Среди работ художника было немало видов в окрестностях Рима. С переездом в Неаполь для Щедрина началась едва ли не самая светлая полоса его жизни. На балконах женщины развешивают цветное белье и оно слегка колышется от дуновения ветра. «Веранда, обвитая виноградом» (1828) написана в зрелый период творчества мастера, когда он, освоив тонкую гамму холодных и светлых тонов, вновь возвращается к ярким и сильным краскам. Тут мелко, всего несколько метров и видно, как на покрытых водорослями камнях дрожит и пляшет черно-зеленая тень лодки и кажется, будто она повисла в какой-то прозрачной, мутно-зеленой среде. Но как драгоценно его наследие.
В картинах Малая гавань в Сорренто, На острове Капри (см. В Риме, полном памяти о великом прошлом, художник оставался недолго. О художественных вкусах Петра I пишет немецкий художник Якоб Штелин (1709–1785) в своей книге «Любопытные и достопамятные сказания о императоре Петре Великом». Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг. ) произвела на современников огромное впечатление. Впейзаже Щедрина образ Вечного города одновременно величественный иинтимный.
Когда срок пенсионерства кончился, Щедрин не уехал из Италии. Замок Св. Художник-романтик увидел древний город по-новому. Благодаря такой монументальности самые обычные сцены (крестьянки обедают, мальчик ловит рыбу) становятся значительными. Здесь писались и некоторые его Террасы и Веранды. В отличие от мастеров прошлого, Щедрин уделял особое внимание живописным этюдам с натуры, не ограничиваясь карандашными набросками.
Работал в Риме как пенсионер Академии (с 1818), совершая поездки в Неаполь, где окончательно поселился в 1825. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Лебедев отказался от академических приемов создания картины. Романтическая поэтика мастера усложняется в поздних Гаванях в Сорренто (1828–1830) и Лунных ночах в Неаполе (1828–1829), в особенности в последних, где цветосветовые эффекты обретают зыбкий и тревожный драматизм. Умер Щедрин 27 октября (8 ноября) 1830 года в Сорренто.
илл. ), «Вид Сорренто близ Неаполя» (все — 1826, Третьяковская галерея, Москва) раскрывается поэтический образ природы, свето-воздушная среда передана тончайшей серебристой гаммой оттенков, жанровые мотивы растворяются в пейзаже. Здесь писались и некоторые его «Террасы» и «Веранды». На набережной. Меняется отношение к ней передовых художников.
К лучшим работам раннего периода творчества мастера можно отнести картины «Вид с Петровского острова на Тучков мост и Васильевский остров в Петербурге» (1815, Третьяковская галерея, Москва) и «Вид на Петровский остров в Петербурге» (1817, Русский музей, Санкт-Петербург). Картина «Новый Рим. Ими обычно становились наиболее живописные итальянские оборванцы.
Один из наиболее одаренных русских пейзажистов. В серии видов Нового Рима (1823— 1825) передаёт вид города в целом с его современными и древними зданиями, обычной повседневной жизнью. Бывал Щедрин и в Амальфи.
Щедрин Сильвестр Феодосиевич, русский художник пейзажист представитель романтизма. В картинах «Малая гавань в Сорренто», «На острове Капри» (см. Ангела (1824) произвела на современников огромное впечатление.
Щедрин изобразил море с рыбачьими лодками, плывущими по его спокойной поверхности и отвесные скалы, застроенные домами. 1837, Третьяковская галерея, Москва). В отличие от предшественников, пишет этюды маслом, наблюдая цветовые и световые соотношения в пейзаже (Колизей, 1819, Третьяковская галерея, Москва). Преклонение автора перед красотой природы ощущается в пейзаже «Вид окрестностей Альбано близ Рима» (1836, Третьяковская галерея, Москва). В 1827 – 1828 годах Щедрин писал виды Капри.
У живописи много жанров. Здесь же писались и некоторые его «Террасы» и «Веранды». Над проблемой колорита Щедрин работал с огромным упорством.
С 1825 года художник жил в Неаполе. Необычайное великолепие сообщает всему солнечный свет. Такой видел Щедрин благословенную природу Италии. Изображение храма и домиков маленького итальянского городка вынесено на задний план. Это началась ловля осьминогов. Выработал свой собственный тип пейзажа.
Щедрин искал мотивы для своих картин в местах, куда, по его словам, не ступала «ни одна ландшафтная нога». Учился у своего отца, затем в АХ в классе пейзажа (1800–11). Свои школы были у Рафаэля, Боттичелли и многих других художников. Постоянная работа на пленэре способствовала изменению палитры художника. Его искусство оказало влияние на формирование неаполитанской школы Позилиппо.
Художник продолжал много работать несмотря на развивающуюся тяжелую болезнь печени. Щедрин умер осенью 1830 года в Сорренто. Однако силы художника слабели и работу приходилось прерывать на многие месяцы. Правда и он начал с условно трактованных в заученной гамме «ландшафтов» изображавших английские парки со шпалерами древесных куртин, с классическими беседками и непременными фонтанами посредине. Но такие примеры скорее редкость, чем правило.
Его виды Рима поражают удивительным мастерством. В Западной Европе в Средние века существовала традиция обучения художников в монастырях. Ангела отнесены на дальний план композиции. Ангела» (1824) стала одним из первых больших полотен, написанных Щедриным за границей. В пейзаже «Берег в Сорренто с видом на остров Капри» (1826) изображён скалистый берег моря.
Но с зарождением светской живописи все меняется. Родился в семье инструментального мастера, служившего в Канцелярии от строений, руководившей застройкой Санкт-Петербурга. С наступлением эпохи Возрождения и появлением светской живописи художники стали обучаться в так называемых «ботегах» – мастерских опытных художников, которые уже были известны и признаны. Право, с нее не хочется уходить.
Давно миновал срок окончания пенсионерства, но Щедрин оттягивал возвращение в Петербург. Ощущением неги летнего полдня, мирного покоя и счастья, красоты обыденной жизни проникнута серия Террасы в Сорренто (1825—28), в ней большее место занимают жанровые мотивы и одновременно намечаются некоторая напряжённость цвета, подчёркнутая эмоциональность.
От работы к работе крепнет и совершенствуется его изумительное мастерство. Учился в Императорской Академии художеств (с 1800) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева (1806 – 1811).
Его ранние пейзажи («Колизей в Риме», «Новый Рим. Учился у своего отца, затем в АХ в классе пейзажа (1800—11). Замок св.
Его излюбленная «Марина Гранде» в Сорренто и «Пикола Марина» на Капри почти не изменили своего облика и доныне. В то же время эти картины говорят о том, что Щедрин еще не постиг до конца всех приемов передачи световоздушной среды. За деревьями открывается восхитительный вид на озеро и горы.
Щедрин сделал сравнительно мало. За картину «Вид с Петровского острова в Петербурге», написанную в 1811 году, Щедрин получил Большую золотую медаль, что дало ему право на пенсионерскую поездку в Европу. Недолгая жизнь Сильвестра Щедрина пришлась на то счастливое для русского искусства время, которое мы называем «пушкинской порой» — время, отмеченное благородным «высоким стремлением» к правде и красоте. В серии видов «Нового Рима» (1823— 1825) передаёт вид города в целом с его современными и древними зданиями, обычной повседневной жизнью. 1847), «Вид на озеро Молдино» (ок.
Хотя на всех картинах, дошедших до нас от тех лет, виден Неаполитанский залив, главное в них – не природа, а жизнь города, городской толпы. Даже самое простое в ней кажется возвышенным, вызывает удивление и восторг художника. В натурщиках мастер никогда не испытывал недостатка.
Сначала его пейзажи по классицистической традиции изображали прославленные античные памятники и исторические места, как, например, «Вид Колизея» (1822). Первое время в работах художника преобладало влияние академизма. Оказывается, что 1 мая 2007 года состоялась торжественная церемония по случаю завершения первого этапа реставрации надгробия Сильвестра Щедрина, а 2 мая 2007 года на Вилле Фиорентино в городе Сорренто (Италия) состоялось торжественное открытие выставки работ Сильвестра Щедрина из собрания Русского музея.
С 1739 года он был членом «живописной команды» при Канцелярии от строений и принимал участие в росписях Летнего, Зимнего и Аничкова дворцов. В 1800 году он поступил в Академию художеств в Петербурге. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто» (последние два в нескольких вариантах), «На острове Капри». Его первым учителем был дядя – С. Ф. Щедрин, профессор ландшафтного класса Академии. Художник детально точно передает все, что видит вокруг: деревья, лодки, предметы. Молодой рыбак в характерном красном колпаке задумчиво любуется панорамой моря.
В 1827-28 годах художник писал виды Капри. В отличие от предшественников, пишет этюды маслом, наблюдая цветовые и световые соотношения в пейзаже («Колизей», 1819, Третьяковская галерея, Москва).
Замок Св. В летние месяцы жил и работал в окрестностях Неаполя – Сорренто, Амальфи, Капри. Картина «Новый Рим. Гроты и гавани Сорренто, остров Капри, вулкан Везувий стали его любимыми темами.
Его, очевидно, уже тогда глубоко занимала не только проблема передачи воздуха, но и проблема освещения. Петра и замок Св. Каналетто. Штелин. Даже самое простое в ней кажется возвышенным, вызывает удивление и восторг художника.
Иванов, а затем Ф. Я. Художники той эпохи изображали солнечный свет золотистым или красноватым, Щедрин сделал его серебристым. «Живу на набережной Санта Лючия, на самом лучшем месте из целого Неаполя», — сообщал он в письме. Художник глубоко почувствовал особенности пейзажа Сорренто. В Италии Сильвестр Феодосиевич много работал.
В своих пейзажах Щедрин потрадиции изображал прославленные античные памятники и исторические места, как, например, в картине «Вид Колизея», написанной в 1822 году. Победоносное завершение отечественной войны 1812-го года возвеличило роль простого народа, героя-победителя вместе с интересом к его жизни и быту пробуждается интерес и к природе, которая его окружает. Мотивы ночных пейзажей найдут свое развитие в полотнах И. Айвазовского, а затем А. Куинджи. Большую роль в выборе мальчиком профессии сыграл дядя — знаменитый пейзажист, профессор Семен Федорович Щедрин, руководивший в Академии художеств пейзажным классом. Величавое, плавное течение реки «подводит» взгляд зрителя кдревнему арочному мосту исилуэту собора Св. Петра– символу величия Рима. Сначала его пейзажи по классицистической традиции изображали прославленные античные памятники и исторические места, как, например, Вид Колизея (1822).
Ангела» (1824) стала одним из первых больших полотен, написанных Щедриным за границей. Обучение происходило не революционным, а эволюционным путем. Особого живописного совершенства достиг в циклах Гавани в Сорренто (1825–1827) и Террасы в Сорренто, светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов формируют здесь мажорные образы «полуденного рая», – «рая», впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной идилличности.
Напервом плане мирно инеспешно течет повседневная жизнь горожан: они вытаскивают лодку наберег, готовятся выйти подпарусом, спешат посвоим делам Все детали пейзажа– живые, увиденные внатуре, лишенные академической условности. Работы этик пейзажистов подготовили почву для появления С. Щедрина. Но в его пейзажах пока нет индивидуального восприятия природы. И как сумел молодой русский художник по-нять и уловить его красоту) Щедрин взволнованно любит то, что он изображает.
Среди лучших его работ — эпические пейзажи «Вид на плотину» (до 1847), «Вид в имении Спасское» (ок. Потянулись «щедринские полосы» лиловатых узких облаков, с моря потянуло ветром, влажным, соленым и теплым. Картина «Новый Рим. художник отправился в Италию.
В неаполитанских пейзажах Щедрина композиции приблизились к предельному совершенству. С течением времени краски на картинах мастера стали более светлыми, даже серебристыми. В Италии начал активно работать на натуре, все более органично воплощая в картине живые пленэрные впечатления (серии Водопады в Тиволи, 1821–1823 Новый Рим, 1823–1825). Из окон квартиры открывался изумительный вид на море, горы, Везувий. В 1811 оставлен в Академии для усовершенствования. Именно к такой неоспоримой ценности я бы отнес мамину рубрику.
Картина Новый Рим. Обучение происходило легко, так как у учителя и ученика были общие корни и традиции.
В 1825 году появился еще один шедевр Щедрина — «Озеро Альбано в окрестностях Рима» (Русский музей, Санкт-Петербург). Небо в этих картинах сияет светящейся лазурью, верхушки кучевых облаков освещены солнцем. Гроты и гавани Сорренто, остров Капри, вулкан Везувий стали его любимыми темами. Замок Св. В его великолепном творчестве пейзаж сразу завоевывает подобающее ему место. За время двенадцатилетнего пребывания в Академии его главными преподавателями были М. М. Бывал он и в Амальфи.
Над проблемой колорита Щедрин работал с огромным упорством. Длительная работа на открытом воздухе изменила живопись художника. Меняется отношение к ней передовых художников.
В главе 17 этой книги имеющей название «Вкус Петра Великого к хорошим картинам», Штелин пишет: «Во время второго путешествия, предпринятого царем в 1716 и 1717 годах, показал сей монарх наиболее свою склонность и охоту к картинам. С помощью такого колорита удивительно точно переданы естественные краски итальянской природы в картине «Храм Сераписа в Поццуоли» (ок. Но Сильвестр Феодосиевич стремился писать «чистую» природу, его не слишком привлекали виды городской архитектуры.
В 1818 году Щедрин прибыл в Италию, в Рим. Художник переселился в оживленный Неаполь. В этой же канцелярии с 1732 года стал работать и сам Алексей.
Характерной является, например, картина «Вид Колизея», написанная в 1822 году. Ривьера ди Кьяйя, 1819, ГТГ). В России эти процессы происходили совершенно иначе. Но только ли в этик сторонах живописного дарования Щедрина сила воздействия его созданий. Наиболее ему нравились картины фламандского и брабантского вкуса» (Я.
Среди учеников Антропова – знаменитый художник Дмитрий Левицкий. Свет и воздух сделались героями живописи Щедрина. Сквозь листву, образующую причудливый узор, пробивается свет. Его привлекло сюда море и окружающая его природа.
Именно усадебные сады и парки были темой творчества дяди Щедрина — Семена Федоровича. Сперва писал сочиненные в мастерской, достаточно условные по цвету и пространственной композиции пейзажи (Вид с Петровского острова, 1811, Русский музей). Так же неподвижны и люди их фигуры на фоне спокойного пейзажа напоминают статуи. Петра и замок Св. Первое время в работах художника преобладало влияние академизма.
В картинах Щедрина всегда взят не только в узком смысле пейзаж его небольшие полотна, вместе с тем и жанровые картины. С 1800 по 1811 годы Сильвестр Щедрин учился в Академии художеств. Благодаря этому формировалось то, что принято теперь называть национальной школой.
С «щедринских» точек зрения обнаруживается с большой полнотой прославленная архитектура гигантского эллипса Колизея, желтые стены которого словно изъедены временем, золотой купол Петра, празднично возвышающийся вдали за Тибром, непомерно мощный мавзолей Адриана с крошечным ангелом, подчеркивающим масштабы гигантского здания. Ощущением неги летнего полдня, мирного покоя и счастья, красоты обыденной жизни проникнута серия «Террасы в Сорренто» (1825—28), в ней большее место занимают жанровые мотивы и одновременно намечаются некоторая напряжённость цвета, подчёркнутая эмоциональность. В природе разлита гармония, она полна великолепной зрелой красотой. По-моему бы, лучше я бы ей отпустил море, скалы, утесы и проч. — но быть по сему. ».
Антропов был любимцем императора Петра III и написал несколько его портретов. Картина «Новый Рим. Появившись в эпоху, когда пейзажная живопись начала только что развиваться в России, Щедрин, будучи учеником Максима Воробьева, быстро усвоил те профессиональные знания, которыми к этому времени располагали питомцы недавно учрежденной Академии художеств. Сын известного скульптора и ректора Петербургской академии художеств Ф. Ф. Щедрина. Оказывается, что 1 мая 2007 года состоялась торжественная церемония по случаю завершения первого этапа реставрации надгробия Сильвестра Щедрина, а 2 мая 2007 года на Вилле Фиорентино в городе Сорренто (Италия) состоялось торжественное открытие выставки работ Сильвестра Щедрина из собрания Русского музея.
Густые кроны мощных деревьев сплелись, закрывая от полуденного зноя дорогу, по которой идет путник. Щедрин умер осенью 1830 года в Сорренто. Позднее, когда Щедрин стал знаменит, бродяги сами являлись к его дому. И, следуя, совей цели, я наткнулся на статью: «Сильвестра Щедрина помнят в Италии».
Знаменитые памятники прошлого – собор Св. Ангела» (1824) произвела на современников огромное впечатление. В Неаполе и особенно в Сорренто расцвели все качества щедринского дарования. Мало изменился за протекшее столетие и быт итальянских рыбаков. В пейзаже «Берег в Сорренто с видом на остров Капри» (1826) изображен скалистый берег моря.
Родился в Петербурге 2 (13) февраля 1791 года. Освещенная солнцем морская поверхность вдали кажется жемчужно-голубой. Всякий раз он изменял воздух и тон картины».
Алексей Петрович Антропов (родился 25 марта 1716 года в Санкт-Петербурге, умер 23 июня 1795 года там же)– русский художник, миниатюрист, художник-портретист. Щедрин много работал. Детство художника прошло в селе Покровском близ Вышнего Волочка.
С переездом в Неаполь для Щедрина началась самая светлая полоса его жизни. Волны тихо плещутся о камни. И, следуя, совей цели, я наткнулся на статью: «Сильвестра Щедрина помнят в Италии». Многие хотели иметь эти очаровательные виды и художника просто завалили заказами. Умер Щедрин в Сорренто в 1830 году.
И это у него не субъективные намёки на случайное, мгновенно мелькнувшее, для самой природы не всегда характерное явление. Одним из первых в европейском искусстве серьезно заинтересовался проблемами пленэра. Щедрин постоянно жил в Неаполе. Тонкостью восприятия природы поражают картины «Вид Кастель-Гандольфо близ Рима» (1836, Русский музей, Санкт-Петербург) и «В парке Гуджи» (ок.
Замок св. Когда срок пребывания в качестве пенсионера подошел к концу, Щедрин не уехал из Италии. Те же цветные домишки, как гнезда стрижей прилепившиеся к серым прибрежным скалам, те же характерные фигуры в красных колпаках, те же засученные выше колен синие залатанные штаны и пропотелые рубахи из грубошерстного белого полотна, с широким, открывающим загорелую грудь воротом. Обитатели Сорренто рассказывали, что среди этих строений стоит дом поэта Торквато Тассо, автора знаменитой поэмы «Освобожденный Иерусалим». С 1825г.
Черты новой творческой манеры ясно видны в «Аричче» (1835, Третьяковская галерея, Москва). Они стремятся доказать своим творчеством, что действительно прекрасное заключается в естественной объективно существующей природе, что «облагораживания» классицизма только портят представление о ней и приводят к появлению штампованных пейзажей однообразной «красивости». Зеленые воды Тибра мутными воронками убегают вдаль.
и особенно в картинах Лунная ночь в Неаполе (1828—29, Третьяковская галерея, Москва и Русский музей, Ленинград) присутствует романтическая приподнятость, стремление к сложным световым и колористическим эффектам. Родился в Петербурге в семье скульптора Ф. Ф. Художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин известен как пейзажист. В пейзаже отсутствует прежняя условность, более свободной стала композиция.
1828, Русский музей, Санкт-Петербург). Окрестности Петербурга. Щедрина. илл. ), Вид Сорренто близ Неаполя (все — 1826, Третьяковская галерея, Москва) раскрывается поэтический образ природы, свето-воздушная среда передана тончайшей серебристой гаммой оттенков, жанровые мотивы растворяются в пейзаже. Под высокой скалой, оплетенной вьющимися растениями, где море всегда тихо, вспыхнул и замерцал яркий огонь на воде.
Сорока писал портреты и интерьеры, но наибольшего мастерства он достиг в пейзажном жанре. 1752), который работал при дворе императрицы Анны Иоанновны, а затем и Елизаветы Петровны. На берегу реки какие-то домишки, мрачно возносится к сияющему небу громада замка св. Изменилась и палитра художника, краски его пейзажей значительно посветлели.
Вечереет. В чем же заключаются основные достоинства живописных произведений Сильвестра Щедрина. В пейзажах 1828—30-х гг. Российское искусство было лишено эволюционного периода, периода вызревания. Художник много писал также в окрестностях Рима и среди этих работ выше всего ценил «Озеро Альбано».
И у этого современника мы можем и должны многому поучиться. Будучи молодым и малоизвестным художником, он посылал помощников выискивать модели.
Вернуться в Россию Щедрину помешала ранняя смерть, он умер не достигнув и сорока лет и память о нем, смешавшись с легендами о его жизни, долго была жива среди неаполитанских рыбаков и пастухов. С переездом в Неаполь для Щедрина началась самая светлая полоса его жизни. Ангела.
1847), «Рыбаки» (1847, Русский музей, Санкт-Петербург). Бывал он и в Амальфи. Война с Наполеоном задержала его выезд за границу, лишь в 1818г. По протекции фаворита императрицы Елизаветы Петровны – Ивана Шувалова – он получил место преподавателя живописи, продолжая при этом учиться портретному искусству у итальянского художника Пьетро Ротари (1707–1762), работавшего в России.
Его небольшие полотна — это подлинно новое слово, прозвучавшее решительно и смело. У живописи много жанров. Война с Наполеоном задержала его выезд за границу, лишь в 1818 г. художник отправился в Италию. Любимым художником Сильвестра в то время был итальянец Дж. Но из-за сложной военно-политической обстановки в Европе этого времени художнику удалось осуществить эту поездку лишь через несколько лет.
Вторгающиеся в пространство полотна яркие пятна (красное платье идущей по дороге женщины и алые цветы в траве) освежают этот чудесный вид. Закончил Академию с Большой золотой медалью, дававшей право на заграничную поездку. Но силы слабели и работу приходилось прерывать на многие месяцы.
В пейзаж вторгся элемент жанра – рыбаки, торговцы, гуляющие npoхожие (и среди них сам художник) изображены с сочувственной наблюдательностью и вовсе не похожи на стаффажные фигурки (Неаполь. В этих произведениях наиболее полно и ярко обнаруживается большой талант и мастерство художника, по-иовому тонко и просто воспевающего прекрасную южную природу и живущих в ней скромных тружеников.
Санта Лючия, Вид Сорренто близ Неаполя, Рыбаки у берега, Большая гавань в Сорренто, Малая гавань в Сорренто (последние два в нескольких вариантах), На острове Капри и др. Вернемся на его террасу. Предметы на картинах Сороки весомы и осязаемо материальны. Искренне и правдиво умел Щедрин отражать в своих произведениях правду жизни. Эти картины отличаются панорамностью изображения. Картина «Новый Рим.
Картину «Новый Рим» (1824, Третьяковская галерея изображающую вид Тибра с башней Святого Ангела направо и громадой собора Святого Петра вдали, Щедрин повторил восемь раз, обогащая каждый вариант новыми колористическими наблюдениями. Неаполитанские пейзажи Щедрина пользовались у зрителей огромной популярностью.
Когда срок пенсионерства кончился, Щедрин не уехал из Италии. Древнее Тирренское море Сколько легенд и преданий граничит с ним у человечества. Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг. ), произвела на современников огромное впечатление. В книге, которую вы держите в руках, содержатся избранные рассказы о творчестве и судьбах выдающихся русских живописцев, поданные с таким тонким пониманием, проникновенностью и любовью, которыми обладают далеко не многие и которые в полной мере присущи моей маме.
Щедрин много работал. Все детали — лодки, паруса, скалы, деревья — объединены гармоническим соответствием. С 1825 г. Щедрин постоянно жил в Неаполе. Писались такие полотна, как правило, с одной целью — служить «стандартным», по тогдашней моде, элементом украшения интерьеров дворцов и особняков.
Сын известного скульптора и ректора Петербургской академии художеств Ф. Ф. Щедрина. и особенно в картинах «Лунная ночь в Неаполе» (1828—29, Третьяковская галерея, Москва и Русский музей, Ленинград) присутствует романтическая приподнятость, стремление к сложным световым и колористическим эффектам. Он появляется в XVIII веке в виде изображений Петербурга и новых императорских загородных резиденций в Царском Селе, Гатчине, Павловске. В пейзажах 1828—30-х гг. К периоду пребывания Щедрина в Неаполе и Сорренто относится создание им ряда замечательных морских пейзажей. Такова ранняя картина «Гумно» (1843), очень реалистично передающая человеческие фигуры и все детали изображения.
В 1827—1828 годах Щедрин писал виды Капри. В природе разлита гармония, она полна великолепной зрелой красотой. У скал оно светло-коричневое, а там, где на него падает тень, — зеленое. Вот таким образом страна с великими традициями иконописи, с замечательными иконописными школами – Владимирской, Суздальской, Московской, Киевской, – страна, давшая миру великих иконописцев Андрея Рублева и Дионисия, оказалась в положении ученика, который должен смотреть на Запад и учиться искусству там. Своей эпичностью его живопись напоминает повествование крестьянских сказителей.
Он также учился портретной живописи у французского художника Луи Каравака (ум. Среди работ Щедрина было немало видов в окрестностях Рима. Вернее истоки похожи, ведь в Древней Руси обучение иконописцев также происходило при монастырях, где опытные мастера передавали свои знания ученикам. 1820-е годы заполнены неустанным трудом широкая известность Щедрина доставляла ему много заказов. Художник-романтик увидел древний город по-новому. «Веранда, обвитая виноградом» (1828) написана в зрелый период творчества мастера, когда он, освоив тонкую гамму холодных и светлых тонов, вновь возвращается к ярким и сильным краскам.
Одной из самых красивых неаполитанских набережных художник посвятил полную поэтического очарования картину «Набережная Санта-Лючия в Неаполе» (1820-е, Русский музей, Санкт-Петербург). Лебедев мастерски передает освещение. В Италии он остался до конца своих дней. Такая ситуация просуществовала вплоть до открытия Академии художеств, которое произошло лишь в 1757 году, то есть спустя два столетия после открытия первого подобного заведения в Италии (первой итальянской Академией художеств считается Флорентийская академия изящных искусств – Accademia di Belle Arti di Firenze, основанная в 1563 году).
Словно все в природе обернулось художнику своей праздничной стороной. Гатчина. В летнее время Щедрин работал в Сорренто. Дядя — известный в 18 столетии пейзажист — Семён Фёдорович Щедрин.
Дело в том, что он пишет не только пейзаж в узком смысле этого слова. Но силы слабели и работу приходилось прерывать на многие месяцы. А в 1716 году первые русские художники отправились в Европу учиться мастерству живописи, в их числе Андрей Матвеев (1701–1739), служивший впоследствии в Канцелярии от строений, где работал и Петр Антропов – отец Алексея Антропова, – и сам Алексей Антропов. Из этих картин выше всего художник ценил «Озеро Альбано» (не позднее 1825). Картину «Новый Рим» (1824, Третьяковская галерея изображающую вид Тибра с башней Святого Ангела направо и громадой собора Святого Петра вдали, Щедрин повторил восемь раз, обогащая каждый вариант новыми колористическими наблюдениями. Закончил Академию с Большой золотой медалью, дававшей право на заграничную поездку.
Изучая местную природу, я невольно всегда думал об этой «щедринской правде». Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто» (последние два в нескольких вариантах), «На острове Капри» и др. От созерцания живой натуры память уводит к воспоминаниям одна за другой проходят передо мной его картины. Ангела отнесены на дальний план композиции. Щедрин создал романтический образ Италии, которая предстает в его произведениях как земной Рай, страна роскошной цветущей природы, населенная счастливыми, живущими в гармонии с ней людьми.
Художник не приукрашивает людей, позирующих ему, не делает грубые предметы крестьянского быта изящными. Художник много писал также в окрестностях Рима и среди этих работ выше всего ценил Озеро Альбано. Волны тихо плещутся о камни. С течением времени живописная манера Лебедева становилась все более абсолютной. Всякий раз он изменял воздух и тон картины».
«Живу на набережной Санта Лючия, на самом лучшем месте из целого Неаполя», – сообщал он в письме. Они простодушно кричали мастеру: «Напишите меня, смотрите, как я оборван, смотрите, как я запачкан». Алексеев. Знаменитые памятники прошлого – собор Св.