Он уходит с дипломатической службы, поселяется в загородном замке, задаривает молодую жену драгоценностями и пышными нарядами, а еще бесконечно пишет ее портреты. «Шубка» – самый интимный и игривый, Рубенс писал его в свое удовольствие и завещал после своей смерти Елене. Но самой откровенной, нежной и чувственной юная жена Рубенса предстаёт перед нами на картине «Шубка», которую называют ещё «Венерой в мехах». В 2015 году в Музее истории искусств в Вене прошла выставка, на которой демонстрировался только один портрет – «Шубка» Питера Пауля Рубенса.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. В первом варианте она стоит перед двухуровневым фонтаном, который установлен в полукруглой нише. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
Хотя Гонзага не ставил задачи воспитания молодого художника, он предоставил Рубенсу работу, способствующую быстрому развитию его таланта: фламандец должен был отбирать произведения искусства для копирования, а далее занимался и их приобретением, получая определённые комиссионные34. Наконец, существует и третья— диагональная— ось композиции, образованная колоннами в окне и двумя закрытыми книгами на столе. В отличие от тициановского портрета Карла V, Рубенс придал композиции больше динамики, направив всадника прямо на зрителя.
Мадрид. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. В 1630-е годы художник много работал как портретист.
Игнатия (ныне посвящённой св. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Античная сказка овеяна поэзией и трепетом жизни.
Может быть, этому Рубенс должен быть благодарен тому, что ещё в ранней юности всецело посвятил себя живописи. Очень забавно.
Один из крупнейших ее мастеров, Делакруа, говорил: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать ибо Рубенс – бог». Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Современники называли его королем художников и художником королей.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Вероятно, он ссылался на «Девушку в шубке» Тициана, которую копировал в коллекции английского короля Карла I, будучи в Лондоне.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. В распоряжение Рубенса предоставили всех городских ремесленников, включая каменщиков, маляров и штукатуров.
Как и в этом случае, его влияние проявлялось всякий раз усилением колористического начала и возрастанием значимости живописного мастерства. Взволнованное ритмическое движение, пронизывающее произведение, подобна вихрю.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Все слито в ритм плавных, круглящихся линий.
Портретируемая слегка повернута вправо. галерея Медичи в Лувре).
Новая поездка в Париж оказалась неудачной. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. А. С.
А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.
С особым мастерством и виртуозностью создавал этот мастер живописи и портреты величественных особ. Национальная галерея. В случае с обнажённой фигурой лицо остаётся подчинённым элементом целого, но не должно остаться незамеченным. Под его радостной и виртуозной кистью античные и библейские легенды оживали и превращались в жизнеутверждающее, праздничное зрелище. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.
Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.
Рубенс стоял между Микеланджело и Бернини как художник своей эпохи, который смог объединить в своём искусстве живопись, скульптуру и архитектуру. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Во влажных, чуть грустных зеленых глазах искрится свет.
Венера – очень похожий портрет жены художника, самой красивой дамы всего Антверпена. Карлу Борромео).
Евангельские герои облачены в элегантные наряды и выглядят как светские особы, это подчёркивается и сочетанием ярких насыщенных красок. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Рубенс не скрывал коммерческой направленности своего творчества и придавал огромное значение материальному благосостоянию87.
Сама Шубка расположена рядом с автопортретом Рубенса (чтобы не было сомнений, кто и ради чего. ). По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Картина Суд Париса, написанная Рубенсом для испанского королевского охотничьего замка, поразила современников откровенной чувственностью образов.
Рубенс не использовал глухих теней, переходы между светом и тенью не резки, всё артистически обобщено и приведено в свето-цветовую гармонию. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.
К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. «Водружение креста» (1610-1611), находящийся в антверпенском соборе. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.
Брак был заключён с большой поспешностью. Питер Брейгель "Путь на Голгофу" 1564Картина «Путь на Голгофу» или «Несение креста». Следующая работа, которую я хочу проанализировать – «Персей и Андромеда» (1620-1621).
Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Но, наверное, наиболее полно его восхищение своей «идеальной моделью» запечатлено в «Шубке» – последнем портрете Елены, который был написан Рубенсом в течение 1638 – 1640 годов. Картина Шубка видна отовсюду, (из других залов тоже). Нидерланды (Фландрия). Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Идеально гармонический мир Ренессанса сменился пронизанным острейшими контрастами, пышным и бравурным стилем барокко, передающим языком динамичных пластических форм сложные столкновения двух эпох, противоборство различных социальных сил.
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Техника очень разнообразна: лессировка, крупный и средний мазок. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Вывод: искусство Рубенса имеет исключительно важное историческое значение. Это впечатление вызывается в значительной степени уже самим построением композиции с определенно выраженным в ней преобладанием диагонального направления. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Представители семейства его отца— Яна Рубенса— были кожевниками, москательщиками и аптекарями, предки матери— урождённой Пейпелинкс— занимались ковроткачеством и торговлей3.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Барокко. Художник и дипломат, знаток искусств и предприниматель.
Губерта, Диану на охоте и подобное. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.
Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Во-первых, он повышал своё профессиональное мастерство, во-вторых, стремился создать личный каталог произведений искусства, рассеянных по королевским и частным коллекциям, в которые вряд ли смог бы попасть снова. На заднем плане в окне виден пейзаж. Лицо девушки окружено жемчужно-белой пеной воротника, хорошо выделяющегося на темном фоне. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. В 1609 году Рубенс и Ян Брейгель исполнили портрет эрцгерцогской четы, причём Брейгель писал пейзаж на заднем плане. В саду росли самые разнообразные растения, какие только Рубенс смог добыть и он был украшен копиями античных беседок, посвящённых Гераклу, Бахусу, Церере и Гонору81. Группа палачей и солдат поднимает большой крест с пригвожденным к нему Христом. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21.
В конце 1605 года Питер Пауль переехал в Рим к брату Филиппу, который устроился тогда библиотекарем кардинала Асканио Колонна. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.
Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Композиция ассиметрична и срезана (домысливать сюжет). К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.
Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Любящий и любимый муж и отец. Она даже пыталась продать ему свои драгоценности, чтобы нанять войска Рубенс кое-что купил. Слава его быстро росла, он не знал отбоя от заказов. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Опорные цвета теплые: золотые и охристые. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами».
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Эта же комната служила и личным кабинетом.
Сейчас произведение Тициана находится в Музее истории искусств в Вене и во время «Точки зрения 13» оба шедевра вывешены рядом. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Но судьба нанесла ему жестокие удары (рядом со счастьем бродит беда. ). Эту функцию у Рубенса исполняют доспехи, активное действие на заднем плане, представление портретируемого как бы на возвышенном пьедестале51.
Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.
По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка.
Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Памятуя о неприятном римском опыте, Рубенс работал прямо в помещении церкви, что позволяло учитывать все особенности восприятия полотна105. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Будучи юношей, он учился у Адама Ван Ноорта.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. В итальянский период Рубенс ещё не достиг творческой зрелости, почти все критики единодушно заявляли, что его итальянское творчество не вполне самостоятельно и отмечено сильным влиянием шаблонов Болонской академии6162. Барокко. Монументальный строй композиции.
О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Эффектные архитектурные или пейзажные фоны, богатство колорита определяют несравненные декоративные качества этих больших картин, выполненных при широком участии помощников Рубенса (Франц Снейдерс, Якоб Иорданс, Антонис Ван Дейк).
Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Чтобы передать чувственный трепет жизни. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Там заметили, как интересно кураторы залов Рубенса обыгрывают тему Елены Фурман.
Рубенс и Иберти предстали перед премьер-министром герцогом Лерма, который принял представленные копии за оригиналы. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
Может красный ковер, это ее жизнь (не в смысле, что она мертва. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. И слава Богу.
Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Рубенс так любил эту свою работу, что в завещании, составленном 27 мая 1640 года, за три дня до смерти, среди произведений, не подлежащих разделу между наследниками, прежде всего была названа «Шубка». Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом.
В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Метод работы над этим портретом использовался художником долгие годы: сначала делался набросок или предварительный композиционный эскиз, затем— всегда с натуры— писалось лицо модели. Несомненно, что первоначально Рубенс изобразил супругу на открытом воздухе. Вдохновить Рубенса могли классическая статуэтка, которую он видел и зарисовывал в Риме (сейчас она находится в Лувре) и идея, почерпнутая из одной работы Тициана.
Всем им присуще обыкновенное живое участие как в сюжете, так и в действии. Она любит и любима.
Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Бесконечно он пишет и рисует ее изображая в виде Сусанны, Венеры, Андромеды или вакханки.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. По словам Н. Грицай, «в недостойный его кисти жанр придворного портрета художник вдохнул новую жизнь, решительно освободив его от характерных для маньеристического искусства рубежа XVI и XVII веков жёсткости письма, застылости композиций, напряжённой замкнутости словно отгороженных от реального мира образов. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Изучение пространства позади Елены выявило нечто любопытное. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям. Лекуре, «доходило до угодничества».
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Женщина изображена в сложном, винтообразном повороте. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини.
Вирсавия, которую в 1749 году в Париже приобрел Август III, курфюрст Саксонии и страстный любитель живописи, была трижды ранена: пробита пулей в 1849 году в дни революционных событий в Дрездене, где она хранилась в картинной галерее двора в марте 1920 года, когда путчисты заняли дворцовый комплекс Цвингер, куда в 1855 году была переведена картинная галерея, – пуля пробила отверстие длиной в 3 и шириной в 1 см. Он получил заказ на такую же серию из жизни её супруга Генриха IV, но этот проект так и остался неосуществлённым. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
Пробыв пажом чуть более года, Рубенс решительно заявил матери, что намерен учиться живописи. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Обычны для него тщательная проработка кружев воротников, фактуры жемчуга, шёлкового носового платка и перчаток, зажатых в руке эрцгерцога.
Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Герцог стремился собирать лучшие произведения искусства, в его дворце Рубенс впервые увидел работы Тициана, Веронезе, Корреджо, Мантеньи, Джулио Романо. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Несомненно, что первоначально Рубенс изобразил супругу на открытом воздухе.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Изучение пространства позади Елены выявило нечто любопытное. Поверенный в делах мантуанского герцогства Иберти предложил Рубенсу нанять испанского живописца и привести холсты в порядок, но 26-летний художник, не имевший реальных дипломатических полномочий, это предложение отверг46. Луки214.
Обнаженная Елена стоит на мягком красном ковре возле античного фонтана. Рубенс, как никто другой, умел вдохнуть подлинную жизнь и настоящую поэзию в условные мифологические образы «большого стиля». Дерево, масло. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.
Фон становится живописным пространством, средой, которая «втягивает» в себя тело, чтобы затем с еще большей энергией возвратить его сверкающую поверхность глазу, дать восхититься голубыми полутонами груди, звонкой медью волос, оттенками белого на драпировках и руках. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Она пленительна и очаровательна. 199 x 379 см. В те времена почта из Лондона в Мадрид шла 11 суток, а принятие решений занимало много времени192. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа».
Восхищенный красотой пленницы, Персей приближается к ней. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св.
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Речь шла о «Воздвижении креста». Эта картина дает пример тому, как свободно трактует он образы классической древности. Благодаря виртуозному мастерству Рубенса, кажется, что рядом – живая женщина. При постройке дома была предусмотрена отдельная купольная зала с верхним освещением, в которой разместили вывезенные из Италии скульптуры и камеи. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Чтобы изготовить такой прибор, ему даже пришлось нанять брабантского монетных дел мастера Жана де Монфора. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
Но взгляд не отводит. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Цикл картин был закончен в 1626 г., в настоящее время хранится в Париже в Лувре. Драматическое содержание передается в выразительных реалистических формах, полных бурного движения.
Художник изобразил себя анфас с уверенным выражением лица. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. 144, 8 x 193, 7 см.
Благодаря Рубенсу, слава о красоте его жены разлетелась далеко за пределы Фландрии. Композиция диагональная, – с правого нижнего к левому верхнему. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Позвоночник – слегка изгибается и напряжен. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».
Чтобы передать чувственный трепет жизни. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало.
Рубенс писал всех выдающихся деятелей противоборствующих сторон: поясной портрет Бэкингема сангиной и конный— маслом, полководца Спинолу и даже вдовствующую эрцгерцогиню, которая 10 июля 1625 года остановилась в его доме на пути из Бреды. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Многочисленность произведений Рубенса приводит к тому, что рубенсоведам далеко не всегда удаётся проследить историю каждого из них.
Красноватый цвет пола заставляет сделать глубокий энергичный вдох. Мужчины на его картинах всегда крепко сложены, даже великомученики, статус которых виден только по бледности кожи. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Параллельно мать записала Питера в светскую школу Ромбоутса Вердонка, где он смог раскрыть свои способности в области гуманитарных наук, стал изучать греческий язык.
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.
В городе праздновалось заочное бракосочетание принцессы Генриетты с английским королём, представителем жениха был герцог Бэкингем. Теперь он принадлежит только своему искусству и Елене. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. По приказу короля для Рубенса оборудовали студию во дворце и Филипп IV навещал его ежедневно, хотя общество фламандца явно привлекало монарха больше, чем его искусство. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.
Картина была подписана обоими художниками104. Цикл состоял из 21 картин, которые были развешаны в 1625 году в простенках между окнами и на торцовых стенных галереи Люксембургского дворца, ведущей в личные покои королевы.
Возможно, это труды Сенеки. 18 сентября он написал Бэкингему, что по договору Испания предоставляет Франции 60 военных судов, но инфанта полна решимости оттянуть их поставку, а Рубенс будет продолжать работать в прежнем направлении, хотя никто его об этом не просил177. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
При помощи аллегории в них рассказаны отдельные эпизоды из жизни Марии. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.
Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. В Нидерландах вся жизнь и вся культура еще дышала воздухом недавней революции. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
Уже в первые годы пребывания Рубенса в Антверпене возникла его мастерская, своего рода художественная Академия, примечательная не только колоссальным числом созданных здесь полотен, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии и других столиц Европы, но и тягой молоды талантов к совместной работе с Рубенсом. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Иными словами, мир мог быть постигнут путём персонификации, а человек ощущал в себе непосредственную причастность к мировым процессам116.
Это не просто портрет Елены – это портрет ее тела, мягкого, теплого, родного. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Слава венчает победителя, амуры спешат служить ему. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой.
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Ритм форм пространственно организует холст и служит его пластическому богатству. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Удивительны судьбы рубенсовских картин. Рубенс заботился о своих авторских правах. Третье приключение с Вирсавией случилось в годы второй мировой войны.
Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Девушка бледна (кроме румянца). Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Король, однако, чрезвычайно любезно принял Рубенса и отнёсся к нему как к полномочному представителю иностранной державы193.
Это создает потрясающий эффект присутствия.
Родился великий художник Питер Пауль Рубенс 28 июня 1577 года в городе Зигене, что в Германии. Прадо. В эпоху Ренессанса писающий мальчик символизировал плодородие и сексуальность.
Колорит картины строится на сочетании ярких пятен красного, синего, желтого и коричневого цветов. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Но вот осталась позади полная блестящих триумфов молодость.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно.
XVII век был временем глубоких социальных конфликтов и потрясений. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148.
Бэкингем согласился с этими условиями Рубенс доказал, что пользуется доверием при английском дворе, но в Мадриде к его действиям вновь отнеслись скептически. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. В частности, были убраны бойницы.
Елена появляется в жизни Рубенса в то время, когда он уже научился писать женщин. Именно он привил Питеру Рубенсу вкус к античным классикам и внушил идею, что талант не сможет проявить себя без могущественных покровителей24. Теперь этот образ получил живое воплощение – нежное, добродетельное, сияющее. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Лондон.
В его копиях Тициана, особенно в волосах персонажей, заметна фламандская техника наложения краски густым слоем49. На противоположной стене расположена картина Встреча в Нордлингене. Живая плоть и трепет жизни. Так, в картине «Путь на Голгофу» многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории.
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Их тяжелые, нерасчлененные массы движутся в безграничном пространстве. Он был желанным гостем и доверенным лицом для многих монархов Европы.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Очень показателен в этом отношении портрет «Камеристки Инфанты Изабеллы» 1625 год (дерево, масло 63, 5 х47, 5) – один из лучших погрудных портретов. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Тяжелая и темная масса шубы, контуры которой мягко сливаются с телом, с поблескивающим на манжетах золотым шитьем, еще более подчеркивает такое естественное на первый взгляд, но, в сущности, очень непростое движение, поворот, делающий пышную женскую фигуру легкой и грациозной. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года.
Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Стоит в неудобной позе, смущенная, словно окаменевшая).
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.
Тело словно светится, хочется к нему прикоснуться, оно теплое, живое, нежное и мягкое, рыхловатое. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. 23 марта он покинул Англию, а 6 апреля Бальтазар Моретус записал в дневнике о прибытии Рубенса в Антверпен. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Питер Пауль сотрудничал с семейством изготовителей клавесинов Рюккертов, создавал эскизы ковров и гобеленов для купца Свеертса145. Эта работа чарует трепетом жизни, лиризмом юного образа.
В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Начиная с 1600 по 1608 год, работал в разных городах.
Из Антверпена он вдоль Рейна последовал во Францию, посетил Париж, а далее направился в Венецию. Возможно, сыграли свою роль дружеские связи Марии Медичи с эрцгерцогиней Исабель Кларой Эухенией. 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Пушкина. На полотне она вся такая мягкая, рыхлая, как эта шубка на нее наброшенная.
Грубой мощи палачей и солдат противопоставляется более облагороженный образ Христа. Рубенс, который особенно любил высоко поднятую линию горизонта, на этот раз избирает точку зрения снизу, так возвышающую его модель. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. По К. Кларку, величие Рубенса-художника выражалось в том, что он понимал момент, когда можно отказаться от строгого канона классической формы119. В игре освещенных и затененных объемов живет, движется, будто на глазах созидается, образ. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Во взгляде смущение, на щеках румянец, но она полностью доверяет своему «мастеру» и готова для него на все, даже быть запечатленной обнаженной, хоть ей явно не свойственна роль натурщицы. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.
Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Возможно внесение незначительных изменений, таких как замена рамки или перефокусировка изображения, чтобы оно идеально соответствовало проекту, однако запрещается вносить в него какие-либо изменения, которые могут нанести вред целостности оригинального произведения (модификация форм искажения, резка изменение цветов, добавление элементов и т. д. ), если от художника предварительно не получено письменное разрешение. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела.
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Она замерла. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. В 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, где тот получил возможность лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, Тициана, а также копировать их.
Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Рубенс стремится изменить весь уклад своей жизни. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. В 1630 году, через четыре года после смерти первой своей супруги Изабеллы Брант, чья утрата, как писал художник своему другу Пейреску, «поражает меня до самых глубин моего существа», пятидесятитрехлетний Рубенс решает жениться на своей шестнадцатилетней племяннице Елене Фоурмен.
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Искусство чутко откликнулось на драматические противоречия эпохи. Сначала умерла дочка Клара Серена в 1623 году, а потом, в 1626 году, скончалась жена Изабелла Брант (друг и незаменимый помощник, как писал сам Рубенс в одном из своих писем). Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. В них начисто отсутствует мистика. Это были грязные полузатопленные штольни старых известняковых шахт. Однако он уже сам получил право принимать учеников, первым из которых стал Деодато дель Монте, сын серебряных дел мастера27. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. А Елена Фоурмент была, несомненно, плодовитой женщиной: за десять лет брака с Рубенсом она родила ему пятерых детей (и шестого — своему второму мужу, Яну-Баптисту ван Брукховену, за которого вышла после смерти художника).
Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. И именно с неё смотрит Елена (смотрит, положив щечку на ладошку и лукаво улыбаясь). Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Но Рубенс ответствовал мне, что именно в этом сказываются достоинства его живописи.
Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
5. Смотрит на Шубку (то есть на себя) и на тех, кто у этой Шубки останавливается. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. А самое интересное заключается в другом. Дерево, масло. Нидерланды (Фландрия).
Ее пушистые золотые волосы, распущенные по плечам, прихвачены лентой. 12 мая 1635 года был подписан нотариальный акт о приобретении Рубенсом поместья Стеен в Элевейте. Любовь к Елене сделала Рубенса проще и мягче, а его искусство – утонченней и задушевней.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
В картине воплощена духовная сила Рембрандта, его острая проницательность. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.
Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат.
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Вскоре после этого Рубенс добивается долгожданной отставки от дипломатических поручений.
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Резкая смена обстановки, однако, не изменила вкусов и устремлений юного Рубенса, его отталкивала богемная жизнь, которую вёл ван Ноорт20. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».
И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Патрон признавал его высочайшее дарование и позволял ощущать себя мэтром: например, только он был допущен к чтению итальянских дневников Рубенса с описанием его впечатлений и технических находок. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.
После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Рубенс тщательно проработал детали своего костюма, особенно пурпуэн— род камзола с высоким воротником, коричневые чулки и туфли вместе с дорогим нарядом супруги композиция близка типичному барочному портрету. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Он победил дракона и страшное чудовище бессильно разевает у его ног свою пасть. Он трепещет в золотистых волосах. Украшенные драгоценностями и почти нагие, женщины стоят перед Парисом, держащим золотое яблоко, которое он присудит красивейшей из трех.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Ликующему тону повествования отвечает красочность картины.
Питер Пауль Рубенс – «король живописи» XVII века, опытный дипломат, образованнейший ученый-гуманист, необыкновенная по мощи и яркости энциклопедическая личность, чьей дружбы искали лучшие умы Европы, – счастлив прославить своей кистью любимую жену, неподражае- Над входом в антверпенский дом Рубенса написаны слова римского поэта Ювенала: «В здоровом теле – здоровый дух». Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». После смерти Рубенса Елена хотела уничтожить эту работу и другие, на которых она тоже была обнажена, но через духовника её уговорили не делать этого. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
Волнистая линия мазка порождает иллюзию вибрации поверхности, ощущения внутренней жизни, движения. Однако благодаря отличным отношениям с королём он добился назначения посланником в Мадрид Фрэнсиса Коттингтона, происпански настроенного католика, который как раз и убедил художника остаться в Лондоне198. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Рубенсу также в значительной степени обязана своими достижениями и живопись 19 века. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Изобилен живописный мир Рубенса.
Это самый величественный автопортрет. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Как правило, портрет был только началом большого заказа, например, для украшения дворца или надгробия.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Нам довелось побывать в Музее изобразительных искусств, в Вене. Отпевание состоялось 2 июня. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Портрет был написан, когда у Рембрандта начались финансовые затруднения.