«шулера»— картина итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо, написанная около 1594 года.
Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет). Затем он подошёл и принялся молча её рассматривать, то отходя на несколько шагов от картины, то снова к ней приближаясь. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски.
Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Такое изображение стало возможным прежде всего благодаря работе со светом. Он мог так сидеть часами.
Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. И это самое ценное в картине.
Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Но любил ли он её, трудно сказать.
Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. В 2006 году британский искусствовед Денис Махон приобрёл на аукционе «Сотбис» копию «Шулеров». Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Будучи старшим по возрасту и самым опытным в мастерской, Просперино умел сглаживать острые углы и улаживать любые конфликты.
Аннучча была признательна ему за заступничество. Но хозяин мастерской решил оставить заинтересовавшую многих картину при себе, заявив, что с подмастерья причитается за постой. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника.
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея и говорит ему: следуй за Мною. Он же набивал себе цену и, как разборчивая невеста, не торопился с ответом, благо крыша над головой у него была, да и в кармане кое-что позвякивало.
От Дель Монте картина перешла в коллекцию кардинала Антонио Барберини, племянника Папы Урбана VIII (чей портрет Караваджо напишет в 1598 году). Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко.
О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67).
Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха.
О судьбе портрета ничего не известно. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо.
Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен.
«Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. А покровители Караваджо были очень нужны, т. к.
Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе.
Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Рисовал с натуры без эскизов.
Его охватило волнение.
Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Он выступает посредником между Небом и Землёй. Она находилась у южного склона Капитолийского холма близ устрашающей Тарпейской пропасти, куда в былые времена сбрасывали приговорённых к смерти предателей.
По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. 16 января 2015 года Высокий суд Лондона вынес решение в пользу «Сотбис», объявив, что согласно экспертной оценке картина скорее всего принадлежит кисти другого художника, вследствие чего истец выплатил «Сотбис» 1, 8 миллиона фунтов стерлингов за судебные издержки.
Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника.
Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Считается, что Караваджо первым ввёл в итальянскую живопись жанр натюрморта, хотя предметы неживой природы нередко появлялись в работах на религиозные сюжеты, например, у известного венецианского живописца XV века Карло Кривелли, который жил и творил в глухой провинции. Он водил Анну по театрам и ресторанам, нанимал всякий раз извозчика, не скупясь на чаевые, а у лучшего портного заставил упирающуюся подружку выбрать себе по вкусу фасон нового платья. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор.
Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года.
Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Ответить трудно. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась.
Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне.
Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам.
Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа.
Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться.
Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом.
Её официальное название «Кающаяся Магдалина». Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Распрощавшись с приором и сиделками, художник с радостью встретил у ворот госпиталя ожидавших его Просперино и Марио с узелком его пожитков в руке. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба». Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии.
Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Сам Караваджо неоднократно писал по две копии своих картин, как это известно в случае с «Мальчиком, укушенным ящерицей», «Гадалкой» и «Лютнистом». А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней».
Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. В убийстве был обвинён Караваджо. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим.
Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. Род существует до сих пор.
С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. А было ли ему свойственно такое чувство. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Поза у Вакха неудобная. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой.
Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Увлёкшиеся беседой гости и хозяйка дома даже не заметили, как перед ними предстал невысокого роста сухопарый синьор лет тридцати с небольшим, приятной наружности, с орлиным носом под густыми бровями и модной изящной эспаньолкой. Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне.
Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Караваджо был простым каменщиком. Свет – главный участник его картин.
Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. На стороне истца оказался даже директор музеев Ватикана Антонио Паолуччи. Cогласно сохранившейся описи 1605 года, среди его инструментов было обнаружено зеркало.
Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель.
Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати.
Им написаны также «Экстаз св. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. И теперь Sothebys придется приложить изрядные усилия, чтобы отмыть свое честное имя и отбиться от обвинений в непрофессионализме. Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Он выполнял заказы на весьма престижные работы.
Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход.
Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. И он встал и последовал за Ним». Караваджо изобразил этот сюжет как сцену из современной ему жизни. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность.
Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Первой такой работой была «Ваза с цветами». Он ценил эти тихие вечера.
Следующими владельцами «Шулеров» стало семейство Колонна-Шарра. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать.
В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика.
Жизнь завертелась — только поспевай. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. Обычно преданный друг безропотно соглашался ему позировать и искренне радовался, рассматривая собственное изображение на рисунке. Один из них находится в Эрмитаже.
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной.
Он несколько раз попадал в тюрьму. Пришлось завести кошку. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ».
Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени.
Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция». В "Корзине с фруктами" нет ни комнаты, ни стола, ни других предметов, с помощью которых можно создать глубину и передать объемы, тем не менее пространство, в котором размещен натюрморт совершенно осязаемо.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Болезненная синева проступает и на губах полуоткрытого рта с запечатлённой на них то ли гримасой, то ли плутовской улыбкой, словно художник подтрунивает над устроенным им маскарадом. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности.
Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Так появился «Юный Вакх» (95x85).
Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге.
Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные».
Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Картина не была принята единодушно. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Реалистичные сюжеты «Гадалки» и «Шулеров» из уличной жизни внесли свежую струю в тогдашний мир живописи и привлекли внимание к высокому мастерству начинающего художника, проявившемуся в изображении мелких деталей, таких как перчатки с отверстиями для пальцев у пожилого шулера и напряжённый взгляд юного. Но художнику удавалось лёгкой шуткой снять напряжение и тогда лицо миловидной Лючии расплывалось в улыбке. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку.
Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок.
Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении.
Эта мысль, пронизанная величайшей гуманностью и достоверно запечатлённая им на полотне, противоречила устоявшейся традиции и церковным канонам. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. У левого глаза припухлость от ушиба.
По мере сил и возможности он всячески опекал своего малосведущего в житейских делах брата-художника. Один их вид вызывает во рту оскомину. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь.
1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. Под звуки нежной мелодии задремала с Младенцем на руках сидящая на земле Дева Мария, а бодрствующий Иосиф восседает рядом на тюке с пожитками, помогая замешкавшемуся ангелу — у небесного музыканта вдруг лопнула скрипичная струна. Эта картина существует в трёх вариантах. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться.
Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Тут было над чем призадуматься. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх.
Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Он работал с натурщиками как режиссер, выстраивая кадр. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании.
Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый».
Видя сдержанное, чтобы не сказать прохладное отношение друзей к картине, он решил вернуться к вакхической теме и раскрыть её в мажорном ключе. Успех не заставил себя долго ждать. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам.
А бывало, что для него много часов позировала целая группа натурщиков. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. В некоторых случаях, Караваджо работал фрагментарно.
Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Это далось ему с трудом, только благодаря содействию приора, благословившего Лючию на благое дело во имя искусства и, как он шутливо заметил, ради скорейшего выздоровления больного. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы.
«Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла.
Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель.
Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити.