Постоянно экспериментируя, художник вводил в свои картины так называемые «обманки» — буквы или гвозди, подчеркивающие главный план картины («Португалец», 1911 г. ). Так, например, форма колонн повторяется в фонтане, а также в оформлении лестницы галереи Танхаузера. Все это свидетельствует о довольно непростом и противоречивом творческом пути Жоржа Брака. Часто в своих полотнах, как, например, «Рояль и Мандора» (1909-1910 г. ) и «Зеркало» (1910 г. ), художник старался запечатлеть предметы с разных ракурсов. В книге «Раздумья о живописи» он писал: «Художник мыслит в формах и красках, предмет – это поэтика». Однако это скорее исключение.
В «Беседах с Дорой Валльс» художник писал: «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма — это материализация того нового пространства, которое я почувствовал». В конце 1900-х годов Вламинк увлекся художественной манерой П. Сезанна. В композициях художника появляются вазы с роскошными цветами на фоне разноцветных занавесок и стен, окрашенных яркими красками («Вазы с ирисами», 1912 «Букет цветов на веранде», 1913, обе – в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Голубая ваза с цветами на синей скатерти», 1913, ГМИИ, Москва). В 1953, через год после смерти Гуггенхайма, его фонд существенно расширился, в то время директором являлся Джеймс Джонсон Суини.
В серии «Биллиардов» контурные линии множатся, придавая предметам сходство с трепещущими крыльями бабочек, с вибрирующей струной статичный мотив обретает драматическую выразительность сюжетной картины («Биллиард», 1944, Париж, Национальный музей современного искусства). В картине «Кларнет и бутылка рома на камине (1911) через ломаные линии, геометрические формы он стремиться предать музыкальные ритмы. В 1910–1913 годах художник совершил путешествия в Испанию, Марокко и Танжер. В этот период полотна живописца поражают свежестью и сочностью цветовой гаммы. В конечном счете мастер показывал путь анализа предмета.
В книге «Раздумья о живописи» он писал: «Художник мыслит в формах и красках, предмет — это поэтика». В 1900-1901 годах учился в Технической школе в Париже. В 1906 г. Жорж Брак впервые выставил свои живописные работы в Салоне «Независимых». Морис Вламинк был фовистом по натуре. Так, стилевые особенности Ван Гога, в частности его густой насыщенный мазок и неистовость общего настроения, запечатлела композиция «Эскиз портрета Ван Гога III». Позднее он начал посещать занятия в Школе изящных искусств, а затем — в Академии Эмбра. Вместе с Жоржем Браком, которого встретил в 1907 году, Пикассо становится родоначальником кубизма — художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства.
В живописи Брака периода «аналитического кубизма» (1909-11 годы) колорит ограничен узкой гаммой серых, охристых, зелёных тонов натурные формы образуют подвижную кристаллическую структуру («Скрипка и палитра», 1909-10 годы, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Сложностью цветовой палитры отличаются такие работы, как «Гавань в Антверпене» (1906, Музей фон дер Хейдта, Вупперталь), «Пейзаж в Эстаке» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж), «Оливы близ Эстака» (1907, Национальный музей современного искусства, Париж). В композициях, посвященных ночной жизни Берлина, появляются гротескные образы и фантасмагории («В ночном кафе», 1911 «За столом с вином», 1911 «Танец среди свечей», 1912, все – в Фонде Нольде, Зебюлль). Б. обращается к композициям с человеческими фигурами в интерьере («Женщина с мандолиной», 1937, Музей совр. балет Дягилева), гравюры (серии цветных литографий «Гелиос», 1946 и «Тетради Жоржа Брака: 1917–1947» изд. Такова серия «Осенние моря» (1910–1911), написанная густыми пластами звучных красок. В 1907 г. он выполнил серию пейзажей, которые были выставлены в галерее Конвейлера («Дома в Эстаке», 1908 г. ).
Визуальные знаки разных регистров зрительно перестраиваются, вступают в сложную игру пластических отношений и мгновенных образно-смысловых комбинаций («Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Кельн, Музей Людвига «Стол музыканта», 1913, Базель, Художественный музей «Гитарист», 1914, Париж, Национальный музей современного искусства). Один из основателей кубизма («Женщина с гитарой», 1913). С 1905 по 1907 год Брак входил в группировку фовистов. Тема летящей птицы прослеживается у Брака и в росписи плафона в Лувре (1953) и в картине «Расправив крылья» (1956 – 1961).
В начале Первой мировой войны, спустя два года после женитьбы на Марселе Лапре, художника мобилизовали на фронт, где в 1915 г. он получил тяжелое ранение в голову. При этом художник старался как можно точнее передать внутренние особенности своей модели. Таковы композиции «Кандагар» (1951, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Миндоро II» (1954–1956, Национальный музей современного искусства, Париж), «Эридан III» (1956, Институт искусств, Детройт), «Сверхновые» (1959–1961, Галерея Тейт, Лондон), «Ондо» (1960, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Он восполнил упущенную Рибей существенную часть современного искусства — предметную живопись и скульптуру, кроме того, вышел за пределы XX века и приобрел такую жемчужину коллекции, как полотно «Мужчина со скрещенными руками» (1899) Поля Сезанна, а также получил в дар 28 работ из коллекции Катерины Дрейер, художницы и одной из основательниц «Анонимного общества», куда входили представители дадаизма Марсель Дюшан и Ман Рэй. Впоследствии эта птица с распростертыми в абстрактном пространстве крыльями станет темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953 гг. ).
Подобный драматизм характерен для композиций «Размышления» (1925, частное собрание), «Хижины» (1925, Национальный музей современного искусства, Париж), «Дорога» (1926, частное собрание), «Гроза над хлебным полем» (1946, частное собрание) и сближает их с предельно эмоциональным творчеством экспрессионистов. Осенью он посетил выставку Сезанна в Осеннем салоне, которая ошеломила его, сбив с «фовистского» пути. У меня возникает чувство ужаса от соединения чистейшей абстрактной красоты с материей.
Если само сознание глубоко патологично, то искусство может лишь фиксировать эту патологию. музей совр.
В 1900 испытав влияние живописи Матисса, примкнул к объединению фовистов. Французский художник. 1910-хгг. Кроме того, Бэкона очень увлекла художественная манера сюрреалистов. Произведения этого времени мастер строит с использованием самых разнообразных материалов, а также вкраплений языковых систем различных типов.
Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба», 1912, ГМИИ, Москва). Особенно привлекало его творчество Караваджо, К. Коро, О. Ренуара. В 1911 г. объемы в его произведениях стали почти полностью плоскими, сводясь к «геометрии острых углов и едва различимых криволинейных акцентов».
Сам художник происходил из очень состоятельной семьи банкира Пьера Огюста де Га. Созданные в период оккупации натюрморты, пронизанные трагическим мироощущением, близки по духу к классическим аллегориям Vanitas («Графин и рыбы», 1941, Париж, Национальный музей современного искусств). Планы колеблются в диапазоне малой глубины, поверхности колышутся, возбуждая почти тактильное ощущение пространственных интервалов. Устрашающий и калечащий человеческое существо мир показан на полотне «Три урока арифметики у подножия креста», где обрубок человеческого тела с оскаленным ртом насажен на конструкцию, напоминающую циркуль.
Неудивительно, что мастер был первым художником кубизма, который начал включать их в свои картины. В подобном пространстве человеческое существование представляется мучительным, почти невыносимым. Общественное признание пришло к Жоржу Браку в 1922 г., когда на выставке была представлена серия его картин, написанных в богатой живописной манере: «Камины», «Столы» и «Кане-фории» (т. Таким образом, статичный на первый взгляд мотив становится драматичным сюжетом, глубоким и психологически выразительным («Биллиард», 1944, Национальный музей современного искусства, Париж «Биллиард», 1945, частное собрание).
Такова, например, работа «Круглый стол» (1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). «Пейзаж близ Антверпена» написан с левого берега реки Шельды, где художники располагались на этюдах. Их созвучие заметно в каждой детали.
Она же послужила отправной точкой в новых творческих поисках художника. В духе Сезанна исполнены фигурные композиции и натюрморты 1900 года («Обнаженная натура. Но в реальном мире объекты могут существовать и в темноте и человек автоматически воспроизводит их в памяти по тактильным ощущениям и, таким образом, «видит» и без света. Они представляются поистине монументальными. На заднем плане художник изображает зловещих палачей, одновременно напоминающих тайных соглядатаев, членов мафии или чиновников, которые бесстрастно протоколируют преступление, что равнозначно совершению приговора: «Три эскиза распятия» (1962, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Распятие» (1965, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен). Он уже не стремительный и энергичный, а тугой и медленный.
В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— «Конструкция», 1931). В 1907 состоялось знакомство Брака с Пикассо. Замечательна композиция «Набережная в Булоне» (1900, частное собрание). Художник одухотворяет вещи: полотна и статуи кажутся ожившими, ведущими молчаливый диалог с окружающими их предметами («Фрукты, цветы, панно Танец», 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мастерская художника», 1911, ГМИИ, Москва «Красная мастерская», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Настурции на фоне Танца», 1912, ГМИИ, Москва). Такова, например, картина «В честь Баха», напоминающая беглый фрагментарный рисунок. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении— Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано14 (Криспиниано15) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.
Созданные в период оккупации натюрморты пронизаны трагизмом и близки по духу аллегориям ванитас («Графин и рыбы», 1941 год, Национальный музей современного искусства, Париж). По поводу коллажей он замечал: «Выявление цвета пришло вместе с наклейками из бумаги Именно при использовании бумажных наклеек мы пришли к четкому отделению цвета от формы и увидели независимость по отношению к ней. В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему (роспись плафона в зале этрусков Лувра, 1953 «Расправив крылья», 1956-61, Париж, Национальный музей современного искусства). Форма инструмента дробится, линии струн прерваны отверстием в корпусе. Там молодой художник создал несколько пейзажей, где в элегантной ирреальной и несколько сдержанной манере изобразил море («Ля Сиота», 1907 г. ). Фрэнсиса Бэкона критики часто называли «великим инквизитором» и «живописцем агонии», однако художник всегда считал, что только констатирует факты изображая историю болезни современного человечества.
Умер Брак в Париже 31 августа 1963 года. Родился Жорж Брак в простой семье маляра.
Б. работал также в областях скульптуры, сценографии («Докучные» Ж. Орика, 1924, Рус. В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга («Большой плуг», 1960, Париж, Галерея Мэг «Лодка», 1960, частное собрание).
Пейзажи этого времени (виды гаваней Антверпена и Гавра, ландшафты Эстака) отличаются плотной компоновкой живописных масс, напряженностью хроматических гармоний, передающих витальные силы природы («Гавань в Антверпене. В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, монотонность мотива (побережье Нормандии и др. ) подчёркнута сильно вытянутым горизонтальным форматом предметный мир в них обрастает богатыми ассоциациями, поднимаясь на уровень многозначного символа. В результате сложных взаимоотношений между графемами и визуальными знаками элементы изображения обладали способностью перестраиваться, вступать всложнейшие взаимоотношения, а смысловые ситуации комбинировались наподобие калейдоскопа. Родился Жорж Брак 13 мая 1882 в Аржантей-сюр-Сен в семье маляра. Создавая своеобразные композиции, художник наклеивал на холст раскрашенные листы бумаги, газеты, обои («Гитара», 1912 г. ). Наиболее известными работами этого времени являются «Натюрморты на круглом столе» (1918–1942), «Камины» (1922–1927), «Биллиарды» (1944–1952). становится образ птицы в полёте (роспись плафона в зале этрусского иск-ва вЛувре, 1953 «Чёрные птицы», 1956–1957, Фонд Маг, Сен-Поль-де-Ванс и др. ). Предмет исчез, превратился в движение. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря.
Мотивы, рожденные воображением мастера, заполняют и картины с персонажами-масками («Воитель и женщина», 1913 «Принц и наложница», 1918, обе – в Фонде Нольде, Зебюлль). На противоположном берегу видны несколько административных зданий и небольших домиков. Прилежный копиист напишет прилежный антураж поэта со всеми физическими подробностями, ноему никогда не написать лицо поэта. Последний оказал значительное воздействие на творческий метод молодого художника.
Отныне он отказывается от пейзажей и полностью обращается к натюрмортам, в которых его привлекает «тактильное, почти рукотворное пространство». Испытав на себе это двойное влияние и, возможно, в некоторой степени воздействие африканского искусства, зимой того же года Брак написал картину «Стоящий обнаженный». Испытав влияние живописи Матисса, примкнул к объединению фовистов. В этот период он также увлекался пластическим искусством и керамикой. 1907 г. стал переломным в творчестве живописца. И потому его работы, созданные в 20-е гг., больше напоминают настенные панно, чем станковые картины.
Одно изображение обыгрывает другое.
Вообще картины этой серии интересны тем, что их планы кажутся колеблющимися так, что зритель почти тактильно чувствует пространственные интервалы («Круглый стол», 1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Круглый стол», 1929, частное собрание, Вашингтон). В 1949-5б была создана серия «Мастерских», состоящая из восьми крупномасштабных полотен. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны. В композиции следующей, «синтетической» фазы кубизма художник включает графические знаки (цифры, ноты, отрывочные надписи) и коллаж (наклейки газетных обрывков, рекламных объявлений, обоев и клеенки с имитацией различных текстур). По Курбе» (1950) «Алжирские женщины. «Матисс и Дерен указали мне путь», — скажет позднее художник.
Контуры предметов художник очерчивает очень четко и заполняет внутреннее пространство насыщенными красками. Начиная с 1908 г., Брак работал в тесном сотрудничестве с Пикассо. Тема Второй мировой войны у Брака не прозвучала с такой мощью, как у Пикассо.
В марте 1906 на Салоне Независимых Брак впервые выставил свои работы. В поздних пейзажах Б., предельно лаконичных, монотонность мотива (побережье Нормандии и др. ) подчёркнутасильно вытянутым горизонтальным форматом предметный мир в них обрастает богатыми ассоциациями, поднимаясь на уровень многозначного символа. Изображение обретает дух. Как и у Сезанна, в ней теперь доминируют синие и зеленые оттенки. Эти работы проникнуты скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния («Женщина с мандолиной», 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Пасьянс», 1942, Лозанна, частное собрание). Бэкон очень любил жанр портрета. Центром этих композиций по-прежнему является истерзанная человеческая плоть, либо бессильно распростертая, либо исходящая криком.
В период «аналитического кубизма» (1909 – 1911) колорит Брака ограничен узкой гаммой глухих тонов, натурные формы рассекаются на мелкие призматические грани, образующие подвижную кристаллическую структуру («Скрипка и палитра», 1909 – 1910, Нью-Йорк, Музей Гугенхейма «Португалец», 1911, Базель, Художественный музей). В композиции следующей, «синтетической» фазы кубизма художник включает графические знаки (цифры, ноты, отрывочные надписи) и коллаж (наклейки газетных обрывков, рекламных объявлений, обоев и клеенки с имитацией различных текстур). Во время болезни художник много размышлял об искусстве. Таковы композиции, созданные мастером на основе газетных обрывков, кадров из фильмов и рентгеновских снимков («Няня из фильма «Броненосец Потемкин», 1957, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Эскиз человеческой фигуры в движении», 1965, Городской музей, Амстердам). Иные, напротив, считают это правомерным, определяя в качестве итога фазы синтетического кубизма в его творчестве большую композицию «Музыкантша», написанную в 1917-1918 гг. В течение 1949 – 1956 годов Брак создал серию картин «Мастерские», составляющую восемь больших полотен.
Когда началась Первая мировая война, Брак ушел на фронт. Формы предметов тесно сплетаются друг с другом, а тяжелые и вязкие краски землистых оттенков пронзает сияющее изображение белой птицы как аллегории творческого озарения и свободного полета мысли художника («Мастерская II», 1949, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Мастерская III», 1949–1951, частное собрание, Вадуц «Мастерская IX», 1952–1956, Национальный музей современного искусства, Париж). Таковы композиции, созданные мастером на основе газетных обрывков, кадров из фильмов ирентгеновских снимков («Няня из фильма «Броненосец Потемкин», 1957, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Эскиз человеческой фигуры вдвижении», 1965, Городской музей, Амстердам). Возобновил занятия живописью в 1917. Именно Поль Сезанн, почти единолично, поднял его на вершину, сделав популярным предметом для будущих художников, включая Пикассо, Матисса, Моранди и Брака. В других портретах Бэкон намеренно делает фон и общее окружение портретируемого нейтральным для того, чтобы приковать внимание зрителя к целостному образу («Эскиз портрета Д. Эдвардса», 1988). В то время он находился под влиянием Сезанна.
Звука нет, если нет его временной протяженности. В центре размещены натюрморты с атрибутами искусств. Еще большую декоративность картинам Брака придавали большие размеры полотен. С конца 1910-х годов он работал большими сериями или циклами, варьируя один и тот же мотив («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942 «Камины», 1922-1927 «Биллиарды», 1944-1952). Предметы расчленены на отдельные части.
В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков. Брак работал также в областях скульптуры, сценографии («Докучные» Ж. Орика, 1924 год, Русский балет Дягилева), гравюры (серии цветных литографий «Гелиос», 1946 год и «Тетради Жоржа Брака: 1917-1947» издано в 1948 году). В этих картинах еще явно чувствуется влияние фовистов.
разрабатывал костюмы и декорации для нескольких постановок русского хореографа С. Дягилева. Таковы композиции «Дома в Шату» (1904, Художественный институт, Чикаго), «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж), «Улица в Марли» (Национальный музей современного искусства, Париж), «Барки на Сене» (ГМИИ, Москва). Просто портрет и портрет поэта — суть разные качества. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал.
Пространства этих композиций отличаются масштабностью, свойственной интерьерным мотивам. Учился в гаврской Школе изящных искусств (1897-1899), затем в Париже в академии Эмбера и в Школе изящных искусств (1902-190З).
Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932). он увлекся искусством фовистов. Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален).
обозначениями (цифры, ноты, буквенные надписи): «Композиция» (или «Вальс», 1912, Музей Валльраф–Рихарц, Кёльн), «Гитаристка» (1913, Нац. Они отличаются своей «немного мрачной и эзотерической насыщенностью». Едва поправившись после тяжелой операции, художник вновь приступил к занятиям живописью. Излюбленные краски Вламинка — лимонная, ультрамариновая и зеленая, как изумруд. От новаторских пейзажей этого художника, по словам Анри Матисса, словно составленных из «маленьких кубиков» и произошел термин «кубизм». 1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др.
е. девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Во время болезни художник много размышлял об искусстве. В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга («Большой плуг», 1960, Париж, Галерея Мэг «Лодка», 1960, частное собрание). Эти работы проникнуты скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния («Женщина с мандолиной», 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Пасьянс», 1942, Лозанна, частное собрание).
1-й мировой войны Б. был мобилизован и в мае 1915 ранен в голову. 1948). Каждое человеческое существо, по Бэкону, загоняется в эти страшные коробки против воли. Все становится возможным, пригодным, а жизнь предстает как непрерывное откровение.
Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера). Период 1909–1911 годов прошел под знаком аналитического кубизма. Под влиянием посмертной выставки П. Сезанна (1907 год) Брак (вместе с П. Пикассо) стал основоположником нового художественного направления – кубизма. Она раздвинула ее временные рамки, показывая развитие истории искусства до модернизма, а также значительно расширила «географию» искусства XX столетия. В серии «Биллиардов» контурные линии множатся, придавая предметам сходство с трепещущими крыльями бабочек, с вибрирующей струной статичный мотив обретает драматическую выразительность сюжетной картины («Биллиард», 1944, Париж, Национальный музей современного искусства). Близки к аллегорической системе Vanitas также работы «Графин и рыбы» (1941, Национальный музей современного искусства, Париж), «Натюрморт с лестницей» (1943, частное собрание).
Мастер применяет резкую тень, которая делит объемы пополам (Вашингтон «Круглый стол», 1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Круглый стол», 1929, частное собрание). К следующему, синтетическому этапу кубизма можно отнести картины «Бокал, скрипка и нотная тетрадь», «Стол музыканта», «Гитаристы». С конца 1910-х годов он работал большими сериями или циклами, варьируя один и тот же мотив («Натюрморты на круглом столе», 1918-42 «Камины», 1922-27 «Биллиарды», 1944-52). 1950, собрание П. Леви, Франция).
В 1927 году художник приехал в Париж, где жил два года. В 1900 г. Жорж приехал в Париж, где поступил в Техническую школу. Однако это — отнюдь не любование, а протест против уродливого и чуждого ему мира. выразительность и монументальность. Зимой 1905-1906 гг. Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910).
Созданные в период оккупации натюрморты, пронизанные трагическим мироощущением, близки по духу к классическим аллегориям Vanitas («Графин и рыбы», 1941, Париж, Национальный музей современного искусств). На картине «Мастерская – 2» (1949) среди туго приобретенных форм и вязких землистых тонов Брак вдруг пронзил пространство образом белой птицы, символизирующей творческий полет. В 1927 году художник приехал в Париж, где жил два года.
С 1949 по 1956 год Брак занимался созданием серии под названием «Мастерские». Фрэнсиса Бэкона критики часто называли «великим инквизитором» и «живописцем агонии», однако художник всегда считал, что только констатирует факты изображая историю болезни современного человечества. В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему (роспись плафона в зале этрусков Лувра, 1953 «Расправив крылья», 1956-61, Париж, Национальный музей современного искусства). С кон.
Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. В палитре мастера преобладают голубые оттенки.
Особого внимания заслуживает прекрасная серия фарфоровых статуэток, выполненных в 1922-1927 гг., которую специалисты рассматривают как дань художника неоклассической атмосфере эпохи, а возможно и как отклик на «великанш» Пикассо. Возьмите, как в кинокадр, светлый кусок, будто это кипящая, дымящаяся лава. С 1912 по 1914 год Брак работал в манере синтетического кубизма.
Тот только что закончил своих знаменитых «Авиньонских девиц». С 1912 по 1914 год Брак работал в манере синтетического кубизма. Не менее подействовала на Брака и встреча с Пабло Пикассо, а также знакомство с его картиной «Авиньонские девицы». Большие вазы и другие объемные предметы, украшающие комнаты, как будто теряют свою материальность и кажутся такими же изящными и легкими, как узоры на коврах и сосудах («Статуэтка и вазы на восточном ковре», 1908, ГМИИ, Москва «Красная комната (Гармония в красном)», 1908 «Натюрморт с голубой скатертью» панно «Танец» и «Музыка» для московского особняка С. И. Щукина, 1910, все – в Эрмитаже, Санкт-Петербург). В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему (роспись плафона в зале этрусков Лувра, 1953 «Расправив крылья», 19-61, Париж, Национальный музей современного искусства). Глубоко восприняв нац.
Когда достигаешь этой гармонии, пребываешь в состоянии интеллектуального небытия. Его картины становятся светлее и воздушнее («Булонский лес», ок. Начиная с кубизма искусство перестало быть простой имитацией окружающего нас мира. В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903). Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа.
Но творчество живописца не ограничивается только кубистическими исканиями, оно гораздо шире и разнообразнее. Сначала Брак и Пикассо аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на «отдельные формы и пространственные структуры». В 1907 году Дерен познакомился с П. Пикассо. Родился в семье маляра.
Само здание заслуживает отдельного рассказа. Изобретенный им метод художник осваивал и в коллажах исполненных на бумаге («Ария Баха», 1912–1913, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж). Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»). композиции.
Характер мазка также изменился. В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Людей привязывают к стульям или кроватям, где им предстоит в полном одиночестве корчиться от приступов панического страха, клаустрофобии и невыносимой боли («Свини-борец», 1967, Музей Хершхорн, Вашингтон «Фигура в движении», 1985, частное собрание). С улицы оно выглядит как белая лента, свернутая в цилиндр, расширяющийся кверху.
С одной стороны— коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир и трогать его было опасно с другой Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист», с этим еще можно было примириться, главное— он был великий мастер и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад. Если само сознание глубоко патологично, то искусство может лишь фиксировать эту патологию. Созданные в период оккупации натюрморты пронизаны трагизмом и близки по духу аллегориям ванитас («Графин и рыбы», 1941, Нац. Период оккупации Франции во время Второй мировой войны художник переживал очень тяжело. Фрэнсис Бэкон родился в Дублине.
Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). иск-ва, Нью-Йорк). В этом-то и состоит истинная поэзия». Мачта», 1906, Базель, Галерея Бейелер «Пейзаж в Эстаке», 1906, Париж, Национальный музей современного искусства). В 1907 состоялось знакомство Брака с Пикассо.
В 1909 году Матисс приобрел дом в Исси-ле-Мулино. Людей привязывают кстульям или кроватям, где им предстоит в полном одиночестве корчиться от приступов панического страха, клаустрофобии и невыносимой боли («Свини-борец», 1967, Музей Хершхорн, Вашингтон «Фигура в движении», 1985, частное собрание). Брак Жорж Искусство Франции Пейзаж в стиле марина, 1906 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Женщина с мандолиной, 1910 Частная коллекция Брак Жорж (Braque Georges) (1882—1963) Французский художник, график, скульптор, сценограф, один из основателей кубизма, автор многих декоративно-изящных композиций.
В серии «Биллиардов» контурные линии множатся, придавая предметам сходство с трепещущими крыльями бабочек, с вибрирующей струной статичный мотив обретает драматическую выразительность сюжетной картины («Биллиард», 1944, Париж, Национальный музей современного искусства). В 1949 – 195б была создана серия «Мастерских», состоящая из восьми крупномасштабных полотен. Примириться с этим было невозможно и борьба с Пикассо шла по разным направлениям. В этих картинах, полных бурного движения и почти лишенных перспективы, все сведено к «геометрическим и компактным формам», «кубам», как затем назвал их критик Луи Воксель. Невозможно смотреть на сверхкрупном плане поющую певицу или певца.
Автор многих декоративно-изящных композиций. Открытие бумажной аппликации в 1912 г. позволило Браку «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную зависимость по отношению к форме». Подобное ощущение создается благодаря стремительным и легким бело-голубым мазкам.
Он соединился с иной материей. возможностей избранного мотива («Натюрморты на круглом столе», 1918–42 «Камины», 1922–27). В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся18. Типичными произведениями аналитического кубизма являются «Скрипка и палитра» (1909–1910, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Женщина с мандолиной» (1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен), «Натюрморт со скрипкой» (1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Она представляет камин, на котором разместились кларнет и бутылка рома. Возобновил занятия живописью в 1917 году. Вообще картины этой серии интересны тем, что их планы кажутся колеблющимися так, что зритель почти тактильно чувствует пространственные интервалы («Круглый стол», 1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Круглый стол», 1929, частное собрание, Вашингтон).
Пейзажи этого времени (виды гаваней Антверпена и Гавра, ландшафты Эстака) отличаются плотной компоновкой живописных масс, напряженностью хроматических гармоний, передающих витальные силы природы («Гавань в Антверпене. иск-ва, Париж). Он заключался в разделении целостных объемов форм и плоскостей на более мелкие части.
По свидетельству Фернанды Оливье, тогдашней подруги Пикассо, он воскликнул: «Своей живописью ты, очевидно, хочешь дать нам почувствовать, что мы съели паклю или выпили керосина». Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). С 1947 г. здоровье его сильно ослабевает, однако в 1949 г. он начинает работу над созданием серии картин «Мастерские».
В 1949-56 годах была создана серия «Мастерских» картин, состоящая из восьми крупномасштабных полотен. С 1930-хгг.
музей совр. В этих обстоятельствах в начале 1902года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван «голубым». Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942). С 1931 года Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже изредка совершая поездки в другие европейские страны.
Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937). Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). Пикассо и Брак используют реалистически изображенные детали в качестве стимулов, вызывающих желаемые ассоциации. Таковы композиции «Кандагар» (1951, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Миндоро II» (1954–1956, Национальный музей современного искусства, Париж), «Эридан III» (1956, Институт искусств, Детройт), «Сверхновые» (1959–1961, Галерея Тейт, Лондон), «Ондо» (1960, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт»1920.
В живописи Б. периода «аналитического кубизма» (1909–11) колорит ограничен узкой гаммой серых, охристых, зелёных тонов натурные формы образуют подвижную кристаллическую структуру («Скрипка и палитра», 1909–10, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). В 1904году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Вскоре это впечатление прошло и последующие работы Брака говорят о его глубоком понимании нового направления в искусстве. Особое место в творчестве Бэкона занимает тема распятия. Именно вэтом состоит секрет необычайного воздействия на зрителя таких композиций, как «Вальс» (1912, Фонд П. Гуггенхейма, Венеция), «Бокал, скрипка и нотная тетрадь» (1913, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн), «Гитарист» (1914, Национальный музей современного искусства, Париж).
Каждое человеческое существо, по Бэкону, загоняется в эти страшные коробки против воли. Такова, например, работа «Круглый стол» (1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Художник с легкостью создавал даже иллюзию колебания поверхности холста: «Туркез-III» (1963, Городской музей, Амстердам), «Зет» (1966, Музей современного искусства, Монреаль), «Калота МС» (1967, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн). Предметы расщепляются на отдельные качества: цвет, рисунок, фактура отслаиваются от изобразительной формы, обретая автономность.
Иногда полотна, подобные «Натюрморту со стаканом и газетой» (1912 г. ), с их наложенными углами и обрезками бумаги напоминали композицию «Papiers colles». Эти пространства часто делятся точными линиями и сложными аксонометрическими построениями, а внутри этого идеально рассчитанного пространства разыгрываются трагедии и кипят взрывоподобные страсти. Созданные в период оккупации натюрморты, пронизанные трагическим мироощущением, близки по духу к классическим аллегориям Vanitas («Графин и рыбы», 1941, Париж, Национальный музей современного искусств). Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917 году.
В других портретах Бэкон намеренно делает фон и общее окружение портретируемого нейтральным для того, чтобы приковать внимание зрителя к целостному образу («Эскиз портрета Д. Эдвардса», 1988). Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). К началу 1910-х годов полностью сформировался художественный стиль Нольде. Попробуйте и посмотрите: теперь изображение имеет устремленность по линии горизонтали. С 1931 Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже изредка совершая поездки в другие европейские страны. В начале 1-й мировой войны Брак был мобилизован и в мае 1915 года ранен в голову. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914).
Самостоятельной темой живописи Брака 1950-х годов становится образ птицы в полёте (роспись плафона в зале этрусского искусства в Лувре, 1953 год «Чёрные птицы», 1956-1957 годы, Фонд Маг, Сен-Поль-де-Ванс и др. ). Впервые за пять столетий эти художники радикально изменили восприятие искусства. Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). При создании «Скрипки и палитры» Брак применил метод, который впоследствии получил название «аналитический кубизм».
Материальное не сходится с духом. На заднем плане художник изображает зловещих палачей, одновременно напоминающих тайных соглядатаев, членов мафии или чиновников, которые бесстрастно протоколируют преступление, что равнозначно совершению приговора: «Три эскиза распятия» (1962, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Распятие» (1965, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен). Графические и чисто визуальные знаки в композициях Брака вступают в сложные взаимоотношения друг с другом, они перестраиваются и создают причудливые пластические и смысловые комбинации («Вальс», 1912, Фонд П. Гуггенхейм, Венеция «Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн). С 1912 по 1914 год продолжается период «синтетического кубизма». Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера). Лишь в 1939 году появился трагический и даже пророческий натюрморт в манере Vanitas (Центр Помпиду), где на крышке стола изображены череп, крест и четки. Однако это – отнюдь не любование, апротест против уродливого и чуждого ему мира.
Свой новый метод художник использовал не только на полотнах, но и на листах бумаги, компонуя и пробуя различные техники коллажа («Ария Баха», 1912–1913, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж). Под впечатлением работ Пикассо он решил заниматься живописью. Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера).
Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921). Таковыми были картины «Круглый стол» (1922), «Буфет» (1920). В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему. С конца 1910-х годов он работал большими сериями или циклами, варьируя один и тот же мотив («Натюрморты на круглом столе», 1918 – 1942 «Камины», 1922 – 1927 «Биллиарды», 1944 – 1952). В академии Эмбера Брак познакомился с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа.
За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Помимо этого в конце 20-х гг. Контуры предметов в его картинах стали четче, а сами предметы узнаваемее. С годами мастер все чаще начинает использовать пастель — одну из любимых своих техник.
Как бы ни был красив голос, физиология пожирает дух. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). Для нее было построено отдельное крыло. В этих работах художник прибегает к помощи коллажа.
Самостоят. Картины Брака представлены в лучших музеях Европы и США. Настоящий анархист и разрушитель общественных основ, он открыто демонстрировал свою оппозиционность и брутальность по отношению к общественному мнению. Устрашающий и калечащий человеческое существо мир показан на полотне «Три урока арифметики у подножия креста», где обрубок человеческого тела с оскаленным ртом насажен на конструкцию, напоминающую циркуль. И тем самым этот натюрморт имеет развитие во времени. Под влиянием посмертной выставки П. Сезанна (1907) Б. (вместе с П. Пикассо) стал основоположником нового худож. направления– кубизма.
Его произведения периода «синтетического кубизма» (1912-14 годы) выстраиваются из элементов разнотипных знаковых систем, в картины включается коллаж изображение предметов сопровождается графическими обозначениями (цифры, ноты, буквенные надписи): «Композиция» (или «Вальс», 1912 год, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн), «Гитаристка» (1913 год, Национальный музей современного искусства, Париж) и др. Изобретенный им метод художник осваивал и в коллажах исполненных на бумаге («Ария Баха», 1912–1913, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж).
В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов). Некоторые специалисты, правда, считают, что термин «синтетический кубизм» можно применять к искусству Жоржа Брака «лишь с оговоркой». В сериях «Биллиарды» (1944–52) и «Мастерские» (1949–56) статичный мотив обретает драматич. Кроме того, Бэкона очень увлекла художественная манера сюрреалистов. Они важны только в том случае, когда гармонически соотносятся друг с другом и со мной.
И еще — категория времени. В мае 1915 года он был ранен в голову. Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Так, стилевые особенности Ван Гога, вчастности его густой насыщенный мазок и неистовость общего настроения, запечатлела композиция «Эскиз портрета Ван Гога III». В нач.
темой живописи Б. 1950-хгг. Могила Жоржа Брака находится на кладбище Варенжвиль-сюр-Мер. С 1912 по 1914 год продолжается период «синтетического кубизма».
Эти работы проникнуты скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния («Женщина с мандолиной», 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Пасьянс», 1942, Лозанна, частное собрание). На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). Но если на картине присутствует только вышеупомянутая схема, невозможно понимать ее как «изображение» внешнего мира – зритель только и увидит, что плоскости, цилиндры, кубы и т. п. В 1925 году Вламинк приобрел дом в Рюэй-ля-Гадельер. И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Это явилось основой для появления в 1912 г. работы «Papiers colles» («Наклеенные бумажки»).
Там он и прожил до конца жизни изображая главным образом сельские пейзажи. Мотивы, методы и приемы этих художников он использовал в своих натюрмортах, пейзажах, композициях с человеческими фигурами («Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935, собрание П. Леви, Франция «Натюрморт», 1939, галерея П. Матисса, Нью-Йорк «Мрачный пейзаж», ок. При этом художник старался как можно точнее передать внутренние особенности своей модели. традиции рационально-гармоничной формы, Б. рассматривал живописное полотно как зрительный эквивалент муз. Визуальные знаки разных регистров зрительно перестраиваются, вступают в сложную игру пластических отношений и мгновенных образно-смысловых комбинаций («Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Кельн, Музей Людвига «Стол музыканта», 1913, Базель, Художественный музей «Гитарист», 1914, Париж, Национальный музей современного искусства). С началом Первой мировой войны Брак был отправлен на фронт и в мае 1915 получил ранение в голову. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956).
1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Под впечатлением работ Пикассо он решил заниматься живописью.
В то же время здесь уже нет излюбленных круглящихся линий все больше становится колючих, прямых, острых силуэтов («Хлеб», Центр Помпиду «Черные рыбы», Центр Помпиду «Кухонный стол», частное собрание). С 1930-х годов Брак обращается к композициям с человеческими фигурами в интерьере («Женщина с мандолиной», 1937 год, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). Эти натюрморты созданы с использованием сдержанной коричневой и зеленой цветовой гаммы. Мачта», 1906, Базель, Галерея Бейелер «Пейзаж в Эстаке», 1906, Париж, Национальный музей современного искусства). В 1929 году художник написал книгу воспоминаний «Опасный поворот», в которой отразилась вся его личность, по-детски открытая, прямодушная и импульсивная.
работал большими сериями, стремясь к исчерпывающему выявлению пластич. Таковы картины «Скрипка и палитра» (1909–1910, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Женщина с мандолиной» (1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен), «Натюрморт со скрипкой» (1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Особое место в творчестве Бэкона занимает тема распятия. Колористическая гамма Брака становится более светлой.
В ней гармонично сочетаются такие фигуры, как треугольники, овалы, квадраты. Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917. Они также овеяны настроением тревоги и таинственности.
Учился в гаврской Школе изящных искусств (1897 – 1899), затем в Париже в академии Эмбера и в Школе изящных искусств (1902 – 190З). Планы колеблются в диапазоне малой глубины, поверхности колышутся, возбуждая почти тактильное ощущение пространственных интервалов. С 1931 Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже изредка совершая поездки в другие европейские страны. Фрэнсис Бэкон родился в Дублине. Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Они составили важную часть сегодняшнего собрания Музея Гуггенхайма.
Бэкон очень любил жанр портрета. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). Здесь он создает множество интерьеров, композиций, показывающих мастерскую.
М. У. Тёрнера, Матисс начинает применять более насыщенные краски. Трагическое мироощущение чувствуется в его натюрмортах, которые близки по настроению и духу классическим аллегориям («Графин и рыбы», 1941, Национальный музей современного искусства, Париж «Натюрморт с лестницей», 1943, частное собрание). Брак родился в семье маляра.
На данном этапе «реальные» объекты Брака начинают играть особенную роль в кубистических произведениях. В сериях «Биллиарды» (1944-52 годы) и «Мастерские» (1949-56 годы) статичный мотив обретает драматическую выразительность и монументальность. «Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. Во-первых, возникал вопрос, насколько далеко они ушли от «имитации» – для формирования объекта они, как это было принято и ранее использовали светотень и другие известные приемы. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1960 году в творчестве Вазарелли закончился черно-белый период.
Эти полотна были отвергнуты как несоответствующие данному направлению, они были «недостаточно сюрреалистическими». Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917. Эти полотна были отвергнуты как несоответствующие данному направлению, они были «недостаточно сюрреалистическими». С конца 1910-х годов работал большими сериями, стремясь к исчерпывающему выявлению пластических возможностей избранного мотива («Натюрморты на круглом столе», 1918-42 годы «Камины», 1922-27 годы).
Особенно интересна серия «Биллиард», созданная в это время. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. Художественные планы располагаются в основном в параллельной плоскости они тесно сближены. Гавань» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Старый мост в Кане» (1910, Национальная галерея, Вашингтон), «Натюрморт на столе» (1910, Музей современного искусства, Париж), «Стол и стулья» (ок. Сюда вошли восемь больших полотен в жанре натюрморта. Таков, например, натюрморт «Круглый стол» (1929 г. ), в котором спокойно звучат крупные цветовые плоскости.
Именно в этом состоит секрет необычайного воздействия на зрителя таких композиций, как «Вальс» (1912, Фонд П. Гуггенхейма, Венеция), «Бокал, скрипка и нотная тетрадь» (1913, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн), «Гитарист» (1914, Национальный музей современного искусства, Париж). В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо». Тогда же в Лувре была организована ретроспектива работ художника.
В последующие годы в тесном сотрудничестве двух художников был выработан новый метод, положивший начало направлению кубизма. По Делакруа» (1955) «Менины. В годы войны художник писал серьезные произведения, в какой-то мере отражающие важность исторического момента («Кухонный стол», 1942 г. ). Он писал оригинальные пейзажи (Антверпенские и Гаврские гавани, ландшафты Эстака), отличающиеся плотной композицией, напряженной цветовой гармонией, передачей жизненных сил природы (1906).
А натюрморты художника написаны в богатой живописной, «почти барочной» манере. Построенные на тонких гармониях цвета, полотна этого периода удивляют богатством декоративных красочных сочетаний («Натюрморт с мраморным столом», 1925 г. «Чаша с фруктами и салфетки», 1929 г. ). По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве. В 1949—19 годах Брак создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества.
Натюрморты с атрибутами искусств, размещенные в обширных пространствах, наделены свойствами монументальности. С детства наблюдая, как изменяется пространство с помощью красок, подросток решил пойти дальше отца и поступил учиться в Гаврскую Школу изящных искусств (1897 – 1899 гг. ), потом поехал в Париж, в академию Эмбера и в столичную Школу изящных искусств (1902 – 1903 гг. ). Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). Страница нот приколота булавкой к стене.
В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга («Большой плуг», 1960, Париж, Галерея Мэг «Лодка», 1960, частное собрание). иск-ва, Париж) и др. Знакомство с Полем Синьяком в 1904 году также повлияло на молодого мастера, создавшего несколько произведений в пуантилистской технике («Роскошь, покой и наслаждение», 1904, Национальный музей современного искусства, Париж).
По Мане» (1960). Скрипку можно распознать по S-образным эфам и обозначенным струнам. В пейзажах, написанных в 1909 г. в Нормандии и Ла Рош Гийоне, художник в некоторой мере использовал манеру живописи Сезанна, а точнее, его «переходы», которые «выравнивают свет и расчленяют объемы на мозаику планов, развернутых к зрителю». А если повернуть натюрморт Брака горизонтально.
Учился в гаврской Школе изящных искусств (1897-99), затем в Париже в академии Эмбера и в Школе изящных искусств (1902-0З). Брак был ошеломлен этой картиной. Подготовка и строительство заняли 15 лет, было выполнено 700 эскизов, шесть комплектов рабочих чертежей. Его произведения периода«синтетического кубизма» (1912–14) выстраиваются из элементов разнотипных знаковых систем, в картины включается коллаж изображение предметов сопровождается графич.
Впечатления от увиденного преобразились в чудесные натюрморты, портреты, пейзажи, где элементы экзотики вплетены в общий декоративный строй живописи Матисса («Испанский натюрморт», 1910–1911 «Севильский натюрморт», 1910–1911, оба – в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Госпожа Матисс в манильской шали», 1911, Художественный музей, Базель «Вид из окна. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки.
Творчество Брака 1909–1911 годов называют «аналитический кубизм». Знакомство с Эдуардом Мане в 1861 буквально перевернуло жизнь Дега. В картинах того периода, среди которых все большее место занимали натюрморты, Жорж Брак изображал предметы, будто разрезанные на сверкающие грани («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910 г. ).