть читателя не удивляет после этого тот факт, что Бернини (читай – ученики) сделал еще что-то там-то и еще кое-что в Риме.
Мастера всей Европы пытались подражать Бернини, но немногие преуспели. Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны известен и как светский скульптор.
В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое».
Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini). Бегство Энея, Анхиза и Аскания из охваченной пожаром Трои – сюжет, описанный в «Энеиде» Вергилия. На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви» (в другом варианте – «Воистину богата Церковь, богаче вашего императора» ср. Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики.
В 1624 году Джан Лоренцо было поручено художественное оформление интерьера собора Св. Современные исследователи отвергают этот эпизод как недостоверный. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Этот классический сюжет включен в Метаморфозы Овидия. Да и давний конкурент, более опытный архитектор Барромини, сообщил Папе об ошибках, допущенных при строительстве.
В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62. Петра». Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев. В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV». И это чуть не стоило ему карьеры. Грандиозная площадь, разбитая перед базиликой св. Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной. Эту статую знают не только любители архитектуры, но и все те, кто видел фильм Ангелы и Демоны по книге Дэна Брауна.
Для нас же история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. А говорить о них можно очень долго. Он был уверен, что владея неземным оружием, ему удастся поработить весь мир. В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад. Его проект практически был «заморожен» вто самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии. В этот же период более не обремененный папскими заказами Джан Лоренцо Бернини сумел реализовать одну из своих самых замечательных работ – «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652).
И затем, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил Копье «имперским сокровищем». История об этом умалчивает. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой.
Но так ли это на самом деле, доподлинно не известно. Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее. Надпись на постаменте упоминает Изиду, Минерву и то, что всё принадлежавшее им, ныне принадлежит Деве Марии, которой посвящена церковь рядом58.
«Экстаз св. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Так, на площади св.
Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12. Бернини в своем творчестве не следует полностью античным принципам построения четкой композиции, как это было свойственно художникам раннего Ренессанса, а привносит свои эффекты: динамизм, пластичность форм использование окружающего контекста для придания большей выразительности своим произведениям. Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Называется она Экстаз св. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения.
Барокко — это театр. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа«Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству.
От его потомка Аскания (Юла) вели свое происхождение представители рода Юлиев (Юлий Цезарь, Август и др. ). Этот шедевр является одним из самых вдохновенных памятников истории искусства и самым серьезным примером зрелого мастерства Бернини. Посередине египетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой. Конечно, это мало вероятно, но скульптура действительно хороша. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». Именно такое искусство страстное, эффектное желала видеть церковь в век Контрреформации, пропагандировавшая католичество и мечтавшая пробудить угасающую веру.
Амалфея, Амалтея, Амальтея (др. -греч. В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Через два месяца появились трещины. Алтарная группа «Экстаз святой Терезы» (1647 – 1652) в капелле римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа был выполнен Бернини по заказу кардинала Корнаро. Королевская лестница – Скала Реджа (1663 – 1666), созданная Бернини, ведет из собора Святого Петра в Ватиканский дворец – это торжественный вход в парадные помещения резиденции папы. Оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее.
Нет, это молодые женщины, которых переполняют чувства. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены».
Все на пределе, где каждый нерв напряжен до судорожной боли. Его гений был реализован в молодом возрасте, так как его отец был нанят папской семьей. Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. Самое значительное произведение Бернини как архитектора – площадь Святого Петра (1656-1667) перед собором Святого Петра. Это – чудо драматического действия, замороженное в камне.
Левая рука Аполлона решительно простирается вперед. После его смерти незаконченный блок мрамора был продан наследникам.
Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства. В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа. О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Другой же стрелой, любовь убивающей, он пронзил сердце нимфы Дафны.
Но для дополнения картины обелиска нужен был фонтан который бы дополнил композицию. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом». Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св.
Его ноги расположены таким образом, что создают ощущение, будто он изо всех сил пытается захватить Дафну. Петра. Затем следует бюст испанского кардинала Педро Монтойя (церковь Санта Мария ин Монсеррато, Рим), который стал заказчиком Проклятой души (Испанское посольство в Риме).
Над ними возвышается бронзовый трон и кресло св. Так где же сегодня находится чудо-Копье. Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции.
Вслед за ними Бернини создает своего Давида (1623 — 1624). В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Петра «Кафедре св. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли.
Весь проект — типичное барочное произведение, создающее невероятно драматический эффект. Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56. Это – чудо драматического действия, замороженное в камне. Но снять фильм о Копье было решено именно в Армении. Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. Эней – сын Анхиза и Афродиты (рим.
Однако главным видом его художественной деятельности остается скульптура. Скульптура создана в 1667 году по рассказам очевидцев, так как сам автор никогда не видел живого слона. Донателло, Верроккио, Микеланджело и наконец Бернини. Интерес к Бернини вновь вырос.
Однажды бог Аполлон оскорбил Эрота, усомнившись в его власти над богами и смертными. Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву. Джан Лоренцо продолжает совершенствовать технику скульптурного портрета. драгоценнейшее наследство. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10.
Вот таким образом талант Джан Лоренцо она сочла весьма полезным. Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру. Также в римском музее хранятся еще две знаменитые статуи Бернини «Аполлон и Дафна» (1624) (одно из самых лирических его произведений) и «Похищение Прозерпины» (1621-1622).
Петра для римского собора св.
На другой высечено имя Урбана VIII. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. Кстати, это не единственный автопортрет скульптора в галерее.
Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). И бряцая им, прославились как великие завоеватели. Бернини мыслил категориями улиц и площадей используя и архитектурные и пластические средства выражения, синтезом которых явились его знаменитые фонтаны («Баркачча», «Мавр», «Тритон», «Четыре реки» и выполненный уже после смерти скульптора фонтан «Треви»), с наибольшей силой воплощающие стихийно-природ ное и жизнеутверждающее начало барокко. Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини.
Фонтан был закончен вскоре после завершения строительства палаццо. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Чувственность и одухотворённость в произведениях Б. нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим).
Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г. ). Замерла жизнь на земле. Я старец и иду на лёгкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. «Я победил мрамор и сделал его гибким как воск, — говорил Бернини, — и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».
В возрасте 80-ти лет, почти исчерпавший творческие силы, Бернини изваял великолепную скульптурную группу из разноцветного мрамора – надгробный памятник, посвященный своему другу и покровителю папе Александру VII, находящийся в Соборе Святого Петра в Ватикане. В этот момент Бернини впал в глубокую депрессию, страшно волновался и очень мало ел. Вилла принадлежала некогда могущественной семье Боргезе. Наша справка. Барокко (итал.
Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. Ох уж это мужское тщеславие, накрывающее нас в среднем возрасте. В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини. Там он и застал Луиджи с Констанцией. Ее усилия напрасны и кажется, что Плутон находится в нескольких секундах от ее подавления. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини.
Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17. Это, например, портрет Людовика XIV или герцога ДЭсте. Насколько компактно и энергично слились здесь элементы природы с искусством, как победно трубит в свою раковину тритон, выдувая упругую и сильную струю воды, а символические приметы папской власти — тиара и райские ключи — незаметно укрыты под сенью огромной чаши.
Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. Папа принял решение уничтожить башни. Пожалуй, лишь, приобретающая классицистический вкус Франция не приняла его искусство. Созданный, по свидетельству биографов, «в неполных десять лет», он демонстрирует еще сильную зависимость юного художника от отцовского стиля, проявляющуюся в манере «прорисовки» прядей волос и бороды.
Петра. Творения Бернини в области архитектуры включают в себя церковные и светские сооружения, а также работы по городскому благоустройству53. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу. В результате скульптора стала более чем когда-либо походить на живопись. Как до конца не изучена и сама история судьбоносного Копья.
Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Годы ее создания – 1656-1665.
Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления. Просто посмотрите на кровать Людовики. Одна из них – статуя Давида (1623 – 1624). Воплощение этой идеи доверили Бернини. «Превосходный человек, совершенный ум, рожденный по воле божественного провидения и для славы Рима», — так отзывался о нем один из его могущественных заказчиков Папа Урбана VIII.
Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Он предложил реалистам сказочно утонченную иллюзию.
Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием. Этот факт никоим образом не останавливает историков и ученых в поисках настоящей реликвии.
Театральный эффект, производимый архитектурным решением лестницы, усиливается использованием освещения: расположенные над каждой площадкой лестницы фонари расставляют световые акценты, подчеркивая ритмичность лестничных пролетов. И все произошло как и было предсказано. Сципион Барберини заказал Аполлона и Дафну в качестве замены Плутону и Персефоне. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам».
Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем. Но в самом его страстном порыве ощущается личностное начало. Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Бернини заимствовал позицию, жесты и отличительные черты от классической статуи «Аполлон Бельведер».
По мере движения по площади и изменения точки зрения кажется, что колонны то сдвигаются теснее, то раздвигаются и архитектурный ансамбль будто разворачивается перед зрителем. Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций ("Давид", мрамор, 1623, "Аполлон и Дафна", мрамор, 1622-25, - в Музее и галерее Боргезе, Рим), Б. выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция).
В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. У Испанской лестницы, выстроенной в XVIII веке, стоит самый ранний из фонтанов Бернини — наивная и маленькая «Баркачча», словно причаленная к её подножию. В Эчмиадзине утверждают, что именно у них находится подлинное Копье. Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана. В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с «вечным городом».
За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese). Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плутон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского кардинала и любителя искусств Шипионе Боргезе.
1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор. Ранние статуи с виллы Боргезе, как, например и Вакханалия (1616 — 1617) из музея Метрополитен, еще хранят воспоминания о ясности и чистоте линий Ренессанса. Барокко был некоторой оппозицией к классическим принципам искусств.
Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Как наиболее подробный рассказ и единственный исходящий непосредственно от члена семьи художника, биография Доменико, хотя и опубликована позже, чем биография Балдинуччи, тем не менее представляет собой самый ранний и более важный полнометражный биографический источник сведений о жизни Бернини, даже если автор идеализирует субъекта и пытается представить в позитивном свете ряд нелестных фактов о его жизни и личности. Высоту балдахина — двадцать девять метров — многие современники считали чрезмерной. Тем не менее, гости Рима должны помнить (а гиды – напоминать), что барокко в Риме – плод неимоверных усилий и личных разочарований сотен талантов разного калибра.
Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. И только Бернини, кажется, определенно интересуется правдоподобным описанием убийства Голиафа юным Давидом. После входа в комнату зритель видел лишь спину и плащ Аполлона. «Деяния» Лаврентия были утрачены уже ко временам Блаженного Августина, который в одной из проповедей, посвящённых памяти святого, признавался, что использовал многочисленные предания о его жизни. Уничтожение заняло 11 месяцев.
Бернини поместил свою скульптурную группу в глубокую нишу на фоне золотых лучей. Статуя демонстрирует, как Плутон энергично обхватывает бедра Персефоны, когда она борется, чтобы освободиться от его хватки. Он создал из камня, бронзы и мрамора лучший театр в мире со множеством подмостков. Понадобилось девять лет упорной работы и тонны бронзы для возведения этого кивория высотой в 29 м (см. Долго пытался Аполлон настичь свою возлюбленную и вот, когда почти догнал ее, взмолилась Дафна о помощи.
Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. Кончики ее рук начинают превращаться в ветви и листья. Из-за сплетен злопыхателей, Бернини никак не мог получить этот заказ.
Под руководством Бернини продолжались работы по украшению нефа собора Святого Петра, что включало в себя сложный многоцветный мраморный пол, мраморную облицовку стен и пилястров, а также множество лепных статуй и рельефов. Эти посты дали Бернини возможность демонстрировать свои разносторонние таланты по всему городу. Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. Фонтан довольно небольшой. Знаменательным событием, повлиявшим на дальнейшую судьбу и творчество Джан Лоренцо Бернини, было восхождение к папскому трону его самого первого покровителя – Маффео Барберини, который в 1623 году стал Папой под именем Урбан VIII.
Тритон трубит в рог и струя воды наполняет чашу фонтана. Терезы. А мои колокольни будут выше купола Микеланджело.
Эта точка зрения разделяется и другими учёными16. Эти четыре скульптора имели абсолютно различные цели.
До этого его можно было лицезреть. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Чувственность и одухотворённость в произведениях Б. нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию ("Экстаз святой Терезы", мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Аполлон и Дафна выглядят как реальные люди с настоящими меняющимися эмоциями. Захватив с собой священные изображения троянских богов (Анхиз прижимает к себе статую Минервы), Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины. Он является автором множества портретов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырех частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы).
Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. Папа был личным другом Павла V и хорошо знал Бернини. Тонкое кружево, шелковые простыни — не очень по-христиански. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином.
Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Словно из театральных лож из ниш стены церкви на творение Бернини будто взирают статуи представителей семейства Карнаро.
Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Дом в вилле Боргезе (ныне – галерея Боргезе, главный музей Рима) превратился в культурный центр Рима – уважаемая публика, политики, будущие кардиналы и папы были частыми гостями этой тусовки власть имущих, а мастера тут же получали дорогие заказы.
Скульптурная группа выполнена в очень высоком рельефе. Они-то и вернули его в Вену. Святой Сикст отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой. Краткая биография, к сожалению, не позволяет подробно останавливаться на особенностях его скульптуры. После своей победы козу Зевс сделал созвездием, а также ее козлят. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ. Бернини снова использует движение и эмоции, чтобы во всех подробностях рассказать историю.
Мягкость шелка и трепет волос, теплоту тела и шелест листьев мог передать он в нем. Балдахин Святого Петра был центральным элементом его амбициозного плана по украшению недавно законченного, но ещё не декорированного собора Святого Петра. Давид был любимым героем скульпторов Возрождения. Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. Тем же, кто пребывает в плену иллюзий, Бернини подарил ощущение реальности происходящего. Заказал его папа Урбан VIII, бывший кардинал Маффео Баберини.
В течение 10 лет (1656 – 1666) он работал над её оформлением. В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. Но в то же время они полны особой энергии, приподымающей их над обыденной жизнью. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли.
Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). Ещё одна работа Бернини, знакомая по Ангелам и демонам. Выходит, это всего лишь копия.
Ещё выше клубятся облака. На примере «Св. Терезы» хорошо можно видеть тот живописно-картинный подход к скульптуре из которого вытекает своеобразие пластической манеры Бернини. В неполных восемнадцать лет Бернини был уже настоящим помощником своего отца, хотя он еще нескоро начнет создавать самостоятельные произведения.
По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26. В центральной апсиде собора находится кафедра Святого Петра, также созданная Бернини. Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города. Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром.
Их помощь помогала Бернини выполнять ряд крупных проектов в краткие сроки. Петра. Но на Давида стоит обратить особое внимание не только вот таким образом. Ему поручили надзор за имуществом Церкви и заботу о бедных.
Тогда он изготовил макет и предложил поставить его в гостиной Папы. Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. Город, где творения Бернини встречают вас на каждом шагу. Посередине створок три пчелы, символ папской власти. В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670).
«Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини. Но не тут-то было. В 1606 году Пьетро перевез свою семью в Рим, чтобы получить больше комиссионных. Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов).
Но его противники убедили папу Иннокентия X отдать приказ о сносе башен, это было для Бернини большим ударом – моральным и финансовым. В 1644 году из египетской Александрии был привезен языческий обелиск.
Сверху он спустил на Терезу поток золотых острых лучей и подкрепил их натуральным светом, падающим через желтое стекло окна. Это видно на ее руках, ногах и теле. В 1568 г. папа св. Вопрос решился сам собою. А статуи, статуи стали похожи на актеров.
Петра» (1656—1665). Между дельфинами можно заметить гербы рода Берберини – папские тиары. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить.
И это якобы подтвердили ученые Британии, которые изучали возраст реликвии. Скульптурные шедевры Бернини уникальны тем, что способны раскрыть перед зрителем самые тонкие черты души. И все эти чувства бесподобно изображены Бернини. Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг.
Над ними поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. Все они вскоре были отвергнуты. Бернини бросил вызов камню и победил. Скульптор запечатлел последние мгновения ее жизни в человеческом облике.
Другие проекты постигла та же судьба45. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность. Но Деметра была богиней плодородия и без неё всякий рост на земле прекратился.
Рот Дафны открывается, чтобы испустить крик бедствия. Как «светский» скульптор Бернини — прежде всего автор многочисленных портретов. Отзавтракав, его Святейшество увидел творение и был в восторге. Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе, в семье известного скульптора Пьетро Бернини.
Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. «Давид» Бернини еще один пример этого. Сколько детского в нем: «У меня самая большая машина.
Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23. Пропаганда католической веры (что на тот момент было первостепенной задачей для Контрреформации) основывалась у Бернини на принципах эпохи Возрождения, демонстрирующей творческий гений человека. Это также можно увидеть в драпировке одежды героев.
Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации. Место перед статуей становится частью концепции. Борромини представил все улики против Бернини.
Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию. Только вскрикнуть успела Прозерпина. Библейскому герою скульптор дал свое лицо. Петра.
Здесь находится еще — бюст-аллегория «Проклятая душа» (1619). Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу. Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами, светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город».
Именно здесь наиболее полно воплотились основные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное начала, внутреннее величие с «возвеличением» и театральной патетикой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жизненным порывом, придававшим пластическим формам органическую цельность. На массивный цоколь из чёрно-белого мрамора и жёлто-красной яшмы мастер водрузил четыре бронзовые статуи дискутирующих «отцов церкви». Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии.
И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды. Влюбившись, Аполлон бросился к нимфе, а она побежала от него. Он заставляет мрамор таять изгибаться и течь, подобно воску. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс. Скульптурное убранство тоже минимально. Впрочем, не привыкать.
Сикст II был одной из первых жертв этих преследований (обезглавлен 6 августа). Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций (Давид, мрамор, 1623, Аполлон и Дафна, мрамор, 1622-25, - в Музее и галерее Боргезе, Рим), Б. выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция).
Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сплетаются воедино в этом образе. По проекту площадь и собор образуют форму, напоминающую «ключ Святого Петра» – символ папской власти (по преданию апостол Петр был первым из наместников Христа на земле, папы считаются его преемниками). На протяжении своей долгой карьеры Бернини выполнял множество заказов и большинство из них было граничит со Святым Престолом.
История Аполлона и Дафны — история нимфы отвергшей любовь бога. Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Изначально трон был скрыт от посторонних глаз, но в 1867 г. его представили верующим на обозрение. Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло. Горожане возмутились, что Барберини пытается забрать себе время и племянник папы приказал убрать одну единицу в конце.
Это было фиаско, настоящая неудача, которых в жизни творца еще не было. И опять в скульптуре мы видим запечатленные эмоции, действие. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела. На десятый день пришла она к богу Гелиосу и стала молить его, чтобы он сказал, кто похитил Прозерпину. Сегодня эта скульптура Бернини находится в музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде.
Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини. Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в Кафедре св. Когда Сикст стал Римским епископом в 257 году, Лаврентий был рукоположен в диаконы. Место перед статуей становится частью концепции.
После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Легенда, переданная Амвросием Медиоланским, утверждает, что Лаврентий встретил Сикста, которого вели на казнь и спросил его: «Куда ты, отче, грядешь. В 1632 году появляется бюст Сципиона Боргезе и его реплика (галерея Боргезе).
Терезы (1645-52) изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. Первоначально слова «готика», «рококо» и «барокко» служили для неодобрительной оценки их использовали для обозначения гротеска, деформированных или чрезмерно сложных форм. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда.
Бернини стал предпринимателем, а за ним уже стояла маленькая армия зодчих и скульпторов. Порой кажется, что герои живут, дышат, разговаривают, жестикулируют иногда даже «выходят» из своих обрамлений и зритель видит не мрамор и бронзу, а кружево их жабо, шёлк рубашек, материю плащей. Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) — блестящий представитель барочной скульптуры и один из лучших архитекторов эпохи. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча.
Согласно историографии, 29 декабря 1617 года Джан Лоренцо Бернини получил за нее 50 скуди. Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Обнеся колоннадой круглую площадь глубиной в двести восемьдесят метров, архитектор загородил прямой путь к собору, поставив в центре обелиск, а на поперечной оси — два фонтана С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции — главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю.
Одна из этих статуй изображает Давида (1619). Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. Быть властелином, правителем мира, лучшим из лучших, единственным.
А у меня дом. Именно этот бесценный опыт послужил движущей силой для развития таланта молодого мастера. С опытом он перестал допускать подобные ошибки. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). Когда Аполлон захватывает Дафну, она начинает превращаться в лавровое дерево. Колоннада состоит из 284 колонн в 4 ряда, сами колонны чрезвычайно монументальны.
Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5. Годы их создания – 1619-1625. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь. Униженный публичными обвинениями, Джан Лоренцо замкнулся в себе, приступив к созданию еще одного шедевра – «Истина, открытая Временем» (La Verit svelata dal Tempo, 1646-1652).
Но оно ли это, так и остается загадкой. Справедливости ради отметим, что корона балдахина была закончена его ровесником и соратником (а позднее – соперником) архитектором Франческо Борромини. Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva).
Христиане верят, что Копье Судьбы является ключом к невероятному могуществу. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. Таким образом с Папой были налажены примирительные отношения, а построенный скульптором «Фонтан Четырех рек» вернул ему имя величайшего мастера. С наибольшей силой грандиозность и живописность барочного видения выражены в предназначенной для римского собора св. Петра, который достался ему в наследство от Микеланджело в довольно аскетическом виде.
И это ему удалось. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора.
Согласно традиционному житию, Лаврентий происходил из города Оска (ныне Уэска) в Тарраконской Испании и был учеником архидиакона Сикста. Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке. Ее пальцы ног поворачиваются к корням, а ствол начинает покрывать ее тело.
Этот сюжет и лёг в основу знаменитой скульптуры. Согласно ранним биографам, Бернини закончил, по крайней мере, 150 холстов, большинство из них в период 1620-30 гг., однако лишь порядка 35-40 сохранившихся картин может быть уверенно отнесено к его работам. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение.
Попросив три дня срока, архидиакон раздал почти всё церковное имущество беднякам. С начала 20-х годов XVII века по его идеям, под его руководством создаются самые знаменитые памятники и формируется стиль римского барокко. Для скульпторов XVI-ХVII вв.
В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. Город Ромула и Цезаря получил второе дыхание в XVII веке.
Когда бог почти настиг её, Дафна взмолилась богам и превратилась в лавр. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады.
Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата.
Со временем истина была открыта. Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. римское предание о Корнелии). Лаврентий Римский (лат. Трещины увеличивались.
Это можно увидеть в перекрещивающихся линиях движения рук и ног Персефоны и Плутона. Барочные же мастера считали, что живопись и скульптура должна соблазнять глаз зрителя. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось.
С тех пор лавр украшает голову и кифару Аполлона, став символом его безутешного горя. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы.
Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Его монахини совсем не похожи на страшных фанатичных затворниц средних лет. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII).
Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини. Проект площади Святого Петра перед собором работы Бернини стал одним из его самых успешных и новаторских проектов. Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой. Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие.