В 1918 году обе коллекции были национализированы, несмотря на то, что про примеру Третьякова и Щукин и Морозов на свои коллекции написали дарственные — на эти бумаги никто внимания не обратил. В отличие от своих братьев Сергей Щукин, страдавший заиканием, до 18 лет прожил в родительском доме, не получая никакого образования. Сергей Иванович Щукин (1854, Москва – 1936, Париж) – московский купец и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ.
Вслед за Матиссом Щукин открыл для себя Пабло Пикассо, картины которого начал активно покупать с 1909, главным образом через галерею Даниэля-Анри Канвейлера. В 1910 году сделал крупное пожертвование в пользу Московского университета: финансировал устройство Психологического института имени Л. Г. Щукиной. В октябре 1913 был выпущен каталог картин щукинского собрания, включавший 225 номеров, а в 1914 журнал «Аполлон» опубликовал очерк Якова Тугендхольда «Французское собрание С. И. Щукина» и фотоснимки многих полотен. В доме Щукиных в Большом Знаменском переулке ( 8) устраивались вечера камерной музыки.
После покупки в 1882 году особняка князей Трубецких в Большом Знаменском переулке С. И. Щукин распродал княжеские коллекции оружия и картины передвижников, приобретя взамен несколько норвежских пейзажей Ф. Таулова, которые положили начало его будущей коллекции. Его братьями были Дмитрий, Иван и Петр Щукины, также купцы и коллекционеры предметов изобразительного искусства. Сергей Иванович Щукин (1854, Москва— 1936, Париж)— московский купец и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ. С 1909 г. щукинский особняк в Большом Знаменском переулке, в котором хранилась коллекция, стал по воскресеньям доступен для обозрения публики.
Сергей Щукин лежит на мон-мартрском кладбище – широкий постамент, массивная гранитная плита. После Октябрьской революции в 1918 г. щукинская художественная галерея была национализирована. «явсё время думаю овашем восхитительном Море, — напишет Щукин художнику по возвращении вМоскву имея ввиду, конечно же, Купальщиц счерепахой. — Яживо ощущаю эту свежесть, это величие океана иэто чувство печали имеланхолии.
1918, осень — опубликован декрет Ленина о национализации галереи Сергея Ивановича Щукина, к тому времени уже эмигрировавшего. За пять лет Щукину удалось собрать самую большую на тот момент коллекцию работ Пикассо в мире. По оценкам аукционного дома Сотбис, стоимость коллекции Сергея Ивановича Щукина на 2012 год составляла 8, 5млрд долларов США.
Особенно тесное сотрудничество сложилось у Щукина с Анри Матиссом, которому Щукин заказал панно «Музыка» и «Танец», а также «Гармонию в красном (Красную комнату)», специально заказанную Щукиным в 1908г. С. и. щукин высказывал свое желание подарить собрание городу. Его дети погибли, правнуки рассеялись по всему свету, родового гнезда Щукиных больше не существует – но в далекой России каждый год отмечают день ангела его любимой жены. Созданный на основе коллекций С. И. Щукина и И. А. Морозова Государственный музей новой западной живописи просуществовал до 1948 г. После его ликвидации фонды были распределены между Эрмитажем и ГМИИ им.
Род Щукиных упоминается в московских писцовых книгах с 1787 года. Исследователи наследия Щукина считают, что его коллекция имела особое значение для развития искусства в ХХ веке, в частности —становления русского авангарда. В. щукин с сыновьями» он стал преемником своего отца.
И Иван Щукин привозил домой фальшивку, а прибыль мошенники и настоятель делили пополам. Родоначальник этой замечательной семьи Петр Щукин происходил из купечества города Боровска Калужской губернии. Сын известного в Москве фабриканта – старообрядца Ивана Васильевича Щукина. В 1884 г. Сергей Щукин женился на Лидии Григорьевне Кореневой (1863-1907), дочери екатеринославского помещика. Хранителем назначена дочь Щукина — Екатерина Сергеевна Келлер.
Интересы Щукина к постимпрессионизму обратились после 1904 года, начиная с этого времени он часто ездит в Париж и даже переводит отдельную крупную сумму на особый счет в Берлине, чтобы оперативно оплачивать покупки — эти деньги ему очень пригодились, когда Щукин оказался в эмиграции. «современный мир не так далек от того, в котором жил Щукин. Сын его, Иван Васильевич, был подлинным основателем щукинской династии. В 1882 году Щукин купил особняк князей Трубецких в Большом Знаменском переулке, 8 затем распродал княжеские коллекции оружия и картины передвижников, приобретя взамен несколько норвежских пейзажей Ф. Таулова, которые стали зародышем будущей коллекции.
В 1918 г. галерея Щукина, находившаяся в Москве, на основании декрета Ленина была национализирована и весной 1919 г. открыта для публичного обозрения как Первый Музей новой западной живописи. Сын известного в Москве фабриканта— старообрядца Ивана Васильевича Щукина. Решение Щукина подарить Москве свою коллекцию и открыть ее для широкой публики было исторически важным. По оценкам аукционного дома Сотбис, стоимость коллекции Сергея Ивановича Щукина на 2012 год составляла 8, 5млрд долларов США111213.
Многолетние комплексные экспедиционные исследования И. С. Щукина на Кавказе и в Средней Азии послужили основой его трудов по физической географии, общей и региональной геоморфологии. Сергей Иванович Щукин родом из купеческой старообрядческой семьи. С 1909 года Щукин открыл свой особняк для посещения всех желающих ознакомиться с коллекцией, что вызвало тревогу у преподавателей Московского училища живописи, волновавшихся за чистоту зрения своих учеников. С разрешения издательства ARTANDHOUSES публикует главу, посвященную знакомству Сергея Щукина с творчеством Анри Матисса и дальнейшим отношениям художника и коллекционера.
С началом Первой мировой войны собирательская деятельность Щукина остановилась: не имея возможности покупать западную живопись, он, в отличие от И. А. Морозова, не проявлял интереса к искусству современных русских художников. Щукин родился в семье известного московского фабриканта Ивана Васильевича Щукина. Летом 1908 года особняк Щукина —дом Трубецких —принял первых посетителей.
В 1912 Щукин увлекся Андре Дереном и за два года приобрел 16 его работ, в том числе «Портрет неизвестного, читающего газету» (1911 – 1914, ГЭ). Особенно тесное сотрудничество сложилось у Щукина с Анри Матиссом, которому Щукин заказал панно «Музыка» и «Танец», а также «Гармонию в красном (Красную комнату)», специально заказанную Щукиным в 1908 г. для столовой. С началом Первой мировой войны в 1914 г. собирательская деятельность Щукина остановилась.
Известно также, что Щукин обладал удивительным чутьем. Сергей Иванович Щукин (1854, Москва — 1936, Париж) — московский купец и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ. Сергей Иванович Щукин родом из купеческой старообрядческой семьи. В. щукин с сыновьями». Галерея Щукина, остававшаяся в целости и сохранности в Москве, 5 ноября 1918 года была национализирована и весной 1919 открыта для публичного обозрения как Первый Музей новой западной живописи.
В отличие от большинства других русских коллекционеров рубежа XIX—XX вв., Щукин покупал картины на свой вкус, предпочитая импрессионистов, а затем и постимпрессионистов. С. и. щукин покинул Россию в августе 1918 г. и поселился в Париже, где умер 10 января 1936 г. и похоронен в семейном склепе на кладбище Монмартр. По оценкам аукционного дома Сотбис, стоимость коллекции Сергея Ивановича Щукина на 2012 год составляла 8, 5 млрд долларов США. О Сергее Ивановиче Щукине, чьи щедрые дары дали возможность создать Alma mater русской психологии – великолепный Психологический институт, готовый к проведению теоретических и экспериментальных исследований, а также к обучению студентов – следует рассказать особо.
В 1883 г. Сергей Щукин женился на Лидии Григорьевне Кореневой, происходившей из украинского помещичьего семейства. По оценкам аукционного дома Сотбис, стоимость коллекции Сергея Ивановича Щукина на 2012 год составляла 8, 5млрд долларов США8910. Хранителем была назначена дочь Щукина, Е. С.
Особенно тесное сотрудничество сложилось у Щукина с Анри Матиссом, которому Щукин заказал панно «Музыка» и «Танец», а также «Гармонию в красном (Красную комнату)», специально заказанную Щукиным в 1908 г. для столовой. Но не потому, что Щукин его собирал. В доме Щукиных в Большом Знаменском переулке ( 8) устраивались вечера камерной музыки.
В 1910 году сделал крупное пожертвование в пользу Московского университета: финансировал устройство Психологического института имени Л. Г. Щукиной. Заказывая двухметровое панно для столовой, Щукин просил выдержать его всиней гамме, поскольку собирался повесить картину рядом сполотнами Гогена, дабы синий контрастировал сярко-желтыми красками таитянских холстов.
И, конечно, в этом можно усмотреть истоки интереса Щукина к Пикассо. После революции принимал участие во 2-й Государственной выставке картин в Москве (1918-1919), выставках группы «Объединенное искусство» (ОБИС, 1925), обществ «Ассамблея» («Группа московских художников», 1924-1929), «Искусство трудящимся» (1925-1928). Его коллекция была недоступна для широкого круга лиц. В 1894 г. Сергей Щукин получает звание коммерции советника за «полезную деятельность на поприще отечественной торговли и промышленности». Они постоянно хотели новых работ». Он не участвовал в торговом доме, был выделен и проживал в Париже, на авеню Ваграм.
Ему предложили стать хранителем музея современного искусства (декрет о переходе его коллекции в собственность государства был подписан Лениным), в который был превращен его дом. Это был своего рода трофей, очень важный трофей для Щукина». Парижский друг Щукина П. А.
Под контролем предприятия «И. В. Они были взбудоражены новым искусством, они хотели совершить революцию в искусстве. В 1908 г. в статье русского искусствоведа П. П. Скончался Сергей Иванович в возрасте восьмидесяти четырех лет и похоронен в Париже.
Это очень большая, монументальная картина. Последней картиной Моне у Щукина стала «Дама в саду», которую он купил в 1912 г. у своего брата Петра. Будущий реформатор живописи вюности инепомышлял об искусстве. Его отличал глубокий интерес к философским и психологическим наукам. Создавалось впечатление фрески иконостаса, как отмечал журнал «Аполлон».
Увлечение оказалось настолько сильным, что он вступил схудожником впереписку. Осенью 1911 г. Матисс совершил визит в Москву, во время которого художник руководил развеской своих картин в так называемой «Розовой гостиной» особняка Щукина, превратившегося в своеобразный московский музей Матисса. Сам Щукин жил в соседнем доме (архитектор А. Э. Эрихсон). Среди художников-импрессионистов, чьи полотна составили основу коллекции С. И.
Щукин дал согласие и поселился в домике привратника. По утверждению наследников Щукина, в 1926 г. он составил новое завещание (первое было написано в 1907, сразу после кончины жены), в пользу семьи, аннулировав тем самым свое прежнее решение, согласно которому коллекция после его смерти должна была перейти в Третьяковскую галерею. Врачи говорили, что дело в какой-то женской болезни. Он предлагал ему дать безвозмездно большое количество картин того или иного художника, с тем, что они смогут официально заявить, что картины этого художника собирает Щукин.
В Москве тогда было много богатых людей, может быть, даже богаче Щукиных, но которые не пользовались далеко тем почетом, который приходился на долю Щукиных. Родоначальником этой одной из старых торговых фирм в Москве был Василий Петрович Щукин, уроженец города Боровска Калужской губернии. Щукин с сыновьями» был огромным. Щукин бесповоротно влюбился в эту картину. «Именно вэтой картине Матисс впервые отчетливо воплотил свое намерение исказить пропорции человеческого тела, чтобы гармонизировать простые смешанные содним только белым цвета иусилить значение исмысл каждого цвета, — говорила первая почитательница художника американская писательница Гертруда Стайн. — Он использовал искажение пропорций так же, как вмузыке используют диссонанс Сезанн пришел ксвойственной ему незавершенности икискажению натуры по необходимости, Матисс сделал это намеренно». Случалось, что между Щукиным и Стайном возникала конкуренция и за конкретные работы: «Самая важная работа в зале, посвященном Пикассо, — «Три женщины», одно из первых кубистских произведений Пикассо 1908 года, удивительный шедевр.
Член московского кружка «Среда». После февраля 1917г. Иван Абрамович Морозов собирал свою коллекцию совсем иначе. Оборот торгового дома «И. В. С 1906 его интересы были сосредоточены на творчестве Анри Матисса, с которым он познакомился в мае того года.
Щукин поддерживал контакты с известнейшим из них, Полем Дюран-Рюэлем6, а у Амбруаза Воллара Щукин приобрёл большую часть своих картин Сезанна (всего у него их было 8). Именно вопрос о существовании этого документа (нигде и никогда не публиковавшегося), впоследствии стал источником споров между наследниками Щукина и Россией. Купил также 16картин П. Гогена («Автопортрет», «Сбор плодов», «Женщины на берегу моря» и др. ).
Пикассо и Матисс жили на его деньги – если бы он не покупал их работы, они, быть может и не дождались бы своего признания. На мой взгляд, это очень важный аспект взаимоотношений между Щукиным и Пикассо. Если Щукин полагался на интуицию, то Морозовнуждался в советах. Увлёкся новой западной живописью. В 1918 собрание картин было национализировано, на его основе создан Музей нового западного искусства. Следующим увлечением Щукина стали фовисты.
Как правило, он сам принимал посетителей и давал разъяснения. А. С. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» рассказывал, что на заданный коллекционеру в начале 1930-х годов вопрос, не собирается ли он подать в суд на советское правительство, тот ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Фовизм, скажет спустя годыМатисс, «стал для меня испытанием средств». Щукин любил говорить: «Хорошая картина —дешевая картина».
Создавалось впечатление фрески иконостаса, как отмечал журнал «Аполлон». Между тем парижский друг Щукина П. А. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» (Нью Йорк, 1954) рассказывал, что на заданный коллекционеру в начале 1930-х годов вопрос, не собирается ли он подать в суд на советское правительство, тот ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Исключением стало московское приобретение картин импрессионистов у брата Петра в 1912 г. За неполных 20 лет С. И. Щукин приобрел 266 (по данным Н. Ю. Семеновой) полотен. Московский коллекционер не собирался скрывать приобретенные им полотна от широкой публики. Советская Россия закрыла его на какое-то время, но это было искусственно.
Уже в 1908 критик П. П. Муратов отмечает влияние галереи Щукина – «как наиболее сильного рассадника западных художественных течений» – на судьбу русской живописи. С 1909 г. С. И. 11 из них происходило из собрания Густава Файе, Щукин купил их оптом в галерее Дрюэ. Вместе с произведениями Матисса они составили главную ценность коллекции. Да и сам он не все в творчестве импрессионистов принимал сразу.
Полотна Пикассо Щукин мог наблюдать и в собраниях ее братьев Лео и Майкла. Современникам увлечение Сергея Щукина казалось блажью. На все собрание Щукин потратил около миллиона французских франков. Щукин приобрел одиннадцать полотен мастера, среди которых были «Сирень на солнце», «Пьеро и Арлекин». Щукин стал обладателем коллекции шедевров мировой живописи.
«Сегодня мы живем в глобальном мире. Зато, распробовав, скупил почти весь таитянский цикл. За безошибочную интуицию и смелость Сергея Ивановича звали в деловом мире «министром коммерции».
Щукин отказался. На брате висел огромный долг, выплатить который он не мог, помощи ждать было неоткуда. (Московские сплетники утверждали, что купца настигла Божья кара, а причиной тому – безбожные увлечения Щукина: он-де развесил в домовой церкви богомерзкую мазню Ренуара и Пикассо. ) Прошло несколько месяцев и застрелился брат Иван, долго и безуспешно просивший его о помощи.
Щукинская фирма была одной из самых уважаемых в Москве. Щукин влюбился вживопись Матисса всем сердцем раз инавсегда. Щукин познакомил москвичей также с картинами А. Руссо (76 в собрании Щукина). Сидение вадвокатской конторе особой радости неприносило. Родоначальник купеческой династии Щукиных Петр торговал мануфактурным товаром в Боровске.
Он ждал несколько лет, прежде чем ему предоставилась возможность получить ее.
11 из них происходило из собрания Густава Файе, Щукин купил их оптом в галерее Дрюэ. Дмитрий Иванович Щукин (1855 – 1932) собирал картины старых западноевропейских мастеров. «Мне очень нравится свежесть иблагородство вашей работы», — написал счастливый обладатель «Игры вшары». В1905-1908 гг.
Из его сыновей наиболее известны: Пётр Иванович Щукин (1853 – 1912) с 90-х годов собирал произведения древнерусского искусства и изделия народных промыслов, а также книги и рукописи по истории России. Через две споловиной недели полутораметровое полотно оказалось вособняке на Знаменке. Бесценное его собрание составляет славу и гордость Музея изобразительных искусств им. И. В. Щукина подробно описал в своих воспоминаниях его сын Петр Иванович. Щукин отказался. 11 из них происходило из собрания Густава Файе, Щукин купил их оптом в галерее Дрюэ. За короткое время он стал одним из самых любимых клиентов парижских галеристов.
Щукины купеческий род, представители которого поселились в Москве в середине 18 века. Год за годом его колорит делался всё насыщеннее инаконец сумрачная гамма ранних «темных картин» вспыхнула. Щукинская коллекция вскоре получает известность. Первый этап формирования коллекции С. И.
Брат Иван прожил жизнь в Париже – там его называли графом Щукиным. Лидочка никогда ничем не болела, а сгорела в три дня. Член МОСХ (с 1943 г. ). Он умер в Париже в 1936 году. Первая его картина, купленная коллекционером в 1898 г. – «Скалы в Бель-Иль» (сейчас хранится в ГМИИ им. Анна Балдассари: «Пикассо создавал новый язык —язык чистой пластики. При этом в дело были приняты четыре его сына: Николай, Петр, Сергей и Дмитрий Ивановичи.
Его собрание помещалось в Староконюшенном переулке, 35 (перестроен). Щукин поддерживал контакты с известнейшим из них, Полем Дюран-Рюэлем, а у Амбруаза Воллара Щукин приобрёл большую часть своих картин Сезанна (всего у него их было 8). Щукин приобрел для своей коллекции и кубистические «Женщину с веером», а также «Фабрику в селении Хорта де Эбро». И вовсе не из-за его богатства. В1911 Матисс по приглашению Щукина гостил у него в Москве.
В пересчете на евро на сегодняшний день это составило бы примерно пятнадцать-двадцать миллионов. Щукина составили гордость самых крупных музеев России». С. И. Он уговорил отца отпустить его, уехал вПариж ипоступил вШколу изящных искусств кГюставу Моро, который вскоре произнес пророческую фразу: «Вам суждено упростить живопись».
Вернулся в Москву в 1876 г. и через два года вошел в состав семейного предприятия И. В. Щукин с Сыновьями. В. Щукин с сыновьями».
Это радовало Сергея Ивановича, но адаптироваться к новой жизни в 63 года было трудно. Сергей Иванович Щукин (1854 – 1936) собрал уникальную коллекцию картин западноевропейских (главным образом французских) художников конца 19 – начала 20 веков помещалась в его доме в Большом Знаменском переулке (ныне улица Грицевец, 8). он вместе с сыном Иваном уехал в Германию, а в 1919г.
Во второй половине XVIII века отправился искать удачу в Москву. Весной 1913 г. коллекционер купил «Арабскую кофейню», самое значительное из марокканских произведений Матисса, а осенью «Портрет мадам Матисс», который стал для него последней, 37-ой, приобретенной картиной этого художника. Зато, распробовав, скупил почти весь таитянский цикл.
Со временем С. И. Так в Москве формируются новые художественные течения (кубофутуризм, неопримитивизм) и объединения (первое из них – «Бубновый валет»).
В 1910-е гг. Щукин поддерживал контакты с известнейшим из них, Полем Дюран-Рюэлем (их познакомил дальний родственник, художник Фёдор Боткин), а у Амбруаза Воллара Щукин приобрел большую часть своих картин Сезанна (всего у него их было 8). «Однажды он пришел на набережную Сен-Мишель посмотреть мои картины», — вспоминал Матисс появление всвоей мастерской Щукина. В«Даме на террасе», считал Яков Тугендхольд, «был весь Матисс» искусство которого открылось во всем своем разнообразии только вгалерее Щукина. Впоследствии полотна из собрания СИ. Его картины демонстрировались в Государственной Третьяковской Галерее (1989 г. ). То же относилось и к Матиссу.
Он получил экономическое образование, окончив Высшую коммерческую академию в Баварии. Щукин открыл свой особняк для посещения всех, кто желал бы ознакомиться с его коллекцией. Его коллекция не была затратным вложением —она была мудрым вложением. Пушкина). Щукину пришлось пережить тяжелую полосу личных трагедий: он потерял брата, двух горячо любимых сыновей (Сергея, которому было семнадцать лет и Григория – двадцати одного года) в 1907г., не оправившись от этого удара, скоропостижно скончалась Лидия Григорьевна.
Как многие из Щукиных, он был человек очень одаренный и интересный. Его внук основал в 1878 году торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями», занимался продажей ситцев Иваново-Вознесенских фабрик, Шуйской и Трехгорной мануфактур по всей Центральной России, в Сибири, на Кавказе, Урале, в Средней Азии, Персии. Работы художника находятся во многих российских музеях. В 1918-м был подписан Декрет о переходе коллекции в собственность государства.
Муратова «Щукинская галерея – очерк по истории новейшей живописи» был впервые указан состав собрания и обнародована воля владельца о передаче в будущем этой коллекции в дар Третьяковской галерее. За короткое время он стал одним из самых любимых клиентов парижских галеристов. Под этим названием первый из щукинских натюрмортов фигурировал на Салоне независимых 1902года, ана выставке вгалерее Воллара в1904году именовался «Серебряный кофейник». После этого мир окрасился для него в черный цвет.
Мы должны открыть мир, ведь он и так совсем маленький. Именно Анри Матиссу московский коллекционер поручил исполнить панно «Музыка» и «Танец», а также «Гармонию в красном (Красную комнату)», специально заказанную Щукиным в 1908 г. для столовой своего особняка. Тогда он пропустил это мимо ушей, но через два года покончил с собой сын Григорий. Это значит, что Щукин понимал все.
После Октябрьской революции Щукин эмигрировал. Щукина был Пабло Пикассо. С. И.
В купеческой среде его уважительно называли «министр торговли». Внуки и правнуки его сегодня живут во Франции и США. В. Щукин с сыновьями».
В августе 1918г. После смерти Ивана Васильевича в 1890 году (он умер 75-ти лет) дело продолжали его сыновья. С. И.
То же относится к кубизму. Его престиж и влияние в Москве были чрезвычайно велики. После знакомства с Щукиным жизнь Матисса кардинально изменилась. Как писал об этой части коллекции Щукина русский журнал «Аполлон», в столовой особняка Щукина картины Гогена висели в плотной развеске, т. е.
Матисс представлял для него мир Востока. Влюбившись вхудожника, он немог успокоиться, пока неполучал желаемую работу. Щукин был очень чувствителен к этому, он был готов к Матиссу. Он заверил Сергея Ивановича, что в этом деле нет никакого элемента «благотворительности» и что они не проиграют, а заработают. Сергей Иванович стал хранителем собственного музея и экскурсоводом.
Предприятие Щукиных торговало ситцем, льняными, шерстяными и шелковыми тканями, платками, бельевым и одежным товаром. У него постоянно собирались его друзья из русских интеллигентов Парижа. «Я не хочу, – говорил он сыну Ивану, – чтобы мои картины прятались где-нибудь в подвале и вытаскивались оттуда поодиночке или продавались». После Октябрьского переворота в январе 1918г., в период борьбы советской власти с «капиталистами» Сергей Иванович был арестован по обвинению в экономическом саботаже, но вскоре освобожден. Участник выставок МОЛХ, «Мир искусства», «Санкт-Петербургского общества художников».
Основной публикой были молодые художники, студенты художественных школ. За короткое время он стал одним из самых любимых клиентов парижских галеристов. Например с 1912 года по 1914-й (всего за два года. ) он купил около 30 произведений Пикассо. Но интересно осознать, что этот открытый мир появился именно тогда, в начале 20 века. Коллекция вызывала живой интерес у новых хозяев жизни. В обществе ходили слухи, что покойница отравилась.
В 1909г. В190915110 художник по заказу Щукина выполнил два декоративных панно для лестницы московского особняка Щукина151 «Танец» и «Музыка». Первые покупки произведений импрессионистов С. И. Щукин сделал в Париже в Салоне Национального общества изящных искусств, затем на парижских выставках, непосредственно в ателье у художников, а также через парижских торговцев антиквариатом П. Дюран-Рюэля, А. Воллара, Д. Канвейлера. К 1914 в коллекции Щукина насчитывалось 37картин Матисса, не считая панно «Танец» и «Музыка». Зато, распробовав, скупил почти весь таитянский цикл. Вдобавок— контракт сгалереей Бернхейм-Жён, которая получает эксклюзивное право на всё, что напишет Матисс, по фиксированной цене за картину всоответствии сформатом плюс процент сприбыли.
Создавалось впечатление фрески иконостаса, как отмечал журнал «Аполлон». Да и вообще —с тех пор прошло больше века, вот таким образом проводить параллель непросто. С. И.
Он говорил: «Я покупаю африканские скульптуры лишь потому, что они помогают мне понимать современность и красоту искусства Пикассо». «Когда я начал писать, я почувствовал себя враю»— вспоминал свои ощущения Матисс. В 1918 оно было национализировано и передано в Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств). В35лет он открывает для себя возможности цвета: вгруппе молодых живописцев, которым после появления на Осеннем салоне 1905года дадут прозвище Lesfauves (дикие), он признанный лидер. Щукин отказался. «Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно иструктурно. Пушкин).
На этот раз Сергей Иванович мечтал ораннем матиссовском натюрморте, вобравшем все живописные находки постимпрессионистов— художников, которыми еще недавно он был так увлечен: Ван Гога, Гогена иСезанна. Он сам мне рассказывал, что когда уже в беженстве он обосновался в Париже, то крупнейший торговец картинами просил его «начать кого-нибудь собирать». Он вел дела фирмы в Москве и имел стальную хватку.
По утверждению наследников Щукина, в 1926 он составил новое завещание (первое было написано в 1907, сразу после кончины жены), в пользу семьи, аннулировав тем самым свое прежнее решение, согласно которому коллекция после его смерти должна была перейти в Третьяковскую галерею. В конце семидесятых годов XVIII века Василий Петрович учредил в Москве торговлю мануфактурным товаром и продолжал ее в течение пятидесяти лет сын его Иван Васильевич в 1838 году основал собственное торговое дело под фирмою «Иван Васильевич Щукин», которую в 1878 году преобразовал в Торговый дом «И. Тогда же состоялось знакомство между коллекционером и художником. Краски принесла мать итут сее сыном случилось настоящее наваждение.
Еще одним любимым художником С. И. Но потом коллекционер приобрел почти весь таитянский цикл этого художника. Закончил Центральное Строгановское училище технического рисования в Москве.
Щукин поддерживал контакты с известнейшим из них, Полем Дюран-Рюэлем3, а у Амбруаза Воллара Щукин приобрёл большую часть своих картин Сезанна (всего у него их было 8). Щукина, был Клод Моне.
Примечательно, что это была первая картина К. Моне, появившаяся в России. Сергей Иванович купит 37матиссовских полотен иотправит мэтру столько же писем. Щукин приобрел для личной коллекции шестнадцать полотен Поля Гогена. перебрался во Францию.
Увидев весной 1906года на Салоне независимых большой холст «Радость жизни», коллекционер захотел познакомиться савтором ипопросил Амбруаза Воллара устроить встречу смсье Матиссом. С. И. «Сожалею, что натюрморт скерамикой перешел вдругие руки Будьте добры, спросите ум-ль Вейль, торговки картинами, за какую цену она согласится продать мне его», — просил Щукин Матисса, скоторым весной 1908года вступил врегулярную переписку.
Молодым художникам буквально «снесло крышу», когда они открыли для себя Матисса, Пикассо, Сезана и Гогена из коллекции Щукина. И тогда Иван решил, что будет жить как прежде. Щукины принадлежали к «цвету» московского купечества не только благодаря богатству. «Если она всё еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой», — сказал он, глядя на «Натюрморт ссупницей», написанный Матиссом год спустя после приезда вПариж. Уехать за границу, бросив на произвол судьбы свое детище, не решался. Щукин поддерживал контакты с известнейшим из них, Полем Дюран-Рюэлем, а у Амбруаза Воллара Щукин приобрёл большую часть своих картин Сезанна (всего у него их было 8).
А. С. Пушкина и отдела современного искусства Эрмитажа. Талантливый собиратель не получил художественного образования, но при выборе картин не без основания полагался на свое собственное мнение, так как был наделен редким даром – «чутьем изящного» (А. С. Собрание Щукиных с 1893 – на Малой Грузинской улице, 15, в специально построенном здании в русском стиле (архитектор Б. В. Фрейденберг). В 1908 году Сергей Иванович принял решение передать свою коллекцию картин в дар Москве. Пикассо (в некотором роде как Малевич) думал об искусстве с точки зрения абсолютных категорий и стремился к реконструкции языка искусства — хоть и не в направлении святости, но с той же идеей создать чистый язык, который мог бы послужить путем к достижению чего-то совершенно нового и неповторимого.
(В 1905 году, когда все были напуганы революцией и коммерция не приносила доходов, Щукин скупил всю московскую мануфактуру и нажил на этом миллион. ) Его жена была первой красавицей Москвы, старший сын подавал большие надежды – отец видел в нем своего преемника, средний стал ученым и лишь младший сын Григорий, от рождения глухой, навсегда замкнувшийся в своем призрачном мире, был болью и горем семьи. Молодые художники стали его единственной по-настоящему благодарной аудиторией. Среди приобретенных московским коллекционером картин Пикассо были следующие: «Любительница абсента», «Старый еврей с мальчиком», «Портрет поэта Сабартеса» и другие работы «розового» и «голубого» периодов творчества художника.
Все развивалось очень стремительно, диалог с молодыми художниками был неизбежен. И Щукин сам (а ведь это была не частная картинная галерея, а его собственный дом) иногда водил гостей по дому, показывал произведения, объяснял, что из себя представляет та или иная картина. 11 из них происходило из собрания Густава Файе. Мы подсчитали ее примерную стоимость на момент покупки.
В1897 он приобрёл первую в России картину К. Моне «Сирень», затем ещё 12полотен этого мастера, в том числе «Полдень», «Вечер», «Стога», «Чайки» и знаменитый «Завтрак на траве». С. И. Столько лет нужды— ивдруг такой щедрый, аглавное, верный клиент. За короткое время он стал одним из самых любимых клиентов парижских торговцев живописью. С. И. К 1914 году в его коллекции было 37 картин Матисса, 50 произведений Пикассо. Щукин не сразу сумел оценить талант Гогена, ограничившись лишь одним полотном.
Далекий от политики, он спокойно встретил Февральскую революцию. У него были другие вкусы иные отношения с художниками. А теперь его коллекция стоит десятки миллионов долларов.
С приходом Советской власти об этом пришлось забыть. Мы работаем с художниками из всех частей света: из Азии, Океании, Африки. По заказу Щукина Матисс исполнил ряд полотен большого формата, в том числе программные для искусства XX века декоративные панно «Танец» и «Музыка» (1910, Государственный Эрмитаж), написанные специально для лестницы московского особняка собирателя. Старый человек уходил, зная, что долг перед близкими он выполнил.
В 1905 передал собрание (около 15 тысяч экспонатов) в дар Историческому музею. Щукин был известным коллекционером новой западной живописи – «искусства живого, активного, действенного искусства сегодняшнего дня» (И. К середине 1900-х гг. Все должно было сложиться иначе. Имя Щукина, доживавшего свой век в эмиграции, в стенах института никогда не упоминалось.
Начиная с 1908 года количество работ в его коллекции резко возросло. С. И. Иван Васильевич Щукин (умер в 1890) в 1838 создал фирму по продаже текстильных изделий в 1878 преобразована в торговый дом «И. В детстве он был самым слабым из братьев: нервным, низкорослым, заикающимся. Среди его фаворитов были импрессионисты и постимпрессионисты. Совладельцами фирмы стали братья Петр, Николай и Сергей. Позже он приобрел еще 15 картин – почти все лучшие творения Гогена.