Мотив матери с младенцем оставался неизменным во многих произведениях Рафаэля, но Сикстинская Мадонна производит на зрителя наиболее сильное впечатление – глаза Мадонны смотрят доверчиво и в то же время тревожно. Впрочем, образ Форнарины, возможно и вовсе не имеет к Сикстинской Мадонне никакого отношения – в письме к другу Бальдассаре Кастильоне Рафаэль писал, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствовался множеством впечатлений от разных красавиц. Сикстинская Мадонна смотрит прямо и чуть вниз (видимо Рафаэль предполагал, что зритель будет всегда смотреть на картину снизу вверх). Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом).
Рафаэль Санти — это великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512—1513). «сикстинская Мадонна» (итал. Madonna Sistina)— картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Сикстинская Мадонна – самая знаменитая работа Рафаэля.
«одной картины я хотел быть вечный зритель», – говорил Пушкин о «Сикстинской Мадонне» кисти великого Рафаэля Санти. Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому, который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна». Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512 – 1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев.
Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Для современных посетителей важно знать, где именно в галерее находится Сикстинская Мадонна Рафаэля. «сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце.
Ее посетители могут судить о высокой оценке, данной полотну сразу после его создания.
Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Несколько раз это грандиозное начинание было под угрозой провала, так как сторонам не удавалось прийти к соглашению относительно стоимости картины. Итальянский народ отчаянно боролся за свои демократические права и свободу.
Первые упоминания о Дрездене в исторических хрониках относятся к 1206 году. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. Его содержание приобретает вневременной философский смысл, что подтверждает и выставка «Сикстинская мадонна», посвященная 500-летию великой картины, открытая ныне в Дрезденской картинной галерее известной также как Галерея старых мастеров. Варварой, которая облегчает муки умирающих. В 1425 году монастырь перешел к монахам-бенедиктинцам конгрегации Святого Юстина в Падуе.
1855–1859. Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). Тяжелый общественный кризис охватил всю страну.
Гений чистой красоты был с нею. Искусствоведы считают: художник сделал это дважды. Джованнини приобрел ее для саксонского курфюрста Фридриха-Августа II (польского короля Августа III) за 20 тыс. Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное.
Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро. Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника.
По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св. Шлейф плаща Рафаэля огромен. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»5. Простодушно и чуть ошеломленно взирает на Марию СИКСТ. Постепенно следование манере Рафаэля привело к перерождению в академизм.
У него ничто не случайно. Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре. А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста. Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу.
Их взгляды жадно устремлены на Мадонну. Так «Сикстинская мадонна» Рафаэля вернулась в Дрезденскую галерею и по сей день привлекает к себе многочисленных зрителей. На картине ровно шесть фигур: Пресвятая Дева, Иисус, папа Сикст II, святая Варвара (покровительница города Пьяченце) и два ангела. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская Мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. Образ, собранный им из несметных озарений, постигавших душу художника за много лет.
Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит. дукатов. Картина предназначалась для украшения могилы Юлия II, так как римский папа св. Сикст III (432-440), был из семейства Делла Ровера (как и Юлий II). Св. Сикст III и Св. Варвара были покровителями Делла Роверов. После Второй Мировой войны картина попала в Москву, а затем – возвращена Дрездену. Цит. Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля.
По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть). И все же в этой картине, прежде всего, чаруют могущество души, ее человеколюбие. Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции.
stanza)— комната. 4 Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura, в переводе с итальянского «комната печати»)— зала, служившая папским рабочим кабинетом, здесь же подписывались указы папы. 5 Ассунта— Assunta с итальянского Вознесение. 6 Август III (1696–1763)— курфюрст Саксонский (1733–1763), король Польский, сын и наследник Августа II (Августа Сильного). 7 Документ подписали настоятель монастыря святого Сикста в Пьяченце Караччиоло и профессор греческой филологии в Болонье, доверенное лицо Августа III, Бьянкони. 8 Каталог выставки «Сикстинская мадонна». Свою роль сыграла и рецепция этого образа в массовой культуре, которая подчас переходит грань пошлости. Рафаэль задумал на своей картине зашифровать имя мученика-папы. Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам.
Настоящая, реальная жизнь в небесах. Сохранилось очень немного подготовительных рисунков художника к его картинам. Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки. В своей книге Леонид Волынский рассказывает, как вдруг увидел у стены угол золоченой рамы, темный холст под слоями пыли, стерев которую, сразу узнал черты изображенного— «Автопортрет Рембрандта с Саскией».
Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Стал символом эпохи Возрождения, произведя революцию в мире искусства. И вскоре, 27 марта 1753 года, такое разрешение было дано. В настоящее время в монастыре находится копия Сикстинской мадонны.
Как и всякий шедевр, «Сикстинская мадонна» таит в себе множество маленьких и больших тайн. Получил должность писца папских указов. Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
Апофеоз всего своего гигантского творчества. Любила ли девушка Рафаэля. Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Васнецова, считавшего одним из самых выдающихся мастеров живописи именно Рафаэля. 1520 – Умер в Риме.
А. С. Такая трактовка картины отнюдь не метафорична. Пушкина и возвращены Германии, в собрание Дрезденской галереи. Слева от богоматери мы видим святого Сикста, мученика и папу, жившего в 3 столетии. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем) и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. Их 6, не правда ли.
на продажу знаменитой картины Рафаэля из Урбино. »8. Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры». Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем. Единственным законным наследником Августа II Сильного стал его сын Август III, безвольный человек, унаследовавший от отца только одну страсть— собирательство картин. Фрау Эльвира была главным хранителем Альбертинума, где работала 35 лет.
Пока картина находилась в батальоне, около нее постоянно сменялись часовые. Почему все они находятся за занавесом. Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста. Здесь же стоял шкаф-секретер, в ящиках которого находились карточки— каталог картин Дрезденской галереи и сложенный листок бумаги с надписью «Geheim» (нем. Он потрясен.
Картина ранее находилась в церкви, так что вид на нее открывался сразу, когда человек заходил в храм. А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она – провидица – уже знает. Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни. Рафаэль надеялся обрести потерянную мать в своей возлюбленной и одновременно был уверен, что он потеряет ее, так же как свою мать. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. По латыни слово «сикст» означает шесть.
В 1754 г. картину за 20 тыс. По сюжету, Мария идет по облаку, неся младенца на руках. Им оказался художник Вилли Шмидт, выпускник дрезденской Академии художеств, мобилизованный фашистами и вернувшийся с войны инвалидом в уничтоженный родной город.
Например, «Мадонна Седия». Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир». Ключевое слово тут «беспокойство». Бумага, гуашь, пастель.
Поэт неоднократно вспоминал о рафаэлевском шедевре и, воспевая задумчивые глаза застенчивой красавицы, он уподобляет ее ангелу Рафаэля. XIX столетие стало временем триумфа «Сикстинской мадонны». Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла. Казалось, в нем не было ничего.
Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний. Хотя Рафаэль и не имел среди своих учеников достойных преемников, его искусство долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и образца (его примером вдохновлялись Н. Пуссен, А. А. Иванов и др. ). Сикст.
Благодаря профессии отца, Маргарита получила оставшееся в веках прозвище – Форнарина (Булочница). Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму. 4662. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту. Красавица бесконечно изменяла художнику, в историю ее жизни вплетены многие мужские имена.
Что это. Тот, что справа, полон меланхолических чувств и печали. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. 1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ». Эта святая великомученица III века, отличавшаяся необыкновенной красотой, втайне от отца – язычника обратилась в христианскую веру.
По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св. Отсюда иные, по сравнению с Микеланджело, построение композиций и линейные ритмы. Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Рафаэль Санти— всемирно известный и безумно талантливый художник.
Папа Сикст II в 258 г. принял мученическую смерть, за это его причислили к лику святых. Одним из самых ранних примеров репродуцирования знаменитой картины стала гравюра 1819 года исполненная Анри Шарлем Мюллером для «Справочника приятных забав на 1819 год» изданного в Лейпциге и Вене.
Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. В одно мгновение он мог вспыхнуть и. Когда ящик открыли, перед людьми предстала, широко раскрыв лучезарные глаза, женщина дивной, неземной красоты с божественным младенцем на руках. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне». К 30 годам Рафаэль достиг неслыханного успеха. ВАРВАРА опустила глаза, задумавшись о суете земной.
Имя «Сильный» он получил за необыкновенную физическую силу, также его называли Геркулесом Саксонским и Аполлоном Саксонским. Италия стала ареной борьбы французских испанских и немецких ландскнехтов. В книге «Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре» он писал о ней: «. Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия». Таким образом, пальцев всё-таки 5. Об этом можно говорить бесконечно много.
Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Работая над алтарной композицией в киевском соборе святого Владимира и предшествующей ей станковой картиной, Виктор Михайлович основой избрал для себя «Сикстинскую мадонну».
Но предельно контрастно им звучит «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, утверждая общечеловеческие духовные начала. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари. Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Лицо младенца серьезно. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам.
Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как овоплощенном чуде, как поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит. Весна 1945 года. В политическом отношении страна была целиком раздроблена. Когда итальянское искусство вступило в пору своего расцвета, Хозяйственный и связанный с ним духовный подъем итальянской буржуазии достиг уже своей вершины и пошел на убыль. Одним из первых Микеланджело запечатлел в камне искаженное изящество умершего.
Дверь им открыла седая женщина в скромном черном платье. Варвары и её поза выражают покорность и благоговение. Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. По всей видимости, художник обвинял именно их.
Его гению принадлежит всемирно известная статуя Давида, ставшая идеалом воплощения человеческого тела и собор Святого Петра в Риме. «Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти следует причислить к тем картинам, которые не только характеризуют конкретного автора, страну или эпоху, но занимают центральное место в мировой истории искусства на протяжении столетий. В фигуре Святого Сикста (слева) можно узнать папу Юлия II, а в Святой Варваре (справа) – его племянницу Джулию Орсини. Образ небольшого средневекового города на выставке помогает представить гравюра— план «La nobilissima citta di Piacenza» («Благороднейший город Пьяченца»). Так творение Рафаэля попало в СССР.
Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Рафаэль был счастливым художником. Многие говорили, что картина создавалась в то время, когда Рафаэль переживал личное горе, вот таким образом он вложил свою печаль в образ прекрасной девы с грустными глазами. Никогда творчество не было для него горькой мукой.
Не мы требуем жертву. Два ангелочка внизу картины опираются на крышку гроба. 1483 – Родился в Урбино в семье художника. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями. Можно обратиться к некоторым фактам.
Мать с младенцем. Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. Теперь она жила в развалинах здания Картинной галереи. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю. 1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II.
Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний. Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле: «Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность».
Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью. К сюжету «Мадонна с Младенцем», одному из самых распространенных в итальянской живописи, Рафаэль обращался многократно. Об этом, например, свидетельствует композиция «Святой Лука, рисующий Мадонну» исполненная в мастерской Рафаэля.
Взгляд Марии порожден гениальным талантом Рафаэля. Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 37. 9 Адольф фон Менцель (1815–1905). Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. Крамской назвал ее «портретом того, о чем думали народы». Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине. Если для Микеланджело история подобна развивающейся трагедии, то для урбинского мастера история— это exemplum— «пример» (лат. ): концепция повтора, преемственности, взаимосвязи эпох и событий, что соответствует утверждению основных законов диалектической философии.
Во всём её облике – решимость. На голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей. Мадонна смотрит прямо на зрителя и мы встречается с ней взглядом. В левой части картины коленопреклонённый Св. Художник отправился туда, будучи признанным мастером и, очевидно, понимал, что эта работа станет чем-то вроде итога его долгого творческого поиска. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении.
Недосмотр художника, шутка или намёк на нечто такое, что христианские теологи вымарали из своей истории. откроют действительно исторические черты обоих этих лиц (т. е. Мария сама смотрит нам в глаза, разговаривает с нами, она не где-то, она здесь. Я тоже, погружаясь в картину, чувствую тревогу и даже страх, но только по другому поводу. И этот «эффект присутствия» – одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне».
Рафаэль был очень чувствителен к славе и известности. Лишь две мордашки АНГЕЛОЧКОВ лукаво взирают на сотни людей, толпящихся в зале у картины. Этические задачи, поставленные мастером, живы и поныне.
Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой» и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения. Лицо ее еще напоминает знакомые черты Форнарины, но черты преобразованные. Известно, что репродукция «Сикстинской мадонны» висела над рабочим столом в комнате писателя.
Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет. Их можно видеть во многих домах Западной Европы и России. Крупного и тяжёлого младенца держит легко. На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.
Возможно, что основой для фигур святого и Девы Марии с Младенцем послужили эскизы Рафаэля. Тиара увенчана геральдическим символом рода Ровере – желудем, а на золотой мантии Сикста вышиты дубовые листья. «Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. Рафаэль почерпнул множество полезных знаний изучая картины этих знаменитых живописцев. После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден. Именно вот таким образом Микеланджело посмел изобразить то, как Бога и человека связывает неразрывная нить, Леонардо поместил Иисуса вровень с трапезничающими монахами, а Рафаэль посмотрел в глаза Мадонне».
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – скульптор, художник, архитектор и мыслитель. Это необъяснимое чудо, его невозможно разложить на составляющие, чтобы потом повторить. Но сам Рафаэль говорил, что это собирательный образ. Потом много учился и работал. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской Мадонны», выполненная Джузеппе Ногари.
Стоит отметить виртуозновыполненную драпировку и выбор цветов. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Все взоры действующих лиц картины направлены в разные стороны и только Мария с божественным младенцем смотрят на нас. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. «Дорогу великому Рафаэлю. ».
Два беззаботных ангелочка на нижнем ярусе полотна, словно противоречат общему настроению картины, однако вплетены в сюжет настолько мастерски, что до сих пор пользуются популярностью у художников и дизайнеров всего мира. «Сикстинская Мадонна» находилась в церкви в Пьяченце до 1754 года, курфюрст Саксонии выкупил ее для музея в Дрездене, где она находится по сей день. Почему он изобразил это так, а не иначе. » В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. Она создана по другому произведению Рафаэля— «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа»13. – писал русский поэт Василий Жуковский.
Итак, вопреки заведенному распорядку, Рафаэль сам написал «Сикстинскую Мадонну» – от первого наброска до завершающего мазка кисти. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. В. А. Из раскрытого занавеса сияют лазурно-голубые небеса.
Несмотря на загруженность заказами, он успевал вести светскую жизнь, полную удовольствий. И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной.
Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Так и случилось: весь Дрезден был заминирован фашистами, картины исчезли. И. Н. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире.
Рафаэль завещал своей пассии немалые средства. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин. «Madonna della sedia») sedia (итал. )— стул. 14 Рейхсштатгальтер (нем.
Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Исключение, пожалуй, составляет Лев Толстой, который обмолвился как-то, что Мадонна Сикстинская: не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется. Война отняла у далекой от нацизма женщины все: семью, дом, Альбертинум. Возможно, в трех детских фигурах (ангелочки и младенец Христос похожи между собой, как будто в них отражены три детских «Я» самого Рафаэля) художник хотел передать свою боль и грусть, связанную с утратой матери и отца. Догадки фрау Эльвиры оказались верны.
Работа изображаетМадонну, держащую на руках младенца Христа в окружении святого Сикста и святой Варвары, а также опирающихся на локти двух херувимов. Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба. По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых.
Он не жалел средств на их приобретение в Венеции, Болонье, Праге. К 1512 году художник уже завершил свое не менее известное произведение— «Афинская школа»— роспись в Станце делла Сеньятура4 в Ватикане и приступил к стенописи Станцы дЭлиодоро, где в 1511–1514 годах создал композиции «Изгнание Элиодора из храма» и «Месса в Больсене». Но эту босоногую женщину встречают, как царицу — владычицу небесную. Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут. И тому тоже есть причина. Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся. Во-первых, алтарные образы писались тогда исключительно на доске, но для «Сикстинской мадонны» Рафаэль выбрал эластичный холст с его шероховатой текстурой, а во-вторых, Рафаэля – именитого римского художника – ко времени приезда черных монахов окружали многочисленные ученики.
Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии. «Мадонна Седия» – это первый звонок, предчувствие трагедии. Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей.
За спиной Мадонны, на заднем плане картины я вижу еле заметные лица людей (считается, что это изображенные в виде облаков ангелы). И тут вступают в действие оптика, рентген, фотография. С. 23. Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф. М.
Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ. Вот почему так сложно выражении лица Марии. Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св. Но не только восторженные отзывы звучали в адрес шедевра Рафаэля Санти. Величайшее творение мира Сикстинскую мадонну.
«Непосредственному восприятию картины мешает навязанный веками образ – он побуждает нас видеть в «Мадонне» Рафаэля восторг религиозного триумфа, преображение человеческого в божественное, земного в вечное, гармонию, которая облагораживает душу Я хорошо понимаю сомнения Льва Толстого, который заметил однажды: «Сикстинская Мадонна» не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется». Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины — явление Богоматери людям. Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна». Эту девушку поразительной красоты Рафаэль встретил во время прогулки по берегу Тибра.
«Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл. Они заказывают ему Сикстинскую мадонну. Именно работы этих художников служили образцами для юного художника. Ему был 31 год, ей – 17.
Она была заточена в обозначенную за ее плечом башню, а позднее за ее веру обезглавлена. Чем же так популярна и так загадочна эта картина. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, — сразу разрушится гармония целого. «Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. Так что, по замыслу автора, взгляды Мадонны и младенца устремлены на умирающего Иисуса. Этими сложнейшими работами руководил знаменитый советский художник Павел Корин.
И потому он не мог относиться к ней как к развратной женщине. Печальная, почти застывшая в своем горе. Многие знатоки искусства центральным произведением галереи продолжали считать «Святую ночь» Корреджо10. Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины.
Она выходит к людям, как на сцену. Reichstatthalter)— наместник Рейха. 15 По-немецки туннель— tunnel, что объясняет обозначение на карте этого места буквой «Т». У Форнарины был жених – пастух и каждый встречный мужчина оглядывался на нее. Потупленный взгляд коленопреклонённой Св.
Они-то обычно усердно и «докрашивали» то, что набрасывал по заказам влиятельных римлян на холстах учитель. Зачем он это нарисовал. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества. Фрау Эльвира рассказала солдатам, что с 24 января 1945 года все музеи Дрездена были закрыты для посещений, вспомнила, как гауляйтер Саксонии Мучман, которого она не раз видела на улицах города, говорил: «Русские получат здесь смерть, голод и крыс». Семь лет провел Рафаэль под крылом учителя, а в 1508 г. отправился в Ватикан.
Документ об этом был подписан 9 марта 1753 года7. Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие». 1504 – 1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело.
О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы. Сравните эти две работы. Картина Рафаэля необычайно современна. Он писал пейзаж— разрушенный Цвингер. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. «Сикстинская мадонна» относится к числу тех картин история восприятия которых их жизнь в веках, многообразна, неординарна и наполнена смыслом, что также отражает выставка. Вот где абсолютно неподражаемые и удивительные черты всеми всегда любимого и незабвенного Рафаэля Санти. Как настоящий гений он доверял только одному критику – самому себе.
Это божество, облеченное в человеческую форму. Сикстинская мадонна, пожалуй, самая знаменитая картина мира. Дрезден, 1755.
Она ему часто изменяла, отчего он страдал и сильно ее ревновал. Не сразу понимаешь, что «шестой палец» на самом деле – часть ладони святого мученика. Здесь все решено по-иному. Так же как и Микеланджело, Рафаэль придавал немалое значение движению, но находил иные способы для его передачи. Этот вопрос останется без ответа. Ее образ и смысл каждый может открыть для себя по-своему.
Это далеко не риторическая фраза. Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия. На итальянской земле Испания и Франция решали спор о господстве в Европе.
И этот памятник живописи делает его имя поистине нетленным. Ее гравюру и сегодня можно видеть в столовой дома художника В. М. «секретно»)— подобие «немой карты» испещренной линиями и значками. Десятки раз выслушивал Рафаэль от знатных и богатых людей предложения переехать в их дворцы, замки, чтобы поселиться там и стать «карманным» художником.
Он является идеальным сценографом всех своих творений. История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра. По облакам, как по снегу, легко ступает, приближаясь к нам, прекрасная Дева. «Фосфорный дождь» выжигал все дотла.
1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Они необыкновенно усилены еще и судьбой самой картины.
Туда, в район заброшенной каменоломни под Дрезденом, направились солдаты. и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль». Монахи монастыря святого Сикста ссылались на сложность выплаты долгов обители. Рафаэль сделал его таким толстоватым, перекормленным, – вся любовь матери вложена в этого Младенца.
Достойное творение, принадлежащее кисти Рафаэля. Все предельно просто. Примерно тогда же Рафаэль начинал работу над «Сикстинской Мадонной» и для этого отправился в Пьяченцу, расположенную примерно в 70 километрах к юго-востоку от Милана. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский.
Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем». И, наверное, вот таким образом залы Картинной галереи сегодня так многолюдны. В России «Сикстинская мадонна» получает не меньшее признание. Достоевский.
Ему нужно было ее обожествить и сделать бессмертной, чтобы любить и как мать тоже. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт.
«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченцепо заказу Папы Юлия II в честь победы над французами, вторгшимися в Италию и присвоения Пьяченце статуса Папской Области. Врубель. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его. Получилась спираль в три с половиной оборота.
Но если всмотреться из дымки, словно живые, начинают проступать очертания лиц. Великому художнику были оказаны высшие почести: прах его был погребен в Пантеоне. С 1831 года в Германии все музеи стали национальным достоянием, посетить их мог каждый.
От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне». Толстого за работой в своем рабочем кабинете в Ясной Поляне. Одна из точек карты обозначалась буквой «Т». «Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники. Именно в этот момент к нему обратились черные монахи из монастыря Святого Сикста. Но в 1955 году отреставрированные произведения искусства официально возвратили в ГДР. Если присмотреться, там много взрослых, мужских лиц с открытыми ртами, мало похожих на ангелов.
Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо. Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути. Создается впечатление, что она парит в воздухе на фоне клубящихся вдали облаков. Один из них, сидя на руках матери, уже предчувствует ее раннюю смерть. Ему предлагали сладкую жизнь в обмен на личную свободу. В знак почтения перед Марией с головы понтифика снята папская тиара, состоящая из трёх корон, которые символизируют царство Бога Отца, Сына и Святого Духа.
И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. Ощущение движения передается складками платья, которые колышутся от ветра. Однако бесспорную известность «Сикстинская мадонна» получила только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III6 для Дрездена. И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества. Была написана в Риме, между 1515 и 1519 гг., для церкви бенедиктинского монастыря св. Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына.
Написал «Мадонну в кресле». Но на этом магия не заканчивается. Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов. 1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Ф. М. Достоевский имел репродукцию «Сикстинской Мадонны» в своём рабочем кабинете.
Иисуса Христа и Марии). Гордостью Италии Рафаэль был для современников и остался ею для потомков. Посмотрите на эту Мадонну, на ее полное невинности и в то же время исполненное не просто женского величия лицо, на ее умиротворенную позу, на покой, который царил в изображениях божеств античных мастеров»11. Дрезденские шедевры были найдены в сырой известняковой шахте. На полотне присутствуют также Святой Сикст (возможно в этом образе изображен сам Папа Юлий II) и Святая Варвара, которые простирают руки к Пречистой Деве и младенцу. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию.
Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости. «Сикстинской мадонной» давно восхищаются и о ней сказано много прекрасных слов. А спустя три года умер его отец. Среди руин Цвингера увидели одинокую фигуру человека. Николы из Толентино». Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю. Рафаэль очень рано, в восемь лет потерял мать.
Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 42. 12 Иоганн Фридрих Бури— ученик Антона Вильгельма Тишбейна, после завершения обучения в Риме давал уроки живописи сестрам прусского короля Фридриха Вильгельма III. 13 «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа» (итал. Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции «Святую ночь» Корреджо. Рафаэль (1483-1520) написал картину в 1512-1513 годах по заказу папы Юлия 11 для монастыря в Пьяченце. Живя в Дрездене, Ф. М.
«Сикстинская мадонна» стала одним из центральных произведений Рафаэля Санти, свидетельством расцвета его мастерства. Но не за тем приехал в Рим художник из Урбино. Учиться живописи художник начал в родном городе, у знаменитого маэстро Перуджино. Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным.
Гвардейцы охраняли папу римского и защищали Ватикан от французской армии короля Людовика XII, вторгшейся в Италию. В той же комнате дома художника, в красном углу, находится привезенная им из Италии икона. Уже пять столетий с полотна по белым облакам, словно с неба, спускается женщина в простой одежде и несет на руках младенца, а пара легкомысленных херувимов – героев всевозможных плакатов и открыток – поглядывает на них с нижнего края картины, облокотившись на раму. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне» : «Что за благородство, что за грация кисти. История «Сикстинской мадонны» в период Второй мировой войны— история ее поиска и спасения напоминает детективный сюжет и в то же время наполнена горькой правдой военных дней.
О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Германский национальный музей, Нюрнберг. 10 Антонио да Корреджо (Антонио Аллегри итал. Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца.
Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II, своего покровителя. Гением таинственным и не расшифрованным. Помещенная внизу тиара указывает на Сикста как на папу. Он приехал достичь вершин искусства и никто не мог столкнуть Рафаэля с намеченного пути. Колорит, напоминающий фрески, светел.
Находят, что Сикстинская мадонна схожа ДОННОЙ ВЕЛАТОЙ (Дамой с покрывалом). Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие». И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Справа Рафаэль написал Св. Возникновение Картинной галереи в Дрездене граничит с другой эпохой (начало XVIII века) и именем другого известного правителя— Августа II Сильного— курфюрста Саксонии, короля Польши, князя Литовского. Немцы твердили: дрезденские шедевры никогда больше не увидят родные края. Варвара «утопают» в облаках.
А она с удовольствием кружила всем головы. Однако известный археолог и историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман сразу же дал «Сикстинской мадонне» заслуженно высокую оценку. Курфюрст дружил с Царем России Петром I. Король Франции Людовик XIV был крестным отцом Августа Сильного.
Во время приемов юноша бродил в толпе знатных людей – святейших кардиналов, вельмож, красивейших дам, любовался драгоценностями, нарядами, убранством папских покоев. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Наконец, удалось открыть вход в темный туннель15. Таким художником был, безусловно и Рафаэль Санти.
Известный критикКоббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». Упомянутые книги, как документы эпохи и истории полотна, также можно увидеть на выставке. Рафаэль решил обыграть это совпадение. Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении.
Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, так как именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, абсолютной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века. Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны. Сутки его были расписаны по минутам. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой.
До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. Они и стали прототипами ангелов.
Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца. Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. И свершается чудо. Рафаэль впервые в жизни натягивает на подрамник огромный холст. В творчестве братьев Франца и Иоханнеса Рипенхаузенов истории «Сикстинской мадонны» посвящена композиция «Сон Рафаэля» (1821).
Но этого показалось Рафаэлю мало: он изобразил шесть пальцев на правой руке папы. Таким увидели Дрезден советские солдаты весной 1945 года. По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» – в 1517 году. С 1499 по 1511 годы они возвели большую церковь и ряд других построек.
Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной. Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба. В эту комиссию входили не только военные, но и реставраторы, ученые, художники. Даже в его взгляде читается какая-то тревога. Так, Иоганном Фридрихом Бури12 был написан портрет «Курпринцесса Августа, копирующая Сикстинскую мадонну» (1808–1809). Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты.
Здесь у Рафаэля не было предшественников. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед ибо «не мир принес Я вам, но меч. ».
Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. Какой видит Мать, смирившуюся с волей Бога-Отца и принявшую жертвенную суть своего Сына, Рафаэль. Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено.
Но главная из них заключена во взгляде юной Марии. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. Поисками шедевров Дрезденской галереи занялась так называемая «команда спасения» советской армии. Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. Нельзя наглядеться. И собственноручно, без единого прикосновения учеников, пишет свой шедевр.
А свою ветреную возлюбленную пытался очистить от греховных земных страстей, обожествить. Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше». Современные Рафаэлю гуманисты считали, что для того, чтобы быть понятными народу, поэт должен изъясняться на языке «vulgare». Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Тогда же была завершена роспись свода Сикстинской капеллы Микеланджело, под влиянием которого отчасти находился Рафаэль.
До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей. Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына.
Его красота привлекала женщин, многие из которых позировали ему. Но для Фёдора Михайловича это была максима и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна». В своем творчестве, в частности в «Сикстинской Мадонне», Рафаэль провозглашает собственное понимание философии истории искусства.
Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»). Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку. Еще в 1506 году в Ватикане, по его распоряжению, была создана Швейцарская гвардия, о чем напоминает представленный на выставке освященный парадный меч (Доменико де Сутри, около 1510 года). Как это происходило, подробно рассказывает участник тех событий, писатель и художник Леонид Волынский в своей книге «Семь дней». Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания.
«Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост. У него всё продумано до мелочей. Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. Зеленая драпировка раздвинулась и мы зрим, как к нам шагнула задумчивая, грустная женщина, прижимая к груди дитя. Жизнь Рафаэля оборвалась неожиданно в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года. Они кажутся отвратительными и опасными, как будто преследуют Мадонну, пытаются к ней прорваться, ее «поглотить».
Ею восхищался М. А. Рафаэль оставляет завещание людям. Во второй половине XIX века гравюры с «Сикстинской мадонны» получают все большее распространение. по: Каталог выставки «Сикстинская мадонна». Вот так была организована композиция этой картины. Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского.
Сикстинская мадонна поистине симфонична. Рафаэль и современность. Ее звали Маргаритой Лути и была она дочерью пекаря. Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля4.
Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте»5 или «Вознесении Марии»— алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Справа у края картины, коленопреклонена святая Варвара, тоже мученица, жившая в 3 веке. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин6.
Однако истинным новатором он стал именно в живописи. В то же время в ее взгляде можно увидеть переживания и печаль, ведь она уже знает о тяжелом будущем своего еще совсем маленького сына. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Недаром Леонардо называл музыку сестрой живописи. Художники оставили в своих произведениях грядущим поколениям наследство, которое и поныне считается мерилом совершенства.
Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи. Толстого, в которой приводится уникальная фотография Л. Н. Возможно, это граничит с ранней смертью его собственной матери.