Диего Веласкес (Диего Родригес де Сильва Веласкес) родился 6 июня 1599 года в Севилье (Испания). Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. И вот 6 октября 1623 года севильскому идальго дону Диего де Сильва Родригецу, носившему, по андалузскому обычаю, фамилию матери – Веласкес, был вручен декрет о назначении его придворным художником короля Испании Филиппа IV Габсбурга.
Диего Родригес де Сильва Веласкес родился в 1599 г. в Андалузии, в городе Севилье. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкесродился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez.
Диего Родригес де СильваиВеласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Диего Родригес де Сильва и Веласкес (исп. Художник Диего Родригес де Сильва и Веласкес (Diego Rodrguez de Silva y Velzquez) родился в июне 1599 года в Севилье, в семье обедневшего португальского дворянина (по другой версии – крещенного еврея) Хуана де Сильва. Мане однажды назвал Диего Родригеса де Сильва и Веласкеса величайшим художником из когда-либо живших и творивших на земле, а Пабло Пикассо и Сальвадор Дали написали целую серию интерпретаций величайших полотен Веласкеса.
Он трактовал их как самостоятельные произведения – «Поклонение волхвов» (1819, Прадо, Мадрид), «Непорочное зачатие» (1618, Национальная галерея, Лондон) или помещал библейский сюжет внутри обыденной жанровой сцены – «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон). Умудренный опытом и властью седовласый Бог-отец одной рукой прижимает к себе хрустальную магическую сферу.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). В Севилье эта тема пользовалась большой популярностью.
Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Эстафета жизни передана новой жизни – мальчику. Веласкес попытался добить и взять претендента на удушающий приём, но не получилось.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Нет, ничто здесь не преувеличено, здесь не видно насмешки. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Все карлики у Веласкеса выразительны и интересны.
Несколько иную интонацию имеет картина «Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид). Боги и исторические личности решены у него не героически и возвышенно, а приземленно. Достоинства колорита сочетаются в картинах Веласкеса с ясностью и величественной простотой композиции, чувством моры. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Веласкес — один из первых мастеров валерной живописи. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Каганэ. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
За время, в которое Веласкес проделал путь от придворного живописца до гофмейстера, а затем от гардеробмейстера до администратора королевского дворца, он многое повидал. Бродяга, склонившийся над его плечом, выглядит хмельным и суровым. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Иронически посмеивается над ним юноша, жестом руки предлагая и нам, зрителям, обратить внимание на неуместный восторг мальчика. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. Бодегонес Веласкеса носили характер камерный.
А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Герои «бодегонес» колоритны, но внутренне, психологически они еще статичны.
В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда» (О. М. Персианова). К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Все идеально выписанные складки шелковой постели богини, ее бархатистая кожа, плавные изгибы тела, витиевато наброшенная на зеркало ленточка и направление отдернутой красной драпировки выстраивают композиционное построение полотна, заставляя каждый раз по-новому любоваться его красотой. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Здесь Веласкес изобразил новозаветную Троицу, возлагающую на голову Марии корону, увитую прекрасными цветами. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. На портрете Иннокентий X был изображен таким, каким художник видел его.
В. И. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Например, «Вилла Медичи в Риме. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. У Веласкеса тоже имеется подобная работа.
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Однако отражение это темно и неясно. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. Серые тона его картин переливаются множеством оттенков, черные легки и прозрачны. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»).
Другая композиция на мифологическую тему – «Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид) также имеет оригинальное авторское истолкование. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Стройный лес копий (отсюда второе название картины "Копья") создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда» (О. М.
Картины тесно связаны между собой по содержанию и символике. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Более зорким становится его глаз к внутреннему миру изображенных людей.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Павильон Ариадны» (обе 1630, Прадо, Мадрид). С ними античный бог вина Вакх и фавны. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
Здесь ему оказывает покровительство премьерминистр Оливарес. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». «1625 год. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Если вглядеться в «Портрет карлика Эль Примо» (1644, Прадо, Мадрид), то нельзя не отметить его мудрое и печальное лицо. Подобно современной литературе и театру, Веласкес изобразил столь характерных для Испании той поры деклассированных представителей общества.
Испанские искусствоведы долгое время датировали эти работы Веласкеса 1650–1651, то есть временем второго визита художника в Италию. «Картина поражает чувственностью и насыщенностью колорита. И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Эти известные персонажи выполнены не пафосно, а обыденно, в излюбленной манере художника. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины). А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Картины «Бог войны Марс» и «Эзоп» (обе – около 1640, Прадо, Мадрид) вошли в серию работ, предназначенных для украшения королевского охотничьего замка Торре де ла Парада, расположенного поблизости от Мадрида. Наряду с охотничьими портретами художник исполнял традиционные конные, достигая в них порою непосредственности и обаяния образа («Конный портрет инфанта Валтасара Карлоса», ок. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
«Трагические нотки становятся ноющей тоской, – замечает Е. О. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь.
Этот конкурс помог изменить устоявшиеся вкусы королевского двора, отказаться от приверженности старому стилю живописи и проникнуться новой игрой красок. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Казалось бы, что перед нами типичная бытовая картина, если бы не присутствие античного бога в сияющем одеянии.
Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Известно, что Эль Примо был образован и, помимо своих шутовских обязанностей, нес службу в королевской канцелярии, вот таким образом Веласкес изобразил его с книгами.
Согласно установочному принципу учителя все искусство живописца в рисунке, Диего много рисует. Мадонна Мурильо – это прелестная девушка, юная, грациозная и целомудренная. Таким образом творец выразил почтение испанской монархии, легко подминающей под себя не только отдельных людей, но и любые территории.
Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Известно несколько самостоятельных пейзажных этюдов Веласкеса изображающих живописные уголки парка Медичи в предместьях Рима.
Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. В средневековой кузнице вместо циклопов работают крепкие мужчины в набедренных повязках. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. «Непорочное зачатие» и «Иоанн Евангелист на острове Патмос» – картины парные.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Прямые лучи солнца на юношу говорят о полудне жизни. Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и, плюс к тому, что его спутником был генерал — всё это вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь.
Рыба веры, плод зрелости, наследство старика (хлеб, вино) юности – его опыт, знания, мастерство. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. Уже 6 октября 1623 он был назначен придворным художником испанского монарха. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии.
Он выносит действие на природу, отчего ровнее становится освещение, богаче сверкают краски. Начинается довольно длинный ряд "Распятий".
Каганэ. Первые известные произведения живописца отображали обыденную жизнь многочисленных ремесленников, подмастерьев и кухарок, занятых разговорами, уборкой или приготовлением нищи. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. – Это показывает уже одно только рассмотрение репертуара сюжетов. Исчезают глухие темные тени, резкие линии, серебристый свет и воздух окутывают фигуры. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. И портрет удался. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. С неё было сразу же сделано несколько копий. Лицо восседающего Иисуса сосредоточено и торжественно.
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Стройный лес копий (отсюда второе название картины "Копья") создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда (О. М.
Построение композиции и сложнейшее решение света, проникающего в помещение через дверь в задней стене и вторую дверь и окно в правой его части, создает не только необычайно убедительное ощущение реального пространства, но словно втягивают в него зрителя, стоящего перед картиной. В нем вместилась вся горькая и счастливая участь молодой женщины, подобно легендарным Вирсавии и Данае, озаренной любовью стареющего гения – тоже в своем роде царя и бога, только от живописи.
– Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. С неё было сразу же сделано немало копий. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин.
Две миловидные фрейлины развлекают ее. В «Портрете инфанта Валтасара Карлоса с карликом» (1631, Музей изящных искусств, Бостон) изображен маленький принц в красивом, расшитом золотом костюмчике и перекинутой через плечо ливрее. Самым известным полотном, написанным мастером для монастыря, является «Распятый Христос» (около 1632, Прадо, Мадрид), в котором художник намеренно придал образу Иисуса максимально реалистическую и психологическую окраску. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). При всем кажущемся общем довольстве и веселье у него грустный и усталый взгляд.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Летом 1623 Веласкес предпринял вторую поездку в Мадрид.
Недаром на работу Веласкеса стекались смотреть художники со всех концов Рима. В бродягах, овеянных вольным духом полей, с их удалью и широтой характеров подмечено что-то стихийное, природное, значительное — граница между возвышенным и низменным художником как бы стирается.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Но кувшин несет в себе и смысловую нагрузку. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
И здесь мастер остался верен себе. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. 1630-е и 1640-е гг. — время расцвета портретного искусства Веласкеса. По разрешению короля и, возможно, совету Рубенса, вместе с известным полководцем Амбросио Спинолой Веласкес посещает соседний полуостров, где он копирует картины и фрески именитых мастеров, знакомится с античной скульптурой и творчеством своих современников.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Ее легкая фигурка в белом и голубом одеянии возносится на луне к облакам ("Вознесение Мадонны", 1670–1680). Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. В. И.
Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Существует легенда, что для этой работы ему позировала итальянская художница Фламиния Тривио. Ему удалось установить прочные контакты при дворе Филиппа IV. Вторая встреча между Кейном Веласкесом и Антонио Сильвой на UFC 160 завершилась ещё скоротечней первой. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Иннокентий X был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало. Бодегонес Веласкеса носили характер камерный. «Реализм мастера выступает здесь с поразительной силой и глубиной.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом.
Точно переданы приметы местности, следы недавних битв. Веласкес писал портреты-картины с пейзажным фоном, воспроизводившим воздушную глубину, мягкий серебристый свет, окутывающий фигуру, придает позам портретируемых большую элегантность, естественность («Портрет инфанта Фердинанда», ок. Резкие мазки светотени в обоих этюдах навевают легкую романтичную грусть. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов.
Художник решил покинуть дворец и, получив королевское благоволение исполненный решимости поработать над пейзажами, уехал в Италию. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения.
Бытовой жанр приобретает новое звучание. Она готовит пищу (рыбы – символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Маннеринг). Впоследствии оно только увеличивалось. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа.
1625 год. Над подобным типом портретов, называемых «dos truhanes», в разное время работали все придворные художники. Он выносит действие на природу, отчего ровнее становится освещение, богаче сверкают краски.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Одна из лучших работ такого рода «Мальчик с собакой». Веласкес Диего, великий испанский художник. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета.
Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Испанская живопись достигает вершины в творчестве Диего Родригес де Сильва Веласкеса (1599—1660), одного из величайших реалистов европейского искусства. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Нередко они рисовали шутов и на парадных портретах вместе с хозяевами.
Кузнецы с недоумением смотрят на неожиданно появившегося в золотом ореоле рыжеволосого Аполлона в античной тоге и с лавровым венком на голове. «1625 год. Раздольская. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Однако сюжет Веласкесом трактован абсолютно иначе. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Художник специально выделил светотенью округлые контуры рядом стоящего кувшина и четко прорисовал изящность прозрачного сосуда, на дне которого заметен плод инжира, который не только придает воде особый вкус, но и является эротическим символом.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. В этот момент судья принял странное решение остановить бой. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Все эти картины вскоре украсили стены дворца.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Сильва сразу же опротестовал это решение, но его поражение уже было фактом. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.
Минуту после начала боя «Бигфут» двинулся вперёд и оказался на настиле после встречного удара чемпиона. Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм. В испанской живописи XVI века сложилась традиция изображения карликов и уродцев.
Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Каждый из них держится по-своему – в соответствии с возрастом. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Испания находилась в упадке и это не могло не отражаться на подданных Филиппа IV.
Можно представить бурю негодования мощного бога огня и железа. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Такая поездка значительно расширила кругозор Диего и способствовала совершенствованию мастерства.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Свет падает от нас слева, прямо в лицо молодому человеку. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. – Жизнь города, его типы и нравы попрежнему интересовали Веласкеса.
Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. Но, все-таки, эти герои лишены оттенка вульгарности.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. – И в свете подобного толкования особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Раздольская.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Спаситель изображен на кресте в спокойной, лишенной надрыва позе. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.
К сожалению, до настоящего времени работы не сохранились, за исключением одной. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Их отличает непосредственное восприятие жизни, свободная манера письма и ясность форм.
Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Каганэ. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Пребывание в мировой столице империи Габсбургов способствовали расширению жизненного и художественного кругозора. Виртуозный мазок разнообразен. Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков».
Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. – Жизнь города, его типы и нравы попрежнему интересовали Веласкеса. Среди них – античный бог Вакх со своим фавном. Бодегонес Веласкеса носили характер камерный. Живые лица, простота и выразительность самого замысла, мастерство выражения вещей (стол, покрытый смятой скатертью, «натюрморт», находящийся на нем, одежда и оружие, висящие на стене в глубине) говорят о живом восприятии действительности, о реалистической направленности, свойственной таланту Веласкеса.
А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных. Никакого негодования и возмущения на его лице нет – только удивление и сомнение. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Жизнь в королевском дворце с его сложным лабиринтом многочисленных сумрачных комнат, роскошно украшенных великолепными произведениями искусства, чрезвычайно расширила художественный кругозор живописца. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
В "Благовещении" образы, сохраняя земной характер, вместе с тем идеализируются художником Один из центральных образов в творчестве Мурильо – мадонна "Непорочного зачатия". Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала.
Многосторонне образованный педагог не только помог юноше как можно полнее раскрыть свои художественные способности, но и войти в высшие круги общества, а в дальнейшем устроил ему протекцию. В те времена женщины достаточно редко занимались живописью. Впоследствии оно только увеличивалось. Свет на правую часть лица старика говорит о закате жизни.
1635 г., Мадрид, Прадо). Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа.
Его можно рассматривать как завещание Рембрандтачеловека и Рембрандтахудожника. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. «Картиной создания картины назвал ее один из исследователей, – замечает В. И.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Таким образом, фигура Иисуса воспринимается как стена, отделяющая мир от тьмы. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. 1617 г., Ленинград, Эрмитаж «Водонос», ок. В ранний период творчества (1617—1621) он был близок к караваджизму, обратился к распространенной в Испании жанровой живописи — «бодегонес» изображая незатейливые сцены жизни простых людей в повседневной обстановке бедных темных харчевой, в кухнях, среди скромной утвари и скудных завтраков, скупо характеризующих суровую красоту народного быта. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). В этих картинах Веласкес предстает мистическим художником. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц.
Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании. Бодегонес Веласкеса носили характер камерный. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. Однако божественного и мифологического в картине очень мало. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Каганэ. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены.
Они были созданы одновременно вскоре после того, как Веласкес завершил свое обучение у Франсиско Пачеко и предназначались для севильского монастыря Кармелитас Кальсадас (впоследствии разрушенного)., которые впоследствии стали классическими – Слишком правдиво. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. В. И. При этом популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Всех шутов и уродцев художник писал очень правдиво, без прикрас и с глубокой симпатией. Персианова). Персианова). Ваганова. «Корпорация амстердамских стрелков в 1642 году заказала Рембрандту групповой портрет членов гильдии. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой.
В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Фасад Гротто-Лоджии» и «Вилла Медичи в Риме. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша.
Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Впервые они начали упоминаться в литературе с 1800 года, когда еще находились в монастыре. Молодая кухарка что-то толчет в ступке.
И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. В июле 1629 года художник, получив от короля разрешение, в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Иннокентий X был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Раздольская. – И в свете подобного толкования особое значение приобретает в ней автопортрет художника. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Иннокентий X был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Портрет на долгие годы становится его основным жанром.
«Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. У нее тонкие черты лица, огромные задумчивые глаза, пушистые волосы. По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Уже в ранних работах обнаруживаются уверенность рисунка, монументальность как бы приближенных к зрителю форм, строгость крупнофигурных композиций, придающих особую значительность изображениям («Завтрак», ок.
1632 г., Мадрид, Прадо). 1620 г., Англия» Лондон, собрание Уэллингтон). Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. «"Картиной создания картины" назвал ее один из исследователей, – замечает В. И.
– И в свете подобного толкования особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера искусств. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Веласкес пользовался у него особым расположением, о чем свидетельствует работа «Портрет Филиппа IV» (1631–1632, Национальная галерея, Лондон).
Филипп IV во время отъезда любимого живописца никому не желал позировать. Мурильо изображает распятого Христа висящим не на четырех, а на трех гвоздях.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Действительно, не вызывает сомнений, что любовникневидимка приближается слуга недоумевает, а девушка знаками приглашает возлюбленного разделить с нею ложе. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Традиционные рамки портретных композиций изменились. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Изобразив себя за работой, как равного, в кругу королевской семьи, Веласкес утверждает ценность и достоинство творческой личности в обществе, построенном на строгой сословной иерархии.
Пустой плащ на стене – человека уже нет, ночь жизни, небытие. Все его тело словно излучает теплое сияние, контрастируя с темным прозрачным фоном. На холсте король изображен в вышитом серебром одеянии. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Композиционное построение и продуманное колористическое решение группы по своей форме напоминают человеческое сердце, наполненное божественным духом и кровью.
Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. С 1622 года он возглавил правительство.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Через долгие годы придворной службы он пронес идеи гуманизма, верность демократической традиции испанской культуры, любовь к простым людям. У её босых ног лежит кошка. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
На первый план явственно выступает тема мученичества. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Этим придается большая выразительность корчащемуся в агонии человеческому телу. Еще в начале своего творческого пути Веласкес, следуя господствовавшей в то время традиции, нередко обращался к религиозным сюжетам. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. На мальчика свет падает слева – это утро.
Итак, содержание картины – круговорот жизни, ее содержание и закономерности. Все любящие мужчины верят, что их жены преданны им и безупречны. настояли на том, чтобы был устроен конкурс. и о наличии вакансии на это место. И как убийственно несообразна эта хилая голова над блестящим стальным панцирем, прикрывающим королевскую грудь. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. "Картиной создания картины" назвал ее один из исследователей, – замечает В. И. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом.
Новый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре. Обнаженная Венера лежит на шелковых простынях, обращенная спиной к зрителю. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. «Венера перед зеркалом» (около 1648, Национальная галерея, Лондон)– образец чувственного женского портрета, являющийся, по задумке автора, жанровым полотном с элементами бытовой картины. Например, на полотне «Триумф Вакха» (другое название – «Пьяницы», 1629, Прадо, Мадрид) изображена пирушка испанских бродяг, расположившихся в поле.