Ежедневно Сикстинскую капеллу посещают тысячи паломников и туристов, чтобы полюбоваться монументальным описание второго пришествия Христа, фреской Микеланджело Буонарроти Страшный суд, которая не перестает восхищать и оставляет на память незабываемые ощущения. Фреска «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле совершенно по-новому разрабатывает и воплощает эту идею. «страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы. «страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.
Сикстинская капелла, задняя стена, картина «Страшный суд» (Микеланджело Буонаротти, 1539 года, когда ему было 87 лет). Именно «Страшный суд» у Микеланджело в Сикстинской Капелле отнял последние силы и вызвал тяжёлые душевные мучения, но возможно именно эти эмоции и сделали эту картину настолько потрясающей и волнующей. «страшный суд» Микеланджело вписывается во всю программу Сикстинской капеллы.
К примеру, один из самых ярких мастеров раннего Возрождения, Беато Анжелико изображает «Страшный суд» в общепринятом смысле: праведники уже отделены от грешников, одних ждет блаженство врайском саду, других — адские муки. Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника.
В 1508-1512 гг. Единственным исключением стали изображения святого Власия и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. И снова Микеланджело постигло разочарование.
Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным.
В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин». Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью.
«Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов.
Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. 15. При этом и Иисус Христоc и Дева Мария и апостолы изображены традиционно и упорядоченно. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).
Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Такой тип лесов позволял работать сразу по всей ширине свода. Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных.
Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации.
В католической контрреформации, Страшный суд был объектом тяжелого спора между критиками и теми, кто понял идею художника и его стиль, стиль маньериста живописи. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Искусствовед В. Н. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
В Католической церкви считается первым папой римским. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года. В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Буонарроти начал роспись Сикстинской капеллы со стены противоположной алтарю и продвигался к алтарной стене.
Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Не отказывается он от участия и в самой войне. Справа, под ногами Христа, расположен Святой Варфоломей, который в одной руке держит оружие, которым мучители с него содрали кожу, а в другой – саму содранную кожу. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия.
Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Среди других фигур выделяются две женщины: одна с обнажённым торсом и другая, склонившая перед первой колени.
Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» – описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Он считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.
И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года.
Длина изображения почти полтора метра. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, 10 дней. 625х662 см.
Во время последней реставрации было принято решение «раздеть» фигуры обратно, явив миру авторский замысел. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн».
Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано». Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см).
По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. И вновь Микеланджело не интересуют ни природа, ни детали: одно лишь человеческое тело. Бог сообщил Ною о своём решении и повелел построить ковчег.
Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999).
Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. Но некоторые элементы было решено оставить как памятник цензуре XVI века. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей.
На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. За ней – Иосиф Обручник. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха.
В напряжённых выражениях лиц ангелов с широко раскрытыми глазами предвосхищается мрачное видение конца времен: не духовное спокойствие и просветление спасённых, а тревога, трепет, подавленность, резко отличающие произведение Микеланджело от его предшественников, бравшихся за эту тему. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом.
Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. К началу постройки ковчега Ною было 500 лет, у него было три сына. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира.
Это одна из двух последних законченных работ Микеланджело. Апостол Пётр – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко.
«Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. «Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы.
Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII. На первом плане изображена Дева Мария. Но, не тут-то было.
Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей».
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Осознание того что это труд практически одного лишь человека повергает в шок. Поза, мол, у них слишком неприличная. К нему обращались и в Средние века и во времена Возрождения. Ной исполнил указание и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым.
Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. И это неслучайно. На заднем плане и несколько в стороне – Иоанн Креститель. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом.
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине. Некоторые блаженные из числа воскресших устремляются наверх, вовлечённые в общее мощное вращательное движение. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21».
10. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Таким образом, во время работы Микеланджело в капелле могли проходить службы. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние.
Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV.
Четвертый Ангел вострубил и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их и третья часть дня не светла была – так, как и ночи. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «». собирался сбить фреску. Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации.
Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации.
Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. Что мог Микеланджело.
Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Здесь же можно увидеть Иоанна Крестителя в меховой шкуре, его Даниэле да Вольтерра также прикрыл одеждами. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы.
В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. В напряжённых выражениях лиц ангелов с широко раскрытыми глазами предвосхищается мрачное видение конца времен: не духовное спокойствие и просветление спасённых, а тревога, трепет, подавленность, резко отличающие произведение Микеланджело от его предшественников, бравшихся за эту тему21. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом». Согласно архивным документам, работы по подготовке к росписи продолжались с января по март 1536 года.
И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету (отсюда слова «хам», «хамский», означающие человека, совершающего неприглядные или грубые поступки, унижающие человеческое достоинство). Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Папа же, прежде всего соблюдая интересы своей семьи, срочно примирился с испанцами и подошел к Флоренции, осада которой длилась 11 месяцев. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. 1514—1519).
Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Этот момент и изображён на фреске Микеланджело. Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. Страшный суд (итал. Giudizio universale, букв. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы.
Варфоломей, так как мог ощущать презрение, когда был приглашен рисовать сцену страшного суда. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы.
Микеланджело сам создал «летящие» леса. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Очевидно, что художник нарисовал огромный мужской детородный орган в состоянии возбуждения. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро.
При позднейших исследованиях фрески, помимо добавления драпировок, не обнаружено никаких вмешательств в авторскую живопись Микеланджело. Апостольский дворец Капелла Паолина (Ватикан)Фреска написана в период 1546-1550 гг. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными.
Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).
Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.
Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах. Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году.
Фреска. Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события.
Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Далее, как сообщает Вазари, 1 ноября 1509 года леса были демонтированы, дабы их перенесли в другую половину часовни. rotondo – круглый). Тема тондо – Святое семейство.
Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник».
Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. Не отказывается он от участия и в самой войне. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Он немедленно учредил папскую инквизицию, которая безжалостно карала всех вне зависимости от ранга и положения, выступала за мрачное правосудие и осуждение пороков.
Когда стена была готова для росписи, между Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо, до того времени другом и сотрудником мастера, возник спор. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Символически изображается с ключами от рая, стражем которого является. Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело.
Только ответить своим искусством. Они не смотрят на Христа. Говорят, в одну реку не вступишь дважды. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся. Пусть он мир приведёт в пристойный вид».
Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Возможно, это древние язычники, ожидающие крещения. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим.
На росписи размером около 200 кв. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано»11 (то есть Себастьяно дель Пьомбо).
Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы.
Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником.
Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта.
Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой.
Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй.
Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Варфоломея кожи. Невозможно объяснить словами что чувствуешь находясь в этом месте. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Джорджо Вазари был в числе первых, пораженных грандиозностью «Страшного суда», позже он напишет: «Помимо красоты необыкновенной в творении этом видно такое единство живописи и ее выполнения, что кажется, будто написано оно в один день, причем такой тонкости отделки не найдешь ни в одной миниатюре и, по правде говоря, количество фигур и потрясающее величие этого творения таковы, что описать его невозможно ибо оно переполнено всеми возможными человеческими страстями и все они удивительно им выражены.
После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам.
При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого». Искусствовед В. Н. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль.
«Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Кампаний, направленных на то, чтобы прикрыть и закрасить обнаженные тела было несколько: одна из них при жизни Микеланджело и несколько других в последующие века. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года.
Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
С левой стороны почти все персонажи— женщины: девственницы, сивиллы и героини Ветхого Завета. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине».
Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях. Не стал исключением и «Страшный суд». Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185.
Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Он больше похож на Геракла или Аполлона.
Не отказывается он от участия и в самой войне. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её.
Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка.
На смену ей пришла новая идеология и новое искусство. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. Ему не удалось создать цельной сцены. Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли и. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году).
Известный факт — Микеланджело был не единственным художником, расписывавшим Сикстинскую капеллу. Недаром он изобразил себя в виде содранной со св. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. Молодое поколение боготворило Микеланджело, но это не могло вывести его из глубокой депрессии: ведь он был свидетелем медленного угасания эпохи гениев-гуманистов, вера которых рассыпалась в прах. по заказу папы Павла III. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон.
Обычно Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы (кровоточащие раны от следов гвоздей, которыми Он был прибит к Кресту). Христос Микеланджело изображён на фоне облаков, без алой мантии владыки мира, показан в самый момент начала Суда. Панель «Наказание Амана» повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем».
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Кроме того, вопреки традиции, художник изобразил Христа-Судию безбородым. Восторг вызывает каждая деталь фрески. Однако 23 мая 1555 года на Святой престол взошел новый Папа Павел IV Карафа, который до избрания был немного-немало, а инквизитором Неаполя.
Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела.
Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха.
Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Художник работал над фреской четыре года— с 1537 по 1541. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу.
Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. А вот Микеланджело, начавший пользоваться значительным расположением Ватикана, Рафаэлю и Браманте очень мешал, вот таким образом они сговорились и порекомендовалиБуонарротиПапе, как превосходного живописца для росписи потока в капелле. А вот сам мастер оказался не очень довольным.
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см).
Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Сцену Страшного суда художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Христос, по его мнению, должен был быть во главе сонма ангелов, в то время как у Микеланджело главный герой – человек. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу.
Его нагота вызвала осуждение. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Все годы, проведенные в труде над этой картиной, Микеланджело жил уединенно, лишь иногда пользуясь обществом немногочисленных друзей.
Работа над «Страшным судом» продолжалась почти 8 лет. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров.
Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Но и это ещё не всё. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15. Объяснение напрашивается само собой. Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком.
Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25. Главным был второй ярус. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Когда Микеланджело узнал об этом, он сказал: Передайте папе, что это дело маленькое и уладить его легко. «Страшный суд» — сюжет довольно распространенный.
Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. Бог решил истребить всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью. Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии.
Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду. Интересно, что именно рабочих дней (джорната, день — единица измерения времени при работе с фреской) было не многим более 450. Она восхитительна с любого ракурса. На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро).
Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её.
Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» (то есть Себастьяно дель Пьомбо). «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.
Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок.
Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 гг. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. По его мнению, это обедняло роспись.
В толпе низвергаемых грешников оказался и папа Николай III — тот самый, что разрешил продажу церковных должностей. Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой. Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение.
Наводнение длилось 40 дней и ночей и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остался лишь Ной и его спутники. На фреске Микеланджело изображён момент отплытия ковчега и весь ужас надвигающейся вселенской катастрофы: отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины.