Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. 1537—1541 гг. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви.
Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. Его апология земной красоты и достоинства человека способствовала преодолению средневекового аскетизма и оказала влияние на развитие изобразительного искусства и литературы. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Еще до того, как капелла была украшена знаменитыми фресками, в ней стали проводить тайные совещания кардиналов, включая конклавы, приуроченные к избранию нового Папы Римского. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Но и это ещё не всё. Мировой известностью пользуется изображение перста Божьего, вдыхающего в Адама жизнь. Художник всегда говорил, что он больше скульптор, нежели художник. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы.
Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Довольный собой, он презентует идею Микеланджело, но тот лишь смеется при виде этого плода инженерной мысли. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. И в ответ услышал: «Когда смогу».
Их почти касающиеся пальцы — одно из самых распознаваемых и широко копируемых изображений в мире. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Как будто этого было недостаточно, боковые стены капеллы покрыты выдающимися ренессансными фресками других художников с изображением библейских сцен и Пап Римских.
Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Вот что значит гений.
Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Но он прогнал их всех: он умел работать только один. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса.
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. В изображении семи библейских пророков и пяти античных сивилл, сидящих на одинаковых мраморных тронах, художнику удалось избежать монотонности благодаря приданию персонажам ярких индивидуальных черт. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей.
Его дружба и покровительство — лучшее, что могло случиться с художником, скульптором, архитектором или литератором. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Папа Римский Сикст IV хотел, чтобы весь цикл иллюстрировал законность его папской власти идущей от Моисея, через Христа к Петру. А пришедший к власти папа Климент VIII в 1590 году и вовсе хотел уничтожить «Страшный суд», но его никто не поддержал и фреску сохранили. Рафаэль очень уважал мастера, признавал его безграничный талант скульптора, восхищался его великолепными фресками потолка. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев.
Правда, за их достоверность было трудно поручиться: Боттичелли, Гирландайо, Фра Диаманте, написавшие эти портреты, никакими документальными данными в большинстве случаев не располагали. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг.
Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы.
Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах.
Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16.
С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. Кристофор Ландино, комментатор Данте, раскрыл здесь перед ним глубины бессмертной «Божественной комедии», поэт и филолог Анджело Полициано учил гармонии стиха. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку.
Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров.
На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело. На следующий день он рассказал об этом своему другу Марчело де Оливейра и оба они на протяжении еще трех месяцев вместе проводили исследования. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания.
Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Все это время с ним рядом находятся его помощники. Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31.
Прошло немного времени и других художников привлекли для «прикрытия срама», они изобразили листы растений на интимных местах, добавили немного одежды и животных. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. По его мнению, это обедняло роспись.
Их росписью занималась целая плеяда знаменитых художников эпохи Возрождения – Сандро Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и, конечно же, Микеланджело Буонарроти. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся.
Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Главным был второй ярус. Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Вероятно, Микеланджело помогали несколько человек, которые выполняли архитектурные имитации и фигурки путти22.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». Однако следующий Папа Павел III от идеи создания фрески не отказался и маэстро таки пришлось удовлетворить запрос Ватикана.
В миру его называли кардиналом смерти. И эти опасения не были беспочвенными. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный.
Да он и был, собственно, этим узником, невидимой цепью прикованным к своей работе. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники.
Большие паруса поддерживают свод. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта. На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы).
Фреска разбила священнослужителей на два лагеря – сторонников и противников. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Проект новой капеллы задумывался как небольшая крепость и создал его флорентийский зодчий Баччо Понтелли.
Варфоломея (На фреске Св. Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение.
Снизу их не видно из-за выступов карниза. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999).
Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. Для изображения текстурированных поверхностей, таких как волосы на лице или структура дерева, он использовал широкую кисть с редкой щетиной. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца. Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология.
2. Второй этаж – основной. Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. А в простенках между окнами были помещены портреты пап. К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. Помилование мог даровать только Понтифик.
Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы.
Когда-то он знал это помещение так же хорошо, как узник свою камеру. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку.
Проект серьезно повредил зрение художника. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Заделать их будет невозможно.
Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». «Вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком», – твердил Буонарроти. Художественного полотна, сравнимого с ней по своей красоте и эпическому размаху, Вы не встретите больше нигде. Вначале, правда, у него были помощники — пять художников и среди них его друг Граначчи.
IX, ст. Да, незадача.
Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Но упс, мостки не могут быть прибиты к воздуху, в подвешенном состоянии они имеют свойство раскачиваться. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком.
Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Когда кто-либо из присутствующих получает большинство в две трети плюс один голос, он провозглашается папой. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы.
Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Созданная Микеланджело фреска «Страшный суд» – самое впечатляющее и драматичное отображение этой темы в истории искусства. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.
Длина изображения почти полтора метра. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом.
IV). В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Только Иоанн Павел II в 1994 году смог поставить точку в споре богословов и искусствоведов.
В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции.
Итак, 1471 год. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Однако предложение папы мастер воспринял как вызов и взялся за работу. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
Поза, мол, у них слишком неприличная. Шедевры, которые более пятисот лет изумляют многие поколения, можно увидеть и сегодня, посетив Музеи Ватикана.
Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Ни в Европе, ни в восточных странах. Но предложение папы было воспринято гением как некое испытание, он принялся за дело. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы».
Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки.
Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. Начиная с 1492 года простое кирпичное здание собирает кардиналов, голосующих за нового Папу Римского.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем.
Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»).
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58.
И для того были веские причины. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10.
У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении. Только ответить своим искусством.
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Художники старались, работали усердно и вдохновенно, но когда Микеланджело увидел результат их работы, он понял, насколько они далеки от его замысла и, как свидетельствует Вазари, выгнал их вон и перестал принимать у себя дома. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. И это можно понять по его последним фрескам.
10. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов.
Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. Он велел прикрыть ее, написав поверх обнаженных фигур одежды.
В более поздних годах разделительный экран был перемещен, чтобы уменьшить неф и увеличить пресвитерий. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. А вот сам мастер оказался не очень довольным. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело.
Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги.
Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Что мог Микеланджело. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим.
После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы».
Камин капеллы напрямую связан с трубой, которая дает миру знать результаты выборов. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. Сикстинская Капелла имеет три этажа.
Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Некоторые считают, что слишком много воображения. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной.
Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. Только при недавно законченной реставрации некоторые дополнения были удалены. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка.
Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. В 1487 – 1488 годах художник имел возможность ознакомиться с техникой работы над фреской в мастерской Гирландайо, работавшим в тот период над часовней церкви Санта-Марии Новеллы. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление.
Пико утверждал, что каждый человек соединяет в себе земное, животное и Божественное начала. В 1508 году Микеланджело брал на себя обязанности написать Иисуса над парадным входом, его апостолов в двенадцати треугольниках по краям потолка, а центральную часть заполнить геометрическим орнаментом. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду.
По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Снаружи здание было не очень приметным. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими.
«Полагают, что мрачность этого творения отражают депрессивное состояние Микеланджело, на которого повлияли события того времени – особенно усиление протестантизма и разрушительное действие Реформации, Души, которые возносятся на небо, либо отправляются в ад, то изображены красочно и живо, то вызывают чувство омерзения. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что изображения выполнены более обобщенно, без особой детализации, но так же грандиозно и очень эффектно, как и предыдущие. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18.
Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами.
Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. На тот момент – Павел III. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Результатом стало великолепное произведение искусства и то что Микеланджело больше всего ненавидел стало его самой известной работой. Микеланджело попросили нарисовать Двенадцать Апостолов и несколько украшений на потолке часовни.
С четырнадцати лет находился он в центре флорентийской культуры, обучаясь и творя в «Садах» Лоренцо Медичи, в художественной школе для одаренных мальчиков. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. Своим оппонентам Микеланджело отомстил очень творчески – изобразил одно из них Бьяджо да Чезена с ослиными ушами. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797.
Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро).
Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года. После длительной работы в таких условиях Микеланджело долгое время мог читать только держа текст высоко над головой.
До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Они же являются авторами кафедры хоров. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи.
В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482.
Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. В них художник изобразил многочисленных предков Христа.
Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого». Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись.
Место конклава. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно.
Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Он учился мыслить широко, жить работой, видеть правду.
Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета. Представленная мастером тема росписи раскрывает неизбежную судьбу каждого человека в этом мире, над которым Бог является абсолютным судьей и арбитром.
Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо. Герои были обнажены и это не все восприняли с восторгом. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх.
Художник говорил, что у него «вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком». (Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах.
Шедевр Микеланджело оказался очень эластичным. Потолок Сикстинской капеллы замечательно сохранился за эти пять веков с момента завершения. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний.
В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря капеллы. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. В центре многофигурной композиции (примерно четыреста фигур) на троне восседает Высший Судия – Иисус Христос, рядом с ним – Мария и святые.
Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. Фрески на стенах длиной около 40 м появились одновременно с капеллой – при Сиксте IV. Но на первом плане не телесные муки проклятых, а их ужас и внутренние страдания.
Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода.
Вот только к росписи зала Большого совета Микеланджело так и не приступил, продолжая творить скульптуры. Память об этом событии живет во мне до сих пор. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы.
И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками.
Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства. Только в июне 1511 года папа возвратился в Рим и заставил демонтировать настилы, чтобы увидеть результат11. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо. Стены второго этажа прорезаны большими окнами.
Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Работа над Сикстинской капеллой была так неприятна, что Микеланджело написал стихотворение о своем страдании. В 1509 все более и более разочарованный Микеланджело рассказал о своем физическом напряжении другу Джованни да Пистойе.
Но внутри Сикстинская капелла была красива. Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса.
Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Но, не тут-то было. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1.
Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
здесь). «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Однако позднее папа Павел IV увидел эту потрясающую картину по-иному и счел наготу фигур «сущим Вавилоном». Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска.
«Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. В конце концов, папа был не особо доволен незначительным количеством золотого и синего цветов на потолке. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Как то вопросы финансирования. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя».
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». Однако, как показала реставрация, законченная в 1994 году, колористическое решение цикла с яркими и сильными цветами предвосхитило находки лучших мастеров маньеризма. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Но заказ есть заказ. Только один маленький компонент отсутствует: часть неба в группе изображающей спасение Ноя во время библейского наводнения. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33.
Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. Такой поступок, конечно, нанес ущерб и фреске и самолюбию гения.
Персонажи не просматриваются на такой высоте. Высота капеллы— 20 метров. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Трудности работе добавляло освещение: дневной свет, проникавший через окна и настил, дополнялся неоднородным светом свечей и ламп.
Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. Объяснение напрашивается само собой. Прим. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия.
15.
Карафа был патологически жесток. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда».
Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. «Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он. Кардинал смерти сделал блестящую карьеру и впоследствии, к полнейшему ужасу римлян, взошел на престол в качестве Папы Римского Павла IV. Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане.
Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Но несравненный скульптор, художник, архитектор и поэт оставил после себя созвездие изумительный творений. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь.
Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Он больше похож на Геракла или Аполлона.
Чтобы покрывать фресками потолок, Микеланджело построил специальные строительные леса – платформу деревянных досок, крепящихся к основам, в свою очередь закрепленным в стенах, на высоте окон. Папский приказ гласил: прежде всего, приступить к росписи в Сикстинской капелле. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена.
И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески.