При росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело соблюдал главные традиции эпохи Возрождения. Сикстинская капелла построена и оформлена росписью в эпоху Ренессанса. Папа Сикст IV, впечатлившись его работами, распорядился поставить художника во главе проекта по росписи Сикстинской капеллы, которую к тому моменту уже успели достроить.
Не оценим вклад Микеланджело в роспись свода Сикстинской капеллы. Микеланджело потратил на роспись Сикстинской Капеллы четыре года. 31 октября 1512 года в Риме состоялось торжественное открытие обновленной Сикстинской капеллы, явившей миру один из шедевров эпохи Ренессанса – потолочную роспись кисти Микеланджело. Главная жемчужина сооружения – это роспись Сикстинской капеллы. Дело было в Риме, в 1514 году, после того, как Микеланджело закончил роспись потолка Сикстинской капеллы и поразил этим весь мир.
В 1508 году художник приступил к росписи, забравшей у него четыре года жизни: в конце октября 1512 года расписанную Микеланджео Сикстинскую капеллу открыли для посещения. Невероятная красота этого сооружения, его шикарная архитектура и уникальная росписьСикстинской капеллы, вызывают трепет восторга в сердцах как правоверных католиков, так и самых завзятых еретиков.
Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины.
IX, ст. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы.
Цикл повествует создании Богом прекрасного Мира и человека, что человек впал в грех и был наказан смертью и отделением от Бога. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482.
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия.
И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. Помимо центральной фигуры Христа, на фресках изображено много людей. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере).
На «архитектурных» деталях каждый элемент отрисован чёрным. Варфоломея (На фреске Св. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место.
Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. 15. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. И это касалось не только манеры исполнения, но и вообще «иллюзионистской» потолочной росписи. И это можно понять по его последним фрескам.
В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Некоторые утверждали, что в результате этого «все книги о Микеланджело должны быть переписаны».
До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. Во многих росписях художник изображает голых мужчин.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Однако 23 мая 1555 года на Святой престол взошел новый Папа Павел IV Карафа, который до избрания был немного-немало, а инквизитором Неаполя. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого». Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Это «Лоджии» Рафаэля, потолок которых повторяет большинство из библейских сюжетов, которые использовал Микеланджело. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Все тайны Сикстинской капеллы связаны с гениальным художником Микеланджело.
Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта. Джанлуиджи Колалуччи, главный реставратор Лаборатории реставрации Paintings for Papal Monuments, Museums and Galleries, утверждает в своей статье «Цвета Микеланджело открыты вновь», что предыдущие реставраторы решали эту проблему косметически, применяя льняное или ореховое масло, делавшее кристаллический осадок более прозрачным.
На фреске «Сотворение Адама» можно увидеть вокруг Господа силуэт огромного человеческого мозга. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. На последнем этапе для укрепления и защиты поверхности и дальнейшей промывки применялся слабый раствор акрилового полимера. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года.
Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения — Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Говорят, в одну реку не вступишь дважды.
Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 годами. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Зелёная одежда с жёлтыми бликами доработана размывкой чёрным и определена глубокой тенью.
Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Снаружи мы видим невзрачное церковное сооружение, больше напоминающее на оборонительную крепость, но вся красота и все величие кроется внутри. Во время реставрации 1980—1999 годов было обнаружено, что ученики помогали Микеланджело в создании всех трёх композиций из истории Ноя. Да, незадача.
Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года. Правда, некоторые исследователи считают, что не всю копоть надо было удалять, т. к., по некоторым оценкам, Микеланджело сам использовал сажу для более рельефного наведения светотени. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. Высота капеллы— 20 метров.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Помилование мог даровать только Понтифик.
Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы». А вот Микеланджело, начавший пользоваться значительным расположением Ватикана, Рафаэлю и Браманте очень мешал, вот таким образом они сговорились и порекомендовалиБуонарротиПапе, как превосходного живописца для росписи потока в капелле. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы.
Прим. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене.
Но со временем Микеланджело решил сделать роспись исключительно своим творением, а его помощники только осуществляли подготовительные работы. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь. IV).
Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена.
Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. По углам малых панно располагаются фигуры идеально сложенных нагих юношей, Ignudi, красота их тел— хвала созданного Творцом40. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. Второй этаж – основной. Второй— создание первых мужчины и женщины, Адама и Евы их грехопадение и изгнание их из Рая.
Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Заделать их будет невозможно.
Вопреки распространённому утверждению, согласно которому художник был вынужден работать лёжа, Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Потолочная фреска Сикстинской капеллы подвергалась реконструкции. В период между 1980 и 1999 эксперты восстановили избранные произведения искусства в Сикстинской капелле, включая потолок Микеланджело и его знаменитую фреску Страшный суд, созданную в более поздних годах. В первых трёх эпизодах, связанных с Ноем, фигуры персонажей гораздо меньше, количество же их больше, чем в секциях, посвящённых истории сотворения мира. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок.
Вот таким образом он решил укрепить эту постройку. Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом.
Папа Римский Юлий II (преемник Сикста IV) пригласил убрать изъяны на потолке молодого скульптора Микеланджело, который на тот момент не обладал достаточным опытом подобной работы. Эта деталь того же фрагмента показывает яркость цветов после расчистки. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Главным был второй ярус. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.
(Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. С 1481 по 1483 года представители умбрийской и флорентийской школ живописи украшали стены Сикстинской капеллы. Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества.
Вся пазуха справа имеет незаконченный вид. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление.
Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. Сначала Браманте убедил понтифика в том, что обустройство гробницы – дурной знак, который может ускорить уход в мир иной.
Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте.
Это является предметом продолжающихся споров. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды. Большие паруса поддерживают свод.
И для того были веские причины. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Безусловно, он прекрасно понимал, как важен для него этот проект, но с другой стороны тягаться с Микеланджело. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело.
Главная тема цикла— доктрина потребности человечества в Спасении, даруемом Богом через Иисуса. Художественного полотна, сравнимого с ней по своей красоте и эпическому размаху, Вы не встретите больше нигде. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул своим современникам, что он на самом деле изобразил.
Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша.
Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.
А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV.
Действия картин разворачиваются на фоне итальянского пейзажа и архитектурных ансамблей. Мастер показал, что духовная сила связана с высшим разумом. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Как Иона в чреве кита, так и Иисус после смерти на кресте провёл в земле три дня и три ночи. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем».
Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Как показывает история, выбор папы оказался совершенно верным. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Место конклава. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики.
Поза, мол, у них слишком неприличная. Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. Ни в Европе, ни в восточных странах.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. IX, ст.
Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо. В результате многолетней реставрации краски вновь заиграли свежестью, но кое-где пропала деталировка (видимо, нанесенная все-таки по сухой штукатурке), что, разумеется, подлило масла в огонь профессиональных споров. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Однако, это неудивительно, ведь Микеланджело оказал огромное влияние на его творчество.
Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Надо только пояснить, почему от мощи и величия человека, отображенных на потолке капеллы, Микеланджело переходит к изображению людей как жертв судьбы, бессильных игрушек в руках высших сил. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров.
Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения народа Израиля. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Впечатлившись пророками Микеланджело, Рафаэль вернулся к своей фреске с изображением Исайи в церкви Сант-Агостино и, согласно Вазари, хотя она была закончена, он написал её заново, в более сильной манере16.
Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18.
Этот фрагмент «Изгнания из рая» показывает потемнение цвета до монохромного, растрескивание штукатурки, металлические штифты из предыдущей стабилизации, окрашивание от воды, отложение солей, затемнение от селитры и перекрашивание. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Ранее единственной вентиляцией Сикстинской капеллы были верхние окна.
Особого внимания заслуживает произведение Сандро Боттичелли «Юность Моисея». В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. И тогда Браманте предлагает пробить отверстия в потолке для дополнительных веревок с целью закрепления конструкции. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах.
Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. Интонако, слой штукатурки, на который, пока он не высох, наносятся краски из-за повышенной влажности, характерной для климата Рима, стал покрываться плесенью. Вот что значит гений. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти.
В октябре 1511 года Микеланджело писал отцу, что роспись капеллы закончена и папа остался доволен его работой.
Их почти касающиеся пальцы — одно из самых распознаваемых и широко копируемых изображений в мире. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Дело в том, что ее исполнители приняли за аксиому, что Буонарроти расписывал капеллу исключительно по сырой штукатурке, вот таким образом сняли с плафона все «лишнее» вплоть до нижнего штукатурно-красочного слоя. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом.
Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. Были у Сикста IV и светлые деяния. Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа.
Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета.
Его работа являет образы библейских героев и Пророков. На знаменитой «Афинской школе», которая тоже находится в ватиканских музеях, Рафаэль придал Гераклиту образ своего великого учителя. Северная стена капеллы оформлена фресками изображающими историю Иисуса. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Папская инквизиция Карафы судила каждого, невзирая на ранг и происхождение, вынося один за одним смертные приговоры.
Камин капеллы напрямую связан с трубой, которая дает миру знать результаты выборов. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Персонажи не просматриваются на такой высоте. Благодаря новой художественной программе была осуществлена связь между уже написанными фресками на стенах часовни и росписью на потолке: от историй о Моисее к жизни Иисуса Христа. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. Длина капеллы составляет 40 метров, а ширина 13 метров.
Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. Длина изображения почти полтора метра. Зал разделён мраморной перегородкой с красивыми канделябрами. В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Как Иона в чреве кита, так и Иисус после смерти на кресте провёл в земле три дня и три ночи.
Изображения отделены нарисованным архитектурным обрамлением. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. Однако масштабы работы Микеланджело – абсолютно другие.
Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом.
IV). Кольца от селитры являются необратимыми. Но и это ещё не всё. И эти опасения не были беспочвенными. Все это время с ним рядом находятся его помощники.
Это Харон, который гонит грешников в ад. Бактерии и химические загрязнители отфильтровываются. Микеланджело создал специальные «воздушные леса», которые крепились в отверстиях над окнами. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом.
Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. Сохранились от первоначального проекта два подготовительных рисунка: один, с изображением фрагментов фигур апостолов, в настоящее время находится в Британском музее, другой, с декоративными композициями для ниш— в Детройте. На одеждах Даниила такой мягкой градации нет.
Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой.
Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства. Но папа Сикст IV опасался как за свою безопасность, так и за безопасность своих кардиналов. Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника.
Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру.
Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд».
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции.
Память об этом событии живет во мне до сих пор. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Как то вопросы финансирования. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея).
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Кардинал смерти сделал блестящую карьеру и впоследствии, к полнейшему ужасу римлян, взошел на престол в качестве Папы Римского Павла IV.
Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Глаза ребёнка детализированы чёрным и белым. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.
Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Карафа был патологически жесток. Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6.
«Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Интересно, что искусствоведы и биографы великого мастера до сих пор не пришли к окончательной версии почему заказ был отдан именно Микеланджело, который к этому времени был известен исключительно как скульптор, а не художник.
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Известный факт — Микеланджело был не единственным художником, расписывавшим Сикстинскую капеллу.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. В часовне не предполагалось проводить торжественных церемоний.
Проект серьезно повредил зрение художника. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду.
Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века. Медикам известно, что у мужчин левое яичко часто опущено несколько ниже, чем правое, – что хорошо видно при осмотре мошонки: именно так яички подвешены на семенных канатиках. С того времени новый состав раствора для интонако получил широкое распространение в Италии.
Даже в образе Бога – величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Огромный вклад в художественную сокровищницу Рима внес Микеланджело Буонаротти – один из титанов итальянского Возрождения. Эти сочетания цветов, которые лучше всего описать как радужные, можно найти в самых разных местах потолка, включая чулок юноши на люнете «Матфан», на котором бледно-зелёный переходит в красно-лиловый. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. По периметру часовни стоят каменные скамьи.
Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год.
Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Все герои картин обладают могучей физической и духовной силой. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох.
Сравнение двух пазух сводов показывает их различное состояние после реставрации. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Скорее всего, новому понтифику Клименту VII не давали покоя лавры предшественников: ему тоже захотелось внести своё имя в список пап, занимавшихся украшением капеллы. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Фигуры первосвященников расположены в профиль, некоторые в момент благословления, отличаются они лишь наличием книги или свитка в руках.
Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Одной из центральных фресок Микеланджело является «Сотворение Адама». Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности).
Только Иоанн Павел II в 1994 году смог поставить точку в споре богословов и искусствоведов. Визуально стены помещения разделены на несколько зон. Браманте усомнился в Микеланджело, так как тот не имел достаточного опыта в подобных работах, а Россели вступился за честь земляка. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Объяснение напрашивается само собой. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Северная стена была отдана под повествование жизни Христа.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место. Часовня строилась в виде крепостного сооружения прямоугольной формы с тремя этажами. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Итак, 1471 год.
Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Однако право съёмки получила единственная компания — Nippon Television. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново.
Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Спустя 23 года после завершения оформления плафона капеллы, Микеланджело расписал алтарную стену фреской именуемой «Страшный суд». Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
Это символ проявления папской власти и место, в котором по сей день проходят папские выборы.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд».
Произведения описывают крещение искушение, проповеди Христа, а также призвание апостолов. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
Та, что слева имеет тени и детали, прорисованные чёрным. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Микеланджело считал, что природа тела человека первична, а душа — вторична. В образах персонажей ощущается реализм и драматизм, описанных событий.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Высота капеллы— 20 метров.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31.
Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Основные трещины и металлические штифты были заполнены и окрашены по соседним участкам. Потолок капеллы, расписанный Микеланджело, поражает своим обилием ярких персонажей. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».
В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. По мнению того же Штейнберга, левой рукой Творец опирается на младенца Христа, однако эта гипотеза не поддерживается другими исследователями. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.
2. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. В центре композиции Христос и Дева Мария судят весь человеческий род. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Но, не тут-то было.
Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска.
Квириналький дворец был резиденцией Пап в качестве глав Папского государства (Подробнее о резиденциях Пап в Риме см. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Он больше похож на Геракла или Аполлона. В миру его называли кардиналом смерти. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти.
Внешний вид здания был лишён какой-либо помпезности. Хорошим примером служит сравнение Ливийской сивиллы и пророка Даниила, находящихся рядом. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей».
И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2.
Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью.
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Само собой, нагие фигуры на фреске Сикстинской капеллыПавлу IV Карафа не понравились и, воспользовавшись тем, чтоТридентский собор, состоявшийся еще в 1545 году, осудил использование обнаженных изображений в религиозном искусстве, Карафа потребовал, чтобы голые Святые кисти Микеланджело были приведены в приличный вид.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Над фресками Микеланджело работал с 1508 по 1512 года. Южная сторона часовни обрамлена циклом картин, которые рассказывают о деяниях Моисея. Многие годы историки утверждали, что таким образом Браманте пытался навсегда дискредитировать художника, ранее не занимавшегося живописью. Сикстинская капелла была сооружена на месте, где до неё существовала «Великая капелла» (итал.
Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Другой мотив— раковина, один из символов Мадонны, предположительно ей была посвящена часовня в 1483 году37. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета.
И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески. Ежегодно 5 миллионов туристов стремятся в Ватикан, чтобы увидеть грандиозное творение Микеланджело, но не все знают эти 7 интересных фактов о самом популярном месте Ватикана. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). На потолке капеллы изображены следующие произведения: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Солнца и Луны», «Сотворение Евы», «Первородный грех», «Изгнание из Рая». Наиболее неожиданным аспектом цвета было обращение Микеланджело с тенями.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Сообщение Вазари о том, что однажды Микеланджело пришёл в капеллу раньше всех и запер дверь, чтобы туда, пока он работал, никто не вошёл, вряд ли соответствует действительности.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.
Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Правда, художник пытался как мог их сохранить, но они откровенно портили целостность композиции и от идеи пришлось отказаться. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку.
Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Это искусство известное в античном мире, к XV веку оказалось практически забыто. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия.
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения.
Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета.
Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. здесь). К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. На заключительном этапе, официально завершившемся 11 декабря 1999 года66, реставрировались фрески стен капеллы, написанные Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и другими художниками. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. Некоторые считают, что слишком много воображения.
Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». Селитра вызывает выцветание.
Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. Первый эпизод из центральной группы— Сотворение Адама— одно из наиболее знаменитых изображений в истории мировой живописи.
Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно.
Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. В общей сложности художники создали 16 фресок изображающих библейские сюжеты.
До расчистки она тоже имела чёрную прорисовку теней одежд и архитектурных деталей. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Мнения исследователей относительно того, кого представляет женская фигура в свите Творца, расходятся.
Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера. Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла.
По его мнению, это обедняло роспись. Что мог Микеланджело. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла.
Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). Большие паруса поддерживают свод. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов.
Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера». А вот сам мастер оказался не очень довольным. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. На нижней части фрески изображен любопытный персонаж.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов.
Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке.
Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
Куратор группы Фабрицио Манчинелли ссылается на французского путешественника XVIII века де Лаланда, писавшего, что окраска потолка была в то время монотонной, «с тенденцией к тусклому красно-серому». Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Папа являлся своеобразной одиозной личностью.
Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Оппоненты же утверждали, что художник мог что-то и поправлять посуху. Более известная как Сикстинская капелла, часовня прославилась, прежде всего, фресками, украшающими ее интерьер и потолок.
Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. Большие паруса поддерживают свод. Верхний ярус, опоясанный окнами-бойницами, предназначался для вооружённых солдат. Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38.
Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции. Обманчиво скромная снаружи и великолепная внутри, Сикстинская капелла (Cappella Sistina) — это душа и сердце Ватикана. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. На тот момент – Павел III.
А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур.
Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету.
И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Нижняя часть украшена серебряными и золотыми драпировками. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Солевые отложения карбоната кальция обрабатывались раствором диметилформамида.
Они же являются авторами кафедры хоров. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу. Специально назначенные, 120 епископов и архиепископов запираются в часовне и не покидают её, пока не изберут нового папу. Большинство фигур этой иллюзионистской архитектуры имеет, вероятно, лишь декоративное значение.
Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера.
В них художник изобразил многочисленных предков Христа. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». Меньшие трещины стали более заметны, контрастируя с яркой поверхностью. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение.
Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней.
Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. украсили стены Сикстинской капеллы.
Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. После сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами в 1481-83 гг. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца. Только ответить своим искусством. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». На верхнем ярусе расположены портреты первых правителей Папской области.
В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны.
Около 1547 года Паоло Джовио писал, что потолок повреждается селитрой и трещинами. Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов.
Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. 500 лет назад, 31 октября 1512 года, Папа Юлий II отслужил торжественную вечерню в честь создания фресок на своде Сикстинской капеллы. Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). Насыщенность цветов сохранилась благодаря гению Микеланджело, который использовал самые лучшие материалы для красок и расписывал капеллу в технике «буон фреско», то есть ещё по сырой штукатурке. Однако, как показала реставрация, законченная в 1994 году, колористическое решение цикла с яркими и сильными цветами предвосхитило находки лучших мастеров маньеризма.
По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся. Средний ряд представлен фресками, описывающими земную жизнь Иисуса Христа и Моисея. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. Начальный этап художник проделал с привлечением помощников, так, сцену Всемирного потопа писали в том числе Джулиано Буджардани и Франческо Граначчи.
Высота капеллы— 20 метров. К Адаму летит Творец, протягивающий ему руку, тем самым давая жизнь. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина.
В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Фреска описывает сразу несколько событий в пределах одной композиции. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире.
Первоначально фресок было 16, сохранилось 12. На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Но заказ есть заказ. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Заметив, что панели слишком переполнены, а персонажи просматриваются на такой высоте неразборчиво, он изменил стиль росписи: после Грехопадения и Изгнания из Рая и Сотворения Евы изображения стали более лаконичны, рисунок смелым, фигуры героев крупнее их жесты проще и выразительней24. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Реставраторы промывали поверхности с помощью различных растворителей. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра.
Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Такой тип лесов, адаптация известной конструкции, позволял работать сразу по всей ширине свода12. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли.
Это были Сандро Ботичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Сикстинская Капелла имеет три этажа. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
И в ответ услышал: «Когда смогу». Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея».
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. В связи с возросшим интересом к наследию языческого Классического мира, когда ученые обращались от изучения латинских трудов средневековых отцов церкви к трудам античных авторов, присутствие в Сикстинской капелле персонажей языческого мира вполне закономерно55. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Эти слова убедительно подтверждаются работой великого художника над росписью свода Сикстинской капеллы. В своей росписи Микеланджело учел архитектурные особенности капеллы. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах.
Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета.
10. Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Он настолько мал, что ему приходится сражаться с врагом без одежды, так как для него оказались велики доспехи царя Саула.
С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея).
Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Манчинелли пишет, что реставрация открывает «нового Микеланджело» как колориста и что этот «новый характер гораздо лучше подходит к своему историческому положению». Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. А к заговору был причастен и сам Папа, в тайне, желающий избавиться от молодых Медичи, ведь слава, богатство и могущество семьи Медичи росли день ото дня.
Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами. Фасад церкви увенчан цилиндрическим сводом и украшен двенадцатью стрельчатыми окнами. Бессмысленно пересказывать сюжет этой фрески Сикстинской капеллы – лучше своими глазами увидеть ее на фотографиях, благо сегодня найти их не составляет труда.
Интересно, что сам мастер считал себя скорее архитектором и скульптором, чем художником — роспись была для него новым и слабо освоенным делом. Капеллу покрывает почти плоский свод. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. Архитектором капеллы назначили Баччо Понтелли.
Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Это была, возможно, одна из самых громких и спорных реставраций века.
И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама.
Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». Стены часовни разделены на три горизонтальных уровня, в верхнем ряду с каждой стороны располагается шесть окон.
Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной.