Сикстинская Мадонна – самая знаменитая работа Рафаэля. «сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Впрочем, образ Форнарины, возможно и вовсе не имеет к Сикстинской Мадонне никакого отношения – в письме к другу Бальдассаре Кастильоне Рафаэль писал, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствовался множеством впечатлений от разных красавиц. Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512 – 1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.
«сикстинская Мадонна» (итал. Madonna Sistina)— картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Мотив матери с младенцем оставался неизменным во многих произведениях Рафаэля, но Сикстинская Мадонна производит на зрителя наиболее сильное впечатление – глаза Мадонны смотрят доверчиво и в то же время тревожно. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны.
Темой этого выпуска стала «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Сикстинская Мадонна смотрит прямо и чуть вниз (видимо Рафаэль предполагал, что зритель будет всегда смотреть на картину снизу вверх). Когда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю. », когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца. В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев.
Для современных посетителей важно знать, где именно в галерее находится Сикстинская Мадонна Рафаэля. Рафаэль Санти — это великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512—1513). «одной картины я хотел быть вечный зритель», – говорил Пушкин о «Сикстинской Мадонне» кисти великого Рафаэля Санти. Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому, который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».
Когда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю. », когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.
Теперь она жила в развалинах здания Картинной галереи. Сразу же после освобождения города советскими войсками, начались поиски экспонатов дрезденских музеев. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем) и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие».
Именно с фигуры Сикста и начинается движение глаза по картине. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Накануне он подвергся одной из самых страшных в истории Второй мировой войны бомбардировок. «Сикстинская Мадонна» и другие шедевральные картины были перевезены в Дрезденскую галерею, которая теперь стала общедоступной для посещения. Заказчики явились за картиной в срок и маэстро вручил им свою непревзойденную работу, в которой была определенная заслуга и его натурщицы, уже не в первый раз дарившей свои черты мадоннам Рафаэля.
Рафаэль очень рано, в восемь лет потерял мать. Почему все они находятся за занавесом. Вот таким образом полотно вновь перевезли, а его местонахождение засекретили.
Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»5. Симметрия задана всем строем картины: от ниспадающего занавеса до расположения фигур.
Немцы твердили: дрезденские шедевры никогда больше не увидят родные края. Живя в Дрездене, Ф. М. Рафаэль завещал своей пассии немалые средства. Он будет становиться самим собой: создавать портреты современников, алтарные образы и, конечно же, нежных Мадонн. Огромное по своим размером полотно было новаторским в искусстве Высокого Возрождения, поскольку материалом для него послужило не дерево, а холст. В своем творчестве, в частности в «Сикстинской Мадонне», Рафаэль провозглашает собственное понимание философии истории искусства. Документ об этом был подписан 9 марта 1753 года7.
Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью. В России «Сикстинская мадонна» получает не меньшее признание. А ее лицо, рука, которой она держит младенца, покрывало, наполненное ветром, – все это выше, это образует круг и является композиционным центром (акцент цвета внутри круга). Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля4. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля.
Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Стал символом эпохи Возрождения, произведя революцию в мире искусства. В своей книге Леонид Волынский рассказывает, как вдруг увидел у стены угол золоченой рамы, темный холст под слоями пыли, стерев которую, сразу узнал черты изображенного— «Автопортрет Рембрандта с Саскией». Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении. Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам. Он не жалел средств на их приобретение в Венеции, Болонье, Праге.
Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, — сразу разрушится гармония целого. В основе всех его картин, в основе всех его композиций, как живописных, так и монументальных, лежит совершенно архитектурно-конструктивная основа. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. В творчестве братьев Франца и Иоханнеса Рипенхаузенов истории «Сикстинской мадонны» посвящена композиция «Сон Рафаэля» (1821). Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле: «Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность». Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком». Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Современные Рафаэлю гуманисты считали, что для того, чтобы быть понятными народу, поэт должен изъясняться на языке «vulgare».
Крупного и тяжёлого младенца держит легко. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. Оппонентом гипотезы М. Путчера о создании «Сикстинской Мадонны» для церкви Св. Семь лет провел Рафаэль под крылом учителя, а в 1508 г. отправился в Ватикан. Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. По технологическим причинам процесс реставрации оказался продолжительным.
После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден. Получил должность писца папских указов. В той же комнате дома художника, в красном углу, находится привезенная им из Италии икона. «Сикстинская Мадонна», одна из самых известных картин в мире, получила признание только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III. Потом много учился и работал.
Как и всякий шедевр, «Сикстинская мадонна» таит в себе множество маленьких и больших тайн. Если для Микеланджело история подобна развивающейся трагедии, то для урбинского мастера история— это exemplum— «пример» (лат. ): концепция повтора, преемственности, взаимосвязи эпох и событий, что соответствует утверждению основных законов диалектической философии. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире. Правда о создании шедевра Рафаэля «Сикстинская Мадонна» затерялась в истории.
Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Отец его во всем поддерживал и даже давал уроки живописи, а Рафаэль внимал всем тонкостям искусства. Не сразу понимаешь, что «шестой палец» на самом деле – часть ладони святого мученика. Папа Сикст II в 258 г. принял мученическую смерть, за это его причислили к лику святых. VI). Любила ли девушка Рафаэля.
Алпатов, «Немеркнущее наследие». Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Их взгляды жадно устремлены на Мадонну. 1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями.
При посредничестве болонского художника Джиованнини Август III два года вёл непростые переговоры о покупке «Сикстинской Мадонны». Как это происходило, подробно рассказывает участник тех событий, писатель и художник Леонид Волынский в своей книге «Семь дней». Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
По латыни слово «сикст» означает шесть. «Дорогу великому Рафаэлю. ».
На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони. Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. По всей видимости, художник обвинял именно их. Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца. Тело папы было выставлено для прощания в правом боковом приделе (часть храма для размещения дополнительного алтаря для богослужения) собора Св. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»).
Николы из Толентино». Германский национальный музей, Нюрнберг. 10 Антонио да Корреджо (Антонио Аллегри итал. Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла. Картина ранее находилась в церкви, так что вид на нее открывался сразу, когда человек заходил в храм. Ф. М. Достоевский имел репродукцию «Сикстинской Мадонны» в своём рабочем кабинете.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» – в 1517 году. Они кажутся отвратительными и опасными, как будто преследуют Мадонну, пытаются к ней прорваться, ее «поглотить». Один из них, сидя на руках матери, уже предчувствует ее раннюю смерть. Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей. 4662.
Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. За спиной Мадонны, на заднем плане картины я вижу еле заметные лица людей (считается, что это изображенные в виде облаков ангелы). Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины.
Однако истинным новатором он стал именно в живописи. Но на этом магия не заканчивается. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Их можно видеть во многих домах Западной Европы и России. Фрау Эльвира была главным хранителем Альбертинума, где работала 35 лет.
В истории картины началась новая глава. Ведь именно её, а не «Сикстинскую Мадонну» Август III хотел приобрести для своего дрезденского собрания, но по разным причинам не смог это сделать. Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, так как именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, абсолютной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века.
Имя «Сильный» он получил за необыкновенную физическую силу, также его называли Геркулесом Саксонским и Аполлоном Саксонским. Этими сложнейшими работами руководил знаменитый советский художник Павел Корин. Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие». Это необъяснимое чудо, его невозможно разложить на составляющие, чтобы потом повторить. Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте.
К 1512 году художник уже завершил свое не менее известное произведение— «Афинская школа»— роспись в Станце делла Сеньятура4 в Ватикане и приступил к стенописи Станцы дЭлиодоро, где в 1511–1514 годах создал композиции «Изгнание Элиодора из храма» и «Месса в Больсене». Сохранилось очень немного подготовительных рисунков художника к его картинам. Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста.
Именно работы этих художников служили образцами для юного художника. 1504 – 1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Во всём её облике – решимость. Написал «Мадонну в кресле».
по: Каталог выставки «Сикстинская мадонна». Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне» : «Что за благородство, что за грация кисти. В эту комиссию входили не только военные, но и реставраторы, ученые, художники.
Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ. Сравните эти две работы. Война отняла у далекой от нацизма женщины все: семью, дом, Альбертинум. С другой стороны склонилась святая Варвара и обе фигуры словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг. Заказ на создание картины Рафаэль получил в 1512 году и сразу переехал из Рима в глухую провинцию, чтобы скорее приступить к делу.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Но предельно контрастно им звучит «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, утверждая общечеловеческие духовные начала. Не мы требуем жертву. Но этого показалось Рафаэлю мало: он изобразил шесть пальцев на правой руке папы. Наконец, удалось открыть вход в темный туннель15.
По сюжету, Мария идет по облаку, неся младенца на руках. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Крамской назвал ее «портретом того, о чем думали народы». Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. «секретно»)— подобие «немой карты» испещренной линиями и значками. Дрезденские шедевры были найдены в сырой известняковой шахте. Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. «Фосфорный дождь» выжигал все дотла. Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Недосмотр художника, шутка или намёк на нечто такое, что христианские теологи вымарали из своей истории. Рафаэль решил обыграть это совпадение. Монахи монастыря святого Сикста ссылались на сложность выплаты долгов обители. К 30 годам Рафаэль достиг неслыханного успеха. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне».
Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках золототканого папского облачения, застыла в торжественном поклонении. Годы войны стали трагическими для культурной жизни Дрездена. Нельзя наглядеться. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Об этом можно говорить бесконечно много. Сутки его были расписаны по минутам.
Десятки раз выслушивал Рафаэль от знатных и богатых людей предложения переехать в их дворцы, замки, чтобы поселиться там и стать «карманным» художником. Но в Риме попытке агентов Августа III приобрести работы Рафаэля не увенчались успехом. В конце 1939 года «Сикстинская Мадонна» была направлена нацистами из Дрездена в крепость города Мейсен Альбрехтсбург, что не спасло её от ужаса разрушительных бомбёжек.
«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии. Ватикан обладал беспрецедентной властью. Ее посетители могут судить о высокой оценке, данной полотну сразу после его создания.
Ее гравюру и сегодня можно видеть в столовой дома художника В. М. «Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченцепо заказу Папы Юлия II в честь победы над французами, вторгшимися в Италию и присвоения Пьяченце статуса Папской Области.
И главный из этих центров – фигура Сикста, она выделена цветом (золотистый цвет папского облачения, алая подкладка, основная линия которой будет потом повторяться много раз в картине, три удара белого цвета). Цит. Во второй половине XIX века гравюры с «Сикстинской мадонны» получают все большее распространение. Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов.
Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. откроют действительно исторические черты обоих этих лиц (т. е.
Справа у края картины, коленопреклонена святая Варвара, тоже мученица, жившая в 3 веке. Дверь им открыла седая женщина в скромном черном платье. Туда, в район заброшенной каменоломни под Дрезденом, направились солдаты. Тайников оказалось много – 53 (позже выяснилось, что подавляющее большинство из них были заминированы). Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. Стоит отметить виртуозновыполненную драпировку и выбор цветов. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю.
Но в 1955 году отреставрированные произведения искусства официально возвратили в ГДР. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Как настоящий гений он доверял только одному критику – самому себе. Образ небольшого средневекового города на выставке помогает представить гравюра— план «La nobilissima citta di Piacenza» («Благороднейший город Пьяченца»).
Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца. Он писал пейзаж— разрушенный Цвингер. И всё произошло обычным порядком: с молчаливого согласия курии (главного административного органа Святого Престола и Ватикана) «Сикстинская Мадонна» была продана бенедиктинскому монастырю в далёкой Пьяченце. С 1831 года в Германии все музеи стали национальным достоянием, посетить их мог каждый.
«Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль». Работая над алтарной композицией в киевском соборе святого Владимира и предшествующей ей станковой картиной, Виктор Михайлович основой избрал для себя «Сикстинскую мадонну». В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Возможно, сознательно рисуя страдание Мадонны, предвидящей потерю сына, бессознательно он вкладывал в эту картину иной смысл – свою собственную обреченность и знание, что он не сможет удержать свою женщину ни как любовницу, ни как мать». Пока картина находилась в батальоне, около нее постоянно сменялись часовые. Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт.
История «Сикстинской мадонны» в период Второй мировой войны— история ее поиска и спасения напоминает детективный сюжет и в то же время наполнена горькой правдой военных дней. Извилистая линия на ней соответствовала течению Эльбы, а многие значки— расположению населенных пунктов. Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки.
на продажу знаменитой картины Рафаэля из Урбино. »8. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев.
Сикста. Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой» и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения.
Картина была помещена над гробом папы Юлия. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. В своей статье, вышедшей в 1755 году историк искусствовед Винкельман назвал «Сикстинскую Мадонну» самой лучшей и драгоценной из всего собрания галереи. Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
Врубель. Ситуация часто ставилась на паузу: камнем преткновения была стоимость картины. Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны.
Достоевский. Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем». В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. У него ничто не случайно.
И тому тоже есть причина. Слева от богоматери мы видим святого Сикста, мученика и папу, жившего в 3 столетии. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Жемчужина галереи, которую написал Рафаэль Санти, Сикстинская Мадонна, на последующие 100 лет была сокрыта от посторонних взглядов в одном из безлюдных залов дворца. От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне».
Она создана по другому произведению Рафаэля— «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа»13. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари.
Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. Петра. Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи. «Хранилищами» шедевров Дрезденской галереи оказались туннель в Гросс-Котта и известковый карьер в Покуу – Ленгефельд. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей.
Однако известный археолог и историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман сразу же дал «Сикстинской мадонне» заслуженно высокую оценку. Ее образ и смысл каждый может открыть для себя по-своему. «Непосредственному восприятию картины мешает навязанный веками образ – он побуждает нас видеть в «Мадонне» Рафаэля восторг религиозного триумфа, преображение человеческого в божественное, земного в вечное, гармонию, которая облагораживает душу Я хорошо понимаю сомнения Льва Толстого, который заметил однажды: «Сикстинская Мадонна» не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется». Возможно, в трех детских фигурах (ангелочки и младенец Христос похожи между собой, как будто в них отражены три детских «Я» самого Рафаэля) художник хотел передать свою боль и грусть, связанную с утратой матери и отца. А на месте Дрезденской картинной галереи высились только обугленные остовы стен.
1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Здесь же стоял шкаф-секретер, в ящиках которого находились карточки— каталог картин Дрезденской галереи и сложенный листок бумаги с надписью «Geheim» (нем. Но к моменту бомбардировки художественных сокровищ там уже не было.
Имя этой женщины окутано множеством легенд и домыслов, но достоверно известно, что по иронии судьбы именно эта земная, полная страстей женщина стала прообразом Святой Девы Марии. Но для Фёдора Михайловича это была максима и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна». И потому он не мог относиться к ней как к развратной женщине.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Известный критикКоббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». Потребовался год переговоров в назначении цены в 25 тысяч римских скуди. Но если всмотреться из дымки, словно живые, начинают проступать очертания лиц. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
Ему был 31 год, ей – 17. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось». Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин6.
Отсюда иные, по сравнению с Микеланджело, построение композиций и линейные ритмы. В 1754 г. картину за 20 тыс. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. А свою ветреную возлюбленную пытался очистить от греховных земных страстей, обожествить. «Сикстинская мадонна» относится к числу тех картин история восприятия которых их жизнь в веках, многообразна, неординарна и наполнена смыслом, что также отражает выставка. Фрау Эльвира рассказала солдатам, что с 24 января 1945 года все музеи Дрездена были закрыты для посещений, вспомнила, как гауляйтер Саксонии Мучман, которого она не раз видела на улицах города, говорил: «Русские получат здесь смерть, голод и крыс».
Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути. Поисками шедевров Дрезденской галереи занялась так называемая «команда спасения» советской армии. Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. Удивительная вещь – это сочетание необыкновенной чувствительности, нежности, такой бесконечной одухотворённости, совершенной чистоты и совершенства форм и такого классического сценографического рационализма. 1520 – Умер в Риме.
По версии Гримме, ангелы внизу картины опираются на деревянную крышку гроба папы Юлия. Колорит, напоминающий фрески, светел. Даже в его взгляде читается какая-то тревога. Еще в 1506 году в Ватикане, по его распоряжению, была создана Швейцарская гвардия, о чем напоминает представленный на выставке освященный парадный меч (Доменико де Сутри, около 1510 года). Рафаэль был счастливым художником. Иностранным посетителям осмотр галереи разрешался за большую плату.
Красавица бесконечно изменяла художнику, в историю ее жизни вплетены многие мужские имена. Известно, что репродукция «Сикстинской мадонны» висела над рабочим столом в комнате писателя. Весна 1945 года. Взгляд Марии порожден гениальным талантом Рафаэля.
Её нежное и юное лицо излучает необыкновенную силу и мудрость, которая невозможна у обычных людей. В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Но главная из них заключена во взгляде юной Марии. Чем же так популярна и так загадочна эта картина.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. 1855–1859. Но сам Рафаэль говорил, что это собирательный образ. «Сикстинской мадонной» давно восхищаются и о ней сказано много прекрасных слов.
Достойное творение, принадлежащее кисти Рафаэля. Например, «Мадонна Седия». У Форнарины был жених – пастух и каждый встречный мужчина оглядывался на нее.
Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба. Многие знатоки искусства центральным произведением галереи продолжали считать «Святую ночь» Корреджо10. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. Мадонна смотрит прямо на зрителя и мы встречается с ней взглядом. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо.
«Сикстинская Мадонна» реставрировалась несколько раз: в 1826 году, в 1856 году и в 1931 году. Возможно, это граничит с ранней смертью его собственной матери. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Еще в ранний период творчества он обращался к образу Мадонны с младенцем, каждый раз отыскивая новый подход. К сюжету «Мадонна с Младенцем», одному из самых распространенных в итальянской живописи, Рафаэль обращался многократно.
На картине ровно шесть фигур: Пресвятая Дева, Иисус, папа Сикст II, святая Варвара (покровительница города Пьяченце) и два ангела. Картина Рафаэля – еще один пример удивительного сочетания симметрии и асимметрии. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – скульптор, художник, архитектор и мыслитель. Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского. Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 37. 9 Адольф фон Менцель (1815–1905). Ему предлагали сладкую жизнь в обмен на личную свободу.
Можно забыть про сюжет, про «недетскую разумность» во взгляде младенца – «не то испуг и тревога, не то гнев и властность», про то, что «Ее чудные темные глаза широко и доверчиво раскрыты, как у человека, который многое видит и многого ожидает они широко расставлены и слегка увеличены над ними чуть вскинуты тонкие дуги бровей. Ею восхищался М. А. До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Об этом, например, свидетельствует композиция «Святой Лука, рисующий Мадонну» исполненная в мастерской Рафаэля.
Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров Галереи. Эту девушку поразительной красоты Рафаэль встретил во время прогулки по берегу Тибра. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте»5 или «Вознесении Марии»— алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Среди руин Цвингера увидели одинокую фигуру человека. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Можно обратиться к некоторым фактам. М., 1990).
1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Почему он изобразил это так, а не иначе. » В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. Иисуса Христа и Марии). Ключевое слово тут «беспокойство».
Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ». Таким увидели Дрезден советские солдаты весной 1945 года. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
Рафаэль почерпнул множество полезных знаний изучая картины этих знаменитых живописцев. Рафаэль Санти родился в итальянском городе Урбино в 1483 г. и уже в раннем детстве лишился матери это печальное событие сделало тему материнства важнейшей в его размышлениях и творчестве. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его. Ее звали Маргаритой Лути и была она дочерью пекаря.
Иначе говоря, композиция содержательна, она выражает нечто сверх сюжета. Это композиция Весы. Возможно, что основой для фигур святого и Девы Марии с Младенцем послужили эскизы Рафаэля. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана.
Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста. Рафаэль задумал на своей картине зашифровать имя мученика-папы. В. А. Сикста в честь победы над французами, выступил немецкий искусствовед Хуберт Гримме.
Эта сумма была огромной (почти 70 кг золота) и она в 25 раз превышала ту, которую обычно курфюрст Саксонии платил за произведение искусства. В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. Именно в этот момент к нему обратились черные монахи из монастыря Святого Сикста. Их 6, не правда ли. Состав галереи отражал вкусы европейской аристократии эпохи Просвещения.
В этот момент ему исполнилось 25 лет – самый прекрасный возраст для того, чтобы завоевать мир. За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков Мадонн, написав первую, Мадонну с младенцем, в 15 лет. Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). Возникновение Картинной галереи в Дрездене граничит с другой эпохой (начало XVIII века) и именем другого известного правителя— Августа II Сильного— курфюрста Саксонии, короля Польши, князя Литовского. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро.
Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. Уже пять столетий с полотна по белым облакам, словно с неба, спускается женщина в простой одежде и несет на руках младенца, а пара легкомысленных херувимов – героев всевозможных плакатов и открыток – поглядывает на них с нижнего края картины, облокотившись на раму.
Они-то обычно усердно и «докрашивали» то, что набрасывал по заказам влиятельных римлян на холстах учитель. Картиной настолько дорожили, что отступили от привычной практики (в те времена обычно добирались из Италии в Саксонию через Венецию и Вену) и отправили «Сикстинскую Мадонну» через Тироль и Аутсбург избежав таможенных придирок в Венеции. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества.
Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия». Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. Он является идеальным сценографом всех своих творений. «Сикстинская мадонна» стала одним из центральных произведений Рафаэля Санти, свидетельством расцвета его мастерства. Вместе с тем это не главный композиционный центр картины. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу.
У него всё продумано до мелочей. Настоящая, реальная жизнь в небесах. Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II.
Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Получилась спираль в три с половиной оборота. Одна из точек карты обозначалась буквой «Т». Дрезден, 1755.
Вот так была организована композиция этой картины. Никогда творчество не было для него горькой мукой. Но не за тем приехал в Рим художник из Урбино.
Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении. На голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей. Во-первых, алтарные образы писались тогда исключительно на доске, но для «Сикстинской мадонны» Рафаэль выбрал эластичный холст с его шероховатой текстурой, а во-вторых, Рафаэля – именитого римского художника – ко времени приезда черных монахов окружали многочисленные ученики.
В сентябре 2011 года в Дрезденскую галерею на выставку, приуроченную визиту Папы Бенедикта XVI в Германию, привезли прообраз знаменитой «Сикстинской Мадонны» – «Мадонну ди Фолиньо», которая для этой выставки впервые за всю историю покинула Пинакотеку Ватикана. Я тоже, погружаясь в картину, чувствую тревогу и даже страх, но только по другому поводу. Но внутри этой симметрии все асимметрично. Шлейф плаща Рафаэля огромен. Помещенная внизу тиара указывает на Сикста как на папу. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклоненный Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. «Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл. И опять-таки ни одной лишней детали, все работают не столько на раскрытие сюжета, сколько на красоту (не украшательство, настоящую красоту гармонических отношений).
По сути, центров таких три или даже четыре, если считать группу херувимов. Это божество, облеченное в человеческую форму. Таким образом, пальцев всё-таки 5. Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Другая гипотеза более интересна и рассказывает о страсти 17-летней дочери булочника Маргарите Лути, которая не устояла перед интересным, богатым и знаменитым мужчиной. Так «Сикстинская мадонна» Рафаэля вернулась в Дрезденскую галерею и по сей день привлекает к себе многочисленных зрителей.
«Madonna della sedia») sedia (итал. )— стул. 14 Рейхсштатгальтер (нем. Но не только восторженные отзывы звучали в адрес шедевра Рафаэля Санти. Война – тёмная тень цивилизации, едва не лишила мир шедевра Рафаэля. А вот что пишет М. Алпатов о «Сикстинской Мадонне» Рафаэля.
Непререкаемым авторитетом в то время считался Рафаэль, а его лучшей станковой работой – «Сикстинская Мадонна». Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Одним из первых Микеланджело запечатлел в камне искаженное изящество умершего. Васнецова, считавшего одним из самых выдающихся мастеров живописи именно Рафаэля.
Здесь все решено по-иному. В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей. Упомянутые книги, как документы эпохи и истории полотна, также можно увидеть на выставке. Изображенный внизу парапет должен обозначать по этой теории саркофаг папы, жесты же святых в таком случае не посредничают между верующими и мадонной, а указывают на умершего папу. Это не даёт возможность поставить точку в споре историков о заказчике картины.
«Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост. Но главное движение в картине выражено не в фигурах, а в складках одежды. «Сикстинская Мадонна» стала вершиной удачных приобретений Августа III того периода. Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника. А спустя три года умер его отец.
И. Н. А. С. С. 23. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как овоплощенном чуде, как поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Таким художником был, безусловно и Рафаэль Санти. Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 42. 12 Иоганн Фридрих Бури— ученик Антона Вильгельма Тишбейна, после завершения обучения в Риме давал уроки живописи сестрам прусского короля Фридриха Вильгельма III. 13 «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа» (итал. Первые упоминания о Дрездене в исторических хрониках относятся к 1206 году. «Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти следует причислить к тем картинам, которые не только характеризуют конкретного автора, страну или эпоху, но занимают центральное место в мировой истории искусства на протяжении столетий. Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее.
Correggio Antonio Allegri около 1489, Корреджо, Эмилия— 1534, там же)— итальянский художник Высокого Возрождения. 11 Винкельман Иоганн Иоахим. Учиться живописи художник начал в родном городе, у знаменитого маэстро Перуджино.
А она с удовольствием кружила всем головы. Гением таинственным и не расшифрованным. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Он приехал достичь вершин искусства и никто не мог столкнуть Рафаэля с намеченного пути.
Этот вопрос останется без ответа. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку. Пушкина и возвращены Германии, в собрание Дрезденской галереи. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.
Лицо ее еще напоминает знакомые черты Форнарины, но черты преобразованные. Благодаря профессии отца, Маргарита получила оставшееся в веках прозвище – Форнарина (Булочница). Искусствоведы считают: художник сделал это дважды. Тот, что справа, полон меланхолических чувств и печали.
Интересный факт: сейчас никто не усомнился бы в превосходстве «Сикстинской Мадонны», но в XVIII веке «Мадонна ди Фолиньо» ценилась выше. У ангела слева одно крыло. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед ибо «не мир принес Я вам, но меч. ». Она была заточена в обозначенную за ее плечом башню, а позднее за ее веру обезглавлена.
В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. Но эту босоногую женщину встречают, как царицу — владычицу небесную.
Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной. Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут. Одним из самых ранних примеров репродуцирования знаменитой картины стала гравюра 1819 года исполненная Анри Шарлем Мюллером для «Справочника приятных забав на 1819 год» изданного в Лейпциге и Вене. Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна». Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости.
1483 – Родился в Урбино в семье художника. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. И, наверное, вот таким образом залы Картинной галереи сегодня так многолюдны. До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.
И в то же время – далеко-далеко, прямо в будущее, провидя материнским сердцем муки, которые предстоит принять ее божественному сыну. Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир». Зачем он это нарисовал. Бумага, гуашь, пастель.
Большинство экспонатов извлечённых из тайников, нуждались в немедленной помощи, многие из них находились на грани уничтожения, от бомбардировок пострадали более 300 картин. Здесь у Рафаэля не было предшественников. Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт. Догадки фрау Эльвиры оказались верны. Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов.
stanza)— комната. 4 Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura, в переводе с итальянского «комната печати»)— зала, служившая папским рабочим кабинетом, здесь же подписывались указы папы. 5 Ассунта— Assunta с итальянского Вознесение. 6 Август III (1696–1763)— курфюрст Саксонский (1733–1763), король Польский, сын и наследник Августа II (Августа Сильного). 7 Документ подписали настоятель монастыря святого Сикста в Пьяченце Караччиоло и профессор греческой филологии в Болонье, доверенное лицо Августа III, Бьянкони. 8 Каталог выставки «Сикстинская мадонна». Его содержание приобретает вневременной философский смысл, что подтверждает и выставка «Сикстинская мадонна», посвященная 500-летию великой картины, открытая ныне в Дрезденской картинной галерее известной также как Галерея старых мастеров. Итак, вопреки заведенному распорядку, Рафаэль сам написал «Сикстинскую Мадонну» – от первого наброска до завершающего мазка кисти. Ему нужно было ее обожествить и сделать бессмертной, чтобы любить и как мать тоже. Вместе с тем все в ней уравновешено и подчиняется закону меры и гармонии. Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни.
1 марта 1754 года «Сикстинская Мадонна» была впервые выставлена в зале для аудиенций замка – резиденции курфюрста в Дрездене. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант.
Она ему часто изменяла, отчего он страдал и сильно ее ревновал. Так что, по замыслу автора, взгляды Мадонны и младенца устремлены на умирающего Иисуса. Reichstatthalter)— наместник Рейха. 15 По-немецки туннель— tunnel, что объясняет обозначение на карте этого места буквой «Т».
Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть). Создается впечатление, что она парит в воздухе на фоне клубящихся вдали облаков.
И вскоре, 27 марта 1753 года, такое разрешение было дано. Мария сама смотрит нам в глаза, разговаривает с нами, она не где-то, она здесь. Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды. Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет. Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба. Только через 10 лет «Сикстинская Мадонна» и ещё 1240 картин возвратились в собрание Дрезденской галереи.
Она выходит к людям, как на сцену. Два ангелочка внизу картины опираются на крышку гроба. «Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники.
Что это. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Геометрический центр картины приходится на голубой плащ Марии.
Однако бесспорную известность «Сикстинская мадонна» получила только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III6 для Дрездена. Примерно тогда же Рафаэль начинал работу над «Сикстинской Мадонной» и для этого отправился в Пьяченцу, расположенную примерно в 70 километрах к юго-востоку от Милана. Гений чистой красоты был с нею. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин. Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф. М.
Так, Иоганном Фридрихом Бури12 был написан портрет «Курпринцесса Августа, копирующая Сикстинскую мадонну» (1808–1809). Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры». 1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». Она смотрит на каждого зрителя и неважно, где вы стоите – в углу зала или перед самой картиной – Мадонна смотрит именно на вас. Рафаэль Санти— всемирно известный и безумно талантливый художник.
Полотно Рафаэля и найденные шедевры были отправлены на реставрацию в Киев и Москву. Ощущение движения передается складками платья, которые колышутся от ветра. В фигуре Святого Сикста (слева) можно узнать папу Юлия II, а в Святой Варваре (справа) – его племянницу Джулию Орсини. Так творение Рафаэля попало в СССР. Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св. История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра.
Ее образ переработал в своем художественном решении через традиции русской православной живописи, а также через события и впечатления своей жизни. В книге «Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре» он писал о ней: «.
Так и случилось: весь Дрезден был заминирован фашистами, картины исчезли. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту. «Мадонна Седия» – это первый звонок, предчувствие трагедии. Они и стали прототипами ангелов.
Казалось, в нем не было ничего. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит.
XIX столетие стало временем триумфа «Сикстинской мадонны». С этим движением плаща Мадонны согласован изогнутый край папского облачения. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов.