С разрешения издательства ARTANDHOUSES публикует главу, посвященную знакомству Сергея Щукина с творчеством Анри Матисса и дальнейшим отношениям художника и коллекционера. С началом Первой мировой войны собирательская деятельность Щукина остановилась: не имея возможности покупать западную живопись, он, в отличие от И. А. Морозова, не проявлял интереса к искусству современных русских художников. Щукин несколько раз пытался вступить в члены Союза художников, но все его попытки были безуспешны. «явсё время думаю овашем восхитительном Море, — напишет Щукин художнику по возвращении вМоскву имея ввиду, конечно же, Купальщиц счерепахой. — Яживо ощущаю эту свежесть, это величие океана иэто чувство печали имеланхолии.
«Сегодня мы живем в глобальном мире. Щукин влюбился вживопись Матисса всем сердцем раз инавсегда. По заказу Щукина Матисс исполнил ряд полотен большого формата, в том числе программные для искусства XX века декоративные панно «Танец» и «Музыка» (1910, Государственный Эрмитаж), написанные специально для лестницы московского особняка собирателя. Щукин приобрел для своей коллекции и кубистические «Женщину с веером», а также «Фабрику в селении Хорта де Эбро». 11 из них происходило из собрания Густава Файе. В портретных миниатюрах Щукина, выполненных на слоновой кости (Портрет откупщика А. Н. Шемякина, 1801), проявились лучшие черты его видения — сочетание простоты и одухотворенности, способность воспринять прежде всего поэтическое в натуре.
Щукин бесповоротно влюбился в эту картину. Кроме больших портретов Щукин работал в области портретной миниатюры.
Тоска по родным местам вдохновила его написать ряд картин, посвященных русскому Северу. Щукинская коллекция вскоре получает известность. А. С. Собирать современную западную живопись С. И. Щукин начал еще в конце 1890-х годов. По утверждению наследников Щукина, в 1926 г. он составил новое завещание (первое было написано в 1907, сразу после кончины жены), в пользу семьи, аннулировав тем самым свое прежнее решение, согласно которому коллекция после его смерти должна была перейти в Третьяковскую галерею.
Щукин поддерживал контакты с известнейшим из них, Полем Дюран-Рюэлем (их познакомил дальний родственник, художник Фёдор Боткин), а у Амбруаза Воллара Щукин приобрел большую часть своих картин Сезанна (всего у него их было 8). Щукин выполнил несколько образов для возводимого в Санкт-Петербурге Казанского собора. Щукина был Пабло Пикассо.
Его афиши до сих пор помнят ярославцы за особенную выразительность и оригинальность. Исполненные им портреты отмечены чертами простоты интимности, эмоциональности (Портрет архитектора А. Д. Захарова, около 1804, ГРМ). Сын «армии сержанта». Варнек, В. А.
Увлечение оказалось настолько сильным, что он вступил схудожником впереписку. Мы подсчитали ее примерную стоимость на момент покупки. Это очень большая, монументальная картина.
Единственный в своем выпуске художник-портретист, он удостаивается Большой золотой медали, дающей право на заграничное пенсионерство (1782). Видный педагог, с 1788 г. руководил портретным классом, в 1798-1803 гг. Щукин отказался. По утверждению наследников Щукина, в 1926 он составил новое завещание (первое было написано в 1907, сразу после кончины жены), в пользу семьи, аннулировав тем самым свое прежнее решение, согласно которому коллекция после его смерти должна была перейти в Третьяковскую галерею.
Толбасов, А. И. В 1908 г. в статье русского искусствоведа П. П. Иван Абрамович Морозов (1871 – 1921), младший сын могущественного клана владельцев тверских мануфактур, увлекся живописью еще в юности, в годы учебы в Высшей политехнической школе в Цюрихе. В Париже он учился у исторического живописца Ж. Б. Сюве и пользовался советами А. Рослина.
За ученические работы дважды отмечался серебряными медалями. Тропинин, М. И. Ф. Волкова, сделал декорации к спектаклю «Характеры» по произведениям В. Шукшина. За короткое время он стал одним из самых любимых клиентов парижских торговцев живописью. Чурин, А. В.
Это был своего рода трофей, очень важный трофей для Щукина». 11 из них происходило из собрания Густава Файе, Щукин купил их оптом в галерее Дрюэ. Показательно, что в 1810-х годах в портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались следующие темы: Возвращение ратника к своему семейству, Русская крестьянская свадьба, Русская крестьянская пляска и Ворожба на картах. В35лет он открывает для себя возможности цвета: вгруппе молодых живописцев, которым после появления на Осеннем салоне 1905года дадут прозвище Lesfauves (дикие), он признанный лидер.
По возвращении в Петербург (1786) С. Щукин уже в 1788 году становится руководителем портретного класса Академии, хотя только в 1797 году за «Портрет Павла I» удостаивается звания академика. К моменту выпуска из Академии художник стал именоваться Степаном Семёновичем Щукиным. – классом миниатюрной живописи в Академии художеств. За «Портрет Павла I» (1797), написанный для Сената и отличавшийся, по отзывам современников, чрезвычайным портретным сходством, он был удостоен звания академика. Малюткой отданный в московский Воспитательный дом (существовали даже в XVIII веке такие учреждения прежде всего для солдатских детей), будущий портретист Степан Степанович Щукин через некоторое время обнаружил склонность к рисованию. Матисс не понял заказчика, когда тот говорил о двух лестничных пролетах.
С. И. Щукин поселился во Франции, где прожил вплоть до своей смерти в 1936 году. Еще одним любимым художником С. И. Дени и Боннар создали целые декоративные ансамбли, украсившие дом Морозова на Пречистенке. Родился в семье сержанта Семёна Петрова.
Молодым художникам буквально «снесло крышу», когда они открыли для себя Матисса, Пикассо, Сезана и Гогена из коллекции Щукина. Его можно назвать создателем авангарда наравне с художниками, ведь если бы не он, не его открытость и доступность коллекции, то вряд ли бы те идеи, которые несли в себе создатели русского авангарда, так быстро смогли проникнуть в отечественное искусство. Молодые художники стали его единственной по-настоящему благодарной аудиторией.
Весной 1913 г. коллекционер купил «Арабскую кофейню», самое значительное из марокканских произведений Матисса, а осенью «Портрет мадам Матисс», который стал для него последней, 37-ой, приобретенной картиной этого художника. Экспонировалось около 70 живописных и графических произведений.
Во Франции первый этаж не учитывается и художник решил, что в доме три этажа. Щукин возвратился в Санкт-Петербург и в том же году за «Портрет архитектора Ю. М. Фельтена» был признан «назначенным» в академики и определен преподавателем портретного класса АХ в помощь Левицкому. Столько лет нужды— ивдруг такой щедрый, аглавное, верный клиент. Два года мы занимались исследованиями и теперь я уверена в том, что общение с молодыми художниками оказало сильное влияние на взгляды Щукина. И, конечно, в этом можно усмотреть истоки интереса Щукина к Пикассо.
Кичигин, В. Н. В 1910-е гг. Собрание Щукина можно было с полным правом назвать музеем Матисса и Пикассо. А вскоре маэстро прислал эскизы: "Танец", "Музыка" и "Купальщицы у реки".
Советская Россия закрыла его на какое-то время, но это было искусственно. Он уговорил отца отпустить его, уехал вПариж ипоступил вШколу изящных искусств кГюставу Моро, который вскоре произнес пророческую фразу: «Вам суждено упростить живопись». Мы работаем с художниками из всех частей света: из Азии, Океании, Африки.
С 1782 по 1786 г. – пенсионер Академии художеств во Франции. Тогда же состоялось знакомство между коллекционером и художником. То же относится к кубизму. «Если она всё еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой», — сказал он, глядя на «Натюрморт ссупницей», написанный Матиссом год спустя после приезда вПариж.
учился в Академии художеств у Д. Г. Левицкого. Музей Сергея Ивановича Щукина был открыт для посещения публикой. С 1797 г. – академик за Портрет Павла I (ГРМ). Ему нравилось обучать искусству живописи своих учеников. В Академии молодой Степан Щукин под руководством самого Д. Г.
С 1788 г., после ухода Левицкого из Академии, в возрасте 25 лет Щукин стал руководителем класса. Анна Балдассари: «Пикассо создавал новый язык —язык чистой пластики. С 1975 года работал во Дворце культуры моторостроителей (ныне ДК им.
Можно сказать, что он первый открыл для русской публики этого живописца. Они его уважали и ценили как педагога и как живописца. В Москве состоялась персональная посмертная выставка работ художника Юрия Щукина. Ему очень нравилась эта работа, но мысли о художественном образовании не оставляли его.
Биография Щукина (в деталях уточненная лишь недавно) проста. художники не раз повторяли и варьировали впоследствии это самое известное произведение художника. На все собрание Щукин потратил около миллиона французских франков. Отсюда – определенное сходство палитр художников. Абая, сделал иллюстрации к книгам Олжаса Сулейменова (стихам и роману «Однажды и на всю жизнь»), проиллюстрировал детскую книжку «Сонарда».
В 1804-1810 гг. Сидение вадвокатской конторе особой радости неприносило. Морозову импонировало неброское искусство художников группы «Наби», но он не остался равнодушен и к более авангардным направлениям живописи XX века.
Муратова «Щукинская галерея – очерк по истории новейшей живописи» был впервые указан состав собрания и обнародована воля владельца о передаче в будущем этой коллекции в дар Третьяковской галерее. Щукин не сразу сумел оценить талант Гогена, ограничившись лишь одним полотном. Среди приобретенных московским коллекционером картин Пикассо были следующие: «Любительница абсента», «Старый еврей с мальчиком», «Портрет поэта Сабартеса» и другие работы «розового» и «голубого» периодов творчества художника.
Полотна Пикассо Щукин мог наблюдать и в собраниях ее братьев Лео и Майкла. К тому времени он как коллекционер принял на себя особые обязательства —покупал не для себя, не для собственного удовольствия, но для этих начинающих художников. исполнил ряд образов для Казанского собора в Петербурге. Тропинин.
Далее его путь отмечен спокойной ровностью: в 1797 году — академик (за портрет Павла I), в 1802 — советник в 1809 году его назначают наставником пенсионеров, не имеющих возможности поехать за границу. С живописцами этого направления у Морозова установились наиболее прочные контакты. Вероятно, его концепция была подсказана иутверждена самим ПавломI.
С 1909 г. С. И. Иван Абрамович Морозов собирал свою коллекцию совсем иначе. В то же время в буржуазных кругах Щукина воспринимали как чудака, человека со странностями. Его первым серьезным увлечением стало искусство Моне. Последней картиной Моне у Щукина стала «Дама в саду», которую он купил в 1912 г. у своего брата Петра. Конечно, особенно с точки зрения цен, сложно сравнить мир современного искусства тогда и сейчас.
Сам Щукин, его ученики и др. Через две споловиной недели полутораметровое полотно оказалось вособняке на Знаменке.
Под контролем предприятия «И. В. С 1900 года он сам пытался заниматься живописью, пользуясь советами Константина Коровина. На мой взгляд, это очень важный аспект взаимоотношений между Щукиным и Пикассо. наверное прав он, а не я». В 1911 году по приглашению Щукина художник посетил Россию.
Его коллекция была недоступна для широкого круга лиц. Увидев весной 1906года на Салоне независимых большой холст «Радость жизни», коллекционер захотел познакомиться савтором ипопросил Амбруаза Воллара устроить встречу смсье Матиссом. Его учениками были А. Г. Щукин любил говорить: «Хорошая картина —дешевая картина». Уже в 1908 критик П. П. Муратов отмечает влияние галереи Щукина – «как наиболее сильного рассадника западных художественных течений» – на судьбу русской живописи.
К сожалению, необычайно талантливому художнику было отпущено, очень мало. С. И. Там он учился у таких талантливых педагогов, как А. А. закончил АХ с Большой золотой медалью и был отправлен в пенсионерскую поездку во Францию.
В 1786г. На этом поприще ярко проявился его талант педагога. Парижский друг Щукина П. А.
Щукина, был Клод Моне. Первый этап формирования коллекции С. И. Как правило, он сам принимал посетителей и давал разъяснения. Щукин с сыновьями» был огромным.
Щукин поддерживал контакты с известнейшим из них, Полем Дюран-Рюэлем, а у Амбруаза Воллара Щукин приобрёл большую часть своих картин Сезанна (всего у него их было 8). Зато, распробовав, скупил почти весь таитянский цикл. Одно из лучших сохранившихся произведений живописца – «Автопортрет» (1790-е), в котором отчетливо обнаруживается характерные для его художественного языка простота и строгость. Музей Ивана Абрамовича Морозова был менее доступен, туда попадали лишь избранные ценители. Он говорил: «Я покупаю африканские скульптуры лишь потому, что они помогают мне понимать современность и красоту искусства Пикассо». В начале 1972 г. В. М. Щукин возвратился в Ярославль.
Мы должны открыть мир, ведь он и так совсем маленький. Заболев туберкулезом, Юрий Щукин скончался в 1935 году, прожив чуть больше тридцати лет. Случалось, что между Щукиным и Стайном возникала конкуренция и за конкретные работы: «Самая важная работа в зале, посвященном Пикассо, — «Три женщины», одно из первых кубистских произведений Пикассо 1908 года, удивительный шедевр. В купеческой среде его уважительно называли «министр торговли».
Оформил ряд спектаклей для театра им. Среди художников-импрессионистов, чьи полотна составили основу коллекции С. И. Характерно, что эскиз этого весьма не канонического по решению портрета был одобрен Павлом (тогда как эскиз гораздо более традиционного парадного конного изображения одобрения не получил). Этому способствовал и изменившийся взгляд на себя заказчика портрета, осознающего свою неповторимость, самоценность и стремящегося отделить свое «я» от окружающего. К середине 1900-х гг. Оборот торгового дома «И. В. Они постоянно хотели новых работ». В 1782г. Создавалось впечатление фрески иконостаса, как отмечал журнал «Аполлон».
Между тем искусство В. Л. Боровиковского не покрывает всего разнообразия эстетических тенденций своего времени и по степени значения для будущих путей русского искусства он и Щукин — величины равновеликие. Они были взбудоражены новым искусством, они хотели совершить революцию в искусстве. Первая его картина, купленная коллекционером в 1898 г. – «Скалы в Бель-Иль» (сейчас хранится в ГМИИ им. Его поэтические сборники тепло оценили читатели и литераторы Оренбуржья. Впрочем, успехи С. С. Сын «армии сержанта».
Краски принесла мать итут сее сыном случилось настоящее наваждение. Художник сам пишет стихи и прозу. Выставка представляет творчество художника в ретроспекции. За «Портрет ПавлаI» (1797), написанный для Сената и отличавшийся, по отзывам современников, чрезвычайным портретным сходством, он был удостоен звания академика.
Будучи крепостным, Тропинин жил в доме учителя, тер ему краски, натягивал и грунтовал холсты. Начиная с 1908 года количество работ в его коллекции резко возросло. Портрет неоднократно повторялся и варьировался Щукиным. По свидетельству Бурышкина, Щукин в разговоре с ним опроверг это утверждение, сказав: «я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа.
Следующим увлечением Щукина стали фовисты. Пушкина). Среди его фаворитов были импрессионисты и постимпрессионисты. Летом 1919 года И. А. Морозову удается получить разрешение на лечение за границей.
Покупка в 1903 году пейзажа Сислея «Мороз в Лувесьенне» положила начало блистательной коллекции. В первое десятилетие 19в. Но потом коллекционер приобрел почти весь таитянский цикл этого художника. Среди его учеников были А. Г. Через Германию он отправился в Париж, а затем в Карлсбад, где вскоре и скончался.
После знакомства с Щукиным жизнь Матисса кардинально изменилась. Отсюда – определенное сходство палитр художников. Захарова. Сам Щукин, его ученики и др.
Она была открыта в январе 1938 года в выставочном зале Московского областного союза советских художников (МОССХ). В Париже он учился у исторического живописца Ж. Б. Сюве и пользовался советами А. Рослина. Все развивалось очень стремительно, диалог с молодыми художниками был неизбежен. «Сожалею, что натюрморт скерамикой перешел вдругие руки Будьте добры, спросите ум-ль Вейль, торговки картинами, за какую цену она согласится продать мне его», — просил Щукин Матисса, скоторым весной 1908года вступил врегулярную переписку. Но подлинной страстью собирательской деятельности С. И. Щукина стало искусство Анри Матисса.
Уже в это время будущий художник проявил способности к рисованию и в 1776г. Так в Москве формируются новые художественные течения (кубофутуризм, неопримитивизм) и объединения (первое из них – «Бубновый валет»). Это один изсамых необычных парадных портретов русских императоров. Его художественные искания находятся в русле европейского искусства этого времени. Шемякина, около 1804, ГРМ).
Часто его картины сопровождаются авторскими стихотворными формами. Его образам предельно чужда классицистическая парадная представительность — нередко его герои смотрят мимо зрителя (Автопортрет, Портрет Ю. М. Фельтена) их спокойному достоинству противопоказана любая форма демонстративности. Отношение портретиста к своему герою тоже явлено в каждом образе. Год за годом его колорит делался всё насыщеннее инаконец сумрачная гамма ранних «темных картин» вспыхнула.
Вслед за Моне наступает этап увлечения Сезанном, Ван Гогом и Гогеном. В«Даме на террасе», считал Яков Тугендхольд, «был весь Матисс» искусство которого открылось во всем своем разнообразии только вгалерее Щукина.
Остановившись в доме Щукина в Москве, он сам развесил свои полотна. Но интересно осознать, что этот открытый мир появился именно тогда, в начале 20 века. Уже в это время будущий художник проявил способности к рисованию и в 1776 г. был принят в Петербургскую академию художеств, где обучался в портретном классе Д. Г. Левицкого. Его коллекция не была затратным вложением —она была мудрым вложением.
Некоторое время работал в театре им. Если Щукин полагался на интуицию, то Морозовнуждался в советах. «Именно вэтой картине Матисс впервые отчетливо воплотил свое намерение исказить пропорции человеческого тела, чтобы гармонизировать простые смешанные содним только белым цвета иусилить значение исмысл каждого цвета, — говорила первая почитательница художника американская писательница Гертруда Стайн. — Он использовал искажение пропорций так же, как вмузыке используют диссонанс Сезанн пришел ксвойственной ему незавершенности икискажению натуры по необходимости, Матисс сделал это намеренно». Настоящим увлечением Морозова с 1905 года стали художники группы «Наби» – Боннар, Вюйар, Дени.
«Когда я начал писать, я почувствовал себя враю»— вспоминал свои ощущения Матисс. В 1894 г. Сергей Щукин получает звание коммерции советника за «полезную деятельность на поприще отечественной торговли и промышленности». С. И. Между тем парижский друг Щукина П. А. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» (Нью Йорк, 1954) рассказывал, что на заданный коллекционеру в начале 1930-х годов вопрос, не собирается ли он подать в суд на советское правительство, тот ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Именно вопрос о существовании этого документа (нигде и никогда не публиковавшегося), впоследствии стал источником споров между наследниками Щукина и Россией.
Матисс представлял для него мир Востока. Успехи воспитанника заметили и он был переведен в петербургскую Академию художеств (как мало мы знаем о жизни в Российской империи — существовала, оказывается, эффективно действующая система по воспитанию талантливых детей из нижних слоев общества). Сергей Иванович купит 37матиссовских полотен иотправит мэтру столько же писем. То же относилось и к Матиссу. В 1786 году, сразу по возвращении в Россию за портрет адъюнкт-ректора Академии художеств архитектора Ю. М. Фельтена он признается назначенным, а в 1788 году занимает место Левицкого в руководстве портретным классом. Зато, распробовав, скупил почти весь таитянский цикл. Например с 1912 года по 1914-й (всего за два года. ) он купил около 30 произведений Пикассо. Щукин приобрел для личной коллекции шестнадцать полотен Поля Гогена. В 1882 за программу «портреты в картине: две фигуры с руками поясные, учительница с воспитательницей в приличном их одеянии и упражнении» был награжден золотой медалью и получил аттестат на звание художника 1-й степени.
Степан Семенович (1762, Санкт-Петербург– 1828, там же), русский художник миниатюрист, портретист, автор картин на исторические и религиозные сюжеты. Фовизм, скажет спустя годыМатисс, «стал для меня испытанием средств». По этой или близкой к ней схеме построены не только портреты людей, близких художнику (Портрет А. Д. Захарова, Портрет Ю. М. Фельтена, Автопортрет), но и портреты важных сановников (А. Щукин был очень чувствителен к этому, он был готов к Матиссу.
Примечательно, что это была первая картина К. Моне, появившаяся в России. Варнек и В. А. Добрынина) руководителем изостудии. За короткое время он стал одним из самых любимых клиентов парижских галеристов. Музей Щукина был превращен в Первый музей новой западной живописи, музей Морозова – во Второй музей новой западной живописи. «Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно иструктурно.
Рано потерял родителей и в 1767г. Это было нестолько результатом обдуманного намерения, сколько прирожденной внутренней потребностью». Щукину (1854-1936). Он ждал несколько лет, прежде чем ему предоставилась возможность получить ее.
За период с 1965 по 1971 год поставил следующие картины: «Превращение», «Шрамы старого Еркена», «Почему у ласточки хвост рожками», «Хвостик» и др. Основной публикой были молодые художники, студенты художественных школ. Щукин приобрел одиннадцать полотен мастера, среди которых были «Сирень на солнце», «Пьеро и Арлекин».
Левицкого постигает портретную живопись (1776—1782). В 1786 г. Щукин возвратился в Санкт-Петербург и в том же году за «Портрет архитектора Ю. М. Фельтена» был признан «назначенным» в академики и определён преподавателем портретного класса АХ в помощь Левицкому. Знакомству с новейшими течениями европейской живописи русская публика обязана С. И. Московский коллекционер не собирался скрывать приобретенные им полотна от широкой публики. К моменту выпуска из Академии художник стал именоваться Степаном Семеновичем Щукиным. 11 из них происходило из собрания Густава Файе, Щукин купил их оптом в галерее Дрюэ.
Блестяще окончив институт, Щукин по распределению приехал в Алма-Ату на «Казахфильм», где работал художником-постановщиком мультипликационных фильмов. В 1776-1782 гг. Теребенёв и другие. Будущий реформатор живописи вюности инепомышлял об искусстве. Щукин открыл свой особняк для посещения всех, кто желал бы ознакомиться с его коллекцией. Эта способность тоже позволяет видеть в нем предтечу романтиков. Сюве, адъюнкт-профессора Королевской Академии живописи и скульптуры А. Рослина.
Пикассо (в некотором роде как Малевич) думал об искусстве с точки зрения абсолютных категорий и стремился к реконструкции языка искусства — хоть и не в направлении святости, но с той же идеей создать чистый язык, который мог бы послужить путем к достижению чего-то совершенно нового и неповторимого. «Однажды он пришел на набережную Сен-Мишель посмотреть мои картины», — вспоминал Матисс появление всвоей мастерской Щукина. У него были другие вкусы иные отношения с художниками. К моменту выхода из Академии взял фамилию Щукин. С. И. Да и вообще —с тех пор прошло больше века, вот таким образом проводить параллель непросто.
Влюбившись вхудожника, он немог успокоиться, пока неполучал желаемую работу. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» рассказывал, что на заданный коллекционеру в начале 1930-х годов вопрос, не собирается ли он подать в суд на советское правительство, тот ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Пьер Боннар, ставший любимым художником Морозова, в 1910 году написал для лестницы того же особняка триптих «Средиземное море» (ныне – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), а затем еще два панно на тему времен года.
Как писал об этой части коллекции Щукина русский журнал «Аполлон», в столовой особняка Щукина картины Гогена висели в плотной развеске, т. е. В 1955 году он всё-таки поступил в Ярославское художественное училище. Но после покупки в 1882 г. особняка князей Трубецких в Москве в Большом Знаменском переулке С. И. Щукин распродал княжеские коллекции оружия и картины русских художников-передвижников. Именно Анри Матиссу московский коллекционер поручил исполнить панно «Музыка» и «Танец», а также «Гармонию в красном (Красную комнату)», специально заказанную Щукиным в 1908 г. для столовой своего особняка. Это значит, что Щукин понимал все. В 1797 году за портрет Павла I, который лишен пышности, столь обычной в парадных изображениях царей и отличается необычностью художественного решения, Щукин получает звание академика. Мастер портретной миниатюры (Портрет откупщика А. Н.
Создавалось впечатление фрески иконостаса, как отмечал журнал «Аполлон». Осенью 1911 г. Матисс совершил визит в Москву, во время которого художник руководил развеской своих картин в так называемой «Розовой гостиной» особняка Щукина, превратившегося в своеобразный московский музей Матисса. Впоследствии был принят на работу в цирк художником-оформителем. Так, в 1907 году Морис Дени создал свой лучший монументальный ансамбль на сюжет «Истории Психеи» (ныне – Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) для украшения концертного зала в особняке московского патрона. И Щукин сам (а ведь это была не частная картинная галерея, а его собственный дом) иногда водил гостей по дому, показывал произведения, объяснял, что из себя представляет та или иная картина. С. И. Сергей Иванович происходил из семьи крупнейших предпринимателей, координировавших мануфактурную промышленность Москвы.
Под этим названием первый из щукинских натюрмортов фигурировал на Салоне независимых 1902года, ана выставке вгалерее Воллара в1904году именовался «Серебряный кофейник». «Мне очень нравится свежесть иблагородство вашей работы», — написал счастливый обладатель «Игры вшары». В выборе картин для коллекции Щукин предпочитал полагаться на интуицию.