Микеланджело потратил на роспись Сикстинской Капеллы четыре года. Дело было в Риме, в 1514 году, после того, как Микеланджело закончил роспись потолка Сикстинской капеллы и поразил этим весь мир. Не оценим вклад Микеланджело в роспись свода Сикстинской капеллы. При росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело соблюдал главные традиции эпохи Возрождения.
Насыщенность цветов сохранилась благодаря гению Микеланджело, который использовал самые лучшие материалы для красок и расписывал капеллу в технике «буон фреско», то есть ещё по сырой штукатурке. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся.
Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». Второй этаж – основной. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.
Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.
Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. Об этом писал гораздо позднее, в 1523 году в послании Джан Франческо Фаттуччи сам Микеланджело. Однако, это неудивительно, ведь Микеланджело оказал огромное влияние на его творчество.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Например справа — Пьетро Перуджино — искушение христа, то на противоположной стороне искушение моисея история о том как пророк ослеленный гневом становится убийцей. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.
Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора.
В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. 15.
Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет.
Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Сохранились от первоначального проекта два подготовительных рисунка: один, с изображением фрагментов фигур апостолов, в настоящее время находится в Британском музее, другой, с декоративными композициями для ниш— в Детройте. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке.
По его мнению, это обедняло роспись. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. Известный Сикстинский потолок разделен на девять секций, в которых изображены девять историй Происхождения Мира — от стадии Создания к Опьянению Ноя.
Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу. Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей.
Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку.
Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах. На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело.
Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18.
Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить.
Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Сикстинский потолок был первоначально нарисован Пьеро Маттео дЭмилия и представлял из себя усеянное звездами небо. Роспись авторства выдающихся живописцев итальянского Возрождения поражает как масштабом задумки, так и филигранностью исполнения.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах.
Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея). Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка.
Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело, которые по праву считаются вершиной ренессанского искусства. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов.
IX, ст. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви.
Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства. Камин капеллы напрямую связан с трубой, которая дает миру знать результаты выборов. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны.
Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. Точно неизвестно когда престарелый Микеланджело получил контракт, но в Рим он прибыл в сентябре 1534 года, дабы заняться росписью алтарной стены.
Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. Он ненавидел живопись, но задолжал тогдашнему папе Юлию II и ему пришлось отрабатывать. Снизу их не видно из-за выступов карниза.
Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея».
Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. 2. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь.
Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. Указанные сцены чередуются с меньшими по размеру панно: Отделение света от тьмы, Отделение суши от вод, Сотворение Евы, Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя.
Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита.
Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Роспись Микеланджело не походит ни на одну плафонную роспись из тех, что были выполнены в конце XV— начале XVI веков итальянскими художниками. «Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
Он продолжал жаловаться на тяжесть работы и проблемы со здоровьем и закончил утверждением, что не должен был менять свою работу: Я нахожусь не в том месте — я не художник. 4. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки).
Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный.
Но, не тут-то было. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания.
Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31.
На знаменитой «Афинской школе», которая тоже находится в ватиканских музеях, Рафаэль придал Гераклиту образ своего великого учителя. Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого».
В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом.
Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Большие паруса поддерживают свод.
Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Только ответить своим искусством. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Капелла имеет прямоугольную форму и повторяет точные размеры Храма Соломона, как они указаны в Ветхом Завете — 40, 9 метра в длину и 13, 4 метра в ширину. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело.
Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Цикл завершают четыре сцены спасения в угловых распалубках свода, каждая иллюстрирует драматическую библейскую историю: Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий, Наказание Амана. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века. А вот Микеланджело, начавший пользоваться значительным расположением Ватикана, Рафаэлю и Браманте очень мешал, вот таким образом они сговорились и порекомендовалиБуонарротиПапе, как превосходного живописца для росписи потока в капелле. По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон.
Ведущий литературный критик Пиетро Цитати (Pietro Citati) считает, что пьяные толпы туристов относятся неуважительно к уникальным произведениям искусства и что из-за этих толп 14-летние реставрационные работы, которые были завершены в 1990-х годах, следует начать снова. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. В противовес широко распространенному мнению, Микеланджело нарисовал в стоячем положении. Представляя Микеланджело создающим его легендарные фрески, большинство людей предполагает, что он работал лежа.
По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея.
Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Стены и особенно потолок капеллы были покрыты свечной копотью, люнеты испытали также влияние выхлопных газов и были намного грязнее остальной росписи68. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах.
Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Главная тема цикла— доктрина потребности человечества в Спасении, даруемом Богом через Иисуса. Квириналький дворец был резиденцией Пап в качестве глав Папского государства (Подробнее о резиденциях Пап в Риме см. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников.
Со стены часовни на посетителей взирали ангелы небесные, парящие в облаках, в центре картины были драматически изображен Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. В 1504 году в результате строительных раскопок, которые велись недалеко от капеллы, потолок покрылся трещинами.
Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок.
Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. Но и это ещё не всё. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы. Объяснение напрашивается само собой. Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет».
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. А вот сам мастер оказался не очень довольным.
Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. На нижней части фрески изображен любопытный персонаж.
Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999).
Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. Два ряда фресок Сикстинской капеллы связаны между собой. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Проект серьезно повредил зрение художника. Решения художественных задач, найденные Микеланджело при работе над циклом, получили дальнейшее развитие в произведениях других мастеров изобразительного искусства: иллюзорная архитектура, анатомически верное изображение человеческого тела, перспективное построение пространства, динамика движений, ясный и сильный колорит. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур.
Буонарроти начал роспись Сикстинской капеллы со стены противоположной алтарю и продвигался к алтарной стене. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Специалисты придирчиво удалили слои грязи, сажи и копоти от свечей, существенно украсив цвета вековых картин. Что мог Микеланджело.
Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять».
Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Дымовой сигнал над капеллой сообщает о ходе голосования: белый дым свидетельствует о принятом решении, чёрный – о продолжении Конклава. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
Первый эпизод из центральной группы— Сотворение Адама— одно из наиболее знаменитых изображений в истории мировой живописи. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле.
Итак, 1471 год. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19.
Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Поза, мол, у них слишком неприличная. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах.
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Для самого Микеланджело это становится прекрасной возможностью обозреть выполненную им композиционную часть цикла снизу, без загромождений в виде лесов, без палитр, кистей, красок, картона и прочих мешающих предметов. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева.
И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года. Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок.
Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Ещё выше, в треугольных пазухах сводов, представлены восемь групп людей, не отождествлённых с определенными библейскими персонажами.
Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Он больше похож на Геракла или Аполлона. Противопоставление Нового Завета со Старым является общей темой в христианском богословии и церковном искусстве, но в Сикстинской капелле скрыт другой смысл. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй.
И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески. За этот прошедший год, даже несмотря на проблемы с финансами, папа оказывал давление на Буонаротти, чтобы тот завершил работу как можно скорей. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы.
(Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов.
Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины.
Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. Дело в том, что Микеланджело специально изобразил правую кисть в большем масштабе по сравнению с другими частями тела.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». Говорят, в одну реку не вступишь дважды. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря.
Когда Юлий попросил уважаемого художника переключиться и украсить потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело был очень недоволен. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо. Папская инквизиция Карафы судила каждого, невзирая на ранг и происхождение, вынося один за одним смертные приговоры. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия.
По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ.
Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Однако потолок оставался покрашенным синей краской, на котором красовались золотые звезды.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Микеланджело работал над своей одной из самых знаменитых фресок с 1536 по 1541гг, закончив ее в возрасте 66 лет. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16.
И эти опасения не были беспочвенными. Это письмо опровергает распространённое среди биографов Микеланджело мнение, что именно Браманте подал идею папе, желая дискредитировать своего соперника5. Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим.
И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Сообщение Вазари о том, что однажды Микеланджело пришёл в капеллу раньше всех и запер дверь, чтобы туда, пока он работал, никто не вошёл, вряд ли соответствует действительности. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. Микеланджело расписывал потолок в период с 1508 по 1512 года.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». Через два года после заговора Пацци в 1481 году Сикст IV сблизился с Лоренцо Медичи и группа лучших художников из Флоренции была направлена в Рим для росписи часовни.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. После сюжетов Грехопадения и Изгнания из Рая и Сотворение Евы, которые входят во второй тематический цикл изображения героев становятся крупнее, лаконичнее и намного выразительней.
В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года.
Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника.
Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Так как Микеланджело работал в технике аффреско, каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната. Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска.
В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Микеланджело, накладывая краски иногда заходил за намеченные контуры, а нередко рисовал пальцами, не прибегая к помощи кисти. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом.
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. В XV веке в Италии и во Флоренции в частности, где было сильно увлечение классической литературой и учениями Платона, Сократа, сочетание античной философии и христианских доктрин было популярной идеей. Варфоломея (На фреске Св. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра.
И в ответ услышал: «Когда смогу». Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся.
Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Персонажи не просматриваются на такой высоте.
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Все это время с ним рядом находятся его помощники. Высота капеллы— 20 метров.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Память об этом событии живет во мне до сих пор.
Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Теория Баррето и Оливейры имеет право на существование, хотя некоторые моменты требуют наличия воображения. Сикстинская капелла представляет собой прямоугольное в плане здание длиной 40, 5м и шириной 14м.
Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения — Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей.
Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
(Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. Сам мастер предполагал, что Юлия уговорил дать заказ на роспись Браманте, который не любил Микеланжело и считал что тот не умеет рисовать и опозориться.
Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Помилование мог даровать только Понтифик. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. Капеллу покрывает почти плоский свод.
Высота капеллы— 20 метров. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Большие паруса поддерживают свод. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана.
Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. По углам малых панно располагаются фигуры идеально сложенных нагих юношей, Ignudi, красота их тел— хвала созданного Творцом. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти.
Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире.
Некоторые считают, что слишком много воображения. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу, зачищались, новая джорната приштукатуривалась к уже готовым фрагментам13. Карафа был патологически жесток. Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти.
В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере.
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Сохранились от первоначального проекта два подготовительных рисунка: один, с изображением фрагментов фигур апостолов, в настоящее время находится в Британском музее, другой2829, с декоративными композициями для ниш— в Детройтском институте искусств. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы».
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. Они же являются авторами кафедры хоров.
По мере продвижения к алтарной стене, где изображения становятся более масштабными, Микеланджело достигает наивысшей архитектонической ясности своего замысла. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. И это можно понять по его последним фрескам.
По мере продвижения к алтарной стене, где изображения становятся более масштабными, Микеланджело достигает наивысшей архитектонической ясности своего замысла. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Проектировка специальных лесов становится не единственной проблемой, с которой придется столкнутся великому творцу. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве.
Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. На тот момент – Павел III. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду.
Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Трудности работе добавляло освещение: дневной свет, проникавший через окна и настил, дополнялся неоднородным светом свечей и ламп. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. В них художник изобразил многочисленных предков Христа.
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея.
Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти.
Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом.
В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. В миру его называли кардиналом смерти.
Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком.
Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием.
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть.
Как то вопросы финансирования. Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10.
Он проходил обучение сначала под руководством Доменико Гирландайо известного двумя большими фресковыми циклами в капелле Сассетти и капелле Торнабуони, работавшего также и в Сикстинской капелле. Место конклава. Сикстинская капелла представляет собой прямоугольное в плане здание длиной 40, 5м и шириной 14м. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. До настоящего времени сохранились грубо заделанные штукатуркой и незакрашенные отверстия у основания люнетов, в которых были крепления балок. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества.
Другой мотив— раковина, один из символов Мадонны, предположительно ей была посвящена часовня в 1483 году. Обманчиво скромная снаружи и великолепная внутри, Сикстинская капелла (Cappella Sistina) — это душа и сердце Ватикана. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. История человека продолжилась в грехе и позоре, за что последовало наказание— Всемирный потоп. Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Группы построены по канонам средневекового триптиха, когда центральная панель повествует о главном событии, а картины, обрамляющие её, дополняют рассказ.
Но заказ есть заказ. Однако, после удаления слоёв воска от свечей, освещавших капеллу многие десятилетия, а также сажи и животного клея использованного при прошлых реставрациях, учёные обнаружили, что цвета фресок остались совершенно неповреждёнными, свежими и насыщенными, как и при жизни великого мастера. Август 1510 года приостановил работы над росписью свода: казна понтифика была неспособна финансировать продолжение проекта. Ни в Европе, ни в восточных странах.
Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. И для того были веские причины. Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок. 10. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи.
Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера». Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества.
Длина изображения почти полтора метра. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета.
Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности). И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами.
Прим. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Сикстинская Капелла имеет три этажа.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли.
Ниже представлены семь удивительных фактов об известном потолке капеллы и художнике, который украсил его. 1. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Прямоугольное помещение имеет размеры 40, 9 на 13, 4 метров и 12 окон. Она откроет себя во всем своем богатстве, – сказал он.
Это «Лоджии» Рафаэля, потолок которых повторяет большинство из библейских сюжетов, которые использовал Микеланджело. IV). Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. В 1487 – 1488 годах художник имел возможность ознакомиться с техникой работы над фреской в мастерской Гирландайо, работавшим в тот период над часовней церкви Санта-Марии Новеллы.
Это Харон, который гонит грешников в ад. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. Главным был второй ярус. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. здесь). Да, незадача.
На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах.
Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». Вот что значит гений. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу.
Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Зона люнетов и треугольников над окнами— нижний пояс фресок свода— отведена теме человека земного и предков Христа средний пояс— пророки и сивиллы, обладающие особым знанием, пониманием божественного.
Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. С того времени новый состав раствора для интонако получил широкое распространение в Италии.
По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Заделать их будет невозможно. Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. История человека продолжилась в грехе и позоре, за что последовало наказание— Всемирный потоп. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. История Христа как бы пересекается с историей Моисея. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.