Василий Шухаев (1887–1973). Василий Шухаев работал в качестве книжного иллюстратора, журнального карикатуриста и художника кино, расписывал особняки, соборы, рисовал портреты. Шухаев, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1887–1973), русский художник, живописец и график, один из самобытных представителей неоклассики в духе «Мира искусства». В 1937 г. Василий Шухаев был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане, где оформлял спектакли и концерты местного Музыкально-драматического театра.
Василий Шухаев – выдающийся русский художник, живописец и график, художник театра и кино, один из самых значительных представителей неоклассицизма. После освобождения Василий Шухаев жил и работал в Тбилиси, преподавал в тбилисской Академии художеств (1947 -1973 гг. ). Его хорошо знал и описал литератор Варлам Шаламов, который упоминал и Василия Шухаева в рассказе «Галстук» из «Колымских рассказов». Василий Шухаев Писал стилизованные под старину портреты, пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены. Василий Иванович Шухаев и его жена Вера Фёдоровна Шухаева были арестованы «по обвинению в шпионаже».
По окончании училища по классу чеканки Василий Шухаев поступает в Петербургскую Академию художеств, где занимается в мастерской Д. Н. Кардовского. Василий Шухаев. Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу художника ХХ века, мастера рисунка и живописи Василия Ивановича Шухаева (1887-1973). Василий Шухаев жил во Франции, возглавляя вместе с А. Е. Яковлевым школу-мастерскую.
(на 35 лет пережил своего товарища Василий Шухаев). Елена Ахвледиани и Василий Шухаев. Шухаев Василий Иванович (1887-1973) – русский и советский живописец, график, сценограф, педагог, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Василий Иванович Шухаев прожил долгую, сложную и яркую жизнь, в полной мере отразившую все драматические коллизии отечественной истории ХХ века. Увлекшись театром, Василий Шухаев в конце 1910— начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин— ходатай свадеб» (Дворянское собрание).
С 1920 по 1935 г. жил за рубежом. В 1940 был переведен в Магадан, где оформил Дом культуры имени А. М. Горького. За это время прошло множество выставок его произведений. В 1920 г. он уехал из России и через Финляндию перебрался во Францию. В 1920-30-е создал множество работ на библейские темы, жанровые полотна, натюрморты, портреты (в том числе А. Бриана, С. Прокофьева, И. Стравинского, Ф. Шаляпина, Н. Слонимского и др. ). По возвращении из ссылки поселился в Тбилиси. Родился в Москве.
В 1912-1914 гг.
Шухаев Василий Иванович родился в семье сапожника, рано осиротел. М. Горького. В 1962 г. была организована первая на родине персональная выставка Шухаева, в том же году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Грузии. Вот таким образом он вместе со своими единомышленниками Кардовским и Яковлевым создает «Цех святого Луки». В 1921 – 1935 жил в Париже.
Свою картину он задумал как портрет своего поколения, построив «хоровую композицию». Коровина, Н. А. В 1915 вместе с Яковлевым выполнил роспись плафона «Девять муз» в особняке Фирсановой на Пречистенке в Москве.
Невероятная работоспособность и любовь к своему ремеслу позволили Шухаеву сохранить свое мастерство. преподавал также в Высшем училище декоративных искусств. Учился в Строгановском училище (1897-1905) у К. А. В 1937 году Шухаева арестовали во дворе Академии по ложному донесению в шпионаже.
В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. При этом полная свобода поисков и экспериментов сочеталась со строгим анализом и логическим обоснованием поставленных художественных задач. Не забыл Александр Яковлев и про близкого друга. Принципиальный и непреклонный как педагог Шухаев, стремился передать ученикам «все знания, умение и мастерство, которым он владел в совершенстве». В 1935 г. В. Шухаев вернулся на родину. В феврале 1935 года он приехал в Ленинград.
«Ш. Вместе с Александром Евгеньевичем Яковлевым, был приверженцем классицизма. Вскоре к нему присоединился Яковлев. Оформлял спектакли: оперу Джузеппе Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета имени С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя.
Художник и жена получили по 8 (10. ) лет лагерей. Однако за начинающего художника заступился А. Н. Бенуа, тут же работа В. Шухаева была признана удачной, а ему самому присвоено звание художника, а за особые заслуги и старание он награждался двухлетней поездкой в Италию от «Русского общества в Риме». Сергей Маковский в журнале «Аполлон» писал: «Иным критикам, утомленным головокружительной сменой измов, померещился в творчестве Яковлева и Шухаева спасительный поворот к искусству уравновешенному и ясному (Игорь Грабарь еще раньше прорицал эру нео-классики, о том же говорил Серов). Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе «Русская академия». Получив академическое пенсионерство (1912), вместе с ним путешествовал по Италии (1913–1914). Без права проживания в 16крупнейших городах страны («минус 16»).
Тема русской истории неоднократно появляется в творчестве Шухаева в эмиграции: помимо иллюстраций, он выполняет стенную роспись на темы сказок Пушкина в концертном зале Парижа, создает декорации к театральной миниатюре «Степан Разин». После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму. Конкурсная картина «Вакханалия» (подражание Рубенсу) дала Ш. возможность стажировки в Италии (предоставлена Обществом поощрения молодых художников). Василий Иванович Шухаев и его жена Вера Фёдоровна Шухаева были арестованы «по обвинению в шпионаже».
«Ш. Пушкина «Пиковая дама» (1922) и «Борис Годунов» (1924) иллюстрированных Шухаевым и сопровождающие их оригинальные листы иллюстраций из музейных фондов. Портрет дамы в парчовом платье (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи. В годы учебы познакомился с А. Е. Яковлевым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.
Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Главный итог поездки, кроме собранных впечатлений, питавших его искусство всю жизнь, — двойной автопортрет Арлекин и Пьеро (1914), написанный совместно с А. Е. Яковлевым, товарищем по мастерской Кардовского, на острове Капри (каждый из них писал самого себя). С 1958 – 1968 годы состоялось 4 персональных выставки мастера.
Идея этого двойного автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911г. Но Сергей Анатольевич, мягко говоря, поостыл. И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью.
Остроумно-сатирические изображения в гоголевском «Носе» (нос идет, нос открывается) соседствуют с точно найденным образом Петербурга. Кардовского. В 1926 исполнил эскизы декораций и костюмов для кинофильмов «Кармен» и «Песнь торжествующей любви». Преподавал в Новой художественной мастерской в Петрограде (с 1915), в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица. В 1897 поступил в московское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, которое окончил в 1906 (педагоги К. Коровин, Д. Щербиновский, И. Нивинский, Н. Андреев, С. Ноаковский, И. Жолтовский). По предложению архитектора А. В. Щусева оба работали над росписями православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлено), в ноябре 1916 – над росписью плафона на тему «Девять муз» для особняка В. И. Фирсановой на Пречистенке в Москве (арх.
В Тбилиси он прожил больше четверти века, до самой смерти. Буду надеяться, что скоро увижу Россию и русские иконы» через полгода в письме Дмитрию Николаевичу: «Хочется очень поучить иконы, дабы выяснить хоть немного технику, ту изумительную технику письма, что в русских иконах имеется. По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси. обучался в императорском Строгановском художественно-промышленном училище под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского (среди других педагогов: И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский), которое закончил в 1906 году и сразу поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, педагог Д. Н. Кардовский. В том же 1918 вместе с Кардовским и Яковлевым («мастера») организовал недолго просуществовавший союз художников «Цех Святого Луки» («подмастерья» Б. Коварский, В, Мешков, Н. Радлов, Н. Ремизов, М. Фохт). Вскоре Шухаев вновь едет в армию – в четвертый гусарский лейб-гвардии Мариупольский полк, где создает цикл из 54 рисунков и эскизов к картине «Полк на позициях».
коренной русский и, несмотря на долголетнюю работу в Париже, он остается таковым. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. Когда, год спустя после публикации, я познакомилась с этим материалом, то из интереса обратилась к двухтомнику "А. С. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства. С 1918 занят театральными работами: опера Вагнера «Золото Рейна» в петроградском Народном доме, комедия К. Миклашевского «Четыре сердцееда» в Малом драматическом театре.
Шухаев немедленно выезжает в Россию. Путешествовал по югу Франции, Корсике и в Марокко (1928–1930).
В 1937 Ш. вместе с женой был арестован и выслан в Магадан. Луки» – детище В. Шухаева, А. Яковлева и Д. Н. Кардовского. За неполных четырнадцать лет пребывания во Франции Шухаев создал сотни полотен, рисунков, театральных эскизов, книжных иллюстраций, монументально-декоративных работ. Молодого художника одинаково не привлекали как живописные эксперименты импрессионистов и абстракционистов, так и традиционные взгляды «передвижников». Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). В 1917 г. его избрали профессором Петроградской академии художеств, в 1917–1918 гг.
Родился Василий Иванович Шухаев в семье бывшего крестьянина, ставшего сапожником. После освобождения обосновался в Тбилиси (1947). После возращения В. И. В. Сталин в Крцанисском ущелье».
Работы отличаются классической композицией и цветовой гаммой, которая в некоторых работах переходит в так называемый «музейный колорит». В числе последних работ художника— серия картин по мотивам абхазского эпоса, наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). Шухаев Василий Иванович (1887 – 1973) – талантливый русский художник, график иллюстратор, педагог, член общества «Мир искусства», профессор живописи, рисунка и декоративного искусства. Коровина.
Ленина и санатория Наркомтяжпрома в Сочи, эскизы театральных декораций к Пиковой даме и Каменному гостю (не осуществлены), к опере Верди Луиза Миллер (ГАБТ им. И это только— цифры по США, а еще были— эмигранты из Германии, Англии. Самой значительной работой, выполненной в неоклассическом стиле, стала картина «Полк на позициях» (1917). Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий.
Оформил оперу Дж. В 1947-1973 гг. За ней последовала Франция.
Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. Наибольшую известность снискали его портреты. Занимался росписью и декорированием интерьеров в Париже, Ницце, Касабланке. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Написал эскизы монументальных росписей для строящейся Библиотеки им.
Он убежденный русский, не подчеркивая этого. В. Шухаев родился в семье сапожника, рано стал сиротой. Много и плодотворно работал, нередко варьируя прежние (в частности, марокканские) мотивы, был политически реабилитирован (его творческая реабилитация началась с персональной выставки 1954), преподавал в тбилисской Академии художеств. Именно в Грузии, после долгих лет забвения, художнику предложили создать эскизы декораций для оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в Тбилисском Государственном театре оперы и балета им. Масштабная выставка произведений Шухаева в Москве 2014 года показала большой зрительский интерес к искусству художника, в том числе – к искусству магаданского периода. Путешествие по Италии еще более усилило интерес к классическому искусству.
Преподавал в различных заведениях. «На педагогических советах шла непрерывная война между сторонниками академических традиций и молодыми художниками искавшими новых путей». С 1922 – 1930е годы он создает для парижского издательства «Плеяда» иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Чехова, Гейне, Мюссе. В апреле 1937 г. В. И. Шухаев был арестован и осужден «по подозрению в шпионаже» на восемь лет ИТЛ. В 1947 был освобожден и вынужденно поселился в Тбилиси, где вернулся к станковой живописи (портреты грузинских и русских деятелей культуры, пейзажи, жанровые картины), оформил несколько спектаклей в тбилисских театрах, преподавал в тбилисской Академии художеств. Находясь в заключении, оформлял спектакли и концерты магаданского Музыкальнодраматического театра (часть эскизов находится сейчас в местном художественном музее).
Вот таким образом он мог свободно заниматься преподавательской деятельностью и заниматься живописью. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских высших архитектурных курсах Е. Ф. Богаевой, в ЦУТР (1917 – 1918) и в петроградских ГСХМ (1918 – 1920).
Традиции средневековой живописи он берет за основу своих работ. Пенсионеры Общества поощрения молодых художников в Риме (1913 – 1914), в Италии они совместно изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Оформлял спектакли в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Вскоре выдающемуся художнику пришлось расписывать не дворцы, а дом культуры на Колыме.
З. Палиашвили. Кирова. Менее близкие, но достаточно хорошо знакомые дочь Вожеля Мари-Клод (жена писателя Вайяна-Кутюрье), художники Сомов, Добужинский, композиторы Прокофьев и Стравинский, а также Эренбург, Марина Цветаева, Мейерхольд, Шаляпин, Маяковский, князь Дмитрий Святополк-Мирский». В 1921-35 гг. В 1-ю годовщину Октябрьской революции создал проект оформления Николаевского моста. По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси. Начало первой мировой войны заставило Шухаева и Яковлева спешно вернуться на родину.
В начале 1930-х годах огромная группа американцев и европейцев уехала в Советскую Россию. Н. Шухаева, Лариса Рейснер, Саломея Андроникова). Затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской А. Х. (19061912гг. ), в мастерской Д. Н. Кардовского, где учился и его ровесник А. Е. Яковлев. Лето 1911 провел на практике в селе Бармино Нижегородской губернии.
В 1920 г. В. Шухаев нелегально выехал в Финляндию, а оттуда во Францию. В том же году на 9-й выставке Нового общества художников в Петрограде показывал рисунки к монументальному полотну «Поклонение волхвов» (не завершено). В 1914–1917 писал портреты, стилизованные в духе эпохи Возрождения (Е.
Художник изобразил себя в виде Пьеро. Из эмиграции не всегда было видно то, что происходило в советской России. В том же 1918 вместе с Кардовским и Яковлевым («мастера») организовал недолго просуществовавший союз художников «Цех Святого Луки» («подмастерья» – Б. Коварский, В, Мешков, Н. Радлов, Н. Ремизов, М. Фохт).
В этот период сформировалось окончательно «неоклассическое» кредо художника. Зиму 1913 и весну 1914 провел в поездке по городам Италии с другом, художником А. Яковлевым, сделав многочисленные зарисовки – прежде всего сангиной, в излюбленной технике Ш. создал картины «Сусанна и старцы», «Карусель», «Арлекин и Пьеро» (двойной автопортрет совм. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства. Шухаев еще сделает несколько попыток «быть нужным» стране Советов: примет участие в праздничном оформлении Петрограда, выполнит эскизы декораций и костюмов для театра. Яковлевым Портрет Е. Н.
(12. 1, 1887, Москва – 14. 4. 1973, Тбилиси) – художник, график, сценограф, педагог. Сблизился с художниками, членами объединения «Мир искусства» ив 1918 на их выставке в Академии художеств показал 70 своих работ. Менее близкие, но достаточно хорошо знакомые – дочь Вожеля Мари-Клод (жена писателя Вайяна-Кутюрье), художники Сомов, Добужинский, композиторы Прокофьев и Стравинский, а также Эренбург, Марина Цветаева, Мейерхольд, Шаляпин, Маяковский, князь Дмитрий Святополк-Мирский». Сама картина, представляющая собой большой групповой портрет, не была завершена. Вскоре к нему присоединился верный друг Александр Яковлев. Хлеба.
Но революция принимала все более затяжной характер и в 1919 году Александр Евгеньевич Яковлев направился прямо из Шанхая в Париж, куда затем вызвал мать и сестру (сестра— оперная певица Александра Евгеньевна Яковлева), а потом и племянниц (племянница Татьяна Яковлевна, которой В. В. Маяковский посвящал в пылу любовного увлечения ею свои стихи). В 1962 ему присваивают звание заслуженного деятеля Грузинской ССР. Сразу оказался в среде русской и французской художественной интеллигенции. В 1966 создал цикл картин по мотивам абхазского народного эпоса. Находясь в заключении, оформлял спектакли и концерты магаданского Музыкальнодраматического театра (часть эскизов находится сейчас в местном художественном музее).
В Магаданском музыкально-драматическом театре им. Картина не была завершена, но портретные рисунки к ней заняли значительное место в его творчестве. Дело в том, что до нас не дошли ранние итальянские работы Шухаева.
Выставка работ Ш. из частных собраний прошла в выставочном зале журнала «Наше наследие» (1994), Работы Ш. представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, в Бруклинском музее в Нью-Йорке, в Люксембургском музее в Париже, в музеях Великобритании, Бельгии, Чехии, Франции, Австралии, в музеях городов России. Но я загорелась любопытством от созерцания работы В. Шухаева в 2-томнике. В 19 36 в Ленинграде и Москве состоялась большая ретроспективная выставка работ III, на которой были выставлены работы эмигрантского периода и написанные по возвращении. Эти принципы Шухаев пронес через все свое творчество – художественное и педагогическое. В годы учебы познакомился и творчески сблизился с А. Е. Яковлевым. Выходец из крестьянской семьи, рано остался без родителей. Преподавал в 1915 в Новой художественной мастерской, в 1916-17 -на архитектурных курсах Багаевой в Петрограде и в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, в 1917-19 – в Академии художеств (профессор-руководитель, вел две мастерские). Экспозицию выставки пополнят уникальные парижские издания произведений А. С.
Плодовитость Ш. -художника в эти годы была очень высока при также высоком уровне его работ. Ш. В 1937 был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане оформлял спектакли и концерты местного Музыкально-драматического театра. В свое время Александр Бенуа написал о 20-летнем выпускнике Петербургской академии, что Шухаев «призван расписывать стены каких-то общественных дворцов, предназначенных для эффектных празднеств это художник, чуждающийся всякой интимности, рвущийся к декоративному творчеству». В 1918 – 1920 годах художника пригласили оформить оперу «Золото Рейна» и спектакль «Четыре сердцееда» в театре Народный дом. На это решение повлияло становление в СССР стиля сталинского ампира, прямого наследника неоклассики.
Наибольшую известность снискали его портреты. В 1932-33 для американского журнала «Vanity Fair» сделал серию карикатур на известных политических деятелей и писателей. Не входя в число долголетних участников экспозиций «Мира искусства» (он выставил там свои работы лишь в 1918), Шухаев, тем не менее, последовательно продолжал характерно-«мирискусническую» историко-ретроспективную линию, неизменно стремясь к искусству в духе старых мастеров, – хотя и включающему иронические или тревожные чувства современника.
Одни были близкими друзьями, с которыми мы виделись каждый день, другие менее близкие. В 1914 – 1915 годах архитектор А. В. Щусев (в ту пору еще молодой, но уже признанный мастер) предложил неразлучным друзьям сделать роспись православной церкви Николая Мирликийского в Бари (Италия). Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны академического начальства. Шухаевой, 1917 Натюрморт.
В то время он заканчивал роман-эпопею и весь был там – в ХIX и XX веках, среди героев своего заветного сочинения. Хоть немного в Италии писать что-либо специфически русское. становился модным портретистом, вот таким образом большая часть написанного в эмиграции находится в частных собраниях: выставлялся на международных выставках в Риме (1924), в Нью-Йорке (1925, здесь был выставлен один из лучших портретов балерины Анны Павловой), в Питсбурге (ежегодно с 1924 по 1928), в Дрездене (1926), Мюнхене (1926), Белграде (1930), Праге (1935), в парижских салонах (ежегодно), в Москве (1928, на выставке «Современного французского искусства»). В конце 1950-х создавал портреты в технике энкаустики.
Он опять возвращался в прошлое, но на этот раз в свое собственное. В 1920–1930-е писал жанровые картины, натюрморты, пейзажи: «Купальщицы» (1920), «Моющаяся женщина» (1922), «Иосиф и жена Пантефрия» (1923), «Шляпа и зонтик» (1925), «Контрабас Амати» (1934) создавал портреты сангиной: Н. Л. Слонимского, Я. С. Шифрина, А. Е. Яковлева, Н. Ф. Балиева, двойной портрет пианиста А. К. Боровского и виолончелиста Е. Я. Белоусова, портреты маслом: издателя Л. Вожеля (1925), композиторов С. С. Прокофьева (1932) и И. Ф. Стравинского (1934), Ф. И. Шаляпина (1934). Персональные выставки Ш. состоялись в Тбилиси (1954, 1962, 1971), Москве (1958), Ленинграде (1962, 1968, 1988). Но подготовительные рисунки сангиной к ней не менее выразительны и лаконичны. В 1932 г. художник предпринял поездку в Марокко. Участник выставок Нового общества художников, Мира искусства (1918, 1921, 1927). А тогда могло казаться, что всё упорядочилось.
В 1922 году В. И. Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской «Пиковой дамы», которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров и сразу заявил о себе как один из лучших иллюстраторов творчества А. С. Пушкина. Наибольшую известность снискали его портреты С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. 9 октября 1947 г. уехал в Грузию. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»).
Сохранилась переписка В. И. Шухаева с Дмитрием Николаевичем Кардовским и его женой, художницей Ольгой Людвиговной Делла-Вос-Кардовской, датируемая 1913–1914годами (годы пенсионерской поездки Шухаева в Италию) эти теплые письма говорят об огромной духовной близости Кардовских и Шухаева, который, не выбирая слов и не боясь быть непонятым, делится мыслями и взглядами, рассказывает о событиях и впечатлениях. "Портрет дамы в парчовом платье" (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи. М. Горького, среди которых «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого, «Великий государь» В. Соловьева, «Отелло» У. Шекспира, «Травиата» Д. Верди, «Стакан воды» Э. Скриба, «На бойком месте» А. Островского и др. В 1935—1937— преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва). Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА.
Преподавал в 1915 в Новой художественной мастерской, в 1916-17 -на архитектурных курсах Багаевой в Петрограде и в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, в 1917-19 в Академии художеств (профессор-руководитель, вел две мастерские). На 9-й выставке «Нового общества художников» в Петрограде в 1915 году он выставляет 67 работ, причем 47 из них – это рисунки к картине «Поклонение волхвов», 17 – зарисовки и акварели из цикла «Италия», 3-живописные портреты (Т. С. Стахевич, В. Н. Мешкова, Е. Н. Шухаевой). Шухаева от 4 сентября 1937 г» было пересмотрено и с 4 сентября 1956 года прекращено. Ныне картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея. С 1924 оформлял спектакли театра-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (хореографические миниатюры «Степан Разин», «Король приказал барабанить», «Тай Пу», балет «Пастораль»), для труппы Иды Рубинштейн создал декорации к балету «Семирамида» (1934). Родился в Москве. И лишь случай, когда начальник колонии обнаружил в его переписке автопортрет, выполненный художником для жены (та писала ему, что не видела его уже так долго, что стала забывать его лицо), помог ему вновь обрести свою профессию.
Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, дипломная работа — «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами. Привезен в Магадан на пароходе «Джурма». В Париже создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи.
Вот таким образом в истории искусства его называют «неоклассиком». В 1922-30 много занимался книжной графикой: для парижского издательства «Плеяды» оформил книги: «Флорентийские ночи» Г. Гейне (1925) и «Две любовницы» А. де Мюссе (1928) иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Тургенева, Чехова. Учился в Строгановском училище в Москве, в Петербургской академии художеств. В эти годы Шухаев участвует во многих международных выставках, приобретает известность. Шухаев поселился в Тбилиси, не имея права жить в крупных городах. Писал стилизованные под старину портреты (Л. М. Рейснер изображенная в облике некой «Моны Лизы 20 века» 1915, Государственный литературный музей, Москва) Е. Н. Шухаева, 1917, Русский музей), а также пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены.
Творчество Шухаева — живописца, графика иллюстратора книг, театрального декоратора — стоит несколько особняком в советском искусстве. Однако у заключенного не было возможности заниматься станковой живописью. В числе последних работ – наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973).
Василий Шухаев уехал на два года в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме» (то есть с полной оплатой проживания и учебы) для изучения работ старых мастеров. Над серией «Марокко» художник будет работать вплоть до 1961 года.
Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА. Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», одним из организаторов и участников которого Шухаев стал в 1917. Здесь Шухаев открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой (Русская академия).
Во время Первой мировой войны работал над композицией Полк на позициях. В 1920-х гг. Родился в Москве. В 1932 году предпринял поездку в Марокко. Помог близкий друг художник Александр Яковлев. В 1935г.
Европейская критика поставила Ш. в один ряд с выдающимися русскими и французскими художниками-современниками, причем подчеркивалась его верность русской теме в книжной графике и сценографии ею проникнуты и фрески внутренних росписей концертного зала частного дома на улице Перголез в Париже (1925 совм. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских архитектурных курсах, в ЦУТР и в петроградских ГСХМ. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Шухаев родился 12 (24) января 1887 года в Москве в семье бывшего крестьянина Ивана Яковлевича Шухаева, обосновавшегося в Москве и работавшего в сапожной мастерской. – пенсионер Общества поощрения художеств в Риме. В 1932–1933 рисовал для журнала «Vanity Fair» карикатуры на политических деятелей и писателей: Кемаль-пашу, Гинденбурга, Гитлера, Папена, М. Горького, Б. Шоу, Г. ДАннунцио. В 1917 году в жизни Шухаева произошло сразу несколько важных событий: он вошел в состав общества «Мир искусства» (в следующем году 70его работ были представлены на выставке общества) в апреле 1917-го Шухаев, Кардовский и Яковлев организовали художественное объединение «Цех живописцев св.
В этот период сформировалось окончательно неоклассическое кредо художника. Здесь художник расширяет свой творческий диапазон, впервые начал работать в жанре пейзажа. Работы Ш. монументальны в истинном и лучшем смысле слова», писал немецкий критик П. Бархан.
В ноябре 1912 получил звание художника и двухлетнее заграничное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме за картину «Вакханалия», о которой положительно отозвался А. Н. Бенуа. Он проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера Золото Рейна для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского Четыре сердцееда для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). Излюбленной техникой Шухаева была сангина. В 1950- 1960-е годы художник пишет жанровые картины на тему жизни грузинского народа.
Это позволило ему продолжить учебу и Шухаев поступает в Академию Художеств в Петербурге. Он был в творческом поиске «убедительной образности» в живописи и поездка в Вечный город к великим мастерам эпохи Возрождения была как нельзя кстати. Создал эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде, к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде. Применительно к творчеству Василия Шухаева картина «Арлекин и Пьеро» обладает дополнительной ценностью.
Рано потерял родителей, но, благодаря небольшому наследству, смог закончить Строгановское училище по классу чеканки (1897–1906). В 1941году он даже стал главным художником Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945— в качестве вольнонаемного). 29апреля 1945 года художник и его жена были освобождены «по отбытии срока наказания». В те годы была начата их совместная работа, получившаяся впоследствии большую известность: картина-автопортрет «Арлекин и Пьеро», где Яковлев изобразил себя в образе Арлекина, а Шухаев себя— в виде Пьеро.
С 1924 оформлял спектакли театра-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (хореографические миниатюры «Степан Разин», «Король приказал барабанить», «Тай Пу», балет «Пастораль»), для труппы Иды Рубинштейн создал декорации к балету «Семирамида» (1934). В Италии они изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. В 1932 г. он предпринял поездку в Марокко.
Театральность и ретроспективизм этих произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства» и «Нового общества художников», в выставках которого он принимал участие. Он создал более ста живописных картин, рисунков, делал эскизы для театров, занимался книжной иллюстрацией и монументально-декоративными работами. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли.
Нередко художник, как в годы юности, обращался к старым техникам – энкаустике, работе по золоту. Иллюстрации к «Пиковой даме» вошли в золотой фонд графической пушкинианы. Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны начальства Академии Художеств. С 1947 вёл класс рисунка в Тбилисской Академии художеств, впоследствии получил звание профессора. А. О. Таманян).
В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. В 1914 году на острове Капри Шухаев и Яковлев пишут картину -двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро» : смуглый с нарисованным румянцем в ярком костюме Арлекин – Александр Яковлев и бледный в светлом воздушном одеянии Пьеро – Василий Шухаев. " Статья эта не открылась по причине "403 Forbidden" (запрета). В США был экономический кризис и люди бросились на заработки. Излюбленной техникой Шухаева была сангина.
Дипломная работа— «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами. Живопись и графика из фондов музея»: эскизы театральных декораций, костюмов, портреты. Требовалось знание анатомическое.
Сразу оказался в среде русской и французской художественной интеллигенции. В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. После того как стало известно, что Шухаев— художник, его назначили оформителем местной самодеятельности. Сапожницкое дело в ту пору вполне сносно кормило. он жил в Париже.
В. И. Ленина в Москве, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета (1935), плафона для санатория Наркомтяжпрома в Сочи и фресок для ЦПКиО имени А. М. Горького в Москве (1936). Париж в те годы «жил очень полной художественной жизнью: Дягилев поставил лучшие свои балеты, выступления Рахманинова, Шаляпина, Кусевицкого со своим оркестром, Анна Павлова со своей труппой, Ида Рубинштенй». Наравне с А. Е. Яковлевым, яркий представитель школы Кардовского. с Яковлевым ив 1929).
В 1921 переехал в Париж. Работа с регионами – одно из приоритетных направлений деятельности музея. Здесь открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Портрет Ларисы Рейснер (1915) напоминает работы мастеров Возрождения портрет Е. Н. Шухаевой (1917) – старинные парадные портреты. Именно классическое искусство Возрождения было близко молодым русским художникам, несмотря на новаторские открытия многочисленных художественных направлений в начале ХХ века. В 1932 предпринял поездку в Марокко. Кардовский, сам предпочитающий работать углем и карандашом, не одобрял работу сангиной.
С 1935 Ш. преподавал в персональной мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (у него начинали учиться С. Петров, В. Суворов, П. Ивановский и др. ). Занимался книжной графикой и сценографией. Художник обратился к этой теме во время пребывания в Финляндии, где он жил в 1920 году. Театрализованным символом их дружбы – и в то же время одним из ярких манифестов неоклассики – явился их двойной автопортрет в образах Арлекина и Пьеро (1914, Русский музей). " Как мы далее читаем в Википедии, Военной Коллегией Верховного Суда СССР «дело В. И. Творческой вершиной Шухаева в книжной графике являются 18 иллюстраций к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1925).
Точным рисунком и насыщенным цветом мастер создает одухотворенные образы царя, монахов, князей, простолюдинов. Здесь, в Петрограде, Шухаев показал на 9-й выставке Нового общества художников (1915) 67 своих работ, здесь же началась его деятельность педагога.
В 1920-30-е создал множество работ на библейские темы, жанровые полотна, натюрморты, портреты (в том числе А. Бриана, С. Прокофьева, И. Стравинского, Ф. Шаляпина, Н. Слонимского и др. ). Однако родители рано умерли, оставив мальчика сиротой. Реабилитирован в 1957 г. В 1958 г. за большие заслуги в творчестве и педагогической деятельности награждён орденом «Знак Почёта». Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (ИАХ) (1906—1912), в мастерской Д. Н. Кардовского. В. Шухаев писал много пейзажей, отличавшихся панорамными видами.
Дальше дороги беженцев разошлись. Стал профессором Тбилисской Академии художеств, занимался живописью. 8октября 1928года Шухаев писал Кардовским, что лето у него «вышло средним, не очень удачным и не совсем бесплодным» и что он «сделал штук 20пейзажей маслом».
Осуществлению обеих этих работ помешала начавшаяся первая мировая война. «Неоклассик» Шухаев остается верен себе даже в атмосфере насаждаемого искусства соцреализма. Нормандия, 1925, все – в ГРМ). Только на третьем году обучения, попав в мастерскую Кардовского, Шухаев в совершенстве овладевает мастерством графики благодаря открытию для себя такой техники как сангина (карандаш интенсивно коричневого цвета, с чуть красноватым оттенком). В 1935 вернулся на родину. Привезенные оттуда этюды послужили материалом для создания целой серии работ.
Помощь пришла из Парижа, где в то время жил Яковлев. Он пытался проникнуть во внутренний мир природы. Персональные выставки Ш. прошли в Париже (в 1924, совм. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. В Италии Шухаев собирал материал для своей картины «Поклонение волхвов», писал и другие картины на библейские сюжеты. Родился в Москве 12 (24) января 1887.
Его работы имеются также в Государственном литературном музее (исполненный в стиле неоклассицизма Портрет Ларисы Рейснер, 1915). Портреты офицеров, виртуозно исполненные Шухаевым, являются «документальными» свидетелями воинской доблести, чести и славы армии России.
с Яковлевым – использована тема «Сказки Пушкина в музыке»). Интерес зрителей вызовут карикатуры на известных деятелей политики и литературы начала 1930-х годов, созданные художником по заказу американского журнала «Vanity fair». С 1935 Ш. преподавал в персональной мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (у него начинали учиться С. Петров, В. Суворов, П. Ивановский и др. ). Выбор Магадана для предлагаемого выставочного проекта оказался не случаен.
В 1928 начал работать над серией французских пейзажей. с Яковлевым использована тема «Сказки Пушкина в музыке»). В 1947-48 гг. Во время учебы Шухаев подружился с другим учащимся— Александром Яковлевым. В психологической характеристике портретируемых, в композиционном решении (фигуры изображены в рост, на первом плане, на фоне старинного интерьера), в живописно-пластическом методе – во всем чувствуется влияние столь любимой ими старой живописи – итальянской, фламандской, голландской. Грузии стала для него, скитавшегося всю жизнь, второй родиной.
Кардовского, который и предопределил направление творческих поисков молодого художника. Одной из главных особенностей выставки являются театральные эскизы, созданные В. И. Персональные выставки Ш. В 1929-30 путешествовал по югу Франции и Корсике, в 1930-по Испании и Марокко, сделав сотни зарисовок, которые легли в основу больших жанровых картин (часть из них создана по этим рисункам на родине через 30 лет).
Особое место в творчестве В. Шухаева занял пейзаж. В. И. В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. В 1925 вместе с Яковлевым исполнил фрески на тему «Сказки Пушкина в музыке» для концертного зала на улице Pergolese, оформил афишу выставки декоративного искусства русских эмигрантов «Китеж».
В апреле 1937 года вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, он был арестован по обвинению в шпионаже и осужден на 8 (по другим источникам, 10) лет ссылки. Из Финляндии уехал в Париж, где жил до 1935 года. Много работал сангиной, а также в технике фрески: росписи храма Николая Угодника в итальянском городе Бари (архитектор А. В. Щусев, 1910–1913) и др., выступал как сценограф. Работали мы тут и над пейзажем, над скалами и выполняли давно нами задуманный и разрабатывавшийся портрет, собственно, двойной автопортрет. » Образы комедии дель арте, которые выбрали для себя авторы, по-видимому имеют основой не только влияние места, но и собственный актерский опыт: в конце 1910— начале 1912 года Яковлев и Шухаев участвовали в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин— ходатай свадеб» (Дворянское собрание). В 1937 Ш. вместе с женой был арестован и выслан в Магадан.
Идея этого автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда "Шарф Коломбины", поставленного в 1911 г. в "Доме интермедий" в Петербурге оба художника принимали участие в постановке. Кирова) и ряду других постановок. Наступил новый этап в творчестве художника. Луки».
Эти годы учебы (1906—1912) стали определяющими в дальнейшей жизни— и творческой и личной. Он не идеализирует человека, а раскрывает сущность его внутреннего состояния. В Париже художник продолжает заниматься живописью, но впервые пробует свои силы в книжной графике. Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», который в 1917 г. он организовал вместе с А. Е. Яковлевым и Д. Кардовским. Одни были близкими друзьями, с которыми мы виделись каждый день, другие менее близкие.
В 1932-33 для американского журнала «Vanity Fair» сделал серию карикатур на известных политических деятелей и писателей. Педагог.
Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства художника. В дореволюционные годы попробовал силы и в монументальной живописи. Так хочется посмотреть их. В 1921 переехал в Париж. Всё это свидетельствовало о нормализации быта и жизни в СССР. В пушкинской «Пиковой даме» стилизованные под старинную гравюру черно-белые иллюстрации чередуются с цветными декоративными «вставками» из игральных карт.
Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в 1910-х, а Шухаев только в 1962. В 1935году вернулся на родину. В 192030-е годы картины Шухаева экспонируются на многих международных выставках: в Нью-Йорке, Мюнхене, Брюсселе, Копенгагене.
Но в запросе поисковика остался анонс той статьи, где значится, что "В апреле 1937г. – профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств. В 1929-30 путешествовал по югу Франции и Корсике, в 1930-по Испании и Марокко, сделав сотни зарисовок, которые легли в основу больших жанровых картин (часть из них создана по этим рисункам на родине через 30 лет). Здесь он открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). Шухаева, 1936г. (крайнее левое фото на заставке).
29 апреля 1945 освобожден «по отбытии срока наказания». работал в Грузинском государственном драматическом театре имени К. Марджанишвили. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. В 1935 вернулся на родину. После этого в 1924 году его пригласили участвовать еще в одном издании— к иллюстрированию трагедии «Борис Годунов».
В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. Побывал в Кабардино-Балкарии, где собирал материал для картины из жизни колхозников. После освобождения в 1947 году Шухаевы уезжают в Тбилиси.
с Яковлевым, находится в Русском музее). Тогда же он начинает работать над картиной Полк на позициях (1915 — 1916). – коренной русский и, несмотря на долголетнюю работу в Париже, он остается таковым.
Ученик К. А. К середине 1930-х ни во Франции, ни в других западных странах не знали, что это были последние годы перед окончательной «закруткой гаек» уже со второй половины 1930-х годов многие эмигранты признавались «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями.
Персональные выставки Ш. состоялись в Тбилиси (1954, 1962, 1971), Москве (1958), Ленинграде (1962, 1968, 1988). В 1949 работал над картиной «И. в «Доме интермедий» в Петербурге оба художника принимали участие в постановке.
становился модным портретистом, вот таким образом большая часть написанного в эмиграции находится в частных собраниях: выставлялся на международных выставках в Риме (1924), в Нью-Йорке (1925, здесь был выставлен один из лучших портретов балерины Анны Павловой), в Питсбурге (ежегодно с 1924 по 1928), в Дрездене (1926), Мюнхене (1926), Белграде (1930), Праге (1935), в парижских салонах (ежегодно), в Москве (1928, на выставке «Современного французского искусства»). Шухаев получил звание художника, но без права на пенсионерскую поездку. А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. С 1920-х иллюстрировал книги. Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме».
Так что все складывалось удачно— и личная жизнь и дружба и творчество. Работал в театре и в монументальном искусстве, преподавал. В 1914-17 писал стилизованные в духе итальянского Возрождения портреты С. Андрониковой, Е. Шухаевой, Л. Рейснер исполнил сангиной несколько десятков портретов офицеров 4-го гусарского лейб-гвардии Мариупольского полка для (незаконченного) полотна «Полк на позициях».
И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью. Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. В. И. Ленина, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета. В 1917 году был одним из организаторов Цеха живописцев святого Луки». жил в Париже.
Принимал участие в оформлении здания театра. В дипломной работе Шухаева «Вакханалия» (1912) прослеживаются многие черты, характерные для старых мастеров и особенно заметно влияние Рубенса. Иллюстрации к «Пиковой даме» вошли в золотой фонд графической пушкинианы.
Дипломная работа художника Вакханалия (1912) встретила непонимание со стороны академического начальства. В 1947 был освобожден и вынужденно поселился в Тбилиси, где вернулся к станковой живописи (портреты грузинских и русских деятелей культуры, пейзажи, жанровые картины), оформил несколько спектаклей в тбилисских театрах, преподавал в тбилисской Академии художеств. С 1941 – главный художник Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945 – в качестве вольнонаемного). Выставка работ Ш. из частных собраний прошла в выставочном зале журнала «Наше наследие» (1994), Работы Ш. представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, в Бруклинском музее в Нью-Йорке, в Люксембургском музее в Париже, в музеях Великобритании, Бельгии, Чехии, Франции, Австралии, в музеях городов России. Дипломная работа студента «Вакханалия» (1912) заслужила положительную оценку А. Н.
Шухаев был великолепным рисовальщиком, блестяще владел всеми техниками графики. В 1897—1906гг. Театральность и ретроспективизм его произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства», в выставках которого художник принимал участие. Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры.
Портрет построен на контрастах цвета и характеров, проникнут духом театральности и напоминает о распространенной в предреволюционные годы в искусстве теме маскарада, маски игры, защищающей от жестокостей и противоречий жизни (работы художников Мир искусства, Балаганчик Блока, ранние спектакли Мейерхольда, в одном из которых — пантомиме Шарф Коломбины Шухаев и Яковлев выступали именно как Арлекин и Пьеро). В. И. Шухаев (1887–14. 04. 1973), художник, график, театральный художник, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Тем не менее, наследство его еще долгое время спасало и Василий Шухаев смог учиться. Шесть лет (19061912) он постигает сложное мастерство живописца из них четыре года в мастерской профессора Д. Н. Кардовского.
В 1915- первая выставка работ Ш. в Москве «в пользу пострадавших от войны бельгийцев». Он убежденный русский, не подчеркивая этого. В 1922-30 много занимался книжной графикой: для парижского издательства «Плеяды» оформил книги: «Флорентийские ночи» Г. Гейне (1925) и «Две любовницы» А. де Мюссе (1928) иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Тургенева, Чехова.
Под его влиянием увлекся искусством старых мастеров. художник уехал из советской России и через Финляндию перебрался во Францию. В конце 1910 – начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин – ходатай свадеб» (Дворянское собрание).
Общение с Кардовским не прекратилось и с окончанием учебы в Академии Художеств. Художник очень наблюдателен и объективен в передаче характеров и душевных состояний. Его пейзажи полны философских размышлений и по своему характеру находятся на грани изучения натуры и игры воображения. В 1962 – заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. В 1926 исполнил эскизы декораций и костюмов для кинофильмов «Кармен» и «Песнь торжествующей любви». Еще учась в АХ, Шухаев начал участвовать в выставках.
Василий Шухаев с женой Верой Федоровной вернулся в СССР. Последний штрих в автопортрете он поставил лишь через много лет, в 1962году. После успешного окончания класса чеканки Строгановского училища и получения звания ученого рисовальщика, что давало право преподавания рисунка и чистописания в средних учебных заведениях, Шухаев намеревался работать, так как после смерти родителей средств на дальнейшее образование не было.
Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. Проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). Шухаевы же пребывали в неизвестности, куда двигаться дальше.
В 1962 заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве (1897 – 1906), в Высшем художественном училище при Академии художеств (1906 – 1912) у Д. Н. Кардовского. К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный «Арлекин и Пьеро». Был принят в класс рисования Академии (мастерская ДКардовского), которую окончил в 1912. К 1920 – 1930 – м годам относятся и, мастерски выполненные, жанровые картины «Моющаяся женщина», «Купальщицы», «Шляпа и зонтик», «Контрабас Амати», «Иосиф и жена Пантефрия». В Москве американцев стало столько, что открылись англоязычные школы для детей, газеты на английском языке (именно тогда появилась газета «Московские новости» на английском языке: The Moscow News) и даже целых две бейсбольные команды. В январе 1920-го, спасаясь от новой власти, Василий Шухаев вместе с женой Верой (в августе 1919-го он женился вторично— на художнице Вере Фёдоровне Гвоздевой (1895–1979), с которой познакомился еще в Италии в 1914-м) и в компании И. А. Пуни и его жены К. Л. Богуславской по льду Финского залива перешел на территорию Финляндии, где находилось имение отца Пуни.
Андреева и других, с 1906 по 1912 г. – в Академии художеств у Д. Н. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Художник стал восприниматься как иллюстратор пушкинских произведений и в 1935 году был приглашен для оформления спектаклей «Пиковая дама» и «Каменный гость» Русской драматической труппы. В 1937 был сослан в Магадан, где провел десять лет.
Преподавание станет важной частью его жизни в последние 25 лет. Главное, нужно познакомиться с письмом ликов (так говорят иконописцы), с тем проникновением, которое наблюдается в написании. Вскоре «Цех» распался.
Профессор Высшего художественного училища при Академии художеств – Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1917 – 1920). Его портреты аналитические, проницательные: «Портрет С. Н. Андрониковой в красных чулках», «Портрет Ф. Шаляпина», «Портрет Н. Л. Слонимского», «Портрет Анна Павловой», «Портрет Прокофьева». Он сразу окунулся в театральную жизнь— оформлял спектакли: оперу Дж.
В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. В 1936 провел в Ленинграде и Москве ретроспективную выставку. Сблизился с художниками, членами объединения «Мир искусства» ив 1918 на их выставке в Академии художеств показал 70 своих работ. Излюбленной техникой Шухаева была сангина.
Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октября. Вскоре к нему присоединился Яковлев. В 1921 – 1935 гг. За два года в Ленинграде он многое успел: преподавал, работал над картиной Молотьба, создал эскизы плафонов дли нового здания Библиотеки им.
Пушкин в портретах". В 1921 году В. Шухаев уехал во Францию.
Привезенные оттуда этюды послужили ему впоследствии материалом для создания целой серии работ. К тому же свое дело делала советская пропаганда. Работы В. Шухаева, в том числе эскизы костюмов и декораций для магаданского театра, переданы в дар Магаданскому отделению Российского фонда культуры, московскому обществу «Мемориал». Он пишет также ряд портретов, среди которых портрет Ларисы Рейснер (1915) в духе леонардовской Моны Лизы, со скалами и водами на фоне и обрамлением, завершающимся полукружием два портрета, оставшихся в числе самых лучших его работ, — Е. Н. Шухаевой и С. Н. Андрониковой и три портретных рисунка А. М. Горького, очень живых и похожих (все 1917 года). Занимался книжной графикой и сценографией. В 1-ю годовщину Октябрьской революции создал проект оформления Николаевского моста. Вместе с другими расконвоированными и вольнонаёмными художниками, артистами, режиссерами и музыкантами Василий Шухаев стоял у истоков создания Магаданского областного музыкально-драматического театра имени М. Горького, официально открытого 5 сентября 1941 года.
Разрабатывал (также с Яковлевым) проекты росписей церкви Николая Мирликийского (в итальянском городе Вари) и зала ожидания Казанского вокзала. В дальнейшем писал пейзажи Грузии, натюрморты, жанровые картины («Сдача чайного листа», 1954 «Утренний туалет», 1956 «Портрет дамы в парчовом платье», 1957) исполнил портреты ряда деятелей культуры (С.