Принцип иерархичности у Шпрангера реализован в положении о «надындивидуальных смыслах» и приоритете целого над частью: «Целое есть первичное, анализ имеет смысл и значение лишь постольку, поскольку найденные элементы и моменты мыслятся в целом». Во время своего обучения в Берлинском университете Э. Шпрангер познакомился с Катариной Хендлих, с которой он активно вёл переписку в течение всей жизни. Шпрангер Э. Два вида психологии (первая глава из работы «Формы жизни») / Хрестоматия по истории психологии.
На данный момент (особенно в связи с выходом в свет перевода на русский язык его главного сочинения «Формы жизни») мы можем констатировать интерес к философским идеям Шпрангера. Э. шпрангер (1882-1963) продолжил развитие описательной психологии Дильтея, учеником которого он был. Эдуард Шпрангер (нем. Eduard Spranger 27июня 1882, Берлин— 17 сентября 1963, Тюбинген)— немецкий философ-идеалист, психолог, педагог в разные годы— профессор университетов Берлина, Лейпцига, Тюбингена.
Шпрангер говорит, что существует особая деятельность. Шпрангер, это единение с другой психикой, вчувствование в нее, осуществляемое через посредство ее видимого обнаружения во внешнем телесном образе, Э Шпрангер выделяет три ступени эротических переживаний. Э. шпрангер является автором разносторонних работ по вопросам истории европейской культуры, психологии, педагогики, философии и религии. Эдуард Шпрангер, Вольфганг Шадевальдт и Йене Йессен, посол Ульрих фон Хазен, врач Фердинанд фон Зауэрбрух, а также генерал Людвиг Бек. Шпрангер настаивал еще на одном положении, а именно на различии понятий переживание и понимание.
В 1960 году скончалась Катарина Хендлих, близкий друг Э. Шпрангера, а в 1963 году— его супруга Сюзанна. Ищете, что такое Шпрангер (spranger) Эдуард. Бартоломеус Шпрангер (Bartholomaus (Bartolomeus) Spranger) (21 марта 1546, Антверпен — 27 июня 1611, Прага) — фламандский художник, живший и работавший в Чехии, входившей в то время в Германскую империю.
Э. шпрангер обосновывал идеи философии жизни и философии культуры, в частности с помощью «понимающей психологии», основывающейся на принципах «наук о духе», выведенных Вильгельмом Дильтеем и положениях учения о ценностях, разработанных Генрихом Риккертом. Эдуард Шпрангер (нем. Eduard Spranger 27июня 1882 (18820627), Берлин— 17 сентября 1963, Тюбинген)— немецкий философ жизни, психолог, педагог в разные годы— профессор университетов Берлина, Лейпцига, Тюбингена. Духовную же ценность Шпрангер понимал как свойство духа.
В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. В свою очередь, объективное Э. Шпрангер выводит из «жизненности», которая выступает в виде «структур» или даже «организмов». В свою очередь, объективное Э. Шпрангер выводит из «жизненности», которая выступает в виде «структур» или даже «организмов». На основе психологии Шпрангера были разработаны тесты изучения ценностей (Оллпорт, Ф. Верной, Г. Линдсей) и интересов личности (Дж. Шпрангер выделил шесть человеческих типов исходя из жизненных целей и ценностей человека, которые действуют помимо и независимо от каких-либо биологических влечений и потребностей.
Эдуард Шпрангер (нем. Eduard Spranger 27июня 1882 (18820627), Берлин— 17 сентября 1963, Тюбинген)— немецкий философ-идеалист, психолог, педагог в разные годы— профессор университетов Берлина, Лейпцига, Тюбингена. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Психология личности. На этой странице вы узнаете значение термина Шпрангер (spranger) Эдуард во всех словарях и энциклопедиях, а также получите примеры его употребления в повседневной жизни. Э. шпрангер умер спустя пять месяцев после её кончины и был похоронен рядом с ней на городском кладбище Тюбингена.
Первое появление сексуально окрашенных переживаний связано, как отмечает Шпрангер, с чувством ужаса, страха перед чем-то таинственным и, незнакомым. Э. шпрангер полагал, что в каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать.
Читал гостевые лекции в Японии (1936–1939). Боннстеттер, глава компании TTI Success Insights, разработал онлайн-диагностику основных мотиваторов человека (PIAV— Personal Interests, Attitudes Values), применяющуюся в управлении персоналом для отбора, мотивации, повышения эффективности работы сотрудников. Интерес к психологии и философии личности появился у мыслителя совсем не случайно. Leipzig, 1919 Gothe und die Metamorphose des Menschen.
Эстетич. культурфилософ, психолог, педагог, представитель философии жизни. Понимание) как способе постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Leipzig, 1932 Entwicklungspsychologie. На основе типологии Г. Олпортом, П. Верноном и Г. Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. На основе данной типологии личностей Г. Олпортом, П. Верноном и Г. Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. иллюзии – сведения науки иск-ва и религии к обществ.
в сборнике "Педология юности", 1931) и др. Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории. Шпрангер исходит из различения психологии элементов и структурной (или гуманитарной) психологии. В 1595 г. ему было присвоено дворянское звание. проф.
— профессор Лейпцигского университета, с 1920г. 27. 6. 1882, Берлин – 17. 9. 1963, Тюбинген) — немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. Эстетическое для него – лишь звено в цепи средств для достижения целей власти. В 1945г.
Это не нормативная, а описательная и понимающая наука в дильтеевском духе. нем. ценностную систему. Рассматривая личность как носителя культуры, Ш. отрицательно относится к социологич. Налицо, таким образом, стремление объективировать субъективное.
М., 1980 Kultur und Erziehung. содержание культуры. отношений, а.
установке субъекта из к-рых Ш. выводит и осн. 17 сент. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре объективного духа и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение форм жизни.
Бывает так, что религиозный тип формируется с доминированием эстетического начала и тогда он признает недостаточность эстетических средств для выражения высшего (Кьеркегор) или, напротив, создает эстетически окрашенную форму религии (Плотин). работал в качестве профессора университета Тюбингена. Наконец, помимо этих двух основных идеальных религиозных типов (положительного и отрицательного), существует еще множество промежуточных типов. Призывая освободиться от социологич.
Идея жизненных форм сочетается у Ш. с вполне определенной психологией. Психология элементов занимается частными структурами и в этом отношении должна следовать за структурной (гуманитарной) психологией. Для социального человека организующим принципом жизни является любовь в религ. философ, психолог, педагог. Например, основной религиозный настрой может связываться с ценностями познания и демонстрируется противоположность рационального и религиозного способов познания мира (Декарт, Юм, Кант, Якоби, Фихте, Жан-Поль) или их близость и слияние в некотором высшем синтезе (Гегель) или же они разделяются с признанием значения чисто теоретической сферы и утверждением самостоятельного права некоторого откровения ценности (Шлейермахер). Идея жизненных форм сочетается у Шпрангера с понимающей психологией в духе Дильтея: душа есть «смысловая взаимосвязь действий, переживаний и реакций, объединенных человеческим Я».
Однако надындивидуальные целостные «структуры», в которые включены индивиды (одной из таких структур является общество), остаются для нас непознаваемыми в их подлинном существе. Религиозная ориентация стремится связать каждое событие со всеобъемлющим смыслом жизни чел. в Лейпциге (с 1912), Берлине (1920–46). Все прочие ценности для него вторичны. Единственным путём познания любых духовных форм Э. Шпрангер считал постижение индивидуальной структуры духа. Geistwissenschaftliche Psychologie.
Созданная Шпрангером культурно-психологическая типология в дальнейшем неоднократно использовалась социологами и психологами (в частности, Г. Олпортом) для анализа жизненных стилей личностей и групп. (част. ) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте, в сб. : Педология юности, М. –Л., 1931. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946г.
Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории. Учился в Берлине у Дильтея и Паульсена, с 1912 орд. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946г. Последняя тайна религиозности противится всякому, даже эстетическому, оформлению». «Религиозный» человек тот, чья целостная духовная структура постоянно ориентирована на обнаружение высшего ценностного переживания, приносящего бесконечное и совершенное удовлетворение. расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты оформления и переоформления мирового целого, то он стоит на границе между человеком властным и человеком эстетическим.
– профессор Берлинского университета. Центральный вопрос этой психологии – вопрос о сущности понимания (см. В этой враждебности по отношению к социологии Ш. близок своему учителю Дильтею. С 1909г.
Его специфическая форма мотивации – «воля к форме», выражающаяся в мотивах частного порядка, таких, как самореализация, «построение и оформление самого себя», универсализация эстетического видения, тотализация форм. в Лейпциге, с 1920 – в Берлине, с 1946 – в Тюбингене. направления духовной объективации, определяют характер выделяемых Ш. шести осн.
Из такого взаимодействия рождается оригинальный взгляд на человеческую личность. 27 июня 1882, Берлин – ум. Для «социального» человека организующим принципом жизни является любовь в религиозном смысле этого слова. Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни).
Получил философское историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. пер. Однако надындивидуальные целостные «структуры», в которые включены индивиды (одной из таких структур является общество), остаются для нас непознаваемыми в их подлинном существе. смысле этого слова. В 1944 был арестован и заключён в Моабитскую тюрьму.
Боннстеттер, глава компании TTI Success Insights, разработал онлайн-диагностику основных мотиваторов человека (- Personal Interests, Attitudes Values), применяющуюся в управлении персоналом для отбора, мотивации, повышения эффективности работы сотрудников. В зависимости от особенностей, способности духовного постижения, а также в зависимости от ценности и смысла схватываемого содержания Шпрангер различает шесть форм жизни (по одной на каждую область культуры) – шесть осн. Соц. человек хозяйства, теоретич человек науки, эстетич.
до своей отставки в 1953г. идеализм как силы, породившие современную жизнь. Также на основе представления о культурно-психологических типах Билл Дж. Идея жизненных форм сочетается у Ш. с вполне определенной психологией. «Религиозный» человек тот, чья целостная духовная структура постоянно ориентирована на обнаружение высшего ценностного переживания, приносящего бесконечное и совершенное удовлетворение.
Все прочие ценности для него вторичны. пер. силам и ограничения нравственности социально-этическим, Ш. признает неразрывную связь социальной формы и культурного содержания, но решающую роль отводит не формам обществ. человек.
в его включенности в определ. Эстетический человек – тот, кто все свои впечатления преобразует в выражения. 1882, Грослихтерфельде, близ Берлина, — 17. 9. 1963, Тюбинген), немецкий философ-идеалист, психолог, педагог, профессор университетов Лейпцига (с 1911), Берлина (1920—46), Тюбингена (с 1946). Эстетическое для него – лишь звено в цепи средств для достижения власти. Политический человек. Мотивы его отличаются от мотивов «теоретика» тем, что вместо ценностей логики решающую роль играют ценности полезности.
Его специфическая форма мотивации — «воля к форме», выражающаяся в мотивах частного порядка, таких, как самореализация, «построение и оформление самого себя», универсализация эстетического видения, тотализация форм. В самом общем виде мотивация властного человека – это стремление преобладать над другими. Москва. Сообразно идее направлений душевной жизни Шпрангер выделяет шесть идеальных (в смысле теоретической чистоты) типов личности: теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный. В основном своем труде, Формы жизни (Lebensformen.
Halle, 1914, в рус. Все прочие мотивации вспомогательны.
Единство душевной жизни как смысловой связи различных психич. Отсюда враждебное отношение Шпрангера к социологии как науке, организованной по модели естественных наук: она не способна понять науку искусство, религию, культуру в целом, «растворяя» их в абстрактных социальных структурах и взаимодействиях. по кн. : Philosophen-lexikon, Bd 2, В., 1950, S. 612–13) Метод понимающей психологии был реализован Ш в работе Психология юношеского возраста (Psychologie des Jugendalters, Lpz., 1924, 27 Aufl., Hdlb., 1963) – одном из наиболее влият. Для познавательной ориентации важны идеи как таковые.
инстанции. Его специфич. Персоналистический подход Шпрангера Э. к структуре личности Э. Шпрангер рассматривал характер как имманентную предрасположенность субъекта к определенной форме восприятия и деятельности (эстетической, практической и др. ). философ, психолог и педагог.
Мотивы его отличаются от мотивов «теоретика» тем, что вместо ценностей логики решающую роль играют ценности полезности. Но если властным человеком начинает двигать не столько рац. «Властный» человек может существовать в любой из ценностных сфер.
В 1945г. Сформировался под влиянием Дильтея испытал сильное воздействие Руссо и философии ценностей баденского неокантианства. Он считает, что есть извечное и оно является, оно детерминирует жизнь человека. Halle, 1924 Die Kulturziklentheorie und das Problem des Kulturverfalls.
Поскольку такой человек все равно оказывается включенным в многообразные связи этого мира, то к этому чистому типу всегда примешиваются оттенки иных областей жизни и формируется тип философского мистика (Дионисий Ареопагит), эстетического мистика (Плотин) и некоторые другие подтипы в рамках одного общего типа отрицательного мировосприятия. 1963) – нем. Все прочие ценности для него вторичны. Она присуща людям политического типа.
«Экономический» человек – тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность все становится для него средством поддержания жизни, квазиприродной борьбы за существование. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. В основном своем труде, «Формы жизни» Э. Шпрангер отверг психологию элементов, расчленяющую душевный процесс на составные части и основывающуюся на данных физики и физиологии. группы как сверхиндивид. Существуют люди, живущие религией совершенного утверждения жизни, религией любви и принятия всех форм живого существования (Бруно, Шефтсбери, Гете). Все прочие мотивации вспомогательны.
Культура вот таким образом должна кардинальным образом порвать с социологией. Все прочие ценности дли него вторичны. Над ними нет никакой высшей, привилегированной познавательной инстанции. Но, как об-во, так и другие структуры и организмы, действующие в пространстве и времени, непознаваемы для нас в их подлинном строении.
«Эстетический» человек—тот, кто «все свои впечатления преобразует в выражения». Лит. : Croner E., E Spranger, В., 1933, Neu., Bibliographie. В этой враждебности по отношению к социологии Ш. близок своему учителю Дильтею. структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоц. Это не нормативная, а описат.
(1882-1963) – нем. М., 1980, с. 286-300 Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). «Экономический» человек — тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность все становится для него средством поддержания жизни, квазиприродной борьбы за существование.
В 1945 был назначен ректором Берлинского ун-та, с 1946 – проф. В 1944г. Проф. работал в качестве профессора университета Тюбингена. – профессор Лейпцигского университета, с 1920г. В самом общем виде мотивация властного человека — это стремление преобладать над другими все прочие мотивации вспомогательны.
Berlin, 1942 Kulturpathologie. Налицо стремление объективировать субъективное.
Созданная Шпрангером культурно-психологическая типология в дальнейшем неоднократно использовалась социологами и психологами (в частности, Г. Олпортом) для анализа жизненных стилей личностей и групп. В 1944г. Религия дает человеку возможность постичь смысл мира, постичь мир как целое, чего не может дать наука и различные формы философствования (ведь здесь Шпрангер имеет в виду прежде всего новоевропейский рационализм). Экономический человек – тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность. в Тюбингене. в Лейпциге, с 1920 – в Берлине, с 1946 – в Тюбингене. по 1944г.
индивидуальности: экономич. Тексты. см. Ш. выделяет шесть жизненных форм или культурно-психол. Во всех этих случаях развитие того или иного религиозного типа, поводы к религиозному обращению, скорость, с которой происходит обращение интенсивность религиозных переживаний различаются в зависимости от индивидуальных особенностей, в частности, от того, является ли тот или иной человек по своей природе творческим или воспринимающим, каковы его познания, каким путем он пришел к религии (по традиции или в результате личной духовной работы). пер. : (част. ) Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии.
Таким образом у Шпрангера сохраняется связь религии и миром ценностей, которую проследил еще Геффдинг в своей «Философии религии». Душа взаимодействует с духом, причем принципы и закономерности духовной работы имманентны душе и субъективное «везде и всегда есть отпечаток с объективного».
ориентация и, следовательно, соц. В основном своем труде, Формы жизни (Lebensformen. Холланда.
типов чело-веч. по 1920г. идеальных типов человеч. Это не нормативная, а описательная и понимающая наука в дильтеевском духе.
Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В своем главном труде – «Жизненные формы» (Lebensformen, 1921) – Шпрангер выделил шесть главных культурно-психологических типов («жизненных форм»), каждому из которых соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и т. д. Подобно философам Платона, такие люди ценят знания и истину. Властный человек может существовать в любой из ценностных сфер.
человек – тот, кто все свои впечатления преобразует в выражения. Политическая ориентация направлена на приобретение превосходства и власти над др. путём познания любых духовных форм Ш. считал постижение индивидуальной структуры духа. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. Weimar, 1924 Psychologie des Jugendalters. Над ними нет никакой высшей, привилегированной познават.
Geistwissenschaftliche Psychologie, Halle, 1914, в рус. Так, для теоретич. Но если властным человеком начинает двигать не столько рациональный расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты переоформления мирового целого, то он стоит на границе между человеком властным и человеком эстетическим. (27 июня 1882 – 17 сент.
(част. ) Два вида психологии, в кн. Он был обусловлен, в частности, сильным влиянием философии жизни Дильтея, который был одним из его университетских наставников. типов, каждому из к-рых соответствует своеобр. Halle, 1921, S. 57). внутренние культурные целостности в надиндиви. В основном философском сочинении "Формы жизни" (1914) развивал идеи целостной ("структурной") психологии, которую он — в духе неокантианского разграничения "наук о духе" и "наук о природе"— противополагал естественнонаучной "психологии элементов".
«Властный» человек может существовать в любой из ценностных сфер. филос. по 1920г. дуальные, объективные культурные единства. Шпрангер Эдуард (нем. Tubingen, 1947 Kulturbegegnungen als philosophisches Problem.
соч. Эстетическое для него — лишь звено в цепи средств для достижения власти. 6. Над ними нет никакой высшей, привилегированной познавательной инстанции.
Эстетическое для него – лишь звено в цепи средств для достижения целей власти. Это тот, кто хочет и может внушать другим людям собств. Таких основных идеальных типовиндивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественнаядеятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни).
Этому типу соответствует тип трансцендентого мистика. Идея жизненных форм сочетается у Ш. с вполне опр. Шпрангер (Spranger) Эдуард (27. 6. пер. : (част. ) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности.
С 1909г. Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории. Заслуженным успехом увенчался его труд под названием «Теоретико-познавательные и психологические основания исторической науки», который был написан под научным руководством Фридриха Паульсена и Эриха Шмидта и успешно защищен Шпрангером в 1905 году.
Налицо, таким образом, стремление объективировать субъективное. И первый тип, теоретический, тоже, по существу ищет смысл жизни. По Шпрангеру, альфа и омега культуры — индивидуальность, а человек — это носитель духа. Такая позиция стала основой той огромной работы, которую вел Шпрангер в области педагогики, организации образования и культурной политики. человек иск-ва, социальный человек любви и самоотдачи, политич. человека высшая форма деятельности, определяющая характер всех его жизненных проявлений, – познание.
Halle, 1921, S. 57).
Экономический человек – тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность. Психика объявлялась проявлением самовыдвижения духа. до своей отставки в 1953г. Филос. Одной из таких структур является об-во – надиндивидуальная целостность, в к-рую включены индивидуумы. человек – тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность.
род. Все прочие мотивации вспомогательны. В начале XX в. сходная типология была предложена немецким психологом Эдуардом Шпрангером. целей, если не может включить их во всеобщую систему закономерностей жизни и поведения.
Это не человек, который стремится к административной власти. Эта установка свойственна людям теорет. ценностную установку как мотив деятельности. типа.
формы, мы не можем понять их смысл иначе как через схему духовной индивидуальности Различия в смысловой (ценностной) направленности и психологич. Идея жизненных форм сочетается у Шпрангера с понимающей психологией в духе Дильтея: душа есть «смысловая взаимосвязь действий, переживаний и реакций, объединенных человеческим Я». сферы и т. д. В своих работах в области культуты и педагогики Шпрангер рассматривал античность, христианство и нем. Автор работ по теории и истории педагогики (в т. ч. о В. Гумбольдте, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеле), "Психологии юношеского возраста" (1924, рус.
В самом общем виде мотивация властного человека – это стремление преобладать над другими. ориентации касаются отношений индивидуума с др. Под руководством Дильтея (и в соответствии с методологическими посылками его системы) Шпрангер приступил к исследованию личности Фридриха Якоби и написал (в 19 лет. ) о нем большую работу, которую, однако, не удалось защитить. психологией. Все прочие ценности для него вторичны. В свою очередь, объективное Ш. выводит из жизненности, которая выступает в виде структур или даже организмов. педагогики 20 в. Соч. : Wilhelm von Humboldt und die Humamt.
Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории. Единств. также Структурная психология, Всемирное благочестием).
людьми. По Шпрангеру, альфа и омега культуры – индивидуальность, а человек – это носитель духа. К исследованию личности и к типам личности Шпрангер в той или иной мере обращается почти в каждой из своих крупных работ. Stuttgart, 1948. Для «социального» человека организующим принципом жизни является любовь в религиозном смысле этого слова. людьми.
Две др. Культура вот таким образом должна кардинальным образом порвать с социологией. Основной задачей духовно–научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре объективного духа и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение форм жизни. обоснованию культуры.
Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории. Сторонник метода В. Дильтея «наук о духе», который базируется на интуитивном постижении духовной целостности, основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Э. Шпрангер ввел понятие «понимающей психологии». В осн.
функций осуществляется в актах духовной деятельности Я, реализующей определ. Geistwissenschaftliche Psychologie, Halle, 1914, в рус. Осн. В самом общем виде мотивация властного человека – это стремление преобладать над другими.
В 1944 был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. Реальная власть – это власть, которая основывается на истинных духовных ценностях. Эстетич., напр., для него -- лишь звено в цепи средств для достижения целей власти. Структурная психология занимается этой целостностью, полнотой душевных взаимосвязей, а также исследует мир надындивидуальных смыслов (духовных достижений, как их называет Шпрангер), формирующихся в результате взаимодействия психических структур отдельных субъектов.
С 1912 – ординарный проф. труде – Жизненные формы (1921) – Ш. развил культурфилософскую интерпретацию осн. Духовно-научная или понимающая (в дильтеевском смысле), психология должна рассматривать душевный процесс как нек-рую целостность в его смысловых связях, т. е. В основном своем труде, Формы жизни (Lebensformen. по 1944г. Этому типу, по Шпрангеру, соответствует тип имманентного мистика.
Структурная психология постигает душевную жизнь как «осмысленную взаимосвязь функций, в которой различные ценностные направления соотнесены друг с другом через единство сознания Я». «Эстетический» человек – тот, кто «все свои впечатления преобразует в выражения». Над ними нет никакой высшей, привилегированной познавательной инстанции. Созданная Ш. культурно-психологическая типология в дальнейшем неоднократно использовалась социологами и психологами (в частности Г. Олпортом) для анализа жизненных стилей личностей и групп. существования.
5. Исследования. В своем главном труде — «Жизненные формы» (Lebensformen, 1921) — Шпрангер выделил шесть главных культурно-психологических типов («жизненных форм»), каждому из которых соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и т. д. Так, для теоретического человека высшей формой деятельности, определяющей характер всех его жизненных проявлений, выступает познание. и понимающая наука в дильтеевском духе.
Сторонник метода В. Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. В своем гл. Душа взаимодействует с духом, причем принципы и закономерности духовной работы имманентны душе и субъективное «везде и всегда есть отпечаток с объективного». Властный человек может существовать в любой из ценностных сфер. — профессор Берлинского университета. Люди эстетического типа ценят форму и гармонию.
Вот таким образом обществ. (част. ) Два вида психологии, в кн. Властный человек может существовать в любой из ценностных сфер. Для духовных образований у нас нет иного орудия познания, кроме индивидуальной духовной структуры. - нем.
видения, тотализация форм. человек власти и религ. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). Л. Г. Ионин Два вида психологии (1914) // Хрестоматия по истории психологии.
Холланда. Экономич. соч.
он – преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911г. Leipzig, 1926 Volk, Staat und Erziehung. Отсюда враждебное отношение Шпрангера к социологии как науке, организованной по модели естественных наук: она не способна понять науку искусство, религию, культуру в целом, «растворяя» их в абстрактных социальных структурах и взаимодействиях. Шпрангер пишет: «Богом называют объективный принцип, мыслимый в качестве предмета высшего ценностного опыта личности». внутренние культурные целостности в надиндиви.
М. -Л., 1931. Единств. пер. дуальные, объективные культурные единства. Помимо благоговения, Шпрангер часто и много говорит о религиозном чувстве в смысле счастья, высшей радости, наслаждения жизнью.
– Формы жизни (Lebensformen, Halle/ Saale, 1914 8 Aufl., T. bingen, 1950) Ш. развивает идеи целостной (структурной) психологии, к-рую он – в духе неокантианского разграничения наук о духе и наук о природе – противополагает совр. 1963, Тюбинген) – нем. ему естественнонауч. Ю. Попов.
Над ними нет никакой высшей, привилегированной познавательной инстанции. Lpz., 1924, в рус. пер. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Эстетический человек – тот, кто все свои впечатления преобразует в выражения.
Также на основе представления о культурно-психологических типах Билл Дж. Sprangers, T. bingen 1958, Вeitl D., Das Bild des Jugendlichen in der Psychologie des Jugendalters von E. Spranger, (библ. ). он — преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911г.
человеческих типов: 1) теоретический 2) экономический 3) эстетический 4) социальный 5) человек силы 6) религиозный человек. В своем главном труде – Жизненные формы (1921) – Ш. развил культурфилософскую интерпретацию главных типов человеческого существования.